Однажды в провинции о чем
Кладбище скрытых возможностей. «Однажды в провинции», режиссер Катя Шагалова
«Однажды в провинции»
Автор сценария, режиссер Катя Шагалова
Оператор Евгений Привин
Художник Денис Бауэр
Композитор Алексей Шелыгин
В ролях: Юлия Пересильд, Эльвира Болгова, Александр Голубев, Любовь Толкалина, Наталья Солдатова, Леонид Бичевин,
Алексей Полуян, Александр Скотников, Айдыс Шойгу
Хорошо, по-столичному одетая девушка сходит с поезда. Ее пихают со всех сторон, чемодан падает, выпадает журнальчик «ТВ-бульвар», на обложке улыбающееся лицо девушки, уронившей чемодан. Так мы узнаем, что ее зовут Настя (Юлия Пересильд) и что она актриса.
Настя плачет, ей противно и страшно садиться в автобус, набитый чумазыми работягами. Человек с восточным лицом и тушкой барана на плече предлагает поехать с ним. Настя отказывается, но вот уже она и восточный человек Ясир катят в «газике» по разбитой дороге. Водитель весел, болтает, Настя сдержанна, цедит слова, ей не по себе. Нехотя сообщает, что едет к сестре Вере. Вера замужем за Колей, и оба они, соседи Ясира, живут в заводском общежитии. С одной стороны — столица, телевизор, гламур, с другой — некая некрасивая правда жизни. Конфликт заявлен.
Настя стоит перед запертой дверью. «Вера там, где футбол, за домом», — сообщает жена Ясира. Тот рад услужить Насте, предлагает позвать Веру, но Настя отказывается. С этого момента (от начала фильма прошла одна минута сорок шесть секунд) отношение к тому, что происходит на экране, меняется. Через антураж современности проступает знакомый сюжет. В следующей сцене происходит встреча сестер, предположение подтверждается. Вынужденная оставить родной дом, главная героиня ищет приют у младшей сестры, которая вместе с мужем живет в тесной комнатушке на убогой окраине городишка. Позади у героини какая-то трагедия, ей некуда деться. Она с ужасом смотрит на нищенскую обстановку, в которой живет сестра, люди вокруг кажутся ей ужасными. А вот сестра приспособилась, «низкая» среда ее не пугает, она любит своего мужа «из простых», в то время как героиня считает, что сестра совершила чудовищный мезальянс. Покинула семейное гнездо и ушла с этим «плебеем». «Плебей», прошедший войну, не в восторге от свояченицы. Он тиранит жену, верховодит друзьями и бьет морду всем, кто выразит недовольство, куражится вволю, отводит душу на неодушевленных и одушевленных предметах. Хозяин, он едва терпит присутствие нежеланной гостьи, его бесят ее благородные замашки и попытки навести чистоту. Оба ненавидят друг друга, но вынуждены терпеть. Он, потому что родственница, она, потому что ей некуда идти. У «плебея» есть друг, с которым вместе служили, такой же простой, но помягче. Другу нравится героиня, а она хватается за него, как утопающий за соломинку. Некоторое время кажется, что все устаканилось, улеглось, но конфликту еще предстоит дойти до высшей точки. Сестра принимает сторону мужа, героине приходится покинуть дом в сопровождении представителей пенитенциарной власти. Персонажи, развитие событий, диалоги, противостояние разных социальных слоев фильма говорят о том, что «Однажды в провинции» — адаптация пьесы «Трамвай «Желание». Коля — Стэнли, Вера (Эльвира Болгова) — Стелла, Настя — Бланш Дюбуа. Александр Голубев, играющий Колю, даже похож на Марлона Брандо в роли Стэнли, но только более круглолицый, расплывчатый. Можно было бы и не пересказывать историю, но в титрах Теннесси Уильямс не упомянут.
Когда происходит узнавание, мы начинаем относиться к фильму как к экранизации, вариации на тему. Становится интересно, что и каким образом автор фильма переделал в знаменитой пьесе применительно к другому времени и другому месту.
Можно сказать, что детали адаптированы отлично. Аристократическая среда оказывается средой постсоветского генералитета, «учительница английского языка» (белая кость в послевоенной Америке) — актрисой сериала «Братва». Коля служил в Чечне. И если Стэнли Ковальский после войны был на всю голову здоров, Коля на всю голову болен, его нервическая агрессивность — следствие тяжелой контузии. Новый Орлеан, «город особенный», стал окраиной поселка шахтеров. Негры и мексиканцы — узбеками, таджиками, корейцами и другими «лицами кавказской национальности». Впрочем, негры и латиноамериканцы здесь тоже есть. Друга Коли, Мишу (Леонид Бичевин), все называют Че — в честь Че Гевары, папа Миши был кубинец. И если бы Эдгар Аллан По вздумал описать нашу местность, ему пришлось бы тяжеловато. Уирский лес с его нечистью — вся эта страшноватая, но поэтическая экзотика превращается здесь в удручающую банальность, в нечто совершенно обычное, а потому безысходное. Можно сказать, что персонажи и их отношения так или иначе обыграны. Есть почти один в один повторение некоторых реплик и мизансцен, и они к месту. Все, что так или иначе напоминает о пьесе, фильму на пользу. Детали точны и безыллюзорны. Ну разве что режут слух несколько запоздалые приветы советско-кубинской дружбе, выкрики про «папу-космонавта» и «Рузвельта — друга Че». Такие реплики уместны, скорее, в «папенькином кино» и в устах персонажей более пожилых, чем девчонка пятнадцати-шестнадцати лет, которая, скорее всего, не знает такой фамилии, как Рузвельт. В остальном съемка, интерьеры, натура, персонажи, игра актеров точны и натуралистичны.
Да, люди так живут, так одеваются, вот так любят, вот так расслабляются, так поют под караокэ, а вот так писают. Правда жизни. Натурализм без фальши, и он не вызывает сомнений. Сомнения и фальшь начинаются там, где начинается сюжет.
Вместо конфликтов накручиваются эпизоды. Скинхеды бьют нацменов, Коля и Че бьют скинхедов, милиционерша бьет Колю и Че, потому что они ее подставили, ребята пьют круговую, девчонки тащат на себе наклюкавшихся ребят. По пьяной лавочке происходят игра в «дурака» на раздевание, примирение, а потом поножовщина. Коля бьет Веру, Настя ранит его ножом, Вера сдает Настю милиции, но Настю спасает Че. Да, еще есть пара эпизодов с вялотекущим инцестом. Че смотрит на фотографию своей матери и видит, что они с Настей похожи как две капли воды. Че влюбляется в Настю. Действие развивается так, будто впереди еще двести пятьдесят серий. Склонность к недоговариванию, характерному для горизонтальных телесериалов, к незавершенности темы в пределах серии обнаруживалась у Шагаловой еще в ее дебютном полнометражном фильме «Собака Павлова». Такие кадры можно щелкать, пока аккумуляторы не сядут. И не надо было ехать в провинцию, чтобы увидеть такие же дома, помойки, дороги, дворы, такие же тусовки и арбузные корки. У меня в московском дворе мужики точно так же со слезой орут те же песни и писают на стены и в подъездах. Так что никакого сугубо провинциального колорита в фильме не возникает. И почему фильм называется именно так, мне остается непонятным.
Катя Шагалова написала сценарий и сама сняла фильм, но рассказать историю о простых человеческих отношениях не получилось. Героические усилия актеров, отработавших на совесть, не очень помогли. Я готова предположить, что Шагалова хотела рассказать о полной безысходности ситуации. Но в фильмах о провинциальной безысходности, будь это «Облако-рай», «Древо желаний» или «Вечер с субботы до понедельника», которые остались в памяти, есть мечта, есть воспоминание об идеале. Убогий мир, но щемящее ощущение. Мир страшный, жестокий, но какая трогательная трагическая красота. Богатое зрение, традиция кино (национального, советского, постсоветского), национальная традиция отношений. Плюс беспощадный психологизм, «обременение» ХХ века. И все без особых изысков. «Вечер субботы. » по пьесе Розова — вообще телевизионное кино, снятое в простых советских шаблонах.
«Однажды в провинции» — фильм без любви, без тоски по любви. Что точно останется от этой картины — музыкальная тема, придающая истории глубину, выразительность и ироничность. У композитора Алексея Шелыгина музыка всегда опирается на те или иные жанровые истоки. В данном случае в основе темы то ли пассакалия, то ли чакона, то ли хорал, музыка, связанная с традицией похоронных шествий. Тема, повторю, только одна, и это правильно. Настя и Че разбиваются на машине. Коля, возможно, не жилец. Никого не жалко. На всем печать смерти, вернее, отсутствия жизни. «Сперва сядете в один трамвай — „Желание“, потом в другой — „Кладбище“. Ну вот и приехали».
Однажды в провинции (фильм)
Однажды в провинции (фильм)
Однажды в провинции | |
Файл:Odnazhdyvprovintsii.jpg | |
Жанр | |
---|---|
«Одна́жды в прови́нции» — драма российского режиссёра Кати Шагаловой, снятый в 2008 году.
Сюжет
В ролях
Награды и примечания
Полезное
Смотреть что такое «Однажды в провинции (фильм)» в других словарях:
Однажды в провинции — Однажды в провинции … Википедия
Ходячий замок (фильм) — Ходячий замок Ходячий замок ハウルの動く城 (яп.) Howl s Moving Castle (англ.) Шагающий замок Хаула (неоф. рус.) Жанр фэнтези, романтика, драма Анимационный фильм Режисс … Википедия
Прекрасный боксер (фильм) — Прекрасный боксёр บิวตี้ฟูล บ๊อกเซอร Жанр биография / драма / комедия Режиссёр Экачай Уэкронгтам Продюсер … Википедия
Прекрасный боксёр (фильм) — Прекрасный боксёр บิวตี้ฟูล บ๊อกเซอร Жанр биография / драма / комедия Режиссёр Экачай Уэкронгтам Продюсер … Википедия
Чародеи (фильм) — «Чародеи» Жанр ко … Википедия
Переправа (фильм, 2008) — У этого термина существуют и другие значения, см. Переправа (значения). На этой странице есть текст на … Википедия
Гладиатор (фильм, 2000) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гладиатор (значения). Гладиатор Gladiator … Википедия
Паттон (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Паттон. Паттон Patton … Википедия
История насилия (фильм) — Оправданная жестокость A History of Violence Жанр криминальная драма триллер Режиссёр Дэвид Кроненберг … Википедия
Оправданная жестокость (фильм) — Оправданная жестокость A History of Violence Жанр криминальная драма триллер Режиссёр Дэвид Кроненберг … Википедия
Рецензия на фильм «Однажды в провинции»
Молодая актриса, звезда популярного телесериала Настя возвращается в город юности своей, маленький населенный пункт, где всяк и каждый знает друг о друге абсолютно всё и даже больше. Приютившись у сестры Веры, девушка пытается найти себя в однообразных буднях провинциального городка, что на поверку оказывается сложновыполнимой задачей. Муж Веры, Коля, откровенно недолюбливает сестру жены, имея на то свои резоны и причины. Появление в городе Насти вытаскивает из шкафов многих скелетов, о которых почти все уже успели благополучно забыть…
Шагалова изо всех сил старается вербализовать на экране все ужасы провинциальной жизни, о которых слышала, читала, смотрела в телевизионных новостях. Искусственность всего построения выдают детали, режущие глаз на протяжении всей картины. Режиссёр снимала фильм не о провинции, а о своём представлении о провинции, что не смертельно, но, учитывая общий нравоучительный пафос, несколько карикатурно, а местами откровенно смешно.
Над всем этим витает дух балабановского «Груза» (всколыхнувшего, что характерно, не жителей регионов, а обитателей Садового кольца). Но если у Алексея Октябриновича содержание и форма были союзниками и побратимами, то у Шагаловой имеются ощутимые пустоты по обоим пунктам.
Символизировать изолированность российской провинции от всего цивилизованного мира была призвана нетленка Юры Шатунова «Белые розы», с завидным постоянством звучащая из городских динамиков. Впрочем, именно эта музыка, похоже, и вправду будет вечной. И вот это значительно страшнее всего того, что случилось в фильме.
drugoe_kino
ДРУГОЕ КИНО
Смотрим. Пишем. Обсуждаем.
Интересный фильм, и в первую очередь не сюжетом, а фактом своего существования. «Однажды в провинции» — это такой фильм, снятый москвичкой из хорошей семьи (Екатерина Шагалова — дочь киносценариста Александра Миндадзе и актрисы Галины Орловой) о жизни, которую она то ли не видела совсем, то ли не сумела воплотить на плёнке как режиссёр. Получился этакий лубок, взгляд москвича* на российскую глушь, полный очарования и ужаса одновременно. Прекрасная работа художника и оператора украшает и превращает в гламур реальность, от которой в действительности хотелось бы отвернуться, если не стошнить. Главные герои — с очевидностью столичная молодёжь, кое-как загримированная и переодетая. Пространство, в котором живут герои тоже обставлено по всем правилам столичного дизайна, даже если это облупленная коммуналка. Сюжетная линия, состоящая из попоек, дней рождения, задушевных бесед и мордобоев как-то одним своим фактом опровергает промо-описание фильма о скучной и однообразной жизни в глубинке. Короче, перестарались авторы фильма с художественностью. Получилось слишком красиво, до неправдоподобия.
