Огт арктик спг 2 что это
Проект «Арктик СПГ 2»
«Арктик СПГ 2» – очередной проект «НОВАТЭКа», связанный с производством сжиженного природного газа
Проект предусматривает строительство трех технологических линий по производству сжиженного природного газа мощностью 6,6 млн т в год каждая. Общая мощность трех линий составит 19,8 млн т СПГ и до 1,6 млн т стабильного газового конденсата в год. Проект основан на инновационной концепции строительства с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ). Оператором проекта и владельцем всех активов является ООО «Арктик СПГ 2».
Ресурсной базой проекта «Арктик СПГ 2» является Утреннее месторождение, расположенное на полуострове Гыдан в ЯНАО, примерно в 70 км от проекта «Ямал СПГ» через Обскую губу.
В 2018 году были завершены основные технические решения и проектная документация (FEED), начато выполнение инженерной подготовки территории, строительство первоочередных объектов энергоснабжения и бурение эксплуатационных скважин, строительство причальной набережной.
Применение технологической концепции строительства на ОГТ, а также обширная локализация производства оборудования и материалов в России позволят существенно снизить капитальные затраты на тонну производимого СПГ в рамках данного проекта. Это обеспечит низкую себестоимость производимой продукции и максимальную конкурентоспособность на всех рынках СПГ.
Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений
Для обеспечения изготовления ОГТ, сборки и установки модулей верхних строений недалеко от Мурманска вблизи п. Белокаменка строится Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений. Центр включает два сухих дока для строительства ОГТ и мощности для изготовления модулей верхних строений. Он создаёт современную техническую базу СПГ-технологий в России, новые рабочие места в области инженерных разработок и производства, а также внесет вклад в экономическое развитие региона.
Проектирование Арктик СПГ-2 начинается. Участие в проекте примет ВНИИГ им Б.Е.Веденеева
ВНИИГ им Б.Е.Веденеева, дочка РусГидро, заключил договор с Saipem на выполнение работ в рамках проекта Арктик СПГ-2. Голосовать!
Всероссийский научно-исследовательский институт гидротехники (ВНИИГ) им Б.Е.Веденеева, дочка РусГидро, заключил договор с Saipem на выполнение работ в рамках проекта Арктик СПГ-2.
Об этом РусГидро сообщило 25 декабря 2017 г.
Согласно договору, ВНИИГ будет оказывать инжиниринговые и консультационные услуги по разработке проектной документации на стационарный прибрежный терминал для производства, хранения и отгрузки сжиженного природного газа (СПГ) и стабильного газового конденсата на основаниях гравитационного типа.
В задачи института будет входить непосредственно выпуск проектной документации по основаниям гравитационного типа (ОГТ).
Разработка проектной документации, которой занимается ВНИИГ, осуществляется совместно с разработкой проектной документации (FEED).
При этом, будут использованы разработки института по технологиям легкого и модифицированного бетона с использованием заполнителей российского производства.
Элементы ОГТ доставляются к месту монтажа в виде крупных блоков.
— доступность и малая стоимость исходных материалов,
— малое время установки платформы в море (существенно меньше, чем свайных платформ),
— возможность буксировать ОГТ на большие расстояния и устанавливать их в рабочее положение на месте эксплуатации в море без применения дорогостоящих грузоподъёмных и транспортных средств,
— возможность повторного использования в новом месте,
— повышенные виброустойчивость и огнестойкость, высокая сопротивляемость морской коррозии, незначительная деформация под воздействием нагрузок и более высокая защита от загрязнения моря,
— могут быть построены в районах, где отсутствует соответствующая инфраструктура,
— возможность привлекать местную неквалифицированную рабочую силу во время строительства ОГТ.
Обская губа является естественным продолжением реки Обь, и глубины здесь небольшие:
— в южной части в среднем 5,4 м,
Предельные глубины до 25 м находятся отмечены в средней и северной частях губы.
К системам ОГТ относятся:
— балластная и дренажная системы,
— система удаления воды и воздуха из-под юбки,
— установки для заливки цементирующего раствора под основание,
— электрические установки и оборудование,
— системы безопасности и вспомогательные системы,
— системы доступа и системы транспортировки и загрузки материалов,
— стальные конструкции, и тд.
Проведение полного комплекса проектных работ по ОГТ планируется осуществить в 2018 г.
Прохождение госэкспертизы проекта запланировано на 2019 г.
Арктик СПГ-2 станет 2 м СПГ-проектом компании НОВАТЭК.
Проект Арктик СПГ-2 предполагает строительство:
— стационарного прибрежного терминала для производства, хранения и отгрузки СПГ и стабильного газового конденсата на основаниях гравитационного типа,
В рамках проекта Арктик СПГ-2 планируется построить 3 технологические линии (train), мощностью 6,1 млн т/год СПГ каждая.
На полке добыча составит составит 30 млрд м 3 /год газа в течение 15 лет.
Принять окончательное инвестрешение (ОИР) по проекту Арктик СПГ-2 НОВАТЭК планирует в конце 2019 г.
Капвложения в проект оцениваются на уровне 10 млрд долл США, что существенно ниже затрат по проекту Ямал СПГ, которые составили 27 млрд долл США.
1 ю партию СПГ Ямал СПГ отгрузил 8 декабря 2017 г.
Известно, что Saipem построит 2 ОГТ в г Мурманске, вероятно, на Кольской верфи, которые затем морем будут доставлены на площадку.
СПГ Новаинжиниринг и НОВАТЭК в мае 2017 г подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, закрепив условия по проектированию и реализации проектов СПГ-заводов на бетонном ОГТ НОВАТЭКа.
Ранее НОВАТЭК подписал соглашение с Linde о приобретении лицензии на технологию сжижения природного газа для Арктик СПГ-2.
Любопытно, что несмотря на введенные против НОВААТЭКа санции США, нефтесервисные мировые мейджоры не отказываются от работы с компанией.
ЦСКМС и Арктик СПГ 2: как в Заполярье строят плавучие заводы для сжижения природного газа
В 40 километрах к северу от Мурманска, на побережье Кольского залива Баренцева моря, находится маленький поселок Белокаменка. А рядом с ним раскинулась территория ЦСКМС — Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений — проекта компании «НОВАТЭК-Мурманск».
Здесь строят гигантские плавучие бетонные платформы — основания гравитационного типа (ОГТ) — и собирают на них заводы из больших металлических конструкций, которые изготавливаются здесь же, в огромном цеху. В результате получается плавучий завод, который затем должен отправиться к месторождению. Но обо всем по порядку.
«Завод заводов» ЦСКМС
Сейчас на ЦСКМС собирают три «завода» для сжижения газа для проекта «Арктик СПГ-2» по добыче природного газа из месторождения «Утреннее» на побережье Гыданского полуострова на севере Ямало-Ненецкого автономного округа. Там вечная мерзлота, и строить масштабные и массивные сооружения чрезвычайно сложно и затратно, поэтому это производство решили организовать на побережье Кольского залива, который почти никогда не замерзает.
Впрочем, тут тоже пришлось непросто. Основное производство занимает около 180 гектаров. На этой территории расположены два сухих дока под ОГТ, бетонные заводы, комплекс ОГТ, где осуществляется подготовка производства железобетонных платформ, и комплекс верхних строений, на котором изготавливаются технологические модули — те самые металлические конструкции.
В первом доке стоит уже готовое основание гравитационного типа (ОГТ) с почти достроенными модулями. На каждой из трех платформ будет по 14 модулей. Они специализированы, а весь «завод» независим от остальных «заводов». Это позволит запустить добычу и производство сжиженного газа сразу, как только к Арктик СПГ 2 прибудет первая платформа, её подготовят и проведут все проверки.
Основание гравитационного типа (ОГТ) — это гигантская железобетонная структура, которую заливают методом скользящей опалубки без горизонтальных швов. Самая долгая заливка бетона продолжается три недели. Бетонные заводы находятся как раз между двух сухих доков. Во втором доке сейчас завершают изготовление основания второй платформы.
Высота бетонного основания — 30 метров. Под ним 1,5 метра «щебня» — дренажный слой, который потом позволит платформе всплыть. Сверху устанавливаются модули высотой от 44 метров. Они занимают площадь 330 х 152 м. В высоту вместе с факелом получается 114 метров. Это первый такой завод в мире, где на одной верфи делают основание и модули, а потом собирают их вместе.
