Однотематическая лексика что это
Средства связи предложений в тексте
теория по русскому 🐻 культура речи
Смысловая и грамматическая связность – один из важнейших признаков текста. Она проявляется в последовательности и логичности изложения, обеспечиваемой специальными средствами связи между отдельными частями текста.
Выделяются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.
Лексические средства
Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв)
Повторы формы слова
Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.П. Астафьев)
Повтор однокоренных слов
Синонимы и синонимические замены (контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)
Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.А. Абрамов)
Антонимы (в том числе контекстуальные)
Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова: вот почему, поэтому, из этого следует, в заключение и т.п.
Морская вода содержит много соли. Вот почему она непригодна для питья.
Морфологические средства
Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
Перестанешь учиться – не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв)
Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.
Личные, притяжательные и указательные местоимения
Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л.М. Леонов)
Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (Д.А. Гранин)
Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.К. Зайцев)
Наречия времени и места
Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв)
Единство временных форм глаголов-сказуемых
Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах.
Использование степеней сравнения прилагательных и наречий
Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел.
Синтаксические средства
Синтаксический параллелизм (сходное построение рядом стоящих предложений) | Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом. |
Парцелляция (членение одного большого предложения на несколько неполных) | Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер. |
Неполные предложения | – Знаете, о чём мы спорили? – О литературе, музыке, живописи. |
Вводные слова | Во-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно. |
Прямой и обратный порядок слов | Этот день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос. |
Стоит помнить, что указанные средства связи варьируются в зависимости от темы текста, формы повествования, авторского стиля и т.д. Связь между предложениями может быть как между рядом стоящими предложениями, так и удалёнными друг от друга. Связь между отдельными членами предложения следует отличать от связи между частями сложного предложения.
Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепной и параллельной.
Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. Подобная связь обеспечивается в тексте за счёт «сцепки» между новым и предшествующим предложениями. Средствами связи в таком случае выступают повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.
Каждое последующее предложение связывается с предыдущим с помощью синонимической замены и использования личных местоимений.
При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на схожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые. Первое предложение при параллельной связи становится «зачином» для всех последующих, которые будут раскрывать мысль первого, конкретизировать его. Основными средствами связи будут синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.
Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)
Все последующие предложения раскрывают значение первого и имеют схожую структуру, подчёркивая противоположность героев.
Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов
«Лексические средства связи предложений в тексте» из раздела: «В пространстве текста» (по учебнику Т.М. Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс».
урок по русскому языку с презентацией
Автор: Романова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №8, город Миллерово Ростовская обл.
Текстовая HTML-версия публикации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 Урок русского языка по теме: «лексические средства связи предложений в тексте» из раздела: «В пространстве текста» (по учебнику Т.М. Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс». Работа выполнена учителем русского языка и литературы Романовой В.Н. (учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №8 г. Миллерово Ростовской области) 2013-2014 учебный год
«Лексические средства связи предложений в тексте»
Цель урока
• Формирование у детей общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков, о лексических средствах связи предложений в тексте, формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге. • Закрепление умения анализировать текст, находить основную мысль, проблему, определять стиль и тип речи, видеть средства связи предложений в тексте, объяснять орфограммы и пунктограммы, способствовать обогащению словарного запаса научной терминологией. • Развитие внимания, логики, мышления, речи учащихся, развитие эмоциональной, познавательной сфер, различных операций мышления (умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать), развитие различных видов мышления (теоретическое понятийное, наглядно-действенное), развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); развитие умения рефлексии. • Воспитывать любовь к русскому языку и литературе, культуру поведения и общения. • Контроль знаний детей с помощью текста, научить работать с текстом, находить средства связи предложений.
Ход урока
ий этап
Оргмомент Работать мы будем в группах. Оценивать друг друга будете сами. Следите за работой товарищей, исправляйте, дополняйте, комментируйте. Для работы на уроке вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, лист с заданиями и дневник. В тетради запишите число, классная работа, тема урока: и положите перед собой лист с заданиями.
Слайд
Учитель:
В листе заданий выполните
1-ое упражнение.
Задание: прочитайте текст.
Пусть небом верхняя строка быть А во клубятся облаку второй На нижнюю сквозь третья дождик льется И ловит детская руки капли
Слайд
№ 2
— Выскажите, пожалуйста, свои замечания или утверждения.
Ответы учеников
(приблизительные) — Это не текст.
Учитель:
Что называется текстом?
Ответы учеников
(приблизительные) -Текст состоит из предложений, объединенных общей темой, основной мыслью и связанных лексически, грамматически и логически.Он ограничен рамками начала и конца…
Учитель:
Кроме того, что предложения в тексте объединены одной темой и ОМ, что еще их объединяет?
Ответы учеников
(приблизительные)
.
— Различные средства связи.
Учитель:
Какие средства связи предложений в тексте вы знаете?(основные разделы)
Ответы учеников
Лексические, морфологические и синтаксические
Учитель:
В листке заданий выполните
упражнение №2
( подчеркните слова, которые являются лишними)
2-ое
№ 3
Ответы учеников:
Однотематическая лексика, лексический повтор, синонимы, антонимы.
Учитель:
О чем вам говорит данная группа слов? Опираясь на данные, которые вы получили, попробуйте определить тему нашего урока.
Ответы учеников:
Слайд
№ 4
Тема урока: «Лексические средства связи
предложений в тексте»
Учитель: В тетрадь з
апишите
тему
урока.
II.
е
Исходя из темы урока, сформулируйте цели, которые вы ставите себе на урок, по схеме:
вспомнить – узнать
– научиться (Упражнение №3)
. (
вспомнить
термины: лексика, синонимы, антонимы
, узнать :
с какой целью автор использует лексические средства связи? Можно ли обойтись без ЛСС при создании текста?
научиться:
находить лексические средства связи в текстах и применять их при создании собственных текстов.)
Слайд
Учитель:
— Хорошо! Теперь давайте
вспомним
— Что такое
антонимы?
— Что такое
синонимы?
— Однотематическая
лексика?
—
Лексический повтор?
— Замечательно! Теперь давайте посмотрим, как это все работает в тексте.
Слайд
— Открываем учебник на
стр. 84, упр. 63.
— Читаем текст. При ответе сначала все команды поочередно отвечают на 1-ый вопрос, потом- на второй, позже – на третий. За ответами товарищей следим, комментируем, оцениваем.
Коммуникация (работа в группах)
3группа- диапазон
(интервал между),
4группа- термин
( слово или сочетание слов,обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике,искусстве)
Слайд
1гр
— Теперь определите тему текста (Обогащение словарного запаса).
2гр
— Основную мысль (Основное условие для обогащения лексики – это усвоение новых слов и рост их активности).
3-4 гр.
— Укажите лексические средства связи между предложениями в тексте (
Однотематическая лексика
–лексика, словарь,слова, терминыпассивный, активный…;
лексический повтор
— слово,активный, ребенок, пассивный, объем…;
синонимы
— ребенок, дети, ученики;
антонимы-
общеупотребительный- научный,медленнее-увеличивается…)
(если есть затруднения, то подсказка на стр.85 )
Учитель: Ваши комментарии.
— Какие произведения С.Я.Маршака вам известны?
Назовите
.(переводы Шекспира, Бёрнса, Блейка, Киплинга, стихотворения «Багаж», «Вот какой рассеянный», « Усатый полосатый», «Кошкин дом», «Робин-Бобин» сказка «Двенадцать месяцев», и др. За сказку«Двенадцать месяцев» Маршак получил Сталинскую премию,)
Слайд
№ 10
— За несколько недель до смерти поэт сдал в изд-ство «Советский писатель» сборник «Лирические эпиграммы», который вышел посмертно в 1965г.
— Что называется эпиграммой?
(
пи ра
мма
(др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).
Слайд
Учитель:
Итак,
упражнение №1.
Попробуйте восстановить текст стихотворения. (Работа в группах).
Ответы учеников:
/Ребята читают восстановленный текст/ Пусть будет небом верхняя строка, А во второй клубятся облака, На нижнюю сквозь третью дождик льется, И ловит капли детская рука.
Учитель:
Это четверостишие вы найдете в учебнике на
стр.80 в упр.60.
Перепишите его в тетрадь.
Слайд
друг с другом, обитают природа и человек. И автор полушутя, полуиграя всего четырьмя строками нарисовал целое мироздание.
Благодаря чему автору удалось это сделать?
Составляющих успеха здесь, конечно, много. Прежде всего, талант. Но талант без труда быстро сходит на нет. Давайте попробуем проникнуть в глубь текста и найти секреты мастерства поэта.
Упражнение
У каждой группы есть свое задание.
Для подготовки ответа я даю вам всего 3 минуты.
Ответы группы
оценивают ученики др. групп (взаимопроверка и
1 группа
1)Подчеркните основы. Сколько предикативных частей в этом сложном предложении?
Ответы учеников:
(4) Пусть будет небом верхняя строка, А во второй клубятся облака, На нижнюю сквозь третью дождик льется, И ловит капли детская рука.
Слайд
№16
2) Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили?
Ответы учеников:
Однотематическую лексику и антонимы(верхняя- нижнюю, льётся-ловит
2
материала.
— Теперь давайте закрепим тему нашего урока и поработаем еще с одним текстом самостоятельно (у каждой группы свой текст).
Упражнение
№7
. В листе заданий есть
упражнение №7
. Прочитайте задание к нему. Слайд №18
Группа №1
Задания. Прочитайте выразительно стихотворение.
1). Какие ИВС присутствуют в четверостишии? 2). Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 3) назовите способ образования слова водопада. За несколько шагов до водопада Еще не знал катящийся поток, С каких высот ему сорваться надо. И ты готовься совершить прыжок.
№19
Ответы учеников:
1.Олицетворение-не знал, эпитет- катящийся, перифраза – совершить прыжок. 2. Контекстуальные синонимы- сорваться- совершить прыжок.
Учитель: Теперь я попрошу вас всех
прокомментировать ответ группы.
Задания. Прочитайте выразительно стихотворение.
1) Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 2) Найдите устаревший(ие) союз(ы), в каком значении он (они) употребляется? 3) Объясните значение
ь знака
в выделенных словах. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных — прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье.
Слайд
Прочитайте выразительно стихотворение.
Задания.
1). Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 2). Объясните знаки препинания в первой строфе. 3 ) Объясните орфограмму в слове подписа
нн
ом.
Всё умирает на земле и в море, Но человек суровей осужден: Он должен знать о смертном приговоре, Подписа
нн
ом, когда он был рожден. Но, сознавая жизни быстротечность Он так живет — наперекор всему, Как будто жить рассчитывает вечность И этот мир принадлежит ему.
Слайд
Прокомментировать ответ группы.
Задания. Прочитайте выразительно стихотворение.
1). Слова скольких тематических групп взаимодействуют в тексте?(сколько тем и какие? 2). Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 3 ) Объясните орфограмму в слове растением Человек — хоть будь он трижды гением — Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения
Слайд
№22
1.
Тема человека
– гений, мыслящее растение, жизненность растения.
Природы
: деревья, трава, сила, стойкость, жизненность растения
Единства
: родство. 2. Синонимы: человек- с ним, Однотематическая лексика: деревья, трава, растение; Лексический повтор: родстве- родства- рождения)
А теперь я попрошу вас прокомментировать ответ
Учитель:
Если вы помните, то в начале урока мы наметили себе цели. Скажите, мы всё выполнили из намеченного? Что нового вы узнали на уроке и чему научились? Довольны вы собой? Какая еще цель осталась не реализована? * Её вам предстоит реализовать дома.
ние оценок.
Учитель высказывает свои замечания или предложения.
Спасибо за урок!
Педразвитие, создание сайта для педагога, публикация работ педагогов
«Лексические средства связи предложений в тексте» из раздела: «В пространстве текста» (по учебнику Т.М. Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс».
урок по русскому языку с презентацией
Автор: Романова Валентина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №8, город Миллерово Ростовская обл.
Текстовая HTML-версия публикации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 Урок русского языка по теме: «лексические средства связи предложений в тексте» из раздела: «В пространстве текста» (по учебнику Т.М. Пахновой «Русский язык и литература. Русский язык. 10 класс». Работа выполнена учителем русского языка и литературы Романовой В.Н. (учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ №8 г. Миллерово Ростовской области) 2013-2014 учебный год
«Лексические средства связи предложений в тексте»
Цель урока
• Формирование у детей общего понятия о тексте на основе осознания его основных признаков, о лексических средствах связи предложений в тексте, формирование коммуникативных навыков в учебном диалоге. • Закрепление умения анализировать текст, находить основную мысль, проблему, определять стиль и тип речи, видеть средства связи предложений в тексте, объяснять орфограммы и пунктограммы, способствовать обогащению словарного запаса научной терминологией. • Развитие внимания, логики, мышления, речи учащихся, развитие эмоциональной, познавательной сфер, различных операций мышления (умения обобщать, анализировать, синтезировать, сравнивать), развитие различных видов мышления (теоретическое понятийное, наглядно-действенное), развитие разных видов памяти (слуховой, зрительной); развитие умения рефлексии. • Воспитывать любовь к русскому языку и литературе, культуру поведения и общения. • Контроль знаний детей с помощью текста, научить работать с текстом, находить средства связи предложений.
Ход урока
ий этап
Оргмомент Работать мы будем в группах. Оценивать друг друга будете сами. Следите за работой товарищей, исправляйте, дополняйте, комментируйте. Для работы на уроке вам понадобится учебник, рабочая тетрадь, лист с заданиями и дневник. В тетради запишите число, классная работа, тема урока: и положите перед собой лист с заданиями.
Слайд
Учитель:
В листе заданий выполните
1-ое упражнение.
Задание: прочитайте текст.
Пусть небом верхняя строка быть А во клубятся облаку второй На нижнюю сквозь третья дождик льется И ловит детская руки капли
Слайд
№ 2
— Выскажите, пожалуйста, свои замечания или утверждения.
Ответы учеников
(приблизительные) — Это не текст.
Учитель:
Что называется текстом?
Ответы учеников
(приблизительные) -Текст состоит из предложений, объединенных общей темой, основной мыслью и связанных лексически, грамматически и логически.Он ограничен рамками начала и конца…
Учитель:
Кроме того, что предложения в тексте объединены одной темой и ОМ, что еще их объединяет?
Ответы учеников
(приблизительные)
.
— Различные средства связи.
Учитель:
Какие средства связи предложений в тексте вы знаете?(основные разделы)
Ответы учеников
Лексические, морфологические и синтаксические
Учитель:
В листке заданий выполните
упражнение №2
( подчеркните слова, которые являются лишними)
2-ое
№ 3
Ответы учеников:
Однотематическая лексика, лексический повтор, синонимы, антонимы.
Учитель:
О чем вам говорит данная группа слов? Опираясь на данные, которые вы получили, попробуйте определить тему нашего урока.
Ответы учеников:
Слайд
№ 4
Тема урока: «Лексические средства связи
предложений в тексте»
Учитель: В тетрадь з
апишите
тему
урока.
II.
е
Исходя из темы урока, сформулируйте цели, которые вы ставите себе на урок, по схеме:
вспомнить – узнать
– научиться (Упражнение №3)
. (
вспомнить
термины: лексика, синонимы, антонимы
, узнать :
с какой целью автор использует лексические средства связи? Можно ли обойтись без ЛСС при создании текста?
научиться:
находить лексические средства связи в текстах и применять их при создании собственных текстов.)
Слайд
Учитель:
— Хорошо! Теперь давайте
вспомним
— Что такое
антонимы?
— Что такое
синонимы?
— Однотематическая
лексика?
—
Лексический повтор?
— Замечательно! Теперь давайте посмотрим, как это все работает в тексте.
Слайд
— Открываем учебник на
стр. 84, упр. 63.
— Читаем текст. При ответе сначала все команды поочередно отвечают на 1-ый вопрос, потом- на второй, позже – на третий. За ответами товарищей следим, комментируем, оцениваем.
Коммуникация (работа в группах)
3группа- диапазон
(интервал между),
4группа- термин
( слово или сочетание слов,обозначающее специальное понятие, употребляемое в науке, технике,искусстве)
Слайд
1гр
— Теперь определите тему текста (Обогащение словарного запаса).
2гр
— Основную мысль (Основное условие для обогащения лексики – это усвоение новых слов и рост их активности).
3-4 гр.
— Укажите лексические средства связи между предложениями в тексте (
Однотематическая лексика
–лексика, словарь,слова, терминыпассивный, активный…;
лексический повтор
— слово,активный, ребенок, пассивный, объем…;
синонимы
— ребенок, дети, ученики;
антонимы-
общеупотребительный- научный,медленнее-увеличивается…)
(если есть затруднения, то подсказка на стр.85 )
Учитель: Ваши комментарии.
— Какие произведения С.Я.Маршака вам известны?
Назовите
.(переводы Шекспира, Бёрнса, Блейка, Киплинга, стихотворения «Багаж», «Вот какой рассеянный», « Усатый полосатый», «Кошкин дом», «Робин-Бобин» сказка «Двенадцать месяцев», и др. За сказку«Двенадцать месяцев» Маршак получил Сталинскую премию,)
Слайд
№ 10
— За несколько недель до смерти поэт сдал в изд-ство «Советский писатель» сборник «Лирические эпиграммы», который вышел посмертно в 1965г.
— Что называется эпиграммой?
(
пи ра
мма
(др.-греч. ἐπίγραμμα «надпись») — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).
Слайд
Учитель:
Итак,
упражнение №1.
Попробуйте восстановить текст стихотворения. (Работа в группах).
Ответы учеников:
/Ребята читают восстановленный текст/ Пусть будет небом верхняя строка, А во второй клубятся облака, На нижнюю сквозь третью дождик льется, И ловит капли детская рука.
Учитель:
Это четверостишие вы найдете в учебнике на
стр.80 в упр.60.
Перепишите его в тетрадь.
Слайд
друг с другом, обитают природа и человек. И автор полушутя, полуиграя всего четырьмя строками нарисовал целое мироздание.
Благодаря чему автору удалось это сделать?
Составляющих успеха здесь, конечно, много. Прежде всего, талант. Но талант без труда быстро сходит на нет. Давайте попробуем проникнуть в глубь текста и найти секреты мастерства поэта.
Упражнение
У каждой группы есть свое задание.
Для подготовки ответа я даю вам всего 3 минуты.
Ответы группы
оценивают ученики др. групп (взаимопроверка и
1 группа
1)Подчеркните основы. Сколько предикативных частей в этом сложном предложении?
Ответы учеников:
(4) Пусть будет небом верхняя строка, А во второй клубятся облака, На нижнюю сквозь третью дождик льется, И ловит капли детская рука.
Слайд
№16
2) Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили?
Ответы учеников:
Однотематическую лексику и антонимы(верхняя- нижнюю, льётся-ловит
2
материала.
— Теперь давайте закрепим тему нашего урока и поработаем еще с одним текстом самостоятельно (у каждой группы свой текст).
Упражнение
№7
. В листе заданий есть
упражнение №7
. Прочитайте задание к нему. Слайд №18
Группа №1
Задания. Прочитайте выразительно стихотворение.
1). Какие ИВС присутствуют в четверостишии? 2). Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 3) назовите способ образования слова водопада. За несколько шагов до водопада Еще не знал катящийся поток, С каких высот ему сорваться надо. И ты готовься совершить прыжок.
№19
Ответы учеников:
1.Олицетворение-не знал, эпитет- катящийся, перифраза – совершить прыжок. 2. Контекстуальные синонимы- сорваться- совершить прыжок.
Учитель: Теперь я попрошу вас всех
прокомментировать ответ группы.
Задания. Прочитайте выразительно стихотворение.
1) Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 2) Найдите устаревший(ие) союз(ы), в каком значении он (они) употребляется? 3) Объясните значение
ь знака
в выделенных словах. Дыхание свободно в каждой гласной, В согласных — прерывается на миг. И только тот гармонии достиг, Кому чередованье их подвластно. Звучат в согласных серебро и медь, А гласные даны тебе для пенья. И счастлив будь, коль можешь ты пропеть Иль даже продышать стихотворенье.
Слайд
Прочитайте выразительно стихотворение.
Задания.
1). Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 2). Объясните знаки препинания в первой строфе. 3 ) Объясните орфограмму в слове подписа
нн
ом.
Всё умирает на земле и в море, Но человек суровей осужден: Он должен знать о смертном приговоре, Подписа
нн
ом, когда он был рожден. Но, сознавая жизни быстротечность Он так живет — наперекор всему, Как будто жить рассчитывает вечность И этот мир принадлежит ему.
Слайд
Прокомментировать ответ группы.
Задания. Прочитайте выразительно стихотворение.
1). Слова скольких тематических групп взаимодействуют в тексте?(сколько тем и какие? 2). Какие лексические средства связи между предложениями в тексте вы обнаружили? 3 ) Объясните орфограмму в слове растением Человек — хоть будь он трижды гением — Остается мыслящим растением. С ним в родстве деревья и трава. Не стыдитесь этого родства. Вам даны до вашего рождения Сила, стойкость, жизненность растения
Слайд
№22
1.
Тема человека
– гений, мыслящее растение, жизненность растения.
Природы
: деревья, трава, сила, стойкость, жизненность растения
Единства
: родство. 2. Синонимы: человек- с ним, Однотематическая лексика: деревья, трава, растение; Лексический повтор: родстве- родства- рождения)
А теперь я попрошу вас прокомментировать ответ
Учитель:
Если вы помните, то в начале урока мы наметили себе цели. Скажите, мы всё выполнили из намеченного? Что нового вы узнали на уроке и чему научились? Довольны вы собой? Какая еще цель осталась не реализована? * Её вам предстоит реализовать дома.
ние оценок.
Учитель высказывает свои замечания или предложения.
Спасибо за урок!
- раскладка керамогранит на пол
- отделка стен для кухни