Огромные цепи в скандинавии для чего
Глейпнир
Глейпнир, погибель Фенрира
Один из самых запоминающихся мифов из «Младшей Эдды» Снорри Стурлусона рассказывает о том, как асы во главе с Одином хитростью пленили чудовищного волка Фенрира, сына Локи. В этой истории присутствует необычный артефакт, Глейпнир, этимология которого неясна. В части «Видение Гюльви» Высокий (Один) утверждает, что асы боялись Фенрира, потому что волк рос слишком быстро. Кроме того, в этом же эпизоде упоминается некое пророчество (вероятно, имеется ввиду «Прорицание Вельвы» из «Старшей Эдды»), по которому Фенрир «рожден на погибель асам». В итоге, только волшебная цепь Глейпнир смогла сдержать волка, да и то лишь до определенного момента.
Согласно «Младшей Эдде», сначала асы изготовили цепь Лединг, огромные звенья которой состояли из чистого железа. Фенрир порвал цепь, не задумываясь. Тогда асы изготовили Дроми, другую цепь, которая была вдвое крепче первой. Волк и ее порвал без особого труда. Один, видя необычайную силу волка, послал Скирнира, быстроногого слугу Фрейра, в Свартальвхейм к темным альвам (гномам), которые по велению Всеотца изготовили Глейпнир. Внешне цепь Глейпнир выглядела как шелковая лента («гладкая и мягкая», так говорит Высокий, отвечая на вопрос Гюльви). Тем не менее, Глейпнир невозможно было разорвать, потому что темные альвы сотворили ее из «шести сутей»: корни гор, шум кошачьих шагов, борода женщины, птичья слюна, медвежьи жилы и дыханье рыбы.
Как не трудно догадаться, здесь Глейпнир выступает тонким поэтическим образом, ведь «кошачьи шаги», «женская борода» и другие составные элементы волшебной цепи попросту не существовали для древних скандинавов. Важно отметить, что средневековые жители Скандинавского полуострова полагали, будто жилы выполняют функцию, как бы мы сейчас сказали, нервных волокон. А так как медведя скандинавы почитали зверем бесстрашным и не чувствующим боли, то оборот «медвежьи жилы» был для них чем-то вроде эффектного оксюморона. Остальные образы также условны, исключая разве что «корни гор».
Глейпнир удалось надеть на Фенрира лишь после того, как Тюр (бог отваги и победы) вложил ему в пасть свою правую руку. Волшебная цепь была изготовлена таким образом, что чем больше волк пытался вырваться из нее, тем сильнее она сжимала его тело. Разумеется, Тюр лишился руки, но эта жертва позволила асам сковать Фенрира (более подробно об этом эпизоде – см. раздел «Фенрир»).
Фенрир — Волк Ужаса
Самый огромный и сильный из волков. Младший сын бога хитрости и обмана Локи. Убийца богов, древнее чудовище скандинавской мифологии. Существо, пожравшее Одина во время Рагнарёка.
Сейчас я расскажу тебе интересную историю о волке Фенрире. Фенрир — не такой известный персонаж, как бог Один или его сын Тор. Но играет важную роль в скандинавской мифологии.
Немного о Фенрире
Рождение Фенрира
Помимо своей жены Сигюн, пьяница и распутник Локи, любил проводить время со старой великаншей Ангрбодой. Часто он покидал Асгард и уходил в Железный лес на окраине Ётунхейма — страны великанов. После трех долгих ночей, проведенных с Локи, Ангрбода родила трех необычных детей. Девочку Хель, змея Ёрмунганда и маленького волчонка по имени Фенрир.
За время пути из Ётунхейма в Асгард, Фенрир вырос из маленького беспомощного щенка в большого сильного зверя. Фенрир стал настолько огромным и страшным, что только Тюр — бог воинской храбрости, не боялся кормить и ухаживать за волком.
С каждым днем в Асгарде, Тюру приходилось носить все больше мяса для Фенрира. А сам Фенрир становился все огромнее и ужаснее. Один часто видел в своих снах огромную волчью пасть. Зная что это не к добру, он решил оградить обитателей Асгарда от этого чудовища. На совете, боги решили сковать Фенрира цепями.
Игра Фенрира с богами
В первый раз пришли боги к Фенриру с большой и тяжелой цепью. Предложил Один Фенриру небольшую игру. Разорвать оковы, проверить его неимоверную силу. Фенрир был молод и доверчив, асы обманом сковали его. Волк с легкостью порвал оковы и разразился победоносным воем. Радовался Фенрир своей победе.
Во второй раз пришли боги к Фенриру с еще большей цепью. Выкована была она из самого прочного металла и имела самые тяжелые звенья, а называли ее Дроми. Второй вызов Фенриру и очередное поражение асов. Фенриру пришлось напрячься, но все равно не удержала его новая цепь.
После того как осколки цепи разлетелись в разные стороны, волк Фенрир увидел недовольные лица асов и подозрения стали закрадываться к нему в голову. «Почему они не радуются моей победе? Что, если они хотят сковать меня навсегда?» — подумал Фенрир.
Глейпнир и пленение волка
Боги обратились за помощью к темным альвам — подземным карликам и искусным мастерам. Из очень редких ингредиентов карлики сделали Глейпнир — прочнейшую в мире цепь. Как часто вам встречались такие компоненты как: поступь кошки, борода женщины, корни гор, жилы медведя или слюна птицы? Большинство мировых запасов этих редкостей ушло на создание цепи для волка Фенрира.
В третий раз пришли боги к Фенриру. «В последний раз хотим проверить твою силу. Порвешь Глейпнир — быть тебе самым сильным существом в девяти мирах. Если же освободиться не сможешь, то и незачем нам тебя боятся. Отпустим тебя» — предложил Фенриру Один.
«Не верю я тебе, — зарычал волк, — пусть во время испытания, один из вас, положит руку ко мне в пасть, как доказательство вашей правды. Если вы обманете меня, я откушу её». Никто из асов не захотел пожертвовать рукой, кроме Тюра. Положил он правую руку в огромную волчью пасть, и сковали боги Фенрира.
Всей своей неизмеримой силой Фенрир пытался разорвать Глейпнир. Как ни старался волк, ничего не получалось. Цепь сжималась все сильнее и силы покидали волка. Под радостные возгласы и смех асов, сомкнул Фенрир свои челюсти и откусил руку Тюру. Кто-то из богов жестоко вонзил свой меч прямо в нёбо огромному волку и с той поры не может она закрыться. Довольные собой боги начали расходиться. Обманутый и истекающий кровью Фенрир так и остался скованным и брошенным в одиночестве.
И поклялся волк ужаса: «Когда настанет конец мира, пожру я солнце, и луну, и тебя, Один Всеотец. Великое удовольствие доставит мне твоя смерть»
Наступит Рагнарёк — конец света. Волк Фенрир разорвет свои оковы и выйдет на последний бой. Пожрет он солнце и луну, пожрет Одина, а сам падет от руки его сына Видара.
А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное — это очень важно для меня. Если понравилось — заглядывай ко мне почаще. Я еще о многом могу рассказать.
Запутался в именах богов и существ скандинавской мифологии? Забыл как называются и описываются миры? У меня есть удобные списки с описаниями и ссылками на записи:
Запись украшают работы художников:
Кстати, о художниках, я очень люблю красивые и качественные арты рисунки и эскизы. Если ты тоже, то в разделе Северные арты я познакомлю тебя со многими интересными и талантливыми художниками и их работами на тему средневекового севера.
Факты о культуре скандинавов, которые рушат стереотипы о викингах
Бытует стереотип, что образ жизни викингов заключался лишь в эпических битвах и жестоких набегах на соседей, а вот от материй тонких они якобы были далеки.
Но на самом деле это совсем не так.
Искусство у викингов было весьма развито, сопровождало отважных воинов на протяжении всей их жизни и ценилось на весьма высоком уровне.
Браслет
Когда становишься взрослым.
Ярл вручал детям, вступающим во взрослую жизнь, браслет в форме змеи с двумя головами волка. После этого им давали кубок или рог с алкогольным напитком, и ярл говорил несколько слов о новом воине, подчеркивая его навыки, которые он уже продемонстрировал в детстве, а также о том, какую пользу его семья приносила сообществу. Большинство детей проходили эту церемонию в возрасте от 10 до 13 лет, но уже полностью осознавали, какими будут их функции в будущем.
