Односторонняя тугоухость 2 степени что делать
Сенсоневральная тугоухость: не приговор
Потеря слуха на одно ухо известна как односторонняя тугоухость. Люди с односторонней тугоухостью часто имеют нормальный слух в другом ухе. Тем не менее, даже если другое ухо нормально слышит, тугоухость с одной стороны может ухудшить качество жизни в целом. Например, люди с односторонней потерей слуха часто имеют проблемы с локализацией звука (определение, откуда исходит звук), разборчивостью речи в шумных местах, различением речи и других звуков с далекого расстояния или из другой комнаты.
Большинство детей с односторонней тугоухостью в состоянии развивать речь и язык, как правило, без специализированного обучения, но некоторые дети могут испытывать проблемы с развитием, например, задержка речи и сложности произношения некоторых слов и звуков. Трудности, вызванные односторонней проблемой, индивидуальны, а причины разнообразны.
Лечения во многом зависит от причины, типа и степени потери слуха. В большинстве своем это сенсоневральный тип тугоухости, причиной который является гибель волосковых клеток улитки. В большинстве случаев, сенсоневральная тугоухость необратимый процесс и ни хирургия, ни лекарственный путь не может использоваться.
Один из распространенных методов является использование контралатеральных маршрутизации, когда сигналы с тугоухого уха передаются в слуховой аппарат на здоровом ухе (CROS). CROS слуховые аппараты предназначены специально для компенсации односторонней тугоухости.
Обычные слуховые аппараты также могут использоваться для реабилитации односторонней потери слуха, усиливая звук для слабослышащего уха. Эффективность в таком случае в значительной степени зависит от личных обстоятельств человека с односторонней тугоухостью.
Степени тугоухости и их особенности
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Тугоухость может развиваться медленно или проявляет себя остро после травмы, инфекционного или другого заболевания. У большинства пациентов снижение слуха происходит постепенно, так что средний срок от первых симптомов до визита к врачу составляет 8-9 лет. К сожалению, поздняя диагностика тугоухости уменьшает шансы на успешную реабилитацию и возвращение к привычной жизни.
Описывая ту или иную степень снижения слуха, специалисты говорят не только о результатах инструментальных исследований, но и о степени ограничения человека, возможности получения инвалидности.
Классификация нарушений слуха
В основу классификаций потери слуха положены следующие принципы:
По типу поражения выделяют кондуктивную, нейросенсорную или смешанную тугоухость. При кондуктивной снижение происходит в результате патологии проведения звуковой волны (пороки формирования органа, травмы, воспаления или инфекции наружного, среднего уха). Нейросенсорная тугоухость возникает при патологии внутреннего уха, нерва или коры больших полушарий мозга. Среди причин хромосомные аномалии, инфекции, алкоголизм матери при вынашивании беременности, травмы, опухоли, аутоиммунные процессы, возрастные изменения. Смешанный тип включает оба поражения.
По времени возникновения различают врожденные и приобретенные случаи патологии.
Симптомы могут появиться остро (например, после приема препаратов), и тогда тугоухость называют внезапной. Если состояние усугубляется с течением времени, диагностируют прогрессирующую тугоухость.
Если изменения развиваются синхронно на обоих ушах, говорят о симметричной тугоухости, в противном случае – об асимметричной.
Сурдологи выделяют 4 степени нарушения слуха:
Диагностическими критериями являются данные аудиограммы, степень влияния на обычное функционирование. Здоровый человек воспринимает звуки интенсивностью от 20 до 20000 Дб и распознает сигналы высокой, низкой частоты. О тугоухости говорят тогда, когда больной перестает воспринимать сигналы, чья интенсивность находится в интервале от 20 Дб. Степени нейросенсорной тугоухости имеют те же основные характеристики, что и при кондуктивной. Разница заключается в снижении разборчивости по звукам разной частоты.
Классификация нарушений слуха слабо связана с определением инвалидности, так как основаниями для назначения пособия становятся:
При оценке степени утраты трудоспособности эксперты ориентируются на показатели того уха, которое лучше слышит и часто «снимают» инвалидность при овладении навыками жестового языка или чтения по губам. Они объясняют, какой степени бывает потеря слуха, при которой можно претендовать на пособия по инвалидности. Так при тяжелых или глубоких нарушениях человек могут дать 2 или 3 группу инвалидности. 1 группа назначается только лицам, имеющим другие тяжелые заболевания.
Легкая потеря слуха (1 степень тугоухости)
Пациенты с таким нарушением слуха не торопятся к врачу. Они перестают обращать внимание на тихие фоновые звуки: пение птиц, тиканье часов, удары капель воды. Люди отмечают неудобство в распознавании шепотной речи или с трудом беседуют в шумном помещении. По данным обследования диагностическими критериями этой степени считают:
Такая степень часто не мешает справляться с производственными обязанностями, бытовыми вопросами.
Умеренные нарушения дают понять пациенту с тугоухостью, что у него появились определенные сложности с восприятием звуковой информации. Он может не расслышать звонок телефона, шум офисной техники. В быту или на работе такой человек станет чаще переспрашивать собеседников. А если кто-то обратится к нему в шумном помещении, то пациент с тугоухостью просто не услышит речь.
Умеренную степень диагностируют при следующих результатах исследования:
Тяжелая потеря слуха (3 степень тугоухости)
Скрыть от себя или окружающих тяжелую степень нарушения слуха не получится. Человек с такой тугоухостью может слышать обращенную речь лишь на близком расстоянии, если собеседник произносит слова четко и громко. Он воспринимает обычные звуки большого города – крики, гудки автомобилей, производственный шум. Но коллективная беседа на совещании, разговор по телефону уже вызывают затруднения.
Тяжелая тугоухость может стать основанием для оформления 3 группы инвалидности. Для нее характерны следующие параметры:
Глубокая потеря слуха (4 степень тугоухости)
При такой степени нарушения общение без слухового аппарата невозможно. Человек слышит только крик с малого расстояния, не может поговорить по телефону. Без усиления он воспринимает лишь самые громкие звуки из внешней среды, например, шум самолета, отбойный молоток, концерт рок-музыки.
Глухота
Под глухотой понимают либо полное отсутствие слуха, либо такое выраженное снижение, при котором человек не понимает обращенную речь, а порог восприятия превышает 91 Дб. Абсолютная глухота – редкое явление. Чаще у такого пациента сохраняется восприятие звуков, произнесенных рядом с ушной раковиной, но сложить из них слова он не в состоянии. Именно этот признак позволяет отличить тугоухость 4 степени от глухонемоты, хоты сурдологи признаются, что такая граница весьма условна.
Возникновение глухоты до того, как ребенок начнет говорить, приводит к формированию глухонемоты.
Сводная таблица потери слуха
Краткая информация о степенях нарушения слуха представлена в таблице.
Степень снижения | Значения порогов слуха на стандартных частотах (в Дб) | На каком расстоянии человек воспринимает разговорную речь | На каком расстоянии человек воспринимает шепот |
---|---|---|---|
Здоровый человек | 0-25 | Более 10 м | 6 м |
1 | 26-40 | От 6 до 3 м | От 2 м – до ушной раковины |
2 | 41-55 | От 3 м и менее | Рядом с ухом |
3 | 56-70 | Громко рядом с ушной раковиной | Восприятие невозможно |
4 | 71-90 | Только громкий крик рядом с ушной раковиной | Восприятие невозможно |
глухота | Более 90 | Восприятие невозможно | Восприятие невозможно |
Исправникова Олеся Владимировна
Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года
Методы восстановления и коррекции слуха
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Тугоухость – коварное заболевание, которое способно развиваться, как в течение нескольких часов, так и нескольких лет. Довольно часто человек просто не замечает, что его слух становится все менее острым, и безнадежно опаздывает с лечением. Большинство случаев снижения слуха являются необратимыми. Однако современные технологии достигли такого уровня, что при помощи специальных устройств можно полностью компенсировать проблемы со слухом. О методах компенсации мы поговорим в этой статье.
Можно ли восстановить слух при тугоухости?
Многие люди, узнав о том, что их случай тугоухости не поддается медикаментозному или хирургическому лечению, готовятся остаток жизни провести в вынужденной социальной изоляции. Но сегодняшнее развитие науки и техники позволяет полноценно жить и общаться людям даже с очень глубоким снижением слуха.
Методы коррекции слуха
Нужно понимать, что когда мы говорим о методах коррекции, мы не говорим о чудесном исцелении или чудо-лекарствах. Мы говорим о применении индивидуальных технических средств реабилитации слабослышащих людей – о слуховых аппаратах и кохлеарных имплантах. При одном только упоминании этих устройств многие слабослышащие отказываются от коррекции, категорически не желая носить нечто подобное прямо на ухе.
Прежде чем отказаться от возвращения в мир звуков, мы рекомендуем ознакомиться с историями людей, которые решились на использование слуховых аппаратов и прекрасно адаптировались. Специалисты по слуху «Аудионика» пригласили их поучаствовать в проекте «Люди слышат», чтобы более подробно познакомить наших читателей с реальным жизненным опытом слабослышащих людей.
Итак, в зависимости от проблемы со слухом, существует два вида коррекции слуха: электроакустическое слухопротезирование и кохлеарная имплантация.
Электроакустическое слухопротезирование подразумевает под собой постоянное (кроме сна и водных процедур) ношение пользователем цифрового слухового аппарата. Обозначить такую необходимость могут следующие специалисты: лор, сурдолог, аудиолог, сурдоакустик.
Особенности электоакустического слухопротезирования
Кохлеарная имплантация
Имплант – это техническое приспособление, которое вживляется непосредственно в тело человека. Кохлеарный имплант призван заменить собой улитку из внутреннего уха. Устройство превращает звуковые сигналы в электрические и отправляет их через слуховой нерв человеческий мозг. При этом показатели чистоты звука и разборчивости речи у импланта значительно превосходят показатели слуховых аппаратов.
Особенности кохлеарной имплантации
Как вернуть слух?
Как мы уже говорили, в большинстве случаев восстановить слух невозможно. Однако существует простая инструкция, которая поможет вам сориентироваться и сделать первый шаг. Мы будем говорить об электро-акустическом слухопротезировании при помощи слуховых аппаратов, так как кохлеарная имплантация – сложный процесс, требующий получения квоты.
Итак, если вы решили вернуться в мир полный живого человеческого общения и ваших любимых звуков, то присмотритесь к этой инструкции.
Как восстановить слух при тугоухости? 8 простых шагов
Шаг 1. Признание проблемы.
Время: от 1 дня до 7 лет. Если вы уже твердо решили преодолеть все проблемы тугоухости и провести восстановление слуха, то мы вас поздравляем. Если же нет, то обратите пристальное внимание на свою способность слышать. Поэкспериментируйте в разговоре с близкими людьми – слышите ли вы так же, как они? Можете услышать свое имя из соседней комнаты?
Шаг 2. Диагностика.
Шаг 3. Не паниковать.
Если ваши опасения подтвердились, и ваш слух снижен. По данным Всемирной организации здравоохранения в мире, на сегодняшний день, более 460 000 000 человек с проблемами слуха. Конечно, это достойный повод расстроиться, но вы уже совершили главный шаг – первый.
Шаг 4. Подбор слухового аппарата.
Время: от 15 минут до 2 часов. Это важный шаг, который вы можете сделать либо самостоятельно, либо при помощи специалиста. Если вы решили подобрать слуховой аппарат сами, то вам придется провести огромное количество времени в каталоге слуховых аппаратов и на специализированных сайтах, так как без минимальной подготовки разобраться во всех тонкостях довольно сложно. Если же вы выбрали помощь специалиста, то сообщите ему ключевую информацию: для чего вам нужен слуховой аппарат (работа, учеба, просмотр ТВ, общение), в какой бюджет было бы неплохо уложиться (эконом, оптимум, бизнес), какие требования вы предъявляете к дополнительным функциям устройства (улучшение разборчивости речи, подавление шума ветра и обратной связи).
Шаг 5. Настройка слухового аппарата.
Время: 15 минут. Когда вы выбрали устройство, отвечающее всем вашим требованиям, придет время его настройки. Настройка цифрового слухового аппарата проводится только специалистом на специализированном оборудовании. Любому специалисту по настройке необходима ваша аудиограмма. Если вам обещают настройку без нее, скорее всего вас обманывают.
Шаг 6. Адаптация.
Время: от 2 недель до 2 месяцев. Итак, казалось бы, вы провели электроакустическую коррекцию слуха при помощи цифрового слухового аппарата, но на приобретении устройства процесс коррекции не заканчивается. За длительное время без звуков мозг отвыкает обрабатывать звуковые сигналы, и, когда вы начинаете резко слышать, вы слышите все вокруг. Вы слышите собственное дыхание, шум машин, тиканье часов – все те звуки, о которых давно не слышащий человек забывает первыми. Поначалу это невероятно раздражает. Все кажется навязчивым и слишком громким. Это ответная реакция мозга, который стремится к состоянию покоя. Проявите терпение. Через несколько недель он привыкнет снова обрабатывать большое количество информации.
Шаг 7. Донастройка.
Время: 15-20 минут. Через две-три недели ношения слухового аппарата, вас должен пригласить специалист учреждения, в котором вы проходите коррекцию, и провести беседу. Он расспросит вас о том, комфортно ли вам, все ли вас устраивает, и, при необходимости, проведет донастройку (чтобы тикало не так громко).
Шаг 8. Возвращение в мир звуков.
Период адаптации позади, и вы снова можете свободно общаться с близкими, ходить в театр и кино, смотреть любимые сериалы, не выкручивая громкость на максимум. Вы можете подумать о возвращении к работе или учебе с которыми, возможно, пришлось расстаться из-за плохого слуха. Теперь ваши возможности в слухе не ограничены. Вы снова полноценный член социума. Мы вас поздравляем!
Специалисты по слуху рекомендуют проходить проверку слуха людям с тугоухостью хотя бы раз в полгода. Это необходимо для точной донастройки цифровых слуховых аппаратов, в случае, если ваш слух изменится.
Максименко Людмила Владимировна
Закончила Дальневосточный медицинский университет. Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX
Кондуктивная тугоухость – причины, отличительные особенности и лечение
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Кондуктивная потеря слуха появляется из-за проблем проводимости звука из внешнего мира во внутреннее ухо человека. Проблемы могут возникнуть, как в наружном ухе, так и в среднем. В отличие от нейросенсорной тугоухости, кондуктивная тугоухость довольно часто поддается лечению, но полное восстановление слуха происходит, увы, не всегда.
Что такое кондуктивная тугоухость
Кондуктивная тугоухость — это такая потеря слуха, при которой процессы в слуховой системе нарушаются таким образом, что становится невозможно попадание звукового сигнала во внутреннее ухо. То есть возникает какое-либо физическое препятствие для передачи звука в мозг.
Причины возникновения кондуктивной потери слуха
Нейросенсорная тугоухость бывает двух видов: врожденной и приобретенной, к тому же это заболевание передается по наследству. Если среди ваших родственников есть слабослышащие люди с таким диагнозом, вам следует обратить особое внимание на защиту вашего слуха от шума – болезнь может не дожидаться ваших преклонных лет и может проявиться даже в молодом возрасте.
При нарушениях в наружном ухе причинами снижения слуха могут стать:
Во всех этих случаях ухо как бы закупоривается в районе наружного слухового прохода, и звук просто не может попасть в среднее ухо для дальнейшей передачи и обработки.
Нарушения, которые могут возникнуть в среднем ухе человека гораздо более разнообразны, как по причинам возникновения, так и по последствиям. Итак, нарушений во внутреннем ухе могут стать:
Также кондуктивная тугоухость может оказаться врожденным заболеванием.
Кондуктивное нарушение слуха. Симптомы.
Главный признак при любой тугоухости — снижение остроты слуха, но кондуктивная тугоухость имеет отличительные черты, на которые следует обратить внимание при диагностике:
Кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха. В чем разница?
При нейросенсорной тугоухости человек теряет возможность слышать звуки определенной частоты, что может выбивать из звуковой картины голоса определенных людей, какие-то конкретные звуки в речи или в окружении (например, шум стиральной машинки). Кондуктивная же тугоухость отличается общим снижением громкости и четкости звуков. Как будто кто-то выкрутил уровень громкости на низкий уровень и добавил шумов.
Нейросенсорная потеря слуха на сегодняшний день не лечится, и снижение слуха остается необратимым. При такой тугоухости вам не помогут ни таблетки, ни капли, что продаются в телемагазинах и на страницах газет. Причины кондуктивной тугоухости могут быть устранены при помощи медикаментозного лечения или хирургического вмешательства. Обращаем ваше внимание: ни в коем случае не занимайтесь самолечением! Обратитесь к специалисту за помощью! Ошибка, если повезет, не возымеет эффекта, а если не повезет, — вы потеряете слух навсегда.
Стоит помнить, что и кондуктивная, и нейросенсорная потеря слуха могут развиваться параллельно! Это называется смешанной потерей слуха. Но в любом случае, если вы обнаружили у себя тревожные симптомы любого вида тугоухости — обязательно обратитесь за помощью и пройдите проверку слуха.
Нейросенсорная и кондуктивная тугоухость возникают по разным причинам и имеют различное течение, однако они оказывают одинаково пагубное влияние на качество жизни человека: потеря возможности общаться с людьми, усложнение отношений с близкими, невозможность вести полноценный образ жизни.
Лечение кондуктивной тугоухости
Лечение будет зависеть от того, что спровоцировало развитие кондуктивного снижения слуха, но первый шаг один — отправиться к врачу. Диагностировать это заболевание может терапевт, сурдолог или лор, они же имеют право назначить вам лечение. Первым шагом в диагностике станет проведение тональной пороговой аудиометрии.
Ушные инфекции также служат распространенной причиной возникновения кондуктивной тугоухости. Если запустить болезнь и позволить ей прогрессировать, то она довольно быстро перейдет в хроническую форму. Это чревато образованием рубцов в слуховом проходе, иногда довольно крупных. Важно получать своевременное лечение причины заболевания, потому что рубцы, препятствующие прохождению звука проще всего удалить хирургическим путем.
Только с помощью хирурга можно справиться с опухолями и разного рода разрастаниями, а также при разъединении слуховых косточек.
Слухопротезирование при кондуктивной тугоухости
Наука не стоит на месте. Сегодня существуют специальные цифровые слуховые аппараты и аппараты костной проводимости для слухопротезирования пациентов с кондуктивной тугоухостью. Стандартные модели способны решить основную проблему сниженного слуха — вернуть разборчивость речи и установить баланс при односторонней потере слуха. Устройства костной проводимости решает передают звуки сразу в улитку, минуя пораженные участки внешнего и среднего уха.
Итак, кондуктивное снижение слуха поддается лечению и слухопротезированию, но помните, что всегда гораздо проще предупредить заболевание, чем лечить его!
Кропачева Елена Юрьевна
Врач сурдолог-оториноларинголог. Осуществляет консультативный и диагностический прием по оториноларингологии, сурдологии, слухопротезированию
Односторонняя тугоухость у детей: последствия и предлагаемые решения. Часть 1
Определение ОСТ
ОСТ у детей
Как часто встречается односторонняя тугоухость у детей? У 1 из 1000 новорожденных обнаруживают одностороннюю тугоухость при рождении. У 3 из 100 детей односторонняя тугоухость может развиться к школьному возрасту. К причинам некоторых случаев ОСТ относятся: бактериальный менингит, пороки развития наружного слухового прохода, врожденный цитомегаловирус (ЦМВ), синдром расширенного водопровода преддверия (РВП) и преждевременные роды. В некоторых случаях ОСТ считается идиопатической, т.е. мы не можем точно установить, почему она возникла.
Возможность слышать обоими ушами обеспечивает ребенка бинауральными преимуществами, которых он лишен при нарушении слуха в одном из ушей. Среди этих преимуществ – бинауральная суммация, эффект тени головы, локализация звука, пространственное высвобождение из маскировки и уменьшение негативных последствий реверберации. Любое нарушение бинаурального слуха может привести к затруднениям в повседневной обстановке, в частности, к ухудшению слышимости на расстоянии и в шуме, нарушению локализации звука, затруднению разделения нескольких звуков, снижению избирательного внимания (способности выделить конкретный звук или говорящего в шумной обстановке) и нарушению понимания речи.
Последствия ОСТ для детей: научные исследования
Речеязыковые показатели
Лью с коллегами изучали влияние односторонней тугоухости на речевые и языковые показатели детей. Это было клиническое исследование 74 пар детей (см. далее) в возрасте 6-12 лет. Авторы находили ребенка с ОСТ и сравнивали его речевые и языковые показатели с результатами брата/сестры. По мнению авторов, такой подход исключает различия, обусловленные социальными и экономическими факторами, оставляя для исследования только то отставание в развитии, которое обусловлено односторонней тугоухостью.
Некоторые дети с ОСТ пользовались слуховыми аппаратами, другие – нет. Для оценки применялась Шкала развития устной и письменной речи (OWLS). Показатели детей с ОСТ были хуже, чем у их родных братьев/сестер, в отношении владения языком, развития устной речи и ее структуры. Односторонняя тугоухость была независимым предиктором показателей OWLS. Кроме того, независимыми предикторами показателей развития устной речи и ее структуры были доход семьи и образование матери.
Авторы пришли к выводу, что дети школьного возраста с односторонней тугоухостью обладают более низкими показателями развития устной речи, чем их братья/сестры. Также следует пересмотреть и заново изучить проблемы обучения, связанные со слухом. Родителей и педагогов необходимо информировать о влиянии односторонней тугоухости на навыки устной речи.
Связь речи, когнитивных и академических показателей с различными аудиологическими характеристиками
В другой работе Лью с коллегами также проводилось сравнение детей с односторонней тугоухостью с их братьями/сестрами. На этот раз в контролируемом исследовании участвовало 107 пар детей.
Как и в предыдущей работе, показатели OWLS у детей с ОСТ были ниже, чем у их братьев/сестер. Самые низкие показатели когнитивной и устной речи отмечены у детей с глубокой односторонней тугоухостью. Однако в тесте индивидуальной успеваемости Векслера показатели коррелировали не с наличием или отсутствием ОСТ, а с восприятием речи здоровым ухом в тишине и в шуме.
Авторы пришли к выводу, что у детей школьного возраста с односторонней тугоухостью речеязыковые показатели ниже, чем у их братьев/сестер. Кроме того, самые низкие показатели отмечены у детей с тяжелой односторонней тугоухостью. Показатели не зависели от стороны тугоухости.
Качество жизни
В 2007 г. Сара Бортон провела предварительное изучение качества жизни детей (возраст 6-17 лет) c ОСТ. Оно включало в себя качественное исследование, сравнивающее фокус-группы детей и родителей, и количественное исследование с использованием Педиатрической анкеты качества жизни (версия 4.0).
Согласно ответам детей, при ОСТ оценки основных показателей качества жизни (общие, психосоциальные и физические) были ниже, чем при нормальном слухе или двусторонней тугоухости. Ответы родителей аналогичны ответам детей, за исключением более высокой оценки качества жизни при ОСТ по сравнению с двусторонней тугоухостью. Авторы пришли к выводу, что для детей с ОСТ характерны более низкие и вариабельные показатели качества жизни по сравнению с их нормально слышащими ровесниками или детьми с двусторонней тугоухостью.
В целом ОСТ затрагивает около 3% детей школьного возраста и может вызвать речевые и академические проблемы, а также приводит к трудностям в сложной и шумной обстановке.
Дефицит академических/психосоциальных навыков
В «Руководстве по детской аудиологии» Портер с коллегами (2016) указывали: «У всех детей со стойкой минимальной тугоухостью имеется риск возникновения психологических и образовательных проблем, в связи с чем они нуждаются в надлежащем вмешательстве». Рассмотрим некоторые из академических проблем, с которыми могут сталкиваться дети с ОСТ.
В 2004 Грэвел провел метаанализ, сравнив результаты шести исследований и определив области, в которых дети с ОСТ испытывают проблемы. По данным всех шести исследований, доля детей с ОСТ, оставшихся на второй год не менее одного раза, варьировалась от 18 до 40%. Согласно четырем исследованиям, от 12 до 41% учащихся требовали дополнительной помощи в одном или нескольких классах на протяжении периода обучения. Доля учащихся, нуждавшихся в ресурсной помощи, а также остававшихся на второй год, составляла от 48 до 65%. Как показывают полученные данные, эти дети испытывают больше проблем в условиях школьного обучения, чем дети с нормальным слухом. Они в десять раз чаще остаются на второй год и в пять раз чаще нуждаются в дополнительных образовательных ресурсах. Иными словами, они явно испытывают негативное влияние односторонней тугоухости в условиях школы.
Дети с ОСТ чаще бывают неуспевающими и сопровождают ответы на анкетирование негативными комментариями. Более того, педагоги оценивают этих детей хуже, чем их нормально слышащих сверстников, по таким категориям, как внимание, уделяемое полученному заданию, отношения с одноклассниками, социальная уверенность, зависимость от окружающих и эмоциональная устойчивость. Наконец, Инглиш и Чёрч обнаружили, что педагоги сталкиваются с поведенческими проблемами у детей с односторонней тугоухостью. Если вам труднее сосредоточиться и вы хуже слышите, это не может не отразиться на вашем поведении.
Типичные уровни шума в классе
Шилд и Докрелл измеряли типичные уровни шума в 140 классах. Они установили, что шум достигает 61 дБ, если в классе разговаривает один человек. Когда учащиеся выполняют групповое задание, сидя за партами, шум достигает 73 дБ, а если они при этом перемещаются, он повышается до 77 дБ. Индивидуальное выполнение заданий за партами сопровождается уровнем шума 65 дБ. Даже при чтении «про себя» уровень шума составляет около 56 дБ. Если учащиеся просто ходят по классу, он возрастает до 72 дБ. Это сложная акустическая обстановка. В современной школе учащиеся часто выполняют групповые задания. Времена, когда дети сидели за партами и слушали стоящего перед ними педагога, давно прошли. Акустическая обстановка в современном классе гораздо более динамичная и постоянно меняющаяся. Сложности могут возникнуть и у людей с нормальным слухом.
Детям с ОСТ сложно слушать в динамической акустической обстановке и тем более решать сложные слуховые задачи. Несмотря на то, что в некоторых тестах их речеязыковые показатели могут быть нормальными, по мере усложнения акустических условий они начинают отставать от своих нормально слышащих ровесников. Именно поэтому мы изучили обстановку в школе и убедились в ее сложности и динамичности.
Сложные слуховые задачи
Льюис с соавторами проанализировали сложные слуховые задачи, используя понимание речи и распознавание фраз. Участниками исследования были 18 нормально слышащих детей (8-12 лет) и 18 соответствующих им по возрасту и полу детей с минимальной тугоухостью или ОСТ. Всем им предлагались задачи по распознаванию речи в условиях, имитирующих класс.
Показатели всех детей были в области возможного максимума. Дети с односторонней тугоухостью хуже справлялись со сложными задачами, чем нормально слышащие дети. Зрительное поведение также было неодинаковым. Иными словами, попытки визуализации или локализации говорящего приводят у детей с тугоухостью к неэффективному использованию когнитивных ресурсов. Это неудивительно, т.к. ОСТ нарушает локализацию.
Авторы пришли к выводу, что при выполнении сложных слуховых задач с несколькими говорящими показатели детей с односторонней тугоухостью хуже, чем у их нормально слышащих сверстников. Зрительное поведение также различается, наводя на мысль о различном использовании зрительной информации. Детям с тугоухостью сложнее найти основного говорящего в условиях одновременного разговора нескольких людей. Им труднее локализовать говорящего, т.е. им приходится больше смотреть по сторонам.
Решения для односторонней тугоухости
В Протоколе детского слухопротезирования Американской академии аудиологии (AAA) подбору слуховых аппаратов детям с малой двусторонней тугоухостью (МДСТ) и ОСТ отведен специальный раздел. Вот небольшая выдержка из рекомендаций:
«Дети с минимальной и малой тугоухостью должны считаться кандидатами на слухопротезирование и/или использование персональных FM-систем или систем звукового поля в условиях школы. Использование звукоусиления показано также некоторым детям с односторонней тугоухостью. Решение о слухопротезировании ребенка с односторонней тугоухостью должно приниматься индивидуально, с учетом предпочтений ребенка или его семьи, а также на основании аудиологических, коммуникационных, образовательных факторов и особенностей развития».
В связи с наличием нескольких типов односторонней тугоухости решение обязательно должно приниматься индивидуально. Кроме того, в разной обстановке дети ведут себя по-разному, и дети с ОСТ представляют собой весьма неоднородную группу. При выборе решения необходимо исходить из потребностей конкретного ребенка; принцип «одно решение для всех» неприменим к ОСТ. Как будет показано ниже, Phonak предлагает различные решения для каждого типа ОСТ.
В некоторых случаях у ребенка может быть корригируемая односторонняя тугоухость со снижением слуха от малого до тяжелого, но с сохранной разборчивостью речи. В других случаях односторонняя тугоухость может быть тяжелой/глубокой с практическим отсутствием разборчивости речи в пораженном ухе, т.е. не поддающаяся коррекции. Когда надо начать вмешательство? Позднее слухопротезирование может привести к слуховой депривации, а преимущества ранней коррекции слуха давно доказаны.
Phonak Sky V для корригируемой ОСТ
Предположим, что нарушение слуха в пораженном ухе поддается коррекции. Степень тугоухости может быть любой – от малой до тяжелой. В таком случае по определению показано звукоусиление. Его эффективность можно оценить в течение периода пробного ношения слухового аппарата. Рекомендуется также применение дистанционного микрофона в шумной обстановке и на расстоянии (например, в классе). В таком случае можно воспользоваться аппаратами Phonak Sky V в сочетании с системой Roger.
На Рис. 1 представлено семейство детских слуховых аппаратов Phonak Sky V, а также диапазоны подбора для каждой из пяти моделей. Аппараты Sky V-M предназначены для коррекции малой/умеренной тугоухости. Они работают на 312-й батарейке. Диапазон подбора модели Sky V-P достаточно широк. Эти аппараты могут использоваться при нарушениях слуха от малых до умеренных и даже тяжелых. Модель Sky V-SP обладает большим усилением, чем предыдущие слуховые аппараты класса SP, поэтому она подходит для достаточно тяжелых вариантов снижения слуха. Аппараты Sky V-UP работают на 675-х батарейках. Мы также предлагаем аппараты Sky V-RIC, которые можно комплектовать тремя вариантами ресиверов, включая UP. Это означает, что Sky V-RIC можно использовать при достаточно больших потерях слуха.
Рис. 1. Слуховые аппараты Sky V и соответствующие диапазоны подбора.
Все слуховые аппараты Sky V снабжены прямым аудиовходом. Вы можете свободно комбинировать и при желании изменять цветовые сочетания корпусов и рожков слуховых аппаратов. Для всех аппаратов разработаны варианты защиты от неосторожного обращения. Возможна оптимизация работы аппаратов в соответствии с окружением ребенка, о чем будет сказано ниже. Все слуховые аппараты обладают индексом пыле- и влагозащищенности IP68. Они также снабжены световой индикацией, поэтому родители всегда могут убедиться в том, что аппараты включены и работают. Работа в программе Roger сопровождается повторяющимися раз в несколько секунд двойными вспышками. Тройные вспышки, повторяющиеся с интервалом в несколько секунд, означают, что батарейки разряжены и их необходимо заменить в течение 30 минут.
SoundRecover2
AutoSense Sky OS
Функция «Roger + направленность»
Исследование повышения качества жизни
Маккей изучал повышение качества жизни у детей с корригируемой ОСТ после подбора им слуховых аппаратов. Автор провел анкетирование 20 семей, в которых были дети с малой/умеренно-тяжелой односторонней тугоухостью (2-17 лет). Вот некоторые комментарии родителей: «Было бы прекрасно, если бы мы подобрали слуховой аппарат раньше» или «Он не получал и половины того, что должен был получать, пока не надел слуховой аппарат».
Согласно мнению большинства родителей, после подбора слухового аппарата функциональное состояние ребенка значительно улучшилось, улучшилось или, в крайнем случае, не изменилось. Во всех областях, связанных со слухом, показатели всех детей улучшились. Детям нравились их слуховые аппараты, а родители были довольны и сожалели о том, что аппараты не были подобраны раньше.
Вывод автора: «Мы уверены, что детям с ОСТ (при надлежащих показаниях) необходимо назначать слуховой аппарат (как минимум, на пробу). Установлено, что слухопротезирование повышает качество жизни этих детей. Мы убеждены, что в противном случае дети будут лишены возможности реализовать свой потенциал».
Некоторые специалисты прибегают к выжидательной тактике в отношении детей с односторонней тугоухостью. Мы же рекомендуем провести пробный подбор слухового аппарата. Это не причинит ребенку вреда, зато поможет своевременно уточнить эффективность звукоусиления.