Оказалось что хотя доктор и говорил
II. Запятая между главным и придаточным предложениями
Запятая ставится между главным и придаточным предложениями, а если придаточное стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон, например:
Дорогою свободной иди, куда влечёт тебя свободный ум (Пушкин). Ямщики подвязали колокольчики, чтобы звон не привлёк внимания сторожей (Пушкин). В небольшой комнате, которую занимал Нехлюдов, стоял старый кожаный диван (Л. Толстой). В небольших хозяйствах, где косили машинами, хлеб лежал не в копнах, а в кучах (Чехов).
Когда придаточное предложение стоит после главного, запятая при сложных подчинительных союзах (потому что, ввиду того что, благодаря тому что и т.п.), как и при простых союзах, ставится один раз – перед союзом, например:
Глупцы и люди ограниченные всему верят, потому что не могут ничего исследовать (Белинский). Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё (Лермонтов).
Сложный подчинительный союз не разделяется на части запятой и в том случае, когда придаточное предложение, начинающееся таким союзом, стоит перед главным, например:
По мере того как я рассказывал, он приходил в себя (М. Горький).
Однако, в зависимости от смысла, сложный союз может распасться на две части: первая часть войдёт в состав главного предложения, а вторая будет выполнять роль союза; в таких случаях запятая ставится только перед второй частью, например:
Не исполнил он этого намерения только потому, что на набережной и возле самой воды было слишком много народа (Писарев). Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и лёгкой наживе (Писарев). Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, пока сама не проснётся (С. Аксаков). Он исхудал за одну ночь так, что остались только кожа и кости (Л. Толстой). Оттого нам невесело и смотрим мы на жизнь так мрачно, что не знаем труда (Чехов).
Примечание. Не ставится запятая перед что, как, чей, куда и т.п., когда эти слова входят в состав неразложимых выражений, как-то: во что бы то ни стало, чей попало, как ни в чём не бывало, чёрт знает что и т.п., например:
Надо этого добиваться во что бы то ни стало. Упал и встал как ни в чём не бывало. Били чем попало. Действует как следует. Говорили кто во что горазд. Кричал что есть мочи.
При двух рядом стоящих союзах (подчинительный союз или относительное слово и другой подчинительный союз; сочинительный союз и подчинительный союз или относительное слово) запятая между союзами ставится только в том случае, когда опущение придаточного предложения не требует перестройки главного предложения, например:
Ей попробовали рассказать, что говорил доктор, но оказалось, что, хотя доктор и говорил очень складно и долго, никак нельзя было передать того, что он сказал (Л. Толстой). У костра остался проводник, который, пока путешественники охотились, приготовил ужин. Сегодня я вернусь рано, и, если нужно будет, мы успеем съездить за город.
Примечание 1. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицание не или сочинительный союз (и, или и т.п.), тесно сливающиеся с придаточным предложением, то последнее не отделяется от главного запятой, например:
Я хочу знать не как это делается, а зачем это делается. Он раздражителен и когда болен, и когда здоров.
Примечание 2. Придаточное предложение, состоящее из одного только союза или относительного слова, не отделяется запятой, например:
Откуда? Я сказал откуда (М. Горький).
Источник: Утвержден в 1956 году Академией наук, Министерством высшего образования и Министерством просвещения.
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Запятая между главным и придаточным предложениями
Предложения могут быть как простыми, так и сложными. Простые – это те, которые имеют одну грамматическую основу. Сложные – это те, в которых грамматических основ больше, чем одна. Сложные предложения, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные. В первых грамматические основы равны, а связь между ними только сочинительная.
Во вторых есть одна главная грамматическая основа, а остальные ей подчиняются, соответственно, связь между предикативными частями подчинительная. Правописание таких сложных предложений имеет свои особенности и подчиняется следующим правилам.
