Оклад для иконы это что

Для чего иконе оклад?

Эксклюзивно для сайта «Купи Старину!»!

Любое копирование материалов запрещено!

Старинные деревянные иконы нередко облачались в оклад, а вот почему это делалось, мы сейчас попробуем разобраться, ведь явно, событие это совсем не случайно!

История не отвечает точно на вопрос, когда это случилось впервые, однако можно предполагать, что очень и очень давно…

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Древние иконы в окладах.

Трудно точно установить, когда началось само явление, но если говорить про русские православные иконы, то первые из них облачились в оклады (ризы) в XII веке и именно тогда оклад стал считаться отдельным видом прикладного искусства, обретя свои самостоятельные черты, традиции, можно сказать, каноны, правила.

Для ранних окладов характерно то, что они закрывали фон иконы, сам Святой был полностью видим, в более позднее время оклад оставлял для обозрения молящегося только лики Святых и их руки, в такой традиции оклад сохранился до наших дней.

Примерно с XIV века появляется самый простой тип оклада – басма, или басменный оклад. Простым он считался потому, что выполнялся по заранее подготовленной рельефной матрице, на которую накладывался тонкий лист металла и путем прокатывания, набивания наносился рисунок и орнамент. Басменный оклад использовался при создании одинаковых икон и предназначался для недорогих Образов, доступных широким слоям населения России.

Божественный смысл. Смысл житейский.

Оклад для иконы создавался совсем не случайно. Сияющий, переливающийся в лучах горящих свеч, излучающий мерцающие, живые отблески, богатый оклад символизирует невещественный Свет, в котором пребывают Святые. Растительные орнаменты риз символизируют Вечное Цветение живоносной Силы этого невещественного Света.

Безусловно, что оклад создает и совершенно по-другому воспринимаемый образ Святых, изображенных на иконе. И если представить себе те оклады, которые сочетают в себе золочение, украшены драгоценными камнями, то становится понятно, что икона без оклада может выглядеть менее объемно, будет «простой».

В житейском смысле оклад играет тоже очень большую роль. Именно благодаря окладу дошли до наших дней многочисленные древние иконы, так как частые прикосновения рук безвозвратно портили живопись, оклад же позволял сохранить красочный слой иконы в безупречном состоянии, менее вредным оказывалось и атмосферное воздействие, икона не страдала и от механических повреждений, одним словом, оклад выполнял обережную функцию.

Удешевление или удорожание?

С появлением оклада и с развитием технологии его изготовления произошли и изменения в самом написании иконы. Дело в том, что мастеру иконописцу теперь не было необходимости в подробностях прописывать детали одежды изображаемого Святого, выписывать фон. Качественно прописывались лишь те детали, которые были видны молящемуся, не прикрытые окладом. Такие иконы именуют «подокладными». Однако, такое отношение к написанию икон было не у всех мастеров. Хорошим тоном считалось бережное отношение к Образу, поэтому ответственный мастер всегда старался написать свою икону полностью, даже если знал, что она будет помещена в оклад.

Оклады изготавливались из разных материалов и мастера пользовались разными технологиями, которые в совокупности, могли влиять в большую, или в меньшую сторону на стоимости иконы. Например, серебряная риза, украшенная ручной резьбой и отчеканенная вручную, индивидуально, делала икону более дорогой. А басменный оклад из жести в совокупности с подокладной иконой удешевлял продукцию, лишь улучшая ее внешнюю привлекательность для покупателя.

Разновидности иконных окладов.

К расцвету изготовления икон в окладах, к середине XIX века, существовало множество вариантов риз. Самыми простыми были оклады из тонкой жести, а так были в ходу серебряные, золотые, медные, латунные. Удивительно смотрелись оклады из бисера, бывали богатые оклады из жемчуга.

Ризы украшали чернью, резьбой, эмалью, часто встречались вставки из стекла, драгоценных камней, обратная же сторона старинной деревянной иконы оборачивалась в бархат красного, или малинового цвета. Именно в русских традициях окладное искусство развилось наибольшим образом.

Риза как награда и благодарность.

Старинные деревянные иконы могли и не предполагать изначально оклада, но впоследствии таковой для них заказывали, сообразуясь с необходимостью или награждая икону окладом за те чудеса, которые она совершала. Уже готовый оклад впоследствии снова и снова украшали, добавляли венец, инкрустировали камнями, золотили, делали так называемые благодарные Вклады.

Седьмой Вселенский Собор отождествил два материала – металл и дерево, одобрив, таким образом, создание икон в окладах.

Само возникновение драгоценного убора для икон можно некоторым образом связать с языческими корнями, но теперь эта традиция стала одухотворением художественного осмысления.

XIX век стал расцветом окладов!

Применение быстрых технологических приемов, прежде всего штамповки и вальцовки не лучшим образом сказались на внешнем виде икон, сделали их однотипными, обезличенными. Такие металлические ризы производились из тонких серебряных листов, были поставлены «на поток» и сами иконы, у которых все элементы образа за исключением ликов и ладоней прописаны приблизительно, скорописью. Ныне антиквары сторонятся таких старинных икон, большой коллекционной ценности они не представляют, а вот верующие ценят их за сохранность и не проходящую нарядность, солидность.

Одновременно с количественным расцветом производства качественная составляющая падала в угоду массовому спросу.

Век XX не пощадил большинства риз, изготовленных из серебра и золота: их безжалостно отрывали от икон, а сами иконы уничтожались.

Составляющие части оклада иконы.

Если оклад старинной деревянной иконы состоял из одной части, то его называли полным. Если к нему крепились дополнительные части, или он сам состоял из нескольких частей, то его именовали наборным.

Для раннего периода был характерен вариант крепления оклада при помощи миниатюрных гвоздей, но к XIX веку такой способ был практически полностью отвергнут, так как гвоздями пробивался сам красочный слой. У окладов появились специальные бортики, уходящие на торцы доски, через которые и забивались теперь крепежные гвозди. Часто гвозди делали из того же материала, что и ризу – из меди и серебра, но ризы дешевых, расхожих икон выполняли из железа.

Купить старинную деревянную икону в окладе, или без такового – дело сугубо индивидуальное, но Вы можете обратить внимание на то, что икона, продающаяся без ризы, могла в прошлом нести ее на себе. Отсутствие оклада никак не влияет на ценность Священного Образа, просто по наличию гвоздей (или отверстий от них) на лицевой поверхности и на торцах можно очень легко определить прошлое данной старинной иконы.

Источник

Оклады Икон

При оценке ювелирного изделия учитываются принадлежность к фирме или автору, количество экземпляров, сложность техники изготовления, использование драгоценных материалов. Когда оценивают антикварный предмет, к этим критериям добавляют сохранность, провенанс и время создания. Однако доминирующими факторами при определении стоимости являются спрос и предложение.

В последние годы одной из самых активно развивающихся областей антикварного дела стала работа с предметами церковного искусства конца XIX – начала XX века и особенно с иконами в драгоценных окладах. Рост интереса к ним со стороны собирателей старины объясняется рядом причин. Во-первых, определенной ограниченностью рынка икон старше XVII века, вследствие чего переключение покупательского внимания на более поздние произведения выглядит вполне логично. Во-вторых, в современном русском искусствознании началось комплексное изучение традиций украшения икон.

Другим немаловажным фактором, опосредованно породившим указанные современные тенденции, является рост религиозного самосознания общества, который напрямую связан с так называемым русским религиозным ренессансом конца XIX – начала XX века. И, наконец, в современном мире инвестиции в актуальные виды антиквариата, к коим, безусловно, можно причислись и высокохудожественные окладные иконы, приносят своим владельцам до 100 процентов прибыли в год, делая коллекционирование одним из самых прибыльных видов вложения средств.

Богоматерь Иверская. Мастерская Д.Л. Смирнова. Москва. Начало XX. Оклад: серебро, чеканка, золочение. Частное собрание

Оценка данного вида ювелирного искусства благодаря соединению в ней предметных и смысловых свойств имеет свою особую специфику, подчас способную завести в тупик современного коллекционера. В этой связи интересно проследить систему ценообразования икон в драгоценных окладах в конце XIX – начале XX века и сравнить результаты с нынешним положением дел. Приведем ряд факторов, из которых складывалась столетие назад стоимость окладов. При этом в данной статье мы не затрагиваем стилистические и иконографические особенности тех или иных произведений.

1. Размер иконы. Оклады различны по размеру, в зависимости от величины и предназначения иконы: «домашние» иконы, так называемые «пядничные», аналойные образа, переносные храмовые иконы местного ряда и киотные «наместные» иконы. Отдельную группу храмовых икон составляют, как правило, двусторонние алтарные, запрестольные иконы, которые в то же время использовали в крестных ходах. Наиболее распространенный размер икон — 7 х 6 вершков (либо 31 х 27 см). При этом размер иконы определялся шагом в 1 вершок (за исключением некоторых заказных, иконостасных местных и ростовых образов, то есть в меру роста новорожденных), а цена колебалась в пределах 30–40 процентов.

2. Технико-технологические особенности. По характеру обработки металла оклады подразделяются на чеканные, гравированные, басменные, сканные оклады и так далее. Цены в этом ракурсе определялись прежде всего трудоемкостью процесса создания предмета и его весом (в зависимости от рыночной цены золота и серебра). Помимо этого, по своему устройству оклады бывают цельнометаллическими и наборными. Наборные оклады обходились в среднем на 20 процентов дороже цельнометаллических.

Самым простым и доступным окладом в конце XIX – начале XX века был тонколистный штампованный (гальванический) оклад, носивший название «легкой ризы», или «фольги». Цена таких окладов не превышала 25 рублей. Оклады с ручной гравировкой обходились от 35 до 100 рублей, а прочеканенные — от 50 до 150. Этот же порядок цен характерен и для накладных гравированных и чеканных одеяний (так называемых рубашек). Примечательно, что одним из самых дорогих видов обработки металла для создания оклада считалась машинная резьба гильоше, что во многом противоречит ценообразованию современного антикварного рынка. В среднем гильошированная риза обходилась в 80 рублей. Данный факт можно объяснить популярностью и условной редкостью гильошированных вещей в начале XXвека. Вот как об этом сказано в прейскуранте московского фабриканта К.В. Демидова: «Хотя ризы гильошированной работы ценятся дороже, чем чеканные, но так как из двух риз одинакового размера гильошированная всегда будет легче чеканной, то в результате общая стоимость ризы той или другой работы будет почти одинаковая».

Существенную прибавку к изначальной цене оклада демонстрируют различные виды декорирования. Самым распространенным видом украшения поверхности иконной ризы в конце XIX – начале XX века было золочение. При этом крупнейшие фабрики церковной утвари, наряду с активно применявшимся в то время гальваниче-ским золочением (средняя цена 20 рублей за квадратный вершок), предлагали и традиционное амальгамное (огневое) золочение (средняя цена 35 рублей за квадратный вершок). Это было вызвано желанием угодить моде на русский стиль и создать вещи «на манер старинных». Особая декоративная роль в орнаментальной структуре оклада конца XIX – начала XX века отводилась эмали (финифти). На окладах данного периода в различных вариациях применялись перегородчатая, выемчатая и расписная эмали. Наиболее распространенным типом оклада в это время была конструкция с чеканным орнаментом, с включением эмалевых «труб» по краю рамы и средника, накладных эмалевых углов и эмалевых венцов. Такая схема украшения увеличивала первоначальную стоимость чеканного оклада в 2–3 раза. Часто на окладах можно встретить украшения в виде отдельных эмалевых венцов (углов). В зависимости от уровня художественной работы эти детали оценивались от 25 до 60 рублей. В конце XIX века появляются дорогостоящие (от 500 рублей) ризы со сплошным (ковровым) эмалевым застилом.

Св. Николай Чудотворец. Фабрика Я.Ф. Мишукова. Конец XIX. Оклад: серебро, штамповка, чеканка, гравировка, гильошировка, золочение. Частное собрание

Специфическим видом орнаментики иконного оклада издревле было так называемое жемчужное шитье. Выделяется несколько способов драгоценной вышивки. Основным видом жемчужного украшения икон были жемчужные ризы, закрывавшие одежды святых. Вследствие необычайной трудоемкости производства и дороговизны материалов, серебряные оклады, украшенные такими ризами, были одними из самых дорогостоящих (от 350 до 1000 рублей).

Верхнюю ценовую нишу (до 6000 рублей) занимают золотые ризы, инкрустированные драгоценными камнями, делавшиеся в основном для Кабинета его императорского величества. Встретить подобное произведение в частных либо музейных собраниях чрезвычайно сложно, однако архивные данные, которые приводит В.В. Скурлов, свидетельствуют о немалом количестве таких окладов, созданных, как правило, фабрикой Фаберже и мастерской Кейбеля.

Особую категорию произведений составляет утварь, выполненная в нетрадиционной для иконных риз манере, часто в духе распространенных в начале XX века модерна и неоклассики. Данные произведения носят, как правило, заказной характер, а на их стоимость гораздо больше влияют эстетические предпочтения заказчика, чем технологические особенности производства. Так, например, икона «Спаситель» в чеканном окладе мастера Д.Л. Смирнова оценивалась в 150 рублей, так же как и гладкая риза с цатой фабрики «П.И. Оловянишников и сыновья», выполненная по эскизам С.И. Вашкова.

3. Уровень мастерских. В деле производства иконных окладов во второй половине XIX – начале XX веков происходит постепенная локализация художественных центров. Определяющая роль в изготовлении предметов культа отводилась Москве и Петербургу, причем около 80 процентов произведенной в этих городах продукции создавалось именно в Москве, хотя большинство церковных предметов для Кабинета Его Величества делали петербургские ювелирные фирмы. На этом фоне происходит определенная дифференциация мастерских фирм по уровню предлагаемой ими продукции и востребованности на рынке. Наибольшим потенциалом в разработке высокохудожественной церковной утвари обладали крупные фабриканты и мастера, носившие звание поставщиков Двора. Среди них следует выделить предприятия Овчинникова, Хлебникова, Оловянишникова, Сазикова, Постникова, мастерские Смирнова, Верховцева и других. Высокий художественный уровень продукции этих мастерских, а также наличие привилегированных и состоятельных заказчиков предопределили характер ценообразования. Как следствие, цены на оклады, выполненные вышеуказанными фабриками, в среднем на 30 процентов выше по сравнению с практически идентичными изделиями более «демократичных» мастерских.

В наши дни к вышеперечисленным критериям при оценке произведения искусства добавляется историческая ценность. Провенанс любого предмета, в том числе и иконного оклада, подтверждающий его принадлежность определенной исторической персоне (к примеру, членам императорской семьи) либо отношение к памятному историческому событию, может поднять цену данной иконы в несколько раз.

Источник

Оклад иконы

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Бывали металлические: золотые и серебряные, также из латуни, меди и даже белой жести; шитые: бисером или жемчугом («жемчужная обнизь» и «бисерное шитьё»), украшенные эмалью, подчас с драгоценными камнями, цветными стёклами и накладными деталями. С обратной стороны порой обивались красным или малиновым бархатом.

Оклады встречаются на православных иконах всех стран, а также на ряде католических икон (например, образы византийского происхождения в католических храмах Италии, некоторых центрально- и восточноевропейских иконах). Наибольшая роскошь и размах производства была свойственна русским произведениям. В русском искусстве их создание выделилось в отдельную ветвь декоративно-прикладного искусства. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок.

Содержание

Термин

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Согласно словарю Даля, используется следующее словоупотребление: Окладывать (обложить) икону, одеть серебряной и иной ризой, окладом. Икона без оклада — это неокладный образ.

Этимология слова «риза», первоначально употреблявшегося лишь для детали оклада — изображения одежд (риз), и лишь потом распространившегося на весь оклад целиком, не ясна. Фасмер предполагает родство с «рубаха, тряпка, резать» и т. п. [4]

Литургическое значение и предназначение

Сверкающая риза иконы символизирует исходящий от неё небесный невещественный свет: «Одеяйся светом, яко ризою». [5] Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. [6] Поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец.» (Исх.25:11)), так и иконы украшают драгоценными окладами.

Как правило, в иконах, даже сразу писанных под оклад, тщательно прописывалась одежда, фон и надписи — именно поэтому и сейчас, даже оставшись без окладов, они так хорошо смотрятся. Подобная тщательность — «свидетельство того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — символ богатства души, украшенной множеством духовных дарований». [7] Цель окладов — создание символа невещественного Света, в котором пребывают святые. А басменные растительные орнаменты образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света. [7]

Возникновение драгоценного убора икон связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством у язычества, но при этом оно перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка. [8]

Вклады

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

В драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, в благодарность после каких-либо удачно завершённых событий, по данному Богу обету.

Храмовые иконы одевались ризами по вкладам крупных ктиторов, или же постепенно — дарами обычных прихожан [9] :

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это чтоКак только написанная икона освящена и поставлена в храме, начинают собирать деньги на ризу, и скоро… на иконе осталось только личико и руки; об остальном можно судить по работе серебряника и его умению водить резцомОклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Обилие подобных изделий в русских храмах поражало воображение иноземных путешественников. Так, один из них замечает [10] :

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что…На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными каменьями… Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе…Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Особенной популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для иконы Владимирской Божией Матери (согласно летописи на него ушло около пяти килограмм золота, не считая серебра) по заказу князя Андрея Боголюбского. [11] В первый период заказ окладов, на которые уходили пуды золота, были доступны лишь представителям верхушки общества. Известно описание несохранившегося оклада XVII века для Донской иконы Божией Матери, которое в Переписной книге Благовещенского собора за 1680 год занимает несколько листов: [12] [13]

… венцы с жемчужной обнизью, украшенные изумрудами, сапфирами, альмандинами… 2 золотые звезды с крупными драгоценными камнями и жемчугом на золотых резных «оплечках»; сапфировые серьги. На полях оклада размещались золотые пластины с выполненными чернью изображениями 12 Господских и Богородичных праздников, перемежающиеся крупными самоцветами. …к образу были приложены 2 жемчужных убруса (очелья), 2 золотые цаты (вязаная и сканая) и 2 «ожерелья» (ворота). К серебряной вызолоченной гладкой «доске», украшенной «яхонтом лазоревым да изумрудом» и обнизанной по краям жемчугом, служащей своеобразной драгоценной ризой Богоматери и Младенца Христа, были прикреплены 5 золотых наперсных крестов с камнями и жемчугом, 13 панагий. Одна из панагий содержала «часть Животворящего Древа Господня», другие кресты и панагии — святые мощи.

Традиция украшения монархами окладов почитаемых икон сохранилась и в более позднее время. Так, в 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. [14] 19 января 1722 года Пётр I издал указ «отныне впредь во всех Российского государства церквах привесов к образам, то есть златых и серебряных монет, и копеек, и всякой кузни, и прочего приносимого, не привешивать». [15] Это распоряжение вызвало недовольство клириков и мирян, но несмотря на него все вотивные приношения с икон были сняты. [16]

История

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид оклада — басменный. Басма — это тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой, распространился в первой половине XVII века с ростом иконного промысла.

Как считается, в конце XVII века иконный оклад стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики. [9]

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

К XVII веку всё чаще встречаются оклады, которые закрывают всё живописное пространство, оставляя свободными только лики. В дальнейшем такие сплошные оклады становятся преобладающими. На смену строгим басменным работам Древней Руси пришли пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобный оклад создавался следующим образом: на гладком листе серебра мастер создавал орнаментальную раму, в которой подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, повторял сложную композицию — пейзажные горки, архитектуру и проч. Надписи с именами могли обрамляться причудливыми барочными завитками. Как пишут исследователи, «подобного рода оклады по своей выразительности соперничают с произведениями скульптуры того времени». [21] Барочные элементы сохраняются долго, на протяжении всего XIX века, так как обилие деталей становится неким символом богатства.

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Тем не менее, со временем более массовыми становятся более простые и дешёвые оклады — с открытием в 1730-х годах на территории России серебряных рудников они выходят на ремесленный уровень. По мере внедрения в ювелирное дело механизации из окладов исчезает рукотворность. Вальцовка и штамповка придают окладам обезличенный вид. В XIX веке большинство окладов изготавливалось из тонких листов серебра — отсюда их жаргонное прозвание «фольгушка». По тонкому металлу штамповался рисунок (узорная рама, орнаментальный фон). Одежду и венцы могли гравировать вручную, или же, что было чаще, они могли быть накладными и припаиваться к основному полю. Иногда серебряный оклад покрывали позолотой. Подобные «фольговые» оклады считаются на антикварном рынке самыми дешевыми. Более ценными являются литые оклады с тщательной проработкой путём чеканки. Одновременно в XIX веке в окладах начинает проявляться стиль классицизм — упорядоченность узоров, их стройное распределение на раме, фоне, венце, симметричные гирлянды. По мере хода истории оклады становятся все менее и менее рельефными. Хотя для последней трети XIX века — периода историзма, характерно обращение к старинным древнерусским образцам.

Удешевляется и живопись: в поздний период (XIX — начале XX веков) на домовых иконах массового ремесленного изготовления встречается уже «халтурное» написание под оклад одних лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и прочего (т. н. подокладная икона, подокладница, подфолежная икона). [22]

Как любопытный факт следует отметить существование т. н. адописных икон — с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо лику святого пририсовывались рога и т. п. Подобные иконы упоминаются уже в житие Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в XIX веке в крестьянской среде. [23] [24]

Большинство русских риз, по причине своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Конфискацией в основном занималась Комиссия по изъятию церковных ценностей.

Состав и крепёж оклада

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад мог быть полным или состоять из одной или нескольких частей. Оклад, смонтированный из отдельных деталей, назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, нередко он наращивался постепенно: отдельные части изготавливали позднее и добавляли к уже укреплённым или заменяли прежние на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. С последней четверти XVII века наборные оклады стали вытесняться цельными, которые делали из листов металла и прикрепляемых к ним венцов. [20]

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

В раннем периоде все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пробившими живопись и левкас, — эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегавшие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и прибивались. Гвозди различной величины делали из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады стали крепить железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. [20] Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском. [21]

Элементы

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Техника

Для создания окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:

Довольно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стёклами, которые закрепляли с помощью металлической оправы — каста. Начиная с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу. [20]

Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золочёные из дерева встречаются сравнительно редко.

Оклады икон в истории культуры

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

На протяжении XVIII—XIX веков культурное русское общество не воспринимало иконы как важнейшие произведения русского изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. Только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой начали расчищать, случился прорыв. Публика впечатлилась красотой этих произведений, благодаря чему иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас.

Во многом красота икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за традиций украшать их окладами. И чем значимей и древнее была икона, тем труднее её было разглядеть. Поэтому в начале XX века просвещёнными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Оклад для иконы это что. Смотреть фото Оклад для иконы это что. Смотреть картинку Оклад для иконы это что. Картинка про Оклад для иконы это что. Фото Оклад для иконы это что

Вот что писал об этом философ князь Евгений Трубецкой в 1916 году [26] :

Совершившееся на наших глазах открытие иконы — одно из самых крупных и вместе с тем одно из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры.

Мы проходили мимо иконы, но не видели её. Она казалась нам тёмным пятном среди богатого золотого оклада; лишь в качестве таковой мы её знали. И вдруг — полная пе­реоценка ценностей. Золотая или серебря­ная риза, закрывшая икону, оказалась весь­ма поздним изобретением конца XVI века, она прежде всего произведение того благо­честивого безвкусия, которое свидетельству­ет об утрате религиозного и художественно­го смысла. В сущности, мы имеем здесь как бы бессознательное иконоборчество: ибо заковывать икону в ризу — значит, отрицать её живопись, смотреть на её письмо и крас­ки, как на что-то безразличное как в эстети­ческом, так и в особенности — в религиоз­ном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрирует ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую пе­регородку между нами и иконой.

Что сказали бы мы, если бы увидали зако­ванную в золото и сверкающую самоцветны­ми камнями Мадонну Боттичелли или Рафаэ­ля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным.

Теперь на наших глазах разрушается всё то, что до сих пор считалось иконою. Тёмные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.

Евгений Трубецкой. Три очерка о русской иконе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *