Одиночество бунин о чем
Полный анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)
Начиная делать полный анализ стихотворения «Одиночество», которое написал Иван Алексеевич Бунин, стоит обратить внимание на то, что написано оно было для близкого друга. Именно поэтому стихотворение пестрит чувствами поэта, которые он испытывал к своему товарищу.
История создания
Данное стихотворение появилось на свет в 1903 году. Это был не простой период в жизни автора. Он связал себя впервые узами брака, после неудачного, но искреннего романа. Но, поскольку, предложение своей избраннице он сделал очень быстро, так и не успев узнать её как следует, то столкнулся с тяжестями женитьбы. В письме к своему брату поэт рассказывает, что в семейной жизни его ждало непонимание и нежелание принять его. Жена даже не пыталась постараться разделить чувства, жизнь и переживания Бунина. Это негативно сказывалось на их браке и приносило ему страдания. Возможно, причиной послужило то, что его избранница была очень молода, она едва окончила гимназию. Соответственно и взгляды на жизнь и ценности у них были разными. В этом браке он чувствовал себя несчастным и одиноким. Больнее всего для него было то, что человек, с которым он навек связал свою жизнь, не может и не хочет развеять его одиночество. Эти все факторы негативно отражались и на творчестве поэта.
Читая данное произведение, может показаться, что написано оно было поздней осенью, когда даже природа навевает грусть. Но это не так. Данное стихотворение автор написал летом, когда погода совершено не способствует унынию. Из этого можно сделать вывод, что автор находился в очень мрачном «осеннем» настроении.
Одиночество, которое автор нам передает по средствам поэзии, очень хорошо демонстрирует его внутреннее состояние. Разрыв с любимым человеком, неудачный брак, материальное благополучие – это все то, что окружало творца на тот момент, а впоследствии привело к эмиграции во Францию.
Жанр, размер произведения
Жанром этого произведения выступает элегия, с элементами послания. На протяжении всего произведения мы можем наблюдать личные переживания лирического героя. Так же автор пытается рассказать о своих чувствах девушке, с которой расстался.
Написано же «Одиночество» чередованием анапеста с амфибрахием. Рифмовку автор так же чередует параллельную с перекрестной. Так же Бунин выбирает мужскую рифму с ударением на последний слог.
Композиция произведения
В данном стихотворении используется необычная композиция. Здесь автор совмещает описание природы и чувства лирического героя. В первой и третьей строфе мы наблюдаем, как Бунин ярко описывает пейзажи природы, непрерывный дождь, который очень хорошо передает настроение и чувства автора. Промозглый дождь пронизывает до нитки даже самого читателя – настолько точно и четко автор описал природное явление.
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Порывы ветра и холод – это то, что испытывает лирический герой не только в прямом смысле слова. Яркие эпитеты только подчеркивают душевное состояние.
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.
И мне больно глядеть одному
Вторая же и четвертая строфа рассказывают о чувствах лирического героя. О прошедшей любви и его тоске по этому поводу.
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой…
Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Автор показывает, что его чувства живы, он по-настоящему полюбил эту женщину, и она стала для него родной. Она понимала его душа, что было очень важно для творца. Но вернуть её не представляется возможным, поскольку женщина уходит один раз и навсегда. Она не живет прошлым – для неё его попросту нет.
«Воротись, я сроднился с тобой!»
Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить…
В кульминации произведения мы видим смирение героя с положением вещей. Он решает отпустить свою любовь и пытаться жить дальше.
Образы и символы произведения
Лирического героя Бунин наделяет чертами творческого человека, он не указывает род его деятельности, хотя в строках звучит упоминание мольберта. Друг автора был художников, но при этом писал произведения. Автор воспользовался этими качествами, создавая своего лирического героя.
Лирический герой не является борцом, он решает отпустить ситуацию, даже не попробовав за неё бороться. Всех женщин мира он соединяет в одну – женщину, которая не привыкла смотреть назад. Он принимает отказ, хотя в душе он совершенно не согласен с решением возлюбленной.
Девушку же автор показывает как сильную личность, твердо идущую своей дорогой. Она не привыкла менять свое решение, а любое действие ценит намного больше слов. Ей скучно находиться в обществе гения, поэтому она решает уйти от него.
Хорошим символом внутреннего состояния героя показана и природа. Непрерывный дождь, ветер, темень – все эти чувства бушуют внутри нашего лирического героя.
