Огюсте ренуаре что сделал
Огюст Ренуар — художник, познавший счастье
Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir; родился 25 февраля 1841 — умер 3 декабря 1919 гг.) — один из родоначальников и главных представителей импрессионизма, создававший свои шедевры во второй половине XIX и в начале XX веков. Ренуар прежде всего известен как художник-портретист, но работал и в других жанрах — рисовал пейзажи и натюрморты, голую натуру. Живопись мастера характерна и узнаваема: каждое произведение словно излучает гармонию и светлую радость. Он не писал батальных сцен, был равнодушен к драме и трагическим сюжетам. На его полотнах цветут цветы, купаются в небесах пышные кроны деревьев. На картинах Огюста Ренуара танцуют и веселятся люди, наслаждаются жизнью очаровательные женщины, играют дети и лениво дремлют сытые коты.
Огюст Ренуар — художник, испытывавший подлинное счастье от творчества. Редкостное умение. Обычно пишут о «муках творчества», но, глядя на работы Ренуара, даже близко нет ощущения вымученности. Они — как полет на солнечном луче, неудержимый, прекрасный. Была ли жизнь художника столь же счастливой?
Огюсту Ренуару, как и многим импрессионистам, свойственно пассивное, наблюдательное отношение к жизни. Такие люди обычно чувствуют себя полностью довольными ею. Опять же, стоит вспомнить древний афоризм: «Одни приходят в мир воевать, другие — торговать, а самые счастливые — наблюдать». Сам художник на склоне лет признавался своему другу Альберу Андре (Albert André) в том, что ощущает себя поплавком в течении жизни. Его искренне пугала необходимость принимать хоть какие-то решения — он предпочитал наблюдать.
Ренуар — один из самых плодовитых живописцев в мире. Мастер создал примерно 6 000 произведений. Это значит, что он писал примерно по сотне картин в год. Удивительная работоспособность и потрясающая увлеченность. И еще раз к слову о счастье. По меткому замечанию писателя Октава Мирбо (Octave Mirbeau), ни одна из этих картин не вызывает грусти.
Биография Огюста Ренуара
Огюст Ренуар появился на свет в Лиможе. Это счастливое для его семьи событие произошло 25 февраля 1841 года, в шесть часов утра — так утверждает акт о рождении. Отец будущего художника, Леонар Ренуар, был портным, и небезосновательно считал себя одним из лучших в профессии. Мать, Маргарит Мерле, работала швеёй. Спустя три года после рождения маленького Пьера Огюста увезли в Париж, где его родители решили попытать счастья и поискать лучшей доли.
Спустя еще 4 года, в 1848-м семья Ренуара переживает трудные времена. Страна раскачивается на волнах революции, многие прозябают в нищете, остальные просто бедствуют. Однако не идет и речи о том, чтобы лишить образования шестого отпрыска семьи Ренуаров. В семь лет Огюст отправляется в школу.
Тогда, в грозовом Париже у человечества был серьезный шанс лишиться счастливых шедевров Ренуара. У мальчика оказался потрясающий голос, благодаря которому его заметил Шарль Гуно (Charles François Gounod) — «аббат Гуно». Девятилетнего отрока взяли петь в собор Сент-Эсташ, а Гуно, регент церковного хора, принялся совершенно бесплатно учить Пьера Огюста музыке. Он настаивал на том, чтобы будущий живописец стал музыкантом, но этого не произошло.
Уже в школе Огюст очень полюбил рисование. Особенно хорошо ему удавались портреты. Отец прочил будущему мастеру карьеру художника, расписывающего фарфор. В 13 лет юношу устроили работать в мастерскую Леви на Фоссе-дю-Тампль, 75. Огюст стал настоящим мастером росписи. Увы, карьере его пришел конец, когда в 1858 году миру был явлен печатный станок, способный переносить изображения на фарфор.
Несколько месяцев Огюст оставался безработным. Он бродил по Парижу, не представляя, что хочет делать. Но посетители традиционных «субботних вечеров» у Ренуаров посоветовали ему продолжать занятия живописью.
В 1862 году юноша сдает экзамен и становится слушателем парижской Школы изящных искусств. Тогда же он берет уроки у известных французских художников Эмиля Синьоля (Émile Signol) и Шарля Глейра (Marc Gabriel Charles Gleyre). Интересно, что у Глейра в разное время занимались Клод Моне (Oscar-Claude Monet), Анри-Пьер Пику (Henri Pierre Picou) и Альфред Сислей (Alfred Sisley). Уже два года спустя, в 1864-м Салон согласился выставить у себя одну из первых картин Ренуара.
Карьера гения продолжалась шесть десятков лет. В 1912-м его разбил паралич и он смог передвигаться только в инвалидном кресле. Но мастер продолжил рисовать. Его последние годы были полны признания, ему пели дифирамбы именитые художники и искушенная публика, картины выставлялись в Лувре и Лондонской галерее. В 1919-м, на 79-м году Огюст Ренуар ушел из жизни. Говорят, за день до этого печального события он выпустил из пальцев кисть и произнес: «Мне кажется, я начинаю что-то понимать…»
Лучшие картины Огюста Ренуара
Трудно выбрать лучшие картины Ренуара. Среди самых известных полотен — «Портрет Жанны Самари», написанный в 1877-м. На шедевре изображена молодая актриса «Камеди Франсез». Поза модели полна задумчивой безмятежности, на лице блуждает мечтательная полуулыбка, а взгляд выдает ее живой острый ум.
Еще одно из известнейших полотен Ренуара — прекрасная «Обнаженная» (1876 год). Это произведение — гимн женской красоте, выраженной не в идеальных формах, а в свежести, здоровье и мягком обаянии молодости. Кожа «Обнаженной» словно сияет, а ее округлые упругие формы притягивают взгляд.
Кисти Ренуара также принадлежат:
Когда-нибудь мы поймем, о чем говорил художник в свой предпоследний день. Возможно, мы узнаем, почему у его женщин пронзительные взгляды и улыбки, словно отменяющие Время. И почему улыбаются дети… Пока же нам остается лишь восхищаться творениями мастера, познавшего счастье и сумевшего перенести его на холст мановением кисти.
А что чувствуете вы, разглядывая шедевры Ренуара? Быть может, вам хочется иметь в коллекции одно из его волшебных полотен? Тогда добро пожаловать на онлайн-аукционы платформы Very Important Lot. И обязательно взгляните на работы современных художников. Ведь даже Ренуар когда-то был мало кому известен.
Огюст Ренуар
Биография
В 1874 году в Париже произошло событие, открывшее новую эру в живописи. Группа радикальных художников, уставшая от консерватизма правящих кругов французского мира искусств, показала свои работы на независимой выставке импрессионистов. Тогда, наряду с живописцами Клодом Моне и Эдгаром Дега, картины выставил мастер светского портрета Огюст Ренуар.
Детство и юность
Пьер Огюст Ренуар родился 25 февраля 1841 года. Его родным городом являлась расположенная на юго-западе Франции коммуна Лимож. Художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонарда и его жены, швеи Маргариты. Несмотря на то, что семейство едва сводило концы с концами, родителям хватало времени и любви на то, чтобы оделять вниманием и нежностью каждого из своих отпрысков.
В детстве Пьер был нервным и впечатлительным мальчишкой, но Леонард и Маргарита сочувственно относились к чудачествам ребенка. Отец прощал сыну, когда Огюст утаскивал у него карандаши и портновские мелки, а мать – когда он рисовал на стенах дома. В 1844 году Ренуары переехали в Париж. Здесь Огюст поступил в церковный хор при большом соборе Сент-Эсташ.
Регент хора Шарль Гуно, услышав пение Огюста, на протяжении пары недель пытался убедить родителей отдать будущего автора картины «Девушка с веером» в музыкальную школу. Однако в итоге Пьер иллюзорному миру звуков предпочел живопись. Леонард отдал наследника на фабрику «Леви Бразерс», занимающейся изготовлением продукции из фарфора, когда тому исполнилось 13 лет. Там мальчик научился рисовать, украшая тарелки, горшки и вазы изображениями, выходившими из под его кисти.
«They tell you that a tree is only a combination of chemical elements. I prefer to believe that God created it, and that.
Когда в 1858 году компания обанкротилась, юный Ренуар, находясь в поисках иных источников дохода, раскрашивал стены кафе, жалюзи и навесы, копируя работы художников эпохи Рококо – Антуана Ватто, Жана Оноре Фрагонара и Франсуа Буше. По мнению биографов, этот опыт повлиял на последующее творчество графика.
Именно произведения мастеров XVIII века пробудили в авторе картины «Роза» любовь к ярким цветам и неброским линиям. Вскоре Огюст осознал, что его амбициям тесно в рамках подражательной работы. В 1862 году он поступил в школу изящных искусств. Его наставником стал швейцарский художник Марк Габриэль Шарль Глейр, придерживающийся при создании картин академической традиции рисования.
Согласно этой традиции, произведения пишутся исключительно на исторический или мифологический мотив, а в изобразительной палитре преобладают только темные цвета. Такие холсты жюри Салона принимало на ежегодную официальную выставку, которая давала возможность заявить о себе начинающим живописцам. Во время обучения Ренуара в академии, в мире искусства Франции назревал переворот.
«Les parapluies» de Pierre-Auguste Renoir
Однажды товарищи, чтобы обозначить свою позицию, во время занятий, без разрешения Глейера вышли на улицу и стали рисовать под открытым небом все то, что их окружало. В первую очередь начинающие художники пришли в лес Фонтенбло. Это место на протяжении 20 лет воодушевляло импрессионистов на написание шедевров. Там Ренуар познакомился с жанристом Гюставом Курбе, чье влияние видно в картине 1866 года «Харчевня матушки Антони». Холст, изображавший неидеализированную, повседневную сцену жизни, стал символом отказа Огюста от академической традиции рисования.
Живопись
Поражает не только количество, но и удивительное жанровое разнообразие работ. Здесь и пейзажи, и натюрморты, и обнаженная натура, и портреты, и бытовые сцены. Трудно любой из них отдать предпочтение. Для Ренуара все они звенья одной цепи, олицетворение живого, трепетного потока жизни.
Pierre-Auguste Renoir, Ritratto di Jeanne Samary, 1877
Ее сюжетом послужила оживленность отдыхающей на берегу реки публики, очарование солнечного дня, серебристый блеск воды и голубизна воздуха. Внешний лоск не увлекал Ренуара. Он хотел быть не красивым, а естественным. Чтобы этого достичь, творец отказался от традиционного толкования композиции, придав работе вид моментально сделанного снимка.
В 80-е годы работы Ренуара пользовались особым спросом. Пьер писал картины для финансистов и состоятельных владельцев магазинов. Его холсты выставлялись в Лондоне, Брюсселе, а также на седьмой Международной выставке в Париже.
Личная жизнь
Ренуар любил женщин, и они отвечали ему взаимностью. Если перечислять возлюбленных живописца, дав самую краткую биографическую справку о каждой, список составил бы увесистый том. Натурщицы, работавшие с художником, заявляли, что Огюст никогда не женится. Знаменитая муза портретиста, актриса Жанна Самари, говорила, что Пьер через прикосновение кисти к холсту сочетается узами брака с женщинами, которых пишет.
Papa arrête toi tu n’en peux plus.. La douleur passe jean, La beauté reste (Auguste Renoir ) Photo Renoir avec son fils jean
Пьер познакомился с будущей женой в расположенной напротив его дома молочной мадам Камиль. Несмотря на разницу в возрасте (Шариго была младше мужа на 20 лет), взаимную тягу друг к другу Ренуара и Алины невозможно было не заметить. Хорошо сложенная барышня, по словам художника, была очень «уютная».
Ее хотелось постоянно гладить по спине, как котенка. В живописи девушка не разбиралась, но глядя на то, как Пьер орудует кистями, испытывала удивительно волнующее чувство полноты жизни. Алина, знавшая толк и в хорошей кухне, и в добром вине, стала чудесной женой для художника (хотя они вступили в официальный брак только через пять лет, после рождения первого сына Жана).
Она никогда не пыталась навязать себя окружению мужа, предпочитая выражать свое отношение к возлюбленному и его друзьям через приготовленные блюда. Известно, что когда влюбленные жили на Монмартре, дом Ренуара, при ограниченности средств, слыл самым хлебосольным. Гостей часто угощали вареной говядиной с овощами.
Auguste Renoir, Femme à l’éventail
Став супругой художника, Алина сумела облегчить его жизнь, ограждая творца от всего, что могло бы помешать его работе. Шариго быстро снискала всеобщее уважение. Даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на выставке, сказал, что Алина похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов. Известно, что, будучи женатым на Шариго, автор картины «Две сестры» часто вступал в интимную близость со своими натурщицами.
Правда, все эти плотские интрижки и романтические влюбленности никак не угрожали положению мадам Ренуар, ведь она была матерью его детей (в браке родились сыновья Пьер, Клод и Жан), хозяйкой в его доме и той, кто ни на шаг не отходил от Пьера, когда он болел. В 1897 году, из-за осложнений после перелома руки, здоровье живописца резко ухудшилось. Художник страдал от ревматизма, но, даже будучи прикованным к инвалидному креслу, продолжал создавать новые шедевры.
Лидер течения фовистов Анри Матисс, регулярно навещавший парализованного Ренуара в его студии, однажды, не удержавшись, спросил о целесообразности такого упорного труда, сопровождавшегося постоянной болью. Тогда Огюст, ни секунды не колеблясь, ответил товарищу, что боль, которую он испытывает, пройдет, а красота, созданная им – останется.
Смерть
Первая мировая война нарушила привычный ход жизни графика. Так, от переживаний за сыновей, ушедших на фронт, скоропостижно скончалась супруга живописца Алина. Став вдовцом, терзаемый болезнями и голодом, Огюст, в силу своего характера, не отказался от искусства, не омраченного тяжестью окружающей действительности. Когда реальность уже не давала пищи для творчества, он черпал вдохновение в натурщицах и в саду, разросшемся на склоне горы Колетт.
Именитый импрессионист умер от пневмонии 3 декабря 1919 года, успев закончить свою последнюю работу «Натюрморт с анемонами». Семидесятивосьмилетний старец до последнего вздоха остался неисправимым почитателем солнечного света и человеческого счастья. Сейчас произведения Ренуара украшают галереи Европы.
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
«Сегодня людям хочется все объяснить. Но если можно объяснить картину, значит это уже не искусство.»
Огюст Ренуар
Знакомо ли вам чувство, когда на картину хочется просто смотреть, не распознавая стиля и жанра, не вникая в технику, а просто наслаждаясь светом и радостью. Если да, то наверняка среди этих полотен есть произведения Огюста Ренуара.
Простая история
Огюст Ренуар родился в Лиможе в семье небогатого портного. Он был шестым из семерых детей, и ему ли было не знать цену упорному труду и прилежанию. Когда Огюсту было три года, семья переехала в Париж. Благонравные прихожане, Ренуары отдали сына в церковный хор, и после нескольких занятий регент, восхищенный голосом маленького Огюста, сказал им, что ребенку надо учиться музыке.
Но отец предпочел отдать Огюста на обучение в фарфоровую мастерскую. Его младший брат Эдмон вспоминал спустя годы, что, наверное, дело решили рисунки углем на стенах, которые постоянно делал Огюст. С отцовским выбором Огюсту повезло — будущая профессия могла его прокормить. И он всерьез занялся изучением ремесла художника-декоратора. Днем работал в мастерской, по вечерам шел на бесплатные курсы рисунка. Учение давалось ему легко, за пару лет Ренуар сумел подняться от подмастерья до рабочего, и теперь ему доверяли роспись предметов, сначала посуды, а затем вееров и ширм.
Но еще больше Огюсту повезло в том, что один из работников мастерской увлекался живописью и разрешил мальчику пользоваться его холстом и красками. Тогда и была написана первая картина будущей знаменитости. Увидев ее, хозяин красок сказал, что Огюста без сомнения ждет большое будущее в живописи, и посоветовал родителям сделать все возможное, чтобы их сын получил необходимое образование.
В семье все знали, как тяжело даются деньги. На свой заработок отец еле-еле мог кормить семью, и решение скопить денег на обучение Огюста было трудным, но родители сделали правильный выбор. Впоследствии Ренуар говорил, что прекрасно понимает, чем обязан своим родным. С детства и до самой смерти он с глубоким уважением относился к ремеслу и гордился тем, что его отец и мать — простые люди. Он говорил, что мог бы родиться в семье интеллектуалов: «Мне понадобились бы годы, чтобы отделаться от всех их идей и видеть вещи такими, каковы они на самом деле, и мои руки не были бы тогда достаточно ловкими».
В 1862 году Ренуар поступил в Школу изящных искусств, выбрав мастерскую Шарля Глейра.
Верные друзья
Ренуар посещал довольно много занятий у разных преподавателей, но учился в основном у Глейра, на уроках которого студенты писали и рисовали обнаженную натуру. В свое время Огюст сделал множество копий с картин в стиле рококо и, может быть, поэтому отдавал предпочтение ярким и сочным краскам. Однако в Школе это отнюдь не приветствовалось. Глейр однажды долго смотрел, как работает Ренуар, а потом холодно спросил: «По всей вероятности, вы рисуете ради собственного удовольствия, не так ли?» Ренуар ответил: «Ну конечно же, можете быть уверены, я бы ничего этого не делал, если бы мне не нравилось рисовать!» Он совершенно не собирался дерзить учителю, всего лишь искренне высказал свое мнение и творческое кредо.
Возможно, учиться у такого мастера, как Глейр, не было удачей для Ренуара, но в этой мастерской его ждали встречи, определившие ход его жизни. Здесь он познакомился сначала с Фредериком Базилем, а через него — с Эдуардом Мане, в то время ставшим для юноши кумиром. У Глейра Огюст познакомился и с Альфредом Сислеем, а также с Клодом Моне, который позже стал одним из самых близких друзей Ренуара. Молодые люди постоянно встречались и много беседовали о прошлом и будущем искусства. «Грядет Возрождение!» — восклицал Базиль, и не раз заговаривал о том, что всем им нужно объединиться в группу и вместе творить, открывая новые пути. Увы, сам Фредерик не дожил до того момента, когда импрессионисты действительно объединились, провели свою первую выставку и получили обидное прозвище «впечатлистов». Он погиб на франко-прусской войне.
Учеба у Глейра оказалась недолгой — в 1863 году мастерская закрылась. Впрочем, Ренуар покинул ее еще раньше, поскольку у него не было денег, чтобы оплачивать обучение. Это было трудное время, время поиска заработка и крайней нужды. Но вместе с тем это был год открытия Салона отверженных, создания «Завтрака на траве» Эдуарда Мане и окончательного сплочения молодых художников. Как бы ни сложились их судьбы впоследствии, как бы ни разошлись пути — сейчас они были едины.
В последние годы Огюст Ренуар часто писал сад у своего дома. Интересно, что ни на одном из этих пейзажей не был изображен дом, построенный по проекту самого художника
Ученики природы
Следующее десятилетие стало для Ренуара периодом расцвета импрессионизма. Моне, Сислей, сам Огюст и присоединившийся к ним чуть позже Камиль Писсарро учились у самой природы. Художники почти не бывали в Париже, постоянно работая на пленэре в окрестностях Барбизона. Знаменитые «бородачи» с радостью принимали молодежь, щедро делясь опытом и секретами мастерства.
В этот период художник создает самые известные свои полотна в жанре импрессионизма: «Лягушатник» (1869), «Натюрморт с букетом и веером« (1871), «Катание на лодках в Аржантее» (1873). Светлая палитра, свободный мазок, живая игра света — все картины этого времени полны радости, дышат свободой.
Ранее послушно следовавший за Моне и писавший только пленэр, Ренуар постепенно вводил в свои полотна людей. Если Клод Моне наделил трепетом и светом деревья, воздух и небо, то Ренуару принадлежит заслуга применения импрессионистского метода в изображении человека.
Со временем Огюст понял, что постоянно бунтуя, противопоставляя себя официальному искусству, а главное, нарочито игнорируя Парижский салон, он никогда не начнет зарабатывать творчеством. Друзья упрекали его, когда в 1879 году вместо Четвертой выставки импрессионистов он отправил свои работы в Салон. Но правда была проста: чтобы продавать картины и получать заказы, нужно было выставляться именно там. Принимать обиды и упреки Огюст не пожелал. Ренуар считал, что упрекать его имело бы смысл, поступайся он своими художественными принципами из тщеславия, но он просто писал, писал как можно лучше, и не собирался играть обиженного мальчика.
Написав «Портрет мадам Шарпантье с детьми» (1878), Ренуар получил «кредит доверия» от заказчиков. Отныне его известность и признание только росли.
«В сорок лет я обнаружил, что король всех цветов — черный» (О. Ренуар)
Танцы, женщины и дети
Семью Шарпантье художник писал еще не раз. Большую известность также получил «Портрет актрисы Жанны Самари» (1877). Никто не взялся бы спорить с тем, что портреты особенно удавались Ренуару. Критики писали, что он видит и схватывает внешнее, но столь глубоко и тонко чувствует его, что передает и внутреннюю жизнь своих моделей. Женские лица на полотнах Ренуара удивительно многообразны: он писал женщин на танцах, во время завтрака, чтения, прогулок, сплетничающих друг с другом. Столь же разнообразно и их обрамление: утро, день или вечер, природа или кафе. Но везде — все тот, же трепещущий свет и радостная яркая палитра.
Удивительной была способность Огюста Ренуара работать с детьми. Быть моделью — нелегкий труд, а изображение детей, непоседливых, непосредственных, легко устающих от неподвижной позы, — самая трудная задача для живописца. Но Ренуар не просто любил малышей, он чувствовал их душой, сам был счастливым отцом троих детей. Его любимой моделью был сын Жан. За свою долгую творческую жизнь Ренуар написал множество детских портретов и среди современников не имел себе равных в этом жанре.
С годами Ренуар отточил свое искусство строить многофигурные композиции. Он писал множество жанровых сценок, героями которых становились обычные парижане, посетители кафе и танцевальных площадок на Монмартре. Одним из признанных шедевров живописца считается картина «Бал в Муленде ла Галетт» (1876), на которую попали многие из его друзей и знакомых.
За 60 лет Огюст Ренуар написал около 6000 картин
В 1881 году художник отправился в путешествие по Италии — теперь он был финансово обеспечен и мог себе это позволить. Венеция, Калабрия, Рим, Неаполь, Флоренция. Ренуар был потрясен фресками Помпеи, заворожен работами художников Возрождения. Вернувшись во Францию, он резко изменил манеру письма — обратился к гораздо, более, сдержанной и «сухой» манере, свойственной Энгру, которого Ренуар ставил очень высоко. Примером могут служить полотна «Зонтики» (1881-1885) и «Купальщицы» (1884-1887).
Однако в 1890-х годах художник снова вернулся к импрессионизму в целой серии картин с обнаженной натуры, вновь заполнив пространство полотен светом и вибрацией воздуха и добавив яркости колориту. Ренуар работал до самого конца жизни, несмотря на тяжелую форму артрита, безжалостно изуродовавшего пальцы художника и терзавшего его сильными болями. До самого конца он оставался тем, кого Октав Мирбо назовет «возможно, единственным великим художником, ни разу не нарисовавшим грустной картины».
В годы, когда Ренуар уже жестоко страдал от артрита, его друг Анри Матисс навещал его почти ежедневно. Однажды Матисс спросил, зачем продолжать писать картины, если каждый мазок дается художнику с такой болью. Ренуар ответил: «Боль проходит, а красота остается»