Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие – причастиями?

Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие – причастиями?

1) Все помнят его блестящий ответ на экзамене.

3) Блестящие на солнце стёкла.

2) Подходящие к перрону поезда.

4) Отражённый свет луны.

6) Отражённый рефлектором свет лампы.

5) Избалованный чрезмерной любовью ребенок.

7) Уважаемый Николай Сергеевич!

8) Всеми уважаемый товарищ.

9) Обычные текущие дела.

10) Текущие в ущельях реки.

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Определите, какой частью речи являются выделенные слова : Блестящие после дождя тротуары?

Определите, какой частью речи являются выделенные слова : Блестящие после дождя тротуары.

Генерал был человек блестящий.

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие причастиями?

Какие из выделенных слов являются прилагательными, а какие причастиями?

Обычные текущие дела.

Текущие в ущельях реки.

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Блестящих необыкновенных ответовнужно ли ставить запятую между словами блестящих и необыкновенных?

Блестящих необыкновенных ответов

нужно ли ставить запятую между словами блестящих и необыкновенных?

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Почему солнечный свет, отражённый в снегах режет глаза?

Почему солнечный свет, отражённый в снегах режет глаза?

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

1. Память у Коли блестящая.

2. Резко выдающийся вперед подбородок.

3. Избалованный чрезмерной любовью ребенок.

4. Картина написана яркими, кричащими красками.

5. Всеми уважаемый человек.

6. Вугар стал в угрожающую позу.

7. Взволнованный блуждающий взгляд.

8. Раскисшая от дождя дорога.

9. У моей мамы спокойный, сдержанный характер.

10. Искрящийся на солнце снег.

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Краткое прилагательное слова блестящий?

Краткое прилагательное слова блестящий.

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Причастие или прилагательное?

Причастие или прилагательное?

1. Память у него была блестящая.

2. Подходящие к Пиррону поезда.

3. Спокойный, сдержанный характер.

4. Смеющиеся лица малышей.

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Задай вопросы к выделенным словам от какого слова к какому ставится вопросчудная картина белая равнина полная луна небес высокиxблестящий снег саней далёкиx одинокий бег?

Задай вопросы к выделенным словам от какого слова к какому ставится вопрос

чудная картина белая равнина полная луна небес высокиx

блестящий снег саней далёкиx одинокий бег.

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Помогите?

1)Распределите словосочетания на две группы : а)причастие (прямое значение), б) прилагательное (переносное значение).

Составить 1 предложение из 1 данного словосочетания с причастным оборотом.

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

В каком примере выделенное слово не является эпитетом?

В каком примере выделенное слово не является эпитетом?

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Згинуть, Сгустить, Сборник, Сжатый, Здание, сдать, Сжечь, Здешний, Сберечь, Сгладить, Здравый.

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

По горизонтали 1. Слова, обозначающие, ушедшие в пошлое понятия, явления 3. Окончание, невыраженное звуком в устной речи и буквой в письменной речи 4. Словообразующая морфема, стоящая перед корнем 5. Часть слова, образующая формы одного и того же..

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

ЛЕКСИКОЛОГИЯ Л – сЛово – минимальная единица речи. Е – нЕологизм – новообразованное, недавно появившееся в языке слово (словосочетание). К – леКсика – словарный запас. С – иСторизм – слово, исчезнувшее из современного языка, но присущее определенн..

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Смотреть картинку Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Картинка про Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным. Фото Один ученик поспорил с другом что слово блестящий является прилагательным

Источник

Задания и ответы школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку (8 класс)

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ВСОШ (школьный этап)

Олимпиада по русскому языку

1. Один ученик утверждал, что если прочитать наоборот словоформу МОД, то получится словоформа ДОМ, а другой – что получится словоформа ТОМ. Объясните, кто из учеников прав? На каком основании? Критерии: За каждую ошибку снимается по 1 баллу. Всего за задание: 5 баллов

2. В хорватском языке есть такие слова:

mlatiti – молотить, бить,

sitan – мелкий, маленький ,

zreti – зреть, видеть .

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные слова :

Критерии: За каждое правильное слово по 1 баллу. Всего за задание: 3 балла

3. Каким русским фразеологизмам соответствуют следующие иноязычные:

2) плохого церковь не исправит (złegokościołnienaprawi– польск.);

3) девятая дырка на свирели (деветарупа на свирали– серб.)?

Критерии: 1 балл за правильное объяснение. Всего за задание: 3 балла.

4. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…»:

Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Критерии: За правильное объяснение 6 баллов.

5. Найдите в следующем ряду слов такое, которое не подходит ни к одномутипу из перечисленных ниже слов с точки зрения значения и морфологии.Обоснуйте свой ответ.

6. Постройте полную словообразовательную цепочку для слова БЕСПРОБУДНОСТЬ

Критерии: За аргументированное объяснение – 3 балла.

7. Предложите версию в рамках орфографических правил, почему в словеветреный пишется одна буква Н, а в словах выветренный, безветренный и подветренный – две буквы Н. Критерии: За каждый правильный ответ – 1 балл. Всего – 6 баллов.

8. Некоторые из приведённых ниже схем словосочетаний невозможныв русском языке. Укажите их и объясните, почему они невозможны.На возможные словосочетания приведите по одному примеру. Главное слововыделено жирным шрифтом, в скобках указан тип связи:

1) глагол – (управление) – существительное;

2) существительное – (примыкание) – прилагательное;

3) глагол – (управление) – наречие;

4) прилагательное – (согласование) – существительное ;

5) причастие – (примыкание) – существительное ;

6) причастие – (примыкание) – глагол;

7) глагол – (примыкание) – причастие;

8) деепричастие – (управление) – существительное;

9) деепричастие – (примыкание) – глагол;

10) существительное – (примыкание) – наречие. Критерии: За верные объяснения – по 1 баллу. За верно составленные словосочетания – по 1 баллу. Всего – 9 баллов.

9. Проанализируйте предложения. Укажите, в чём заключается разница в синтаксической роли глагола «любить» в этих предложениях. Объяснения могут быть словесными и графическими.

1) Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь?

2) Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих.

3) Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать.

4) – Душе несносно, раб. Её несёт любить.

5) Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Критерии: по 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов.

Критерии: За правильно переведённое предложение – 7 баллов. За каждую ошибку, существенно

меняющую смысл предложения, снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 55 баллов

ВСОШ (школьный этап)

Олимпиада по русскому языку (ответы)

2) Вертолёт, диграф ( двойная буква), микроскоп. За каждое правильное слово – 1балл. Всего: 3 балла

3) Иноязычные фразеологизмы построены по такой же схеме (модели) переосмысления, что и русские. Им соответствуют следующие русские:

1) когда у куриц будут зубы (франц.) – когда рак на горе свистнет;

2) плохого церковь не исправит (польск.) – горбатого могила исправит;

3) девятая дырка на свирели (серб.) – последняя спица в колеснице, пятое колесо в телеге.

4) 1) Инверсия (используется дважды: постпозиция наречий образа действия и препозиция существительных при причастии). Возможно указание инверсии прямого дополнения – вас.

2) Ряд однородных членов (используется дважды: безмолвно, безнадежно; то робостью, то ревностью…)

Критерии: По 1 баллу за каждый пример и название средства: 2 приёма, за первый приём максимум 3 балла, за второй 2 балла. За полноту ответа добавляется 1 балл. Всего: 6 баллов.

6) Будить – пробудить – беспробудный – беспробудность. Критерии: 3 балла ( 1 балл за каждый элемент цепочки.

Критерии: За каждую найденную схему невозможного словосочетания – 1 балл.

9) Любить – начальная форма глагола. Инфинитив может быть любым членом предложения. 1) Неужели вы перестали любить меня, ненавидите свою дочь? Часть составного глагольного сказуемого, выражающего основное лексическое значение, вторая часть сказуемого – фазовый глагол « перестать».

2) Внимайте и верьте моему обету любить и жаловать вас до конца дней моих. Обету ( какому?) любить и жаловать. Определение.

3) Вот вам и сосед, прошу любить и жаловать. Прошу (о чём?) любить и жаловать. Дополнение, это не составное сказуемое, т. к действия глагола относятся к разным лицам. Возможно: « Прошу любить и жаловать» является устойчивым сочетанием, что осложняет определение синтаксической роли входящего в его состав слова «любить», ведь фразеологизм можно рассматривать как единую синтаксическую единицу, в данном случае – сказуемое.

4) – Душе несносно, раб. Её несёт любить. Несёт ( с какой целью?) любить, обстоятельство цели.

5) Любить – это вкладывать жизнь в того, кто рядом. Подлежащее.

Критерии . По 1 баллу за каждый правильно объясненный член предложения. 3 призовых балла за подробные объяснения. Всего за задание: 8 баллов .

10) Золото огнем проверяется ( испытывается), а друг жизненными искушениями (трудностями) бывает достоин. ( Золото огнём испытывается, а друг – жизненными испытаниями.) Критерии: 7 баллов за правильно переведённое предложение. За каждую ошибку снимается по 1 баллу.

Всего за работу: 55 баллов.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Методическая разработка для подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2022 «Задание 9»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

ЕГЭ Задание 9 Русский язык 2022 Правописание корней Теория Алгоритм Задания для подготовки

Теоретический материал с использованием материалов сайта РУСТЬЮТОРС https://rustutors.ru/egeteoriya/

Задание 9 ЕГЭ по русскому языку 2022 проверяет следующие орфограммы в корне:
— безударные проверяемые гласные в корне
— безударные непроверяемые гласные в корне
— чередующиеся гласные в корне

Формулировка задания 9 ЕГЭ по русскому:

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) увековечить, исполнитель, прославлять
2) возрастной, невразумительно, творец
3) оснащение, озаряться, располагающийся
4) формализм, убедить, подражание
5) преподаватель, разгадать, примерять (вещи)

Обратите внимание на изменение в задании 9 по сравнению с предыдущим годом: теперь нет пропущенных гласных, поэтому еще более важно выделить корень правильно. Также важно понимать, что в одном корне может содержаться не одна гласная буква.

уВЕКОВЕ́Чить, исПОЛНи́тель, проСЛАВЛя́ть
ВОЗРАСТно́й, невразУМи́тельно, ТВОРе́ц
оСНАЩе́ние,ОЗАРя́ться, распоЛАГа́ющийся
ФОРМали́зм, УБЕДи́ть, ПОДРАЖА́ние
ПРЕПОДАВА́тель, разГАДа́ть, приМЕРя́ть (вещи)

Алгоритм выполнения задания 9 ЕГЭ:

1) Расставьте ударения в словах.

Важно помнить, что глаголы несовершенного вида нельзя проверять глаголами совершенного вида.

Например, проверочным словом к «опоздать» будет ПОЗДНО, а не опАздывать.

3) Определите правило к каждой гласной корня. Поскольку нам необходимо найти ряды, в которых во всех словах одного ряда СОДЕРЖИТСЯ определенная орфограмма, важно проверить каждую гласную. Например, в задании указано «найти проверяемую гласную в корне», а перед вами корень, в котором есть и проверяемая, и непроверяемая, то слово подойдет в качестве ответа.

4) С чередующимися гласными проще: их легче опознать, более того, мы примерно понимаем, в каком значении корень относится к чередующимся.

5) Если необходимо найти проверяемую гласную корня, то важно подобрать однокоренное слово с таким же значением, где гласная находится в ударной позиции (лучше другой части речи)

6) Непроверяемой может быть любая гласная корня. Если в корне несколько гласных, то следует учитывать, что каждая гласная может относиться к определенной орфограмме.

7) В ответе может быть от 2 до 4 цифр. Это может стать подсказкой. Если вы нашли только один вариант ответа, значит вы решили задание неправильно.

Безударная чередующаяся гласная в корне

Гласная в корне зависит от ударения

ГАР-/ГОР- Без ударения пишется О: загорать, горелый, гореть, пригорелый, горелка, перегорание, обгореть, сгораемость и др.