Хотелось, видимо, снять что-то типа «Магнитных бурь», а вышло. ну что-то типа самодеятельного спектакля, где москвичи для москвичей пытаются изобразить жизнь, которую не видели, а представляют по другим таким же спектаклям. Сплошные проекции, в общем. Водка, грязь, тяжёлый быт и светлые чувства. И чтоб красивенько.
Однако, не всё так плохо.
Если закрыть глаза на все эти преукрасы, списать на неопытность режиссёра (а это её вторая режисёрская работа), то сам по себе сюжет не очень-то и плох. Хотя и не поражает новизной, а бэд-энд предсказуем с самого начала.
В маленький городок к родной сестре приезжает столичная актриса. Не от хорошей жизни, понятно. Жизнь, которую она там видит, кажется ей дикой. А люди — больными. И в общем, она не так уж не права. Фильм хорошо показывает как ломает и коверкает человеческие души тяжёлая жизнь. Какими моральными калеками могут стать в общем-то нормальные с виду люди. Ещё печальнее осознавать, что все это заложено у нас в культуре — «бьёт значит любит».
С другой стороны, и это тоже удалось ухватить, хорошо показана двойственность человеческой природы, любви и ненависти, уважения и зависти, Ада и Рая в душе. Любовь, граничащая с самоуничижением. Благодарность, замешанная на страхе и зависти.
В мире чувств всё очень сложно и не раскладывается на логические кубики.
Для контраста, есть в фильме и редкие вставочки о здоровых (психологически) людях. Это диалоги перед сном семейной пары, выходцев с юга — людей другой культуры и менталитета. Что этим хотел сказать автор — не очень понятно. Хотя. определённая правда жизни в его наблюдение есть.
________________________________________ ___________________________
*да не будут ругаться тут на меня жители столицы. В данном тексте москвичи — это скорее собирательный образ жителей больших городов, людей привыкших к хорошей и красивой, сравнительно, жизни и совершенно не знающих как на самом деле живут люди в провинции. Собственно, и сам термин «провинция» употребляют, как правило, исключительно они.
Однажды в провинции (фильм)
Однажды в провинции (фильм)
Однажды в провинции | |
Файл:Odnazhdyvprovintsii.jpg | |
Жанр | |
---|---|
«Одна́жды в прови́нции» — драма российского режиссёра Кати Шагаловой, снятый в 2008 году.
Сюжет
В ролях
Награды и примечания
Полезное
Смотреть что такое «Однажды в провинции (фильм)» в других словарях:
Однажды в провинции — Однажды в провинции … Википедия
Ходячий замок (фильм) — Ходячий замок Ходячий замок ハウルの動く城 (яп.) Howl s Moving Castle (англ.) Шагающий замок Хаула (неоф. рус.) Жанр фэнтези, романтика, драма Анимационный фильм Режисс … Википедия
Прекрасный боксер (фильм) — Прекрасный боксёр บิวตี้ฟูล บ๊อกเซอร Жанр биография / драма / комедия Режиссёр Экачай Уэкронгтам Продюсер … Википедия
Прекрасный боксёр (фильм) — Прекрасный боксёр บิวตี้ฟูล บ๊อกเซอร Жанр биография / драма / комедия Режиссёр Экачай Уэкронгтам Продюсер … Википедия
Чародеи (фильм) — «Чародеи» Жанр ко … Википедия
Переправа (фильм, 2008) — У этого термина существуют и другие значения, см. Переправа (значения). На этой странице есть текст на … Википедия
Гладиатор (фильм, 2000) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гладиатор (значения). Гладиатор Gladiator … Википедия
Паттон (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Паттон. Паттон Patton … Википедия
История насилия (фильм) — Оправданная жестокость A History of Violence Жанр криминальная драма триллер Режиссёр Дэвид Кроненберг … Википедия
Оправданная жестокость (фильм) — Оправданная жестокость A History of Violence Жанр криминальная драма триллер Режиссёр Дэвид Кроненберг … Википедия