Олеша зависть о чем

Краткое содержание Олеша Зависть

В романе идет речь об абсолютно счастливом человеке, с хорошим здоровьем и привычками, одном из замечательных людей государства.

Бабичев подобрал пьяного мужчину, за грубые высказывания его выгнали на улицу. Он пожалел его и на время предоставил жилье, кров, пищу и работу, пока не вернется его приемный сын Володя Макаров. Пока живет Кавалеров в квартире Бабичева, вместо благодарности ужасно завидует он его здоровью, энергии, знаменитости. Считает, что спаситель его всего этого не заслужил, вот он напротив заслужил, а не имеет. Кавалеров понимает, что никогда ничего не добьется, ни любви, ни знаменитости. Он вспоминает о приюте у толстой Анечки Прокопович.

Решив уйти из его квартиры. Пишет письмо Кавалеров Бабичеву, где высказывает: неприязнь и ненависть. Он пишет в письме, что понимает Ивана, которого он видел, когда Бабичев с ним ругался. Андрей Бабичев тогда сказал, что его брат Иван — «негодяй, плохой человек». Возвращается приемный сын Володя, в тот момент, когда Кавалеров собирает свои вещи.

Письмо Кавалеров решает не оставлять, но позже понимает, что случайно взял чужое письмо. Сначала он хотел вернуться и попросить прощение. Но когда явился в дом опять начал клеветать и Бабичев его выгнал. Кавалеров связывается с Иваном Бабичевым, тот рассказывает ему про свою жизнь, что ничего у него в жизни не получилось: и инженером он работал и механиком был, и стихи сочинял и даже музыкальные пьесы, вот теперь в пивных пропадает. Иван рассказывает Кавалерову про машину которую он создал.

На ночь Кавалеров пришел к Анечки Прокопович, она сравнивает его со своим покойным мужем, отчего Кавалеров приходит в бешенство и ударяет Анечку. Женщина ухаживает за главным героем, когда он заболевает. После Кавалеров убегает. Он думает, что может начать жизнь заново, но возвращается к вдове и видит там Ивана, который предлагает выпить Кавалерову за равнодушие.

Роман про алкоголика живущего в своем мире, неудачника, завидовавшего человеку у которого все получалось. Кавалеров явно нуждающийся в помощи специалистов персонаж. Он уходит в мир созданный его воображением. Поступки раскрывают его как неуравновешенную личность и психически не нормального человека. В произведении великолепно отражено, какой слабый и озлобленный может быть человек. Это роман о человеке, не нашедшем себе места в новом мире.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

В рассказе описывается жизнь одной деревенской семьи по фамилии Простаковы. У барыни Простаковой был сын по имени Митрофан. Мать заказала ему кафтан у портного. После чего разозлилась на портного.

Рассказ начинается с повествования начала жизни стрижонка. Автор подробно описывает его мать, делая акцент на её заботу, справедливость и строгость в воспитании.

Повествование идет о мальчике, по имени Коля Красоткин, у которого есть только мама, но проживают они в доме еще с несколькими людьми: служанкой, по имени Агафья и докторшей

Повествование в произведении ведется от имени лирического героя, основанное на личных воспоминаниях поэта, проведенных на берегу любимой реки в детстве и отрочестве.

Сказочная повесть «Старик Хоттабыч», созданная советским писателем Лазарем Иосифовичем Лагиным в сороковых годах прошлого века, актуальна и для современных читателей.

Источник

Зависть

«Он поёт по утрам в клозете. Можете представить себе, какой это жизнерадостный, здоровый человек». Без этой хрестоматийной, ставшей летучей фразы, с которой начинается роман Олеши, не обойтись. А речь в ней идёт о бывшем революционере, члене Общества политкаторжан, ныне же крупном советском хозяйственнике, директоре треста пищевой промышленности Андрее Бабичеве. Видит же его таким — могучим гигантом, хозяином жизни — главный герой, человек, потерявшийся в жизни, Николай Кавалеров.

Андрей Бабичев подобрал пьяного Кавалерова, валявшегося возле пивной, из которой его вышвырнули после ссоры. Он пожалел его и дал на время приют в своей квартире, пока отсутствует его воспитанник и друг, представитель «нового поколения», восемналцатилетний студент и футболист Володя Макаров. Две недели живёт у Бабичева Кавалеров, но вместо благодарности испытывает к своему благодетелю мучительную зависть. Он презирает его, считает ниже себя и называет колбасником. Ведь он, Кавалеров, обладает образным видением, чуть ли не поэтическим даром, который использует для сочинения эстрадных монологов и куплетов о фининспекторе, совбарышнях, нэпманах и алиментах. Он завидует преуспеянию Бабичева, его здоровью и энергии, знаменитости и размаху. Кавалерову хочется поймать его на чем-то, обнаружить слабую сторону, найти брешь в этом монолите. Болезненно самолюбивый, он чувствует себя униженным своим приживальчеством и бабичевской жалостью. Он ревнует к незнакомому ему Володе Макарову, чья фотография стоит на столе у Бабичева.

Кавалерову двадцать семь лет. Он мечтает о собственной славе. Он хочет большего внимания, тогда как, по его словам, «в нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами». Он хотел бы родиться в маленьком французском городке, поставить перед собой какую-нибудь высокую цель, в один прекрасный день уйти из городка и в столице, фанатически работая, добиться её. В стране же, где от человека требуется трезвый реалистический подход, его подмывает вдруг взять да и сотворить что-нибудь нелепое, совершить какое-нибудь гениальное озорство и сказать потом: «Да, вот вы так, а я так». Кавалеров чувствует, что жизнь его переломилась, что он уже не будет ни красивым, ни знаменитым. Даже необычайной любви, о которой он мечтал всю жизнь, тоже не будет. С тоской и ужасом вспоминает он о комнате у сорокапятилетней вдовы Анечки Прокопович, жирной и рыхлой. Он воспринимает вдову как символ своей мужской униженности. Он слышит её женский зов, но это будит в нем только ярость («Я не пара тебе, гадина!»).

Кавалеров, такой тонкий и нежный, вынужден быть «шутом» при Бабичеве. Он носит по указанным адресам изготовленную по технологии Бабичева колбасу, «которая не прованивается в один день», и все поздравляют её создателя. Кавалеров же гордо отказывается от её торжественного поедания. Его разбирает злоба, потому что в том новом мире, который строит коммунист Бабичев, слава «вспыхивает оттого, что из рук колбасника вышла колбаса нового сорта». Он чувствует, что этот новый, строящийся мир есть главный, торжествующий. И он, Кавалеров, в отличие Бабичева, чужой на этом празднике жизни. Ему постоянно напоминают об этом, то не пустив на лётное поле аэродрома, где должен состояться отлёт советского аэроплана новой конструкции, то на стройке ещё одного детища Бабичева — «Четвертака», дома-гиганта, будущей величайшей столовой, величайшей кухни, где обед будет стоить всего четвертак.

Измученный завистью, Кавалеров пишет Бабичеву письмо, где признается в своей ненависти к нему и называет тупым сановником с барскими наклонностями. Он заявляет, что становится на сторону брата Бабичева — Ивана, которого однажды видел во дворе дома, когда тот угрожал Андрею погубить его с помощью своей машины «Офелии». Андрей Бабичев тогда сказал, что его брат Иван — «лентяй, вредный, заразительный человек», которого «надо расстрелять». Чуть позже Кавалеров случайно оказывается свидетелем того, как этот толстый человек в котелке и с подушкой в руках просит девушку по имени Валя вернуться к нему. Валя, дочь Ивана Бабичева, становится предметом его романтических устремлений. Кавалеров объявляет Бабичеву войну — «. за нежность, за пафос, за личность, за имена, волнующие, как имя „Офелия“, за все, что подавляете вы, замечательный человек».