Исключения: пригарь, выгарки

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: горн, горе, горевать, загоревать, огорчать, огорчить, огорчение, огорченный, огорчительный, пригорюниться, горький, горчинка, горчица, горчичник, горчичный.

КЛАН-/КЛОН- Без ударения пишется О: склоняться, преклонение, наклон, непреклонный, кланяться, раскланяться, откланяться, клонить(ся), наклонение, преклонение, склонение, уклонение, коленопреклонение, коленопреклонённый и др.

ТВАР-/ТВОР Без ударения пишется О: творить, тварь, творческий, благотворительный, вытворить, вытворять, натворить, одухотворенный, олицетворять, претворить, претворять, притворяться, растворение, растворимый, сотворение, сотворить, столпотворение, творение, творительный, творить, удовлетворить

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: затворить, затвор, притворить, створка.

ЗАР-/ЗОР Без ударения пишется А: заря, заревой, зарница, озарение, озарить, зарянка (птица), зарево, лучезарный, зори (мн.ч.), зорька, зоренька, зорюшка и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: зариться, позариться, взор, надзор, обзор, подзорный, прозорливый; озорной, озорничать, озоровать, озорной, позор, узор

ПЛАВ-/ПЛОВ-/ПЛЫВ- Без ударения пишется А: плавучий, плавник, поплавок, плавун (трава), плавунец (жук), сплавлять, на плаву.

Исключения: пловец, пловчиха.

Гласная в корне зависит от согласных в корне

ЛАГ-/ЛОЖ- Перед Г пишем А, перед Ж пишем О: излагать(ся), налагать(ся), облагать(ся), полагать(ся), предлагать(ся), прилагать(ся), разлагать(ся), слагать(ся), прилагательное, ложиться, возложить, переложить и др.

СКАК (СКАЧ) СКОК (СКОЧ) Безударное А пишется перед К, безударное О – перед Ч: доскакать, заскакать, обскакать, отскакать, перескакать, поскакать, прискакать, скакалка, скакун, выскочить, доскочить, заскочить, наскочить, проскочить и др.

РАС(Т)-/РОС-РАЩ Перед СТ и Щ пишется А, перед С пишется О: возрасти, дорасти, зарасти, растить, отрастить, возрастать, прорастание, растение, растительный, возраст, возрастной, наращение, взрослеть, заросль, недоросль, поросль, повзрослеть и др.

Исключения: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль.

Гласная в корне зависит от значения

РАВН- пишется в словах со значением «равный кому/чему, одинаковый с кем/чем», «сравнение»: выравнять (силы), выравняться (в строю), подравняться (класс команд подравнялся), приравнять, равнять (кого, кого с кем), равняться (что чему, в шеренге, в строю или по первому), сравняться (с кем-то в чем-то, в успехах, в знании), уравнять (в правах); всё равно, наравне (сын трудится наравне с отцом)

РОВН- пишется в словах со значением «ровный, гладкий, стабильный, прямой, однородный»: ровнять (о крае, линии, плоскости), прировнять (пригладить), уровнять (сделать ровным)

Исключения: равнина, ровесник, уровень, поровну

МОК – Пишется в словах со значением «пропускать жидкость, становиться мокрым»: взмокать, намокать, обмокать, подмокать и др.

В безударном корне МОЧ пишется О: мочить с разными приставками, моченый.

Гласная в корне зависит от суффикса

Если есть суффикс А после корня, то в корне пишем А, если нет суффикса А, пишем О в корне

КОС-/КАС- : касаться, соприкасаться, касание, прикасаться, касательная, касательно, прикасание, коснуться, неукоснительный, прикосновение, соприкоснуться и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: кос- (косец, косить, коса (орудие), кос- (косой, искоса, наперекосяк) и кос- (косичка, коса (вид прически).

Если после корня следует суффикс А, то в корне пишется И

БЛЕСК(С, СТ, Щ)/ БЛИСТ : проблеск, блестеть, блестящий, блистать, блистание, блистательный и др.

ДЕР-/ ДИР- : выдеру, выдерешь, подерусь, продерусь, придерусь, обдирала, удирать, выдирать, выдирание и др.

Не являются корнями с чередованием омонимичные корни в словах: мер- со значением «мера, мерка» (примерять) и мир- со значением «мир» (усмирять, примирять)

ПЕР-/ ПИР-: опереться, взаперти, запереть, отпереть, запирать, опираться, попирание, запирательство и др.

ТЕР-/ТИР-: тереть, натереть, вытереть, стереть, обтирать, вытирать, утирать, оттирать и др.

ЖЕГ-/ ЖИГ: выжегший, выжечь, зажечь, выжигание, разжигатель, поджигательство, зажигательный и др.

СТЕЛ-/СТИЛ: стелить, застелить, выстелить, постелить, расстелить, застилать, выстилать, перестилать и др.

ЧЕТ(ЧЕС)/ЧИТ: вычесть, чета, вычет, вычитать, предпочитать, считаться, почитать, почитатель, почитание и др.

Исключения: сочетать, сочетание

А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН: взимать – взять; иметь, имение, имущество, преимущество, имущий, имущественный, преимущественный, неимоверный, внимать, внимание, внимательный, воспринимать, вынимать, донимать, занимать, занимательный, нанимать, обнимать, отнимать, перенимать, понимать, поднимать, предпринимать, предприниматель, наниматель, пронимать, снимать, унимать.

К корням с чередованием А(Я)/ИМ/ЕМ и А(Я)/ИН, относятся также:

ЖИМ/ЖА: выжимать, выжимки, зажимать и др. приставочные от глагола жать

ЖИН/ЖА: пожинать – сжать

ПИН/ПЯ: распинать, пинать, пинок, запинаться, препинание – распять, запятая

МИН/МЯ: вминать, заминать, подминать, приминать, разминаться, уминать – вмять, замять, память, памятовать, памятный, памятник, поминать (и приставочные вспоминать, упоминать, запоминать, напоминать, припоминать), помин, поминовение и др.