Вручаемый браслет был олицетворением легенды о Сколле и Хати (в переводе с древнескандинавского, «предатель» и «ненавистник»); двух волках, которые каждый день преследовали Солнце и Луну, чтобы пожрать их. Смертные боялись, что если это произойдет, мир навеки погрузится во тьму. Поэтому, чтобы почтить их, викинги носили упомянутые браслеты с эмблемами обоих волков. После того, как на руку ребенка ярл надевал браслет, его жена правителя подходила к новоиспеченному юному воину и целовала его в губы. После этого дети были готовы стать «настоящими» викингами.
Самый главный браслет.
Подобный тип браслетов был очень востребован скандинавскими народами. Их вырезали вручную, и подобная работа занимали вплоть не нескольких дней, поэтому они считались объектами большой ценности. По сути, каждый из этих браслетов считается настоящим искусством.
Искусство викингов использовалось в повседневной жизни
У викингов не было профессии, посвященной искусству как таковому. Они делали сосуды, браслеты и другие предметы, характерные для повседневной жизни. Лодки, драгоценности, украшения и даже домашние украшения — все это было уникальным и неповторимым. Не было двух детей, которые бы носили абсолютно идентичные браслеты, не было двух домов, в которых стояли бы одинаковые вазы. У ткацких станков, мечей и даже щитов всегда был свой собственный уникальный дизайн.
Поскольку в Скандинавии росли огромные леса, местные плотники могли использовать древесину разного типа, и они применяли ее для производства мебели, лодок и, конечно же, домов. Все их изделия были важными с точки зрения искусства, поскольку каждый корабль, каждый дом был украшен уникальной резьбой, которую мастера делали с помощью долота. Аналогичным образом древесину, из которой делали щиты, окрашивали в различные цвета.
Текстильное искусство
Женщины, которые не сражались наравне с мужчинами, жили дома, делая одежду и одеяла для своих мужей, которые уходили на битву. Обычно они шили одежду для влажного климата, с которым они постоянно сталкивались. Для этого чаще всего женщины использовали ткацкие станки, от простейших до действительно сложных.
Скульптуры и гравюры на камнях
Большая часть гравюр викингов была обнаружена на огромных камнях
Хотя большая часть гравюр викингов была обнаружена на огромных камнях, сохранилась также наскальная живопись на относительно небольших камнях. Большинство из них использовались для почитания мертвых (т. е. в качестве надгробий), и, буквально взглянув на надгробие, можно было сказать, чем усопший занимался при жизни.
Если камень был раскрашен в различные цвета и украшен множеством символов, то это был человек, который при жизни был могущественным воином или бойцом большой ценности. С другой стороны, камни, которые имели несколько символов и в основном были выкрашены в один цвет, принадлежали мужчинам или женщинам, которые мало что сделали для своей общины.
Древесина и бронза, или с чего начиналось искусство викингов
В захоронениях находят различные изделия из бронзы.
Он называется Осебергский стиль (Broa-Oseberg) и происходит от названия города, где была обнаружена гробница, в которой находилась женщина. В гробнице нашли различные произведения искусства из бронзы, среди которых, как и на кораблях викингов, преобладали фигурки животных и людей. Впоследствии, в подобных гробницах неоднократно находили головы животных, вырезанные из бронзы и дерева. Именно в этот период в основном создавали большинство браслетов, предназначенных для детей.
Геометрия в искусстве викингов
Второй этап скандинавского искусства называется Борре из-за погребального корабля, который был найден в одноименном городе. Этот стиль очень легко идентифицировать, но он является одним из самых сложных, поскольку характеризуется тем, что в «Борре» использовались в основном плетеные или цепные орнаменты. В этот период в качестве основного материала использовался металл, с помощью которого викинги создавали узлы для усиления некоторых структур. Точно так же они использовали такие плетеные цепочки для созданий украшений и украшения дома.
А потом было серебро
Серебро из клада викингов.
Речь идет о так называемом Эллингском стиле. На этом этапе часто делали украшения в виде дракона или змеи из серебра. Первую находку такого рода обнаружили в Дании. Некоторым удавалось сделать головы животных с открытой пастью, что было признаком свирепости. Их обычно использовали только самые сильные или свирепые воины. Иногда подобный стиль использовался для украшения домов или ювелирных изделий очень маленького размера.
Животные в культуре викингов
Анималистические мотивы у викингов.
Во времена Мамменского стиля формы животных начали приобретать гораздо больше выразительности и смысла. Материалы в это время использовались совершенно разнообразные, поэтому викинги создавали фигурки не только из ткани, кожи, камня и металла, но и создавали настоящие произведения искусства из множества других материалов. Каждый раз эти фигурки становились все более реалистичными и выглядели лучше. При этом это были в основном животные, а фигурок людей было несоизмеримо меньше.
Викинги читали будущее по рунам.
В эпоху викингов были люди, которые занимались чтением будущего по рунам, представляющим собой камни, с вырезанными на них символами. В конце X – начале XI веков развился стиль Рингерике. Большая часть искусства, принадлежащая этому стилю, характеризуется изготовлением украшений для одежды и носимых на теле украшений. Довольно часто части животных (клыки, рога и т. д.) использовались для создания причудливых геометрических форм.
Декор интерьера
Он называется стилем Урнес и характеризуется резьбой дверей и окон, на которой изображали животных в виде очень изящных и стилизованных фигур. Большинство из них вырезали на дверях, чтобы предотвратить проникновение в дом злых духов. Также эта резьба показывала, кто жил в данном доме: воин, рыбак и т.д.
Хотя у викингов не было точного определения искусства, они использовали в своей повседневной жизни некоторые методы, которые применяли несколько других культур. От обработки таких материалов, как серебро, бронза и железо, до обработки камней, растений и тканей. викинги увлекались созданием фигур уникальных форм и стилей, которые редко встречались в других местах.
Цепь для Фенрира
Когда ужасный волк Фенрир, сын Локи и великанши Ангрбоды, вырос, Асы взволновались: растущее не по дням, а по часам чудовище показалось им невероятно опасным. Поэтому во избежание катастрофы они решили сковать пса, не давая ему возможности двигаться. Сначала боги изготовили цепь Лединг и предложили Фенриру ее разорвать под предлогом проверки его увеличивающейся силы. Игривый и охочий до забав волк согласился, и когда Лединг обвил его могучее тело, волчара из-за всех сил прыгнул вперед. Цепь со звоном разлетелась по округе. Это встревожило богов. Тогда они изготовили цепь Дроми, что вдвое крепче Лединга. Но и на этот раз волк с азартом принял вызов. Все пошло по тому же сценарию. Опечалились асы. Вдруг они вспомнили о гномах, мастерах создавать всякие диковинные штуки. Скирнир, посланник богов, спросил гномов, прибыв в их страну:
-Сможете ли вы изготовить столь крепкую цепь, что ее не разорвет ни одно, даже самое сильное существо?
Удивились боги, но необходимые ингредиенты добыли (с тех пор ничего из этого в природе нет). Когда умелые мастера пришли к богам, то принесли им тонкую, как волос, цепь.
-Это волшебная цепь Глейпнир, и нет ничего прочнее ее!
Еще сильнее удивились боги. Но ничего им более не оставалось. И вот, вернулись они к Фенриру и сказали:
-Это твое последнее испытание. Коли сможешь порвать Глейпнир, так отпустим тебя и признаем сильнейшим.
Концовка неожиданна. Я в курсе настоящей концовки так что если можно сколько мне встанет щен от Фенрира?
Фенрир
Фенрир
Вальхалла, Фолькванг и Хельхейм
Вот живёшь ты такой, живёшь. А потом бац — и умер. Пути, как обычно, три. Два наверх и один вниз. Вот только рая с адом славным викингам не завезли. Если ты был ну очень плохим мальчиком, то тебя просто аннигилируют. И даже если ты девочка. Особенно, если ты девочка, а была плохим мальчиком. А вот если твоё поведение богов устроило, то жизни после смерти быть. Об этой «жизни» и поговорим.
Для начала Вальхалла. Чертог мёртвых. Тронный зал Одина и вечный пир в ожидании Рагнарёка. Чтобы попасть туда, нужно умереть поистине достойно, то бишь в бою. Желательно прихватив с собой минимум пару врагов. Предпочтительно было бы, чтобы собратья при погребении не забыли закинуть в дорогу верный меч и любимый рог.
Вальхалла необъятная, но не резиновая. По странному стечению обстоятельств, туда влезает только половина воинов. Сколько бы войн ни прошло, сколько бы тысяч лет зал ни пополнялся, только половина воинов. Ни одним больше. Доставка счастливчиков происходит транспортной службой «Валькирия». Пока часть сильных, но зависимых занята обеспечением божественного трансфера, другая часть выполняет роль официанта в самих чертогах. Да-да, валькирии, прекрасные сильные женщины, прислуживают смелым и отважным воинам. Иногда, в качестве исключения, им даруется право решать исход битвы. Но только при условии, что этот исход подойдёт Одину. Иначе накажут, были случаи.
Итак, вы оказались в числе избранных. Вас пронесли через весь Асгард и усадили перед Одином. Сам по себе чертог огромен. На стенах висят щиты на остриях мечей. Их, как и воинов, с каждым днём становится всё больше. А под щитами красуются двери. Всего 540 штук. В них вы с соратниками выйдете, чтобы вступить в последнюю битву Времён. Освещен зал блеском мечей, помнящих свой каждый бой. Посреди Вальхаллы растёт Иггдрасиль, красуясь своими листьями. Из этих листьев получается великолепнейший мёд. Способ его приготовления прост — возьмите козу Одина. Поставьте её у Мирового Древа. Дайте козе наесться листьев. Выдоите её досуха (фигли, мёда на такую толпу сотворить). Готово. Заедать мёд лучше всего мясом собственноручно забитого вепря.
Да, вы не ослышались. Поработать таки придётся. Все избранные воины с переходом в новый мир приобретают новую сущность. Лёгким движением одиновой руки викинг превращается в бодрого, но не совсем живого эйнхерия. Встаёт. Одевается. И идёт бить морды другим эйнхериям насмерть. И снова встаёт. После излишне натуральной тренировки последней битвы происходит охота. Всей дружной толпой эйнхерии идут забивать вепря. После пируют, кушают вепрятину, запивают мёдом, любуются валькириями и вообще замечательно живут после смерти. И так каждый день. На протяжении вечности.
Но не всем так везёт. Даже если ты мечтал о Вальхалле и каждый день молил Одина о разрешении туда попасть, можно пролететь. Но что же тогда? А тогда те же валькирии отнесут тебя в Фолькванг к прекрасной Фрейе. Пусть Фрейя и не настолько крута, как Один, но зато тут работать не придётся. В этих чертогах царит мир. Прекрасный луг, прекрасная богиня на троне и тихая вечная жизнь. И даже окружение не настолько однообразно, как у Одина. В отличие от Вальхаллы, в Фолькванг пускают не только мужчин. Врата Фолькванга также открыты для женщин, «добровольно принявших благородную смерть». Не важно, на поле боя или защищая деревню от набега соседей. Даже принесение себя в жертву во благо своего народа является пропуском в чертоги Фрейи.
Но что же происходит с теми, кто умер своей смертью? Болезнь застала врасплох, в бане сгорел или потонул во время купания. Или и вовсе дожил до старости. Верхние миры для мирного населения закрыты, но нижний мир не менее радушен. Хельхеймом владеет прекрасная (наполовину) Хель. Пройти по мосту душ над рекой Гьёлль могут не только лишь все. На подходе к царству мирных мёртвых стоит Гарм, очаровательнейший пёсель, что сжирает души нехороших людей. Но если ты не совершал зла (по меркам племён викингов, конечно же), то путь открыт. Спешу напомнить, здесь вам не ад. Никого никто не пытает, не искупляет страданиями и не заставляет слушать российскую эстраду. Если вы попали в Хельхейм, то отныне и навеки вы его полноправный гражданин. Проходя в Хельхейм, при себе особенно важно иметь предметы мирного быта. Ведь занятия душ не сильно отличаются от верхнего мира. Разве что войн нет, да голодать не приходится.
Многие путают хозяйку сего места, Хель, с её родителями. А иногда и с самим Аццким Сотоной. А жаль. Хель — дочь Локи от великанши Ангрбоды. Сама она не является ни богом обмана, ни великаншей. По натуре Хель — абсолютный флегматик. Она спокойна, рассудительна и обязательна. О вверенном ей мире заботится с должным вниманием и любовью. Но не свезло Хель не только с родственниками. Внешность правительницы оставляет некоторые вопросы, хотя и подходит ей по роду деятельности. Одна половина её тела полна красоты и жизни. Она молода, румяна, фигуриста. Вторая же — мертва внутри и снаружи. Высушенная серая кожа, недвижимые конечности и когти покойника. Такой контраст внушает больше страха, чем уважения, не спорю. Однако в Хельхейме всегда спокойно. Души регулярно собираются на пиры. А в Рагнарёк войска Хель выплывут на корабле Нагльфар, сотворённом из ногтей мертвецов, сразиться с небесным войском.
Так что даже если вы не попали в Вальхаллу, это не значит, что вас ожидает ад.
Скандинавия: Мифы и реальность, часть первая
Успех стран Скандинавии является предметом зависти для многих левых и левоцентристских политиков, на Скандинавию молятся многие интеллектуалы, селебритис и сочувствующая им публика. Брюс Спрингстин во время своего визита в Париж заявил, что он мечтает о том, чтобы в США была принята модель государства всеобщего благосостояния (“welfare state”), подобная шведской. Известный музыкант далеко не одинок в своих мечтаниях. Сторонники социал-демократических идей рассматривают эти страны как успешные примеры государств с высоким налогообложением и щедрыми социальными выплатами. Эти чаяния часто разделяет широкая публика, рассматривая эти страны как идеал, причём зачастую симпатии к нордической модели социал-демократии можно услышать даже от тех, кто не считает себя сторонником социал-демократии и левых идей в принципе.
Этот восторг не является беспочвенным. Скандинавские страны являются успешными, даже уникально успешными. Высокий уровень жизни, низкий уровень преступности, высокая продолжительность жизни и относительно равное распределение доходов. Различные международные рейтинги регулярно включают страны Скандинавии в список одних из лучших, если не лучших мест для жизни. К примеру, в “Better life index” от ОЭСР Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия занимают 2, 3, 5, 9 и 10 места соответственно. Или, например, в Mothers’ Index Rankings, где сравниваются экономические условия для детей и матерей, первые пять мест занимают Норвегия, Финляндия, Дания, Швеция и Исландия.
Если не задумываться о причинах подобного положения, то ответ на вопрос стоит ли адаптировать нордическую экономическую модель в других странах становится очевидным. Скандинавские страны, в частности Швеция, имеют огромное государство всеобщего благосостояния и крайне успешны. Часто это выдаётся за доказательство того, что политика “третьего пути” между социализмом и капитализмом прекрасно работает, и что другие страны могли бы достичь подобного успеха в случае изменения своей экономической политики на манер Скандинавии. Однако, если внимательно изучить историю и общество Скандинавии, этот аргумент не выдерживает критики.
Прежде всего, надо понять по каким причинам Скандинавия является уникальной, и эта причина отнюдь не в раздутом “welfare state”, в котором на самом деле нет ничего уникального. Скандинавские страны отличаются гомогенным населением, высокими уровнями социального доверия, общественного участия и сплочённости, культурой индивидуальной ответственности и сильной рабочей этикой. Все они предшествовали появлению welfare state. Эти социальные институты, в частности, сыграли важную роль в быстром экономическом росте Дании, Швеции и Норвегии, которые из бедного аграрного захолустья превратились в одни из самых богатых стран мира. Сильная рабочая этика и высокий уровень социального доверия позволили поднять налоги и щедро раздавать деньги, позволяя не опасаться за злоупотребления и прочие нежелательные эффекты. Важно понимать, что накопление социального капитала — это очень долгий процесс, но это работает и в другую сторону — должно было пройти достаточно большое количество времени, чтобы эффект разложения социального капитала благодаря щедрым подачкам со стороны государства начал себя проявлять. Даже в таких хорошо функционирующих обществах, как скандинавские страны, проблемы “культуры зависимости” и высоких налогов, подрывающих любые инициативы, начинают проявляться в долгосрочной перспективе, но об этом чуть ниже.
Как так получилось, что у скандинавских стран наличествуют сильный акцент на индивидуальную ответственность и мощный социальный капитал? Религия, климат и история сыграли в этом свою роль. Можно вспомнить пресловутую “протестантскую рабочую этику”, однако она является не единственным фактором. Согласно шведскому экономисту Ассару Линдбеку, шведским земледельцам было крайне сложно выжить в агрессивной среде холодного климата без упорной работы. Из этой необходимости развилась культура с сильным фокусом на упорный труд и индивидуальную ответственность. Однако, Скандинавия уникальна не только своим холодным климатом, но и тем, что большую часть истории среди населения большую часть составляли независимые крестьяне, в то время как в остальной Европе доминировала феодальная система, где крестьяне не владели землёй. За исключением Дании, феодализм вместе с крепостным правом не получили особого распространения в Скандинавии. Таким образом, тяжелая работа была не только необходимостью для выживания, но и получала позволять награду за свои труды из-за повсеместного владения землёй. Также в Скандинавии развился высокий уровень социальной сплоченности, что позволило иметь самый высокий уровень доверия в мире.
Вопреки сложившемуся за последние десятилетия мнению, на протяжении большей части современной истории Швеция поддерживала благоприятную обстановку для бизнеса. Единственным исключением стал период 1970-95, который характеризовался наиболее обширной политикой “welfare state” и заигрыванием с попытками построить рыночный социализм. Как и полагается, данный период характеризуется экономической стагнацией, в частности экономического роста и создания рабочих мест. С 1950 население Швеции увеличилось с 7 до 9 миллионов, однако за это время было создано практически ноль (!) рабочих мест в частном секторе. История других скандинавских стран в этом плане примерно такая же.
Но как вообще сложилось так, что скандинавские страны являются одними из самых развитых на планете?
Более чем через полвека профессор экономической истории Кевин О’Рурк развил его работу. Согласно его работе, успех Дании заключался в нескольких факторах. Дания имела гомогенную культуру вкупе с политической стабильностью, в то время как Ирландия была культурно и политически разделена. Кроме всего прочего, Дания имела высокий уровень социального доверия и социального капитала (опять же). Дания также намного раньше перешла к системе частного землевладения, а датские фермеры, в отличие от ирландских, почти всегда имели доступ к кредитованию. В другой своей работе О’Рурк рассматривал проблему технологического отставания Ирландии на примере молочной индустрии (на тот момент она одной из ключевых для обеих стран):
“Технологические новшества распространяются в Дании намного быстрее чем в Ирландии, несмотря на тот факт, что обе страны являются крупными производителями молочной продукции, обе расположены в северо-западной Европе и продают свою продукцию на одном и том же рынке (Великобритании). Права частной собственности и социальный капитал сыграли ключевую роль в распространении новых технологий: недостаток социально-политической сплоченности, неопределенность с правами собственности и культурные факторы помогают объяснить причины [технологического] отставания Ирландии от Дании в этот период”.
Тем не менее, после наступления социал-демократической эры, рост существенно замедлился. Если за период 1870-1936 Швеция была первой среди развитых стран по экономическому росту, то за период 1936-2008 лишь 13 из 28. Надо понимать, однако, что трансформация происходила медленно. С условного начала господства социал-демократов в 1936, в течение десятилетий Швеция по-прежнему оставалась страной с довольно свободной экономикой, и лишь к 1970ым уровень правительственных расходов и налогообложения начал более-менее значительно обгонять остальные развитые страны.
У Дании случилась похожая история. С 1870 по 1924 имела 6ое место среди развитых стран по темпам экономического развития. Однако, за период с 1924 по 2008 уже лишь шестнадцатое. Как и в Швеции, датские социал-демократы изначально занимали прагматичную позицию и достаточно медленно принимали свою политику. Переход к модели высокого налогообложения случился в 70ых, и именно с 70ых Дания начала вместе с Швецией отставать от других развитых стран по темпам экономического роста.
Тем не менее, в 1960ые, наряду с популяризацией радикальных социалистических идей в Европе, скандинавские социал-демократические партии, прежде характеризовавшиеся прагматическим подходом к политике, радикально сдвинулись влево. Наибольшим образом это проявилось в Швеции, где была выработана так называемая концепция “третьего пути”. Основная идея состояла в том, чтобы заменить рыночную экономику на нечто более близкое к плановой экономике. Однако, новая модель, полагавшаяся на сильное вмешательство государства в экономику, оказалась полным провалом, так как она попросту не могла обеспечить устойчивое экономическое развитие. Швеция не смогла избежать суровой реальности экономических законов. Но об этом в следующей части.