Одесную бога что это
ОДЕСНУЮ
Смотреть что такое ОДЕСНУЮ в других словарях:
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ, нареч. (стар.). По правую руку, с правой стороны; противоп.ошуюю.
ОДЕСНУЮ
одесную нареч. устар. По правую сторону (противоп.: ошуюю).
ОДЕСНУЮ
одесную нареч. уст.to the right, on the right hand
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ
ошую, одесную Ср. Вам направо, мне налево — и вся недолга! — отрезал он (муж) как-то вдруг, скороговоркой, как бы спеша скинуть скорее с плеч непосильн. смотреть
ОДЕСНУЮ
нареч.(церк. и книжн. устар. направо, по правую сторону)В час последний в тьме кромешнойНад своей землею грешнойТы расстелешь плат:Надо всеми, кто ошу́. смотреть
ОДЕСНУЮ
ПРАВО́РУЧ (з правого боку), СПРА́ВА, ПО ПРА́ВУ РУ́КУ (НА РУЧ), ВПРА́ВО розм., ПРАВО́БІЧ розм., ОДЕСНУ́Ю церк., заст. По стрімких шпичастих горах правор. смотреть
ОДЕСНУЮ
1) Орфографическая запись слова: одесную2) Ударение в слове: одесн`ую3) Деление слова на слоги (перенос слова): одесную4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУ́Ю, нареч. Слав.По правую сторону, с правой стороны, справа, направо.От устия тоя рѣки вверх 50 верст, одесную страну стоит град Нарва. Оп. путей. смотреть
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ
по правую руку или сторону (Mф. 20, 21; 23; 25, 33; 34; 2 Цар. 16, 6; 24, 5; 3 Цар. 19, 2; 22, 19; 2 Пар. 3, 17; 4, 8; 18, 18).Синонимы: напр. смотреть
ОДЕСНУЮ
Ударение в слове: одесн`уюУдарение падает на букву: уБезударные гласные в слове: одесн`ую
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ чего, вправо, направо, по правую руку, сторону; противопол. ошую, влеве. Одеснеть, быть поставлену одесную. Одеснели вы, а мы ошуяли, вы обрели милость, оправданы, помилованы, а мы виноваты, в немилости.
ОДЕСНУЮ
одесну́ю, нареч. (справа, направо)Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
нареч. книжн. устар.Направо, по правую сторону.Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
одесн’ую (справа) Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
Это устаревшее книжное слово, наречие, имеющее значение «по правую сторону», родственно таким словам, как <> (так называются несколько рек в европейско. смотреть
ОДЕСНУЮ
— по правую руку или сторону.Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
Одесную см. Рука (II и III).Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
нареч.Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
нареч. книжн. уст.a (hacia) la derecha, dextrórsum
ОДЕСНУЮ
нар. уст. a dritta Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: направо, по правую руку, по правую сторону, с правой стороны, справа
ОДЕСНУЮ
одесную, одесн′ую, нареч. (стар.). По правую руку, с правой стороны; противоп. ошуюю.
ОДЕСНУЮ
Одус Соед Одесную Нус Ноу Неуд Сунд Едун Дуо Дон Дно Ден Ндс Нед Унос Несуд Суд Нос Сон Сено Оун
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ нареч. (книжн. старин.). По правую сторону; противоп. ошуюю.
ОДЕСНУЮ
одесную по правую (сторону, руку), справа, направо, с правой стороны
ОДЕСНУЮ
одесну́ю прислівник праворуч незмінювана словникова одиниця арх., церк.-сл.
ОДЕСНУЮ
ОДЕСНУЮ, наречие (стар.). По правую руку, с правой стороны; противоп. ошуюю.
Одесную бога что это
Как объяснить смысл «восседания Бога Сына одесную Бога Отца»?
Дорогой о Господе о.Олег!
В Символе Веры и в некоторых молитвах видим, что Церковь исповедует «восседание Бога Сына одесную Бога Отца». Мне не ясно значение и смысл слова «одесную» (не лексически, конечно, а духовно). Непонятно, как соотносится это относительное ограниченное (по смыслу) понятие к Безпредельному и Безграничному Богу?
