Окно в избе служило для чего
Почему у русской избы такие окна
Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.
Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).
Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.
С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.
Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.
При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.
Об окнах русской избы
Чем мы, русские, отличаемся от англичан? Конечно, языком, антропологией, культурой и прочим. Но ключевое отличие – в окнах. Окнах русских домов и британских.
Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет. Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).
Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.
С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.
Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. Роль «надзирателей» же выполняли иконы, которые мобилизовали людей на праведный образ жизни куда больше, нежели чьи-то другие глаза.
При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. Это было связано с библейским сюжетом, когда Аврааму явились три ангела в образе путников. Поэтому русская изба всегда была готова к встрече Троицы. Именно с этим связано то, что в фасаде традиционного русского дома именно три окна.
Тест с ответами по изобразительному искусству
1. Красота служит для украшения быта человека в каком виде искусства:
а) картина
б) ДПИ (декоративно – прикладное искусство) +
в) пейзаж
2. Назовите основные элементы, которые являются декоративным убранством русской избы:
а) конь – охлупень, причелины, наличник, полотенце +
б) фронтон, коник, лобовая доска
в) фронтон, полотенце, наличник
3. При изготовлении предметов быта мастер руководствовался следующими принципами:
а) изящество, польза, прочность
б) польза, прочность, красота
в) дешевизна, красота, польза, прочность +
4. Народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры для:
а) защиты +
б) удобства
в) красоты
5. Для чего служило окно в избе:
а) для связи домашней жизни с внешним миром +
б) для входа света солнца +
в) для красоты
6. Почетное место в избе находилось:
а) у порога
б) в центре избы
в) в переднем углу избы +
7. Инструмент, который был неизменной спутницей любой женщины:
а) челнок
б) прялка +
в) веретено
8. Какое слово нельзя отнести к видам полотенец:
а) ритуальные
б) красивые +
в) нарядные
9. В русской народной вышивке преобладал цвет:
а) красный +
б) чёрный
в) жёлтый
10. Изображение, которое не относится к числу символов-оберегов:
а) вода
б) солнце
в) гром +
11. Пластические виды искусств, относящиеся к изобразительным:
а) архитектура
б) живопись +
в) графика +
12. В какой последовательности расположены цвета спектра:
а) к,ж,о,з,г,с,ф
б) к,о,ж,з,г,с,ф +
в) к,о,ж,з,с,г,ф
13. Цвет, который не относится к основным цветам радуги:
а) желтый
б) красный
в) синий
г) розовый +
14. Цвета, которые относятся к основным цветам спектра:
а) желтый +
б) сиреневый
в) зеленый +
15. Где в цветовом круге находятся дополнительные цвета:
а) рядом друг с другом
б) строго напротив друг друга +
в) их там вообще нет
16. Какой цвет необходимо добавить, чтобы получить светлоту:
а) белый +
б) жёлтый
в) серый
17. Что такое колорит:
а) взаимосвязь всех цветовых элементов +
б) полярное противопоставление
в) световые волны определённой длины
18. Какой цвет не относится к ахроматическим цветам:
а) белый
б) чёрный
в) коричневый +
19. Что составляет основу выразительности скульптуры:
а) цвет
б) объёмные формы +
в) линия
20. Выберите основной жанр станковой скульптуры:
а) бытовой
б) анималистический
в) портретный +
21. Понятие, которое не обозначает вид изобразительного искусства:
а) кино +
б) скульптура
в) живопись
22. Количество цветов, которое можно выделить в радуге:
а) 8
б) 7 +
в) 9
23. Изображение птиц и животных, назовите жанр:
а) анималистический +
б) натюрморт
в) пейзаж
24. Высота головы человека меньше длины его тела в:
а) 5 раз +
б) 8 раз +
в) 7 раз +
25. Как называются цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок:
а) холодными
б) основными +
в) составными
26. В какой из росписей используется только синяя и белая краски:
а) Гжель +
б) Хохломская
в) Дымковская
27. Назовите картины, которые изображают различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы:
а) этюд
б) пейзаж
в) натюрморт +
28. Что такое живописное, графическое или скульптурное украшение из повторяющихся геометрических, растительных и животных элементов:
а) аппликация
б) орнамент +
в) колорит
29. Смешивая какие цвета, вы получите фиолетовый цвет:
а) синий и коричневый
б) красный и чёрный
в) красный и синий +
30. Назовите композицию из разноцветного стекла, которая пропускает свет и которая встроена в оконный проём:
а) витраж +
б) скульптура
в) мозаика
«Очи» русской избы: окна и их обрамление
Продолжая тему старинного деревянного дома («Русская изба: как что называлось» и «Русская изба: как что называлось. Продолжение»), нельзя упустить из виду такой интересный элемент оформления, как наличники, ставни и другие детали обрамления окна.
Томск, 19-й век
Привычные нам крупные окна со стеклами появились в России сравнительно поздно, уже в 17…18 веке, и даже тогда были доступны только состоятельным людям. Ранее в богатых домах использовалась слюда – так называемые «слюдяные окончины», гораздо реже небольшие мутноватые стекла в частых свинцовых переплетах.
Старинное слюдяное окно
Неплохо видна «прозрачность» слюды. Для освещения подходит, а вот рассмотреть что-то через такое окошко сложновато
Волоковое окно с решеткой
В жилищах попроще довольствовались относительно прозрачных бычьим пузырем или пузырем крупных рыб, промасленной тканью. Но даже при этом размеры окон были, мягко говоря, небольшими. Первые варианты вообще прорубались по размеру одного-двух бревен сруба, и использовались не столько для освещения, сколько для выхода дыма и проветривания.
Конструкция волокового окна
Что интересно: заслонки (подъемные, передвижные по горизонтали, съемные) обычно были изнутри жилья – что вполне логично.
Слуховые окна заслонок не имели, были открыты постоянно, применялись для проветривания чердаков и нежилых помещений.
Поскольку полностью перекрыть оконный проем одним куском слюды или пузыря было нельзя, использовалась составная конструкция – так называемое «косящатое окно».
Простое косящатое окно с одной ставней
Ставня составная, с поперечным крепежом и коваными петлями
С появлением относительно больших «световых» окон их стали называть «красными». Как многие знают, в русском языке «красный» и «красивый» почти синонимы 😊 Соответственно, «красные» окна украшали в гораздо большей степени, чем волоковые и слуховые. Резные наличники, «очелья», подоконники, ставни – это еще не полный список функционально-декоративных элементов.
Ставни, заменившие заслонки волоковых окон, защищали непрочный «стеклозаменитель» от повреждений при сильной непогоде или длительном отсутствии хозяев. Иногда ставни и не закрывались, но присутствовали часто.
О наличниках и очельях говорилось уже очень много. Не вдаваясь в тонкости классификации определенной конструкции, узоров и техники резьбы по разным регионам страны и разному времени, обратим внимание на следующее:
Варианты обрамления
То же, но немного иначе
· наличники были частью комплекта по обрамлению, резьба или роспись на них всегда сочеталась с украшениями ставен, подоконной доски и навершия (оно же «очелье» и иногда еще «кокошник»);
· больших окон не делали, крупные изделия составляли из двух-трех более узких косящатых окон. Наличники и подоконные доски, очелья в этом случае были общие, обрамляющие группу как рама. Разделялись отдельные элементы резными вертикальными вставками разной ширины;
А здесь общая подоконная доска, точнее «подзоры», и отдельные «очелья»
· если окна располагались отдельно, а не группой, в старых постройках их старались делать три окна на фасаде (по некоторым источникам – в честь Святой Троицы, но возможно, просто из принципа «необходимо и достаточно»). Расстояния между окнами выбирались так, чтобы ставни в полностью открытом виде либо только соприкасались, либо находились на некотором расстоянии друг от друга;
· помимо резных элементов, использовали точеные детали – простейшие токарные станки были известны довольно давно;
· ставни должны были иметь высокую прочность, и при этом не изгибаться под действием влаги и солнца (как часто случается с цельной доской). Поэтому их обычно делали филенчатыми;
Простые филенчатые ставни
Тоже филенчатые, но уже с резьбой
Иногда вместо ставен делали ряд вертикальных одинаковых резных элементов
· как и положено приличным «глазам» избы, «красные» окна старались подкрашивать – часто в красный же цвет. На старых постройках, разумеется, первоначальный цвет давно не виден, но по анализу древесины можно определить примерный состав красителя.
Напоследок напоминаем: это не последний материал на тему старинной русской архитектуры! Следите за публикациями канала!
Итоговое тестирование по изобразительному искусству 5 класс
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Итоговое тестирование по ИЗО в 5 классе
1. Вид искусства, который служит для украшения быта человека:
в) Декоративно-прикладное искусство
2. Выберите основные элементы декоративного убранства экстерьера русской избы:
а) фронтон, окно, дверь
в) прялка, печь, люлька
3. Выберите принципы, которыми руководствовался народный мастер при изготовлении предметов быта:
а) польза, прочность, красота
б) изящество, польза,
в) дешевизна, прочность
4. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры:
в) для красоты и защиты
5. Окно в избе служило:
а) для входа света солнца
в) для связи домашней жизни с внешним миром
6. Где находилось почетное место в избе «красный угол» –
б) в переднем углу избы
7. Какой инструмент был украшен орнаментом и использовался только женщиной:
б) гербах и эмблемах
9. Какой цвет преобладал в русской народной вышивке:
10. Какое изображение не относится к числу символов-оберегов:
11. Что не относится к традиционным древним образам в народных игрушках
12. Запишите какие виды глиняных игрушек вы знаете.
13. Какие цвета не используются в хохломской росписи?
44. Гжель- особенность росписи
а) цвет росписи оранжевый
б) многоцветная роспись
в) роспись по дереву
г) сине-белая роспись по керамике
15. Городецкая роспись это:
а) роспись по металлу
16. Что является мотивом хохломской росписи
а) сюжетная роспись
б) растительные мотивы
17. Отличительные черты филимоновской игрушки:
б) цвета росписи сине-белые
в) основной элемент росписи полоски желтые, красные, зеленые
18. Какую роспись называют «золотой»
19. Основной мотив жостовской росписи
в) растительные (цветочные)
20. Мезенская роспись- это роспись:
ответ на 12 вопрос: каргопольская, филимоновская, дымковская, кожлянская,
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-145130
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения создает цифровую психологическую службу для школьников
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.