Однокоренные слова что это 3 класс
Однокоренные слова
2 класс, 3 класс, 5 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Что такое однокоренные слова в русском языке
Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.
Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.
Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.
К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:
Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.
Как образуются однокоренные слова
Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.
Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.
Изучайте русский язык в онлайн-школе Skysmart — с внимательными преподавателями и на интересных примерах из современных текстов.
Какие слова не являются однокоренными
Слова с омонимичными корнями
В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.
Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.
Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.
Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.
Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.
В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.
Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:
Любовь — любитель, любимый, любить.
Бурить — бурильщик, буровая, бур.
Буря — бурный, буревестник.
Формы одного слова
Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.
Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:
Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:
суффикс прошедшего времени глагола -л-;
суффикс повелительного наклонения глагола -и-.
Примеры форм одного и того же слова:
Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.
Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.
Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.
Зачем подбирать однокоренные слова
Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.
Проверяемая гласная в корне:
обижа́ть — оби́да;
чистота́ — чи́сто;
хо́лод — холо́дный.
Правописание звонких и глухих согласных в корне:
книжка — книжечка;
дуб — дубовый;
гибкость — гибок.
Правописание непроизносимых согласных в корне:
солнце — солнечный;
грустный — грусть;
сердце — сердечный.
Однокоренные слова, что это такое? Примеры
Однокоренные слова — это слова (лексемы) разных частей речи с общим смысловым корнем (примеры: белый, белеть, бело) или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами (например: белый, беловатый, беленький).
Однокоренные слова так называются, потому что в своем морфемном составе имеют одну и ту же главную смысловую часть, в которой заключено их общее значение, то есть один и тот же корень. Научимся отличать однокоренные слова, или родственные слова, от их грамматических форм.
Понятие об однокоренных словах
Среди огромного количества слов русского языка можно выделить ряды слов с общей частью, в которой заключено их главное лексическое значение. Конечно же, речь идет о корне и об однокоренных словах.
Эти единицы речи объединяет не просто набор одинаковых букв и звуков, а еще нечто общее, заключенное в слове, общая соотнесенность с чем-либо (предметом, признаком, действием, качеством и пр.), то есть их лексическое значение.
К примеру, словом «смелый» называют отважного и храброго человека, не боящегося трудностей и опасностей. Лексическое значение этого прилагательного заключено в корне смел-, который укажем в морфемном составе близких по смыслу слов:
Все перечисленные слова являются однокоренными.
Однокоренные и родственные слова — это одно и то же?
Чтобы выяснить, что включает в себя понятие «однокоренные слова» и можно ли их назвать родственными, обратимся к примерам.
Рассмотрим ряд однокоренных слов:
Все эти слова разных частей речи связаны с понятием «дом», значит, это однокоренные слова. Их иначе называют родственными.
Другой ряд существительных: «птенец», «птица», «пташка», «птичник», «птичница» — по смыслу связан с птицей. Общей частью этих слов является корень -пт-. Это родственные слова.
В морфемном составе однокоренных (родственных) слов «улица», «переулок», «закоулок», «проулок», «уличный» можем выделить общую часть -ул- — корень слов.
Не следует путать однокоренные слова с грамматическими формами слов. Поясним это на примерах.
Как отличить однокоренные слова от форм слов
Возьмем для исследования слово «дом», которое имеет следующий морфемный состав:
Проследим, как это слово склоняется:
Перед нами не родственные слова, а падежные формы существительного «дом», у которых корень остается один и тот же, а только меняются падежные окончания. Это одно и то же слово, только в другой грамматической «одёжке», которую назовем его формой.
Сравним с рядом однокоренных слов с корнем дом-, приведенных выше.
В этом ряду представлены формы степеней сравнения качественного прилагательного «темный».
Эти слова являются родовыми формами прошедшего времени, особыми формами причастием и деепричастием глагола «болеть».
Сравним с формами глагола «болеть» ряд однокоренных слов:
Видеоурок
Урок русского языка на тему «Однокоренные слова». 3-й класс
Класс: 3
Цели: совершенствовать умения находить однокоренные слова, выделять в словах корень; развивать мышление.
Наглядность: плакат, карточки с заданием, символы “Смайлы”.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, учебники.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
— Прочитайте предложения. Определите части речи.
Был тёплый денёк. Светило яркое солнышко. Две девочки сидели на скамейке. Они говорили о школе.
— Дайте определение каждой части речи.
III. Самоопределение к деятельности.
1. Прослушайте сказку “Семья слов”.
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться.
Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова- веточки, и назвали их ОДНОКОРЕННЫМИ. А так как они все были дети одного корня-папы, то ещё их назвали родственными.
Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор КОРНЕМ.
Однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой округлый и уютный.
Учитель показывает карточку с обозначением корня.
— Сформулируйте тему урока.
Учащиеся: тема урока “Однокоренные слова”.
Учащиеся читают на плакате:
Так же как и у кустов,
Корень слова есть у слов.
2. Прочитайте слова на доске. Спишите, выделите в них корень.
лес сад цвет лесок посадка цветок лесной посадил цветной лесник садовник цветник
IV. Работа по теме урока.
1. Прочитайте стихотворения на интерактивной доске, найдите однокоренные слова, выделите в них корень.
Жило-было слово ход,
В слове выход,
В слове вход,
В слове ходики стучали
И в походе вдаль шагали.
Ряд, рядочек, рядовой,
Хор, хормейстер, хоровой,
Зуб, зубной, зубок, зубастый,
Цвет, цветок, цветной, цветастый.
2. Работа по учебнику.
— Найдите однокоренные слова, выделите корень.
— Расскажите правило соседу по парте.
Правило: Однокоренные слова – это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.
3. Вставьте пропущенные буквы. Подумайте, есть ли в предложении родственные слова? (Учащиеся читают запись на доске).
Дед Егор в густом л.су
Встретил рыжую л.су.
Лиска, л.сонька, л.са!
Ты в каких живёшь л.сах?
Лисий хвост замёл сл.ды,
Где л.сичка? Видел ты?
(Бетенькова М.Н.)
4. Выполнить упр. №108(с.61).
Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка работ.
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили, всем улыбки подарили.
VI. Закрепление изученного.
1. Найдите в пословицах однокоренные слова.
— Выпишите однокоренные слова парами и выделите в них общую часть – корень.
Секрет корня в том, что родственные слова должны быть связаны по смыслу. Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части – не родственные.
2. Грамматическая сказка.
— Прослушай те сказку.
Родня ли Гусеница Гусю?
— Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
— Я ваша тётка – Гусеница.
Есть ли в этом рассказе “родственники”?
Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алёша сказал, что гусеница – не родственное слово.
— Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
3. Работа по учебнику.
— Прочитайте. Запишите группы однокоренных слов. Выделите в них корень.
Знакомство с новым словом из словаря.
Каким словом можно заменить слово картошка? (Это слово картофель).
Картофель – клубнеплод, богатый крахмалом.
— Из каждой тройки слов исключить не родственные слова.
(Работа с карточками).
1. Водитель, водит, вода
2. Вода, водичка, водить.
3. Коса, косичка, косить.
4. Желток, железо, жёлтый.
5. Циркуль, циркач, цирк.
6. Часовщик, час, часть.
— Какие слова называют однокоренными?
— Оцените свою работу на уроке.
( Учащиеся показывают карточки “Смайлы”).
VII. Подведение итогов.
— Что вам понравилось на уроке?
— Какие задания были наиболее интересными?
Домашнее задание: выучить правило, с.61, выполнить упр. №111, с.62.
Однокоренные слова
Слова можно разобрать на части. Знание этих частей поможет лучше понять значение многих слов, правильно использовать их в речи и грамотно писать.
Слова, которые имеют общую часть и близки по значению, называются родственными.
Все эти слова имеют общий смысл «быть родным» и общую часть — род.
Родственные слова близки по смыслу и имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.
Общая часть родственных слов — это корень. Поэтому родственные слова называют еще однокоренными.
В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Корень — это главная часть слова. В нем заключено основное значение слова. Надо уметь находить в словах корни, чтобы лучше понимать значения слов и правильно их писать. Корень принято обозначать дугой сверху.
Корни слов в (родственных) однокоренных словах пишется одинаково. Среди однокоренных слов может быть слово, которое помогает правильно писать все остальные слова.
Примеры однокоренных слов
Вот пример цепочек однокоренных слов:
Получается, что родственные слова как бы вырастают из одного корня.
Как найти корень в слове?
Парные согласные в корне нужно проверять, если они стоят в конце слова или перед другим согласным звуком.
Для проверки надо изменить слово так, чтобы после согласного шёл гласный звук. Можно подобрать к словам с парным согласным однокоренное слово.
Какие однокоренные слова у слова «ветка»?
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
План урока:
Однокоренные слова
В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.
Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?
А подсказкой станет ответ на загадку:
В саду у Антошки Яблонька растет.
Ветки высокие ввысь поднимает,
Что ей устоять на земле помогает?
Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».
Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.
А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:
Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.
Различие форм и однокоренных слов
Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.
Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?
Ответ: существительные, прилагательное, глагол.
Части речи однокоренных слов
К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.
Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.
Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:
Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.
Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:
Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.
Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.
Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.
Корень слова
В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.
Проверяемые гласные в корне
Рассмотрим гласные в корне слова:
Прочитайте и выделите корень в слове. Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.
Ответ: р е ка (р е́ к), м о ря (м о́ ре), с а ды (с а́ д), дер е вья (дер е́ в), ух о дить (х о́ д).
Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.
Непроверяемые гласные
Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:
Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.
Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.
Б е рлог-а, к о либри, ар о мат, б а гр-ов-ый, б о рдюр, в е стибюль, т о ршер, д и зентери-я, к а ламбур, к е нгуру, н а тюрморт, ст и пенди-я, б е гемот, юв е лир, инц и дент, пласт и лин, ин е й.
Корни с чередованием
Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.
Изучите и перепишите таблицу.
Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.
Приведите пример корня слова с чередованием.
В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:
Приведите свои примеры.
Окончание
Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.
Обозначьте окончания в словах.
Слова без окончаний
Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:
Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.
Окончания после шипящих и «ц»
Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.
Вставьте гласные в окончания слов.
Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].
Правописание слов
Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.
Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, во з н аградить (з перед сонорным н).
Придумайте свои слова и укажите правописание слов.
Безударные в корне слова
Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:
Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:
Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.
Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.
Чередование гласных и согласных звуков в корне слова
Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.
Корни с чередованием гласных
Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.
Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Зар о с ли ( о перед с), р а ст ить (а перед ст), прир а щ ивать (а перед щ).
Например, р(а) ст ение, ск(а) к ать, прил(о) ж ить.
Например, перебир-а-ть, поджиг—а-ть, тер-еть.
Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:
Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.
Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.
Чередование согласных в корне слова
Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.
Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.
Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.
Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).
Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, дру г – дру ж ба (друг-друж).
Напишите свои варианты чередования согласных в корне.
Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.