Одинцова могла бы понять базарова докажите что

Сочинения о взаимоотношениях Базарова и Одинцовой

Роман «Отцы и дети» — одно из лучших произведений И. С. Тургенева, написанное во второй половине девятнадцатого века.

Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Смотреть фото Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Смотреть картинку Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Картинка про Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Фото Одинцова могла бы понять базарова докажите что

Среди женских образов в романе Тургенева «Отцы и дети» нам встречаются образы Кукшиной, Одинцовой и Кати. Рассмотрим более детально взаимоотношения Базарова и Одинцовой.

Любовь Базарова и Одинцовой

Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» является, по своей сути, испытанием для главного героя – испытанием для его мировоззрения, проверкой нигилистических убеждений на состоятельность в реальной жизни.

Отношения между мужчиной и женщиной для Базарова сводились лишь к физиологии. Какие-либо романтические чувства герой отрицал, а разговоры о любви считал полнейшей выдумкой и чепухой.

Именно с таким цинизмом Базаров относился к Одинцовой в самом начале повествования. Впервые он увидел ее на балу у губернатора и был поражен ее прекрасной благородной внешностью.

Ум, достоинство, спокойный и рассудительный нрав, мягкий и в то же время сильный характер – вот какие черты характеризуют героиню романа «Отцы и дети» Анну Сергеевну Одинцову.

Очевидно, что Базаров, столь умный и проницательный человек, не мог этого не заметить. Несмотря на то, что Одинцова произвела сильное впечатление на главного героя, Евгений Васильевич отзывался о ней исключительно в пренебрежительном тоне.

Читатель понимает, что героиня нисколько не уступает Базарову в образованности, интеллекте и силе характера. Анна Сергеевна есть тот человек, который сыграет в жизни Базарова очень важную роль.

Евгений Васильевич, сам того не замечая, ставит Одинцову и любовь в один ряд, и все же отрицает для себя возможность любить. Он еще не знает, что с этого момента настоящая жизнь, наконец, настигнет героя и разрушит его надуманную философию.

В первую очередь, Базаров оценивает Одинцову как интересного собеседника, затем он привязывается к ее семье, окружению, ему становится комфортно в ее доме, и вскоре Евгений Васильевич, совершенно того не ожидая, влюбляется в Анну Сергеевну.

Одинцова, женщина умная, сдержанная сама оказалась неравнодушна к Базарову. Отношения героев раскрываются в момент признания, когда Анна Сергеевна, оставшись наедине с Базаровым, начинает говорить о счастье.

Она признается, что не видит смысла в своей жизни, чувствует себя уставшей. Базаров называет причину ее несчастья: желание полюбить в купе с неспособностью отдаваться этому всепоглощающему чувству.

Одинцова не желает расставаться со своим внутренним комфортом во имя любви. Но суть человеческой души такова, что без любви она жить не может. Не испытывая теплых чувств, человек перестает быть счастливым, молодость его увядает, наступает хандра.

В конце концов, Базаров признается Одинцовой в своей «безумной» любви к ней. В ее власти было ответить герою взаимностью, но выбрала она совсем другой путь.

Любовь заставила Базарова разувериться в собственном мировоззрении, из-за чего он потерял всяческие ориентиры в жизни. Тот факт, что он влюбился, означал, что главный герой – самый обычный человек со свойственными ему слабостями и недостатками.

Базаров не смог дать ответы на те философские вопросы, которые он сам поставил перед собой, а потому гибель героя стала очевидным и логичным завершением его жизненного пути.

Базаров и Одинцова в романе Отцы и дети

Отношения между Одинцовой и Базаровым очень сложные, я бы сказал «болезненные».

У Евгения есть цель в жизни – большая, даже глобальная… Евгений Васильевич много учится, работает. Вся его энергия сосредоточена в деятельности на благо своей цели. О личной жизни он и не думает, не собирается отвлекаться.

Я так понимаю, что все симпатии свои к женщинам он подавляет. (Зачем время на глупости терять?) Если б кто-то собирался впервые лететь на Марс, например, то, может быть, ради полёта, подготовки-организации тоже бы всё «отодвинул». Или вот монахи ведь принимают постриг, чтобы молиться…

Но Базаров – не монах, конечно. И он не совсем справляется со своими чувствами.

