Огласительная беседа что это

Огласительные беседы перед Крещением

Огласительная беседа что это. Смотреть фото Огласительная беседа что это. Смотреть картинку Огласительная беседа что это. Картинка про Огласительная беседа что это. Фото Огласительная беседа что это

Огласительные беседы издавна были важным подготовительным этапом перед Крещением. Священник должен был убедиться в осознанности решения человека принять христианскую веру или крестить ребенка в православии и только после этого проводить обряд. Сегодня собеседования в церкви перед крестинами обязательны. Их должны проходить родители и будущие крестные ребенка.

Что такое огласительная беседа?

Оглашение – это первая ступень для вхождения в христианство. Представляет собой поучение желающего принять Крещение или стать крестным родителем основным канонам Православия. Главная цель беседы – убедить в истинности христианского вероучения и способствовать более серьезному и ответственному подходу к Таинству.

Огласительная беседа что это. Смотреть фото Огласительная беседа что это. Смотреть картинку Огласительная беседа что это. Картинка про Огласительная беседа что это. Фото Огласительная беседа что это

На общих беседах батюшка рассказывает о Боге как Создателе, о творении мира и грехопадении Адама и Евы, о спасении человечества через искупительные страдания и воскресение Иисуса Христа, а также о Символе веры – основ Православного вероучения, которые были утверждены на 1-м и 2-м Вселенских соборах.

На встречах, посвященных конкретно Таинству Крещения, обсуждаются церковные Таинствам, необходимости участия в них. Сюда же входит описание чинопоследования Крещения и Миропомазания, объяснение Божественной Литургии, донесение смысла Исповеди и Причащения. Обсуждается также тема роли крестных, православной семьи и воспитания детей в вере, соблюдение церковных правил, постов.

Кроме того, оглашение дает возможность ближе познакомиться с настоятелем храма, чтобы в любой сложной ситуации человек не боялся обращаться в церковь за помощью.

Зачем проходят?

Взрослый человек, принимающий веру осознанно, в ходе собеседований должен укрепиться в вере и принять законы православной церкви. Родителям, желающим крестить своего ребенка, огласительные беседы необходимо пройти, чтобы получить знания для христианского воспитания малыша.

Будущим восприемникам огласительные беседы нужны для понимания степени ответственности, которая возлагается на них после Крещения. Если в результате собеседования предполагаемый крестный откажется крестить ребенка, это не будет грехом.

Обязательно ли проходить?

Сегодня Крещение в храмах Русской Православной Церкви без собеседования не проводится. Огласительные беседы обязательны для обоих крестных и обоих родителей ребенка, а также взрослых и детей старше 12 лет, готовящихся к Таинству. В разных храмах количество собеседований может отличаться: от 1 до 12-16 занятий. Для человека, который регулярно посещает службы в церкви, может быть достаточно одной встречи с батюшкой. Больше занятий необходимо людям недостаточно воцерковленым, имеющим мало знаний о православном вероучении и самом Таинстве Крещения.

Собеседование в церкви перед Крещением ребенка для крестных и родителей

Как правило, огласительных бесед с восприемниками проводится две. На первом занятии батюшка озвучивает основные догматы христианства, рассказывает о духовной жизни, дает задание выучить молитвы, возносимые на Таинстве.

На втором занятии священник поясняет будущим крестным их роль в жизни крестника, знакомит с последовательностью проведения обряда, чтобы восприемники не просто присутствовали на Крещении, а принимали участие с пониманием происходящего.

За одну-две недели до Таинства крестные должны изучить основные разделы Нового Завета, полностью прочесть Евангелие от Марка.

За один-два дня до Таинства восприемникам необходимо посетить храм, чтобы исповедаться и причаститься. Перед самим Крещением необходимо соблюдать трехдневный пост: не употреблять в пищу продукты животного происхождения, не сквернословить, не жить супружеской жизнью.

Огласительная беседа что это. Смотреть фото Огласительная беседа что это. Смотреть картинку Огласительная беседа что это. Картинка про Огласительная беседа что это. Фото Огласительная беседа что это

В процессе Таинства Крещения биологические родители не принимают активного участия, но именно им предстоит воспитывать ребенка в заповедях, водить на службы, причащать, молиться за него, поэтому священник должен в ходе собеседования выяснить, как часто они посещают церковь, знают ли молитвы. Батюшка должен провести как минимум одну огласительную беседу и напомнить родителям, что они, как и крестные, несут ответственность за духовное воспитание малыша до его совершеннолетия.

Как проходит собеседование перед Таинством Крещения: что нужно знать

Что спрашивает батюшка на собеседовании

В некоторых храмах, в основном с большим приходом, огласительные беседы проходят систематически. В определенные дни (в каждом храме свое расписание), проводятся групповые занятия в форме ознакомительных лекций, где батюшка или специально подготовленный мирянин (катехизатор) рассказывает о вере, Таинствах, отвечает на вопросы, дает рекомендации по подготовке к Крещению.

Многие небольшие храмы практикуют индивидуальные встречи в формате вопрос-ответ, где священник определяет уровень готовности человека принять Крещение или стать восприемником. После первого собеседования батюшка может назначить еще одну встречу или посоветовать пройти при церкви целый курс по основам христианской жизни, Новому Завету, Символу Веры.

Самый первый вопрос, который обычно задает катехизатор на собеседовании: «Зачем нужно креститься?» Если человек отвечает: «Чтобы быть крещенным» или «Для защиты от злых сил», то он наверняка не готов к Крещению, поскольку его понимание о Таинстве искажено. Крещение – это очищение от грехов и рождение для новой духовной жизни в сочетании с Христом; это новое восприятие себя и окружающих, жизни в целом.

Сколько длится огласительная беседа

Продолжительность занятий в разных храмах может отличаться. Одна беседа обычно длится от одного до полутора часов, а при наличии дополнительных вопросов и дольше.

После прослушивания оглашения выдается справка, разрешающая приступать к Крещению. В некоторых храмах по завершению занятий сертификат вручается только после сдачи экзамена. При первой встрече священник предупреждает, что для его получения может понадобиться от двух до четырех недель, поэтому заранее дату Крещения планировать не стоит.

Что нужно на собеседование перед Крещением

К собеседованию необходимо готовиться. Перед первым занятием родителям и крестным необходимо прочесть Евангелие от Марка и Иоанна или весь Новый Завет, чтобы поговорить с настоятелем церкви о прочитанном. Если в ходе беседы будет выявлено нежелание понимать смысл православного вероучения или пренебрежительное отношение к Церкви, священнослужитель вправе отказать в проведении Таинства Крещения.

Чаще проводится всего две огласительные беседы, и вторая из них определяет готовность стать крестными или принять Крещение взрослому. В ходе занятия батюшка проверяет знание молитв «Символ Веры», «Отче наш», «Богородице Дево», заповедей Христа, задает вопросы по Евангелию. Также на втором собеседовании говорят о чинопоследовании Крещения, что нужно делать перед и в ходе Таинства.

Огласительная беседа что это. Смотреть фото Огласительная беседа что это. Смотреть картинку Огласительная беседа что это. Картинка про Огласительная беседа что это. Фото Огласительная беседа что это

К сожалению, в современной практике бывают случаи, когда крестные родители приступают к своим обязанностям духовных наставников, формально. Воспринимают Крещение, как ритуал или обряд. В очень редких случаях (когда человек противится христианскому вероучению, не выражает готовность нести ответственность за духовное развитие крестника, или сам не Крещен) священнослужители могут попросить отложить проведение Таинства, чтобы крестные могли лучше подготовиться.

Собеседование перед Крещением взрослого

Крещающийся взрослый должен прийти на собеседование с искренней верой во Всевышнего и желанием начать новую праведную жизнь по законам Божьим. Роль оглашений в данном случае ознакомительная. Священник более подробно расскажет о православном вероучении, обязанностях каждого христианина, важности участия в церковных Таинствах.

Взрослому для Крещения необходимо:

Огласительные беседы разрешается посещать и уже крещеным прихожанам, которые в свое время не были оглашены.

Огласительные беседы перед венчанием

Пары, желающие сочетаться церковным браком, перед венчанием также должны пройти собеседование. В храмах, где занятия проводятся регулярно по определенным дням, их приглашают на общие огласительные беседы, посвященные Богу, служению Церкви, Символу Веры. Когда приходит время обсуждения священных Таинств, батюшка отдельно останавливается на чинопоследовании Венчания.

На индивидуальных встречах священник интересуется, осознают ли молодые люди серьезность даваемых ими обетов, понимают ли значение христианского брака. Также в ходе беседы батюшка рассказывает, как правильно строить семейные отношения, избегать конфликтов, выходить из сложных жизненных ситуаций, сохраняя взаимоуважение друг к другу.

Огласительная беседа что это. Смотреть фото Огласительная беседа что это. Смотреть картинку Огласительная беседа что это. Картинка про Огласительная беседа что это. Фото Огласительная беседа что это

Проводятся такие собеседования за одну-две недели до Венчания. Перед Таинством жениху и невесте необходимо соблюсти трехдневный пост, исповедаться и причаститься.

Свидетельство о прохождении огласительных бесед

По окончанию собеседования крестным перед Крещением, а также парам, желающим венчаться, выдается свидетельство о прохождении огласительных бесед. Документ подписывается катехизатором, настоятелем церкви и заверяется печатью храма.

Если у восприемников нет возможности посещать церковь, где будет проходить Таинство, они могут прослушать оглашение и получить справку о прохождении собеседования в храме по месту жительства, а перед Крещением представить документ священнику.

Краткий текст молитвы «Символ веры»

Текст на церковнославянскомТекст в переводе
1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.И воскресшего в третий день согласно Писаниям.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,Ожидаю воскресения мертвых,
12. и жизни будущаго века. Аминь.и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Полный текст с пояснениями можно прочитать в отдельной статье про Символ веры.

Источник

Огласительные беседы — смысл и содержание

Узнайте все самое интересное и полезное об огласительных беседах, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Для чего нужны огласительные беседы перед Крещением

Огласительные беседы – это важная часть подготовки к Таинству Крещения. Через нее должны пройти родители и крестные (при крещении ребенка). Либо человек, желающий принять Православие в сознательном возрасте. Во время бесед священник (на некоторых приходах – катехизатор) разъясняет основы христианского вероучения. Он объясняет в чем заключается и как проходит Таинство Крещения. Также батюшка призывает к развитию духовной жизни и участию в Таинствах Исповеди и Причастия.

Как показывает практика, такие беседы крайне необходимы и важны. Многие родители не осознают важности Крещения и не понимают сути Таинства. Они крестят детей из-за красивого обряда либо по настоянию родственников. Наиболее распространенный мотив крещения – “так положено”. И подобная беседа с батюшкой перед Крещением зачастую является единственным способом объяснить родителям и крестным всю серьезность и ответственность за совершаемое Священнодействие. Родители и крестные должны не только один раз совершить положенный обряд. Их долг — постоянно заниматься непосредственным воспитанием ребенка и его духовной жизнью. Это же касается и взрослого человека, желающего принять Православие.

Кто такие оглашенные

У многих родителей и крестных необходимость собеседования перед Крещением вызывает недовольство. У кого-то времени нет, у других — желания слушать “проповедь”. Но если углубиться в историю христианства, то в первые века всё было гораздо строже. Человек, желающий креститься, должен был не просто выслушать несколько бесед о сути вероучения. Ему предстояло провести несколько лет за изучением догматики. А затем убедить священника в серьезности и обдуманности своего решения. Именно убедить, желающий креститься умолял об этом священника. Только после этого ему разрешали принять Крещение.

Человека, который получил наставления и занимался изучением вероучения, называли оглашенным (оглашаемым, то есть “научаемым”, учеником). Он мог входить в притвор храма и участвовать в Литургии до определенного времени. До момента, когда дьякон призывал всех оглашенных покинуть богослужение. Спустя длительное время и углубившись в суть веры Христовой оглашаемый мог креститься.

Содержание беседы

Постепенно институт оглашенных изжил себя по причине того, что закончились гонения на христиан. Целые государства становились христианскими, крестились не только взрослые, но и маленькие дети. Количество взрослых людей, которые не были крещены, резко сократилось. Длительный период оглашения первых веков преобразовался в несколько бесед со священником непосредственно перед Таинством.

В наши дни, после долгих десятилетий безбожия, огласительные беседы вновь стали обязательными. Во время таких встреч священник знакомиться с крещаемым человеком, родителями и будущими крестными. Он выясняет мотивы, которые побудили принять Православие. Батюшка объясняет что такое грех, как должна быть построена жизнь верующего человека, в чем заключается Крещение и как оно проводится. На второй беседе чаще всего разбирается “Символ веры”, читаются важные отрывки Евангелия. Тем самым священник разъясняет суть православного вероучения. Обычно в храмах проводятся 2-3 такие беседы. Но если возникает необходимость, то возможны дополнительные занятия.

Собеседование крестных перед крещением – мнение священников

Иерей Вадим Духанин:

“Когда человек не желает послушать в храме беседы перед крещением, этим самым он показывает, что и после крещения его уже никто в храме не увидит. Он относится к Таинству как к сложившемуся обычаю или какому-то защитительному ритуалу, но не видит в крещении главного – сочетания со Христом – и соответственно не видит необходимости следовать за Господом. Он воспринимает храм как место услуг, поэтому недоумевает, зачем готовиться к принятию услуги, и если услуга выполнена, то зачем вообще задерживаться там. Вспоминаются слова Спасителя: “Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия” (Лк. 9: 62)”.

Протоиерей Павел Гумеров:

“Давайте вспомним, что говорит Евангелие о крещении: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святаго Духа» (Мф. 28: 19). Последовательность такая: вы сначала научите, а потом уже крестите, а не наоборот – сначала крестим всех подряд, а потом уже будем учить. И дело не в том, потеряем мы или нет каких-то людей, – важно не количество крестившихся, а их «качество». Думается, что из тех, кто пришел в Церковь в 1990-е годы, когда после празднования 1000-летия Крещения Руси был духовный подъем, когда открывались храмы, когда, бывало, крестилось по 150 человек в день, многие ушли.

Конечно, тогда просто невозможно было проводить катехизацию: мы на подъеме людей принимали. Но если бы проводилась такая же серьезная катехизация, которую ввел патриарх Кирилл: не меньше двух бесед перед крещением, то, думаю, сейчас бы в Церкви было больше людей даже количественно и не было бы такого, что люди хотят пройти обряд раскрещивания, срывают с себя кресты, объявляют себя атеистами. Конечно, сейчас сложно говорить об ошибках, возможно, допущенных тогда, но то, что не было вообще никакой катехизации или она проводилась в виде одной беседы батюшки перед толпой жаждущих принять крещение, это очень большой пробел”.

Источник

Методическое пособие катехизаторам для проведения огласительных бесед перед принятием Таинства Крещения — священник Стефан Нохрин

Ни для кого не сек­рет, что нынеш­нее состо­я­ние Церкви можно оха­рак­те­ри­зо­вать слож­ным про­цес­сом обще­че­ло­ве­че­ского раз­ви­тия с моди­фи­ци­ро­вав­ши­мися, видо­из­ме­нен­ными отно­ше­ни­ями в рели­ги­оз­ной и соци­ально-обще­ствен­ной кар­тине мира.

Оглав­ле­ние

Катехизация: понятие, цели, задачи

Ни для кого не сек­рет, что нынеш­нее состо­я­ние Церкви можно оха­рак­те­ри­зо­вать слож­ным про­цес­сом обще­че­ло­ве­че­ского раз­ви­тия с моди­фи­ци­ро­вав­ши­мися, видо­из­ме­нен­ными отно­ше­ни­ями в рели­ги­оз­ной и соци­ально-обще­ствен­ной кар­тине мира. Мы живем в новом для Церкви исто­ри­че­ском вре­мени, когда веко­вая тра­ди­ция гар­мо­нич­ного суще­ство­ва­ния госу­дар­ства и Церкви ушла в про­шлое, и Цер­ковь вынуж­дена исполь­зо­вать совсем новые при­емы для само­опре­де­ле­ния в совре­мен­ном «нехри­сти­ан­ском» мире. В силу раз­лич­ных обще­ствен­ных и поли­ти­че­ских про­цес­сов пра­во­слав­ные тра­ди­ции в нашей стране в боль­шин­стве своем были утрачены.

Сего­дня при­хо­дится кон­ста­ти­ро­вать тот факт, что при­над­леж­ность к Пра­во­слав­ной Церкви, о кото­рой заяв­ляют боль­шин­ство участ­ни­ков социо­ло­ги­че­ских опро­сов в Рос­сии, никак не ска­зы­ва­ется на их жизни. Несмотря на то, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство рос­сиян отно­сят себя к Пра­во­слав­ной Церкви, Пра­во­сла­вие оста­ется в созна­нии боль­шин­ства людей как нечто «наци­о­нально-тра­ди­ци­он­ное». Кре­стив­шись или окре­стив своих детей, чело­век словно отдаёт дань мно­го­ве­ко­вой тра­ди­ции, смутно осо­зна­вая, зачем ему это, соб­ственно говоря, нужно. Дру­гим пово­дом ко Кре­ще­нию может стать жела­ние полу­чить «небес­ную защиту». Как будто, кре­стив­шись, чело­век под­пи­сы­вает одно­сто­рон­ний дого­вор, по кото­рому отныне он может пре­тен­до­вать на «высо­кое покро­ви­тель­ство», даже не зада­ва­ясь вопро­сом, а что эти отно­ше­ния будут тре­бо­вать от него? Но этот дого­вор – завет, заклю­чён кро­вью Хри­ста. И мы кре­стимся в образ Его смерти ( Рим. 6, 3 ).

У боль­шого числа веру­ю­щих наблю­да­ется низ­кий уро­вень зна­ний о хри­сти­ан­ской вере и Церкви, кото­рый зача­стую под­ме­ня­ется обря­до­вой сто­ро­ной при отсут­ствии ори­ен­та­ции на нрав­ствен­ную и духов­ную жизнь. А также насущ­ной стала про­блема рас­про­стра­не­ния потре­би­тель­ского взгляда на Цер­ковь, пре­вра­ще­ние отно­ше­ния при­хо­дя­щих в храм людей в финан­со­вые, товарно-рыноч­ные: при­ня­тие Таинств или испол­не­ние цер­ков­ных треб мыс­лится в рам­ках «поку­па­тель-про­да­вец». Из 72% людей в Рос­сии, назы­ва­ю­щих себя пра­во­слав­ными, лишь 55% верят в Бога (!), 62% не при­ча­ща­ются, регу­лярно в Бого­слу­же­нии участ­вует менее 10%: более поло­вины бывают в хра­мах лишь два­жды в год – на Рож­де­ство Хри­стово и Пасху. Менее 1/3 пра­во­слав­ных гово­рят с детьми на рели­ги­оз­ные темы.

Именно поэтому наша задача сего­дня — помочь уве­ро­вав­шим в Бога осмыс­ленно войти в жизнь Церкви. «Сего­дня завер­ша­ется пер­во­на­чаль­ный этап цер­ков­ного воз­рож­де­ния, на кото­ром глав­ное вни­ма­ние было уде­лено вос­ста­нов­ле­нию ста­рых и откры­тию новых хра­мов, мона­сты­рей, духов­ных школ. Мы всту­паем в новую эпоху, когда от коли­че­ствен­ного роста необ­хо­димо перейти к каче­ствен­ному, когда основ­ное вни­ма­ние должно быть уде­лено вос­со­зда­нию чело­ве­че­ской души. Глав­ная и неиз­мен­ная забота Церкви – спа­се­ние людей, не только посто­ян­ных при­хо­жан, но и тех, кто ищет свой путь к Богу. Нужно, чтобы каж­дый при­шед­ший в храм почув­ство­вал себя в род­ной среде, ощу­тил любовь и заботу свя­щен­но­слу­жи­те­лей и мирян». (Юби­лей­ный архи­ерей­ский собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. Посла­ние бого­лю­би­вым пас­ты­рям, чест­ному ино­че­ству и всем вер­ным чадам Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви).

Важно понять, что же сего­дня могут пред­ло­жить пра­во­слав­ные хри­сти­ане совре­мен­ному обще­ству и чело­веку, имея за пле­чами два­дца­ти­лет­ний опыт воз­рож­де­ния цер­ков­ной жизни в нашей стране и сосед­них госу­дар­ствах и 2000-лет­ний опыт цер­ков­ной тра­ди­ции. Особо важно опре­де­лить общие прин­ципы воцер­ко­в­ле­ния, осмыс­лить этот про­цесс мето­до­ло­ги­че­ски, опре­де­лить жела­е­мые цели, задачи и место цер­ков­ного вос­пи­та­ния в жизни совре­мен­ной Церкви. Необ­хо­димо также объ­ек­тивно оце­нить тот потен­циал, кото­рым мы рас­по­ла­гаем. Мы выде­ляем именно кате­хи­за­тор­ское слу­же­ние как дея­тель­ность, направ­лен­ную на воцер­ко­в­ле­ние как вве­де­ние чело­века через огла­ше­ние и Кре­ще­ние в лоно свя­той Церкви, и даль­ней­шее при­об­ще­ние ко всем сфе­рам цер­ковно-общин­ной жизни. Кате­хи­за­тор­ская дея­тель­ность заклю­ча­ется пре­иму­ще­ственно в том, чтобы пре­по­да­вать пред­мет­ное содер­жа­ние цер­ков­ного веро­уче­ния, при­об­щать чело­века к опыту молитвы – как цер­ков­ной, так и домаш­ней, а также помочь ему при­ве­сти свою жизнь в норму хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти и этики.

Итак, говоря о назна­че­нии кате­хи­за­тор­ской дея­тель­но­сти, опре­де­лим само поня­тие, а так же цели и задачи катехизации.

Кате­хи­за­ция (от греч. слова кате­хи­зис – κατήχησις – поуче­ние, настав­ле­ние) – сов­мест­ная дея­тель­ность начи­на­ю­щего хри­сти­а­нина и пред­ста­ви­теля Церкви, направ­лен­ная на пол­но­цен­ное вхож­де­ние ново­на­чаль­ного в цер­ков­ную жизнь.

Целью кате­хи­за­ции явля­ется воцер­ко­в­ле­ние – то есть при­об­ще­ние людей к пол­но­цен­ной цер­ков­ной и хри­сти­ан­ской жизни. Под воцер­ко­в­ле­нием под­ра­зу­ме­ва­ется не набор зна­ний и раз­лич­ных внеш­них цер­ков­ных дей­ствий, а реаль­ное пре­об­ра­же­ние духа, нрава, отно­ше­ний и образа жизни чело­века сооб­разно Еван­гель­скому образу Лич­но­сти Иисуса Хри­ста. Воцер­ко­вить — зна­чит вве­сти чело­века в орга­низм, в тело Церкви, помочь обре­сти нрав­ствен­ные и духов­ные связи с осталь­ными чле­нами цер­ков­ной общины, сде­латься хри­сто­выми по сво­ему духу, харак­теру, образу жизни, отно­ше­ниям, и через это — стать живым чле­ном бого­че­ло­ве­че­ского орга­низма Хри­сто­вой Церкви.

Пол­но­цен­ная кате­хи­за­ция может про­во­диться в основ­ном по отно­ше­нию ко взрос­лым нево­цер­ко­в­лен­ным людям вне зави­си­мо­сти того, были они кре­щены или нет.

Исходя из целей, опре­де­лим основ­ные задачи катехизации:

1. Обес­пе­че­ние при­ня­тия огла­ша­е­мым Еван­ге­лия в каче­стве жиз­нен­ного ориентира.

2. Обес­пе­че­ние при­ня­тия огла­ша­е­мым Свя­щен­ного Пре­да­ния Пра­во­слав­ной Церкви:

2.1. Таин­ствен­ной и сакра­мен­таль­ной жизни Церкви.

2.2. Дог­ма­ти­че­ского уче­ния Церкви.

2.3. Нрав­ствен­ного уче­ния Церкви.

2.4. Обре­те­ние лич­ного молит­венно-аске­ти­че­ского опыта, соглас­ного с молит­венно-аске­ти­че­ским опы­том Церкви.

2.5. При­ня­тие иерар­хи­че­ского и адми­ни­стра­тив­ного устрой­ства Церкви.

2.6. Зна­ком­ство с кано­ни­че­скими и дис­ци­пли­нар­ными нор­мами цер­ков­ной жизни.

2.7. Обре­те­ние своей роли и слу­же­ния в Церкви, осо­зна­ние сте­пени лич­ной ответ­ствен­но­сти за Цер­ковь.

Резуль­та­том кате­хи­за­ции дол­жен стать при­ход чело­века в храм для осо­знан­ного при­ня­тия Таин­ства Кре­ще­ния. Важ­ней­шим пока­за­те­лем готов­но­сти к Кре­ще­нию явля­ется пони­ма­ние основ духов­ной жизни, выра­жен­ное в кон­крет­ных зна­ниях, опыте молитвы и исправ­ле­нии своей жизни в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ными импе­ра­ти­вами Пра­во­сла­вия. Жизнь чело­века в Церкви, согласно запо­ве­дям Хри­ста, все­гда охва­ты­вает все его суще­ство­ва­ние и не может быть фраг­мен­тар­ной, то есть не может быть каким-то част­ным делом, на испол­не­ние кото­рого отво­дятся опре­де­лен­ные часы или дни. Чело­веку важно дать понять, что хри­сти­а­нин не может отде­лить свою семей­ную жизнь, обще­ствен­ную или про­фес­си­о­наль­ную дея­тель­ность от духов­ного и нрав­ствен­ного аспекта еван­гель­ской веры. Но вера чело­века и его жизнь в Церкви могут быть нару­шены из-за столк­но­ве­ния с иными стан­дар­тами и нор­мами жизни, дру­гими кате­го­ри­ями мыш­ле­ния и сте­рео­ти­пами, кото­рые так интен­сивно навя­зы­ва­ются совре­мен­ным обще­ством сего­дня. Поэтому имеет смысл гово­рить о фор­ми­ро­ва­нии пра­во­слав­ного миро­воз­зре­ния при вхож­де­нии чело­века в Цер­ковь, спо­соб­ного под­дер­жать и помочь ему в сле­до­ва­нии избран­ным непре­хо­дя­щим цен­но­стям и целям.

Конечно, воз­дей­ствие на чело­века с целью его вос­пи­та­ния и духов­ного воз­рас­та­ния есть поня­тие педа­го­гики, а точ­нее опре­де­ля­ется поня­ти­ями педа­го­гики веры, на кото­рых и осно­вы­ва­ется кате­хи­за­ция. В педа­го­гике веры могут и должны при­ме­няться основы общей педа­го­гики. Любой педа­го­ги­че­ский метод поле­зен при кате­хи­за­ции настолько, насколько он помо­гает пере­даче веры и искус­ству вос­пи­та­ния в ней.

В кате­хи­за­ции необ­хо­димо учи­ты­вать инди­ви­ду­аль­ность каж­дого чело­века, уни­каль­ность и обсто­я­тель­ства его жизни. Воцер­ко­в­ле­ние может быть постро­ено только на осно­ва­нии искрен­них, дове­ри­тель­ных отно­ше­ний с людьми в форме диа­лога. Мы должны учиться видеть чело­века, дове­рять ему и пони­мать, что про­ис­хо­дит в нем.

Необ­хо­димо также учи­ты­вать основ­ные прин­ципы катехизации:

1. Лич­ност­ность. Этот прин­цип пред­по­ла­гает, что все, что чело­век узнает во время кате­хи­за­ции, отно­сится лично к его жизни, либо к жизни чело­века, кото­рый нахо­дится рядом, т. е. вхо­дит в огла­си­тель­ную группу. В про­тив­ном слу­чае все может вылиться в пустое тео­ре­ти­зи­ро­ва­ние: можно пре­красно пого­во­рить за чашеч­кой чая, но это ни к чему не будет обязывать.

2. Из этого про­ис­те­кает прин­цип после­до­ва­тель­но­сти. Необ­хо­димо предо­став­лять чело­веку инфор­ма­цию о вере в пра­виль­ной после­до­ва­тель­но­сти: от про­стого к слож­ному. Тогда усво­е­ние мате­ри­ала идет легко и есте­ственно. В слу­чае нару­ше­ния этого прин­ципа слиш­ком слож­ные поня­тия не усва­и­ва­ются, поэтому при­хо­дится воз­вра­щаться к более про­стому мате­ри­алу, что сби­вает логику про­цесса, лишает его систе­ма­тич­но­сти и при­во­дит к неэф­фек­тив­ному исполь­зо­ва­нию времени.

3. Посиль­ность. Этот прин­цип взят из педа­го­гики. Если изла­га­е­мый мате­риал слиш­ком сло­жен, то обу­ча­е­мый быстро это пони­мает и пере­стает даже пытаться его усво­ить. Если же мате­риал, наобо­рот, слиш­ком лег­кий, то обу­ча­е­мый теряет к нему инте­рес. Мате­риал дол­жен быть таким, чтобы для его усво­е­ния чело­веку тре­бо­ва­лись опре­де­лен­ные уси­лия, но в то же время это усво­е­ние должно быть воз­мож­ным. В этом слу­чае чело­век заин­те­ре­со­ван, он раз­ви­ва­ется, и огла­ше­ние при­но­сит результаты.

4. Цер­ков­ность. Кате­хи­за­ция – это не про­сто обу­че­ние. Это помощь чело­веку войти в цер­ков­ную жизнь. Поэтому необ­хо­димо соблю­дать баланс трех составляющих:

4.1. Позна­ние веры.

4.2. Молитва – цер­ков­ная и домашняя.

4.3. Исправ­ле­ние жизни в соот­вет­ствии с нрав­ствен­ными импе­ра­ти­вами Православия.

Одним из основ­ных направ­ле­ний кате­хи­за­ции явля­ется огла­ше­ние пред­кре­щаль­ное. Поскольку Кре­ще­ние есть вступ­ле­ние чело­века в Цер­ковь, то оно должно быть осо­знан­ным выбо­ром чело­века. Для этого необ­хо­дима опре­де­лен­ная пред­ва­ри­тель­ная под­го­товка. Но дости­же­ние постав­лен­ных выше целей воз­можно в курсе доста­точно дли­тель­ной кате­хи­за­ции, рас­счи­тан­ной на год или пол­тора. Однако далеко не все при­ходы епар­хии в дан­ный момент готовы вве­сти такой огла­си­тель­ный курс.

Именно поэтому в Хаба­ров­ской епар­хии утвер­ждена про­грамма огла­ше­ния, вклю­ча­ю­щая в себя цикл, состо­я­щий из четы­рех бесед. На осно­ва­нии име­ю­ще­гося опыта мы опре­де­лили, что огла­си­тель­ные беседы целе­со­об­разно про­во­дить каж­дую неделю по одной беседе с назна­че­нием домаш­него зада­ния, чтобы огла­ша­е­мые имели воз­мож­ность полу­чить опыт домаш­ней и цер­ков­ной молитвы, а так же иметь воз­мож­ность укре­питься (или нет) в реше­нии о при­ня­тии кре­ще­ния. Таким обра­зом, весь цикл заня­тий зани­мает один месяц.

Насто­я­щее учебно-мето­ди­че­ское посо­бие явля­ется по сво­ему содер­жа­нию попыт­кой струк­ту­ри­ро­вать и систе­ма­ти­зи­ро­вать опыт, накоп­лен­ный за время работы Отдела кате­хи­за­ции и духов­ного про­све­ще­ния Хаба­ров­ской епар­хии. Есте­ственно, что пред­став­лен­ное посо­бие не спо­собно, да и не ста­вит перед собой целью охва­тить все грани обо­зна­чен­ной темы и мно­го­об­ра­зие накоп­лен­ного опыта.Пособие посвя­щено кон­крет­ной теме:огласительным бесе­дам — его осно­ва­ниям, целям, прин­ци­пам, мето­дам и фор­мам орга­ни­за­ции, про­бле­мам при ее осу­ществ­ле­нии, а также содер­жит мате­риал прак­ти­че­ского харак­тера, кото­рый может при­ме­няться при про­ве­де­нии бесед.

Дан­ное посо­бие реа­ли­зует в основ­ном прак­ти­че­ские цели:

1) фор­ми­ро­ва­ние у кате­хи­за­тора навыка отбора и систе­ма­ти­за­ции бого­слов­ского мате­ри­ала, кото­рый необ­хо­дим для успеш­ного про­ве­де­ния огла­си­тель­ных бесед, а также навы­ков сво­бод­ного вла­де­ния дан­ным зна­ни­ями и спо­соба их изложения;

2) предо­став­ле­ние кате­хи­за­тору поло­жи­тель­ных образ­цов огла­си­тель­ных бесед, опи­ра­ясь на кото­рые, он смо­жет избе­жать оши­бок и сде­лать свои беседы эффек­тив­ными и мак­си­мально полезными.

Исходя из ска­зан­ного, опре­де­лим задачи, сто­я­щие перед катехизатором:

Для эффек­тив­ной кате­хи­за­ции сего­дня необ­хо­димо пом­нить, что совре­мен­ный чело­век отли­ча­ется от чело­века, жив­шего несколько сот лет назад. Поэтому исполь­зуя в огла­си­тель­ных бесе­дах свя­то­оте­че­скую, житий­ную, аске­ти­че­скую или иную духовно-нрав­ствен­ную лите­ра­туру, необ­хо­димо адап­ти­ро­вать поня­тия и язык дан­ных книг на язык, доступ­ный, понят­ный и инте­рес­ный для совре­мен­ного человека.

Сле­дует пони­мать, что кате­хи­за­ция не может стро­иться на жела­нии абстра­ги­ро­ваться от тех про­блем, с кото­рыми стал­ки­ва­ется совре­мен­ный чело­век в своей жизни, напро­тив, она должна оттал­ки­ваться от этих поня­тий. Жела­ние отре­шиться от реаль­ных насущ­ных про­блем, пока­зать иде­а­ли­зи­ро­ван­ную кар­тину чело­ве­че­ской жизни, отсут­ствие готов­но­сти вник­нуть в слож­ные, а ино­гда и тра­ги­че­ские обсто­я­тель­ства жизни пре­вра­щает хри­сти­ан­ство в уто­пию, лишает хри­стиан трез­вен­ного и сми­рен­ного отно­ше­ния к объ­ек­тив­ным труд­но­стям жизни. Поэтому в живом обще­нии нужно руко­вод­ство­ваться не только опре­де­лен­ной инструк­цией, кото­рой, несо­мненно, необ­хо­димо при­дер­жи­ваться, но исхо­дить из ситу­а­ции, помня, что перед нами живые люди.

Метод беседы

Не слу­чайно спо­со­бом или фор­мой огла­ше­ния избраны беседы. Метод беседы — это пси­хо­ло­ги­че­ский вер­бально-ком­му­ни­ка­тив­ный метод, заклю­ча­ю­щийся в веде­нии тема­ти­че­ски направ­лен­ного диа­лога между кате­хи­за­то­ром и оглашаемым.

Суще­ствует два вида беседы:

В нашем слу­чае целе­со­об­разно гово­рить об управ­ля­е­мой беседе, в ходе кото­рой кате­хи­за­тор активно кон­тро­ли­рует тече­ние раз­го­вора, под­дер­жи­вает ход беседы, уста­нав­ли­вает эмо­ци­о­наль­ный кон­такт с оглашаемыми.

В этом слу­чае от кате­хи­за­тора тре­бу­ется нали­чие навыка вер­баль­ной и невер­баль­ной ком­му­ни­ка­ции. Любая беседа начи­на­ется с уста­нов­ле­ния кон­такта между кате­хи­за­то­ром и огла­ша­е­мым. Важ­ней­шим навы­ком кате­хи­за­тора в ситу­а­ции беседы явля­ется уме­ние уста­нав­ли­вать и под­дер­жи­вать кон­такт, чтобы избе­жать кон­фликт­ных вер­баль­ных и невер­баль­ных вли­я­ний на огла­ша­е­мых, кото­рые могут спо­соб­ство­вать актив­ному изме­не­нию их реак­ции. К раз­ру­ше­нию кон­такта с огла­ша­е­мыми могут при­ве­сти неосто­рож­ные выска­зы­ва­ния со сто­роны кате­хи­за­тора, выпол­нен­ные, напри­мер, в форме при­ка­зов, угроз, нра­во­уче­ний, сове­тов, обви­не­ний, оце­ноч­ных суж­де­ний каса­тельно ска­зан­ного оглашаемым.

Воз­мож­но­сти беседы как диа­лога — инстру­мента встречи чело­века с чело­ве­ком — свя­заны, в част­но­сти, с широ­той выбора типа беседы в спек­тре от «пол­но­стью кон­тро­ли­ру­е­мой» до «прак­ти­че­ски сво­бод­ной». Но любая беседа пред­по­ла­гает нали­чие плана, стра­те­гии и про­граммы, опре­де­ля­е­мые ито­го­вой целью.

Было бы ошиб­кой счи­тать, что беседа — самый лег­кий для при­ме­не­ния метод. Искус­ство исполь­зо­ва­ния этого метода состоит в том, чтобы знать, как спра­ши­вать, какие зада­вать вопросы, как убе­диться в том, что можно верить полу­чен­ным отве­там. Очень важно, чтобы беседа не пре­вра­ща­лась в допрос, поскольку ее эффек­тив­ность в этом слу­чае очень низка.

Струк­тура беседы

Несмотря на оче­вид­ное мно­го­об­ра­зие типов, любая беседа имеет ряд посто­ян­ных струк­тур­ных бло­ков, после­до­ва­тель­ное дви­же­ние по кото­рым обес­пе­чи­вает ей пол­ную целостность.

Конечно, опи­сан­ные этапы беседы не имеют жест­ких гра­ниц. Пере­ходы между ними явля­ются посте­пен­ными и плав­ными. Однако «пере­ска­ки­ва­ние» через отдель­ные фазы беседы может при­ве­сти к нару­ше­нию про­цесса общения.

Тема­ти­че­ское пла­ни­ро­ва­ние огла­си­тель­ных бесед

Отде­лом кате­хи­за­ции и духов­ного про­све­ще­ния Хаба­ров­ской епар­хии уста­нов­лены сле­ду­ю­щие темы и поря­док про­ве­де­ния бесед:

Темы
1Запо­веди Божиипро­во­дится кате­хи­за­то­ром прихода
2Таин­ство Покаянияпро­во­дится кате­хи­за­то­ром прихода
3Таин­ство Крещенияпро­во­дится кате­хи­за­то­ром прихода
4Заклю­чи­тель­ное собе­се­до­ва­ние, «испо­ве­даль­ная беседа»осу­ществ­ляет свя­щен­ник, кото­рый при­ни­мает реше­ние о готов­но­сти огла­шен­ного ко Крещению
Раз­делы занятиявремя
1При­вет­ствие3 мин.
2Про­верка домаш­него задания5 мин.
3Поста­новка проблемы5–10 мин.
4Основ­ная часть беседы50–60 мин.
5Под­ве­де­ние итогов5 мин.
6Домаш­нее задание5 мин.
7Ответы на вопросы10–15 мин.

Тематический план огласительных бесед

Беседа 1. Тема: Заповеди Божии

Начало: наме­ре­ние кре­ститься, его осо­знан­ность. Если чело­век при­шел в Цер­ковь кре­ститься, зна­чит, он хочет узнать, что Цер­ковь может рас­ска­зать ему о Боге.

Основ­ная мысль. Бог Тво­рец мира с его зако­нами. Сход­ство физи­че­ских и духов­ных законов.

Напри­мер: закон все­мир­ного тяго­те­ния. Счи­та­ясь с этим зако­ном, чело­век нико­гда не вый­дет из окна 10го этажа, потому, как неиз­бежно упа­дет вниз и разо­бьется. Или, сле­дуя зако­нам тер­мо­ди­на­мики, нико­гда не схва­тится за рас­ка­лен­ную ско­во­родку: ведь это при­ве­дет к ожогу. Это физи­че­ские, есте­ствен­ные законы, кото­рые зна­комы людям, и с помо­щью кото­рых они создают машины, аппа­ра­туру, хими­че­ские сред­ства, лекар­ства раз­лич­ные блага циви­ли­за­ции. Но есть и духов­ные законы, кото­рые для нас не оче­видны, и незна­ние этих зако­ном и их неис­пол­не­ние ведет к тем же послед­ствиям, только в духов­ном смысле, поскольку чело­век есть суще­ство не только физи­че­ское, но и духов­ное. Чело­век, нару­ша­ю­щий духов­ные законы, стра­дает. Но как чело­веку узнать об этих зако­нах, где их найти? (Вопрос, пред­по­ла­га­ю­щий ответ огла­ша­е­мых). Ответ: в Свя­щен­ном Писа­нии. В Кни­гах Исход и Вто­ро­за­ко­ние изло­жены всем извест­ные 10 заповедей.

(Пер­вые 4 запо­веди регу­ли­руют отно­ше­ния: «чело­век — Бог»).

(Осталь­ные 6 запо­ве­дей уста­нав­ли­вают отно­ше­ния: «чело­век — человек»).

Выводы по беседе. Ответ на вопрос: а зачем нам все же нужны запо­веди? В самом про­стом пони­ма­нии, жизнь по запо­ве­дям делает наше суще­ство­ва­ние осо­знан­ным и радост­ным. При этом нужно пони­мать, что при­ни­мает это реше­ние (жить по запо­ве­дям или нет) чело­век самостоятельно.

Домаш­нее задание:

Беседа 2. Тема: Покаяние и исповедь

Начало: необ­хо­ди­мость выпол­не­ния домаш­него зада­ния, поже­ла­ние не при­сту­пать ко вто­рой беседе без этого.

Основ­ная мысль: про­ана­ли­зи­ро­вав запо­веди, мы видим, что все мы люди греш­ные. Если под­хо­дить по спра­вед­ли­во­сти, то мы должны гореть в аду. Осо­зна­ние того, что чело­век повре­жден гре­хом, а, сле­до­ва­тельно, зем­ная, чело­ве­че­ская спра­вед­ли­вость несо­вер­шенна, при­во­дит к пони­ма­нию совер­шен­но­сти спра­вед­ли­во­сти Боже­ствен­ной. В Биб­лии ска­зано, что Бог есть Любовь. Таким обра­зом, спра­вед­ли­вость Божия в Любви, и Гос­подь не ищет, за что бы нас нака­зать, а то, за что Он смо­жет нас оправ­дать. У Бога милость выше спра­вед­ли­во­сти. Если Он видит, что чело­век готов меняться, осо­зна­вая свои грехи, то будет помо­гать, потому как исправ­ле­ние чело­ве­че­ской при­роды угодно Богу.

Часто люди задают вопрос: «А зачем мне вообще нужна испо­ведь? Тем более испо­ведь в храме? Ведь это можно сде­лать и дома?». Подобно тому, как мы смы­ваем телес­ную грязь, мы должны пом­нить и о «грязи душев­ной», т е о гре­хах, кото­рые можно «смыть» (очи­стить) только на испо­веди или Таин­стве Пока­я­ния. Через Испо­ведь воз­вра­ща­ется та чистота, кото­рая была утра­чена из-за наших гре­хов. Испо­ведь это вели­кая Божия милость к сла­бому и склон­ному к паде­нию и ко греху чело­ве­че­ству. Это «доступ­ное всем сред­ство», кото­рое ведет к спа­се­нию души, посто­янно впа­да­ю­щей в пре­гре­ше­ния. Искрен­няя испо­ведь при­но­сит не только про­ще­ние гре­хов, но и пол­ноту духов­ного здо­ро­вья: вос­ста­нав­ли­вает спо­кой­ствие сове­сти и мир души, ослаб­ляет пороч­ные наклон­но­сти и стра­сти, удер­жи­вает от новых гре­хов. Этим Таин­ством вос­ста­нав­ли­ва­ется состо­я­ние, полу­чен­ное в Кре­ще­нии. Что каса­ется при­сут­ствия свя­щен­но­слу­жи­теля, скажу, что при­ходя на испо­ведь, каются не перед свя­щен­ни­ком. Будучи сам чело­ве­ком греш­ным, свя­щен­ник только сви­де­тель, посред­ник в Таин­стве, а истин­ным Тай­но­со­вер­ши­те­лем явля­ется Гос­подь Бог. Свя­щен­ник — хода­тай перед Гос­по­дом и сви­де­тель того, что бого­уста­нов­лен­ное Таин­ство Испо­веди про­ис­хо­дит закон­ным образом.

В этом и состоит мораль­ный аспект Испо­веди. Несложно пере­чис­лить свои грехи наедине с самим собой перед Все­зна­ю­щим и Неви­ди­мым Богом. А вот откры­тие их в при­сут­ствии посто­рон­него лица – свя­щен­ника, тре­бует нема­лого уси­лия по пре­одо­ле­нию стыда, гор­дыни, при­зна­нию своей гре­хов­но­сти, и это при­во­дит к несрав­ненно более глу­бо­кому и серьез­ному результату.

При­меры:

Из «прак­ти­че­ских навыков»:

Домаш­нее задание:

Беседа 3. Тема: Крещение

Начало: снова необ­хо­ди­мость выпол­не­ния домаш­него зада­ния. Край­няя неже­ла­тель­ность уча­стия в тре­тьей беседе без этого.

Основ­ная мысль: Кре­ще­ние – вступ­ле­ние в Цер­ковь. Кре­ще­ние – это одно из Таинств Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­ром веру­ю­щий при трое­крат­ном погру­же­нии в воду с при­зы­ва­нием имени Пре­свя­той Тро­ицы – Отца и Сына и Свя­того Духа – уми­рает для жизни гре­хов­ной и воз­рож­да­ется Духом Свя­тым для Жизни Веч­ной. Этому дей­ствию есть осно­ва­ние в Свя­щен­ном Писа­нии: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Цар­ствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). Хри­стос гово­рит в Еван­ге­лии: «Кто будет веро­вать и кре­ститься, спа­сен будет; а кто не будет веро­вать, осуж­ден будет» ( Мк. 16, 16 ).

Итак, Кре­ще­ние необ­хо­димо чело­веку для спа­се­ния. Кре­ще­ние – это новое рож­де­ние для духов­ной жизни, в кото­рой чело­век может достичь Цар­ствия Небес­ного. А Таин­ством оно назы­ва­ется потому, что через него таин­ствен­ным, непо­сти­жи­мым для нас обра­зом на кре­ща­е­мого дей­ствует незри­мая спа­си­тель­ная сила Божия бла­го­дать. Как и дру­гие таин­ства, Кре­ще­ние бого­уста­нов­лено. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос, отправ­ляя апо­сто­лов на еван­гель­скую про­по­ведь, научил их кре­стить людей: «Идите, научите все народы, кре­стя их во имя Отца и Сына и Свя­того Духа» ( Мф. 28, 19 ). Кре­стив­шись, чело­век ста­но­вится чле­ном Церкви Хри­сто­вой и отныне может при­сту­пать к осталь­ным цер­ков­ным Таин­ствам. С этим свя­заны неко­то­рые права и обя­зан­но­сти, кото­рые при­об­ре­тает новый член Церкви. Права: участ­во­вать в цер­ков­ной жизни, молиться за себя и свою семью, при­ни­мать обряды. Обя­зан­но­сти: то, что выте­кает и запо­ве­дей, плюс уча­стие в содер­жа­нии храма, исправ­ле­нии недо­стат­ков цер­ков­ной жизни.

Рас­смот­рим более подробно, что про­ис­хо­дит с чело­ве­ком во время Кре­ще­ния и к чему он обя­зы­ва­ется после его при­ня­тия. Совер­ше­нию Кре­ще­ния пред­ше­ствует чин огла­ше­ния, во время кото­рого свя­щен­ник читает запре­ти­тель­ные молитвы, направ­лен­ный про­тив сатаны. В них свя­щен­ник име­нем Божиим запре­щает диа­волу гос­под­ство­вать в сердце кре­ща­ю­ще­гося, про­го­няет его прочь от чело­века. Чело­век наре­ка­ется «ново­из­бран­ным вои­ном Хри­ста Бога нашего».

После этих молитв свя­щен­ник дует на уста кре­ща­е­мого, его лоб и грудь, про­из­нося слова: «Изгони из него (или из нее) вся­кого лука­вого и нечи­стого духа, скры­того и гнез­дя­ще­гося в его сердце…».
Кре­ща­е­мый (или крест­ные роди­тели, если кре­стится мла­де­нец) пово­ра­чи­ва­ется лицом на запад, и свя­щен­ник спрашивает:
Отре­ка­ешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его анге­лов, всего его слу­же­ния и всей его гор­дыни? Кре­ща­е­мый отве­чает: «Отре­ка­юсь». Так повто­ря­ется три­жды. Затем свя­щен­ник так же три­жды спрашивает:
Свя­щен­ник гово­рит: «И дунь, и плюнь на него». Кре­щен­ный дол­жен дунуть и плю­нуть перед собой в знак сво­его пре­зре­ния к сатане. Таким обра­зом кре­ща­е­мый объ­яв­ляет диа­волу войну. Его ору­жием будут пост, молитва, уча­стие в цер­ков­ных Таин­ствах, и прежде всего Таин­стве Евха­ри­стии. Ему пред­стоит сра­жаться со сво­ими стра­стями, злом, кро­ю­щимся в душе.
Награ­дой за победу будет жизнь веч­ная. Пора­же­ние тоже будет веч­ным: оно будет состо­ять в нескон­ча­е­мых муках в пре­ис­под­ней вме­сте с сата­ной и его ангелами.

Однако, сам чело­век нико­гда не смо­жет вести брани с диа­во­лом без союз­ни­че­ства со Хри­стом. Поэтому после объ­яв­ле­ния войны сатане в чине огла­ше­ния сле­дует соче­та­ние со Хри­стом. Свя­щен­ник спра­ши­вает: «Соче­та­ешься ли ты со Хри­стом?». Кре­ща­е­мый отвечает:
«Соче­та­юсь». После этого свя­щен­ник спра­ши­вает: «Соче­тался ли ты со Хри­стом?». Кре­ща­е­мый отве­чает: «Соче­тался». Свя­щен­ник спрашивает:
«И веру­ешь ли Ему?» Кре­ща­е­мый отве­чает: «Верую Ему как Царю и Богу», — и затем читает Сим­вол Веры.

После этого начи­на­ется сам чин Кре­ще­ния. Свя­щен­ник бла­го­слов­ляет воду, в кото­рой кре­ща­е­мому пред­стоит омыть свои грехи. Он три­жды осе­няет ее крест­ным зна­ме­нием, дует на нее, про­из­нося молитву:
«Да сокру­шится под зна­ме­нием образа Тво­его кре­ста все про­тив­ные силы».
Затем еще после неко­то­рых молитв и свя­щен­но­дей­ствий свя­щен­ник пома­зы­вает кре­ща­е­мого мас­лом: лоб, грудь и плечи. Масло — сим­вол мило­сти, и в дан­ном слу­чае мило­сти Божией по отно­ше­нию к каю­ще­муся греш­нику. При пома­за­нии мас­лом также име­ется в виду притча о Доб­ром Сама­ря­нине, рас­ска­зан­ная Спа­си­те­лем. В этой притче Доб­рый Сама­ря­нин, кото­рый был про­об­ра­зом Хри­ста, пома­зал чело­века, «впав­шего в раз­бой­ники», мас­лом, чтобы он исцелился.

Затем, нако­нец, насту­пает самый глав­ный момент – само Крещение.
Свя­щен­ник три­жды погру­жает кре­ща­е­мого в воду со словами:
Кре­ща­ется раб Божий (назы­ва­ется имя) во имя Отца, Аминь (пер­вое погру­же­ние). И Сына, Аминь (вто­рое погру­же­ние). И Свя­таго Духа, Аминь (тре­тье погружение).

После Кре­ще­ния совер­ша­ется Миро­по­ма­за­ние, кото­рое имеет сле­ду­ю­щий смысл. В день Пяти­де­сят­ницы, как уже было ска­зано выше, на уче­ни­ков Хри­сто­вых сошел Дух Свя­той. Через Миро­по­ма­за­ние Дух Свя­той схо­дит на каж­дого из нас, испол­няя нас силой Божией.
Свя­тое Миро это осо­бым обра­зом при­го­тов­лен­ное масло, кото­рое раз в год освя­ща­ется Пат­ри­ар­хом и затем рас­сы­ла­ется по всем епар­хиям, где архи­ереи раз­дают его свя­щен­ни­кам. Это вели­кая святыня.

Свя­щен­ник пома­зы­вает Свя­тым Миром уже кре­щен­ного чело­века, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Вся­кий раз он повто­ряет слова: «Печать дара Духа Свя­таго. Аминь». Через это свя­щен­но­дей­ствие на чело­века схо­дит Дух Свя­той. Затем чита­ется Свя­щен­ное Писа­ние, еще несколько молитв, и чин Кре­ще­ния можно счи­тать завершенным.

Однако чело­век, выходя из храма, дол­жен пом­нить, что его хри­сти­ан­ская жизнь только начи­на­ется, что он отрекся от сатаны и соче­тался со Хри­стом. Теперь у него должна начаться дру­гая жизнь… Кре­ще­ние есть начало новой жизни. Чело­век дол­жен при­не­сти плоды Кре­ще­ния, а для этого нужен труд: и духов­ный и физический.

Домаш­нее задание:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *