Огромный чупа чупс что внутри
История конфет Chupa Chups — первых леденцов, побывавших в космосе
Как конфета на палочке завоевала мировую популярность и почему Сальвадор Дали согласился придумать и нарисовать логотип компании.
Испанская компания, которая позже прославилась за счёт знаменитой конфеты на палочке, была основана в 1946 году и носила название Granja Asturias S.A. Сладости, производством которых занималась фирма, преимущественно изготавливались из яблочного сиропа. Дела компании шли не слишком успешно, поэтому к началу 1950-х годов она была на пороге закрытия.
Именно в этот момент к компании присоединился Энрике Бернат — потомственный кондитер, благодаря которому в ассортименте появился мармелад и другие сладости, главной из которых стала peladillas (типичная испанская конфета).
Усилия не пропали даром — сделав фирму по-настоящему успешной, в 1958 году Бернат за свои старания получил 50% акций компании. Тогда у него появились амбиции выкупить вторую половину и полностью преобразовать производство.
С самого начала Бернат задавался вопросом: «Зачем изготавливать так много разных товаров для одного рынка, когда можно сделать один специальный товар для всех рынков?» Все эти годы Бернат мечтал создать идеальную конфету для детей.
Ради этого он даже заказал маркетинговое исследование — подобные инструменты в то время были непопулярны, — которое показало, что основные потребители его товаров — дети до 16 лет. Тогда как опросы по улучшению ассортимента задавались только взрослым.
В процессе исследования кондитер узнал о типичной проблеме для всех детей — конфета требовала времени на рассасывание, и, как правило, ребёнку было интересно посмотреть, как она уменьшается. Поэтому малыши доставали конфету изо рта, из-за чего руки становились липкими, грязными, а следом пачкалась и одежда, об которую дети вытирали пальцы.
Родителям это категорически не нравилось. Поэтому, несмотря на желания детей, взрослые старались реже покупать эту сладость. Бернат понял, что при создании нового леденца угодить нужно в первую очередь родителям.
Согласно другим источникам, на создание идеальной конфеты Берната подтолкнули детские воспоминания, когда раздражённая мать ругала его, видя грязные липкие руки после поедания конфет.
Бернат нашёл компромисс — конфете нужен держатель, некий буфер между рукой и липкой сладостью. Первой его идеей стала маленькая вилка. Цель была достигнута — руки оставались чистыми. Сладость так и называлась — «конфета с вилкой» — и продавалась только в магазинчике Берната.
Новинка настолько понравилась покупателям, что было решено запустить её в массовое производство. Бернат был футбольным фанатом и выбрал название «Gol» (в переводе с испанского — гол), и конфета была круглой как футбольный мяч.
Вскоре вилка была заменена на деревянную палочку, так как её было дешевле производить, и этот материал был безопаснее для детей. Сменилось и название конфеты — с «Gol» на «Chups». Согласно истории, Бернат понимал, что название должно быть запоминающимся, и «Gol» для этого не подходит. Поэтому он обратился в рекламное агентство, которое и предложило название Chups (на испанском глагол chupar — лизать, сосать).
Первыми были запущены леденцы с семью вкусами — клубничный, апельсиновый, клубника со сливками, шоколад с ванилью, кофе со сливками и мятный. До сих пор самыми популярными вкусами Chupa Chups являются клубничный и клубничный со сливками, хотя сейчас есть больше ста вариантов вкуса леденцов.
Первый рекламный слоган, который должен был привлечь внимание испанских покупателей, гласил: «Chupa Chups». В переводе с испанского это означало «Соси Chups». Первая реклама на радио звучала так: «Chupa, Chupa el Chupa Chups» (Лизать, лизать, лизать что-то как Chups).
Слоган оказался настолько популярным, что люди приняли его за название конфеты. В 1961 году Бернат официально переименовал конфету в Chupa Chups.
Первая маркетинговая кампания включала в себя слоган «És rodó i dura molt, Chupa Chups», что в переводе с каталонского означало «Он круглый и долговечный».
Конфета стала настолько популярной, что, получив все права на компанию, Бернат ликвидировал остальные 200 разновидностей сладостей, сосредоточив всю деятельность бренда только на Chupa Chups.
Он лично разработал стратегию продажи сладостей — в отличие от конкурентов, которые выкладывали товар на полки, Бернат распорядился, чтобы в магазинах были установлены специальные стенды с леденцами. Причём они должны были быть расположены на уровне глаз маленьких детей.
Запуск конфет на палочке начался в 1958 году. Тогда конфета стоила одну песету, для того времени это было дорогое удовольствие. С самого начала бренд выбрал стратегию позиционирования себя как дорогого продукта и всегда превосходил в цене свои аналоги.
Тем не менее, сладость была настолько популярна, что её продажи достигли 200 тысяч штук в день — специальные грузовики бренда развозили конфеты по киоскам, магазинам сладостей, супермаркетам, барам. К 1964 году дистрибьюторская сеть насчитывала более 300 тысяч точек продаж по всей Испании.
Первыми после испанцев конфету попробовали французы. В 1969 году там была открыта иностранная дочерняя компания производителя Chupa Chups. Спустя несколько лет во Франции появился ещё один завод сладостей. Однако 90% продаж по-прежнему приходилось на испанский рынок, и только 10% были распроданы за пределами Испании. В 1970-х годах конфета появилась, помимо Франции, в Италии и Португалии.
Конец 1960-х годов стал для компании знаменательным. Было принято решение сменить деревянную палочку на пластиковую, которая была безопаснее, чище и намного выгоднее для производителя.
Но главное событие, которое произошло прежде, чем леденец появился на международном рынке, — смена логотипа. Бернат осознавал, что, если он хочет выйти за пределы испанского рынка, продукт нужно качественно подать. За идеей нового логотипа он обратился к своему другу-художнику, знаменитому сюрреалисту Сальвадору Дали.
Согласно одной версии гению понадобился всего лишь час, чтобы создать логотип, согласно другой — художник часами рисовал на газетах то, что стало отличительным знаком Chupa Chups. Так или иначе, идея Дали оказалась крайне проста — разместить красные буквы на желтом фоне в форме цветка маргаритки. Ребрендинг логотипа был проведён только однажды — в 1988 году.
Кроме того, художник предложил революционную задумку — разместить логотип не сбоку, как это делалось обычно, а на верхней части конфеты. Во-первых, так название сразу же бросалось в глаза и легко читалось. Но главное, при снятии фантика логотип не разрушался, цветок растягивался и дети могли сохранить красивую обёртку.
Это дало конфете индивидуальность, она была необычна как внутри, так и снаружи. Когда у Дали спрашивали, ради чего он принял участие в создании бренда, художник, не стесняясь, заявлял: «Ради денег». За подобные заказы сюрреалист получил даже прозвище Avida Dollars, что переводится как «стремящийся к деньгам».
Новая упаковка помогла завоевать международный рынок. К 1980-му году 90% продаж приходилось уже на другие страны и только 10% на Испанию.
В 1970-х годах американский телеканал CBS запустил сериал про детектива Коджака с одноименным названием. Циничный полицейский с брутальной внешностью брался за раскрытие сложных преступлений. В первых эпизодах детектив много курил, но поскольку в США назревала антиникотиновая кампания, в дальнейшем было решено, что Коджак должен бросить сигареты. Вместо этого главный персонаж стал появляться с неизменным Chupa Chups во рту.
В начале 1980-х годов бренд продолжил участие в борьбе с курением и запустил мощную антиникотиновую кампанию под слоганом «Кури Chupa Chups».
До сих пор компания участвует в движении против курения, их лозунг звучит так: «Хватит курить, начинай сосать». Для взрослой аудитории бренд разработал специальную упаковку для леденцов, подобную сигаретной пачке. На ней вместо надписи, предупреждающей о вреде курения, красуются слова: «Сосание не убивает».
Открытие новых рынков и растущая популярность помогли бренду достигнуть рекорда продаж — в 1979 году была продана 10-миллиардная конфета. Девять лет спустя компания удвоила этот результат — с момента создания Chupa Chups было куплено 20 млрд леденцов по всему миру. Тогда это означало, что на одного человека приходится четыре леденца.
Заметную роль в этом результате сыграло открытие российского рынка в 1989 году. Уже через два года ежедневно в России производилось 1,5 млн леденцов Chupa Chups. В 1994 году конфета стала первой сладостью, запущенной в космос. Космонавтам Международной космической станции «Мир» были доставлены леденцы в качестве десерта.
В конце 20 века компания отпраздновала продажу 40-миллиардного леденца. Кроме того, конфета Chupa Chups вышла за пределы детской аудитории. Многие известные люди не стеснялись появляться на публике с леденцом во рту. Например, Мадонна, Майкл Джексон, Джордж Клуни.
Однако несмотря на популярность Chupa Chups не только среди детей, было понятно, что не всегда и не всем уместно появляться на публике с леденцом во рту. В 1990 году компания начала работу над конфетами для взрослых. Тщательно изучив аудиторию, производитель пришёл к выводу, что старшее поколение предпочитает освежающий вкус. Так началась работа над мини-конфетами без сахара Smint. Компания занималась их производством уже под руководством сына Берната — Хавьера, которому отец передал бразды правления в 1991 году, отойдя от дел.
Поиски идеальной конфеты для взрослых заняли четыре года. Она была представлена в 1994 году. Маленькая освежающая конфетка необычной треугольной формы с буквой S посередине сразу стала востребована среди взрослых покупателей. На протяжении последующих шести лет Smint стала синонимом свежего дыхания. Помогла ей в этом удачно запущенная брендом маркетинговая кампания со слоганом «Нет Smint, нет поцелуя».
Также компания присоединилась к движению по борьбе с раком груди и начала отчислять в фонд долю с каждой проданной упаковки Smint с клубничным вкусом. Это сотрудничество продолжается и до сих пор.
Что касается детских леденцов Chupa Chups, то компания также не останавливается на достигнутом. Начиная с 2015 года владелец компании ежегодно инвестирует около €4 млн в новые идеи. За всё время успели появиться конфеты с жевательной резинкой внутри, леденцы, которые окрашивают язык в разные цвета, а также свистящие и взрывающиеся во рту Chupa Chups.
21 век дал новое развитие в продвижении конфеты — теперь уже компания готова рекламировать леденец не только как лакомство для детей. Появились провокационные постеры.
В 2006 году Хавьер Бернат продал бренд компании Perfetti Van Melle — итальяно-нидерландскому концерну, который занимается производством кондитерских изделий и жевательной резинки. Сумма сделки составила €400 млн. Компания к тому моменту уже владела такими брендами, как Mentos и Fruittella.
Под новым руководством у Chupa Chups появился свой талисман — Chupa Chuck.
Была запущена маркетинговая кампания «Относись к жизни менее серьёзно». Целевой аудиторией рекламы стали подростки, которые, по мнению бренда, стали слишком серьёзно ко всему относиться. Поэтому в такой напряжённой ситуации им нужно делать перерыв. Леденец и должен стать той лёгкой и непринуждённой паузой, чтобы каждый мог почувствовать себя ребенком.
Сумма продаж конфеты в 2014 году составила почти €98,4 млн евро. Сейчас леденцы на палочке продаются в 150 странах мира.
«Смотри на жизнь проще»: как леденцы Chupa Chups завоёвывали всемирную популярность благодаря своей форме
Chupa Chups — крупнейший в мире производитель леденцов на палочке. Продукция компании распространяется в 150 странах по всему миру, а название бренда стало синонимом слову lollipop («леденец»). Редакция vc.ru изучила историю бренда и этапы укрепления компании на международных рынках.
Испанский бизнесмен Энрике Бернат начал производство леденцов в 1954 году в компании Granja Asturias. Основным продуктом производителя тогда был яблочный джем. В 1958 году компания перешла во владение Берната, и он переименовал её в Chups. Главным продуктом производителя стал леденец на палочке.
В рассказе об истории Chupa Chups, представители компании поясняют, что в 1950-х леденцы были разноцветными и разной формы. Дети часто вытаскивали их изо рта, чтобы посмотреть на сладость или поговорить с друзьями. Бернат добавил палочку к обычному леденцу, чтобы дети не пачкали руки.