Одинцова – женщина вполне светская. Она молода и красива, довольно богата. То есть её сложно представить «соратницей» Базарова в его почти революционной деятельности. Молодой человек интересен ей загадочностью, сосредоточенностью.

Когда он, будто против своей воли, признаётся ей в любви, то ей приятно. Кстати, она его стоит, она тоже кажется всем холодной и гордой. Она и не боялась поведения Базарова, его резкости. Кажется, она не может сама полюбить…

Из-за того, что Евгений пытается бежать от своего чувства, оно становится каким-то невероятным. (Когда стараешься не думать о том самом медведе белом…) Чувство отвлекает его, сбивает с пути, поэтому он злится и на себя, и на Анну Сергеевну.

В итоге, как известно, Евгений Васильевич из-за своей работы погибает… А Одинцова не имеет «законного» права скорбеть о нём, ведь она так и не стала его женой, невестой.

Я встречал такую формулировку, что, мол, любовь стала испытанием для Евгения Васильевича. Так и получилось. Его цель, как ему казалось, не подразумевает, создания семьи, человеческого счастья. Но думаю, что это, как если бы он никогда не спал или не ел… Чувства могли бы ему помочь, немного отвлечь от цели, но только ради её же достижения.

И всё-таки любовь, которой Базаров от себя и не ожидал, помогает ему увидеть себя по-новому, хотя и никаких привычных людям отношений у героев не складывается.

Одинцова – образ тургеневской девушки

И. С. Тургенев вошел в историю русской литературы как прекрасный прозаик, тонкий психолог в сфере человеческих чувств. Образы Тургенева необычайно колоритны и тщательно выписаны. Что же касается женских образов, то чаще всего в заслугу писателю ставят создание особого типа — “тургеневской девушки”.

О своей героине Анне Сергеевне Одинцовой Тургенев в письме к К. К. Случевскому писал: “Она та же представительница наших праздных, мечтающих, любопытных и холодных барынь-эпикуреек, наших дворянок.

Ей бы хотелось сперва погладить по шерсти волка (Базарова), лишь бы он не кусался — потом мальчика по его кудрям — и продолжать лежать, вымытой, на бархате”. И мы в ходе развития сюжета убеждаемся в этом.

Первая встреча с этой женщиной происходит на балу у губернатора. Базаров дает ей точную и лестную в его устах характеристику: “На остальных баб не похожа”. От облика Одинцовой веет спокойствием и непринужденностью, какой-то холодной свежестью и чистотой.

Она обладает достаточно свободным и решительным характером, что очень в ней привлекательно: не дорожит общественным мнением и, в сущности, живет так, как ей хочется. Чтобы ни случилось — все Одинцова принимает как данность и лишь еще один факт жизни.

Это спокойствие Тургенев приписывает тому, что Анна Сергеевна никогда не любила. И потому у этой зрелой во всех отношениях женщины, которая много пережила и повидала, девственная, “прохладная” душа, не испытавшая ни страстных порывов, ни отчаянной боли.

Автор называет свою героиню странным существом — “не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло вполне; да она едва ли желала полного удовлетворения.

Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время”. Это одна из тех женщин, внутренний мир которых напоминает аккуратно подстриженную клумбу. Одинцовой дорого это спокойствие, и едва ли она позволит кому-то нарушить его. С той же стороны Анну Сергеевну характеризует и ее роскошный дом, в котором порядки строгие и никогда не нарушаются.

Вспомним также сцену признания в любви Базарова. Какой контраст! Он, задыхающийся, не владеющий собой, и она — спокойная и ясная, как всегда.

После ухода Базарова ее чувства и мысли встревожены слегка, и, не мучаясь и не терзаясь, она принимает решение: “Нет; бог знает, куда это бы привело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете”. Однако Тургенев также подводит свой итог: пустота или… безобразие.

Из эпилога мы узнаем, что Одинцова вышла замуж за прекрасного человека, холодного, как лед. Автор делает едкое замечание — они доживутся, пожалуй, до любви.

Читайте также: Гранатовый браслет герои – характеристика персонажей Куприна.

У Базарова рядом нет родственной души, поэтому он замыкается. Даже женская любовь не способна быть для него интересной.

Источник

Почему не состоялись отношения базарова и одинцовой. Могли ли быть счастливы Базаров и Одинцова? (по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»). Окончание истории, что так и не началась

И. С. Тургенев в каждом произведении испытывает героев любовью. Евгений Базаров не явился исключением. Любовная история помогает раскрыть образ главного героя наиболее полно.

Базаров знакомится с Анной Одинцовой на губернаторском балу, куда приезжает вместе с другом Аркадием. Видя ее, он говорит, что она «на остальных баб не похожа». Базарова отличает упрощенный, «анатомический» взгляд на женщин. Для героя они – всего лишь биологические объекты.

После того, как Одинцова зовет Базарова к себе в имение, он заинтересовывается ею и старается проводить с ней все свое время. Интерес к Одинцовой становится переломным в судьбе Базарова. Нигилизм, отрицающий любовь, сталкивается с реальной жизнью, в которой герой влюбляется, но все же пытается отрицать это чувство и подавить в себе. Однако реальность побеждает теорию, и Базаров влюбляется бесповоротно.

Одинцова же увлечена Базаровым, он ей любопытен. Однако, холодная и рассудительная, героиня пугается потерять ту спокойную и комфортную жизнь, которую так ценила. Ведь страстная любовь Базарова однозначно привела бы в диссонанс размеренную жизнь Одинцовой. Испуг и нежелание менять свою жизнь становится причиной несостоявшейся любви героев.

Одинцова не способна на любовь. Это доказывает и эпилог романа: героиня выходит замуж по расчету.

Рассказав историю несостоявшейся любви Базарова и Одинцовой, автор показывает, что нельзя противиться человеческой природе. Он полностью развенчивает теорию нигилизма.

Тургенев дает возможность читателю поразмышлять над вопросом, что было бы, если бы любовь оказалась взаимной. Возможно, Евгений Базаров бы полностью отступил от теории нигилизма и полюбил бы жизнь такой, какой она есть. Но есть вариант, что он, разочаровавшись в любви, укрепил бы свои взгляды на жизнь.

Таким образом, И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» продемонстрировал, что нигилист Базаров нуждается в любви. Его встреча с Анной Одинцовой показала, что он может искренне любить. Но его отношения с Одинцовой с самого начала были обречены. Они вспыхнули ярко, но завершились, даже не начав свое развитие.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь — это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений — выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически?…

Роман «Отцы и дети» создавался И. С. Тургеневым в переломную для России эпоху, когда передовая молодежь активно интересовалась будущим своей страны и отрицала все пережитки прошлого. Яркими представителями своего времени в романе изображены нигилист и ученый Евгений Базаров и аристократическая красавица Анна Сергеевна Одинцова. Красной нитью в произведении проходит описание чувств главных героев, их переживания и трагизм отношений.

Для Базарова, по натуре атеиста, внезапно вспыхнувшая любовь к Одинцовой, явилась потрясением. По началу он боялся признаться в этом романтическом чувстве даже себе самому.

Что касается, Анны Сергеевны, то расчетливая аристократка не отвечает Евгению взаимностью, но тем не менее она заинтересовалась им, он привлекает женщину своим умом и прогрессивными взглядами.

Одинцова видит в Базарове интересного собеседника, а он в ней равноценную по интеллекту натуру. Как писал сам Тургенев, несмотря на различность характеров, в этих двух молодых героях «было слишком много … однородного».

Казалось бы, встретившись эти две сильные личности могли бы в будущем создать крепкий союз, но их отношениям суждено было завершится трагически. Это объясняется прежде всего, различиями в восприятии мира и чувств главными героями. Евгений Базаров, отрицавший само существование любви, внезапно со всей глубиной и силой начинает испытывать это чувство. Но Одинцову он привлекает ровно до того времени, пока ей интересно с молодым человеком, как с новой игрушкой. Она эгоистична и совершенно очевидно, что очень скоро он наскучит красавице и уж, тем более, замуж за него она бы не вышла.

Трагичен финал романа, когда Евгений умирает, пожертвовав свою жизнь ради спасения людей. Перед кончиной Базарова, Одинцова целует его и только в этот момент, возможно, понимает, что потеряла самое дорогое в жизни. Что касается дальнейшей судьбы героини, то в скорости она удачно и расчетливо выходит замуж.

Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Смотреть фото Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Смотреть картинку Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Картинка про Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Фото Одинцова могла бы понять базарова докажите что
Базаров и Одинцова в романе «Отцы и дети» И. Тургенева

Базаров и Одинцова в романе «Отцы и дети»

Сочинение на тему «Образ Базарова (И.С. Тургенев, «Отцы и дети»)»

Отношение Е. Базарова к окружающим в романе «Отцы и дети»

Почему не сложились отношения между Асей и господином Н.? (по повести И. С. Тургенева «Ася»)

Испытание любовью Базарова (сочинение)

Сильные и слабые стороны нигилизма Базарова

Отношение Е. Базарова к окружающим в романе «Отцы и Дети»

Смерть Базарова — итог его жизненного пути

Сочинение на тему «В чем трагизм судьбы Е. Базарова»

Образ Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети» (сочинения, ЕГЭ)

Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия?

История любви Базарова и Одинцовой

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» затрагивается множество важнейших вопросов, в актуальности которых невозможно усомниться и в наше время. Однако одним из важнейших аспектов произведения является тема испытание любовью героев, которая обнажает самые далёкие уголки человеческой души и попросту открывает глаза на наш мир – прекрасный, сложный и удивительный.

Один из главных героев произведения «Отцы и дети», Евгений Васильевич Базаров, славился своим рациональным отношением к жизни. Он был нигилистом, на первостепенное место возводил разум, а не чувства, буквально «жил» любимым делом – изучением медицины, и неоднократно скептически отзывался и о поэзии, и о романах, и вообще о чувственном аспекте человеческой жизни. Превыше всего Базаров оценивал разум, самодостаточность и целеустремлённость — всё то, из чего состояла его жизнь до встречи с Анной Сергеевной Одинцовой.

Анна Сергеевна, обеспеченная вдова, притягивала внимание Базарова с самых первых минут знакомства. Красивая, статная, уверенная в себе женщина попросту не могла не заинтересовать Евгения Васильевича. Базаров влюбился. Полюбил так сильно и так трепетно, что даже разочаровался и в своих нигилистических взглядах, и в собственной системе ценностей вообще. К сожалению, со стороны Одинцовой симпатия не переросла ни в увлечение, ни в любовь. Героиня просто хотела спокойствия – комфортной и размеренной жизни, в которую Базаров со своими душевными терзаниями и влюблённостью просто никак не вписывался.

Возможно, если бы эта любовь оказалась взаимной, всё было бы иначе. Евгений Базаров полюбил бы жизнь такой, какой она является – без условностей, без вечного отрицания буквально всего на свете. А возможно, Базаров бы разочаровался и в любви, со временем вновь лишь сильнее укрепившись в нигилизме. Этого мы уже не узнаем.

Другие сочинения: ← Базаров и родители↑ ТургеневДружба Базарова и Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети →

Характеристики Базарова и Одинцовой

В произведении автор знакомит читателей с Анной и Евгением. Благодаря подробному описанию жизни каждого персонажа можно проследить, как формировалось мировоззрение действующих героев, а также последствия принятых решений для каждого из них.

Биография Анны Сергеевны

Женщина выгодно отличалась красотой. Несмотря на возраст, а ей на момент происходящих в романе событий исполнилось 28 лет, который даже сама героиня считала не юным, выглядела она молодой и свежей.

Она привлекала внимание. Особенно окружающих впечатляли:

Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Смотреть фото Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Смотреть картинку Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Картинка про Одинцова могла бы понять базарова докажите что. Фото Одинцова могла бы понять базарова докажите что

Женщина следила за своим гардеробом, одежда была подобрана с утонченным стилем и изысканностью. Даже простые платья смотрелись на ней изящно и красиво. Анна с первых минут общения очаровывала собеседников, а приятная внешность особенно располагала к ней мужчин, одновременно вызывая зависть со стороны женского пола.

О прошлом Анны мало что известно. Одинцова, в девичестве Локтева, была сиротой. Ее родители рано ушли из жизни. Мама скончалась еще во времена проживания семьи в Петербурге. На тот момент семья была обеспеченной, относилась к зажиточному классу. Отец имел пристрастие к карточным играм. Он проиграл все семейное состояние за карточным столом и скончался, оставив двум дочерям небольшое наследство.

На момент его кончины Анне исполнилось 20 лет, а младшей сестре Катерине было 12. После ухода из жизни отца Анна взяла на себя вопрос воспитания младшей сестры. Екатерину обучают всем урокам и премудростям, необходимым в жизни будущей аристократки. Но присутствовали и негативные моменты: Катя была запугана авторитетом старшей сестры и боялась ее.

Одинцова Анна преодолевала достаточно трудностей, ее жизнь нельзя назвать беззаботной. Ее первый муж был обеспеченным человеком в возрасте, на момент свадьбы ему было 46 лет. У Анны не было чувства любви к мужу: «Покойного Одинцова она едва выносила». Девушка не считала зазорным выйти замуж по расчету. После кончины супруга Анна стала очень богатой. Несмотря на безразличие к покойному, она выдержала все необходимые нормы приличия, полагающиеся для вдовы. Первый год после смерти она не покидала деревню, а вскоре, по окончании траура, уехала с сестрой за границу.

Положение в обществе

Анна Сергеевна отличалась непривычным для того времени равнодушием и нелюбовью к светским мероприятиям. Светское общество вызвало у нее усталость, мероприятия она посещала без удовольствия, скорее из чувства долга и согласно общепринятым нормам.

Она отличалась от остальных дам высшего света своим острым умом, читала много книг. Представленный в литературе материал она проходила и глубоко изучала, а не заучивала красивые цитаты и фрагменты, чтобы блеснуть на балу эрудированностью. Несмотря на любознательность, она контролировала свои эмоции: «Ее сомнения… никогда не дорастали до тревоги».

Героиня была:

Анна стремилась к стабильности, мало что меняя в размеренном течении жизни, предпочитая обыденность и шаблонность. Но при необходимости она реагировала резко и точно.

Анна была начитанной женщиной, но предпочитала не говорить, а слушать собеседника, благодаря чему слыла приветливой и любезной, создавая впечатление милой во всех отношениях женщиной. Подобное мнение было несколько ошибочным, поскольку за мягкой внешностью скрывался нерушимый стержень. Анна всегда придерживалась только своего мнения, которое достойно отстаивала.

Одинцова очень любила роскошь и материальные блага. Именно деньги и комфорт были основными целями ее жизни. Благодаря порядку и выверенному устою, дома Анна всегда занята, а деревенская жизнь ей не скучна. В доме царил порядок, все вещи лежали на своих местах: «Все было чисто, всюду пахло каким-то приличным запахом, точно в министерских приемных».

Анна Сергеевна никого серьезно не любила, поскольку это угрожало ее привычной стабильной жизни. С ней случалась влюбленность и мимолетная увлеченность, как с Евгением Базаровым, но чувство было больше похоже на поиск себя: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно».

Жизнь Евгения

Базаров — высокий обаятельный молодой человек. Лицо его было худое, с большим лбом; глаза зеленоватые, губы тонкие. Мужчина пренебрежительно относился к веяниям моды, одевался в поношенную одежду, но его это не смущало и не вызывало недовольства.

Он родился в браке дворянки и отставного «штабс-лекаря». Для карьеры мужчины это было губительно, поскольку он был на границе между аристократами и простолюдинами. Из-за отца ему был закрыт вход в высший свет. Его появление в обществе простых людей вызывало краткое замешательство и смущение: они в обществе Евгения чувствовали скованность, поскольку считали его по статусу выше себя.

Благодаря отцу, рано заметившему любовь мальчика к науке, его стали направлять и развивать в этой области. Позже герой идет по стопам отца и поступает учиться на лекаря. Какой-то особой тяги к медицине он не испытывал, но его влекла исследовательская деятельность. Благодаря усидчивости и опытам он добивается отличных результатов и подает большие надежды в сфере развития медицины.

Родители мальчика обожают, поскольку он был единственным ребенком, к тому же умным и талантливым.

Мать очень любит сына, но он отвечает ей своеобразно: его чувства лишены нежности и больше похожи на отдачу долга и уважение старших. Родители воспринимают это болезненно, и отец принимает решение, что сыну необходимо больше появляться в обществе, развивать социализацию и учиться любви к людям, что положительно скажется на его карьере.

Отношения с окружающими

Базаров относился к людям без дружелюбия, но и не выказывал вражды. Его поведение скорее можно охарактеризовать как безразличие, поскольку он не привязывался к окружающим и легко выдерживал их отсутствие. Аристократов Базаров считал пустыми, их образ жизни бесполезным и глупым.

Евгений резок в своих высказываниях, даже среди близких людей. Мнение героя граничит с бестактностью и невоспитанностью, что можно видеть по диалогам с дядей и отцом Аркадия Кирсанова, его друга. Подобное поведение показывает Базарова как человека:

Отношение к женщинам у героя пренебрежительное, он даже не пытается это скрыть. Вне зависимости от статуса и положения они для него все являются «бабами». По его мнению, их можно только применять «физиологически», а прославляющие женщин мужчины являются бесполезными для общества подкаблучниками.

Базаров был нигилистом, представителем течения, противостоявшего аристократии и высшему обществу. Во главу угла ставилось отрицание всего, начиная с устоев и заканчивая сформировавшимися принципами и правилами. На существование могла претендовать только польза обществу, чем больше ее приносит человек, тем обоснованнее его существование. Подобное отношение привело к отрицанию искусства, а художники, музыканты, литераторы были на потеху обществу: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

Могли ли быть счастливы Базаров и Одинцова?

Отношение писателя к главному герою «Отцов и детей» очень непростое. Там, где Базаров клеймит насмешкой дутые, отвлеченные «принсипы», он побеждает. И автор разделяет его позицию.

Но вот Базаров оказывается в непривычной для себя ситуации — он влюбляется, то есть вступает в ту утонченную сферу, существование которой всегда отрицал. От его уверенности не остается и следа. Перед читателем совсем иной человек.

Случайно ли отрицатель возвышенных чувств оказывается в их плену? С приезда в поместье Одинцовых начинается смятенность

Базарова, меняется его внутреннее состояние. Не без усмешки он думает: «какой я смирненький стал», а после пребывания в усадьбе «дней пятнадцать» у него стала появляться небывалая прежде тревога: «он легко раздражался, говорил нехотя». Роман тической чертой считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства: «Нет, брат, все это распущенность и пустота. Мы, физиологи, знаем, какие это отношения».

Любовь к Одинцовой — начало трагического возмездия заносчивому Базарову: любовь раскалывает его душу на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них — убежденный

противник романтических чувств, отрицатель духовной природы любви. Другой — страстно и одухотворенно любящий человек, впервые столкнувшийся с подлинным таинством этого высокого чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гордость».

Совсем недавно он заметил по адресу Одинцовой: «Эдакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр». Теперь наступила пора взволнованных раздумий…

И как только Одинцова разрешает ему откровенность, он в страстном порыве признается: «Так знайте же, что я люблю вас глупо, безумно». Базаров захвачен чувством. «Страсть в нем билась, сильная, тяжелая, — страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». А Одинцова, под влиянием «уходящей жизни, желания новизны… заставила себя дойти до известной черты» и спокойно отступила.

После своего признания Базаров всю ночь «не спал и не курил, и почти ничего не ел уже несколько дней. Сумрачно и резко выдавался его похудевший профиль из-под нахлобученной фуражки».

В исходе объяснения этих людей все показательно: разнородность переживаний, полярность жизненных установок, наконец, главное — значение произошедшего для их судьбы. Одинцова снова уходит в свой уютный мирок, а позже вступает в выгодный брак «по убеждению». Базаров мучительно ощущает потерю, пытается еще раз поговорить с ней, заставляет себя назвать любовь «чувством напускным», но перед смертью прощается с Одинцовой, как если бы прощался с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.

Переживания Базарова, их страстность, цельность вызывают наше восхищение. И в любовном конфликте он выглядит личностью.

Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной. Мы становимся свидетелями еще одной способности Базарова к глубоко критичному самоанализу и переосмыслению прежних убеждений. Все то, что он отвергал: мечтательность, любовь к философии, поэзию — это, оказывается, не праздные занятия аристократов, как думал Базаров, а вечное свойство человеческой природы, культуры. Жизнь оказалась сложнее того, что о ней знают «физиологи».

Для Базарова наступает время переоценки ценностей, скажем прямо — нелегкое время. Все тургеневские герои проходят испытание любовью — своего рода проверку на жизнеспособность. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Часто любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой, но в идеале она делает человека сильнее, красивее.

После признания Базарова Одинцовой наше отношение к тургеневскому герою меняется к лучшему, но, к сожалению, мы понимаем, что эти люди не могли бы быть вместе.

Почти по-пушкински прощается Базаров с Одинцовой и говорит языком поэта: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Любовь Базарова сделала его ближе и понятнее читателям, но не приблизила Одинцову к нему…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *