Одобрено проходите в автобусе пишет валидатор что это значит
Терминал сломан, проезд — бесплатный. Что, если не получается оплатить проезд картой?
Если терминал неисправен
По мнению юриста «Европейской юридической службы» Марии Замолоцких, если терминал неисправен, ответственность лежит на перевозчике. Более того, как в Москве, так и в Подмосковье, перевозчик обязан обеспечить корректную работу терминалов для оплаты проезда банковскими и транспортными картами («Тройка», «Стрелка» и т. п.) и иметь такие терминалы во всех транспортных средствах, дополнила Оксана Васильева, к.ю.н., доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ.
У этого требования есть законные основания. Во-первых, Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», согласно которому с 1 июля 2020 года пассажиры обязаны оплачивать проезд с помочью контрольно-кассовой техники. Во-вторых, Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. № 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». В-третьих, локальное Постановление Правительства Московской области от 10.09.2014 № 727/36 и Постановление Правительства Москвы от 02.09.2008 № 797-ПП.
Если валидатор или терминал оплаты не работают, пассажира обязаны везти бесплатно, и никто не может заставить его покинуть салон транспорта или наложить штраф. Аналогично, если у вас нет наличных денег, а терминал неисправен, вы можете ехать бесплатно. Важное условие: на действующей банковской или транспортной карте должна быть достаточная для оплаты проезда сумма, подчеркнула юрист Светлана Петропольская, совладелец юридической фирмы URVISTA.
Доказать (например, контролерам), что терминал не работает, нетрудно. Можно зафиксировать проблему на фото или видео, привлечь в свидетели других пассажиров, у которых тоже не проходила оплата.
Непростые вопросы: Что делать, если валидатор в автобусе не считывает карту
Непростые вопросы: Что делать, если валидатор в автобусе не считывает карту
В Петербурге кондуктор автобуса решила выгнать «безбилетника», не попытавшись разобраться, почему валидатор не считывает оплату проезда с банковской карты пассажира. В таких, казалось бы, рядовых ситуациях, люди делятся на две категории: те, кто будет отстаивать свои права и ругаться с кондуктором, и те, кто выйдут на следующей остановке. «Форпост» попытался разобраться кто прав, кто виноват.
Утром в пятницу, 1 июня петербуржец Максим Уставщиков дождался на остановке «Бульвар Свободы» в Колпино автобуса №327. Как обычно, он решил оплатить проезд картой Сбербанка, однако в этот раз валидатор решил не считывать её и не «взял» с него деньги. Наличных у местного жителя с собой не было.
Со слов пассажира, кондуктор не стала разбираться в ситуации и решила выставить молодого человека за дверь на следующей же остановке.
В беседе с «Форпостом» петербуржец уточнил, что бейджа с именем и фамилией на кондукторе не оказалось, а государственный знак автобуса он, к сожалению, не запомнил.
Местный житель не стал выяснять отношения с сотрудницей автобуса и портить себе настроение, но неприятный осадок остался.
Член петербургской коллегии адвокатов Данил Степочкин рассказал, что перевозчик сам определяет должностные обязанности кондуктора.
Подобные случаи происходили не только в Петербурге. Часто контролёры высаживают «безбилетников»-детей. Например, в ноябре 2016 года в Челябинске и Екатеринбурге кондукторы не разрешили школьникам доехать до нужной им остановки. Выяснилось, что девятилетняя девочка потеряла свой школьный проездной, а у 10-летнего мальчика не нашлось нужной суммы. Так, в мороз детям пришлось добираться до дома пешком.
В Уголовном кодексе РФ есть 238 статья (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей), под которую такие кондукторы попадают. Однако не всегда эта статья применима.
Пока в российском законодательстве нет чёткого определения, кто прав, а кто виноват в ситуации с «безбилетниками», некая вольность кондукторов «хочу и ворочу» будет присутствовать. Ну а как разрешится ситуация с петербургским «зайцем», ещё предстоит выяснить.
Газета «Речь»
«Еду утром на работу в автобусе с валидатором. Проезд оплатил сразу. А тут контролер. Прикладываю свою карту к устройству контролера — подтверждения оплаты нет. Как быть?» — спрашивает «Речь» наш читатель Валерий. Давайте разбираться.
Прежде ситуация, в которой может оказаться каждый из нас.
— На работу я еду из Заречья в город. Из дому выхожу рано, мне к восьми утра на работу. Чаще всего езжу на автобусе № 31. Здесь проблем нет: кондуктор берет деньги за проезд, выдает мне билет. Я расплачиваюсь банковской картой «Мир», — рассказывает «Речи» Валерий. — А тут как-то сел на автобус № 2, он с валидатором. Прикладываю карту, валидатор громко оповещает: «Проезд оплачен». Я со спокойной совестью еду дальше. Через несколько остановок в автобус заходит контролер. Прикладываю к терминалу контролера свою банковскую карту, а терминал не подтверждает оплаты. Сообщение из банка онлайн еще не пришло. Объясняю контролеру, что проезд оплачен, — он мне верит. Но через две остановки уже на Советском проспекте заходит еще один контролер. Повторяется та же история. Объясняю контролеру, что проезд мною оплачен. Он мне верит. Вот самому мне не очень приятно каждый раз убеждать проверяющих в том, что я законопослушный гражданин, проезд оплачиваю, не медля ни минуты. Как быть в такой ситуации?
Так что же произошло: контролер поверил на слово пассажиру?
— Нет, скорее всего контролер убедился в том, что проезд оплачен, — говорит «Речи» Ирина, оператор «Электротранса». — Как действует контролер? Он заходит в автобус или трамвай, прикладывает свой терминал к валидатору и получает информацию об оплате проезда пассажирами этого автобуса. Далее контролер идет по салону и проверяет факт оплаты проезда: прикладывал пассажир свою банковскую карту к валидатору или нет. Контролер не проверяет, дошли деньги или не дошли.
Как объяснила Ирина, плату за проезд в автобусе или в трамвае могут снять не моментально, а через некоторое время: снятие денежных средств с банковской карты может произойти через несколько минут, часов или даже несколько дней. Оплата в транспорте происходит не как в магазине — на кассе расплатился, деньги с карточки сняли моментально. В автобусе сначала выходит чек, если есть кондуктор, или фиксация оплаты, если есть валидатор. Потом идет запрос денежных средств и только потом уже их списание.
Вы прикладываете свою карту к терминалу контролера, и он видит: зафиксирован факт оплаты или нет.
Могут ли высадить из автобуса, если не прошла оплата по карте?
Разбираемся, что делать, если вы можете заплатить за проезд только банковской картой, но она не читается.
Оплачивая проезд банковской картой, вы соглашаетесь с условиями договора оферты с ООО «Электронный проездной». Согласно условиям оказания услуги, «Электронный проездной» не гарантирует оплату услуг проезда с использованием карты, так как выдача и проверка банковских карт производится банками. То есть перед посадкой в автобус или троллейбус пассажир должен сам убедиться в исправности карты и наличии на счёте суммы, достаточной для оплаты проезда.
Согласно п. 5.12 договора оферты, в случае возникновения вопросов по работе банковской карты при безналичной оплате проезда обращаться нужно в банк.
Порядок оплаты проезда в общественном транспорте регулируют «Правила пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове». Согласно ст. 4.9., при невозможности оплатить проезд по требованию кондуктора пассажир обязан покинуть салон автобуса или троллейбуса. Обязанность по осуществлению транзакции закреплена именно за пассажиром, а не за кондуктором. Кондуктор должен лишь потребовать оплату, обеспечить продажу билетов до следующей остановки и выдать билет. В случае неоплаты он имеет правопредложить пассажиру покинуть салон автобуса (троллейбуса) на следующей остановке, не нарушая установленный график движения по маршруту. Грубо говоря, насильно вытолкать безбилетника из автобуса или троллейбуса кондуктор не может. Предполагается, что «заяц» самостоятельно покинет салон по его требованию. Напомним, что штраф за безбилетный проезд составляет 200 рублей.
Почему пришла SMS за поездку, если карта не считалась?
Как поясняют в ООО «Электронный проездной», списание денег с карты происходит не в момент её контакта с терминалом кондуктора, а по истечении некоторого времени после закрытия рейса. Так как валидаторы (устройство для проверки документов на электронных носителях) работают не в режиме онлайн, выгрузка транзакций происходит, когда автобус или троллейбус находится на конечной остановке или в парке по окончании рабочей смены, когда есть возможность подключиться к интернету. Если к банковской карте подключено SMS-информирование, то сообщения о списании будут приходить с задержкой до нескольких часов или даже суток. Причём очерёдность списания и отправка уведомлений не обязательно происходит в той же хронологии, в которой совершались поездки. Так что если вы в течение 1-2 часов после поездки получили SMS о списании средств, то это не значит, что это сведения о только что совершённой поездке.
Информацию об оплаченных поездках можно проверить через личный кабинет пользователя системой оплаты проезда банковской картой. В нём отображаются сведения обо всех поездках, оплаченных с помощью данной карты, в том числе информация о маршруте и времени поездки. Таком образом можно сверить свои SMS со списком оплаченных поездок и понять, не списали ли с карты лишние деньги.
Моя карта работает, но я не могу оплатить проезд. Почему?
Вероятно, ваша карта попала в банковский блок-лист. Бывают случаи, когда карта была использована для проезда, пассажир получил билет, но списание средств не произошло (не хватает денег на карте, банк заблокировал операции, технические проблемы в банке при выполнении запроса на списание средств). Тогда по этой карте образуется задолженность и она автоматически попадает в банковский стоп-лист. До погашения задолженности расплатиться ею за проезд будет невозможно.
Приведём пример. Допустим, пассажир оплатил поездку картой, а потом пошёл за покупками в магазин и потратил все деньги. Списание денег за поездку произойдёт через несколько часов после этого. В итоге образуется задолженность и карта попадёт в блок-лист. Пассажир уже не сможет расплатиться ею в транспорте, пока не погасит задолженность за проезд. При этом карта будет в исправном состоянии и пассажир сможет продолжать ею пользоваться для других целей. То есть стоп-лист распространяется только на оплату проезда. Погасить задолженность можно, пополнив карту, либо через личный кабинет. После этого придёт SMS о списании денег за поездку, из-за неоплаты которой пассажир попал в стоп-лист.
Как ещё можно оплатить проезд без налички?
На случай, если карта не будет читаться (не по причине задолженности), а наличных денег в кошельке не окажется, можно использовать для безналичной оплаты смартфон. Бесконтактная технология оплаты есть в большинстве современных моделей. Также можно купить пополняемую транспортную карту (кондукторы в соцсетях отмечают, что с ней сбоев не бывает) или электронный браслет. Правда, по браслетам у пассажиров тоже бывают нарекания.
Коротко о главном:
Оплачивая проезд банковской картой, вы соглашаетесь на условия договоры оферты с ООО «Электронный проездной». Он не гарантирует оплату услуг проезда с использованием карты;
Если валидатор никак не реагирует на прикладывание карты, вероятно, на ней есть механические повреждения. Также карта может находится в банковском стоп-листе из-за неоплаты предыдущей поездки. Карта при этом остаётся активной, ею нельзя расплатиться только за проезд. В этом случае необходимо погасить задолженность за предыдущую поездку, пополнив карту;
Если не получается оплатить проезд картой, а наличных денег у вас нет, кондуктор имеет право попросить безбилетника покинуть транспорт. Пассажир без билета обязан это сделать в соответствии с «Правилами пользования автобусами и троллейбусами в городе Кирове»
SMS о списании денег за поездку приходит не сразу после оплаты, а после завершения рейса автобуса или троллейбуса. Так что если SMS пришло сразу после поездки или во время неё, это не значит, что деньги списались за текущую поездку в транспорте. Проверить, не списаны ли у вас «лишние» средства при оплате проезда картой можно по ссылке.
Как валидаторы в транспорте снимают деньги с банковских карт
«Умная система» оплаты проезда в общественном транспорте оказалась опасной для владельцев бесконтактных банковских карт. Если в зону действия «умного» автобусного валидатора случайно попадает «умная» банковская NFC-карта, с нее автоматически, без спроса, могут списаться деньги за проезд. И может быть даже – все так устроено не случайно.
Деньги уходят, не спросившись
Началось всё с пустяковой истории. Петербурженка Марина Валерьевна Р. обнаружила, что со счета ее новой банковской карты исчезли 40 рублей.
– Вдруг прилетела СМС об оплате 40 рублей «Пассажиравтотрансу». А я не платила! В транспорте я пользуюсь льготным проездным, а деньги ушли с карты Visa Сбербанка, – говорит Марина Валерьевна.
Пострадавшая пошла разбираться в Сбербанк, внятного ответа не получила. Банкиры стояли твердо: раз деньги со счета ушли – значит, услуга была получена и оплачена.
В чем дело, Марина Валерьевна разобралась сама. Она хранит все карточки – проездную и банковские – в одном кошельке. Карта Сбербанка изготовлена по NFC-технологии и оснащена бесконтактной системой оплаты PayWave. Такую карту можно просто поднести к терминалу, и деньги (до 1000 рублей) списываются без пин-кода. Очень удобная система, сказали в банке.
Подвохов от удобной технологии Марина Валерьевна не ждала. При входе в автобус поднесла кошелек с проездным к валидатору на поручне. Загорелся сигнал, что проезд оплачен. Оказалось, что заплатила Марина Валерьевна кредитной картой, а не льготным проездным. Хотя, может быть, и с него поездка списалась.
Зона риска – вторая дверь
Этот случай – наверняка не единичный. Многие хранят разные карты в одном кошельке и ездят в автобусах – и, значит, подвергают риску свои банковские счета. За разъяснением мы обратились в Сбербанк. Если коротко, там ответили, что они ни при чем. И переложили ответственность на перевозчика – «Пассажиравтотранс».
«Приоритет списания стоимости поездки при одновременном прикладывании транспортной карты (в данном случае ИЕЛБ) и банковской бесконтактной настраивается перевозчиком («Пассажиравтотранс») и его интегратором (МФ-Тариф). Банк, осуществляющий эквайринг на бортах общественного транспорта СПб, – Газпромбанк. В описанной ситуации, скорее всего, приоритет настроен на банковскую карту, в связи с этим программное обеспечение валидатора сначала обратилась по протоколу доступа к банковской NFC-карте и произвело списание полной суммы поездки. ПАО Сбербанк не является участником данного транспортного решения и не влияет на приоритизацию обращения к транспортной карте или банковской при одновременном прикладывании», – разъяснили в Управлении маркетинга и коммуникаций Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк».
«Город 812» обратился в Комитет по транспорту. Мы спросили, почему валидатор самостоятельно снимает деньги с банковской NFC-карты, а не считывает поездку с льготного проездного билета. Ведь должно быть наоборот: для того и существуют льготные билеты, чтобы оплата проезда была выгодной?
Чиновники проблему не признали. По их словам, валидаторы не рассчитаны на предъявление двух карт одновременно. Эту ситуацию создатели умной системы оплаты проезда не предусмотрели. По их словам, валидатор снимает деньги (или поездки) с той карты, которая первой попадает в зону его действия. Приводим ответ Комитета по транспорту.
«Учитывая пожелания жителей и гостей Санкт-Петербурга в подвижном составе СПб ГУП «Пассажиравтотранс» с 2017 года установлены Банковские Валидаторы, из расчета одно устройство на транспортное средство, расположенное справа при входе во вторую дверь.
На Банковских Валидаторах размещены стикеры, информирующие пассажиров о приеме ими в оплату бесконтактных банковских карт, они отличаются от Считывателей форм-фактором и цветом. Дополнительно данные устройства позволяют принимать в оплату проездные билеты Санкт-Петербурга, оформленные на электронные карты. И Считыватели, и Банковские Валидаторы не рассчитаны на одновременное предъявление пассажиром нескольких карт с оформленными на них проездными билетами, нескольких банковских карт или их сочетания, находящихся в кошельке, сумке и т.п. Алгоритмы работы Считывателей и Банковских Валидаторов разрабатывались с учетом обеспечения минимального времени на обработку оплаты, чтобы не задерживать пассажиров в часы максимального пассажиропотока. В случае внесения в зону действия Банковского Валидатора электронной карты, содержащей проездной билет Санкт-Петербурга, и бесконтактной банковской карты, в первую очередь будет обработана карта, первой попавшая в зону действия», – говорится в ответе чиновников.
В качестве решения проблемы они предлагают «прикладывать непосредственно электронную карту, выбранную в зависимости от способа оплаты». То есть пассажирам следует самостоятельно заботиться о том, чтобы рядом с валидатором не было других карт.
Экранируйте бумажники
Мы спросили программистов – можно ли настроить приоритизацию считывания карт так, чтобы в первую очередь списывались поездки, а не деньги? «Запросто!» – ответили нам.
Но возможна и обратная ситуация.
– Валидаторы можно настроить так, чтобы они списывали и поездки с льготных проездных, и деньги с бесконтактных карт в том случае, если обе карты попали в зону действия, – говорит программист Павел Семенов.
И тогда уже может получиться целая мошенническая схема, в ходе которой перевозчик получает и «живые» деньги с банковских карт, и компенсацию из бюджета за перевезенных льготников. Возможно, прокуратуру Петербурга заинтересует эта потенциально интересная схема.
Как защитить свои деньги на бесконтактной карте? На этот счет есть рекомендация Банка России. ЦБ РФ советует россиянам «использовать специальные экранированные бумажники» и класть карту «в отсек, экранированный фольгой».