Полностью осознавая и исповедая мое никудышнее крайнее скудоумие и недостоинство в разумении о Непостижимом Господе, хотелось бы просто прояснить для себя этот вопрос (насколько Господь откроет) для сознательного понимания Символа Веры.
Спаси Бог за пояснения.
Ответ отца Олега Моленко:
Ты правильно делаешь, что хочешь разъяснить для себя значение предметов Символа Веры. Мы должны верить осознанно и разумно и понимать на доступном человеку уровне, что мы исповедуем.
Для начала приведу необходимые свидетельства из Священого Писания.
Ин.3:
35 Отец любит Сына и все дал в руку Его.
Ин.8:
19 Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего.
Ин.10:
29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
30 Я и Отец – одно.
.
37 Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне;
38 а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем.
Ин.13:
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
Ин.14:
9 Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца?
10 Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела.
11 Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам.
.
28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
Все приведенные места можно свести к двум главным утверждениям:
2) Отец Мой более Меня
Противоречие между ними кажущееся. » Я и Отец – одно «, говорит нам, что «Я = Сын Божий = Отцу = Бог, по природе». А выражение » Отец Мой более Меня «, показывает нам, что Сын Человеческий – т.е. обоженное естество человека Иисуса Христа – не равно Отцу по природе, но может быть равно лишь по благодати. Вот почему Вознесение Иисуса Христа и восседание одесную Отца, и получение суда и всего от Отца и показывает нам уравнивание Сына Человеческого, т.е человеческой природы Христа (а в ней и каждого из нас, потенциально!) по благодати с Богом Отцом. Это равенство, равночестность и равносильность и указуется словом «одесную». Одесную = на равных.
Конечно, Превечный и Единородный Сын Божий всегда был равен Отцу по природе во всем, кроме особенности Лица. У Отца – это непрестанное и вечное рождение (осуществление рождения) Сына, почему и именуется Отцом. У Сына – это вечное непрестанное рождение (рождение как происхождение) от Отца, почему и именуется Сыном или Словом (тогда Бог Отец – это превечный непостижимый Ум).
Только наименованием и особенностью Лиц внутри Троицы отличаются Отец, Сын и Дух Святый. В остальном Они равны по природе и есть Один Бог.
Он не просто пришел и ушел
Некоторые привычные слова имеют несколько значений. Например, слово «небо». Ученый даст этому слову одно определение, а в поэзии небо наполнится совершенно другим смыслом. И, наверное, у каждого человека хотя бы раз в жизни был повод произнести слова: «Я просто на небе от счастья!».
Подобно престолу
«Душа грустит о небесах,/ Она нездешних нив жилица», — писал Сергей Есенин. Небо с древнейших времен ассоциировалось с духовным и божественным. Неслучайно в главной христианской молитве обращение к Богу звучит так: «Отче наш, сущий на небесах!» (Мф. 6, 9; Лк. 11, 2). В Библии небо — это престол Бога: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?» (Ис. 66, 1). В приведенной цитате говорится о величии Бога, о том, что сотворенный мир не может вместить Создателя, ведь небо для Него подобно царскому престолу, а земля — подножию.
Что значит «пребывать на небесах» или «взойти (вознестись) на небо», и кто может это сделать с точки зрения христианства?
Опасное превозношение
В Библии «достичь неба» означает противостать Богу. Одна из первых таких попыток — Вавилонская башня: «И сказали они (люди): построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11, 4). Но строительство «башни до небес» было пресечено Богом, смешавшим человеческие языки так, что люди перестали понимать друг друга.
Вавилонская башня стала символом человеческой гордости, преследовавшей единственную цель: «сделать себе имя». Люди желали достичь славы, достигнув небес, то есть возвыситься до Бога без Божественной помощи. В книге пророка Исаии вновь Вавилон станет символом человеческого превозношения. Пророк предречет гибель царю Вавилона — врагу народа израильского. Израильский народ произнесет «победную песнь на царя Вавилонского» и скажет: «Как не стало мучителя, пресеклось грабительство! Сокрушил Господь жезл нечестивых, скипетр владык… Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (Ис. 13 : 4, 5, 12–15). Господь Иисус Христос предрекает падение города Капернаума: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11, 23). Неумеренная гордость отдельных людей, городов и даже целых народов становится причиной их падения.