И в кульминации выступает ещё один образ – образ собаки. Это животное всегда ассоциируется с верностью, преданностью, и любовью. Это те чувства, которых так сильно не хватает герою, что он решает купить собаку. Заполнить ту пустоту в душе, которая образовалась после ухода любимой.
Темы и проблемы
Первой темой данного произведения является одиночество человека. Ведь очень часто мы не можем разделить свои чувства и переживания даже с самыми близкими людьми. Вся проблема в том, что не всегда люди способны понять чувства другого человека. Его переживания, радость и боль.
Виной этому разница характеров и темпераментов. То, что кажется важным нам, не всегда представляет какую-либо важность для других. Это стоит понять и смириться с этим, впредь выбирая людей для своего окружения, которые мыслят идентично с вами.
Выбирая же противоположных людей по взглядам и духу – мы всегда будем чувствовать себя одинокими.
Второй проблемой в стихотворении можно назвать проблему любви. Это прекрасное во всех отношениях чувство, очень часто приносит очень много боли и страданий. В первую очередь потому, что любви подвластны абсолютно разные люди, которые впоследствии не в состоянии понять друг друга. Именно это и показано в данном произведении. Они полюбили друг друга, но столкнулись с отсутствием взаимопонимания. Это и стало причиной расставания двух любящих сердец. Рядом друг с другом они были одиноки.
Смысл произведения
Все стихотворение насквозь пронизывает грусть и уныние. Лирический герой на данном этапе жизни не видит будущего, не может строить никакие планы. Настроение его связано с тем, что он расстался с любимым человеком. Столкнувшись с полной полярностью взглядов, они принимают решение расстаться. Героя не устраивает это, но он ничего не собирается предпринимать. Он течет по течению. Единственная светлая мысль – это надежда, что с приходом весны все изменится. Как природа расцветает и просыпается с первыми весенними лучами, так и лирический герой надеется проснуться и начать все с начала.
Грустное стихотворение, пронизанное нотками печали, заставляет задуматься над тем, кто же находится рядом с нами? Стоит ли связывать свою жизнь с человеком, который не разделяет твои взгляды на жизнь? Потому что, оставшись рядом с человеком, который тебя никогда не поймет, мы рискуем остаться одинокими на всю жизнь.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Полный анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.
История создания – произведение было написано в 1903 г., летом, когда поэт находился в Константинополе; посвящено его товарищу Петру Нилусу.
Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.
Композиция – Монолог лирического героя (именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы) можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.
Жанр – элегия с элементами послания.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием, рифмовка перекрёстная АВАВ и параллельная СС.
Метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».
Эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».
Тема расставания в стихотворении
Если необходимо сделать анализ стихотворения Бунина «Одиночество» кратко, то можно ограничиться характеристикой главного персонажа, художественными средствами, используемыми поэтом, и основной идеей произведения. Главный герой стихотворения — это художник. Как известно, образ живописца в литературе всегда связан с неким страданием, невозможностью воплотить свои мечты в реальность. Душевные метания художника устремлены к тому, чего в действительности уже нет. Главный герой с болью в душе размышляет о расставании с женщиной.
История создания
История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, художнику, другу Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин, страдал от одиночества.
Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в чёрствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.
Смысл произведения
Все стихотворение насквозь пронизывает грусть и уныние. Лирический герой на данном этапе жизни не видит будущего, не может строить никакие планы. Настроение его связано с тем, что он расстался с любимым человеком. Столкнувшись с полной полярностью взглядов, они принимают решение расстаться. Героя не устраивает это, но он ничего не собирается предпринимать. Он течет по течению. Единственная светлая мысль – это надежда, что с приходом весны все изменится. Как природа расцветает и просыпается с первыми весенними лучами, так и лирический герой надеется проснуться и начать все с начала.
Грустное стихотворение, пронизанное нотками печали, заставляет задуматься над тем, кто же находится рядом с нами? Стоит ли связывать свою жизнь с человеком, который не разделяет твои взгляды на жизнь? Потому что, оставшись рядом с человеком, который тебя никогда не поймет, мы рискуем остаться одинокими на всю жизнь.
В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы любви, разлуки и одиночества. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.
Начинается произведение пейзажем, который создаёт печальную атмосферу одинокого пребывания на даче. Лирический герой с грустью смотрит на опустевший сад, погода тоже не радует: «и ветер, и дождик, и мгла».