Сначала Бернат хотел назвать новый продукт Gol, потому что леденец был похож на мяч, а рот — на ворота. Но в компании решили, что такое название недостаточно запоминающееся, поэтому привлекли рекламное агентство для разработки нового названия. Там предложили назвать леденец Chups — по созвучию с испанским словом «сосать» (chupar). В 1961 году компания обрела полное название — Chupa Chups.
До 1970 года только 10% леденцов Chupa Chups продавались за пределами Испании. После этого компания увеличила экспорт и к 1980 году 90% сладостей продавались в других странах. С 1970 года начинается история глобального маркетинга Chupa Chups.
Перед выходом на международный рынок компания утвердила логотип — очертание цветка, внутри которого написано название леденца. Фирменное изображение для Chupa Chups разработал художник-сюрреалист Сальвадор Дали. Оно легло в основу современного логотипа товара, который не менялся с 1988 года.
По словам представителей компании, новшества в упаковке и способе распространения леденцов были направлены исключительно на детей. Например, в магазинах продукты Chupa Chups разместили не за прилавком, а перед ним. С одной стороны, это способствовало спонтанной покупке, а с другой — товар стал ближе к детям.
Маркетолог Уильям Прайд в книге «Маркетинг: стратегии и концепции» выделяет две причины всемирной популярности Chupa Chups. Во-первых, считает он, продукт завоевал известность благодаря разнообразию вкусов и цветов, что удовлетворяло запрос почти любого. А во-вторых, компания с уважением и вниманием относилась к культурным особенностям стран, в которых распространяла леденцы.
Например, в мусульманских странах считается, что если девочка или женщина сосёт что-то в общественном месте, она хочет соблазнить мужчину. Поэтому у Chupa Chups были проблемы с продвижением в некоторых странах азиатского региона. Компания распространяла леденцы в более приватных местах — кинотеатрах, кафе и предлагала попробовать продукт дома.
В 1980 году компания открыла департамент в США и начала там своё производство. В это же время Chupa Chups начала антитабачную кампанию, ориентированную на взрослых. Производитель выпустил рекламу, пародирующую плакаты с рекламой сигарет 1950-х годов. На постерах Chupa Chups была фотография ковбоя, изо рта которого торчала не сигарета, а палочка леденца.
Уменьшенная версия леденцов — Chupa Chups mini — распространялась в упаковках, похожих на пачки сигарет. На них были надписи, стилизованные под сообщения о вреде курения. Но вместо пугающих фраз покупатели видели подбадривающие фразы.
В 1990-х годах появилась мода на сосание Chupa Chups — часто мировых знаменитостей начали замечать с леденцами на палочке. Среди них были Мадонна, Ума Турман, Джордж Клуни, Майкл Джексон и некоторые супермодели. Таким образом Chupa Chups перестал быть исключительно детским продуктом.
В 1989 году компания вышла на российский рынок, а в 1991 открыла собственное производство в Санкт-Петербурге. Сначала для российской аудитории адаптировали глобальную рекламу. После Chupa Chups запустила телерекламу с космонавтами. В ролике было показано, что они сосут леденцы в космосе. По их словам, Chupa Chups заменяет им сигареты, которые запрещены во время космических полётов.
Также для продвижения в России Chupa Chups использовала знаменитостей. В одном из популярных роликов 1990-х годов фигурист Евгений Плющенко поёт песню том, что леденцы помогают ему сконцентрироваться перед выступлением.
Закадровый голос рассказывает в рекламе, что в Chupa Chups содержатся полезные вещества, улучшающие работу мозга и полезные для детей. Это одно из клише в рекламе детских товаров, когда в сообщении есть информация, которую оценивают родители — реальные покупатели товара.
В 2008 году Chupa Chups запустил первую рекламную кампанию с талисманом бренда. Им стал парень по имени Чак, который жил по принципу, отражённому в новом слогане — Life Less Serious («Смотри на жизнь проще»). Первый девиз компании: «Он круглый и долгоиграющий» («És rodó i dura molt, Chupa Chups») указывал только на качества леденца.
В рекламных роликах с Чаком знакомые пытаются заговорить с ним на серьёзные темы, но он безразлично реагирует на негативные эмоции и сосёт Chupa Chups.
В основу новой рекламной кампании лёг инсайт, согласно которому люди слишком часто испытывают стресс. Chupa Chups предложил перестать нервничать и просто наслаждаться вкусом леденцов.