ЧИН/ЧА: начинать, зачинать, зачинатель, начинание, начинающий – начать

КЛИН/КЛЯ: заклинать, заклинанье, проклинать – заклясть, проклясть, проклятие, заклятие, клятва, заклятый, клясть

Исключения: выемка, выем, выемщик, выемчатый, выемчатокрылый, жеманиться, формы глагола проклясть (прокляну, проклянешь), помянуть, упомянуть, вспомянуть, выжимки

Проверяемые гласные в корне

Правописание безударных гласных в корнях проверяется подбором слов и форм слова, где эта гласная находится в ударной позиции:

Горить (гОвор), жара (жАркий) молодой (мОлодость)

Безударную гласную корня нельзя проверять глаголами несовершенного вида с суффиксом ЫВА(ИВА)

Например: замолчать, так как мОлча, хотя умАлчивать; выбросить, так брОсить, хоть выбрАсывать и т.д.

Среди слов с проверяемой гласной часто встречаются корни-омофоны, обычно рядом со словам с таким корнем в скобках указано слово, помогающее понять значение слова.

Непроверяемые гласные в корне

Написание непроверяемых безударных гласных в корне определяется по словарю.

В заданиях ЕГЭ часто встречаются одинаковые слова, в которых пропущены разные гласные.

Одно слово может относиться к группе слов с непроверяемым гласным в корне или к группе слов с проверяемым гласным.

Г..ризонтальный – пропущена непроверяемая гласная.

Гориз..нтальный – пропущена проверяемая гласная корня, проверочное слово – горизОнт.

Источник

Отборочный этап 2021 по русскому языку задания и ответы олимпиада звезда

ПОДЕЛИТЬСЯ

Официальные задания и ответы многопрофильной инженерной олимпиады звезда по русскому языку 6-11 класс отборочный этап 2021-2022 учебный год, официальная дата проведения олимпиады: 01.11.2021-15.12.2021

Купить все ответы и бланки с заданиями с 6 по 11 класс: скачать

Отборочный этап 2021 по русскому языку 6-7 класс задания и ответы

Задание 1. Опираясь на происхождение и значение слов гиппопотам и ипподром, определите имя, в котором содержится греческий корень со значением «лошадь»: а) Иннокентий б) Ипполит в) Поликарп г) Аполлинария

Правильный ответ: б

Задание 2. Укажите фразеологизм, который является «лишним» по значению: а) во все лопатки б) во всю ивановскую в) на всех парусах г) во весь дух

Правильный ответ: б

Задание 3. Закончите пословицу «Не красна изба углами…»: а) а красна стенами б) а красна пирогами в) а человек зубами г) а хороша сынами

Правильный ответ: б

Задание 4. Запишите термин, которым называют языковое средство выразительности, использованное в пословице «Старый друг лучше новых двух».

Правильный ответ: антонимы

Задание 5. Укажите язык, которого не существует; а) бельгийский б) французский в) словенский г) словацкий.

Правильный ответ: а

Задание 6. Выпишите из предложения «Я увидел его с её книгой в руке» словосочетание с примыканием.

Правильный ответ: с её книгой

Задание 7. Укажите пару, в которой отношения между словами не такие, как в остальных: а) вывоз – импорт б) эмоциональный – равнодушный в) шоу – представление г) деликатный – грубый

Правильный ответ: в

Задание 8. Проанализируйте значения слов в парах и укажите «лишнюю» пару: а) штормы – шторма б) лагери – лагеря в) цветы – цвета г) зубы – зубья

Правильный ответ: а

Задание 9. Проанализируйте значения слов в парах и укажите «лишнюю» пару: а) сыр (ед. ч.) – сыры (мн. ч.) б) пирожок (ед. ч.) – пирожки (мн. ч.) в) помидор (ед. ч.) – помидоры (мн. ч.) г) абрикос (ед. ч.) – абрикосы (мн. ч.)

Правильный ответ: а

Задание 10. Укажите неправильно построенное словосочетание: а) гимнастика для спины б) капли для аппетита в) пилюли для малокровия г) таблетки для горла

Правильный ответ: в

Задание 11. Укажите существительное, которое отличается от остальных типом склонения: а) путь б) парень в) поле г) тюль

Правильный ответ: а

Задание 12. Укажите ряд, в котором оба существительных относятся к одному склонению: а) тетя, дитя б) доска, печать в) плечо, призыв г) пень, путь

Правильный ответ: в

Задание 13. Укажите ряд, в котором в обоих словосочетаниях прилагательные относятся к одному разряду по значению: а) дедовский кабинет, Олина юбка б) книжная обложка, родительский дом в) соболья шуба, заячий хвост г) стеклянная ваза, свинцовые тучи

Правильный ответ: а

Задание 14. Укажите предложение, в котором выделенное местоимение является вопросительным: а) Какая ужасная погода! б) Что случилось в прошлый четверг? в) Она поинтересовалась у нас, который час. г) Вы понимаете, что завтра будет экзамен?

Правильный ответ: б

Задание 15. Укажите предложение, в котором для создания художественного образа используется метафора: а) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. б) Я с детства хорошо знал язык, и Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. в) Я смотрю на маму умоляющими глазами. г) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

Правильный ответ: а

Задание 16. Определите часть речи, к которой относится выделенное слово в предложении «В этой кондитерской очень уютная атмосфера, благотворно влияющая на настроение клиентов». Запишите название части речи в начальной форме.

Правильный ответ: существительное

Задание 17. Укажите предложение, в котором есть слово, соответствующее следующей характеристике: определительное местоимение в Род. п., в ед. ч. а) У данного человека есть немало плохих качеств. б) Каждого человека можно правильно воспитать. в) Для любого человека важно, как к нему относятся. г) Она напомнила мне совсем другого человека.

Правильный ответ: в

Задание 18. Определите падеж выделенного существительного в предложении «На олимпиаду отправили меня и семь моих друзей». Запишите название падежа одним словом (например: именительный).

Правильный ответ: родительный

Задание 19. Укажите вариант, в котором верно определена грамматическая основа в предложении «На лесной тропинке мне попались навстречу три деревенские девушки»: а) попались три девушки б) мне попались в) попались девушки г) мне попались девушки

Правильный ответ: а

Задание 20. Укажите предложение, в котором сказуемое выражено НЕ глаголом: а) Магазин открыли после ремонта. б) Мама отвезла меня в школу. в) Мое желание путешествовать очень велико. г) Стихи запоминаются очень медленно.

Правильный ответ: в

Задание 21. Укажите соответствующие орфографическим нормам написания названий праздника: а) 9 Мая б) День Победы в) 9 мая г) День победы

Задание 22. Укажите слова, в которых ударение падает НЕ на суффикс. а) включена б) привлечена в) включён г) включить д) привлечённый

Задание 23. Укажите ряд, в котором во всех словах на месте пропуска пишется буква Е: а) с вчерашн…м впечатлени…м, перед виднеющ…йся деревн…й б) под скрипуч…м ясен…м, о тончайш…м искусств… в) в звучащ…й реч…, на развевающ…мся знамен… г) к нарастающ…й бур…, в последн…м письм…

Задание 24. Укажите слова, которые могут встретиться на письме как в слитном варианте написания, так и в раздельном: а) (во) веки б) (в) последствии в) (в) начале г) (в) первые

Задание 25. Определите, какие буквы пропущены, и укажите «лишнее» слово: а) просв…щение б) осв…щение в) посв…щение г) просв…титель

Задание 26. Укажите предложения, в которых частица ТАКИ должна быть написана через дефис: а) На спектакль в субботу вечером он (таки) опоздал. б) Он всё (таки) опоздал в субботу вечером на спектакль. в) Он опоздал (таки) вечером в субботу на спектакль. г) Всё (ж) (таки) он опоздал на спектакль в субботу вечером.

Задание 27. Укажите предложения, в которых НЕ надо написать слитно: а) Он мне (не) друг, а враг. б) (Не) друг, а враг определил развитие событий. в) Он никому (не) друг. г) Герой смог победить (не) друга. д) Солдат был для него (не) другом, неприятелем.

Задание 28. Укажите предложения, в которых нужно поставить две запятые (знаки препинания не расставлены): а) Роман лежал на диване читал роман мечтал о приключениях. б) Роман лежал на диване читал роман и мечтал о приключениях. в) Роман лежал на диване и читал роман мечтал о приключениях. г) Роман лежал на диване и читал роман и мечтал о приключениях.

Задание 29. Укажите слова, которые могут сочетаться с числительными двое: а) ежата б) школьники в) столы г) учительницы

Задание 30. Укажите предложение, в котором нет речевой ошибки: а) Обучение давалось Гагарину легко: он неизменно получал пятерки по всем предметам. б) Юрий Гагарин целеустремленно стремился к намеченной цели. в) Чистое пространство новой ракеты производило своей чистотой приятное впечатление. г) Грохотавшая первая ступень ракеты оглушала космонавта своим грохотом.

Задание 31. Укажите слова, в которых все согласные звонкие: а) гараж б) пруд в) брод г) вокзал д) забор

Задание 32. Укажите слова, в которых ударение падает на последний слог: а) звонит б) ломоть в) (груша) плодоносит г) заговор

Задание 33. Укажите, как в дореволюционной азбуке называлась буква «Е»: а) есмь б) еси в) ер г) есть д) эта буква не имела специального названия

Задание 34. Укажите слово, которое до орфографической реформы 1918 г. писалось иначе, чем сейчас: а) рожь б) село (сущ.) в) свет г) зло д) лампада

Задание 35. Укажите слова, в которых есть приставка ПОД-: а) пододеяльник б) подоконник в) подорожник г) подоспеть

Задание 36. Укажите слова, имеющие в своём составе 3 морфемы: а) носил б) кладка в) оловянный г) приусадебный

Задание 37. Укажите слово, от которого образовано слово ПУСТЫННЫЙ: а) пустыня б) пусто в) пустынность г) пустота д) пустеть

Задание 38. Отметьте слова, исторически родственные слову КОЛЬЦО: а) осколок б) протокол в) колышек г) около д) колесо

Задание 39. Укажите пары, в которых отражены позиционные чередования звуков: а) носить – носит б) год – годы в) ноги – ножки г) поджечь – поджигать

Задание 40. Укажите ряды, в которых оба слова имеют нулевое окончание: а) справа, стол б) под, инженер в) мышь, наоборот г) оглох, потолок д) пять, думал

Отборочный этап 2021 по русскому языку 8-9 класс задания и ответы

Задание 1. Укажите фразеологизм, который является лишним по происхождению: а) притча во языцех б) камень преткновения в) вавилонское столпотворение г) тянуть лямку

ответ: г

Задание 2. Укажите правильную характеристику предложения «Меня попросили зайти в дом»: а) односоставное, неполное б) односоставное, полное в) двусоставное, полное г) двусоставное, неполное

ответ: б

Задание 3. Установите соответствие между русскими и иностранными словами: 1) эталон а) привыкание 2) гипотеза б) предположение 3) гипербола в) преувеличение 4) адаптация г) образец д) приспособление

ответ: 1-г, 2-б, 3-в, 4-д

Задание 4. Укажите словосочетание(-я) с типом связи управление: а) о её дочери б) заказать такси в) без восьми минут г) стихи Пушкина

ответ: б, г

Задание 5. Определите количество частей в предложении (знаки препинания не расставлены). Так же как и у взрослых в библиотеке детей есть книги зачитанные затрёпанные а следовательно и самые дорогие и есть книги новенькие с нестершимся золотым тиснением в переплётах раз только раскрытые и недолистанные до конца.

ответ: 2

Задание 6. Укажите правильное значение фразеологизма гордиев узел: а) система оборонительных укреплений б) заговор в) кабальный договор г) трудная задача

ответ: г

Задание 7. Запишите термин, которым обозначают языковое явление, отражённое в следующих строчках: Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги?

