Огненная тройка лошадей что это
10 фактов о русской тройке
Тройка агрофирмы «Вельская» на заезде XX Чемпионата России русских троек на Центральном Московском ипподроме.
1. Быстрее только на автомобиле (если бы они тогда были)
Шкатулка «Тройки», Федоскинская фабрика миниатюрной живописи.
2. Лошади смотрят в разные стороны
3. Лучшие тройки должны быть одной породы
Репродукция картины «Масленица (Масленичное катание)». Холст, масло,1919 год. Художник Борис Кустодиев. Музей-квартира И.И.Бродского в Ленинграде.
Шкатулка «Тройка», выполненная федоскинским мастером.
5. За тройку спасибо почте (но это неточно)
Открытка с изображением почтовой тройки (ок. 1900).
О том, кто и когда изобрел тройку, достоверно не известно. Скорее всего, появлению тройки как разноаллюрной упряжки способствовало развитие почтового дела. В России огромные расстояния между населенными пунктами, и доставка сообщений и грузов даже между Москвой и Петербургом занимала несколько дней. А в другие крупные города можно было ехать неделями, особенно весной и осенью в распутицу. И для перевозок почтовых отправлений была важна не только выносливость лошадей, но и их скорость. Известно, что уже в начале 19 века почтовые дилижансы в России были запряжены тройками. Затем на тройках стали перевозить и курьеров, и пассажиров, да и просто использовать как дорогостоящее развлечение в деревнях и городах – на свадьбу, к примеру, богатый крестьянин считал обязательным нанять тройку, да и не одну – катать невесту, родственников и гостей.
6. Тюнинг от злых сил
Алексей Шторх/Global Look Press
Многие автолюбители сегодня любят украшать своего «железного коня» спойлерами, аэрографикой и галогеновой подсветкой. А вот раньше, когда автомобилей не было, водители «тюнинговали» свои упряжки. На коренника обязательно надевали дугу, украшенную позолотой, декоративным орнаментом или искусной резьбой. В середине 19 века появилась мода на дуги, инкрустированные медью, а через несколько десятилетий их было принято декорировать разноцветными лентами. Извозчики верили, что эти украшения служат не только эстетическим целям, но и будут оберегом от разбойников и злого глаза.
7. Колокольчик вместо магнитолы
Но затем идея с бубенцами понравилась и частным владельцам, и их стали использовать не только на почте, но и на гуляниях. Конечно, почте любители разъезжать по городу со звоном мешали работать, и правительство во второй половине 19 века ввело запрет запрет на такие бубенцы для частных лиц. В ответ те придумали использовать бронзовые колокольчики на кожаных сбруях, которые издавали более нежные звуки. Бубенчики подбирались по тону и получалось, что у каждой тройки во время поездки было свое музыкальное сопровождение.
8. Самые быстрые экспонаты
Орловские рысаки в тройке.
9. Тройку можно увидеть и сегодня
Чемпионат Русской тройки.
С появлением железных дорог, а затем и автомобилей, тройки (да и лошади как транспорт), конечно, становились все менее востребованы. Однако их до сих пор можно увидеть на гуляниях в туристических городах России (вроде Суздаля и Владимира) и на спортивных соревнованиях.
Еще в 1840-х на Московском ипподроме тройки соревновались не только в скорости, но и фигурной езде. В середине 1990-х в нескольких городах России были учреждены ежегодные соревнования «Кубка России» для русских троек. Финал проходит в Москве.
10. Тройка вдохновляет
Катание на лошадях во время празднования 360-летия со дня основания города Нерчинска. 2013.
Кстати, проездной в московском метро тоже назван в честь русской тройки.
200 лет легендарной русской тройке, аналогов которой нет в мире
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Разыгрались чудо-кони,
Закусили удила.
Не сдержать их против воли.
Эх! гуляй. гуляй душа!
История возникновения тройной упряжки
По одной из версий идея упряжи в три лошади была позаимствована из былин и мифов северных народов относящихся к Илье Пророку. С древних времен в некоторых селениях русского Севера ежегодно в Ильин день местные жители устраивали ритуальные скачки на тройках, которые являлись символом огненной колесницы, что вознесла Илью на небо.
Первые упоминания о тройных упряжках появились в исторической летописи во второй половине 17 столетия, когда еще было принято в упряжь запрягать одну лошадь. Ну а ежели была необходимость в большем количестве лошадиных сил, то запрягали нескольких лошадей гуськом.
Появление парной упряжи лошадей «на отлет» стало предпосылкой появления тройной запряжки, которая не сразу прижилась и была крайне редким явлением на извечно плохих русских дорогах. Однако со временем тройка приобрела широкую популярность и на рубеже 17-18 столетия стала успешно использоваться в почтовых целях, что значительно уменьшило сроки доставки почтовых отправлений и багажа.
Оценив неимоверную скорость, удивительную выносливость, большую грузоподъемность и хорошую проходимость, тройку официально узаконили и начали использовать не только для доставки почты. Ими перевозили госслужащих, курьеров и пассажиров, используя сани, тарантасы, кибитки, коляски. Однако тройку никогда не впрягали в упряжь карет.
Русская идея упряжки лошадей
Байка об удалом русском ямщике
До сих пор бытует история, которая гласит, что во времена царствования Екатерины Великой в Петербург пожаловал с визитом император Австрии Иосиф. Русская императрица решив удивить высокого гостя, захотела прокатить его на русской тройке в Москву.
Стоит заметить, что по тем временам добраться от Петербурга до Москвы на перекладных можно было лишь за двое-трое суток.
И здесь в пору будет вспомнить слова русского классика Н.В. Гоголя, который так описал образ России, сравнив ее с «птицей-тройкой»: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?»
Отбор рысаков для тройной упряжи
Украшение русской тройки
Украшение упряжи это особая статья культа русской тройки, поэтому невозможно было себе представить коренника без дуги, украшенной позолотой. Немногим позже дуги украшали орнаментальной росписью или резьбой. Причем это носило не только эстетический характер, но и служило оберегом от злых сил, от дикого зверя и от разбойников.
Каждый кучер-«троечник» старался украсить свою тройку необычно, ярко и узнаваемо, поэтому тройки были уникальны. Во второй половине 19 века позолоченные дуги были заменены живописными, резными, инкрустированными медью, а к концу столетия их стали окрашивать в один цвет и обвивать разноцветными лентами.
Тройки со звоном поддужных колокольчиков
С течением времени конный транспорт наполнял улицы городов, а так как правил дорожного движения не существовало, то для скоростной тройной упряжи начали использовать бубенцы и колокольчики, которые можно было услышать за 2 версты. Это давало возможность горожанам и извозчикам вовремя освободить дорогу для стремительно несущейся «птицы-тройки».
В самом начале их разрешалось вешать лишь на почтовые тройки и курьерские, перевозящие важные государственные депеши. Заслышав звон колокольчика, почтовые работники успевали приготовить сменную тройку лошадей, чтобы не задерживать доставку срочной почты. А немногим позже езда на тройках с бубенцами стала широко популярной не только среди почтовых ямщиков.
Каждая тройка имела свое уникальное музыкальное сопровождение, а традиция использовать бубенцы с колокольчиками стала иметь под собой основу оберега от нечистых сил и недобрых людей. Поэтому катание новобрачных на тройках с бубенцами стало традиционным свадебным обрядом.
Эпоха знаменитых русских троек подошла к концу в средине 19 века, их постепенно начала вытеснять железнодорожный и автомобильный транспорт в сельские местности. А а начале 20 века был положен конец двухсотлетней истории тройки, однако она осталась популярной и незаменимой в традиционных народных гуляньях.
Популярность троек не имела границ и всегда вызывала дух соревнования. Поэтому, начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраиваться конные состязания. А в 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке. Во времена советской власти тройки для соревнований почти всегда составляли из орловских рысаков, которые выглядели невообразимо шикарно.
Русские тройки также были достойным презентом для высокопоставленных лиц многих государств. И по сей день соревнования, где участвуют русские тройки, очень зрелищны и популярны.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Русская тройка лошадей. История?
История русской тройки лошадей
Тройка — это старинная русская запряжка лошадей. Русскую тройку придумали для того, чтобы езда была максимально быстрой на длинные расстояния. Эта тройка является единственной в мире разноаллюрной запряжкой. Давайте разберемся, в чем же особенности русской тройки, как она устроена и как появилась. В центре находится лошадь — коренник, которая должна идти четкой и быстрой рысью, сбоку — пристяжные лошади. Они обычно скачут галопом. В результате упряжка может развивать довольно большую скорость в 45-50 километров. Главный механизм тройки заключается в том, что центрального коренника словно «несут» за собой пристяжные лошади. Именно по этой причине лошади медленно устают и могут долгое время поддерживать развитую скорость.
Само слово «тройка» стало применяться по отношению к лошадиной упряжке еще 200 лет назад. В то время количество лошадей в запряжке зависело исключительно от того, сколько пассажиров перевозилось в кибитке. Если ехал один человек, то впрягали одну лошадь, если два — то две лошади, ну и, соответственно, если в кибитку садились трое человек, то запрягали тройку лошадей. В царские времена на тройке ездили не только богачи, но и те, кому по профессии было положено быстро передвигаться: почтальоны, пожарные и др. Очень часто тройку запрягали для свадьбы или других пышных праздников, на которых кучеру даже разрешалось немного «полихачить» и пустить коренника в галоп.
Самая лучшая русская тройка — это та, где все три лошади подобраны в масть. Коренник, кстати, должен быть гораздо крупнее пристяжных. Начиная с 1840 года в Москве на ипподроме начали устраивать конные соревнования, где в быстроте состязались тройки. В 1911 году русскую тройку впервые увидели в Европе, а именно — в Лондоне на Всемирной выставке. В составе тройки были: коренник — орловский рысак Ратник Турецкий, победитель Императорского приза и верховые стрелецкие лошади в качестве пристяжных. Мастеров, которые владели необходимыми навыками было очень мало, впрочем, как и подходящих рысаков. Однако все же удалось спасти один из главных символов России. Если обратиться к сегодняшнему времени, то соревнования, где участвуют русские тройки, очень популярны. Как правило, они проходят в два этапа.
1 этап. Нарядные, украшенные лентами, бубенцами и колокольчиками лошади (кстати, наездники тоже должны одеться соответствующе) выезжают соревноваться в фигурной езде. Один наездник управляет сразу тремя лошадьми, которые должны выполнять разнообразные фигуры, например, «вольты», «восьмерки» и т. д.
2 этап. Это так называемое испытание скоростью. Лошадей запрягают в специальную упряжь, надевают защитные приспособления от травм. Наездник и его помощники облачаются в обычную спортивную форму с защитными шлемами. Именно в этой части соревнований наезднику, как никогда, нужна помощь ассистентов: он сам управляет коренником, а помощники контролируют пристяжных лошадей.
Для русского человека тройка лошадей всегда была национальным символом. Русская тройка множество раз упоминается в стихах (Н. Некрасов «Тройка», А. Пушкин «Зимняя дорога», П. Вяземский «Еще тройка» и др. ), песнях (романс «В лунном сиянии», «Вот мчится тройка почтовая» и др. ), литературных произведениях (например, всем известный отрывок о русской тройке в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»).
И ещё кро не устал читать немного видео :
Все о русской тройке
Тройка — старинная русская запряжка лошадей. Русская тройка лошадей была придумана для быстрой езды на длинные расстояния.
Это единственная в мире разноаллюрная запряжка. Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45-50 км/ч.
Механизм русской тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника, как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.
Русская тройка появилась и получила своё нынешнее название около 200 лет назад. По существовавшим тогда правилам при перевозке пассажиров в почтовых кибитках можно было впрягать трёх лошадей только если людей оказывалось трое. Двое или один должны были ехать на паре лошадей. Бубенцы и колокольчики разрешалось вешать только на почтовые тройки и курьерские, перевозившие важные государственные депеши. В царские времена на тройках, помимо важных господ, ездили почтальоны (почтовая тройка), пожарные и все, кому нужна была высокая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств, когда кучера могли «полихачить» и выпустить в галоп даже коренника.
Обычными лошадьми для тройки были некрупные и неказистые, но очень выносливые вятские лошади. Люди побогаче заводили тройку статных и крупных орловских рысаков. Лучшая русская тройка — это тройка, где все лошади подобраны в масть, а коренник заметно крупнее ростом и статью пристяжных.
Как русской тройке удавалось быть быстрее ветра, и почему лошади смотрели по сторонам
Русская тройка — это не просто способ передвижения, а целое явление, появившееся почти 200 лет назад. За это время она стала одним из символов страны. Отчего именно у нас этот вид упряжки лошадей прижился, и зачем во время бега животные поворачивают головы в противоположные стороны?
Быстрее только автомобили
Упряжка могла двигаться со скоростью до 50 км в час. В середине ставили самую крупную лошадь — коренника, он шел рысью. С боков становились «пристяжные», они скакали галопом. Такая расстановка позволяла несильно уставать и быстро перемещаться.
Лошади смотрят в разные стороны
Если увидеть тройку во время бега, то можно отметить, что взгляды лошадей направлены в стороны. Это связано с инстинктами. Лошадь, располагавшаяся справа, начинала движение с левой ноги, располагающаяся слева — с правой. Для того чтобы сохранить равновесие, пристяжные разворачивали головы.
В тройку ставили только лучших
Лучшими лошадьми считались вятские. Их начали разводить на территории современной Кировской области с конца 17 века.
Те, чье материальное положение было повыше, могли приобрести орловских рысаков. Лучшая тройка получалась, когда лошади подобраны одной масти и коренник намного сильнее пристяжных.
Тройки рассчитаны на троих
Слово «тройка» для обозначения упряжки вошло в русский язык, согласно историческим сведениям, в начале XVIII века. По правилам перевозки тех времен считалось, что на каждого седока должно быть по лошади. Если ехали двое, то запрягали двух лошадей, если три пассажира — то трех. То есть на каждого человека требовалась одна лошадиная сила. Сначала животных запрягали одну за другой, но такой способ в России не задержался: слишком плохие дороги. Тогда животных расположили в ряд, это оказалось намного удобнее.
Тройки появились благодаря почте
Трудно доподлинно установить, благодаря чему появились тройка, но большинство историков сходится во мнении, что первыми догадались так использовать лошадей почтовые служащие. Расстояния между городами были огромны. Даже из Петербурга в Москву письма шли по несколько дней. До более отдаленных городов требовались месяцы, чтобы добраться. Весной и осенью дело усложнялось распутицей. Пришлось искать варианты, как это сделать побыстрее. Появились курьерские тройки, почтовые, пожарные. Кучера использовали бубенчики, чтобы предупредить тех, кто впереди, и они могли вовремя съехать с дороги, чтобы не мешать. Позже, когда тройки стали использоваться повсеместно, правительство ввело запрет на бубенцы на личных тройках. Стали вешать колокольчики, отличающиеся по тону от почтовых и пожарных.
Украшения защищали от злых сил
Как сегодня автолюбители любят приукрасить свои автомобили, так и в давние времена кучера наносили узоры на ободы упряжки. Например, дуга коренника часто бывала расписана позолотой. Золото использовалось не просто так, оно символизировало молнию, сопровождавшую вознесение Ильи-пророка.
В роспись и узоры для пристяжных также вкладывали глубокий смысл: они должны были защищать ездоков от злых сил, лихоимцев и диких зверей.