1. Между главной и зависимыми частями сложноподчиненных предложений всегда ставится запятая. Если зависимая конструкция разрывает главную, тогда она отделяется запятыми с обеих сторон. Например:
2. В предложениях, где придаточная часть следует за главной, и используются союзы «потому что», «благодаря тому что», «ввиду того что», запятая ставится только перед всем союзом (один раз). Например:
3. В предложениях, где придаточная часть с такими же сложными союзами, стоит в позиции перед главной частью, сложные союзы тоже запятыми не разделяются. Например:
Примечание 1. Однако иногда сам смысл предложения требует распада сложного союза, и тогда одна часть союза остается выполнять свою, а другая уходит в главную часть предложения. В таком случае запятая ставится только перед придаточной частью. Например:
Примечание 2. Запятая не ставится перед «что», «как», «куда», «чем», «чей» когда эти слова входят в состав устойчивый единиц «во что бы то ни стало», «чей попало», «как ни в чем не бывало», «черт знает что» и т.п. Например:
4. Если в предложении стоят рядом два союза подряд (подчинительный союз или относительное слово + подчинительный союз; сочинительный союз + подчинительный союз или относительное слово), запятая между ними ставится только в том случае, если опущение придаточной части не требует перестройки главной. Например:
Примечание 1. Если перед подчинительным союзом или относительным словом стоит отрицательная частица «не» или сочинительный союз «и», «да», «но», тесно сливающиеся с придаточной частью, то она от главной части запятой не отделяется. Например:
Примечание 2. В том случае, если придаточная часть состоит только из одного союза, она запятой от главной части не отделяется. Например:
ГДЗ Русский язык 11 класс Греков В. Ф. §89 Вопрос 482 Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.
Привет всем! Туговато как-то идет с ответом…помогите плиззз…
Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ-
ясните пунктуацию при сочетании союзов. Составьте схемы
1—4-го предложений.
1) Когда колонна уже почти вся прошла мимо Серпили-
на он вспомнил что когда она ещё только строилась ему
бросился в глаза очень высокий правофланговый боец.
(К. С.) 2) У Ивана Никифоровича напротив того шаровары
в таких широких складках что если бы раздуть их то в них
можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями.
(Г.) 3) Мы вступаем в открытое море но если хорошо при-
глядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли
на море. (Пришв.) 4) Я присел под лиственницей чтобы за-
курить папиросу и пока дымок тихо вился надо мною отго-
няя больших лесных комаров меня совершенно незаметно
охватила внезапная сладкая и туманная дремота. (Кор.)
5) Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать
ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что на-
деется встретить противодействие которое нужно будет
преодолеть. (Добр.) 6) Ей попробовали рассказать что гово-
рил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень
складно и долго никак нельзя было точно передать того что
он сказал. (Л. Т.) 7) Нет такой мысли которую человек не
мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для
другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов
выразить. Вздор! Слово всегда есть да ум наш ленив да вот
ещё что: надо иметь веры в ум и проницательность другого
по крайней мере столько же сколько в собственные. (Н.)
Самостоятельная работа «Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
«Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи»
Цель : проверить степень усвоения постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Требования к знаниям: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
Требования к умениям: уметь расставлять знаки препинания в предложениях с разными видами связи.
Необходимые теоретические сведения .
В сложном предложении, состоящем из нескольких предложений, его части могут соединяться различными видами связи, например:
Уж было поздно и темно; сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.
Это сложное предложение состоит из двух частей: первая часть его является предложением простым, вторая — сложносочиненным. Первая и вторая части соединены бессоюзной связью.
Схема этого предложения: [ ]; [ ], и [ ].
По Каме, около устья, тянулись вереницей такие длинные плоты, что нельзя было увидеть их до конца: они терялись в тумане .
Первая часть этого сложного предложения является сложноподчиненным предложением. Оно соединено со второй частью (простым предложением) бессоюзной связью.
Схема этого предложения: [ ],(что. ):[ ].
Стадо диких уток со свистом промчалось над нами, и мы слышали, как оно опустилось на реку недалеко от нас .
Первая часть этого сложного предложения — предложение простое, вторая часть — предложение сложноподчиненное. Первая и вторая части соединены сочинительной связью (при помощи союза и).