ответ: омонимия

Задание 8. Укажите лишнее по значению слово: а) кумачовый б) сапфировый в) гранатовый г) багряный

ответ: б

Задание 9. Укажите правильную характеристику грамматической основы в предложении «Благородные люди врачи»: а) люди – подлежащее, врачи – сказуемое б) врачи – подлежащее, люди – сказуемое в) благородные люди – подлежащее, врачи – сказуемое г) врачи – подлежащее, благородные люди – сказуемое

ответ: г

Задание 10. Укажите словарь(-и), который(-ые) не может(-гут) быть составлен(-ы): а) русско-латинский б) русско-македонский в) русско-шведский г) русско-бельгийский

ответ: г

Задание 11. Укажите правильную характеристику предложения «И сразу же ему наскучило сидеть в одиночестве»: а) односоставное безличное б) двусоставное, полное в) двусоставное, неполное г) односоставное неопределенно-личное

ответ: а

Задание 12. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) все глаголы относятся к одному типу спряжения: а) расти, брить, толкнуть б) краснеть, кричать, стараться в) посидеть, услышать, рядить г) вить, положить, строить д) наследовать, худеть, дудеть

ответ: а,в

Задание 13. Определите смысловое и грамматическое соотношение между словами в парах. Укажите пару, которая является лишней: а) крыло – крылья б) вода – воды в) дом – дома г) портфель – портфели д) девушка – девушки

ответ: б

Задание 14. Образуйте все формы 1 лица от данных глаголов, определите, какой глагол является лишним. Укажите правильный вариант ответа: а) вечереть б) смотреть г) стареть д) замереть

ответ: а

Задание 15. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) сказуемое выражено НЕ глаголом: а) Цветок засох без воды. б) Мое желание учиться очень велико. в) Дома строятся очень быстро. г) Магазин закрыт на ремонт. д) Он может прийти завтра.

ответ: б,г

Задание 16. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) нет подлежащего: а) Как бы не опоздать нам на экзамен. б) Мне так нравится ходить в театр. в) Сдать экзамен – сложная задача. г) На улице тишина. д) В актовом зале собралось много людей

ответ: а, б

Задание 17. Определите стилистическую окраску местоимений сей, этакий, всяческий: а) книжная б) научная в) разговорная г) профессиональная

ответ: в

Задание 18. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) использован фразеологизм: а) И беглым золотом сверкает солнце по молодым осинам и березам. б) Не смолкает напев соловьиный, Что-то шепчут ручьи и листы. в) Она читала жадно… и равно Марлинского и Пушкина любила… г) И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут. д) Вот был я мальчишкой, да детство прошло, с тех пор уж немало воды утекло.

ответ: д

Задание 19. Укажите троп, который использован в предложении «Она поет, и звуки тают…»: а) метафора б) метонимия в) сравнение г) олицетворение

ответ: а

Задание 20. Укажите слово(-а), которое(-ые) может(-гут) быть и вводным словом, и членом предложения: а) по-моему б) возможно в) следовательно г) например

ответ: а, б

Задание 21. Укажите соответствующие орфографическим нормам написания названий праздника: а) 9 Мая б) Девятое Мая в) 9 мая г) Девятое мая

Задание 22. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) во всех словах на месте пропуска пишется Е: а) С неприятностями вследстви… травм он сталкивался н… раз. б) Где он только н… был в течени… этого года! в) Забор был н… покрашен, но рабочие оказались н… при чём. г) Несмотря н… на что, поход продолжался, так как помощи ждать было н…откуда.

Задание 23. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) во всех словах пропущена одна и та же буква: а) грохоч…щие звуки, люди запомн…т б) угли тле…т, цвета выгор…т в) беспоко…щийся о будущем, повара вар…т г) вяж…щий привкус, наде…щийся на взаимность

Задание 24. Укажите вариант, в котором верно определены цифры, на месте которых надо поставить запятые в предложении «Она рубит капустные листья (1) и даёт цыплятам (2) те (3) с жадностью (4) бросаются (5) и (6) обманутые (7) поднимают (8) слышный даже на улице (9) писк»: а) 2, 6, 7 б) 1, 2, 5, 7 в) 2, 3, 4, 6, 7 г) 2, 5, 6, 7, 8, 9

Задание 25. Укажите грамматически верное продолжение предложения «Возражая собеседнику…»: а) часто не учитываются законы психологии б) у нас возникло взаимопонимание в) ему позвонили г) я привёл аргументы

Задание 26. Укажите осложнённое(-ые) предложение(-ия): а) На дворе темно и сыро. б) Взору открылась искрящаяся на солнце миллиардами бликов необозримая широта океана. в) С нами вместе поехал режиссёр Константинов. г) Она отметила: «В этой четверти вы не будете сдавать зачёт в традиционной форме».

Задание 27. Укажите нормативный вариант оформления производного предлога: а) по приезде домой б) по приезду домой в) варианты равноправны

Задание 28. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) есть плеоназм: а) Дождь лил как из ведра третьи сутки, поэтому меня мучила ностальгия по прошлому. б) Синим шатром распростёрлось над нами безоблачное небо, похожее на море в минуты затишья. в) Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и ярко сверкали. г) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах – обитают живые существа. д) Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

Задание 29. Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст: а) Так, художественный вкус пронизывает весь уклад их жизни. б) Японцам присуще обостренное чувство гармонии. в) Любовь японцев к прекрасному коренится, таким образом, в их любви к природе. г) Эстетизм японцев основывается на убеждении, что красота присутствует всюду, а от человека требуется лишь зоркость, чтобы увидеть ее.

Задание 30. Укажите пример(-ы) с ошибкой в образовании формы слова: а) каплет дождь б) наиглупейший человек в) в двух тысяча шестом году г) пара блюдцев д) вымыть шампунем

Задание 31. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные твёрдые: а) маяк б) яблоко в) мышь г) парашют

Задание 32. Укажите слово(-а), в котором(-ых) на месте сочетания ЧН произносится произноситься [ШН]: а) скучно б) скворечник в) беспечно г) вечный

Задание 33. Укажите букву(-ы), которая(-ые) была(-и) исключена(-ы) из русского алфавита в результате орфографической реформы 1918 г.: а) ферт б) фита в) ять г) ер д) есть

Задание 34. Укажите слово(-а), в котором(-ых) написание выделенной буквы изменилось под влиянием произношения: а) здание б) судьба в) свадьба г) ходьба д) создать

Задание 35. Укажите слово, морфемный состав которого отличается от морфемного состава остальных слов: а) жемчужинка б) снежинка в) пушинка г) песчинка

Задание 36 Укажите слово(-а), которое(-ые) может(-гут) могут иметь более одного варианта морфемного разбора: а) простой б) днём в) помог г) зной

Задание 37. Укажите способ, которым образовано слово БЕЗДОРОЖЬЕ: а) приставочный б) суффиксальный в) бессуффиксный г) переход одной части речи в другую д) приставочно-суффиксальный

Задание 38. Укажите слово, которое является лишним в ряду исторически родственных слов: а) починка б) конец в) зачин г) начало д) початок

Задание 39. Укажите вариант(-ы), в котором(-ых) представлены исторические чередования звуков, обозначенных подчёркнутыми буквами: а) стол — столы б) хлеб — хлеба в) занять — занимать г) день — подёнки д) проводок — проводки

Задание 40. Русскому звуку [’э] (на письме «Е») в древнерусском языке соответствовали две буквы – Е и Ѣ. Например: рус. ВЕРА – др.-рус. ВѢРА, рус. ВЕСЛО – др.-рус. ВЕСЛО, рус. ТЕНЬ – др.-рус. ТѢНЬ, рус. ЖЕНА – др.-рус. ЖЕНА, рус. РЕКА – др.-рус. РѢКА, рус. ЕЛЬ – др.-рус. ЕЛЬ. Укажите слово(-а), которое(-ые) написано(-ы) по-древнерусски с ошибками: а) дева б) вѣсна в) плеть г) мѣра д) лѣто

Отборочный этап 2021 по русскому языку 10-11 класс задания и ответы

Задание 1. Укажите пример(-ы) нарушения лексической сочетаемости: а) допустить ошибку б) допустить дефекты в) допустить оплошность г) допустить грубость

ответ: б

Задание 2. Перед вами пример использования одной из популярных автоматизированных систем перевода: русский фразеологизм дан в обратном переводе с нескольких языков. Восстановите исходный вариант фразеологизма. Запишите его. 1) ждать времени у моря (обратный перевод с итальянского языка), 2) дождитесь прогноза погоды у моря (обратный перевод с французского языка), 3) ждать воздуха у моря (обратный перевод с литовского языка).

ответ: ждать у моря погоды

Задание 3. Определите тип придаточного в предложении «Это было в том месте, где говорилось о его дознании». Укажите правильный ответ: а) места б) присоединительное в) следствия г) определительное

ответ: г

Задание 4. Проанализируйте значения слов, укажите лишнее: а) ложь б) обман в) небылица г) неправда

ответ: в

ответ: лексика

Задание 6. Запишите пословицу, которая зашифрована в выражении «В речном водовороте, образованном встречным течением, не издающем громких улавливаемых слуховым аппаратом колебаний частиц среды, наблюдается пребывание славянских мифологических злых духов с рогами».

ответ: в тихом омуте черти водятся

Задание 7. Укажите описание понятия, которому в современном русском языке соответствует лакуна: а) мужчина и женщина, недавно вступившие в брак б) мужчина и женщина, вступившие в брак в) мужчина и женщина, прожившие в браке 50 лет г) наименование супружеской пары в высоком стиле

ответ: в

Задание 8. Укажите музыкальный инструмент, который был назван по фамилии человека: а) аккордеон б) рояль в) саксофон г) тромбон

ответ: в

Задание 9. Укажите предложение(-я), которому(-ым) соответствует характеристика «односоставное, неполное»: а) В следующий раз надену резиновые. б) Люблю читать что-нибудь фантастическое. в) Приехал вчера очень поздно. г) Его зовут Игнатом.

ответ: а

Задание 10. Укажите правильную характеристику грамматической основы в предложении «Благородные люди врачи»: а) люди – подлежащее, врачи – сказуемое б) врачи – подлежащее, люди – сказуемое в) благородные люди – подлежащее, врачи – сказуемое г) врачи – подлежащее, благородные люди – сказуемое

ответ: г

Задание 11. Укажите соответствующие орфографическим нормам написания названий праздников: а) 8 Марта б) Девятое мая в) день рождения г) 8 марта д) Девятое Мая е) День рождения ж) День Рождения

ответ: а, б, в

Задание 12. Укажите слово(-а), в котором(-ых) удвоенные согласные пишутся на стыке морфем: а) россиянин б) принцесса в) перессориться г) сросся д) белорусский

ответ: г, д

Задание 13. Укажите предложение(-я), котором(-ых) есть частица НИ: а) Я уверен, что ты понял статью как (н…) кто другой. б) Взгляд его (н…) сколько смягчился. в) Что бы (н…) говорили, путь наш был сложен, но увлекателен. г) И тут я понял, что это (н…) кто иной, как недавний седобородый обитатель лесов. д) Он (н…) сколько не походил на свою мать.

ответ: в

Задание 14. Запишите количественное числительное 72490 в творительном падеже.

ответ: семьюдесятью двумя тысячами четырьмястами девяноста

Задание 15. Укажите нормативный вариант оформления производного предлога: а) по возвращении с олимпиады б) по возвращению с олимпиады в) варианты равноправны

ответ: а

Задание 16. Укажите предложение(-я), котором(-ых) нужно поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены): а) По широкой шоссейной дороге шибкой рысью ехала высокая голубая венская коляска. б) Глухие сдержанные рыдания поразили меня. в) Но я даю ему работу и очень интересную. г) Однажды вздумалось друзьям побродить по рощам по лугам и по долам и по горам. д) Сядь выполни работу.

ответ: б, в

Задание 17. Вставьте пропущенные буквы в предложение «Мы скоро выздоров…м и снов… сможем гулять в парке!»

ответ: Мы скоро выздоровЕЕм и сновА сможем гулять в парке!

Задание 18. Запишите термин, которым можно назвать следующие выражения: Северная Венеция,
город на Неве, град Петра, окно в Европу.

ответ: перифраз

Задание 19. Укажите предложение(-я), котором(-ых) есть плеоназм: а) Она убрала колечко в крохотную маленькую шкатулку. б) День сдачи декларации в налоговую становился все ближе. в) Первый дебют юной певицы был весьма удачен. г) Он понял, что предчувствовал грозящую ему опасность.

ответ: а, в

Задание 20. Расположите номера предложений в логической последовательности, чтобы получился текст: 1) Уже во втором классе японский школьник легко пользуется красками тридцати шести цветов и знает названия каждого из них. 2) Зарубежные специалисты признают, что эстетическое воспитание в японской школе поставлено шире и основательнее, чем в других странах мира. 3) Вместе с тем нельзя не отметить и то, что каллиграфия пришла в Японию из Китая в ту пору, когда она уже на протяжении тысячи лет считалась одним из видов изобразительного искусства. 4) Она отбирает у него в первые годы обучения непомерно много времени и сил. 5) Спору нет, иероглифическая письменность – тяжкое бремя для японского школьника. 6) Поэтому на иероглифы в ту пору смотрели не только как на средство письменного общения. 7) Однако ведущее место в эстетическом воспитании ребенка занимает обучение письму.

ответ: 2, 1, 7, 5, 4, 3, 6

Задание 21. Укажите словосочетание(-я), компоненты которого(-ых) имеют стилистическое значение (стилистическую окраску): а) съехать на двойки б) крутой характер в) подниматься в гору г) думать об экзамене

Задание 22. Укажите глагол(-ы), в котором(-ых) написание пропущенной гласной зависит от значения: а) подкле…ть б) раста…ть в) обессил…ть г) крикн…те д) добуд…тесь

Задание 23. Укажите вариант, в котором верно определен вид предложения «Не заболей я, смог бы поехать в кино вместе со всеми». а) простое предложение б) сложносочиненное предложение в) сложноподчиненное предложение г) бессоюзное сложное предложение

Задание 24. Определите падеж выделенного существительного в предложении «Я снял с себя пальто
и прикрыл ее озябшие плечи». Запишите название падежа одним словом (например: именительный).

Задание 25. Укажите ряд(-ы), в котором(-ых) все глаголы относятся к одному типу спряжения: а) жалеть, шуметь, карабкаться б) грести, стелить, крикнуть в) налить, приклеить, смешить г) висеть, выдержать, судить д) чувствовать, синеть, лежать

Задание 26. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) использован личный глагол в безличном значении: а) Нам не спится этой лунной ночью. б) От цветов пахло так, что нам было плохо. в) Не люблю зиму, потому что зимой рассветает поздно. г) Бабушке часто нездоровится, поэтому берегите ее.

Задание 27. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) допущена ошибка в использовании имени числительного: а) У моего папы трое сестер. б) Я родился в две тысячи восьмом году. в) Произведение шестисот тридцати девяти и семидесяти пяти равно сорока семи тысячам девятистам двадцати пяти. г) Через дорогу перешли пятеро военных. д) Моему родному городу около восемьсот сорока лет.

Задание 28. Найдите в предложении слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую. Запишите выбранное слово в начальной форме. В этой кондитерской очень уютная атмосфера, благотворно влияющая на настроение клиентов.

Задание 30. Укажите предложение(-я), в котором(-ых) все слова имеют нулевое окончание: а) Заяц боялся собак. б) Кто-то быстро пробежал мимо. в) У змей нет рук. г) Он рассмотрел шесть картин. д) Лермонтов любил Родину.

Задание 31. Укажите слово(-а), в котором(-ых) все согласные звуки являются шумными (несонорными): а) госпожа б) поэт в) каюта г) байка д) железо

Задание 32. Укажите слово(-а), в котором(-ых) может произноситься мягкий звук [ж’]: а) дрожать б) кружить в) дожди г) визжать

Задание 33. Укажите букву(-ы), которая(-ые) была(-и) исключена(-ы) из русского алфавита в результате орфографической реформы 1918 г.: а) ер б) и десятеричное в) ять г) кси д) юс малый

Задание 34. Укажите слово(-а), в котором(-ых) написание выделенной буквы изменилось под влиянием произношения: а) рушник б) гречишный в) послушник г) рукопашный д) неспешный

Задание 36. Определите количество морфем в слове ИСПЁКСЯ. Ответ запишите цифрой.

Задание 37. Определите количество слов, пропущенных в словообразовательной цепочке «везти → … → привозиться». Ответ запишите цифрой.

Задание 38. Укажите слово(-а), в котором(-ых) есть этимологическая приставка ОБ-, впоследствии сросшаяся с корнем слова: а) обитать б) облако в) обувь г) обои д) обыватель

Задание 39. Укажите пару(-ы), в которой(-ых) чередования звуков, обозначенных подчёркнутыми буквами, вызваны палатализацией: а) нога – ножка б) муха – мушиный в) ель – ёлка г) принять – принимать д) сон – сны

Задание 40. Русскому звуку [’э] (на письме «Е») в украинском языке соответствуют две буквы – «е» и «i». Например: рус. ВЕК – укр. ВІК, рус. ДЕНЬ – укр. ДЕНЬ, рус. ТЕНЬ – укр. ТІНЬ, рус. ЛЕВ – укр. ЛЕВ, рус. РЕЧКА – укр. РІЧКА, рус. МОЛОДЕЦ – укр. МОЛОДЕЦЬ. Укажите слово(-а), которое(-ые) написано(-ы) по-украински с ошибками: а) гнів б) свічка в) лето г) пінь д) віра

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *