Одиннадцать лет за что
В Беларуси россиянина Егора Дудникова, который озвучивал ролики оппозиции, приговорили к 11 годам лишения свободы
В Беларуси россиянину Егору Дудникову, который озвучивал ролики оппозиции, дали 11 лет колонии строгого режима. Судебное заседание проходило в закрытом режиме, передает «Медиазона».
Ранее прокурор запросил для него аналогичное наказание.
Егора Дудникова арестовали в Минске и поместили в СИЗО КГБ в мае этого года. Его обвиняют в «организации групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти, повлекших нарушение работы транспорта и предприятий» (ч.1 ст. 342 УК). По белорусскому законодательству Дудникову грозило до четырех лет лишения свободы. Теперь добавилась новая статья.
«Это то же самое, что посадить в тюрьму таксиста за то, что он подвез оппозиционера. Он чисто технический работник, занимался озвучкой роликов, которые делала оппозиция после августовских протестов 2020 года», — рассказал Гашинский.
В июле белорусский государственный телеканал ОНТ показал фильм, в котором есть кадры с признательными показаниями Дудникова. Там утверждается, что Дудников был выдворен из Беларуси из-за участия в протестах 2020 года, а затем нелегально вернулся в страну и стал одним из администраторов Telegram-канала «Отряды гражданской самообороны Беларуси» под ником «Злой Бэтц».
Телеканал основывает свой фильм на данных, якобы полученных КГБ Беларуси вместе с самими репортерами ОНТ. Как утверждает госТВ, Дудниковым управлял некто «Дис». В фильме утверждается, что Дудников планировал создать аналогичный телеграм-канал и в России «в связи с задержанием Навального». Российские провластные СМИ после этого сообщили, что россиянин «полностью признал свою вину».
Одиннадцать лет школьного режима
Почему наши дети не усваивают русский язык
Фото: Алексей Меринов
— Заболел учитель физики. Дадите два урока в восьмом классе.
— Русского или литературы?
— Физики! Какая литература?
— Да из меня физик, как из весла зубочистка. Я в ней ни бельмеса!
Такой разговор состоялся у меня в середине 1980-х с завучем одной московской школы.
— А зачем вам знать физику? — удивилась завуч. — Институт вы закончили, методику преподавания изучали. Сначала пройдете по рядам — проверите наличие домашнего задания.
— Предположим… А дальше?
— Пусть открывают учебники, читают параграф и решают задачи. Возьмите в библиотеке методичку. Там все решения есть.
— Простите, но ведь таким макаром можно любой предмет школьной программы преподавать, ничего в нем не смысля!
— А я вам о чем толкую? Идите скорее в библиотеку, через пять минут урок.
Каюсь: грешен — на замену я не пошел. Не хотел быть для учеников посмешищем. А ведь кто-то из моих бедолаг-коллег закрыл тогда собой амбразуру вместо меня, чистоплюя…
Неловко и скучно слушать советы, которых ты не спрашивал, и ответы на вопросы, которые не задавал.
А ведь многие наши уроки — и уроки русского языка в том числе — это сплошные ответы на не заданные детьми вопросы. Модель «открыли учебник — прочли параграф — выполнили упражнение», к сожалению, долгие годы — одна из самых распространенных в школе. (Разумеется, я не всех учителей имею в виду!) Причем учебник может быть талантливым и дельным. И параграф сам по себе неплох. Только редко он подводит ученика к открытию. Чаще дает готовый ответ.
Как-то на замене в 11-м гимназическом классе я спросил у ребят: «Скажите, а зачем мы изучаем, О или Ё пишется в корнях после шипящих, например, в словах шёпот и шорох? И почему не проходим: нос пишется или нёс?» Полурока я выслушивал ответы типа: «такая тема есть в программе»; «с нас это спросят»; «нам ЕГЭ сдавать» и т.д. С меня семь потов сошло, пока я услышал наконец, что после шипящих невозможно на слух определить, что пишется: О или Ё.
Я подошел после урока к ученице, которая дала-таки этот ответ.
— Слушай, а почему ты так долго молчала? Вопрос-то элементарный!
— А нас здесь никто не спрашивает, что и зачем мы изучаем!
Мне это показалось чудовищным. Если преступника приговаривают к 11 годам тюрьмы, он хоть знает, за что сидит. А вот за что нашим детям, ни в чем не виноватым, дают 11 лет школы? Причем всем! Без разбора! Они 11 лет должны сидеть в школе, где им подчас не позволяют задать вопрос: а зачем им нужно знать то, о чем идет речь на уроке? Как им это в жизни пригодится? В чем суть учебной задачи, которую они должны решить?
Если ученику стало интересно, почему то или иное слово пишется так-то, если он с помощью учителя вывел некую закономерность: здесь пишется то-то потому-то… Если он вышел с урока с ощущением, что может не только, как жесткий диск, послушно записывать информацию, но и обладает операционными системами, которые в состоянии эту информацию обработать, — он не зря прожил эти 40 (45) минут. Он учился мыслить.
В школе, в которой я работал несколько лет тому назад, на первом же родительском собрании словесница, взявшая мои классы, заявила: «Учитель, который вел уроки до меня (ваш покорный слуга. — С.Ш.), ничему детей не научил!» И поделилась с родителями таким вот печальным фактом: «Дети совершенно не знают точных формулировок правил. Несут отсебятину. Не могут привести примеры из учебника! Я попросила их сформулировать правило написания приставок, заканчивающихся на буквы З и С. Знаете, что они мне ответили? чему их научил мой предшественник? «Что слышится, то и пишется, за исключением слова безвкусный и образованных от него слов, а приставки З нет!» Это возмутительно!».
И дела ей не было до того, что дети при таком подходе к правилам грамматики пишут более ГРАМОТНО и ЛЮБЯТ русский язык. Она искренне была уверена: примеры могут быть только из учебника, а вызубренное правило делает ребенка грамотным. Любое отступление — «правило для себя», простое, понятное детям и удобное для использования, воспринималось ею в штыки. Да только ли ей!
Если бы все сказанное выше относилось только к одному этому правилу.
Сколько раз, идя по школьному коридору, слышал я эти самые «правила», разучиваемые детьми под руководством учителя: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишется две буквы Н». С примерами из учебника.
После одного такого «хорового» исполнения правила остановил я на перемене ученика из 7-го класса и спросил:
— Слушай, а что это такое: «полное страдательное причастие прошедшего времени»?
— Хрень какая-то! — честно ответил ребёнок.
Думаю, не он один именно так на этот вопрос ответил бы!
— Как же ты узнаешь, где одна Н пишется, а где две? — не унимался я.
— А мне за чтение правила у доски наизусть «пять» обычно ставят. У меня память хорошая. За диктант, конечно, «пару». В итоге все равно «трояк» выйдет. А мне больше и не надо.
«Циничные они, наши ученики, равнодушные. Неблагодарные!» — рефрен многих наших педсоветов. Право! А так ли? А может, это мы, учителя, что-то не так делаем? Куда, например, в ходе школьной жизни уходит интерес в глазах наших учеников? Почему они спят на уроках? Часто ли мы, учителя, задаем себе вопрос: зачем мы то-то и то-то делаем на уроке? Мы и наши ученики?
Понятно, что винить во всех бедах только учителей по меньшей мере несправедливо. Не от хорошей жизни они так работают. Никто не отменял школьную программу, которую нужно выполнять, ОГЭ с ЕГЭ и чудовищную учительскую нагрузку. И дети сейчас ох какие непростые! Днюющие и ночующие в гаджетах, отравленные мороком геймерства.
Все это так, но факт остается фактом: ситуация в школе со знанием русского языка складывается все более тревожная. В прошлом учебном году для создания видимости благополучия планку на ЕГЭ по русскому языку с минимальных 36 баллов опустили до 24. В этом — убрали большинство сложных тестовых заданий, особенно из части В, почти в полтора раза сократив их количество. Какие позиции сдадим завтра? Может, пришло время отказываться от уроков «под копирку»?
Гражданин РФ Егор Дудников приговорен в Белоруссии к 11 годам колонии за ведение оппозиционного телеграм-канала
Лента новостей
Все новости »
Россиянину вменялось разжигание социальной вражды и призыв к насильственным действиям против нацбезопасности. Есть ли возможность для смягчения наказания и отбытия его в России с учетом явки осужденного с повинной?
Одиннадцать лет колонии за озвучку роликов и ведение телеграм-канала. К такому наказанию Минский городской суд приговорил гражданина России Егора Дудникова. 21-летнего россиянина судили по обвинению в разжигании социальной вражды и призывам к действиям против нацбезопасности.
Как может сложиться его судьба дальше?
По версии обвинения, Егор Дудников администрировал телеграм-канал «Отряды гражданской самообороны Беларуси», признанный в Белоруссии террористическим. А еще он озвучивал аудиозаписи с критикой белорусских властей. Сам Дудников признает только озвучку. Он зарабатывал этим на жизнь — озвучивал рекламу, мультики и игры, а когда в Белоруссии начались протесты, согласился начитывать тексты и для оппозиционных телеграм-каналов. За деньги. Тексты, по словам Дудникова, он сам не писал.
Родственники Егора утверждают, что в Минск молодой человек, родившийся в Саратове, приехал в 2019 году, чтобы жить вместе со своей девушкой, а в акциях протеста 2020 года не участвовал.
На стороне обвинения — явка с повинной, написанная Дудниковым, но в письме, которое он написал в СИЗО и предал через адвоката, сказано, что Дудникова били и обещали оправить в Россию, если он скажет то, что нужно следователю.
Так или иначе, приговор вынесен, 11 лет колонии. После апелляции можно будет говорить о возможности передачи Дудникова российской стороне, считает юрист Михаил Салкин:
Михаил Салкин юрист «Есть так называемая Конвенция передачи осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбытия наказания, которая действует среди стран СНГ, то есть в том числе и с Беларусью. Одно из главных условий для того, чтобы все произошло, — приговор должен вступить в законную силу, дальше сам осужденный, либо его адвокат, либо его родственники, либо в том числе Российская Федерация могут обратиться в Республику Беларусь с просьбой передать осужденного для отбытия наказания здесь. У них есть 40 дней на решение вопроса. И происходит решение положительное или не происходит».
Основанием не выдавать Дудникова России может стать то, что он не погасил ущерб, нанесенный государству. А какой ущерб ему вменяют, неизвестно. Но даже если 21-летнего россиянина выдадут Москве, по той же конвенции ему все равно придется сидеть в тюрьме, причем очень долго даже для получения права на условно-досрочное, отмечает руководитель международной практики правозащитной организации «Агора»* Кирилл Коротеев:
Кирилл Коротеев руководитель международной практики правозащитной организации «Агора»* «Тут нет, мне кажется, ясной аналогии в российском праве. И срок у него 11 [лет], значит, это особо тяжкое по определению. Значит, не менее двух третей [срока], а может быть, и три четверти, но, скорее всего, две трети. По российскому праву это будет считаться сроком, после которого условно-досрочное освобождение возможно будет после двух третей».
Адвокат Дудникова Антон Гашинский в беседе с BBC приводил такие аналогии: за «возбуждение ненависти или вражды» в России полагается до шести лет колонии, в Белоруссии — до 12 лет, а за «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности» в интернете в России — до пяти лет, в Белоруссии — до семи лет. Дальше две трети от срока, полученного путем сложения, в зависимости от решения уже российского суда. Вариант выйти быстрее — в случае, если Дудников вообще окажется в России, — президентское помилование.
Пока же в российском МИД приговор 21-летнему Егору Дудникову прокомментировали коротким сообщением, в котором говорится, что российские дипломаты оказывали поддержку россиянину и продолжат защищать его права.
*Правозащитная организация «Агора» в 2014 году включалась в список иноагентов
55 голосовых сообщений. За что суд в Минске назначил россиянину Дудникову 11 лет колонии
Белорусский суд признал гражданина РФ Егора Дудникова виновным в призывах к захвату власти
Минский городской суд приговорил 21-летнего россиянина Егора Дудникова к 11 годам тюремного заключения, как того и требовал гособвинитель. О соответствующем решении инстанции в понедельник, 27 декабря, проинформировал ТАСС.
Дудникова признали виновным в «разжигании розни, публичных призывах к захвату власти и насильственному изменению конституционного строя, а также в действиях, направленных на причинение вреда национальной безопасности Белоруссии».
«По совокупности преступлений назначить окончательно наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет с отбыванием наказания в колонии усиленного режима», — сказал судья.
Приговор может быть обжалован в Верховном суде республики в 10-дневный срок с момента его оглашения. Адвокат не стал отвечать на вопрос о том, воспользуется ли защита Дудникова или сам обвиняемый этим правом.
Суть обвинений
Дудникова задержали в мае 2021 года в Минске. По версии следствия, в период с 19 января по 21 мая россиянин в одном из Telegram-чатов «с целью нагнетания напряженности и конфликтности в обществе и государстве разместил не менее 55 озвученных им голосовых сообщений побудительного характера».
Сообщалось, что Дудников был модератором чата «Отряды самообороны Беларуси». Следствие также утверждает, что гражданин РФ якобы озвучивал ролики для белорусской оппозиции во время массовых протестов после президентских выборов 2020 года.
Процесс по делу Дудникова начался 20 декабря и проходил в закрытом режиме. Ранее прокурор попросил приговорить Дудникова к 11 годам лишения свободы.
В изоляторе КГБ Белоруссии, по словам самого арестованного, у него выбивали признательные показания. В июне Дудников передал через своего адвоката записку из СИЗО, в которой рассказал о применении пыток, избиениях и угрозе убийством со стороны белорусских силовиков.
Мать осужденного Юлия Дудникова рассказала ранее, что ее сын всегда был «домашним» ребенком. «У меня никогда не было с ним проблем: не было ни одного привода в милицию, никогда не было, что он полночи мотается где-то. И понимаете весь мой шок, когда такой домашний ребенок вдруг попадает в такую ситуацию? У меня душу рвет от осознания, что сыну уготована такая участь.
Когда Егора задерживали, ему выдали листочек и заставили на камеру рассказать определенный текст. Мы знали о том, что были сняты эти ролики, но когда их опубликуют, нам было неизвестно. Но они сняты под диктовку силовых структур», — сообщила она «Газете.Ru».
При этом россиянин, по словам его матери, содержится в ужасных условиях. Родственников к Дудникову не пускают, с ним может встречаться только адвокат.
Белорусский политолог Артем Шрайбман ранее предположил в эфире «Эха Москвы», что несмотря на гражданство Дудникова, его могут приговорить к длительному тюремному сроку, что и произошло. «Путин и Лукашенко одинаково плохо относятся к протестным активистам, поэтому ожидать сочувствия к россиянину со стороны Москвы не приходится», — констатировал эксперт.
Суд в Минске приговорил россиянина Егора Дудникова к 11 годам лишения свободы
Минский городской суд приговорил к 11 годам лишения свободы 21-летнего россиянина Егора Дудникова, озвучивавшего ролики для протестного телеграм-канала, сообщает «Медиазона. Беларусь»* со ссылкой на слушателя из зала суда
Такое наказание для юноши запрашивала прокуратура. Суд над Дудниковым проходил в закрытом режиме «с целью исключения распространения экстремистской продукции». Россиянина обвинили в в разжигании социальной вражды и розни, а также призывах к действиям против национальной безопасности.
Что важно знать:
О задержании 20-летнего Егора Дудникова в Белоруссии стало известно в конце мая 2021 года. К тому моменту он находился в СИЗО КГБ несколько недель. По версии белорусского следствия, с января по май россиянин «разместил не менее 55 озвученных им голосовых сообщений побудительного характера» в одном из телеграм-каналов якобы для «нагнетания напряженности и конфликтности в обществе и государстве». Прокуратура утверждала, что Дудников призывал «к захвату государственной власти, насильственному изменению конституционного строя, возникновению массовых беспорядков».
Сам молодой человек утверждал, что не участвовал в белорусских протестах, начавшихся в стране после выборов президента в августе 2020 года. Дудников также заявлял, что его заставили оговорить себя. В письме, которое ранее опубликовала «Новая газета», юноша рассказал, что озвучивал ролики для телеграм-канала за вознаграждение.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко называл Дудникова основным модератором телеграм-канала «Отряды самообороны Беларуси». По словам главы государства, этот ресурс якобы создали участники «спящих террористических ячеек» для насильственной смены власти в стране.
Что еще известно:
Перед судом адвокат Дудникова Антон Гашинский говорил, что в случае назначения реального наказания защита будет добиваться экстрадиции молодого человека в Россию.
Кремль, комментируя преследования россиян в Белоруссии, заявлял, что Москва находится «в постоянном диалоге» с Минском по этому поводу. «Судебное или иное преследование любого российского гражданина за рубежом — это вопрос, который вызывает нашу обеспокоенность. (…) Все, что можно, делается для защиты интересов наших граждан», — говорил 21 декабря пресс-секретарь российского президента Владимира Путина Дмитрий Песков.
* «Медиазона» признана Минюстом СМИ-иноагентом
Следить за событиями удобно в нашем новостном телеграм-канале. Присоединяйтесь