Октоих что это означает

Октоих: что это такое?

Первое, что дополняет неизменяемые тексты, — это богослужения седмичного круга (которые сменяются каждую неделю) и книга, содержащая тексты праздников этого круга, — Октоих. Слово это переводится как «осьмогласник». Книга Октоих разделена на восемь симметричных частей.

Октоих что это означает. Смотреть фото Октоих что это означает. Смотреть картинку Октоих что это означает. Картинка про Октоих что это означает. Фото Октоих что это означает

Октоих с древними нотами над текстом песнопений

Восемь — число священное, число полноты, знак будущего века, и оно связано с византийской музыкальной системой восьми ладов, состоящей из четырех основных ладов и четырех производных, плагальных.

Эта ладовая система уже не восстановима в своем оригинальном виде: дело в том, что музыкальные рукописи старше XII века не поддаются расшифровке, поскольку они содержат не сами мелодии, а лишь напоминания известных в те времена мотивов и музыкальных оборотов. И поэтому древнее византийское пение нам совершенно недоступно.

Однако в православном богослужении музыкальная стихия соединена со стихией словесной. Церковь, используя свой вековой опыт, прекрасно отдает себе отчет в том, что у человека рациональное и эмоциональное восприятие очень связаны, и на эмоции богослужение воздействует, прежде всего, через музыку, хотя, конечно, и освещение храма имеет большое значение, имеют большое значение благовония, важно и осязание — когда держишь ветки вербы, легче входишь в ту радость встречи Спасителя, которую чувствовали отроки, срывающие ветки при входе Христа в Иерусалим. Очень по-разному, через разные органы чувств должна входить в человека радость церковного праздника.

И есть в богослужении рациональная составляющая: что человек знает, что человек понимает и что нового он узнает — каждый раз! — о том или ином празднике. А история Церкви очень богата, святых очень много, и поэтому можно десятки лет ходить в храм, участвовать в богослужении и всегда узнавать новое. Слава Богу, темы наших богослужебных собраний неисчерпаемы: как неисчерпаемо Священное Писание, так оказывается неисчерпаемым Священное Предание.

Итак, глас — это система одновременно музыкальная и поэтическая. Тексты богослужебные сообщают нам очень важные вещи о Боге (это догматика), о земной жизни Спасителя (это пересказ Священного Писания), о святых (это своеобразная агиография, то есть описание жизни святых), об истории Церкви (так, в основе многих христианских праздников события гораздо более поздних, чем евангельские, времен из жизни Церкви — например, Воздвижение Креста Господня, память Вселенских Соборов).

Все это должно быть сказано очень красиво, должно запомниться, и потому со временем богослужение облекается в совершенно особенную форму — стихотворную. Церковная гимнография — это поэзия, и зачастую поэзия очень высокого уровня, хотя большинство текстов, которые мы поем, являются переводами с греческого языка, а перевод всегда менее точен, чем оригинал, но бывают и очень удачные по своим литературным качествам переводы. Кроме того, службы создавались и поныне создаются и на церковнославянском языке.

Но в восприятии богослужения музыкальный элемент неотделим от словесного его наполнения, и каждый глас Октоиха представляет собой музыкально-поэтическую общность. Не нужно думать, что глас как система распевов назначался произвольно для каких-то текстов, — мол, при ином стечении обстоятельств эти тексты могли бы распеваться на другие гласы, исполняться на другие распевы. Нет. Каковы бы ни были исторические обстоятельства формирования гласовой системы и какими бы случайными они нам ни показались, нужно, проникая в сам принцип устроения богослужения, понимать, что слово неотделимо от музыкальной краски и музыкальная краска возникает в службе только в связи с определенным словом.

Октоих что это означает. Смотреть фото Октоих что это означает. Смотреть картинку Октоих что это означает. Картинка про Октоих что это означает. Фото Октоих что это означает

Почему это важно? Вроде бы просто восемь разных систем напевов (гласы) — причем системы весьма условные, поскольку лады византийской музыки, из которых гласы и возникли, на сегодня полностью утрачены. Даже традиционные монастырские распевы, которые мы сейчас имеем — валаамский, Оптиной пустыни, — отстоят от Византии так же далеко, как одна планета от другой: сегодня совершенно другая музыка, другое время, другой музыкальный язык. Но все-таки эти напевы с ходом времени хотя бы в сознании людей объединяются в некоторую общность, и между ними определенный общий знаменатель существует.

Таким образом, мы в Октоихе имеем восемь — по количеству гласов — абсолютно симметричных и самостоятельно значимых частей, которые сменяют друг друга, условно говоря, в течение двух месяцев (если принять месяц за четыре седмицы).

Один глас звучит на протяжении одной богослужебной седмицы, и устроена она очень интересным и исключительным образом.

Каждый глас начинается в день воскресный (а воскресенье в богослужении, как мы помним, начинается, как и всякий богослужебный день, накануне, то есть в субботу вечером): в субботу вечером, на вечерне, звучат песнопения нового гласа и нового раздела Октоиха. Воскресный день по-церковнославянски называется неделя. Это праздник.

Но, конечно же, вершина и одновременно основа этого величайшего дня — это воскресное богослужение. Устроено оно исключительным образом, и разговор об Октоихе — это, прежде всего, разговор о воскресном богослужении. За воскресным днем следуют пять будних, или седмичных, дней — понедельник, вторник, среда, четверг, пятница. Это дни, которые кажутся очень простыми, совсем не праздничными по сравнению с воскресеньем — так оно велико и высоко, — но у них тоже есть свои вершины: это среда и пятница (по-церковнославянски — «пяток»). Это дни, когда вспоминаются страдания Спасителя, Его распятие и особенным образом прославляется Божия Матерь. Тексты, посвященные Божией Матери, как раз и помещаются в Октоихе в день воскресный, в среду и пятницу. Господская тема всегда будет сопровождаться Богородичной темой.

Понедельник, вторник и четверг тоже имеют свои богослужебные темы, и существуют они не как некоторая россыпь, нелогичное собрание текстов, а как продолжение, производные от воскресного дня.

Источник

Значение слова октоих

Словарь Ушакова

Православие. Словарь-справочник

церковно-богослужебная книга, которая содержит службы и последования с изменяемыми молитвословиями и песнопениями для подвижных дней богослужения седмичного круга, распределенные на восемь гласов. Каждое последование содержит для седмичных дней (с понедельника по субботу) изменяемые молитвословия и песнопения вечерни, повечерия, утрени и литургии, а для Недель (воскресных дней), кроме того, малой вечерни и полунощницы. Семь таких служб (каждая для семи дней недели), которые поются в продолжение седмицы одним напевом (гласом), в Октоихе называются «гласом». Гласов в нем восемь – на восемь седмиц. Отсюда он получил название «осмогласник», «октоих». Все последования восьми гласов печатаются большей частью в двух частях: по четыре гласа в каждой части. К той и другой части присоединяется канон молебный Пресвятой Богородице, написанный Лукой Ласкарем, который поется и на молебне об избавлении от всякой скорби и печали, и на утрене, и в праздники великих святых.

Пение Октоиха в седмичные дни начинается с понедельника после Недели всех святых и оканчивается перед субботой Недели мясопустной. По воскресеньям же оно начинается с воскресного дня, который следует за Неделей всех святых, и продолжается до пятой Недели Великого поста включительно. Пение всех восьми седмиц и Недель (воскресений) называется в Уставе столпом. Таких столпов в году шесть.

Не поется Октоих по седмичным дням, начиная с мясопустной субботы, и по воскресным дням, начиная с Недели ваий до Недели всех святых. Есть и другие дни, в которые оставляется пение Октоиха. Это бывает в двунадесятые праздники Господни, приходящиеся как на седмичные, так и на воскресные дни, в Богородичные двунадесятые праздники и в предпразднства всех вообще двунадесятых праздников, случающихся в седмичные, но не в воскресные, дни. Составлен Октоих в начале VII в.; в VIII в. отредактирован и дополнен св. Иоанном Дамаскиным.

См. Богослужебные книги.

Православный энциклопедический словарь

Словарь музыкальных терминов

(от гр. okto — восемь и глас) — богослужебная книга православной церкви, содержащая восьминедельный цикл песнопений, свя­занных с осмогласием.

Словарь церковных терминов

Православная энциклопедия

(в переводе с греческого означает «восьмигласие»)

Богослужебная книга, в которой собраны тексты молитвословий всех восьми гласов на любой день недели. Он был составлен около VII века, а через столетие эту книгу дополнил и окончательно отредактировал Иоанн Дамаскин.

Словарь Ефремовой

м.
Книга с церковными песнопениями, сочиненными для восьми голосов (в православной
церкви).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

(от греч. слов όκτω восемь и ήχος — голос, «осьмигласник») — богослужебная книга православной церкви, содержащая в себе чинопоследования вечерни, повечерия, утрени и литургии для шести будничных дней недели, а для воскресных дней, кроме того — малой вечерни и полунощницы. Все эти песнопения по способу пения разделяются на восемь гласов (отсюда название книги) или напевов, из которых каждый употребляется в продолжение одной седмицы. Пение О. в будни начинается после воскресенья (недели) всех святых и оканчивается перед субботой недели мясопустной; в воскресенья же начинается с воскресенья, следующего за неделей Всех Святых, и продолжается до пятой недели великого поста включительно. Пение всех восьми гласов последовательно в продолжение восьми седмиц называется в церковном уставе «столпом»; всех столпов в продолжение года поется шесть. Не употребляется О. при богослужении: по будням, начиная с субботы мясопустной, а по воскресеньям — с недели Ваий до недели Всех Святых; кроме того, — в двунадесятые праздники Господни, в двунадесятые Богородичны и в предпразднества всех двунадесятых праздников, случающихся в будни.

Н. Б-в.

Октоих нотный — церковно-богослужебная нотная книга, в которой песнопения построены на восьми гласах (см.). О. назывался в старину Октаем, Охтаем, Охтаиком или просто Осьмигласником. Напечатана в Москве, по указу св. синода, в период времени от 1870 до 1872 г. По числу восьми гласов, весь О. разделяется на восемь частей. Первую часть О. составляют мелодии для песнопений первого гласа, вторую — мелодии для песнопений второго гласа и т. д. Заглавие печатного нотного О.: «О. или Осьмигласник знаменного распева, содержащий в себе восследование воскресные службы с Богородичны всея седмицы». Прибавлением к восьми частям служат в О. «Воскресные утренние стихиры» или так называемые «Стихиры Евангельские». Все мелодии песнопений написаны знаменным и киевскими распевами. Преподобный Иоанн Дамаскин первый изложил древнее осмогласие восточной церкви в строгой музыкальной системе. Музыкальные знаки О. Дамаскина были крюковые: они писались над текстом св. писаний и употреблялись восточной церковью. В О. содержатся труды церковных песнопевцев, живших прежде и после Дамаскина.

Источник

Октоих, его построение применительно к церковному осмогласию и седмичному кругу богослужения

Именем Окто­иха, или Ось­мо­глас­ника, обо­зна­ча­ется бого­слу­жеб­ная книга, содер­жа­щая в себе после­до­ва­ние с изме­ня­е­мыми молит­во­сло­ви­ями для каж­дого дня сед­мич­ного круга. Она раз­де­лена на 8 глав. Отсюда и сама книга полу­чила свое наиме­но­ва­ние. В тече­ние одной сед­мицы, т.е. начи­ная с вос­кре­се­нья и кончая суб­бо­той, все пес­но­пе­ния поются на 1‑й глас, в сле­ду­ю­щую сед­мицу на 2‑й, затем на 3‑й и т.д. Когда про­поют все 8 гласов, начи­нают снова с 1‑го гласа. Такой поря­док соблю­да­ется в тече­ние всего года. Каждый глас Окто­иха отли­ча­ется своим особым харак­те­ром пения. Пер­вому гласу свой­ственна особая про­стота, вместе с тем он важен и вели­че­ствен, спо­со­бен настра­и­вать душу к воз­вы­шен­ным чув­ство­ва­ниям; 2‑й глас нежный, тро­га­тель­ный, сла­дост­ный, рас­по­ла­га­ю­щий уже к уми­ле­нию и состра­да­нию. 3‑й глас плав­ный, тихий, спо­кой­ный, твер­дый, спо­соб­ный укро­щать стра­сти. 4‑й глас быст­рый, тор­же­ствен­ный, вос­хи­ти­тель­ный, воз­буж­да­ю­щий к радо­сти и весе­лию. 5‑й глас томный, унылый, но вместе с тем тор­же­ственно рас­тво­рен­ный радост­ными надеж­дами, 6‑й глас печаль­ный, спо­соб­ный рас­по­ло­жить душу к пока­я­нию, при­ве­сти к духов­ному покою. 7‑й глас муже­ствен­ный, вно­ся­щий бод­рость, муже­ство, упо­ва­ние. 8‑й глас печаль­ный и в неко­то­рых местах пла­чев­ный, выра­жа­ю­щий глу­бо­кую скорбь души.

Пение Окто­иха в сед­мич­ные дни начи­на­ется с поне­дель­ника после Недели (вос­кре­се­нья) Всех святых и окан­чи­ва­ется перед суб­бо­той Недели мясо­пуст­ной. В неделю же (вос­кре­се­ние) пение Окто­иха начи­на­ется с вос­крес­ного дня, сле­ду­ю­щего за Неде­лей Всех святых, и про­дол­жа­ется по 5‑ю неделю Вели­кого поста (вклю­чи­тельно). В сед­мич­ные дни Октоих не поется:

Первым соста­ви­те­лем Окто­иха счи­та­ется св. Иоанн Дамас­кин, но ему при­над­ле­жат только вос­крес­ные службы. Впо­след­ствии же вос­крес­ные службы были допол­нены про­из­ве­де­ни­ями разных пес­но­твор­цев, как напри­мер: Ана­то­лия, пат­ри­арха Кон­стан­ти­но­поль­ского; Мит­ро­фана, еп. Смирн­ского; импе­ра­то­ров Льва Муд­рого и Кон­стан­тина Пор­фи­ро­род­ного; Иосифа Пес­но­писца; Фео­фана Начер­тан­ного и др.

В Гре­че­ской Церкви древ­ний Октоих содер­жал только службы вос­крес­ные, а все прочие пес­но­пе­ния, кото­рые входят в состав нашего Окто­иха, состав­ляли у греков особую книгу, извест­ную у них под именем Парак­ли­тика. Гре­че­ский Октоих был пере­ве­ден на сла­вян­ский язык свв. рав­ноап­о­столь­ными Кирил­лом и Мефо­дием и пер­во­на­чально упо­треб­лялся в Рус­ской Церкви.

Рас­пре­де­ле­ние пес­но­пе­ний в Окто­ихе в сед­мич­ные дни

Октоих состоит из 2‑х частей: 1‑я содер­жит 1–4 гласы, 2‑я содер­жит 5–8 гласы. Каждая часть Окто­иха начи­на­ется с глав: чин малой вечерни; чин вели­кой вечерни; о святом имущем бдение, аще при­лу­чится в неделю; о святом имущем поли­е­лей, аще при­лу­чится в неделю; о святом, поемом на шесть, аще будет в неделю. Все эти главы нахо­дятся также в Типи­коне.

В 1‑й части перед суб­бот­ней служ­бой 1‑го гласа и 2‑й части 5‑го гласа печа­та­ются главы о службе суб­бот­ней, а также пес­но­пе­ния пани­хиды.

В вос­крес­ной службе, кото­рой откры­ва­ется каждый глас, молит­во­сло­вия малой и вели­кой вечерни, а также пове­че­рия имеют над­пи­са­ние «в суб­боту вечера». Все после­ду­ю­щие (сед­мич­ные) дни откры­ва­ются пес­но­пе­ни­ями утрени («на утрени седальны…»), хотя пес­но­пе­ния вечерни пред­ше­ству­ю­щего дня по содер­жа­нию состав­ляют единое целое с пес­но­пе­ни­ями утрени после­ду­ю­щего дня; напри­мер, пес­но­пе­ния «во втор­ник вечера» про­слав­ляют Крест Хри­стов, как и пес­но­пе­ния в среду на утрени.

Таким обра­зом, в сед­мич­ные дни пес­но­пе­ния рас­по­ла­га­ются в Окто­ихе, соот­вет­ственно служ­бам суточ­ного круга, в сле­ду­ю­щем порядке:

1. Утреня

Начи­на­ется с седаль­нов; по 1‑м сти­хо­сло­вии, по 2‑м сти­хо­сло­вии, по 3‑м сти­хо­сло­вии. Эти седальны чита­ются после кафизм. На утрени обычно чита­ются две кафизмы, но есть такие пери­оды года, когда по Уставу поло­жено читать три кафизмы (см. Устав о Псал­тири), поэтому в Окто­ихе нахо­дятся седальны после трех кафизм.

Каноны Окто­иха в сед­мич­ные дни. На все­днев­ной утрени нахо­дятся два канона.

«Поми­луй мя Боже, поми­луй мя»

“Святии архан­гелы и ангели, молите Бога о нас”.

«Поми­луй мя Боже, поми­луй мя»

“Святый вели­кий Иоанне Пред­тече Гос­по­день, моли Бога о нас”.

«Слава Гос­поди, Кресту Твоему чест­ному»

“Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас”

1‑й святым апо­сто­лам

«Святии апо­столи молите Бога о нас»

“Свя­ти­телю отче Нико­лае моли Бога о нас”

«Вси святии молите Бога о нас»

к 1‑му тр.: «Дивен Бог во святых своих. Бог Изра­и­лев».

ко 2‑му тр.: «Упокой Гос­поди души усоп­ших раб Твоих».

Вторые каноны в Окто­ихе назы­ва­ются словом «ин» т.е. «другой».

Сти­хиры на сти­ховне: на утрени 1‑я сти­хира без стиха

2-я сти­хира со стихом: «Испол­ни­хомся заутра…» 3‑я сти­хира со стихом: «И буди свет­лость…», «Слава, и ныне», Бого­ро­ди­чен.

2. Литур­гия

Печа­та­ются тро­пари на «бла­женны». Они поются или чита­ются со сти­хами из 3‑го анти­фона «Во Цар­ствии Твоем…»

3. Вечерня

Для этой службы в Окто­ихе нахо­дятся сти­хиры на «Гос­поди воз­звах» 6.

Неделя: первые сти­хиры пока­янны 3 ст; вторые сти­хиры бес­плот­ным 3 ст. «Слава, и ныне» Бого­ро­ди­чен.

Поне­дель­ник: пока­янны (уми­ли­тельны) 3 ст; св. Иоанну Пред­тече 3 ст. «Слава, и ныне» Бого­ро­ди­чен.

Втор­ник: 3 сти­хиры св. Кресту, 3 сти­хиры Бого­ро­дице. «Слава, и ныне» Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен.

Среда: 3 сти­хиры святым апо­сто­лам, 3 сти­хиры свя­ти­телю Нико­лаю, «Слава, и ныне» Бого­ро­ди­чен.

Чет­верг: 3 сти­хиры св. Кресту, 3 сти­хиры Бого­ро­дице. «Слава, и ныне» Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен.

Пят­ница: 3 сти­хиры всем святым (муч, свят. преп). 3 сти­хиры муче­ничны. «Слава, и ныне» дог­ма­тик дан­ного гласа (Сти­хира на «и ныне», какая была прежде на вос­крес­ном все­нощ­ном бдении).

Вторые сти­хиры Окто­иха (они еще назы­ва­ются в этой книге «ины» т.е. другие сти­хиры), поются в том случае если нет Минеи. Но в бого­слу­жеб­ной прак­тике всегда поются сти­хиры свя­тому из Минеи, поэтому вторые сти­хиры Окто­иха опус­ка­ются.

4. Пове­че­рие

Служба пове­че­рия совер­ша­ется по Часо­слову. в Окто­ихе поме­ща­ется канон Пре­свя­той Бого­ро­дице, кото­рый поло­жено петь на малом пове­че­рии после «Верую…»

Рас­пре­де­ле­ние пес­но­пе­ний Окто­иха в вос­крес­ные дни.

Каждый глас Окто­иха начи­на­ется с вос­крес­ной службы. В эти дни совер­ша­ется все­нощ­ное бдение. При нали­чии все­нощ­ного бдения по Уставу поло­жено петь малую вечерню, после­до­ва­ние кото­рой совер­ша­ется по главе «чин малой вечерни».

1. Малая вечерня

2. Вели­кая вечерня

3. Пове­че­рие

Канон Пре­свя­той Бого­ро­дице.

4. Полу­нощ­ница

Канон Святой Живо­на­чаль­ной Троице.

5. Утреня

После шестой песни канона нахо­дятся вос­крес­ный кондак и иное. 7 Сти­хиры на «хва­ли­тех». Они поются со сти­хами из хва­лит­ных псал­мов (148, 149, 150). 8. Тро­пари после вели­кого сла­во­сло­вия: в 1‑м гласе «Днесь спа­се­ние миру бысть…», поемый по нечет­ным (1‑м, 3‑м, 5‑м гласам), во 2‑м гласе «Вос­крес из гроба», поемый по четным гласам (2‑м, 4‑м, 6‑м).

6. Литур­гия

Тро­пари на «бла­жен­ных» и вос­крес­ный про­ки­мен на Литур­гии.

При­ло­же­ния Окто­иха

Источник

Октоих

Октоих (греч. Octoechos Осмо­глас­ник), одна из глав­ных бого­слу­жеб­ных книг Пра­во­слав­ной Церкви. Содер­жит изме­ня­е­мые пес­но­пе­ния для так назы­ва­е­мых подвиж­ных дней сед­мич­ного (недель­ного) круга. Бого­слу­жеб­ное после­до­ва­ние каж­дого сед­мич­ного дня вклю­чает в себя пес­но­пе­ния Вечерни, Пове­че­рия, Утрени и Литур­гии, а вос­крес­ных дней кроме того, еще пес­но­пе­ния малой Вечерни и Полу­нощ­ницы.

Все пес­но­пе­ния, содер­жа­щи­еся в после­до­ва­ниях одной сед­мицы, испол­ня­ются на один и тот же глас, по числу кото­рых (восемь) книга полу­чила свое назва­ние. После завер­ше­ния цикла из восьми недель пение Окто­иха начи­на­ется снова с пес­но­пе­ний пер­вого гласа. Цикл из восьми недель назы­ва­ется в Цер­ков­ном Уставе «стол­пом», их поется в тече­ние года шесть: 1) с первой недели Пет­рова поста, 2) после Ильина дня, 3) по Воз­дви­же­нии Креста Гос­подня, 4) в Рож­де­ствен­ский пост, 5) по Кре­ще­нии Гос­под­нем, 6) в Вели­кий пост. Пение Окто­иха в сед­мич­ные дни начи­на­ется с поне­дель­ника после Недели Всех Святых и окан­чи­ва­ется перед суб­бо­той Мясо­пуст­ной, в вос­крес­ные же дни оно начи­на­ется с пер­вого вос­кре­се­нья после Недели Всех Святых и про­дол­жа­ется до пятой недели Вели­кого поста вклю­чи­тельно. Не поется Октоих в дву­на­де­ся­тые празд­ники, а также их пред­празд­не­ства и попразд­не­ства, пада­ю­щие на сед­мич­ные дни.

С каждым сед­мич­ным днем в Окто­ихе свя­зано вос­по­ми­на­ние об опре­де­лен­ных ликах святых или свя­щен­ных собы­тиях: пес­но­пе­ния вос­крес­ного дня посвя­щены вос­по­ми­на­нию Вос­кре­се­ния Хри­стова, пес­но­пе­ния поне­дель­ника имеют пока­ян­ных харак­тер, а также вос­пе­вают святых анге­лов, пес­но­пе­ния втор­ника, также пока­ян­ного харак­тера, про­слав­ляют св. Иоанна Кре­сти­теля, пес­но­пе­ния среды и пят­ницы посвя­щены Кресту и Божией Матери, чет­верга апо­сто­лам и свя­ти­телю Нико­лаю, суб­боты всем святым и усоп­шим.

Исто­рия визан­тий­ского Окто­иха

В гре­че­ской литур­ги­че­ской книж­но­сти назва­ние «Октоих» закре­пи­лось за сбор­ни­ком, содер­жа­щим лишь вос­крес­ные после­до­ва­ния восьми гласов; книга, содер­жа­щая как вос­крес­ные, так и буд­нич­ные после­до­ва­ния, полу­чила у греков (а также болгар, сербов и грузин) назва­ние Парак­ли­тик.

В исто­рии фор­ми­ро­ва­ния визан­тий­ского Окто­иха можно выде­лить несколько основ­ных этапов: 1) в 5–7 вв. в Пале­стине были состав­лены отдель­ные тро­пари и пес­но­пе­ния буду­щего Осмо­глас­ника ано­ним­ными визан­тий­скими гим­но­гра­фами и про­ве­дено их пер­во­на­чаль­ное рас­пре­де­ле­ние по сед­мич­ным (недель­ным) циклам; 2) в оби­тели преп. Саввы Освя­щен­ного в Иеру­са­лиме в 8 в. состав­ле­ние Окто­иха Иоанна Дамас­кина; 3) в 9–11 вв. в Кон­стан­ти­но­поле Октоих Иоанна Дамас­кина был допол­нен пес­но­пе­ни­ями Иосифа Пес­но­певца († 883) и Фео­фана Начер­тан­ного († до 850) молеб­ного цикла, испол­няв­ши­мися в сед­мич­ные дни (Парак­ли­тик Иосифа), сте­пен­ными анти­фо­нами Фео­дора Сту­дита († 826), кано­нами св. Троице Мит­ро­фана Смирн­ского († 910), утрен­ними еван­гель­скими сти­хи­рами импе­ра­тора Льва VI Муд­рого (886–913), вос­крес­ными екса­по­сти­ла­ри­ями импе­ра­тора Кон­стан­тина VII Баг­ря­но­род­ного (913–959), сти­хи­рами Павла Аммо­рей­ского († 1054); 4) Визан­тия, 12 в. появ­ле­ние спис­ков Окто­иха Иеру­са­лим­ской редак­ции.

В древне­сла­вян­ской и древ­не­рус­ской книж­ной тра­ди­ции 13–14 вв. и позд­нее полу­чили рас­про­стра­не­ние несколько видов сокра­щен­ного Окто­иха: Избор­ный Октоих, Парак­ли­тик, Шестод­нев слу­жеб­ный и Бого­ро­дич­ник.

Избор­ный Октоих

Избор­ный Октоих содер­жал пре­иму­ще­ственно сти­хиры, седальны, бла­женны и другие пес­но­пе­ния, сгруп­пи­ро­ван­ные по музы­каль­ным жанрам, а внутри них по гласам. Рас­про­стра­нен­ная редак­ция Избор­ного Окто­иха вклю­чала также каноны Окто­иха в форме Шестод­нева. Избор­ный Октоих и Парак­ли­тик состав­ляли изна­чально части еди­ного бого­слу­жеб­ного сбор­ника, веду­щего свое про­ис­хож­де­ние от древ­не­ви­зан­тий­ского Тро­по­ло­гия. Пере­вод Избор­ного Окто­иха на сла­вян­ский язык был сделан, веро­ятно, во второй поло­вине 10 века в Бол­га­рии; на его основе несколько позд­нее была состав­лена древ­не­рус­ская редак­ция Окто­иха. В спис­ках Избор­ного Окто­иха 13–14 вв. древ­не­рус­ского извода лучше всего сохра­нился пер­во­на­чаль­ный сла­вян­ский пере­вод. Избор­ный Октоих на Руси выхо­дит из упо­треб­ле­ния в начале 15 в. после смены редак­ций основ­ных бого­слу­жеб­ных книг со Сту­дий­ской на Иеру­са­лим­скую.

Парак­ли­тик

Назва­ние Парак­ли­тика в древ­не­рус­ской руко­пис­ной тра­ди­ции полу­чил сбор­ник исполь­зу­е­мых на Утрене кано­нов Окто­иха, рас­по­ло­жен­ных по гласам, а внутри них по дням недели. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние этот вид Окто­иха имел на Руси до начала 15 в. Парак­ли­тик являлся допол­не­нием Избр­ного Окто­иха. В боль­шин­стве спис­ков древ­не­рус­ского Парак­ли­тика на сед­мич­ные дни пола­га­лось по одному утрен­нему канону: в поне­дель­ник анге­лам, во втор­ник Иоанну Пред­тече, в среду пресв. Бого­ро­дице или Кресту, чет­верг апо­сто­лам или (реже) ап. Петру, в пят­ницу Кресту, в суб­боту про­ро­кам и муче­ни­кам. Однако отдель­ные списки Парак­ли­тика содер­жали по два канона на каждый сед­мич­ный день.

Шестод­нев

Шестод­нев слу­жеб­ный явля­ется видом сокра­щен­ного Окто­иха и содер­жит избран­ные службы Осмо­глас­ника: вос­крес­ные 1–8 гласов и сед­мич­ные по одной из каж­дого гласа (в поне­дель­ник пер­вого гласа, во втор­ник вто­рого, в среду тре­тьего и т. д.). До начала 15 в. Шестод­нев слу­жеб­ный Сту­дий­ской редак­ции входил в состав сбор­ни­ков с Часо­сло­вом и празд­ни­ками, позд­нее (с начала 15 в.) Шестод­нев Иеру­са­лим­ской редак­ции выде­лился в отдель­ную книгу.

Бого­ро­дич­ник

В Бого­ро­дич­нике были собраны лишь молеб­ные каноны ко Пре­свя­той. Бого­ро­дице 1—8 гласов, испол­няв­ши­еся на Пове­че­рии. Списки Окто­иха этого типа крайне немно­го­чис­ленны. Со второй поло­вины 14 — начала 15 в. в сла­вян­ских стра­нах рас­про­стра­ня­ется тип пол­ного Окто­иха Иеру­са­лим­ской редак­ции, кото­рый и был впо­след­ствии поло­жен в основу печат­ного Окто­иха.

Лите­ра­тура:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ДниКаноныПри­певы к тро­па­рям канона
Поне­дель­ник