В 2015 году в честь 25-летия в России Chupa Chups запустил сайт с конкурсами и играми, оформленный в стиле веб-дизайна девяностых годов. Он был выполнен в виде «онлайн вечеринки», то есть посетители страницы могли смотреть музыкальный ролик и обсуждать его в чате. По словам создателей проекта, такой формат должен напомнить фанатам бренда «MTV и всеобщее увлечение чатами».
Сейчас Chupa Chups использует детских YouTube-блогеров для продвижения в интернете. Например, в России ведущая канала Miss Ketty девочка Катя проводит распаковку продуктов и показывает новые виды леденцов. Ролики с Chupa Chups как российских, так и зарубежных детских блогеров собирают миллионы просмотров.
Интересные факты о Чупа Чупс!
1) Идея производства Чупа чупс появилась у испанца Энрике Берната, когда он увидел мать, ругающую ребенка за испачканные руки растаявшими сладостями. Конфеты того времени были слишком большими для детей, поэтому они частенько пачкали липкими руками одежду.
2) Логотип Chupa Chups был разработан в 1969 году художником сюрреалистом Сальвадором Дали всего за час.
4) В какой то момент, компания решила не останавливаться на достигнутом и поэкспериментировать в привлечении внимания взрослой аудитории, и начала своеобразную маркетинговую кампанию. К примеру, привлекала внимание картинками в стиле пин-ап в 2002 году.
5) По некоторым данным, команда американских ученых провела эксперимент и выяснила, чтобы полностью рассосать чупа-чупс, который составляет 2,5 см в диаметре, нужно облизать конфету приблизительно 2500 раз.
Идея леденцов на палочке появилась а 60х годах?)))
Насчет Сальвадора Дали и логотипа есть прикольная байка:
До палки не сосал, дырки в ней не познал.
Суворов, Крым, пандемия, карантин
Бюст А. В. Суворова на месте его ставки в Гёзлёве (ныне — Евпатория)
«Это был один из самых необыкновенных людей века, — великий полководец и великий политик» Генерал Ланжерон
Итак, после юности и первых шагов Александра Васильевича Суворова в качестве крупного военачальника настала очередь необычных поручений.
В 1774 году Суворов был направлен для подавления восстания Пугачёва (что говорит о всей серьёзности отношения правительства к этому событию). Но, не смотря на знаменитые суворовские марши в стиле Ганнибала Барки, Пугачёва к его прибытию уже разбили и осталось только добивать разрозненные очаги сопротивления выживших восставших. Суворов почти догнал пустившегося в бегство вожака мятежников, но его уже схватили собственные соратники и выдали властям в обмен на смягчение приговора. С 29.09.1774 по 12.10.1774 года Суворов конвоировал Пугачёва из Уральска в Симбирск. Будучи не глупым человеком, Суворов без презрения отнёсся к узнику-простолюдину и с любопытством расспрашивал его о боевых действиях, планах и многом другом. Узник охотно делился знаниями и сведениями, ибо вопреки некоторым мнениям действительно был талантливым военным с незаурядным умом и организаторскими способностями. Суворов использовал ЛЮБЫЕ возможности чтобы учиться, хоть у своих, хоть у врагов, хоть у всеми презираемой черни. А потом уже отфильтровывал и использовал нужную информацию. И если судить по его действиям, то делал он это крайне умело!
Весной 1775 года подавил новое восстание очередного самозванца Саметриева в Астраханской губернии. А потом получил годовой отпуск (ах, мечты, мечты, где ваша сладость?) в связи со смертью отца и вступлением в права наследства.
Во второй половине 1776 года обострилась обстановка в Крымском ханстве. Не смотря на итоги предыдущих конфликтов с Османской Империей, в ходе чего Крымское ханство попало под влияние России, турки не оставляли попыток вернуть столь важный регион. Суворов был направлен на помощь генерал-поручику Прозоровскому, который вскоре заболел и вся полнота власти и ответственность легли на плечи Суворова.
Как раз в это время были выборы хана, в ходе которых был избран прорусский хан Шахин-Герай (которого поддержал Суворов, у которого было немало военных сил). Предыдущий протурецкий хан Девлет IV Герай в начале 1777 года попытался оказать сопротивление, но Суворов, приговаривая «не в мою смену!» рассеял противника. Экс-хан бежал разумеется в Турцию.
Призыв полководца в Крым был необходимостью из-за крайне высокой вероятностью вторжения турок.
А дело было вновь крайне сложным. Как раз для Суворова.
Шахин-Герай (не смотря на его аристократичность и изысканность) к тому времени всех достал и все были им недовольны. Почему? Новый хан хотел реформ и копировал Россию, преобразовывая своё ханство, что привело к недовольству знати и народа. Ну что ж, не захотели самостоятельно преобразоваться и отойти от варварских практик набегового хозяйства, всё равно были преобразованы уже в составе России. Это было неизбежно. Да, могут сказать что хан отличался ещё и жестокостью, ибо давил несогласных и любил горячее репрессо по утрам. Но какой хан (или шире правитель) этим не грешил? Кто то меньше, кто то больше. В данном случае гнев и поголовное восстание было обусловлено именно сломом уклада жизни и перспективой отказа от работорговли.
Не смотря на все жалобы местных мурз (знати) в столицу империи, правительство во главе с Потёмкиным продолжали поддерживать своего ставленника.
В двадцатых числах октября 1778 года А. В. Суворов перенёс свою ставку из Бахчисарая в Гёзлёв (ныне — Евпатория), где она находилась в течение семи месяцев. Сам генерал проживал в цитадели, которая располагалась между мечетью Хан-Джами и православным собором, чем вероятно было показано равное внимание к обеим конфессиям.
И тут новое испытание для нашего героя!
Суворов был не только блистательным военным, но и талантливым администратором. Благодаря строгим карантинным мерам, введённым генералом, Гезлёв избежал страшной эпидемии. Русские солдаты очистили в городе все туалеты и авгиевы конюшни, отремонтировали все городские колодцы, фонтаны и бани, купание в бане стало бесплатным; на рынках был наведён военный порядок, для въезжающих в город и ввозимых товаров был организован обязательный карантин; жителей принудили выбелить дома и дворы внутри и снаружи.
Однако, от местных жителей начали поступать жалобы на Суворова. От всех! 5ЖЫ, чипирование, нас хотят истребить. Отремонтировав бани и городские фонтаны, он ввёл обязательное пятикратное омовение для горожан и солдат гарнизона, независимо от вероисповедания, под руководством мулл, за что в доносе христиан писалось, что Суворов «обасурманился и знает язык не только крымских татар, но и турок». Негодяй какой! Нельзя знать язык потенциального противника! Мусульмане же жаловались на громкий колокольный звон и частое пение Суворова в церковном хоре. И это говорят люди которых муэдзины постоянно призывают на молитву громким голосом (вроде даже пением, нет?), неужели Суворов кричал громче и перебивал их? Жалобы остались без рассмотрения. Радует что в правительстве понимали что он не фигнёй занимается, а всё продуманно и дали ему полный карт-бланш. Кстати, надеюсь я не оскорбил чувств верующих? Если что цели я такой не ставил!
Уже после, на месте укреплений в 1793 году по инициативе А. В. Суворова, строится карантин для товаров и грузов. Там же возникает и военно-глазная клиника (первое русское медицинское учреждение Евпатории).
16 июня 1778 года случилось то чего все боялись и из-за чего направили Суворова в Крым. В Ахтиарской бухте показался османский флот с десантным корпусом. Война в это время была крайне невыгодна России из-за тяжёлой международной обстановки. И как всегда великий полководец и тут выкрутился и спас отечество от больших проблем.
Он просто окопался и сказал туркам, что если те высадятся, то «где ж мы вас хоронить то будем?»
Турки содрогнулись от тёплых воспоминаний предыдущих встреч с внешне тщедушным полководцем и не решились принять приглашение Суворова, уплыв восвояси.
Вновь безупречно выполнив свои обязанности, Суворов назначается командующим Малороссийской дивизией в Полтаве, а вскоре переводится в Новороссийскую губернию командующим пограничной дивизией, в непосредственное подчинение Потёмкину. Основная часть русских войск также покидает успокоившийся на время Крым.
А в следующей части Суворов сразится с Ордой, Лок’тар Огар! Заг-заг! С Ногайской Ордой!
Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.
Зловещий дрейф безлюдного корабля. Что случилось с «Марией Целестой»?
Море полно загадок. И даже в наш современный век, когда за счёт цифровых технологий новости с одного конца света почти мгновенно можно узнать на другом, бескрайние морские просторы всё ещё хранят немало тайн. Некоторые из них благодаря науке потеряли свой загадочный флёр и стали вполне заурядными. Какие-то только начинают исследовать, и, возможно, человечество еще получит ответы. А есть и вовсе необъяснимые случаи в истории морей, истину о которых никто и никогда не узнает. За прошедшие годы накопилось немало странных происшествий, которые практически не поддаются логическим объяснениям.
4 декабря 1872 года примерно в четырёхстах милях от Гибралтара бриг «Деи Грация» обнаружил дрейфующее судно. Приблизившись, команда брига опознала в нём «Марию Целесту». Дэвид Рид Морхауз, капитан «Деи Грации», был лично знаком с капитаном обнаруженного судна Бенджамином Бриггсом. Он ужинал с его семьёй за день до его отплытия через Атлантику с грузом в 1701 баррель спирта. Однако поднявшись на борт шхуны, матросы c «Деи Грация» не обнаружили на ней ни единой живой души.
Рисунок судна «Амазонка». Позже переименован в «Марию Целесту». 1861 год
Моряки, которые обследовали шхуну, отметили несколько странностей на борту. Большая часть парусов была в плохом состоянии — порвана или же попросту отсутствовала. В трюме была вода на уровне примерно одного метра. Крышки люков были сняты, причём створки носового люка были сорваны с петель и валялись на палубе. Окна кормовой надстройки, где находилась капитанская каюта, были закрыты брезентом и заколочены досками. А компас на мостике был разбит.
Единственная спасательная шлюпка отсутствовала. Также пропали секстант и хронометр, но большая часть личных вещей оставалась на месте: трубки матросов, шкатулка с драгоценностями и пачка денег в капитанской каюте. На швейной машинке, принадлежавшей жене капитана, было незаконченное шитьё. Все документы, за исключением судового журнала, исчезли. Последняя запись в журнале была сделана 25 ноября в 8 утра. В ней значились координаты, соответствующие примерно 740 километрам от того места, где обнаружили «Марию Целесту» уже без экипажа. В остальном же, помимо большой сырости, на судне всё было в порядке. Под кроватью капитана нашли его меч в ножнах, на полу были разбросаны игрушки его дочери. Перевозимый шхуной груз наличествовал в полном комплекте. Однако никаких следов людей, а также причин того, почему они в спешке покинули судно, найдено не было.
Так и не выяснив обстоятельств происшествия, капитан «Деи Грации» приказал своей команде привести «Марию Целесту» в порядок (насколько это было возможно) и отправился вместе с ней в Гибралтар, надеясь разобраться с произошедшим. Именно там было проведено первое обследование судна, которое впоследствии легло в основу расследования случившегося.
Бенджамин Бриггс, капитан «Марии Целесты»
На вышедшей в рейс «Марии Целесте» в момент отплытия находились капитан Бриггс со своей женой и дочкой, а также семь членов экипажа. Первые выводы исследовавших судно людей были довольно противоречивыми. Расположение вещей на судне, несмотря на плачевное состояние парусов и такелажа, говорило о том, что оно не попадало в шторм и не подвергалось воздействию волн. Множество мелких вещей внутри корабля остались на своих местах, тогда как, если бы он подвергся шквальному удару стихии, они неминуемо бы рассыпались. На корпусе судна не было найдено никаких следов, которые могли бы свидетельствовать о столкновении с чем-либо. Однако на носу были обнаружены отметины, сделанные каким-то острым предметом. Вместе с тем на мече капитана было замечены пятна, идентифицированные, как следы крови. Кроме того, владелец груза после подсчёта сообщил, что 9 баррелей спирта исчезло.
Эта версия продержалась ровно до того момента, как соучредитель компании, которой принадлежала «Мария Целеста», не прибыл в Гибралтар. Он засвидетельствовал перед судом, что капитан Бенджамин Бриггс бросил бы судно только в том случае, если ситуация стала бы по-настоящему чрезвычайной. Также, уже выдвинутая версия прокурора, опровергалась различными фактами. Как оказалось, небольшие повреждения на носу шхуны были всего лишь следствием долгого воздействия морской воды. А субстанция на мече капитана могла быть чем угодно, но только не кровью.
Гравюра с изображением покинутой «Марии Целесты»
На основании этого «Мария Целеста» была освобождена из-под ареста и, набрав новую команду, снова отправилась в плавание. Однако никаких внятных объяснений произошедшему так и не было найдено. Эта история породила множество слухов и домыслов, от вполне обыденных до полных мистицизма.
Первое время была очень популярна теория о том, что произошедшее могло быть хитрым страховым мошенничеством. «Мария Целеста» была хорошо застрахована, и многие поначалу считали, что владельцы хотели получить страховую выплату за её потерю. Однако эта версия не получила никаких доказательств. Совладелец шхуны категорически отрицал, что её капитан мог бы пойти на такое. Тем более что уже после случившегося судно было отремонтировано и прослужило ещё около 12 лет.
Эта история, лишённая ответов и полная странных фактов, стала очень популярна в СМИ. Так, в 1883 году в Los Angeles Times вышла значительно приукрашенная журналистами статья о «Марии Целесте». За счёт этой статьи произошедшее пополнилось «фактами» о «ещё тёплой едой на камбузе», «последней записи в журнале за час до обнаружения корабля», а также «полным порядком с парусами и оснасткой».
Статья New York Times от 26 февраля 1973 года, в которой говорится о захвате судна пиратами и убийстве всей его команды
В отсутствие фактов буйным цветом цвели домыслы и мифы. К примеру, в одной из теорий корабль подвергся нападению пиратов, убивших всех на его борту. Однако эта гипотеза была несостоятельна хотя бы потому, что на борту остались нетронутыми не только груз, но и деньги в каюте капитана.
Ближе к современности среди людей, увлекающихся подобными загадочными случаями, стала популярна теория об инфразвуке, или, как его ещё называют, «Голосе Моря». Дело в том, что при определённых условиях в море возможно возникновение низкочастотных волн — инфразвука. На определённых частотах он вызывает сильный страх и панику у людей, и в таком состоянии они могут просто броситься за борт, спасаясь от необъяснимого страха. Этим же феноменом объясняют и порванные паруса, хотя в те дни стояла тихая и спокойная погода. Такая теория звучит весьма экстравагантно, особенно потому, что проверить её за прошествием лет просто невозможно.
Эта версия объясняет почти все странные факты, сопутствовавшие обнаружению «Марии Целесты». Непонятным обстоятельством остаются разве что порванные паруса, потому что всеми судами в том районе отмечалась тихая погода без какого-либо намёка на шторм.
Так или иначе, через 12 лет «Мария Целеста» всё же пошла на дно, столкнувшись с рифами у побережья Гаити. В этом происшествии были замешаны страховые мошенники, однако на этот раз дело было раскрыто и доведено до конца. А пропажа всего экипажа парусника в 1872 году так и осталась нераскрытой. На сегодняшний день загадка «Марии Целесты» является одной из самых популярных среди любителей паранормальных явлений, НЛО, а также теорий заговора. После множества лет к этой истории добавилось огромное количество мифов, домыслов и откровенной лжи. Например, в США после публикации статей на эту тему сразу в нескольких местах объявились якобы выжившие члены экипажа судна. Конечно, каждый со своей версией случившегося. Все они оказались мошенниками, которые стремились заработать, и в большинстве своём оказались в тюрьме.
Что же произошло на самом деле в тот далёкий год посреди спокойного океана с почти исправным судном никто, наверное, так и не узнает. Тайна «Марии Целесты» так и осталась неразгаданной. Пропажа всего экипажа без единого следа, а затем обнаружение корабля в крайне странном состоянии и по сей день продолжает плодить догадки и домыслы. Название «Мария Целеста» стало в некоторых книгах и фильмах синонимом «Летучего Голландца». Плавучей загадки в виде пустого судна без единого человека и множеством противоречивых улик на борту.
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWS