Однозонный климат контроль что это такое в машине
Что такое климат контроль в автомобиле
Обеспечение комфортного нахождения водителя и пассажиров в салоне автомобиля является обязательным условием его функционирования. Возможность создания оптимального микроклимата реализована во всех современных автомобилях, которые оборудуются кондиционером или системой климат контроля. В данной статье мы попытаемся разобраться, что такое климат контроль в автомобиле, в чем особенности его работы и принципиальные отличия от штатного кондиционера.
Климат контроль является системой, работа которой направлена на автоматическое поддержание заранее установленного температурного режима в салоне автомобиля в целом или же в определенной его части. Система климат контроля может функционировать как автоматически, так и в зависимости от пользовательских настроек, если необходимо, к примеру, прогреть обледенелое ветровое стекло или же создать первоочередный комфорт в какой-то конкретной зоне салона.
Последние автомобильные разработки характеризуются наличием климат контроля, способного регулировать температуру воздуха салона с учетом степени проникновения солнечных лучей, а также с ориентиром на безопасность климатической системы для здоровья человека.
Как работает климат контроль в автомобиле
Конструктивно система климат контроля автомобиля объединяет в себе следующие элементы: кондиционер, отопительное оборудование, воздушные фильтры, различные датчики. Все эти элементы климатической системы взаимодействуют между собой за счет управляющей электроники, которая активирует необходимое устройство после считывания информации с датчиков.
Движение воздуха, создаваемое климат контролем
Система климат контроля способна регулировать объем подаваемого в определенную часть салона воздуха, ориентируясь на показания каждого отдельного датчика. Если фактическая температура воздуха превышает заданную, начнется работа кондиционера, вырабатывающего холодный воздух. Устройство будет активно до тех пор, пока значение фактической температуры не станет равным установленному пользователем.
В случае отрицательной разницы фактической и заданной температур электроника отдаст сигнал на включение отопительной системы с целью подготовки теплого воздуха.
Необходимо учитывать отсутствие четкого разграничения между работой кондиционера и отопительного устройства. Данные элементы функционируют сообща, подготавливая воздух, который впоследствии смешивается до требуемой общей температуры.
Читайте также: Что такое ЭБУ (Электронный Блок Управления) и как он управляет работой климат контроля и другими системами автомобиля.
Существует автоматический и ручной режимы функционирования климат контроля. В первом случае пользователь задает нужную температуру, а система заботится о качестве и объеме подаваемой в салон автомобиля воздушной массы. В ручном режиме пользователю доступна частичная или полная регулировка узлов, отвечающих за создание микроклимата. Последний может быть полезен в условиях непредвиденной температуры окружающей среды, когда водителю необходимо быстро подогреть (в зимнее время) или охладить (в летний период) салонный воздух.
Интерфейс для управления климат контролем
Что такое однозонный, двухзонный и многозонный климат контроль
Самой простой разновидностью климат контроля является однозонный вариант. Он предусматривает рассредоточение воздуха определенной температуры по всему периметру салона. В данном случае водителю и пассажирам приходится искать компромисс в установлении температурного режима.
Двухзонный климат контроль дает возможность расположенному на переднем сиденье пассажиру устанавливать желаемую температуру воздуха, которая будет отличаться от температуры, установленной в зоне водителя. Отметим существование предела разницы между температурой в водительской и пассажирской зоне (например, если водитель выставил температуру 23 градуса Цельсия, а передний пассажир – 27 градусов, то последующее повышение температуры пассажиром на 1 градус автоматически увеличит температуру в зоне водителя на аналогичное значение). Двухзонный климат контроль является наиболее распространенным видом многозонного климат контроля.
Четырех зонный климат контроль
Отличительной характеристикой трехзонного климат контроля является возможность создания отдельной температуры в зонах водителя и переднего пассажира, а также на заднем ряду сидений.
Установленный в автомобиле четырехзонный климат контроль позволяет регулировать температуру воздуха в каждой четверти салона автомобиля.
Читайте также: Как уменьшить расход бензина при использовании климат контроля или кондиционера.
Принцип работы однозонного и двухзонного климат контролей
Преимущество климат контроля над обычной печкой, пусть даже с кондиционером, неоспоримо. Для комфортного пребывания в автомобиле вам достаточно раз выставить приемлемую для вас температуру, и система в кротчайший срок наберёт её и будет поддерживать на протяжении всей поездки. Всё управление осуществляется электронным блоком, которые принимает информацию с датчиков установленных внутри салона и с уличной стороны и даёт команду на включение отопителя (или кондиционера, в зависимости от погоды за бортом). Далее, электроника регулирует температуру потока и его интенсивность для поддержания заданных значений. Специальные элементы проверяют воздух на наличие в нём вредных примесей, неприятных запахов и повышенной влажности, при обнаружении задействуют фильтрацию и просушку воздуха, входящего в салон, что положительно сказывается на самочувствии пассажиров и на работоспособности водителя.
Если задействовать систему в автоматическом режиме, стёкла в авто не будут запотевать, это сделает поездку более безопасной и комфортной. Но комфортный температурный режим для пассажира и водителя может быть неодинаковым. Для этого автомобили оборудуют системами, позволяющими устанавливать раздельную температуру для водителя и его попутчиков. Существуют одно-, двух-, трёх-, и даже четырёхзонный климат контроли. Чем больше зон имеет салон, тем дороже будет стоимость всего транспортного средства, поскольку для его работы необходимо задействовать больше датчиков и модулей управления.
Однозонный климатический контроль
Это отопление и кондиционирование, заключённое в один блок и управляемое одним модулем. Позволяет производить как ручную настройку, так и настройку в автоматическом режиме. При установке автоматического режима воздушный поток выдувается из дефлекторов и имеет такую температуру, которая позволяет поддерживать заданные значения. При изменении входных параметров блок управления вносит соответствующие изменения, влияющие на температуру потока, чтобы условия в салоне оставались неизменными. Доступен режим рециркуляции воздуха, позволяющий производить забор воздуха не с улицы, а с салона авто, что позволяет значительно быстрее охладить салон. При включённом автоматическом режиме показания в передней части салона и в задней будут разными, что непременно вызовет разногласия между водителем и пассажирами заднего ряда, поскольку для каждого человека понятие «комфортная температура» индивидуальное, сложно подобрать параметры, которые будут идеальными для всех, кто находится в салоне автомобиля. Поэтому в полной мере отгородить водителя от участия в регулировке не получится, что негативно скажется на безопасности дорожного движения.
Двухзонный климат контроль
Это не два отдельных агрегата, а два набора управления одной системой, что позволяет переднему пассажиру установить собственный микроклимат. Данная опция, несомненно, скажется на стоимости автомобиля, но это заметно повысит комфортабельность в салоне авто. Теперь пассажир может выставить комфортные для себя параметры, при этом параметры с водительской стороны останутся неизменными. Это происходит за счёт разделения приборов управления системой и раздельных датчиков для каждой стороны. Некоторые транспортные средства оснащаются трёх- или даже четырёхзонными климат контролями. Эти дополнительные приборы управления предназначены для заднего ряда. Для этого задний ряд оборудован своими воздуховодами и своими датчиками, что позволяет всем устанавливать комфортную для себя температуру. Однако наиболее распространённым является 2-хзонный климат контроль. Обычно он оснащается двумя регуляторами, по одному с каждой стороны блока управления, так, чтобы и водитель и пассажир имели возможность создавать свои микроклиматы.
Некоторые блоки управления оборудуются своими регуляторами скорости вращения вентилятора с возможностью изменения направления воздушного потока. А другие ограничиваются установкой ручки регулятора температуры потока. Естественно, что цена двухзонного климатического контроля значительно выше его предшественника, но он будет большим плюсом к комфорту, если вы передвигаетесь с пассажиром. Также, справедливости ради, стоит отметить, что в автомобиле нет физических перегородок, отделяющих разные зоны. Разница между зонами составляет 3 – 4° С, в зависимости от авто. Но для большинства людей и таких параметров будет достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно.
Большинство новых автомобилей, оборудованных климатической системой, будут иметь как минимум две зоны. При выборе транспортного средства следует учитывать, какое количество людей будет чаще всего ездить в авто. Если пассажиры в автомобиле будут не часто, то переплачивать за дополнительное оборудование нет никакого смысла. Для семейного же автомобиля данная опция будет необходима.
Однозонный климат-контроль
Наконец закрыл тему с упрощенной версией установки климат-контроля вместо кондея. Своим функционалом кондей меня устраивал, но пройденные дооснащения, такие как установка AID и Bolero MIB 2.5, сделали блок выделяющимся на фоне общего вида более приятного и современного интерьера.
Теперь внесу свои пару слов, касаемо данного дооснащения.
Все необходимое неспеша начинал собирать с весны этого года. Начало тому послужил увиденный на барахолке блок климата от Суперба hekspb с белой подсветкой кнопок, а также подогревом лобового (что может послужить дальнейшим оснащением стекла с подогревом).
Список, необходимых, для дооснащения с кондея на климат:
1. Блок климата, их огромное множество, начиная от Октавий (рест/дорест), Супербов, Кодиаков, заканчивая сенсорными от Тигуана.
2. Глянцевая рамка под блок от A7 FL, имеется три вида:
А) 5E0863152F041 самый дешевый вариант с надписью Air Care;
Б) 5E0863152E041 с надписью Air Care;
В) 5E0863152D041 рамка чистый глянец без надписи.
Я выбрал второй вариант, наверное, исходя из наличия.
3. Разъем для блока климата — 1K0972928A (1шт);
4. Пин — N90764701 (20шт);
5. Датчик температуры в дефлектор — 1K0907543E (2шт);
5.1. Разъем к датчику дефлектора — 1J0971972 (2шт);
6. Датчик температуры в ноги — 5Q0907543 (1шт);
6.1. Разъем к датчику в ноги — 5Q0973115 (1шт);
7. Датчик солнечной активности — 5E0907451A (1шт);
7.1. Разъем к датчику солнечной активности — 8E0971833 (1шт);
8. Датчик качества воздуха — 5Q0907643C (1шт);
8.1. Разъем к датчику качества воздуха — 4B0972883A (1шт);
8.2. Уплотнительные резинки — 06A972741D (1шт);
8.3. Клипса крепления датчика качества — 7L0907323 (1шт);
9. Мотор на заслонку лобового стекла — 5Q0907511K (1шт);
9.1. Разъем к мотору — 6Q0972706 (1шт);
9.2. Болты для мотора на лобовое — N10424102 (3шт);
10. Комплект рычагов распределителя воздуха — 5Q0898001A (1шт);
11. Мотор на рециркуляцию — 5Q0907511A (1шт);
12. Датчик дождя/света и влажности — 5Q0955547C (1шт);
13. Изолента — 000979950 (оригинал VAG), либо аналог в автомагазине;
14. 24 метра медных проводов сечением 0.5 мм.
Позиции в списке брал в Автодок, на Авито, Euro Аuto, VAGончик запчастей, а также в барахолке на драйве. Учитывайте, что не все позиции везде имеются и нужно будет поискать.
Все работы проводил с помощью сервиса K25 VAG Center в соседнем г. Новосибирск, ибо в электрике я на Вы. К тому же времени на данную работу тратить не хотелось, поэтому и доверился специалистам. Если у Вас есть время и опыт в автоэлектрике, в частности с перепиновкой разъемов, то намного проще и дешевле сделать все самому.
Поэтому, лично мое мнение: если Вы решили ставить упрощенную версию климата, не заморачивайтесь с рециркуляцией. Просто зафиксируйте рециркуляцию так, чтобы тянуло только с улицы. Сэкономите деньги на моторе, датчике качества воздуха, а также время на установку всего этого. С кондеем, за три года владения ни разу не пользовался рециркуляцией. Когда в машину начинает тянуть неприятный запах с улицы – включать рециркуляцию уже поздно, а при езде по пыльной дороге я могу про это и забыть, фильтр все равно делает свое дело.
Все стальное, помимо темы с рециркуляцией, ставить необходимо.
Что такое двухзонный климат-контроль и в чем его фишка
Как работает двухзонный климат контроль, что это такое в автомобиле? Это система, способная обеспечить индивидуальную температуру в двух разных точках салона, к примеру, возле водительского места и кресла переднего пассажира. Отличается большей сложностью исполнения, но обеспечивает более высокий уровень комфорта. Ниже рассмотрим, что это за устройство, в чем его разница с 1-зонным вариантом, какой принцип действия, плюсы и минусы.
Что такое двухзонный климат контроль
Для дальнейшего пояснения нужно понимать в чем особенности климат контроля 2х зонного, что это такое. Простыми словами, это система, состоящая из блока управления и исполнительных органов, позволяющая создавать индивидуальный микроклимат возле водительского сидения и кресла переднего пассажира. Это возможно, благодаря наличию двух наборов управления единой системой.
Двухзонный климат контроль в автомобиле является наиболее распространенным вариантом, ведь он обеспечивает необходимый уровень комфорта и не приводит к существенному удорожанию транспортного средства (если сравнивать с 3-х или 4-х зонными системами).
Такой вариант подходит для семей, в которых есть дети, или супруги имеют индивидуальные требования к температуре.
Отличие от однозонного
При рассмотрении, чем отличается двухзонный климат контроль от однозонного, необходимо выделить две составляющие:
Как работает
Для понимания вопроса, что означает двухзонный климат контроль, нужно понимать его особенности и принцип работы. Условно аппаратура состоит из двух компонентов:
Теперь кратко рассмотрим, как работает двухзонный климат контроль в автомобиле. Сначала температурные датчики фиксируют ситуацию на улице и в салоне машины. Далее воздушный поток распределяется на два: один направляется к конденсатору, а второй — к радиатору печки. На следующем шаге воздух смешивается для получения нужной температуры и подается в нужные участки автомобиля. Как только датчики фиксируют новые данные внутри салона или на улице, 2-зонное оборудование вносит изменения в свою работу.
Зная, как устроен двухзонный климат контроль в автомобиле, несложно выделить и его основные функции:
С учетом сказанного вопрос, как понять, как работает двухзонный климат контроль, больше не актуален.
Управление осуществляется в двух режимах:
Стоит учесть, что даже при установке разных температур в двух зонах, добиться идеального режима не получится. Воздушные потоки в любом случае будут смешиваться, ведь место водителя и пассажира находятся очень близко друг к другу. Так что погрешность в любом случае будет.
В некоторых автомобилях двухзонный климат контроль организован по-иному принципу. В частности, используются специальные воздуховоды, оборудованные дополнительными датчиками, заслонками и контроллером. В качестве примера можно привести Climatronic от Фольксваген. В задачу системы входит смешивание холодного и горячего потока. При этом охлаждение обеспечивает кондиционер, а основная работа построена на сравнении текущей и установленной температуры.
Плюсы и минусы
Рассмотрев, как работает 2 зонный климат контроль, можно подвести итог и выделить преимущества / недостатки устройства.
Теперь вы знаете, что такое двухзонный климат контроль в автомобиле, как он работает и чем отличается от однозонного. В комментариях поделитесь, какая система установлена в вашей машине, и какие сложности возникают при ее эксплуатации.
1-зонный климат-климат в машине: что это за зверь?
Климат контроль 1 зонный — система кондиционирования, управляемая вручную или работать автоматически, обеспечивающая единый температурный режим в салоне. В отличие от более сложных устройств с несколькими зонами, система распределяет охлажденный воздух по всему периметру авто и не подразумевает создание индивидуального микроклимата в разных участках. Ниже рассмотрим, что это такое, в чем отличия, по какому принципу работает, и какие плюсы / минусы.
Что такое 1 зонный климат контроль
Многие автовладельцы не понимают особенности однозонного климат контроля, что это такое в машине, делают покупку, а потом разочаровываются. На практике 1-зонная система — вариант, когда смонтированная система охватывает весь салон автомобиля без возможности настройки режимов для зоны водителя, переднего и задних пассажиров. Иными словами, люди в салоне вынуждены искать компромиссный вариант, при которой всем будет комфортно.
Чем отличается
Рассматривая, что значит климат контроль 1 зонный, необходимо понимать его отличия от других систем. Как уже отмечалось, это простейшая система, ориентированная на создание одинаковой температуры во всех точках солона. Для сравнения 2-х, 3-х, 4-х зонные устройства позволяют создавать индивидуальный микроклимат в разных точках. К примеру, возле водителя будет одна температура, возле переднего пассажира — другая, у людей сзади — третья и т. д.
С учетом сказанного легко подвести итог, чем отличается климат контроль однозонный от двухзонного. Первый обеспечивает единый микроклимат внутри авто, а второй позволяет настроить две разные зоны с индивидуальной температурой. К примеру, возле водителя и переднего пассажира может быть 20 градусов Цельсия, а сзади, где сидят дети — 23 градуса.
Разница однозонного и двухзонного климат контроля состоит и в конструктивных особенностях. Вторая система сложнее, ведь в ее функции входит создание индивидуальных температурных режимов для разных участков. На этом вопросе мы подробнее остановимся ниже.
Принцип работы
При рассмотрении, что такое однозонный климат контроль в автомобиле, стоит отметить его упрощенную конструкцию. В состав устройства входит:
При этом разница однозонного и двухзонного климат может быть существенной с позиции конструкции. Во втором случае в устройство входит контур хладагента, вентилятор, испаритель, теплообменник, конденсатор и ряд других элементов. Более сложным является и электронное управление, ведь 2 зонный климат контроль настраивается для разных участков.
1 зонный климат контроль может работать в двух вариантах:
В дальнейшем водитель или передний пассажир может увеличивать / повышать градусы, а система «подхватывает» задание и выполняет его путем активизации вентилятора и подачи холодного / теплого воздуха.
Одна из особенностей 1 зонного оборудования — возможность установки режима замкнутой циркуляции. Последний позволяет забирать воздух не с улицы, а с салона машины для более быстрого охлаждения / прогрева салона. При необходимости можно выставить забор потока с улицы.
Стоит отметить, что при включении автоматического режима температуры спереди и сзади будут разными из-за удаленности пассажирской части от дефлекторов. В таком случае водителю и пассажирам придется согласовывать комфортный режим и не рассчитывать на зонный принцип. Для более точной настройки нужно перейти на ручное управление.
Принцип работы климат контроля 1 зоны очень прост. Воздух с улицы попадает в испаритель, где он охлаждается и сушится. После этого он может попасть в печку для нагрева. Решение об охлаждении / нагреве принимается с учетом ряда датчиков:
Блок управления, контролирующий работу 1 зонного устройства, принимает сигналы от датчиков, а на их базе принимает решение о необходимости изменения показателей. К примеру, если на улице и в салоне холодает, к работе подключается отопитель, а при жаркой погоде, наоборот, все усилия направлены на охлаждение.
Плюсы и минусы
При рассмотрении климат контроля 1 зоны стоит выделить его преимущества и недостатки. К плюсам стоит отнести:
Теперь вы знаете, что такое климат контроль 1 зонный, и в чем его отличие от более сложных устройств. Простыми словами, это упрощенная версия климатической системы, в которой не предусмотрено создание индивидуальной температуры для двух и более участков в салоне. Но для многих автовладельцев такая опция и не нужна, поэтому они довольствуются имеющимся вариантом.
В комментариях поделитесь, какой у вас вариант исполнения в авто и хотелось бы иметь 2-х или 3-х зонный климат контроль.