Как раз в тот момент, когда Кавалеров, намереваясь окончательно покинуть дом Бабичева, собирает свои пожитки, возвращается студент и футболист Володя Макаров. Растерянный и ревнующий Кавалеров пытается оклеветать перед ним Бабичева, но Макаров не реагирует, а спокойно занимает своё место на так полюбившемся Кавалерову диване. Письмо Кавалеров не решается оставить, но потом вдруг обнаруживает, что по ошибке захватил чужое, а его так и осталось лежать на столе. Он в отчаянии. Снова возвращается он к Бабичеву, ему хочется пасть в ноги благодетелю и, покаявшись, умолять о прощении. Но вместо этого он только язвит, а увидев появившуюся из спальни Валю, и вовсе впадает в транс — снова начинает клеветать и в конце концов оказывается вышвырнутым за дверь. «Все кончено, — говорит он. — Теперь я убью вас, товарищ Бабичев».

С этого момента Кавалеров в союзе с «современным чародеем» Иваном Бабичевым, учителем и утешителем. Он слушает его исповедь, из которой узнает про незаурядные изобретательские способности Ивана, с детства удивлявшего окружающих и получившего прозвище Механик. После Политехнического института тот некоторое время работал инженером, но этот этап в прошлом, теперь же он шатается по пивным, за плату рисует портреты с желающих, сочиняет экспромты и т. п. Но главное — проповедует. Он предлагает организовать «заговор чувств» в противовес бездушной эре социализма, отрицающей ценности века минувшего: жалость, нежность, гордость, ревность, честь, долг, любовь. Он созывает тех, кто ещё не освободился от человеческих чувств, пусть даже и не самых возвышенных, кто не стал машиной. Он хочет устроить «последний парад этих чувств». Он пылает ненавистью к Володе Макарову и брату Андрею, отнявших у него дочь Валю. Иван говорит брату, что тот любит Володю не потому, что Володя — новый человек, а потому, что сам Андрей, как простой обыватель, нуждается в семье и сыне, в отеческих чувствах. В лице Кавалерова Иван находит своего приверженца.

Кавалеров стыдится своего малодушия, он видел лишь мальчика, свистевшего в два пальца. Он сомневается в существовании машины и упрекает Ивана. Между ними происходит размолвка, но потом Кавалеров сдаётся. Иван рассказывает ему сказку о встрече двух братьев: он, Иван, насылает свою грозную машину на строящийся «Четвертак», и та разрушает его, а поверженный брат приползает к нему. Вскоре Кавалеров присутствует на футбольном матче, в котором принимает участие Володя. Он ревниво следит за Володей, за Валей, за Андреем Бабичевым, окружёнными, как ему кажется, всеобщим вниманием. Он уязвлён, что самого его не замечают, не узнают, и прелесть Вали терзает его своей недоступностью.

Ночью Кавалеров возвращается домой пьяным и оказывается в постели своей хозяйки Анечки Прокопович. Счастливая Анечка сравнивает его со своим покойным мужем, что приводит Кавалерова в ярость. Он бьёт Анечку, но и это только восхищает её. Он заболевает, вдова ухаживает за ним. Кавалерову снится сон, в котором он видит «Четвертак», счастливую Валю вместе с Володей и тут же с ужасом замечает Офелию, которая настигает Ивана Бабичева и прикалывает к стене иглой, а затем преследует самого Кавалерова.

Выздоровев, Кавалеров бежит от вдовы. Прелестное утро наполняет его надеждой, что вот сейчас он сможет порвать со своей прежней безобразной жизнью. Он понимает, что жил слишком легко и самонадеянно, слишком высокого был о себе мнения. Он ночует на бульваре, но затем снова возвращается, твёрдо решив поставить вдову «на место». Дома он застаёт сидящего на кровати Анечки и по-хозяйски распивающего вино Ивана. В ответ на изумлённый вопрос Кавалерова: «Что это значит?» — тот предлагает ему выпить за равнодушие как «лучшее из состояний человеческого ума» и сообщает «приятное»: «. сегодня, Кавалеров, ваша очередь спать с Анечкой. Ура!»

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Юрий Олеша, «Зависть». Краткое содержание, описание, анализ и отзывы

В 1927 году советским писателем Юрием Карловичем Олешей был написан роман под названием «Зависть». По отзывам читателей, в нем автор по-новому раскрывает трагедию «лишнего человека»: герой не располагает к себе, вызывая положительные эмоции или сопереживания, как Чацкий Грибоедова, Онегин Пушкина, Печорин Лермонтова, Рудин Тургенева, Бендер Ильфа и Петрова. Напротив, «лишний человек» в романе Юрия Олеши «Зависть» скорее вызывает неприязнь: он завистлив, малодушен и мелочен. Олеша показывает читателю именно таким представителя интеллигенции в молодом советском обществе. Все это можно увидеть, ознакомившись с кратким содержанием «Зависти», кратким пересказом событий этого романа.

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем Вам будет интересно: Книги про волшебство и магию: обзор лучших

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Встреча главных героев

Рождение зависти

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем Вам будет интересно: Рецензия на книгу «Площадь картонных часов»

Краткое содержание «Зависти» Олеши продолжает рассказ о небольшом отрезке времени, на протяжении которого у героя чувства благодарности за свое спасение трансформируются в мучительную зависть и неприязнь.

В течение двух недель Кавалеров живет с Бабичевым и наблюдает за ним. Его раздражает, что он такой успешный, увлеченный своей работой: Андрей придумывает название для шоколадных конфет, работает над созданием колбасы нового вида, занимается строительством коммунальной столовой под названием «Четвертак».

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Кавалеров презирает своего благодетеля, называя его колбасником и считая его человеком более низким по сравнению с собой. Кавалеров считает себя таким утонченным, обладающим поэтическим даром, ведь он сочиняет куплеты и монологи для эстрады, а его темами становятся нэпманы, фининспектор, совбарышни, алименты. Он болезненно завидует Бабичеву, его успешной жизни, карьере, его крепкому здоровью и энергичности. Кавалеров изо всех сил старается найти слабые стороны, уязвимые места. Его ревность к Володе Макарову, с которым он даже не знаком, безгранична.

Несбывшиеся мечты

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем Вам будет интересно: Карл Маркс, «Капитал»: краткое содержание, основная идея, отзывы читателей

Кавалеров мечтает стать знаменитым, одержим какими-то высокими идеями. Ему бы родиться и жить в провинциальном французском городке, а потом уехать в столицу и совершить нечто грандиозное. А он обречен жить в стране, где от успешного человека требуется реалистическое восприятие действительности. Герой понимает, что жизнь его не сложилась, в ней он уже ничего не добьется. И знаменитым ему не быть.

Кавалеров мечтает о большой любви, хотя понимает, что ее тоже уже не будет в его жизни. Сорокапятилетняя Анечка Прокопович, жирная и рыхлая вдова – это та, кем он может довольствоваться в любви как мужчина. Он понимает, что унижен до предела, и это приводит его в ярость.

Чужая слава

Герой вынужден помогать Бабичеву: носить по нужным адресам колбасу, изготовленную по новой технологии.

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Люди поздравляют создателя, а Кавалеров мучается и злится от того, что слава достается колбаснику. Краткое содержание «Зависти» Олеши передает переживания героя, который повсюду болезненно ощущает свою ненужность, чувствует себя чужим. А окружающие люди постоянно напоминают ему об этом: то его не пускают на аэродром, где должен взлетать совершенно новый аэроплан, то на стройку величайшей столовой «Четвертак».

Письмо

Зависть измучила Кавалерова. Она лишила его спокойной жизни. В отчаянии герой решает написать письмо Бабичеву. Он сообщает в нем о своей ненависти к нему, всячески пытается его оскорбить. Герой пишет в письме и о том, что поддерживает Ивана, родного брата Бабичева, которого Андрей назвал лентяем и вредным для общества человеком. Кавалеров вспоминает недавнюю сцену, свидетелем которой он стал, как Иван просил вернуться к нему девушку Валю, свою дочь. Тогда, увидев ее, герой решил сделать образ Вали предметом своих романтических мечтаний.

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Непростительная оплошность

История Ивана Бабичева

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Иван призывает всех, кому не чужды человеческие чувства, к протесту против бездушности, которую, по его словам, несет в себе социализм, делающий из человека машину. С нескрываемой ненавистью он относится к своему брату Андрею, который, по его мнению, отнял у него дочь Валю, а также к его приемному сыну Володе Макарову. Все это сближает Ивана с Кавалеровым.

«Офелия»

Иван намеревается показать новоиспеченному союзнику свою изобретенную машину, в которой сосредоточено огромное количество разных функций. По рассказу создателя, этот аппарат умеет делать все, но он запретил ему это. Эта машина могла бы сделать всех людей счастливыми, но Иван решил отомстить за свою эпоху, развратив ее. Он вложил в нее самые пошлые человеческие чувства. Неслучайно изобретатель назвал этот аппарат «Офелией» – именем девушки, которая сошла с ума от отчаяния и любви. Кавалеров наблюдает за Иваном, который как будто разговаривает с кем-то по другую сторону забора. Пронзительный свист приводит Ивана и Кавалерова в ужас. Они вместе убегают.

Очередная сказка

Кавалерову стыдно за свой испуг. Ведь он видел мальчика, который пронзительно свистнул в два пальца. Кроме того, он не верит в существование машины, которую якобы создал Иван. Кавалеров сообщает ему об этом. После размолвки, которая последовала за этим, Кавалеров сдается. Иван тут же придумывает новую сказку – историю о том, как он отправляет свою изобретенную машину на стройку «Четвертака», и она разрушает ее. Брат Андрей, поверженный, ползет к нему.

Новая встреча

Кавалеров оказался в числе зрителей на матче по футболу, где играл Володя Макаров.

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Он с мучительной ревностью наблюдает за Володей, Андреем Бабичевым и Валей. Ему кажется, что они окружены всеобщим вниманием и счастливы этим. Самого Кавалерова никто не замечает. Он мучается тем, что Валя недоступна для него.

Пьяный герой возвращается домой ночью. Оказавшись в постели с Анечкой Прокопович и выслушав от нее сравнения с бывшим мужем, Кавалеров приходит в ярость. Он избивает вдову, что также восхищает ее. Герой заболевает. Анечка ухаживает за больным. В бреду ему приходят счастливые Валя и Володя, а «Офелия», приколов к стене иглой Ивана, преследует его самого.

Последнее пристанище

Поправившись после болезни, Кавалеров полон надежды изменить к лучшему свою неудавшуюся жизнь. Он бежит от вдовы, ночует на бульваре. Приняв решение разобраться с Анечкой, он возвращается к ней. Последняя сцена в кратком содержании «Зависти» Олеши происходит в комнате вдовы. Вернувшись к ней, герой неожиданно застает сидящего на ее кровати Ивана, который предлагает ему выпить. Так же, как и Кавалеров, он находит здесь утешение.

Послесловие

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Источник

Живое Предание

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Человек и время в «Зависти» Юрия Олеши

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

События ускользают от мгновенного понимания, и не всегда мы улавливаем это, а когда улавливаем, то драматичней переживаем течение времени. Герои романа Юрия Карловича Олеши «Зависть» – современники, но каждый из них воспринимает происходящее по-разному. Попробуем приблизиться к каждому из героев.

Он поет по утрам в клозете

Андрей Бабичев, «один из лучших людей государства», – тучный, холеный человек сорока лет, плоть от плоти Нового времени с лицом как румяный горшок и головой – глиняной копилкой. Он занимает должность директора треста пищевой промышленности, живет в квартире на окраине Москвы на третьем этаже с балконом, у дверей которого стоит ваза тончайшего фарфора. И ведет образ жизни, характерный для советского чиновника, воплощая идею нового мироустройства в величайшем изобретении – социальной столовой «Четвертак», названной так по экономичной стоимости обеда из двух блюд.

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем
Одна из легендарных постановок ленинградского БДТ – фильм-спектакль “Зависть” М.Сулимова по одноименному роману Юрия Олеши

«Он поет по утрам в клозете» – эта строчка, с которой собственно и начинается повествование, является метафорическим лейтмотивом ко всему образу Бабичева. Написанному автором с раблезианской широтой, которая проявляется в диапазоне от обжорства до энтузиазма ко всякому делу, за которое бы тот ни брался.

У Бабичева есть старший брат Иван, неопрятный герой «уходящего века» в котелке и с цветком в петлице («остающимся там чуть ли не до превращения в плод»), «скромный фокусник советский, современный чародей», мастер на все руки, сочиняющий стихи и пьесы. Окончив Политехнический институт, Иван до войны работал инженером в Николаеве, а по возвращении в Москву занялся рисованием портретов, хиромантией и другими почтенными занятиями, в числе которых оказались склонность к проповедованию и создание машины «Офелия», призванной разрушить уже упомянутый «Четвертак».

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем
Павлел Луспекаев в главной роли Николая Кавалерова

Повествование в романе ведется от имени двадцатисемилетнего Николая Кавалерова (альтер эго самого автора, как позже признался Олеша), «человека, которого не любят вещи». Найденный пьяным ночью у порога пивной, он был подобран чиновником А. Бабичевым и отвезен к нему домой, где прожил 36 дней, наблюдая за происходящим, ловя каждое проявление Нового времени. Ни одно движение Бабичева, «совершеннейшей личности», не остается без пристального внимания Кавалерова, пробуждая в нем чувство страха, ужаса, подавленности и унижения.

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем

Отношения трех героев конфликтны. «Лентяй, вредный, заразительный человек», – так говорит о своем брате Андрей Бабичев и предлагает его расстрелять. Николай и Иван, словно батраки к барину, испытывают ненависть к Андрею: «Вы – сановник, невежественный и тупой, как все сановники, который были до вас и будут после вас. Барин. Липа».

В этой схематичной расстановке персонажей присутствует еще один герой – время, именно оно правит характерами. Время историческое и время личное, и главный конфликт героев состоит в том, что созерцание внутреннего времени не может встроиться в историческое время. И наоборот, время историческое выносит за скобки значимость внутреннего созерцания.

Время и слава

Желание славы является одной из форм попытки встраивания во время, чтобы осознать, «легализовать», утвердить свою особенность, значимость, не-случайность появления в этом времени.

Мечтая о славе, Кавалеров хочет попасть не в умозрительное, а во вполне реальное время, в котором личное совпадает с историческим. Вглядываясь в происходящее, он пытается понять, почему в этом торжествующем Новом мире славу обретает колбасник – человек, из рук которого вышел новый сорт колбасы. Он не хочет разделять и принимать такую славу: «Не о такой славе говорили мне жизнеописания, памятники, истории. Разве природа славы изменилась? Везде или только в этом строящемся мире?» Этот заданный автором важный вопрос обращен ко времени. Может ли фрагмент исторического времени, названный эпохой, выбиться из общего времени – того, что происходит от начала начал и соотносится с вечностью? Может ли этот вынутый, выбившийся фрагмент исторического времени конкурировать, соревноваться с вечностью, стяжая ее славу тем лишь образом, что завладеет умами с помощью создания «новых смыслов», унификации, упрощения человеческой жизни, захватив, пригвоздив ее за самое простое, незамысловатое желание биологического насыщения? Достойна ли славы эта Новая жизнь, в которой для того, чтобы управлять умами, достаточно, «чтобы сосиски прыскали», а колбаса, состоящая из «семидесяти процентов телятины» и похожая на молодую невесту, явилась большой победой? Так же, как некогда победой оказывался революционный стаж, а особым уважением пользовался опыт каторги за участие в терактах во славу Новой жизни. Является ли достижение в колбасном деле, создание одной-другой удешевленной столовой пределом мечтаний поколений? «Мне не поручат столь ответственного дела, как изготовление шипучих вод или устройства пасек. Но значит ли это, что я плохой сын века, а вы – хороший?»

Где тот смысл, который примирит в славе человека и его время?

Обратная перспектива христианства

В романе, написанном в середине двадцатых и изданном в 1927 году, не могло быть упоминания Бога – только вскользь. Как неартикулированная догадка, как интуитивное воспоминание проскальзывает мысль о том, что во всем происходящем существует нечто незыблемое, неизменное, постоянное. Христианские аллюзии в «Зависти» угадываются, хотя даны они в «обратной перспективе». Выразителем их в большинстве случаев является проповедник Иван Бабичев. В тексте мелькают быстрые, случайно оброненные и обретенные слухом штрихи: «До свиданья, мой милый. Меня везут на Голгофу», «вознесся над толпой», «вы ездите на авто, но ведь и мне не подобает ходить пешком» и т. д.

Звон двадцати колоколов, который слышит Кавалеров из «невидимой с балкона церкви», где «таинственный мужичок распоряжается посудой и тарелочками» и производит смесь ресторанного звона: «Том-вир-лир-ли», превращается в грезу, по которой шагает романтический герой Том Вирлирли. Это еще одно альтер эго автора, вынутое из воспоминаний собственной юности, мечтающей в одно майское утро пройти по городу, прошагать к своей цели по предместьям славы.

Встроенный рассказ о свадьбе инкассатора напоминает притчу о Кане Галилейской, где было установлено и освящено Таинство брака и совершено первое чудо – претворение воды в вино, тем самым положено начало новой христианской жизни – переход от Ветхого к Новому Завету. Однако в романе разыгрывается «другой пир», происходят «противоположные» чудеса: обнаруживается, что портвейн во всех бутылках превращается в воду. И заповеди любви звучат в обратной перспективе, в свете «Нового» времени: «Не надо вам любить друг друга. Не надо соединяться. Жених, покинь невесту! Какой плод принесет вам любовь? Вы произведете на свет своего врага. Он сожрет вас».

Этот короткий монолог Ивана Бабичева следовало бы признать издевательским и саркастичным, а самого оратора причислить к лжепророкам. Однако можно его прочесть по-другому, вспомнив притчу о смоковнице, не дающей плодов, где смоковница – каждый христианин, от которого требуются плоды, ради которых он создан и произведен на свет. Радость, если плоды есть, и горе, если плодов нет, и вместо них взращивается зло. Не изъять ли в этом случае смоковницу, чтобы не допустить разрушения?

Монолог антилюбви – отображение лишь первой части притчи, в которой ставится вопрос о целесообразности сохранения того, что не созидательно и не полезно. Развитие этого монолога получает дальнейшее воплощение: вместе с любовью предлагается истребить то, что не востребовано Новым временем, – жалость, нежность, верность – то есть ключевые христианские чувства, из которых состоит душа человека «кончающейся эры».

Так «новая эра социализма создает взамен прежних чувствований новую серию состояний человеческой души».

Время и чувства

Историческое время само выбирает инструментарий, «назначает» себе арсенал «нужных» чувств, формирует «полезные» чувства, чтобы с их помощью избавляться от чувств ненужных, устаревших, мешающих. Такое понимание времени и чувств исповедуют «новые» люди – Андрей Бабичев и Володя Макаров. В основе этого миропонимания лежит интерес ко всему новому, к открытиям техники и механики. Для них масштаб человеческих чувств в перспективе развития прогресса мелок и незначителен. «Время – это тоже понятие техническое. Если бы все были техниками, то исчезли бы злоба, самолюбие и все мелкие чувства». Уход от частного, маленького чувства, возвышенного или постыдного, в сторону больших измерений для «нового» человека и является заветной точкой пересечения времени и истории.

Вызовом, последним средством сопротивления времени выступает «заговор чувств», устроенный Иваном Бабичевым, «королем шутников», как он себя с горечью называет, желающим встряхнуть лампу-сердце перегоревшей эпохи и хотя бы на одно мгновение взглянуть на те уходящие чувства, которые за ненадобностью затянулись, как плесенью в выгребной яме. «Плесень – это то, что осталось от наших чувств, от цветения наших душ».

Показ человеческих состояний в романе Олеши напоминает булгаковский бал Сатаны – «вот влюбленный, вот честолюбец, вот предатель, вот безрассудный храбрец, вот верный друг, вот блудный сын – вот они, носители великих чувств, ныне признанных ничтожными и пошлыми», в высоком напряжении появляются перед мерцающим взглядом истории. Легкомыслие, гордость и зависть появляются на арене для того, чтобы устрашить, уязвить, напомнить человеку Нового времени о его человеческой природе.

Равно как напомнить о том, что составляло лучшую славу минувшего века и воплощалось в женском, представляя собой «ту завязь женских качеств», которая была «чистейшим светом нашей культуры». Дочь Ивана Бабичева Валя являет собой это «цветение вечной женственности», сияние вечной любви. Но и она, одетая «в подоткнутые спортивные штаны», уже не может различить голос отца и устремляется в громыхающее стадионами будущее, наполненными энергиями Нового времени.

Время и семья

Блаженный Августин выделял три времени, существующих в нашей душе: «настоящее прошедшего – это память; настоящее настоящего – его непосредственное созерцание, настоящее будущего – его ожидание». Думая о семье, каждый из героев словно причисляет себя к одной из этих категорий. Так, находясь в созерцании и деятельности настоящего, испытывает необходимость в проявлении отцовской заботы Андрей Бабичев. В ожидании будущего Кавалеров и Володя Макаров мечтают жениться на Вале. И только Иван живет памятью прошлого в стремлении сохранить отношения с дочерью и вернуть ее в прежнее лоно семьи. Понимая, что это уже невозможно, Иван начинает обличать то историческое время, которое пожирает семью и свидетелем которого ему пришлось быть. «Кони революции в этом времени давят детей и женщин». «Слоны революции врываются в кухни, чтобы растоптать кастрюли и тарелки». Время, как табурет, выбивает из-под человека семью – то есть то, что придает ему устойчивость. Оно испытывает на прочность – учит забывать родной дом, стирает сходство детей с их родителями, «священное прекрасное семейное сходство».

Время и зависть

Личную зависть, это ущемленное чувство перед превосходством другого, испытывает Николай Кавалеров по отношению к Андрею Бабичеву, колбаснику, общественному деятелю и «лицу эпохи». Случай из детства брата Андрея, Ивана Бабичева, также повествует о личной зависти, приправленной местью, – позавидовав девочке, он избивает ее, уродует только потому, что она оказалась лучше и «отобрала» то, что должно принадлежать ему – восхищение, внимание, любовь. «Так впервые я познал зависть. Ужасна изжога зависти! Как тяжело завидовать! Зависть сдавливает горло спазмой, выдавливает глаза из орбит…»

Но в романе существует и другая разновидность зависти – зависть к тому времени, которое не оглядывается, не примеряет к себе, а мчит во весь опор, оставляя за собой право выбирать, кого брать, а кого нет. Это зависть поколения, в котором «погибающая эпоха завидует тому, что идет ей на смену».

Как говорит один из героев, «сопротивление времени Нового мира требует скандала, убийства или примирения». Первые два сценария терпят фиаско: скандал заносит Ивана в ГПУ, а желание лишить брата жизни приводит его к собственной гипотетической смерти.

Олеша зависть о чем. Смотреть фото Олеша зависть о чем. Смотреть картинку Олеша зависть о чем. Картинка про Олеша зависть о чем. Фото Олеша зависть о чем
Юрий Карлович Олеша (3.03.1899-10.05.1960)

Автор выбирает третий путь. Конфликт со временем сменяется полным равнодушием к нему прежде бунтующих героев и подводит повествование к почти водевильному финалу, который свидетельствует о том, что зависть остановлена. Расплата за «эпоху, которой выпало быть матерью», состоялась таким образом. Тем не менее «главное чувство человека – осмысление времени» все-таки зависает в воздухе, потому что сам автор, больше всех в это осмысление вовлеченный, переживает его остро и драматически. И это переживание открывает ему истинное понимание: полностью постичь и объяснить ускользающие события, составляющие время, находясь одновременно внутри него, – невозможно.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *