Оксидирование золота что это такое

Оксидирование золота что это такое

Оксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такоеОксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такоеОксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такоеОксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такоеОксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такое

9.5. Оксидирование

Оксидирование изделий из серебра. Изделия из серебра и с серебряным покрытием оксидируют (пассивируют) как химическим, так и электрохимическим способами. Процессы химического и электрохимического бесцветного оксидирования (пассивирования) осуществляются в растворах и электролитах, основным компонентом состава которых является хромовокислый калий (табл. 9.8).

В процессе цветного оксидирования изделиям придается окраска с самыми различными оттенками: синего, темного (черного), серого, светло-серого, темно- коричневого, кирпичного, желтого и т. д. Осуществляется цветное оксидирование, как правило, химическим способом, реже электрохимическим (табл. 9.9). Отличительной чертой всех растворов для химического оксидирования является то, что основным их компонентом является серная печень. Время выдержки в них изделий в каждом конкретном случае определяется необходимостью получения пленки заданного цвета и в значительной степени зависит от опыта и мастерства исполнителя. Оксидирование ведут, помещая изделия в раствор или нанеся раствор на отдельные (заданные) участки изделия. Раствор серной печени получают сплавлением серы и поташа в соотношении 1:2.

Примечание. Промывку изделия осуществляют в проточной воде.

Оксидированные изделия после промывки в воде и просушки очищают с помощью суконки и мела, а также пемзовой пудры, а для придания пленкам красивого блеска еще и крацуют мягкими латунными щетками.

Оксидирование изделий из недрагоценных металлов. На практике процессы нанесения декоративно-поверхностного слоя на изделия из недрагоценных металлов называют не оксидированием, а патинированием. Покрытие слоем патины (оксидными и сульфидными пленками) придает изделию благородные оттенки оливково-зеленого, золотистого, коричневого, оранжевого, фиолетового и черного цвета. Патинирование выполняют химическим и электрохимическим способами.

Электрохимическое патинирование. Электрохимический метод патинирования украшений из недрагоценных металлов становится все более распространенным в ювелирном производстве, так как по сравнению с химическим он производительнее и дешевле. Есть у этого метода, правда, один, но существенный недостаток: получаемые на изделиях пленки очень тонкие и требуют дополнительного покрытия слоем защитного лака.

Источник

Что такое родирование ювелирных изделий: покрытие родием золота и серебра

Оксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такое

Родирование металла — это процесс нанесения на его поверхность тонкого слоя родия, который по внешнему виду напоминает серебро. Технология позволяет защитить ювелирное изделие от коррозии и износа, а также придает ему блеск.

Чаще всего таким образом обрабатывают серебряные изделия, но иногда защитный слой наносят и на белое золото. В этой статье мы расскажем, что такое родирование ювелирных изделий и в чем заключаются его преимущества.

Для чего нужна процедура родирования

Родий — это драгоценный металл платиновой группы. Его стоимость в 10 раз превосходит цены на золото, поэтому не стоит думать, что родирование украшений удешевляет их.

Оксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такое

Этот процесс придает ювелирным изделиям следующие качества:

Кроме того, родирование делает изделие блестящим и визуально привлекательным, а также защищает серебро от потемнения.

Как происходит родирование

Этот процесс осуществляется по технологии гальванизации. Покрытие родием происходит следующим образом:

Толщина покрытия зависит от состава электролита, силы тока, а также времени воздействия.

Чем отличается родированное серебро от обычного

Родирование серебра — это процесс, который в ювелирной промышленности проводится преимущественно для усиления визуального эффекта украшений. Отсюда вытекает первое различие между обычным и родированным серебром. Последнее характеризуется специфическим блеском и отсутствием серого оттенка.

Оксидированное серебро 925 пробы обрабатывают раствором серной кислоты, чтобы на поверхности образовался окисленный слой. После этого изделие полируют, искусственно состаривая его. Родирование ювелирных изделий из серебра защищает украшения от воздействия кислотных сред, поэтому они не нуждаются в подобной обработке.

Признанные во всем мире бренды, например, Tiffany & Co, Christian Dior и Gucci выпускают коллекции, состоящие исключительно из серебра с покрытием из белого родия. Внешне такие украшения выглядят как золотые и платиновые, но стоят значительно дешевле.

Существует также черное родирование серебра. В этом случае защитный слой формируется из оксида металла. Процесс ничем не отличается от гальванизации белым родием и также повышает срок эксплуатации изделий, но они приобретают темный оттенок.

Что такое родирование ювелирных изделий из золота

Золото — это очень мягкий металл, украшения из него легко поддаются механическим воздействиям. В то же время, такие предметы стоят достаточно дорого, поэтому производители стараются максимально защитить их от преждевременного износа.

Для этого применяется родирование ювелирных изделий из золота. Защитный слой наносят на застежки и замочки украшения, так как они подвержены истиранию. Родий предотвращает деформацию и истончение драгоценного материала.

Процесс значительно расширяет цветовую гамму, например, родирование золота 585 пробы делает его практически белым. Металл также наносят на места установки драгоценных камней, чтобы усилить блеск и надежнее удерживать их на месте.

Оксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такое

Родий сохраняется на сережках до 10 лет, на кольцах и перстнях — до 3 лет, на цепочках — до 6 месяцев. Важно следить за состоянием покрытия и при повреждении незамедлительно обратиться к мастеру.

Как ухаживать за родированными украшениями

Приведем несколько простых советов, которые помогут как можно дольше сохранить родированное покрытие:

Перед приобретением изделия уточните у продавца, через какое время нужно будет обратиться в мастерскую для повторного нанесения защитного слоя.

Преимущества родирования

Если говорить о положительных сторонах ювелирных изделий с защитным покрытием, необходимо выделить следующие:

А есть ли минусы?

Украшения с родием невозможно починить или изменить их размер без повреждения покрытия. Кроме того, в местах постоянного контакта предмета с кожей или другими поверхностями слой родия истончается, из-за чего необходимо регулярно наносить его снова.

Стоимость

Цена на родирование украшений формируется из:

Например, стоимость родирования серебра стартует с 800 рублей, для золота цены немного выше — от 1000 руб. Дороже всего обойдется обработка часов из благородных металлов (не менее 1500 руб), так как корпус, браслет и застежка состоят из множества деталей. Ювелиру придется разбирать изделие, гальванизировать каждый элемент, а затем снова собирать.

Оксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такое

Самые низкие цены на родирование небольших украшений простой формы, например, колец и кулонов. Скорее всего, мастер запросит сумму около 800 рублей. Сережки браслеты и цепочки обрабатывают родием примерно за 900–1200 руб.

Стоимость может вырасти, если вы принесете ювелиру украшение из неизвестного сплава, ранее покрытое родием. Сначала придется определить состав металла, затем зачистить его и только после этого приступать к нанесению слоя.

Бижутерию редко подвергают родированию. Дело в том, что материалы, которые используются для ее изготовления, не способны перенести электрохимическое воздействие.

Золотые и серебряные украшения со слоем родия служат значительно дольше обычных и радуют глаз неповторимым блеском. При этом процесс нанесения стоит недорого, особенно, если сравнивать с полученной выгодой.

Родированные украшения надолго сохранят привлекательный внешний вид. Важно только правильно ухаживать за ними и регулярно обновлять покрытие.

Источник

Оксидирование

Оксидирование ювелирных украшений предназначено для защиты их от потускнения. Сущность процесса оксидирования заключается в нанесении на поверхность изделий химически стойкой защитной пленки, позволяющей повысить их декоративные качества и коррозионную стойкость. Оксидирование производится двумя способами: химическим и электрохимическим. При этом различают цветное оксидирование и бесцветное — пассивирование. Обработке оксидированием подвергаются изделия из серебра и недрагоценных металлов.

Оксидирование изделий из серебра. Изделия из серебра и с серебряным покрытием оксидируют (пассивируют) как химическим, так и электрохимическим способами. Процессы химического и электрохимического бесцветного оксидирования (пассивирования) осуществляются в растворах и электролитах, основным компонентом состава которых является хромовокислый калий.

В процессе цветного оксидирования изделиям придается окраска с самыми различными оттенками: синего, темного (черного), серого, светло-серого, темно-коричневого, кирпичного, желтого и т. д. Осуществляется цветное оксидирование, как правило, химическим способом, реже электрохимическим. Отличительной чертой всех растворов для химического оксидирования является то, что основным их компонентом является серная печень. Время выдержки в них изделий в каждом конкретном случае определяется необходимостью получения пленки заданного цвета и в значительной степени зависит от опыта и мастерства исполнителя. Оксидирование ведут, помещая изделия в раствор или нанеся раствор на отдельные (заданные) участки изделия. Раствор серной печени получают, сплавлением серы и поташа в соотношении 1:2.

Оксидированные изделия после промывки в воде и просушки очищают с помощью суконки и мела, а также пемзовой пудры, а для придания пленкам красивого блеска еще и крацуют мягкими латунными щетками.

Оксидирование изделий из недрагоценных металлов. На практике процессы нанесения декоративно-поверхностного слоя на изделия из недрагоценных металлов называют не оксидированием, а патинированием. Покрытие слоем патины (оксидными и сульфидными пленками) придает изделию благородные оттенки оливково-зеленого, золотистого, коричневого, оранжевого, фиолетового и черного цвета. Патинирование выполняют химическим и электрохимическим способами.

Химическое патинирование. Многолетней практикой производства ювелирных изделий выработаны растворы и соответствующие им режимы процессов химического патинирования изделий из меди, латуни,томпака, нейзильбера. Нередко, однако, исполнители применяют другие, отличные от традиционных, приемы патинирования. Патинирование изделий из латуни, когда, например, желают наложить пленку черного цвета с синим оттенком, проводят в следующем порядке. При температуре 15—25 °С изделия в течение 15—20 с обрабатывают раствором хромпика, в который входят 70—80 г/л двухромовокислого калия и 20—25 мл/л серной кислоты, затем промывают в воде и только после этого в течение 25—30 мин при температуре 15—30 °С патинируют в растворе, состоящем из 25 %-ного водного раствора аммиака и углекислой меди от 40 до 200 г/л. Один из приемов патинирования изделия из томпака начинают с его окраски — травления в смеси, состоящей из серной (800 г), азотной (100 г), соляной (2.5 г) кислот и хлористого натрия (3 г). Затем изделия промывают в воде и в течение 5—7 с при температуре 15—25 °С подвергают пассивированию в растворе хромпика. В состав хромпика входят двухромовокислый калий (100 г/л) и серная кислота (100 г/л).

Электрохимическое патинирование. Электрохимический метод патинирования украшений из недрагоценных металлов становится все более распространенным в ювелирном производстве, так как по сравнению с химическим он производительнее и дешевле. Есть у этого метода, правда, один, но существенный недостаток: получаемые на изделиях пленки очень тонкие и требуют дополнительного покрытия слоем защитного лака.

Желаемый цвет патины-пленки достигается применением определенного по составу электролита. Патину цвета от серо-зеленого до темно-зеленого позволяет получить электролит, состоящий из следующих компонентов (г/л): сернокислая медь CuS04 — 50, хлористый аммоний NH4CI — 28, хлористый натрий NaCl — 14, уксусная кислота СН3СООН — 12, цинк хлористый ZnCl2 — б, глицерин — 6. Электролиз идет в течении 5—10 мин при плотности тока 0,3—0,5 А/дм 2 и температуре 15—20 °С.

Источник

Оксидирование ювелирных изделий

Оксидированием называется процесс, при котором металлическое изделие покрывается плотной плёнкой, обладающей высокой устойчивостью к воздействию химических веществ. Благодаря такой оксидной плёнке удаётся надолго сохранить привлекательный вид украшений их металла. Это просто фантастика, которую развивают на современном рынке.

Оксидирование золота что это такое. Смотреть фото Оксидирование золота что это такое. Смотреть картинку Оксидирование золота что это такое. Картинка про Оксидирование золота что это такое. Фото Оксидирование золота что это такое

Особенности оксидирования металла

Оксидирование ювелирных изделий задействуется в процессе изготовления и ремонта украшений (полировка, чистка, реставрация и т.д.). Как правило, в такой обработке нуждается серебро и недрагоценные металлы (железо, алюминий, сталь и пр.).

Полученная в результате металлообработки защитная плёнка может быть бесцветной и цветной – это зависит от основного металла и конечной цели.

К примеру, для обработки серебряных украшений используется преимущественно пассивирование. Благодаря такой технологии удаётся получить бесцветную плёнку, сохраняющую чистейший цвет серебра. При создании оксидной плёнки на тёмно-серых или черных ювелирных аксессуарах она получается цветной, сохраняя первоначальный цвет украшения.

Какие существуют способы оксидирования

Оксидирование проводится 2 способами:

Исходя из того, какой цвет вы хотите получить, украшение должно быть выдержано в приготовленном растворе в течение определённого времени. Полностью окунать его в раствор электролитов вовсе не обязательно – при необходимости нанесение оксидного состава возможно лишь на некоторые участки. По завершению процедуры тщательно вымойте и высушите аксессуар, после чего его нужно будет очистить, используя суконку и мел. В принципе, соблюдение несложных правил вы сможете получить непревзойденный итог, который не сравниться ни с чем на свете.

Источник

Оксидирование золота что это такое

Для создания декоративных покрытий на всевозможных металлических и неметаллических поделках, например, на ювелирных изделиях, обычно применяется электролитическое осаждение на поверхность этих поделок каких-либо благородных металлов, электрохимическое оксидирование изделия из алюминия и его сплавов, а также другие способы. Для электролиза понадобится источник постоянного тока низкого напряжения (3. 5 В).

Качество создаваемых декоративных покрытий определяется многими обстоятельствами, например, типом и составом электролита, плотностью тока. Однако успех отделки зависит не только от правильно составленного электролита для гальванической ванны и поддержания точного режима гальванического процесса, но и предварительной подготовки изделий к гальваническому покрытию.

Подготовка изделий

К такой подготовке относятся: обезжиривание, а также травление для удаления окислов, обычно покрывающих металл.

Обезжиривание. В зависимости от характера покрытия и свойств металла применяют следующие способы удаления жировых загрязнений:

промывку поверхности органическими растворителями (керосин, бензин, уайт-спирит и др.);

обработку щелочными растворами.

Обезжиривание органическими растворителями применяют в тех случаях, когда изделия загрязнены минеральными маслами.

Обезжиривание щелочными растворами необходимо для удаления растительных масел: надежный результат дает обезжиривание в горячем или кипящем растворе. С хорошо обезжиренной поверхности металла вода стекает равномерно, без образования капель.

В таблице приведены реактивы, на основе которых готовят растворы для обезжиривания некоторых металлов, а также рабочие температуры растворов и продолжительности процесса обезжиривания в них.

Реактивы для получения щелочных обезжиривающих растворов и некоторые параметры процесса удаления растительных масел:

МатериалРеактив, г/лТемпература раствора, °СПродолжительность
обезжиривания, мин.
СтальЕдкий натрий (50. 100)
Едкий калий (50. 100)
70. 9020..30
Алюминий и сплавы
на его основе
Тринатрий-фосфат (50. 60)
Углекислый натр (50)
Жидкое стекло (25. 30)
50. 701..5
Медь и сплавы
на ее основе
Едкий натрий (25. 30)25. 405..10

Травление. Для снятия окислов с бронзовых и медных изделий рекомендуется применять 5. 10%-ный раствор серной кислоты (температура раствора — 40. 60°С). Продолжительность травления зависит от состояния поверхности.

Чтобы придать поверхности матовый вид, применяют следующий раствор, % (по массе):

Азотная кислота (р — 1.38 г/см)8
Серная кислота (р — 1,84 г/см)6
Хлористый натрий43
Сульфат цинка43

Чем больше в ванне сульфата цинка, тем более матовой становится поверхность изделий. Продолжительность травления — 2. 10 мин.

При травлении изделий из алюминия, а также чтобы придать им белый цвет, изделия опускают в раствор едкого натрия или калия. Когда алюминиевые изделия очистятся, их помещают для осветления в разбавленную азотную кислоту, затем промывают водой, погружают в смесь из равных частей уксусной кислоты и воды, опять промывают в воде и сушат.

Золочение

Золото — единственный металл, обладающий устойчивым блестящим желтым цветом. Его отражательная способность 81%. Нанесение золотых покрытий с последующей обработкой поверхности матированием или полированием дает самые разнообразные декоративные эффекты. Золотое покрытие блестящее или матовое ярко-красное или бледно-желтое, с элементами черной тонировки усиливает выразительность изделий.

Бесцианистые электролиты для желто-оранжевого золочения. Электролиты для желто-оранжевого золочения, состоящие из хлорного золота, железистосинеродистого калия (желтой кровяной соли) и соды, не содержат ядовитых цианистых солей. Однако такие электролиты (их называют железистосинеродистыми) хорошо «работают», если оптимальное соотношение компонентов в них строго выдержано.

Ниже приведены составы железисто-синеродистых электролитов. (Учтите, что в этих и во всех остальных составах содержание отдельных компонентов дано в граммах, при этом смесь компонентов растворяется в 1 л дистиллированной воды.)

Калий железистосинеродистый200
Хлорное золото50
Сода кальцинированная50
Калий железистосинеродистый15
Хлорное золото2,65
Сода кальцинированная15

При приготовлении электролита предварительно в горячей воде растворяют железистосинеродистый калий, затем этот раствор добавляют к хлорному золоту и вводят кальцинированную соду. Полученный раствор отстаивают и фильтруют для удаления небольшого количества осадка (гидроксида железа).

Схема «электролизной установки» обычная. Катод из нержавеющей стали. При электролизе он должен лишь касаться поверхности электролита, его даже лучше держать при электролизе рукой — электролиз ведь длится обычно не более 3 мин. Напряжение на ванне 3. 4 В.

При золочении и серебрении в качестве анода используют карандашный графит, который погружают в электролит всего на 2. 3 мм, при этом непрерывно двигая в электролите покрываемое изделие.

Приготовление хлорного золота.

Для получения хлорного золота понадобится смесь соляной и азотной кислот, так называемая царская водка. На 1 г золота берут: соляной кислоты (р — 1,19 г/см 3 ) — 10 мл, азотной кислоты (р — 1,52 г/см 3 ) — 3 мл. Кислоту наливают в фарфоровую чашку, в которую кладут мелкие кусочки золота, устанавливают чашку на песочной бане и нагревают на электроплите. Нагревание следует вести при температуре 100. 120°С в вытяжном шкафу или на воздухе. Об окончании процесса судят по прекращению выделения бурых паров и образованию темно-коричневой маслянистой массы, оседающей на дне и стенках чашки. Полученную массу предварительно растворяют в кипятке, затем добавляют к нему десятикратное количество аммиака. На дно сосуда выпадает темно-бурый осадок, который представляет собой смесь хлорного золота и хлористого серебра. Образовавшаяся при этом аммиачная медь (медь содержится в исходном золоте) окрашивает раствор в синий цвет. Удаление аммиачной меди деконтированием (промыванием) ведут до тех пор, пока вода не станет прозрачной. Затем осадок помещают на мокрую промокательную бумагу и тонкой палочкой тщательно удаляют белые творожистые крупинки серебра, так как его наличие в электролите придает бледный цвет нанесенному золотому покрытию (серебро, как и медь, всегда присутствует в исходных кусочках золота).

Серебрение

Как и при золочении, при серебрении лучше применять электролиты, не содержащие цианистых солей, то есть железистосинеродистые электролиты. Ниже приводится состав наиболее доступного электролита, употребляемого при серебрении.

Серебро хлористое40
Калий железистосинеродистый200
Поташ (углекислый калий)20

При составлении электролита поташ и калий железистосинеродистый (желтую кровяную соль) растворяют отдельно. После кратковременного кипячения оба раствора вливают в хлористое серебро и кипятят, защитив от света, в течение 1,5. 2 ч. Остудив раствор, его отфильтровывают, в результате чего электролит приобретает светло-желтый цвет.

Для улучшения качества серебряных покрытий в электролит можно добавить поверхностно-активное вещество трилон Б.

Тогда состав электролита несколько изменится.

Серебро хлористое25. 30
Калий железистосинеродистый160
Поташ15. 20
Трилон Б2. 3

При серебрении электролиз ведется так же (схема, аноды, напряжение на ванне), как и при золочении.

Серебрение растений

Для серебрения листьев, цветков, веточек и др. предварительно готовят 4 раствора. В состав каждого раствора входит 100 мл дистиллированной воды и одно из следующих веществ: едкий натрий или едкий калий (4 г); азотнокислое серебро (4 г); нашатырный спирт (7 г); кусковой сахар (2,5 г). Приготовленные растворы сливают в один общий сосуд.

Растения, конечно, сначала высушивают, а затем обрабатывают в спирте или же в растворе хлорида натрия, бария или кальция в течение нескольких минут.

Затем растение опускают в описанную выше смесь растворов. После того как растение или цветок покроется «предварительным» слоем серебра, его вынимают из раствора и промывают в кипяченой или дистиллированной воде.

Для удаления растения, заключенного в медную оболочку, в ней делают небольшое отверстие и осторожно выжигают уже ненужное растение. Затем омедненное растение снова и уже окончательно серебрят в приготовленном ранее растворе серебра.

Электрохимическое оксидирование

Оксидирование художественных изделий из алюминия и его сплавов электрохимическим способом широко применяется в художественной промышленности. Оксидная пленка отличается не только значительной антикоррозионной стойкостью и твердостью, но также высокой адсорбционной способностью. Эту-то особенность оксидной пленки и применяют для декоративного окрашивания путем обработки ее соответствующими растворами красителей.

Используя такие особенности оксидной пленки алюминия и алюминиевых сплавов, можно получать не только монохромные, но и полихромные цвета, удается также окрашивать пленку в декоративные имитационные цвета (под мрамор, гранит, различные породы дерева, шелк и т.п.) или же, нанеся на пленку светочувствительный состав (в виде эмульсий или растворов), воспроизводить на ней фоторепродукции.

Тонкая пленка оксида, образующаяся на поверхности алюминия и алюминиевых сплавов, предохраняет металл от воздействия воздуха, влаги и т.д. Но эта пленка в обычных условиях отличается мягкостью, неравномерностью, пористостью и не может быть использована как антикоррозионная защита; она непригодна и для декоративных целей.

Прочная оксидная пленка образуется при искусственном оксидировании алюминия и его сплавов электролитическим способом. В результате на металле возникает пленка, верхний слой которой представляет собой микропористый оксид металла, под которым находится нижний слой — микроскопически тонкая стекловидная пленка, отличающаяся значительной твердостью. Верхняя пленка состоит из частично гидратированного оксида алюминия, а нижняя — из безводного оксида. Вот эта верхняя пористая наружная оксидная пленка и используется для наполнения ее красителями, лаками и т.п.

Физико-механические свойства оксидной пленки, ее пористость и равномерность толщины зависят не только от режима обработки металла в электролите, но и самого сплава алюминия. При наличии в сплавах алюминия меди, цинка, кремния или других добавок в значительных количествах оксидирование таких сплавов, каким является, например, вторичный алюминий, и получение равномерной и светлой пленки оксида невозможны.

Естественный цвет оксидной пленки зависит от состава сплава алюминия может иметь самые различные тона. Так, сплав алюминия силумин, содержащий 10. 12% кремния, нельзя окрасить в светлый тон: он получается серым из-за находящихся в оксидной пленке силицидов. Содержание в алюминии кремния даже в небольших количествах (1. 1,5%) уже дает серые тона.

В тех случаях, когда требуется получить повышенную антикоррозионную стойкость алюминия и его сплавов, применяют пассивирующий раствор, получая на поверхность так называемую эматаль-пленку. Состав пассивирующего раствора приведен ниже.

Изделия погружают в кипящий раствор на 15. 20 мин, затем промывают в дистиллированной или кипяченой воде.

Окрашивание изделий из алюминия и его сплавов

Окраска художественных изделий из алюминия и его сплавов производится органическими красителями, которые используются для крашения шерстяных тканей; количество красителя от 1 до 10 г на 1 л воды.

Окрашивание оксидной пленки производится погружением изделий, предварительно нейтрализованных в аммиаке и промытых в воде, в горячий раствор красителя (температура — 70. 80°С) на 12. 20 мин; время выдержки зависит от адсорбционных свойств оксидной пленки, а также от качества красителя, температуры раствора и т.п.

Адсорбционная пленка наиболее активна в тот момент, когда изделие только что извлечено из электролита. Адсорбционная способность пленки понижается довольно быстро и через 2. 3 дня (особенно если пленка была высушена) становится незначительной. Свежую оксидную пленку, которая обладает наибольшей адсорбционной способностью, нельзя брать в руки, нельзя допускать ее соприкосновения с маслами, жирами и т.п.

Приготовленный раствор красителя рекомендуется прокипятить и профильтровать. Для окрашивания алюминия марок АОО, АО, А5 и сплавов АМг, АМг5 в цвет, имитирующий золото, применяют несколько составов, содержащих оранжевый, черный и желтый красители, в г/л.

Температура окрашивающих растворов 60. 70°С, выдержка изделия в красителе от 2 до 6 мин.

После окрашивания эматаль-пленку можно уплотнить, что улучшит антикоррозионные свойства алюминия. Для этого изделия погружают на 1. 2 мин в горячую дистиллированную воду, нагретую до 95. 100°С.

Декоративная отделка алюминия и его сплавов, имитирующая текстуру гранита

Новым способом декоративной отделки по сравнению с анодированием и эматалированием является получение непосредственно на металле изображения текстуры, образующейся в результате его рекристаллизации. Процесс включает в себя механическую, термическую и химическую обработку изделия с последующим анодированием и адсорбционным окрашиванием, придающим металлу цвет гранита того или иного оттенка.

Для обработки алюминия и его сплавов листовой металл предварительно подвергают растяжению на 6. 10%, что делают, например, на гидравлическом прессе. Размеры кристаллов зависят от степени растяжения металла: чем больше будет растянут металл, тем больших размеров кристаллы будут образовываться.

Текстура, образованная на металле, после анодирования просвечивает сквозь оксидную пленку. При этом размеры кристаллов, получаемых в процессе рекристаллизации алюминия, могут быть различными в зависимости от имитируемой породы гранита.

После деформации металл обжигают при температуре 500. 550°С и протравливают в смеси азотной, соляной и плавиковой кислот. Травильный раствор выявляет текстуру металла. После промывки в воде алюминий анодируют и адсорбционно окрашивают.

Отделка «Кристаллитом»

В этом случае изделие предварительно покрывают оловом в электролите, состав которого приведен ниже.

Сульфат олова54
Серная кислота50. 80
Сульфат натрия50
Фенол или крезол2. 10
Столярный клей2. 3

После нанесения пленки олова изделие промывают в горячей воде и высушивают.

Затем изделие помещают в электропечь для выявления текстуры кристаллов олова. Температура нагрева — 300. 350°С. Изделия выдерживают в печи 15. 20 мин. Медленное охлаждение дает крупные кристаллы, быстрое — более мелкие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *