Огненный дракон тревитика что это
Как Тревитик паровоз изобретал. Гений и нищета
Английский изобретатель Ричард Тревитик родился в апреле 1771 года в местечке Иллоган в Корнуолле. Выпускник школы Тревитик – самоучка – все его достижения достигнуты не путем упорной учебы в университетах и академиях, а основаны на его гениальности как инженера.
Конец 18-го века прошел в Англии под знаком массового внедрения паровых машин и начала промышленной революции. В Англии уже действовало патентное право, и Тревитик стремился свои новинки в области паровых двигателей патентовать. Его основная идея состояла в установке парового двигателя на повозку. В 1797 году Тревитик создал первую модель паровой повозки, с 1801 года стал создавать первые практические паровые повозки.
В 1802 году, первыми в Англии и мире, Тревитик и его соавтор Вивиан (Trevithick and Vivian) получили патент на паровую тележку – первый паровоз.
17 июня 1803 года в Лондоне изобретатель Ричард Тревитик в ходе испытаний впервые перевез на тележке с паровым двигателем 8 пассажиров – именно с этого дня начинают свою историю пассажирские железные дороги.
Борьбу с Ричардом Тревитиком вел сам великий изобретатель 66-летний Джеймс Уатт. Он доказывал, что передвижные паровые агрегаты опасны (и был в этом фактически прав!) и пытался провести запрет на них через Парламент Великобритании, но неудачно.
Тревитик продолжал свои работы. В 1804 году он построил первый в истории практический паровоз для заводской железной дороги в Южном Уэльсе. Паровоз Тревитика, однако, не мог использоваться – требовались другие – не чугунные рельсы – а их не было.
В 1808 году Тревитик со своим соавтором Стилом в предместии Лондона на чугунной железной дороге развил на паровозе скорость более 18 миль в час (более 30 км в час). Чугунные рельсы не соответствовали требованиям, которые предъявлял к пути паровоз Тревитика и Стила, и достижение Тревитика осталось без дальнейшего применения в жизни.
Великий изобретатель Ричард Тревитик не имел спонсоров, и не получал никакой поддержки от государства. Уже в 1811 году его дела в финансовом отношении были ужасны. В 1816 году банкрот Тревитик оставил берега туманного Альбиона и уехал в Южную Америку.
Вернулся на родину Ричард Тревитик в 1827 году, в полном забвении и нищете он умер в Дартфорде, графство Кент, в апреле 1833 года.
На родине гениального инженера и изобретателя Ричарда Тревитика не забыли – на иллюстрации памятник Тревитику в городе Кэмборн в Корнуолле.
Ричард Тревитик продемонстрировал первый паровой автомобиль
Паромобиль»Dog Carts»
24 декабря 1801 года в промышленном городке Камборн на юго-западе Англии механик-конструктор Ричард Тревитик продемонстрировал первый паровой автомобиль.
Машина была рассчитана на восемь пассажиров и приводилась в движение паровой машиной с одним горизонтальным цилиндром и котлом высокого давления на раме между двух огромных задних колес. Уголь в котел подбрасывал стоявший на запятках кочегар. В 1829 году паровики стали самым быстрым транспортом для пассажиров – скорость вместительных омнибусов достигала 24 км/ч.
В 1834 году паровой омнибус Мачерони и Сквайра показал рекордную для тех лет надежность — 2740 км без какого-либо ремонта. Серьезной преградой развитию паромобилей стали лошади, которые пугались при виде грохочущего и извергающего пары экипажа и становились неуправляемыми.
На паровики ополчились и процветавшие до сей поры конные компании, и владельцы дорог (не каждая мостовая выдерживала паровой экипаж с тяжелым котлом).
В результате в 1865 году был принят так называемый Закон о красном флаге, согласно которому перед каждым самоходным экипажем не ближе 55 метров должен был идти человек, предупреждавший о возможной опасности.
Тем не менее, претерпевшие многочисленные усовершенствования паромобили применялись вплоть до 1910-х годов и оказывали серьезную конкуренцию автомобилям с двигателями внутреннего сгорания.
Ричард Тревитик и его изобретение
Историю железнодорожной индустрии невозможно рассказать без описания интересной жизни Ричарда Тревитика, изобретателя, который первым изобрел паровые двигатели и заложил основу для строительства всех будущих железнодорожных систем, которые используются сегодня. Его изобретательность и способность решать проблемы, какими бы невозможными они ни казались, никогда не делали его богатым человеком, но его неоспоримые технические достижения позволили ему стать частью истории, о которой всегда будут помнить.
Биография
Ричард Тревитик родился в 1771 году на угольных землях Карн-Бри между Кемборном и Редрут в Корнуолле. Окруженный шахтами и с юных лет получивший образование вместе со своим отцом над двигателями водяных насосов, он вскоре сформулировал видение повышения эффективности добычи и транспортировки драгоценного угля, на котором базировалась огромная промышленность Великобритании.
Чтобы осуществить такое изменение, ему нужно было радикально изменить первоначальную конструкцию паровой машины, созданную знаменитым Джеймсом Ваттом в 1770-х годах, и адаптировать ее к силовому локомотиву. Его коллеги из технического сообщества Корнуолла немедленно отвергли подобные взгляды, но он не сдавался.
Получив финансовую поддержку от Самуэля Хомфрея Тревитик, наконец, получил деньги, чтобы построить машину своей мечты и навсегда изменить способ работы угольной промышленности. После использования лошадей для буксировки угля из шахт и по наземным железным дорогам в течение нескольких сотен лет неудивительно, что большинство владельцев шахт и техников, которые поддерживали этот вид транспортировки угля, отрицательно смотрели на появление ненадежных, больших, неэффективных и медленных паровых машин. Просто они не могли представить, что они могут быть иными.
Изобретение «дракона Тревитика»
Чтобы доказать свою точку зрения, Ричард Тревитик заключил пари со своим крупнейшим соперником, владельцем бизнеса по производству железа Ричардом Крэшэем. Имея на кону 500 гиней (небольшое состояние по тем временам), Ричард должен был доказать, что его паровоз может успешно протащить 10 тонн железа по 15-километровой линии наземных железных дорог между городами Пенидаррен и Аберсинон. В тот знаменательный день, 21 февраля 1804 года, локомотив Ричарда под названием «Пенидаррен» успешно проделал путь за четыре часа и пять минут, перевезя около 25 тонн железа, оборудование и 70 человек, которые ехали в поезде.
Секрет его конструкции паровой машины был в давлении. Используя пар под высоким давлением, он смог получить больше мощности и сделать локомотив более производительным и эффективным. Позже эта конструкция стала основой всех паровозов, которые распространятся и позволят расширить промышленность и европейскую цивилизацию во всех четырех уголках мира. Кстати, в историю он вошел как «дракон Тревитика» или «огненный дракон» или даже «пыхтящий дьявол». Так его называли местные жители в те времена.
К сожалению, успешная демонстрация паровоза не подтолкнула Ричарда Тревитика к продолжению работы в этой области. Он отказался от работы над будущими проектами паровозов и сосредоточил свою жизнь на создании стационарных паровых насосных двигателей для местных шахт. Это решение позволило другим изобретателям, таким как Джордж Стивенсон, возглавить инновации в области паровых двигателей.
Ричард Тревитик умер бедным человеком в Дартфорде, Кент, немногим более чем через 29 лет после презентации своего паровоза. Но его помнят и по сей день.
Огненный дракон тревитика что это
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Feb. 21st, 2010
21 февраля 1804 года английский изобретатель Ричард Тревитик продемонстрировал на конной чугунной Мертер-Тидвилской дороге первый паровоз. Он протащил груз в 10 тонн и 70 человек по десятимильной трассе. Сам паровоз весил 5 тонн, и чугунные рельсы не выдерживали такой нагрузки и ломались, что привело к отказу от использования паровоза.
Тревитик родился в семье управляющего крупным рудником. В школе он учился плохо и
покинул ее, едва научившись читать, писать и считать. Зато его
интерес к машинам, стучавшим и шипевшим на руднике, был беспредельным. Он рано начал трудовую жизнь и уже в молодые годы приобрел известность, как большой знаток паровых машин.
Двигатели Джеймса Уатта работали на паре очень низкого давления, а потому были громоздкими. Тревитик смело увеличил давление пара в четыре-пять раз и создал двигатель значительно меньших размеров при той же мощности. Такая машина уже вполне годилась для установки на паровозах.
Посмотреть на диковинную карету собралась огромная толпа. Пыхтя и громыхая, «дракон Тревитика«, как окрестили эту повозку, медленно двигался вперед. Так продолжалось несколько дней, а затем случилось несчастье. Во время одной из поездок Тревитик решил остановиться и подкрепить свои силы в придорожной корчме, при этом забыв поубавить огонь в топке котла. Вода выкипела, котел раскалился, и повозка сгорела дотла. Впрочем, эта авария не слишком огорчила Тревитика, человека по натуре неунывающего и веселого.
Создатель «пыхтящего дьявола»
С ын управляющего одной из шахт Ричард с детства любил наблюдать, как паровые машины качают воду из глубоких оловянных и медных рудников. И в девятнадцать лет он поступил на работу в шахту East Stray Park рабочим по обслуживанию этих машин.
Его дальнейшей карьере помогло то, что он женился на Джейн Харви из Хейла. Джон Харви, отец Джейн, построил местный литейный завод Harveys of Hayle, известный созданием огромных машин для перекачки воды из шахт на основе двигателей Ньюкомена и Ватта.
Гигант пара
В 1797 году Тревитик уже работал инженером на шахте Динг-Донг и здесь увлекся идеей усовершенствования паровой машины. Вместе с Эдвардом Буллом он впервые применил в разработанном им новом варианте парового двигателя пар высокого давления, что позволило уменьшить габариты паровых агрегатов при той же мощности. Молодой инженер не обращал внимания на страхи именитых коллег, в том числе самого создателя паровой машины Уатта, который считал весьма опасным работать с паровыми машинами при повышенном давлении. Как писал Уатт, «только убийца, ни во что не ставящий человеческую жизнь, может настаивать на применении пара в семь-восемь атмосфер».
Уменьшение габаритов паровой машины, которого добился Тревитик, позволило ему заняться конструированием экипажей на паровом ходу, идею которых он почерпнул у Уильяма Мердока, соратника Уатта. Мердок жил в Редруте и был соседом Тревитика, который в то время занимался там установкой двигателей для откачки воды в местных шахтах. Еще в 1784 году Мердок построил трехколесный экипаж на паровой машине, который однажды поздно вечером испытал на дороге — к ужасу местного священника, решившего, что он увидел дьявола. Но дальше этой пробы у Мердока дело не пошло.
Возможно, Мердок заимствовал эту идею у Джеймса Уатта, который тоже задумывался над тем, как использовать паровую машину для создания колесного транспортного средства, и даже сделал эскиз возможной конструкции, но отбросил эту идею: слишком велики тогда были размеры паровой машины.
А Ричард Тревитик, используя свои достижения по усовершенствованию паровой машины, уже в 1801 году построил самодвижущуюся повозку на паровом двигателе, которая произвела настоящий фурор на улицах небольшого городка Кэмборна, куда переселился изобретатель. Местные сразу окрестили изобретение «драконом Тревитика» и «фугасом капитана Дика». (Корнуэльских управляющих шахтами в знак уважения называли капитанами). Посмотреть на паровой экипаж ежедневно собиралась большая толпа зевак, некоторых Тревитик, бывало, брал с собой в поездку. Это была первая в истории публичная демонстрация транспорта, работающего на пару.
Но «дракон» недолго веселил публику: однажды Тревитик остановился перед пабом, чтобы перекусить, но забыл уменьшить огонь, подогревающий котел, в результате вода в нем выкипела, емкость раскалилась, и вся машина сгорела за несколько минут. Однако Тревитика, уже прославившегося своим оптимизмом, это происшествие ничуть не смутило, и он продолжил опыты с еще большим рвением. Тревитик спроектировал еще одну коляску, на которой сделал несколько пробегов в Лондоне, рассчитывая собрать средства на продолжение работ, но, к сожалению, это ему не удалось. Тем не менее он получил официальный патент на свою «машину высокого давления» и ее разнообразные применения, в том числе в транспорте.
Поймай меня, если сможешь
Современники описывали Тревитика как человека, которого переполняли новые идеи. Поэтому он не остановился на создании своего «дракона», и в 1804 году, будучи инженером уже на Пенидарренском чугунолитейном заводе в Мертир-Тидвиле, создал первый в истории паровоз, который протащил пять фургонов, десять тонн железа и семьдесят человек на расстояние более девяти миль со средней скоростью около пяти миль в час.
Первый локомотив работал исправно, однако слабые чугунные рельсы часто ломались под его тяжестью. Владелец предприятия, на путях которого проводились испытания, вместо того чтобы усилить рельсы, распорядился прекратить поездки и использовать паровоз просто в качестве паровой машины.
Через год, в 1805-м, Тревитик построил второй паровоз для рудников близ Ньюкасла, но рельсы и там оказались слабыми.
А в 1808 году на окраине Лондона Ричард выбрал площадку, которую огородили высоким забором и построили там кольцевую рельсовую дорогу, по которой Тревитик запустил новый паровоз под названием «Поймай меня, если сможешь». Все желающие могли посмотреть на диковинное изобретение или прокатиться на нем за определенную плату. Но вскоре рельсы сломались и здесь. Ричард надеялся, что его опытами заинтересуются владельцы различных фабрик и профинансируют продолжение работ, однако ошибся.
К слову, именно опыты Тревитика подтолкнули изготовителей рельсов заменить чугун на железо. Рельсы из сварочного железа впервые применил в Англии инженер Никсон в 1803 году. К 1820-му производство железных рельсов в Англии было уже хорошо освоено.
Много изобретений и мало денег
Потерпев неудачу с продвижением своего паровоза, Тревитик в 1812 году сконструировал компактную паровую молотилку. Она исправно работала в течение многих лет, после чего была выставлена в одном из лондонских музеев, где и хранится до сих пор.
По заказу морского ведомства Тревитик соорудил паровую землечерпалку для углубления дна Темзы, разработал проект парового судна и участвовал в неудавшейся прокладке тоннеля под Темзой.
Вся эта деятельность приносила мало доходов, и в поисках новых заказов он знакомится с владельцем серебряных рудников в Перу, прибывшим в 1813 году в Англию. Многие шахты этих рудников с увеличением глубины разработок заливала вода. Тревитик охотно согласился руководить постройкой паровых насосов для шахт и даже вложил в дело имевшийся у него небольшой капитал.
Через год требуемое число паровых машин было готово и отправлено в сопровождении английских механиков в Перу. Понадобилось почти два года, чтобы они прибыли на место. Только в 1816 году была успешно запущена одна из машин, но остальные из-за неопытности механиков пустить в работу не удавалось. Получив известие об этом, Тревитик отплывает в Южную Америку. По прибытии он быстро запускает все насосы, и добыча серебра резко возрастает.
Благодаря этому Тревитик завоевал настолько огромный авторитет у местных горнопромышленников, что губернатор провинции даже предложил отлить его статую из серебра. Однако у изобретателя не сложились отношения с руководством компании, он вынужден был покинуть рудники и некоторое время разъезжал по Перу, обучая местных горнопромышленников «европейским» приемам работы.
После смерти руководителя компании серебряных рудников он возвращается к прежней работе и становится главой предприятия. Дела компании шли хорошо, но в 1821 году в Перу, тогда испанской колонии, вспыхивает восстание против испанцев. Заодно повстанцы разгромили оборудование рудников, и Тревитик лишился всего состояния (и едва не лишился жизни).
Он покидает Перу и переезжает вначале в Чили на медные рудники, а затем в Коста-Рику. Здесь он изучает работу местных рудников и вместе с компаньоном проводит изыскания новых месторождений серебра и меди, которые он собрался разрабатывать. Для этого Тревитику был необходим капитал. Чтобы достать его, он после десятилетнего пребывания в Южной Америке решает вернуться в Англию. Но на родине Тревитика ждало разочарование: денег достать не удалось. И он снова начал заниматься изобретательской деятельностью.
Тревитик разработал проект боевого корабля с металлическим корпусом и паровым двигателем, плавучий паровой насос для осушения залитой местности (он намеревался использовать его в Голландии), проект устройства парового отопления жилых помещений. Но и эти, и другие его проекты по разным причинам так и не были реализованы.
Конец жизни Тревитик прожил в бедности. Он даже вынужден был обратиться в английский парламент с просьбой о финансовой помощи. Перечислив в своем прошении все свои важнейшие, по его мнению, изобретения, он завершил просьбу словами: «Проситель, однако, надеется, что его важные изобретения и усовершенствования не останутся не вознагражденными английской нацией, тем более что он до сих пор не получал ничего за убытки, которые он сам и его семья терпели благодаря тому, что он истратил свое состояние для общественного блага».
Крик о помощи не был услышан, и вскоре, 22 апреля 1833 года, создатель первого в мире паровоза умер. Похоронили Тревитика на кладбище для бедняков. Впоследствии место захоронения затерялось.
Но все же о достижениях великого изобретателя не забыли. В Кэмборне ему поставили памятник, в Дартфорде, где он умер, установили мемориальную доску, посвященную последним годам его жизни. А в Кардиффском университете библиотека названа его именем.
Последователи
Тревитик был первым, но не единственным, кто пытался поставить паровую машину на колеса. Джордж Стефенсон, работавший кочегаром на рудниках и в совершенстве изучивший имевшиеся там паровые машины, тоже решил создать собственный паровоз.
Работа над постройкой локомотива длилась десять месяцев. Первое испытание паровоза Стефенсона состоялось 25 июля 1814 года на путях рудника в Килингворте близ Ньюкасла. Паровоз в тот день провез состав из восьми груженых вагонов весом 30 тонн со скоростью около семи километров в час. После успешных испытаний паровоз начал регулярную перевозку грузов. В последующие годы Стефенсон построил еще несколько моделей паровоза, улучшая раз за разом его конструкцию.
Наряду с улучшением механической части паровоза Стефенсон занялся усовершенствованием рельсового пути, чтобы повысить его надежность и устранить тряску. В 1816 году он получил патент на усовершенствованный им рельсовый стык, что позволило значительно смягчить удары при проходе через него колес подвижного состава.
После этого Стефенсон занялся постройкой первой в мире железной дороги общественного пользования Стоктон — Дарлингтон. День ее открытия, 27 сентября 1825 года, считается днем основания железных дорог. Тогда при огромном стечении зрителей паровоз, ведомый Стефенсоном, повез состав из 38 вагонов, часть из которых была загружена углем и мукой. А 21 вагон был оборудован сиденьями для публики.
В России историю паровозостроения начали Ефим и Мирон Черепановы — создатели первого российского паровоза. Они начали работать над своей машиной в 1830 году. «Пароходный дилижанец» — именно так назвали свое творение Черепановы — был готов в 1834 году. Паровоз Черепановых был рассчитан на перевозку руды и развивал скорость до 15 километров в час. Но их машина оказалась не востребована. Паровозы для железных дорог, которые стали строить в России, приобретались за рубежом.