Схема этого предложения: [ ], и, [ ], (как. ).
С вёсел капали голубые капли, и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. Ср.: С вёсел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.
Схемы этих предложений: [ ], и, (когда. ) [ ]. [ ], и (когда. ), [то].
Перепишите, расставляя знаки препинания.
Объяснить расстановку знаков препинания графически:
1.Хотя день был очень хорош но земля до такой степени загрязнилась что колёса брички захватывая её сделались скоро покрытыми ею как войлоком что значительно отяжелило экипаж к тому же почва была глинистая и цепка необыкновенно
2.Нет сомнения что с Петенькой случилось что-то недоброе но что бы ни случилось он (Порфирий Головлёв) должен быть выше этих случайностей.
· Перепишите, расставьте знаки препинания.
· Объясните пунктуацию при сочетании союзов.
· Составьте схемы 1, 2-го предложений.
1.Солнце взошло и хотя на небе не было ни единого облачка но цвет его был странный белесоватый в зените и серый ближе к горизонту.
2.Илья Ильич при всей своей кротости не боится поддать ногой в рожу обувающему его Захару и если он в своей жизни не делает этого с другими то единственно потому что надеется встретить противодействие которое нужно будет преодолеть.
3. Попробовали рассказать что говорил доктор но оказалось что хотя доктор и говорил очень складно и долго никак нельзя было точно передать того что он сказал.
4.Нет такой мысли которую человек не мог бы заставить себя выразить ясно и убедительно для другого и всегда досадую когда встречаю фразу: Нет слов выразить вздор
Перепишите, расставляя знаки препинания.
Объясните их графически.
1.Комбриг приказал принести себя прямо на командный пункт к Серпилину потому что рана показалась ему смертельной и он хотел успеть возложить командование на Серпилина.
2. Синцов помолчал прикинул в уме сколько отсюда до Вязьмы и подумал что если им (не) удас(т, ть)ся проби(т, ть) надо поворачивать на Вязьму искать там знакомых людей и идти в партизаны.
Учебники и пособия:
1) Греков В.Ф. и др. Русский язык: 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2008
2) Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
3) Русский язык: Учебник для СПО / Герасименко Н.А и др. ; Под ред Н.А.Герасименко. – М.: Академия, 2008.
4) Сѐмушкина, Л. Н. Культура русской устной речи. Трудные случаи: ударения, произношения, формообразования: словарь-справочник/ Л.Н. Сѐмушкина.– 2-е изд.– М.: Айрис-пресс, 2007.
1)Культура письменной речи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramma.ru
2)Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.gramota.ru
«5»—без ошибок (или с несколькими негрубыми ошибками) выполнены все задания
«4» – без ошибок выполнено 2/3 заданий
«3» – без ошибок выполнена половина заданий
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем правильных ответов)
Стечение союзов (тренинг)
Описание разработки
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу найти будет совсем нелегко.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Бродяга ещё больше растерялся (1) и (2) если бы полковник был несколько наблюдательнее (3) то у него, вероятно, пропало бы желание продолжать свой допрос (4) поскольку дело всё равно не выгорело бы.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Андрей Ефимыч понял (1) что допустил ошибку (2) и твёрдо решил (3) что сегодня же во всём признается.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мальчик сидел лицом к стороне заката (1) и (2) когда я взглянула на его лицо (3) то оно опять показалось мне странным (4) будто это лицо и неподвижные глаза жили отдельной жизнью.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Поскольку неизвестность была мучительна (1) Василию Андреевичу захотелось встать и предпринять что-нибудь (2) чтобы заглушить поднимающийся в нём страх (3) против которого (4) он чувствовал себя бессильным.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Никите пришлось идти пешком на другой конец города (1) и (2) когда он подходил к невзрачной хатёнке (3) в которой обитал Феоктистов (4) то с трудом держался на ногах от усталости.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Становится как-то спокойней на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) н (3) как ни отвык ты от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно и долго (3) никак нельзя было передать того (4) что он сказал.
Содержимое разработки
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Снег засыпáл следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу найти будет совсем нелегко.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Бродяга ещё больше растерялся (1) и (2) если бы полковник был несколько наблюдательнее (3) то у него, вероятно, пропало бы желание продолжать свой допрос (4) поскольку дело всё равно не выгорело бы.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Андрей Ефимыч понял (1) что допустил ошибку (2) и твёрдо решил (3) что сегодня же во всём признается.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мальчик сидел лицом к стороне заката (1) и (2) когда я взглянула на его лицо (3) то оно опять показалось мне странным (4) будто это лицо и неподвижные глаза жили отдельной жизнью.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Поскольку неизвестность была мучительна (1) Василию Андреевичу захотелось встать и предпринять что-нибудь (2) чтобы заглушить поднимающийся в нём страх (3) против которого (4) он чувствовал себя бессильным.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 2, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Никите пришлось идти пешком на другой конец города (1) и (2) когда он подходил к невзрачной хатёнке (3) в которой обитал Феоктистов (4) то с трудом держался на ногах от усталости.
1) 1, 2 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Остаток дня тянулся для Захара нестерпимо долго (1) и (2) когда солнце зашло (3) и серые тени стали гуще закрывать землю (4) он почувствовал облегчение.
1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Становится как-то спокойней на душе (1) когда спустя долгие годы вновь попадаешь в знакомый с детства уголок природы (2) н (3) как ни отвык ты от тишины и медленного течения времени (4) с наслаждением слушаешь шелест старых лип.
1) 1, 2 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 4 4) 2, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Оказалось (1) что (2) хотя доктор и говорил очень складно и долго (3) никак нельзя было передать того (4) что он сказал.
1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4)1,4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
И казалось мне (1) будто всё это (2) когда-то я уже видел (3) и что всё это родное, близкое и знакомое (4) хотя в действительности было иначе.
1) 1 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На дне рождения у дочери оказалось так много гостей (1) что Анна Дмитриевна забеспокоилась (2) и (3) когда нужно было приглашать молодёжь за стол (4) то она ещё раз мысленно пересчитала приготовленные приборы.
1) 1, 2, 4 2) 1, 2 3) 1, 3 4) 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Грибов было видимо-невидимо (1) и (2) чтобы вернуться домой (3) пришлось зажмуриться (4) иначе уйти из леса было просто невозможно.
1) 1, 2, 3 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Снег засыпал следы путников (1) и стало ясно (2) что (3) если снегопад не прекратится к ночи (4) то обратную дорогу придется искать с трудом.
1) 1, 2, 3 2) 2, 3 3) 1, 3, 4 4) 1, 2, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Елена размечталась до того (1) что (2) когда услыхала звонок в дверь (3) не сразу поняла (4) что происходит.
1) 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пока Никита ездил домой за необходимыми в походе вещами (1) прошло больше часа (2) и (3) когда он вернулся к пункту сбора (4) то ему пришлось выслушать от друзей весьма нелестные откровения » свойствах его натуры.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 2, 4 3) 1, 2 4) 3, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В новом романе известного писателя рассказывается о трудностях (1) с которыми приходится сталкиваться людям в начале жизненного пути (2) и (3) несмотря на то что герои книги очень молоды (4) они с честью проходят через все испытания.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 2, 4
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Старый профессор любил останавливать одарённых студентов прямо в коридоре и обсуждать с ними содержание своих лекций (1) и (2) если искренний интерес к предмету обсуждения раздувал огонёк их разговора (3) то профессор предлагал пройти в свою лабораторию (4) где демонстрировал результаты научных опытов.
1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 4 1
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Всегда трудно приступать к выполнению нелюбимой работы (1) и (2) чтобы хоть немного оттянуть неприятный момент (3) мы часто ищем любые предлоги (4) которые могут хоть как-то оправдать наше безволие.
1) 1, 2, 4 2) 1, 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 2, 3
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые?
Наши родители всегда думают о своих детях (1) и (2) в каких бы обстоятельствах мы ни оказались (3) мы должны помнить о том (4) как много они для нас сделали.