Октоих что это означает
Октоих: что это такое?
Первое, что дополняет неизменяемые тексты, — это богослужения седмичного круга (которые сменяются каждую неделю) и книга, содержащая тексты праздников этого круга, — Октоих. Слово это переводится как «осьмогласник». Книга Октоих разделена на восемь симметричных частей.
Октоих с древними нотами над текстом песнопений
Восемь — число священное, число полноты, знак будущего века, и оно связано с византийской музыкальной системой восьми ладов, состоящей из четырех основных ладов и четырех производных, плагальных.
Эта ладовая система уже не восстановима в своем оригинальном виде: дело в том, что музыкальные рукописи старше XII века не поддаются расшифровке, поскольку они содержат не сами мелодии, а лишь напоминания известных в те времена мотивов и музыкальных оборотов. И поэтому древнее византийское пение нам совершенно недоступно.
Однако в православном богослужении музыкальная стихия соединена со стихией словесной. Церковь, используя свой вековой опыт, прекрасно отдает себе отчет в том, что у человека рациональное и эмоциональное восприятие очень связаны, и на эмоции богослужение воздействует, прежде всего, через музыку, хотя, конечно, и освещение храма имеет большое значение, имеют большое значение благовония, важно и осязание — когда держишь ветки вербы, легче входишь в ту радость встречи Спасителя, которую чувствовали отроки, срывающие ветки при входе Христа в Иерусалим. Очень по-разному, через разные органы чувств должна входить в человека радость церковного праздника.
И есть в богослужении рациональная составляющая: что человек знает, что человек понимает и что нового он узнает — каждый раз! — о том или ином празднике. А история Церкви очень богата, святых очень много, и поэтому можно десятки лет ходить в храм, участвовать в богослужении и всегда узнавать новое. Слава Богу, темы наших богослужебных собраний неисчерпаемы: как неисчерпаемо Священное Писание, так оказывается неисчерпаемым Священное Предание.
Итак, глас — это система одновременно музыкальная и поэтическая. Тексты богослужебные сообщают нам очень важные вещи о Боге (это догматика), о земной жизни Спасителя (это пересказ Священного Писания), о святых (это своеобразная агиография, то есть описание жизни святых), об истории Церкви (так, в основе многих христианских праздников события гораздо более поздних, чем евангельские, времен из жизни Церкви — например, Воздвижение Креста Господня, память Вселенских Соборов).
Все это должно быть сказано очень красиво, должно запомниться, и потому со временем богослужение облекается в совершенно особенную форму — стихотворную. Церковная гимнография — это поэзия, и зачастую поэзия очень высокого уровня, хотя большинство текстов, которые мы поем, являются переводами с греческого языка, а перевод всегда менее точен, чем оригинал, но бывают и очень удачные по своим литературным качествам переводы. Кроме того, службы создавались и поныне создаются и на церковнославянском языке.
Но в восприятии богослужения музыкальный элемент неотделим от словесного его наполнения, и каждый глас Октоиха представляет собой музыкально-поэтическую общность. Не нужно думать, что глас как система распевов назначался произвольно для каких-то текстов, — мол, при ином стечении обстоятельств эти тексты могли бы распеваться на другие гласы, исполняться на другие распевы. Нет. Каковы бы ни были исторические обстоятельства формирования гласовой системы и какими бы случайными они нам ни показались, нужно, проникая в сам принцип устроения богослужения, понимать, что слово неотделимо от музыкальной краски и музыкальная краска возникает в службе только в связи с определенным словом.
Почему это важно? Вроде бы просто восемь разных систем напевов (гласы) — причем системы весьма условные, поскольку лады византийской музыки, из которых гласы и возникли, на сегодня полностью утрачены. Даже традиционные монастырские распевы, которые мы сейчас имеем — валаамский, Оптиной пустыни, — отстоят от Византии так же далеко, как одна планета от другой: сегодня совершенно другая музыка, другое время, другой музыкальный язык. Но все-таки эти напевы с ходом времени хотя бы в сознании людей объединяются в некоторую общность, и между ними определенный общий знаменатель существует.
Таким образом, мы в Октоихе имеем восемь — по количеству гласов — абсолютно симметричных и самостоятельно значимых частей, которые сменяют друг друга, условно говоря, в течение двух месяцев (если принять месяц за четыре седмицы).
Один глас звучит на протяжении одной богослужебной седмицы, и устроена она очень интересным и исключительным образом.
Каждый глас начинается в день воскресный (а воскресенье в богослужении, как мы помним, начинается, как и всякий богослужебный день, накануне, то есть в субботу вечером): в субботу вечером, на вечерне, звучат песнопения нового гласа и нового раздела Октоиха. Воскресный день по-церковнославянски называется неделя. Это праздник.
Но, конечно же, вершина и одновременно основа этого величайшего дня — это воскресное богослужение. Устроено оно исключительным образом, и разговор об Октоихе — это, прежде всего, разговор о воскресном богослужении. За воскресным днем следуют пять будних, или седмичных, дней — понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Это дни, которые кажутся очень простыми, совсем не праздничными по сравнению с воскресеньем — так оно велико и высоко, — но у них тоже есть свои вершины: это среда и пятница (по-церковнославянски — «пяток»). Это дни, когда вспоминаются страдания Спасителя, Его распятие и особенным образом прославляется Божия Матерь. Тексты, посвященные Божией Матери, как раз и помещаются в Октоихе в день воскресный, в среду и пятницу. Господская тема всегда будет сопровождаться Богородичной темой.
Понедельник, вторник и четверг тоже имеют свои богослужебные темы, и существуют они не как некоторая россыпь, нелогичное собрание текстов, а как продолжение, производные от воскресного дня.
Значение слова октоих
Словарь Ушакова
Православие. Словарь-справочник
церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга, распределенные на восемь гласов. Каждое последование содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) изменяемые молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для Недель (воскресных дней), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб (каждая для семи дней недели), которые поются в продолжение седмицы одним напевом (гласом), в Октоихе называются «гласом». Гласов в нем восемь – на восемь седмиц. Отсюда он получил название «осмогласник», «октоих». Все последования восьми гласов печатаются большей частью в двух частях: по четыре гласа в каждой части. К той и другой части присоединяется канон молебный Пресвятой Богородице, написанный Лукой Ласкарем, который поется и на молебне об избавлении от всякой скорби и печали, и на утрене, и в праздники великих святых.
Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых, и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и Недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть.
Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, и по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает в двунадесятые праздники Господни, приходящиеся как на седмичные, так и на воскресные дни, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные, но не в воскресные, дни. Составлен Октоих в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным.
См. Богослужебные книги.
Православный энциклопедический словарь
Словарь музыкальных терминов
(от гр. okto — восемь и глас) — богослужебная книга православной церкви, содержащая восьминедельный цикл песнопений, связанных с осмогласием.
Словарь церковных терминов
Православная энциклопедия
(в переводе с греческого означает «восьмигласие»)
Богослужебная книга, в которой собраны тексты молитвословий всех восьми гласов на любой день недели. Он был составлен около VII века, а через столетие эту книгу дополнил и окончательно отредактировал Иоанн Дамаскин.
Словарь Ефремовой
м.
Книга с церковными песнопениями, сочиненными для восьми голосов (в православной
церкви).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
(от греч. слов όκτω восемь и ήχος — голос, «осьмигласник») — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней, кроме того — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Пение О. в будни начинается после воскресенья (недели) всех святых и оканчивается перед субботой недели мясопустной; в воскресенья же начинается с воскресенья, следующего за неделей Всех Святых, и продолжается до пятой недели великого поста включительно. Пение всех восьми гласов последовательно в продолжение восьми седмиц называется в церковном уставе «столпом»; всех столпов в продолжение года поется шесть. Не употребляется О. при богослужении: по будням, начиная с субботы мясопустной, а по воскресеньям — с недели Ваий до недели Всех Святых; кроме того, — в двунадесятые праздники Господни, в двунадесятые Богородичны и в предпразднества всех двунадесятых праздников, случающихся в будни.
Н. Б-в.
Октоих нотный — церковно-богослужебная нотная книга, в которой песнопения построены на восьми гласах (см.). О. назывался в старину Октаем, Охтаем, Охтаиком или просто Осьмигласником. Напечатана в Москве, по указу св. синода, в период времени от 1870 до 1872 г. По числу восьми гласов, весь О. разделяется на восемь частей. Первую часть О. составляют мелодии для песнопений первого гласа, вторую — мелодии для песнопений второго гласа и т. д. Заглавие печатного нотного О.: «О. или Осьмигласник знаменного распева, содержащий в себе восследование воскресные службы с Богородичны всея седмицы». Прибавлением к восьми частям служат в О. «Воскресные утренние стихиры» или так называемые «Стихиры Евангельские». Все мелодии песнопений написаны знаменным и киевскими распевами. Преподобный Иоанн Дамаскин первый изложил древнее осмогласие восточной церкви в строгой музыкальной системе. Музыкальные знаки О. Дамаскина были крюковые: они писались над текстом св. писаний и употреблялись восточной церковью. В О. содержатся труды церковных песнопевцев, живших прежде и после Дамаскина.
Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения
Именем Октоиха, или Осьмогласника, обозначается богослужебная книга, содержащая в себе последование с изменяемыми молитвословиями для каждого дня седмичного круга. Она разделена на 8 глав. Отсюда и сама книга получила свое наименование. В течение одной седмицы, т.е. начиная с воскресенья и кончая субботой, все песнопения поются на 1‑й глас, в следующую седмицу на 2‑й, затем на 3‑й и т.д. Когда пропоют все 8 гласов, начинают снова с 1‑го гласа. Такой порядок соблюдается в течение всего года. Каждый глас Октоиха отличается своим особым характером пения. Первому гласу свойственна особая простота, вместе с тем он важен и величествен, способен настраивать душу к возвышенным чувствованиям; 2‑й глас нежный, трогательный, сладостный, располагающий уже к умилению и состраданию. 3‑й глас плавный, тихий, спокойный, твердый, способный укрощать страсти. 4‑й глас быстрый, торжественный, восхитительный, возбуждающий к радости и веселию. 5‑й глас томный, унылый, но вместе с тем торжественно растворенный радостными надеждами, 6‑й глас печальный, способный расположить душу к покаянию, привести к духовному покою. 7‑й глас мужественный, вносящий бодрость, мужество, упование. 8‑й глас печальный и в некоторых местах плачевный, выражающий глубокую скорбь души.
Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели (воскресенья) Всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. В неделю же (воскресение) пение Октоиха начинается с воскресного дня, следующего за Неделей Всех святых, и продолжается по 5‑ю неделю Великого поста (включительно). В седмичные дни Октоих не поется:
Первым составителем Октоиха считается св. Иоанн Дамаскин, но ему принадлежат только воскресные службы. Впоследствии же воскресные службы были дополнены произведениями разных песнотворцев, как например: Анатолия, патриарха Константинопольского; Митрофана, еп. Смирнского; императоров Льва Мудрого и Константина Порфирородного; Иосифа Песнописца; Феофана Начертанного и др.
В Греческой Церкви древний Октоих содержал только службы воскресные, а все прочие песнопения, которые входят в состав нашего Октоиха, составляли у греков особую книгу, известную у них под именем Параклитика. Греческий Октоих был переведен на славянский язык свв. равноапостольными Кириллом и Мефодием и первоначально употреблялся в Русской Церкви.
Распределение песнопений в Октоихе в седмичные дни
Октоих состоит из 2‑х частей: 1‑я содержит 1–4 гласы, 2‑я содержит 5–8 гласы. Каждая часть Октоиха начинается с глав: чин малой вечерни; чин великой вечерни; о святом имущем бдение, аще прилучится в неделю; о святом имущем полиелей, аще прилучится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы находятся также в Типиконе.
В 1‑й части перед субботней службой 1‑го гласа и 2‑й части 5‑го гласа печатаются главы о службе субботней, а также песнопения панихиды.
В воскресной службе, которой открывается каждый глас, молитвословия малой и великой вечерни, а также повечерия имеют надписание «в субботу вечера». Все последующие (седмичные) дни открываются песнопениями утрени («на утрени седальны…»), хотя песнопения вечерни предшествующего дня по содержанию составляют единое целое с песнопениями утрени последующего дня; например, песнопения «во вторник вечера» прославляют Крест Христов, как и песнопения в среду на утрени.
Таким образом, в седмичные дни песнопения располагаются в Октоихе, соответственно службам суточного круга, в следующем порядке:
1. Утреня
Начинается с седальнов; по 1‑м стихословии, по 2‑м стихословии, по 3‑м стихословии. Эти седальны читаются после кафизм. На утрени обычно читаются две кафизмы, но есть такие периоды года, когда по Уставу положено читать три кафизмы (см. Устав о Псалтири), поэтому в Октоихе находятся седальны после трех кафизм.
Каноны Октоиха в седмичные дни. На вседневной утрени находятся два канона.
Дни | Каноны | Припевы к тропарям канона |
Понедельник |