Пейзаж отображает внутреннее состояние героя. Мужчина говорит, что остался один на даче, где темно и ветрено. Эта деталь тоже подсказывает, что творится в его душе.
В следующих строфах читатель узнает о причине грусти лирического героя. Оказывается, его бросила женщина, которая стала для него женой. Мужчина знает, что пытаться вернуть возлюбленную бесполезно, поэтому отпускает ее, приговаривая: «Проживу и один – без жены…».
Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.
В последней строфе А. Бунин демонстрирует своё знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.
В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.
Темы и проблемы
Первой темой данного произведения является одиночество человека. Ведь очень часто мы не можем разделить свои чувства и переживания даже с самыми близкими людьми. Вся проблема в том, что не всегда люди способны понять чувства другого человека. Его переживания, радость и боль.
Виной этому разница характеров и темпераментов. То, что кажется важным нам, не всегда представляет какую-либо важность для других. Это стоит понять и смириться с этим, впредь выбирая людей для своего окружения, которые мыслят идентично с вами.
Выбирая же противоположных людей по взглядам и духу – мы всегда будем чувствовать себя одинокими.
Второй проблемой в стихотворении можно назвать проблему любви. Это прекрасное во всех отношениях чувство, очень часто приносит очень много боли и страданий. В первую очередь потому, что любви подвластны абсолютно разные люди, которые впоследствии не в состоянии понять друг друга. Именно это и показано в данном произведении. Они полюбили друг друга, но столкнулись с отсутствием взаимопонимания. Это и стало причиной расставания двух любящих сердец. Рядом друг с другом они были одиноки.
Средства выразительности
Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи» и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».
Выразительности эмоциям лирического героя придаёт интонация. Автор использует фигуру умолчания, завершая предложение многоточием, и восклицательные предложения. Мрачное настроение передаётся и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».
Размер
Также нужно указать в анализе стихотворения Бунина «Одиночество» и размер. Он является трехсложным, поэт использует трехстопный анапест, являющийся одним из наиболее элегических размеров всей русской поэзии. Он отлично передает ощущение тоски, уныния своей плавностью и неторопливостью. Однако стихотворение написано трехстопным анапестом не полностью.
В первых строчках всех строф и третьих строчках (кроме 4-й строфы) используется трехстопный амфибрахий, и это немного ломает ритм, демонстрируя читателю, что жизнь поэта не так монотонна, как это могло бы показаться поначалу. Анализ стихотворения Ивана Бунина «Одиночество» помогает учащимся лучше разобраться в тех возможностях различных стихотворных размеров, которые используют в своих творениях поэты серебряного века. Элегическое уныние хорошо передается при помощи ритма, используемого поэтом. Главный герой хочет успокоиться, однако время для того, чтобы его душевные раны затянулись, еще не настало.
«Одинокий, к тебе прихожу…» А.Блок
«Одинокий, к тебе прихожу…» Александр Блок
Одинокий, к тебе прихожу, Околдован огнями любви. Ты гадаешь.- Меня не зови.- Я и сам уж давно ворожу.
От тяжелого бремени лет Я спасался одной ворожбой И опять ворожу над тобой, Но не ясен и смутен ответ.
Ворожбой полоненные дни Я лелею года,- не зови… Только скоро ль погаснут огни Заколдованной темной любви?
Анализ стихотворения Блока «Одинокий, к тебе прихожу…»
Произведение, созданное в начале лета 1901 г. вошло в сборник «Стихов о Прекрасной Даме». Своеобразие поэтического текста состоит в особенностях трактовки женского образа, который не наделяется сверхреальными чертами, подобающими таинственной и лучезарной богине. По этой причине «Одинокий…» относят к группе стихотворений, где в качестве лирической героини выступает земная девушка, «царевна», живущая в высоком тереме. Поэт изображает реальные встречи влюбленных, используя в их описании возвышенную романтическую атрибутику.
Тема магической любви организует композицию стихотворения: метафорическая конструкция «околдован огнями любви», поданная в зачине, точно отражается в финальной строке, приобретая дополнительный эпитет «темная».
Лексемы «ворожу»/«ворожба» встречаются в каждом из трех катренов небольшого текста. С их помощью определяется основное занятие главных героев. Лирический субъект признается, что он гадает «уж давно» и увлеченно: «ворожбой полоненные дни» складываются в годы. Колдовство стало путем спасения от «тяжелого бремени лет», выходом из конфликта с внешним миром. Однако привязанность, порожденная магией, не в силах избавить влюбленного от ощущения одиночества, сообщением о котором начинается поэтический текст. Эта деталь становится первым сигналом, свидетельствующим о неудовлетворенности лирического «я» своим положением.
Герои одновременно являются и субъектами, и объектами мистического обряда. Если попытки лирического «я» гадать на возлюбленную оканчиваются неудачей, то у невесты-колдуньи ворожба складывается успешно. Контекст определяет преимущество девушки над заговоренным женихом: ему приходится являться на зов невесты даже против воли. В тексте два раза встречается обращение-просьба лирического «я»: «Не зови».
Риторический вопрос, звучащий в конце стихотворения, служит подтверждением зреющего желания освободиться от любовных пут, сковывающих героя.
Среди стилевых особенностей произведения выделяется обилие лексики с полногласиями: уже упомянутая «ворожба» дополняется лексемой «полоненные». К ним примыкают примеры с двойным звуком «о»: «околдован», «одной». При помощи упомянутых фонетических средств создается эффект замедленного плавного движения.
Мотив колдовского обряда сближает анализируемое стихотворение с произведением «Гадай и жди. Среди полночи…» Здесь возникает тема таинственного свидания с «дерзостным» персонажем, осложненная мотивами двойничества и сложной трактовкой «огненной игры» героев.
Александр Блок — Река несла по ветру льдины ( Одиночество )
Odinochestvo
Reka nesla po vetru ldiny, Byla vesna, i veter vyl. Iz otpylavshego kamina Neyasny mrak vecherny plyl. I on sidel pered kaminom, On otgorel i otstradal I vzglyadom, nekogda orlinym, Ostyvshy pepel nablyudal. V vechernem sumrake vsplyvali Pred nim videnya proshlykh dney, Budya starinnye pechali Igroy besplotnoyu teney. Odin, odin, zabyty mirom, Bezvlastny, no yeshche zhivoy, Iz sumraka bylym kumiram Kival ustaloy golovoy. Druzey byvalykh verenitsa, Vragov zhestokiye cherty, Lyubivshikh i lyubimykh litsa Plyvut iz seroy temnoty. Vse brosili, zabyli vsyudu, Ne nado muchitsya i zhdat, Ostalos tolko pepla grudu Potukhshim vzglyadom nablyudat. Kuda neslis yego mechtanya? Pred chem sklonyalsya bedny um? On vspominal svoi metanya, Budil trevogi prezhnikh dum. I bylo sladko byt ustalym, Otradno tak, kak nikogda, Chto serdtse bolshe ne zhelalo Ni potryaseny, ni truda, Ni lesti, ni lyubvi, ni slavy, Ni prosvetleny, ni utrat. Vospominanya velichavo, Kak tuchi, obnyali zakat, Nagromozdili grudu bashen, Vozdvigli steny, goroda, Gde nebosklon byl zhelt i strashen, I grozen v yunye goda. Iz otpylavshego kamina Neyasny sumrak plyl i plyl, Reka nesla po vetru ldiny, Byla vesna, i veter vyl.
Jlbyjxtcndj
Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина
Всего получено оценок: 52.
Всего получено оценок: 52.
Тема любви и разлуки – одна из ведущих в творчестве И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноимённом стихотворении, которое изучают в 11 классе. Произведение “Одиночество” передаёт настроение грусти, душевных переживаний, потерянной любви. Предлагаем узнать о нём больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.
История создания – произведение было написано в 1903 г., летом, когда поэт находился в Константинополе; посвящено его товарищу Петру Нилусу.
Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.
Композиция – Монолог лирического героя (именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы) можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.
Жанр – элегия с элементами послания.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием, рифмовка перекрёстная АВАВ и параллельная СС.
Метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».
Эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».
История создания
История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, художнику, другу Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин, страдал от одиночества.
Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в чёрствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.
В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы любви, разлуки и одиночества. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.
Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.
В последней строфе А. Бунин демонстрирует своё знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.
В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.
Композиция
Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырёх шестистиший.
Жанр произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием. В тексте используется перекрёстная АВАВ и параллельная СС рифмовки. Рифмы – мужские.
Средства выразительности
Выразительности эмоциям лирического героя придаёт интонация. Автор использует фигуру умолчания, завершая предложение многоточием, и восклицательные предложения. Мрачное настроение передаётся и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».