Как же на платформу завозят модули? Специальной подвижной системой домкратов, которая может двигаться вдоль платформы. Скорость горизонтального движения — 5 метров в час, вертикального — 2 метра в час. На первом основании уже установлен центральный ряд модулей. Бетонное основание играет и роль причала для газовозов.
Доки находятся всего в 10 метрах от залива. Когда «завод» будет готов, док затопят, разберут стенку, и вывезут буксирами всплывшую платформу.
Как же она всплывет? Очень логичный вопрос, ведь масса «завода» — около 640 000 тонн. Всё дело в строении основания. Оно полое, как губка. В нем 30 резервуаров, которые заполняются баластной водой и воздухом. За счет этого у всей конструкции положительная плавучесть. По сути, это бетонный корабль.
Транспортировку на Гыдан будут осуществлять 5–7 буксиров. Путь — 2 000 км. Погода в Северном Ледовитом океане непредсказуема, многое зависит от волн и ветра, поэтому на транспортировку закладывают три недели. И везти можно лишь в августе. Если платформу не успеют вывезти 31 июля, то придется откладывать не на неделю и не на две, а на год.
Первая платформа должна будет отправиться уже в следующем году. Модули для нее еще будут подвозить в течение года из азиатских стран. Модули на третьей платформе будут уже полностью российскими. Их уже начали производить в цехе верхних строений.
На каждой платформе будет установлено 14 технологических модулей, или полупалуб. Каждая из них весом до 17 000 тонн, а их суммарный вес — 152 000 тонн. Представляете, сколько металла требуется для их изготовления? Сейчас это крупнейшее производство в России, поэтому металл поставляют со всех российских заводов и из-за границы. К примеру, трубы не все российские, потому что для их изготовления требуется огромный объем нержавеющей стали высокого качества, чтобы выдерживать сжиженный газ (-163 градуса Цельсия). Производительность всего комплекса — 56 000 тонн в год.
Производство металлических конструкций ведется на 15 станках. Каждый выполняет конкретную задачу. Из простых листов металла получаются все несущие конструкции, гигантские балки, узлы, трубы и так далее. Фрагменты отправляются на покрытие специальной краской, подходящей для влажных и чрезвычайно холодных условий Крайнего Севера.
Потом из готовых фрагментов собирают модули. В цехе три пролета разной высоты — примерно 56, 70 и 90 метров, — в каждом можно собирать сразу три модуля. Собирают их на бетонных опорах высотой 1,5–2 метра. Это делается для того, чтобы, когда модуль будет готов, под него могли подъехать специальные тележки с домкратами, приподнять и отвезти к докам.
Модули собирают мощными мостовыми кранами грузоподъемностью 300 тонн. Настолько мощных кранов в России и так немного, а у этих есть еще одна особенность: два крана можно соединить кабелем, и тогда ими сможет управлять один оператор. Такая система была спроектирована специально под «Арктик СПГ 2». Она позволяет поднять груз и, не опуская его, повернуть и вмонтировать в модуль.
В планах ЦСКМС создать как минимум шесть ОГТ с технологическими линиями по сжижению газа. В изготовлении этих «заводов» на сегодняшний день задействовано около 800 российских предприятий. Но пока мы говорим лишь о трех линиях.
Как уже упоминалось, первый «завод» должен будет отправиться на Гыданский полуостров в следующем году и начать работать в 2023 году, второй — в 2024 году, а третий — в 2025 году. Модули для третьего уже собирают, но сначала нужно создать основание, а его начнут делать только тогда, когда первая плавучая платформа покинет первый док.
«Арктик СПГ 2»
Проект «Арктик СПГ 2», для которого готовятся платформы, раскинулся на Гыданском полуострове, на противоположном от проекта «Ямал СПГ» побережье Обской губы. Добывать газ там будут из Утреннего месторождения, открытого в 1979 году.
Геологоразведочные работы на месторождении продолжаются. К концу прошлого года доказанные и вероятные запасы по стандартам PRMS (системе оценки нефтяных ресурсов) составили 1434 млрд куб. м природного газа и 90 млн тонн жидких углеводородов.
Бурение на месторождении кустовое. Длина скважин — от 4 до 6 километров. И это не означает, что залежи находятся на такой глубине. Все скважины уходят вниз на пару километров, а потом расходятся в разные стороны в разные пласты. Вся схема напоминает паутину. Пласты же залегают на глубине от 1,8 до 3 километров. На данный момент на территории месторождения обнаружено около 50 пластов. Такое кустовое бурение позволяет значительно снизить нагрузку на почву и природу.
Для управления давлением над скважиной устанавливается фонтанная арматура, которую в простонародье называют по-простому «ёлкой». Все фонтанные арматуры, кстати, российского производства: «Корвета», «Воронежского механического завода» и в этом году впервые закупили у завода «Гусар», расположенного в Гусь-Хрустальном.
Куст скважин, который нам показали в «Арктик СПГ 2», еще не был обвязан шлейфом, или общей трубой. По этой трубе газ будет идти на УКПГ — установки комплексной подготовки газа, где газ проходит первичную очистку и обработку. К примеру, газ иногда идет с небольшим количеством воды, и на этих установках эту воду удаляют. А заодно разделяют на газ (который немного сжижают) и концентрат (жидкую смесь углеводородов, которые выделяются из природных газов при их добыче). Так по двум трубам — для газа и для концентрата — они попадают на «заводы», или технологические линии.
Производство технологических линий на ЦСКМС в Мурманске позволило значительно снизить затраты на строительство этих сооружений на побережье Гыданского полуострова, но для них всё же необходимо было подготовить место. У побережья «Арктик СПГ 2» уже углубили дно и прорыли огромную траншею для судов. Сегодня туда могут приходить суда с осадкой до 9 метров.
Каждая из трех технологических линий должна будет производить по 6,6 млн тонн сжиженного природного газа (СПГ) в год. Общая мощность — напоминаем, что третья линия запустится лишь в 2025 году — составит 19,8 млн тонн СПГ и до 1,6 млн тонн стабильного газового конденсата в год. Большую часть планируют поставлять в Азию. Планируемые до 2030 года СПГ-проекты должны будут обеспечить более 55% целевого объема загрузки Северного морского пути.
Мировой рынок СПГ сегодня составляет 380 млн тонн в год. И по всем прогнозам ведущих мировых аналитиков при любых сценариях безуглеродного развития мировой экономики рынок СПГ будет расти до 2050 года. Торговля трубопроводным газом из года в год растет примерно на 1%, торговля СПГ — на 6–7%.
Что касается месторождения Утреннее — согласно моделям, как минимум первые 25 лет газа будет достаточно. Возможно, потом начнется небольшой спад, но разведка продолжается и уже есть возможные планы по дальнейшей разработке этого месторождения.
Мир переходит на более чистую энергию, и, благодаря таким масштабным проектам, Россия вроде бы успевает подстроиться под спрос, заодно развивая внутреннее производство. Главное, чтобы при этом не страдала экология нашей страны и в частности Арктики.
В Белокаменке обсудили будущее «Арктик СПГ-2»
В Мурманской области в районе поселка Белокаменка на берегу Кольского залива реализуется уникальный проект по возведению ООО «НОВАТЭК-Мурманск» крупнейшего Центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС).
На этом заводе заводов в рамках проекта «Арктик СПГ-2» планируется построить три газосжижающих завода на основаниях гравитационного типа, которые по завершению работ будут отбуксированы к Гыданскому полуострову, подключены к газопроводу и начнут поставлять потребителям сжиженный природный газ.
15 октября 2021 года в Белокаменке на круизном лайнере «Принцесса Анастасия» состоялся форум подрядных организаций и поставщиков «Расширение сотрудничества в области капитального строительства», в котором приняли участие
председатель правления, генеральный директор ПАО «НОВАТЭК» Леонид
Михельсон, заместитель Министра промышленности и торговли Михаил Иванов, губернатор Мурманской области Андрей Чибис, представители 153 отечественных и зарубежных компаний.
Увидеть своими глазами
Попасть на стройку в условиях пандемии дело не простое. Прежде чем попасть на строительную площадку, пришлось сдать ПЦР тест, получить светоотражательный жилет и каску. Не повезло с погодой. Небо было затянуто тучами, моросил мелкий дождь. Но, тем не менее, вид с вертолетной площадки, расположенной на вершине сопки на промышленную площадку, впечатлял своим размахом.
Не только в Мурманской области, но и в России вряд ли найдется строительный объект, соизмеримый по своим масштабам и возводимым циклоскопическим объектам с ЦСКМС. Достаточно сказать, что площадь ЦСКМС равна площади 500 футбольных полей. Построенные здесь доки и цеха впечатляют не только своими размерами, но и той продукцией, которая будет здесь создана.
ЦСКМС состоит из пяти основных секторов:
1. Площадки ОГТ, включающей два сухих дока.
2. Площадки верхних строений.
3. Объектов морской инфраструктуры.
4. Объектов инженерного обеспечения.
5. Жилого комплекса и административных объектов.
По словам Леонида Михельсона, которые он озвучил во время встречи с Президентом России Владимиром Путиным, при реализации проектов НОВАТЭК по строительству заводов СПГ, необходимого технологического оборудования, перевалочных комплексов и судов-газовозов будет задействовано более 800 заводов, создано 20 тысяч рабочих мест в Мурманской области, а по России – 80 тысяч.
Без цифр, характеризующих размеры продукции ЦСКМС не обойтись. Каждый из построенных заводов СПГ будет производить 6, 5 миллиона тонн сжиженного природного газа.
Заводы по сжижению газа будут размещаться на железобетонных основаниях гравитационного типа (ОГТ) морского базирования. Каждая платформа будет иметь размеры 330х153х30 метров. На ОГТ будет находиться оборудование завода СПГ высотой 70 метров и весом 160 тысяч тонн. Масса ОГТ составит 480 тыс. тонн. Изготовление каждого основания потребует 420 тыс. тонн бетона и 55 тыс. тонн арматуры. Внутри ОГТ будут располагаться резервуар СПГ объемом 230 тыс. м3 и резервуар газового конденсата на 120 тыс. м3. Общий вес ОГТ и верхнего строения – 640 тысяч тонн.
ОГТ будут строиться в двух сухих доках гигантских размеров, длиной 415, шириной 175 и высотой стенок 20,2 метра. Строительство первого основания гравитационного типа уже завершено и на нем ведется монтаж оборудования завода СПГ – устанавливаются гигантские модули. Второй сухой док находится в стадии строительства с июня 2020 года. В нем уже ведется заливка основания второго ОГТ. Бетон, для возведения ОГТ готовится здесь же, на специально построенных пяти бетонных заводах.
Верхние строения, а это и есть заводы СПГ, будут собираться из 14 крупных модулей. Общий вес этой конструкции составит 160 тысяч тонн. Сами модули также впечатляют своими размерами и весом от 5 до 17 тысяч тонн.
Модули для первой линии СПГ изготовила китайская компания Wison Offshore&Marine по заказу TechnipFMC. Они выгружаются на причал ЦСКМС, рассчитанный на грузы весом в десятки тысяч тонн. Поэтому и требования к ним при строительстве причалов были соответствующие. Вначале в дно на глубину 17-20 метров забивались вибропогружателем с усилием 1400 тонн сваи анкерной стенки. Затем с баржи засыпался щебень, а это десятки тысяч тонн, и на удалении в пару десятков метров забивались сваи лицевой стенки, правда, здесь сваи уходили на глубину уже 40 метров. Потом все это забетонировали.
Сборкой модулей верхних строений займется компания «Ренейссанс Хэви Индастриз». Для этого построен огромный цех №107, самый большой в России и второй по размерам в мире. Оно имеет длину 346 метров, ширине 280 метров, высоту 93 метра. Объем помещения цеха 9 миллионов кубометров. В цеху имеется 10 кранов грузоподъемностью в 300 тонн каждый. Оператор имеет возможность одновременно управлять двумя кранами, поднимая и перемещая детали весом в 600 тонн. Еще 25 кранов могут поднимать грузы в 50 тонн. Рядом со сборочным цехом располагаются цеха техобслуживания, изготовления трубопроводов и металлоконструкций, комплекс окраски.
Как будут устанавливаться модули заводов СПГ на основания гравитационного типа?
Это довелось увидеть воочию. После разгрузки с судна модуль устанавливается на одиннадцать тридцатичетырехосных СПНТ – самоходных передвижных модульных транспортеров, на которых доставляются к ОГТ и с помощью подъемно-скиддинговой системы (оборудования для подъема тяжелых и габаритных объектов) поднимаются наверх и надвигаются на основание гравитационного типа.
Более мелкие детали монтируются с помощью восьми кранов, которые стоят у каждого из доков.
Для работников, а их здесь почти 20 тысяч, развернут целый город из трех и четырех этажных домов со всеми удобствами, построены столовая и баня, административные и хозяйственные корпуса, прачечная, спортивный центр, объекты транспортной и инженерной инфраструктуры.
Кроме строительства ЦСКМС в Белокаменке, где будут сооружаться заводы СПГ на основаниях гравитационного типа, необходимо будет создать инфраструктуру на Гыданском полуострове, куда будут отбуксированы три линии завода СПГ. В сжатые сроки предстоит реализовать к 2023 году и инвестиционный проект «Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в Мурманской области», стоимостью 70 миллиардов рублей, мощностью по перевалке 20 миллионов тонн СПГ в год. Он будет возведен в Ура-губе и будет включать два плавучих хранилища газа, вспомогательный причал и береговую инфраструктуру. Строительство перегрузочного комплекса в Ура губе позволит повысить эффективность доставки газа в Европу с действующего завода «Ямал СПГ» и с планируемого «Арктик СПГ-2».
В этот перегрузочный комплекс танкеры-газовозы усиленного ледового класса будут выгружать СПГ, а отсюда он будет вывозиться потребителям обычными танкерами-газовозами.
Использование заводов СПГ на основаниях гравитационного типа приобретают особую актуальность в условиях глобального потепления, когда оттаивает вечная мерзлота и промышленные объекты, даже возведенные на сваях, могут разрушиться. Так произошло с емкостью для хранения топлива компании «Норильский никель», когда 29 мая 2021 года произошла утечка 21 тысячи тонн дизельного топлива в грунт и в реку Пясина. Это стало чрезвычайным происшествием федерального уровня. Несложно представить последствия разрушения хранилища СПГ. В данном же случае не придется строить заводы СПГ и емкости для хранения сжиженного природного газа на вечной мерзлоте. Уменьшится и негативное воздействие на хрупкую арктическую экосистему. За счет северных условий и применение новейших технологий в сфере энергоэффективности, эмиссия парниковых газов на тонну произведенного СПГ здесь будет более чем на 30% ниже среднего показателя в этой отрасли. Более того, Леонид Михельсон озвучил планы по улавливанию углерода и его закачке в пласты. Но уже сейчас, сказал Леонид Викторович, в России самый чистый СПГ в мире.
Вообще же, в соответствии с экологической и климатической целями, утвержденными в августе 2020 года Советом директоров ПАО «НОВАТЭК», предусмотрено до 2030 года снизить выброс метана на 4% при добыче газа и производстве СПГ, на 20% выброс загрязняющих веществ, парниковых газов на 6% при добыче и на 5% при производстве СПГ, до 90% довести долю утилизируемых отходов.
При строительстве объектов проекта «Арктик СПГ-2», будет проявляться особая забота о ранимой арктической природе. На пленарном заседании Российской энергетической недели председатель правления, генеральный директор Тоталь, французской компании, участвующий в проектах и «Ямал СПГ», и «Арктик СПГ-2» Патрик Пуянне сказал: «… у нас одни и те же стандарты в том, что касается Арктики. …и мы будем применять самые высокие стандарты в том, что касается сохранения биоразнобразия и также заботу о местном населении».
Запуск первой очереди «Арктик СПГ-2» запланирован на 2023 год, второй на 2024 и третьей в 2026 году. На полуострове Гыдан, на месторождении Утреннее, которое является ресурсной базой проекта, уже ведется строительство добычных скважин. Эти задачи решаются с помощью трех буровых установок, которые построили два десятка добычных скважин.
Участниками проекта являются НОВАТЭК, французская компания Total, китайская нефтегазовая корпорация CNPC, китайская нефтегазовая компания CNOOC, японский консорциум Mitsui&Co JOGMEC-Japan Arctic LNG.
За проектирование и строительство заводов СПГ отвечает консорциум компаний TechnipFMC (Франция), Saipem (Италия) и «НИПИгаз» (Россия). За проектирование и изготовление ОГТ отвечает компания Saren, подконтрольная турецкому холдингу Renaissance и SaipemS.p.A.
Проблемы импортозамещения не решены
В апреле 2015 года Москве в РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина под председательством министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова прошло первое заседание Межведомственной рабочей группы (МРГ), созданной для проработки вопросов импортозамещения в ТЭК. Его участники обсудили меры по снижению зависимости отечественной отрасли от импорта оборудования, комплектующих и запасных частей, услуг иностранных компаний и использования иностранного программного обеспечения, а также перспективы развития нефтегазового комплекса России.
Комплексная реализация всех этих мер должны была способствовать достижению целевого показателя: снижения к 2020 году доли импорта с 60% до 43%. Важным звеном в этой работе должен был стать Научно-технический совет по развитию нефтегазового оборудования — своего рода, коммуникационная площадка для синхронизации инвестиционных проектов российских нефтегазовых компаний — заказчиков и возможностей отечественных машиностроителей.
Следует отметить, что в процессе эксплуатации четвертой линии СПГ «Арктический каскад», недостатки в работе оборудования устраняются.
Но беда и в том, что «НОВАТЭК» вынужден перенести сроки реализацию проекта «Обский СПГ», производительностью 4,5-5 миллиона тонн СПГ в год с использованием отечественного оборудования. Возможно, придется использовать германскую технологию компании Linde AG, как и для проекта «Арктик СПГ-2».
К сожалению, сейчас отечественные нефтегазовые компании находятся в тотальной зависимости от импорта нефтегазового оборудования. Шанс, данный нам западными странами в виде санкций, не в полной мере использован для возрождения отечественной промышленности, которая была бы способна обеспечить российский нефтегазовый комплекс необходимым оборудованием.
Россия не использовала опыт Норвегии в создании своей промышленности для производства собственного оборудования. Норвегия, привлекая иностранные компании к сотрудничеству, исходила из требования: иностранные партнеры не только обучают норвежский персонал, но и занимаются локализацией производства, которая с 10% выросла до 95%. И сегодня 1/3 экспорта Норвегии составляют технологии и оборудование для нефтегазовых шельфовых проектов.
Радует, что в рамках проекта «Арктик СПГ-2» 15 танкеров-газовозов ледового класса Arc-7, вместимостью 172,6 тыс.м3 будут строить на отечественном судостроительном заводе «Звезда» в городе Большой Камень, Приморского края. Ранее такие суда заказывались за рубежом. Всего для проектов ПАО «НОВАТТЭК»до 2030 года на ССК «Звезда» будет построено 35-37 танкеров, включая 15-17 судов для проекта «Арктик СПГ-1», следующего за «Арктик СПГ-2».
На форуме подрядных организаций и поставщиков «Расширение сотрудничества в области капитального строительства» вновь шла речь о необходимости перехода к импортозамещению, выпуску отечественными предприятиями более качественной продукции. Ведь они поставили в рамках проекта «Ямал СПГ» продукции на 600 миллиардов рублей. При строительстве объектов ЦСКМС, по словам Леонида Михельсона, до 90% объема работ выполнили отечественные предприятия. Локализация при строительстве ОГТ достигла 70%. Но отечественной промышленности необходимо освоить производство высокотехнологичного оборудования для заводов СПГ. В качестве положительного примера он назвал отечественное предприятие, освоившие выпуск криогенной изоляции с получением международного сертификата для мембранных резервуаров.
Продукция «Арктик СПГ-2» будет востребована
Несмотря на стремление западных стран отказаться от углеводородного сырья и перейти на экологически чистую зеленую энергетику, спрос на газ не только не уменьшился, но и увеличился, причем, при резком скачке стоимости на газ, когда за 1000 кубометров газа готовы были выложить до 2000 долларов. По оценкам экспертов, мировой спрос на газ увеличится, и что особенно важно, наиболее активно будут развиваться поставки именно сжиженного газа. Россия способна и должна занять на этом рынке достойную нишу. Понятно, что американский сжиженный сланцевый газ ситуацию в Европе не спасет, да и американцы заинтересованы продавать его в страны АТР, где цены выше. В этой ситуации реализация проекта «Арктик СПГ-2», с его ежегодными поставками 19,8 миллиона тонн СПГ, как нельзя кстати.
Интерес к данному проекту проявляет и Саудовская Аравия, и Франция, и Корея, и Испания. Более того, в рамках Петербургского международного экономического форума в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Франции Эммануэля Макрона, председатель правления «НОВАТЭК» Леонид Михельсон и исполнительный директор Тоталь Патрик Пуянне подписали соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ-2».
Японская компания согласно договора на долгосрочной основе будет ежегодно приобретать не менее 2 миллионов тонн СПГ. И Япония и Китай являются крупными потребителями СПГ. К тому же обе эти страны имеют опыт создания оборудования для заводов СПГ.
В начале июня 2019 года во время визита в Москву Председателя КНР Си Цзиньпина было подписано базовое соглашение «НОВАТЭК», Газпромбанк и китайской Sinopecо создании совместного предприятия по реализациигаза конечным потребителям на рынке Китая. Таким образом удалось замкнуть цепочку «добыча – сжижение – транспортировка – сбыт». Предполагается поставка СПГ и во Вьетнам в объеме 4,5 миллиона тонн в год.
Подписано соглашение с компанией Repsol, которое предусматривает поставки в течении 15 лет 1 миллиона тонн СПГ с проекта «Арктик СПГ-2» и с других проектов «НОВАТЭК» на рынки Пиренейского полуострова, туда, куда до этого не поставлялся трубопроводный газ.
Опять же в присутствии Президента России Владимира Путина и Президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина был подписан документ о сотрудничестве «НОВАТЭК» и КОGAS в рамках реализации проекта «Арктик СПГ-2» и создании на Камчатке перевалочного комплекса СПГ.
Леонид Михельсон отметил, что в России создается целая отрасль по производству СПГ. И заводы СПГ на Гыдане могут дать потребителям 70 миллионов тонн СПГ. За рубежом СПГ отрасль развивали десятки лет. В России такого времени на раскачку нет. И, тем не менее, только в 2020 году «НОВАТЭ» реализовал 6,4 миллиона тонн СПГ. Продано 85 танкерных партий крупнотоннажного СПГ, включая 81 с завода «Ямал СПГ». Поставлена первая партия СПГ на рынок Объединенных Арабских Эмиратов, впервые осуществлены поставки на рынок Японии по Северному морскому пути танкером ледового класса. По итогам летенй навигации 2020 года объем поставок с «Ямал СПГ» на рыной АТР вырос в 2 раза и составил 2,4 миллиона тонн. Использование СМП для доставки СПГ, а не через Суэцкий канал снизили срок доставки на 40% и снизили транспортные затраты.
В 2020 году в Кильдинском проливе Баренцева моря впервые выполнена операция перегрузки СПР «борт–в-борт» с танкера ледового класса «Николай Евгенов»на конвенциональный танкер «Ямал Спирит» на временном рейдовом перегрузочном комплексе.
Всего же, потребителями СПГ компании «НОВАТЭК» являются 29 стран.
Приоритет Мурманской области
ЦСКМС присвоен статус стратегического инвестиционного проекта, а также масштабного инвестиционного проекта Мурманской области. Компания «НОВАТЭК-Мурманск» стала первым резидентом ТОР (Территории опережающего развития) «Столица Арктики». Получение такого статуса способствует ускоренной реализации проекта ЦСКМС, что привлечет социальные инвестиции в Мурманский регион, создаст дополнительные рабочие места, значительные налоговые поступления, а это несколько десятков миллиардов рублей. Ведь объем инвестиций в ЦСКМС составляет 200 миллиардов рублей. За счет этих налоговых поступлений, сказал Андрей Чибис, мы увеличиваем финансирование образования, медицины, строим дороги.
Губернатор Мурманской области Андрей Чибис отметил, что достигнута договоренность с Леонидом Михельсонов о выделении в течение 10 лет 6 миллиардов рублей на разработку новых образовательных программ и профессиональных стандартов в целях подготовки кадров для СПГ проектов в техническом университете и колледжах города Мурманска.
Леонид Михельсон подчеркнул, что Мурманская область становится одним из центральных регионов для «НОВАТЭК» и компания готова участвовать в социальном развитии региона присутствия.
ЦСКМС позволит также развивать кадровый потенциал области, увеличить конкурентоспособность предприятий региона в масштабах России. Сюда будут привлечены многомиллиардные инвестиции, которые станут мощным импульсом для развития высокотехнологичных производств.
Автор: Юрий Банько | Версия для печати
|
| |||||||||
| |||
|