Награда за праведность
В то же время в Библии говорится о том, что на небо возносились или восходили некоторые святые. Например, пророк Илия на огненной колеснице: «Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные иразлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более» (4 Цар. 2 : 11, 12). На небо был вознесен потомок прародителей Адама и Евы — праведный Енох: «И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей… И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5, 22–24). Хотя здесь не говорится о вознесении Еноха, на это указывают другие библейские книги: «Енох угодил Господу и был взят на небо, — образ покаяния для всех родов» (Сир. 44, 15); «Не было на земле никого из сотворенных, подобного Еноху, — ибо он был восхищен от земли» (Сир. 49, 16).
Но особенное значение Церковь видит в вознесении Господа Иисуса Христа. В Евангелии от Луки можно прочесть о том, как Господь Иисус Христос через некоторое время после Своего Воскресения из мертвых «вывел их (учеников) вон из города до Вифании»: «И, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога. Аминь» (Лк. 24, 50–53). В книге Деяний апостольских есть уточнение: «До того дня, в который Он (Иисус Христос) вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1, 2).
От Воскресения Христа до Его Вознесения проходит сорок дней, во время которых Господь постоянно являлся ученикам и наставлял их в Своем учении, поэтому вознесение на первый взгляд может выглядеть как прощание с учениками. Енох и Илия — великие ветхозаветные праведники вознеслись, были взяты Богом. Может быть, что-то подобное произошло и со Христом?
Никто не восходил на небо…
Именно эти слова произносит Господь Иисус Христос в Евангелии от Иоанна: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Сущим на небесах в других библейских книгах именуется Бог. Христос применяет эти слова к Себе, то есть Христос — Бог, сошедший с неба на землю. В древнегреческих мифах боги, жившие на горе Олимп, довольно часто «сходили» к смертным людям. Может быть, евангельские слова несут тот же смысл?
Нет, Сущий на небесах не просто сходит, но становится Человеком, рождается от Девы Марии: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Схождение Бога в Евангелии — это не просто явление Бога людям. Бог Сам становится человеком, чтобы спасти человека, исцелить раны, нанесенные грехом. Бог является не в Своей славе, но в смирении, чтобы быть отверженным людьми и приговоренным к смерти.
Но смертью схождение Бога к людям не заканчивается. Ранним воскресным утром, «когда было еще темно» (Ин. 20, 1) женщины, бывшие также ученицами Христа, пришли ко гробу, где Он был погребен, чтобы помазать тело Учителя благовониями. Но гроб оказался пуст. Христос воскрес из мертвых, положив начало новой жизни для всех, уверовавших в Него. Смиренное схождение Бога к людям сменяется прославлением Воскресшего.
Воскресением из мертвых Христос приобщает человека к Божественному бессмертию. Многократно являясь ученикам после Воскресения, Господь убеждает их, что Он не призрак или видение: Христос показывает ученикам раны на теле (Лк. 24, 39; Ин. 20, 27), вкушает пищу (Лк. 24, 41–43). Христос остается таким же человеком, как и все мы: имеющим тело, способным вкушать пищу, но человеком, прославленным в Воскресении.
Одесную Бога
Вознесение на небо становится продолжением или, можно сказать, новым этапом Божественной славы Христа как Человека. В Евангелии от Марка говорится, что Христос «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк. 16, 19). В начале мы уже говорили о том, что в Библии небо становится метафорой, обозначающей место пребывания Бога. Но зачем евангелист в очередной раз употребляет эту метафору, причем в столь реалистичной форме: «Христос сидит одесную (справа от Бога)»?
Церковь учит, что Бог не ограничен временем, местом, состоянием. Бога нельзя измерить, и даже все имена, которые мы прилагаем к Богу, не являются полным выражением Того, Кто есть Бог. Бог непостижим. Но в то же время Христос находится справа от Бога Отца. Можно подумать, что где-то на небе действительно есть трон, на котором находится Отец, а справа на таком же троне — Иисус Христос.
На самом деле нахождение справа указывает на равное положение Бога Отца и Бога Сына. Сын пребывает с Отцом уже не только как Бог, но и как Человек. Своей Смертью, Воскресением и Вознесением Христос возвел человека туда, куда не могли возвести человека ни Вавилонская башня, ни слава царей, ни богатство городов. Даже праведность не возводила человека на такую высоту. Енох и Илия были вознесены к Богу, но только Христос возносится, чтобы быть одесную Отца.
Взойдя к Отцу, Христос не покинул нас. Он пребывает в Церкви, которая является Телом Христовым. Он пребывает в Евхаристии — в Хлебе и Вине, освящающихся Богом по молитве Церкви в Тело и Кровь Христа. Христос не просто пришел и ушел, выполнил необходимую миссию. Христос пришел, чтобы возвести всех нас к Богу.
Библия использует язык, понятный каждому человеку. Человек, переполненный радостью, говорит, что он на небе. Радость преображает не только человека, но и изменяет все вокруг. Окружающий привычный мир становится совсем другим — небесным. Воскресший Христос изменил реальность мира, Он возвел человека одесную Бога. Одесную Того, Кто вечен и бессмертен. Христос указал путь каждому из нас. Чтобы взойти к Богу, нужно начать с умаления себя, смирения перед Тем, Кто в смирении совершил наше спасение.
Газета «Саратовская панорама» № 20 (948)
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Мк. 16:19
Свт. Григорий Богослов
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
О Сыне (Слово 29).
Свт. Лев Великий
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Проповеди.
Свт. Филарет (Дроздов)
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Слыша, что Христос седит одесную Бога Отца, помышляй, что он имеет единую со Отцем вседержительную власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем мире, и особенно о Церкви спасаемых. Вообще, не устремляй дерзновенно полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет неприступный (1 Тим. VI. 16).
Беседа в день Вознесения Господня и обретения мощей Святителя Алексия. 1854 г.
Свт. Иоанн Кронштадтский
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
И так в праздник Вознесения Господня нужно радоваться всем христианам. Чему же радоваться? Казалось бы, скорее надобно было печалиться и скорбеть, потому что сладчайший Спаситель наш Иисус Христос оставил нас видимым Своим присутствием и вознесся на небеса, откуда придет опять, но придет уже грозным Судиею всех земнородных. Нет, в день воспоминания вознесения Господня больше причин к радости, чем к печали. Рассмотрим только, почему Господь от нас вознесся на небо.
Господь вознесся от нас на небо не для того, чтобы опечалить нас Своим отшествием, но чтобы устроить нам полезнейшее. Вся жизнь Его, все дела Его были на пользу нашу, во спасение наше; точно также и вознесение Его было для нашего блага. Как любя нас, Он сошел к нам с небес и, пожив с человеками, положил за них душу Свою на кресте, так любя нас и на небо вознесся, нам же благодетельствуя. Так Он Сам говорил ученикам Своим: «лучше для вас, чтобы Я пошел, ибо если Я не пойду, то Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Ин. 16, 7). Итак, Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе — Утешителя Духа Святого, Который утешил бы св. апостолов и всех истинных христиан в их скорбях, бедах и гонениях. — Вот первая причина радости. Гряди же, гряди, Господи Иисусе, и посли нам Утешителя!
Далее — вознесся от нас Господь на небо, чтобы Ему с высоты призирать на нас, как Отцу на чад, как пастырю на овец, как Орлу на птенцов, как Вождю на свое воинство, чтобы всякого видеть и у каждого из нас рассматривать нужду и потребности, и каждому подать помощь. Как какой-нибудь царь, собрав на войну многочисленные войска свои и желая видеть все свои полки, восходит для того на высокое место, — на гору или на какое-нибудь здание, и с высоты смотрит и устрояет их, и, когда видит, что они одолевают, радуется о них; а если замечает, что их одолевают, посылает им скорую помощь: так Господь наш, Царь царям, имея воинствующую на земле Церковь Свою, т. е. верных христиан Своих, восшел на небо, как бы на гору, чтоб с высоты видеть подвиг каждого и подвизающимся сплетать венцы, а изнемогающим подавать руку помощи, — чтобы падших восстановлять и делать их сильнейшими против врагов, а гонящим нас полагать препятствие. Святый первомученик Стефан подвизается в страдальческом подвиге, его побивают иудеи камнями, а Господь наш, отверзши небо, с высоты славы Своей смотрит на него, — так что страдалец, видя это, восклицает: «вижу небеса отверста, и Сына человеча одесную стояща Бога» (Деян. 7, 56).
Вознесся от нас Господь на небо и для того, чтобы, как солнце, осиявать всех нас благодатию Своею с высоты небесной. Как солнце, скрывшись на западе, производит темноту ночную по всей поднебесной, а когда взойдет и поднимется на высоту, тогда со всей поднебесной тьма бежит прочь, и лучи солнечные осиявают вселенную дивным светом: так мысленное Солнце наше — Христос, доколе живя на земле, как бы на западе, не являл светозарного Божества Своего людям, до тех пор по всей земле была тьма незнания Бога; а когда, воссиявши от гроба Своего, восшел на небо, тогда молния Его Божества осветила вселенную и имя Его сделалось славно от восток солнца до запад, по всей земле, — познанием Бога просветилась вся вселенная.
Господь вознесся от нас на небо еще для того, чтобы устроить нам путь к небу, и чтобы быть нашим Предводителем в горние страны. Не было для человека пути к небу до самого вознесения Господа на небо; «никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе», говорит Господь (Ин. 3, 13). «Сшедый, той есть и восшедый превыше всех небес» (Еф. 4, 10). Так прежде никто не мог взойти на небо, хотя и был праведен и свят; а когда Господь наш, облекшийся в человеческое естество, восшел на небо, — то устроился путь к небу для всего рода человеческого, и тем путем пошли вслед за Христом души св. праотцев и пророков, изведенные из ада; им взошли апостолы, святители, мученики, исповедники; им и ныне восходят достойные — праведные люди, последующие Христовым стопам; ныне всем известен путь к небу. Только не ленитесь восходить им, христиане!
Так вознесся от нас Господь на небо — для того, чтобы отворить нам двери небесные — для невозбранного входа туда. Праотец наш Адам затворил было райскую дверь всему роду человеческому, и у райских дверей стал Херувим с пламенным оружием; затворил, говорю, Адам рай и вход к жизни, а отворил было одни входы к смерти и аду, а Господь сделал противное: входы к смерти и аду затворил, а рай отверз — и прежде всего разбойнику, которому сказал: днесь со Мною будеши в раи (Лк. 23, 43), потом и всем; а наконец и самое небо отворил Своим вознесением.
Какие всерадостные причины вознесения от нас Господа на небо. Далее — Господь вознесся от нас на небо, чтобы ходатайствовать о нас пред Богом Отцем. Так говорит св. апостол Иоанн Богослов: «аще кто согрешит, Ходатая имамы к Богу Отцу, Иисуса Христа Праведника: и Той очищение есть о гресех наших» (1 Ин. 2, 1-2). И так, не будем мы, грешные люди отчаиваться в своем спасении, а будем благонадежны: мы имеем доброго Заступника о нас к Богу Отцу — Самого Христа Спасителя нашего, Который и ходатайствует о нас, только не будем ленивы и сами, при ходатайстве Христовом, воссылать свои теплые молитвы к Отцу небесному; — да, Господь Иисус Христос ходатайствует о нас к Богу Отцу и умилостивляет Его.
Но, о ком ходатайствует? О грешниках. О каких грешниках? о кающихся, и о них умилостивляет Отца Своего; а о некающихся грешниках не умилостивляет, потому что они второй раз (распинают) Сына Божия в себе тяжкими грехами своими, своим коснением в нераскаянности и кровь Сына Божия попирают нераскаянностью своею. И так бойся, грешник, пребывающий в нераскаянности, — чтобы не постигло тебя внезапное наказание Божие и не потребиться бы тебе от земли живых, и не быть осужденные вместе с убийцами, распявшими Сына Божия.
Наконец, Господь вознесся от нас на небо, чтобы на небеси уготовать нам место, где мы будем жить во веки и соцарствовать Ему, Господу нашему. Так Он Сам говорит: «иду уготовати место вам; и аще пойду, и уготовлю место вам, паки прииду и поиму вы к Себе: да, идеже есмь Аз, и вы будете» (Ин. 14, 2-3). Какая радостная причина вознесения! Господь вознесся от нас на небо, чтобы приготовить каждому из праведных и благочестивых людей место на небеси, а также и нам грешным, если обратимся и покаемся от всего сердца. Где место апостолу Петру, отвергшемуся Господа, и горько о том после плакавшему, где жене блуднице, плакавшей у ног Его, где блудному сыну, где мытарю, где разбойнику там и нам будет место; только поплачем горько о грехах своих, как Петр, припадем к ногам Его с покаянием, как блудница, обратимся, как мытарь, сораспнемся Ему, как благоразумный разбойник. Покаемся — и спасемся.
Все возрадуемся Вознесению своего Господа Спасителя. Аминь.
Слово в день Вознесения Господня.
Сщмч. Григорий (Лебедев)
Ст. 19-20 И так Господь, после беседования с ними (учениками), вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь
Вознесение Господа на небо не есть уход Бога, оставление Им земли. Нет, нет! Напротив, оно есть вдвижение в земное Божественной природы и поднятие человека до Бога. Ведь последней задачей искупления было совершенное истребление человеческого «тления» и усвоение человеческой природе бессмертия и вечности. Господь, вознесшийся на небо с преображенным по Воскресении человеческим телом, это и делает. Как «новый Адам», Он возносит в Своем Лице человеческую природу на небо и тем вдвигает ее, обновленную, в Царство Отца, т.е. в Царство бессмертия и вечности. Вознесение Господа есть, таким образом, завершение искупительного пути. Оно замкнуло кольцо восстановления падшего человека и осталось на вечные времена величайшим знамением того, что и всякий верующий, вслед за своим Искупителем, призывается к своему вознесению, всыновлению Отцу и сидению одесную Его. Вот почему сказано: «Приду… и возьму вас (верующих) к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3). Актом вознесения обновленной и обоженной человеческой природы замыкается искупление человека. Но этот акт не поглощает земное, не заменяет его небесным. Он соединяет небо с землею, поднимает земное в обожение неба, низводя небесное на землю ради восстановления земли. Вот почему в Вознесении не разрывность, а замыкание круга. И в Вознесении же сила, образовавшая неразрывность круга неба – земли и делающая этот круг живым в каждой точке и устремленным к главной завершительной точке – обожению человека. Это – сила Животворящего Божиего Духа. Дух животворит, и жизнь неустанно движется к завершению, к вечности. Об этой животворящей силе Духа говорит Сам Христос: «Если Я не пойду (к Отцу), Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам… Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину… (Он) пребудет с вами вовек» (Ин. 16:7, 13, 14, 16). Вот эта сила Духа, посланного по Вознесении, и сцепила Небо и землю в один круг, и она же одухотворяет каждую точку круга, или, иначе, каждую точку спасительного пути. Это – сила святой благодати. Без нее немыслимо восстание от тления, движение вперед и возрождение души. Об этой совершающей силе Святого Духа и говорит в последних словах своего повествования святой евангелист. Это она, совершительная сила Святого Духа, в «Господнем содействии», и она во всех бесконечных «последующих знамениях», сопутствующих на земле Божию делу. Следовательно, и то и другое – и «Господне содействие», и «знамения» – обеспечены верующему. Они – неразрывное звено спасительного круга; они – сила, сцепляющая землю с Небом. Разве в этом не величайшая утеха верующей душе?! «Не оставлю вас сиротами…» (Ин. 14:18). Дыханием Божественного Духа Спаситель наших душ с нами в каждом шаге жизни, в каждом дыхании уст. Ему, даже до страсти, креста и смерти возлюбившему нас, Ему, освятившему нас в Светлом Воскресении и Великом Вознесении, вместе с милосердным Отцом, от века зовущим нас к Себе, и Совершителем нашего обожения – Святым Духом да будет слава, честь и поклонение от нас грешных, но любимых и призываемых, ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь. Истинно.
«О Божественнаго, о любезнаго, о сладчайшаго Твоего гласа! С нами бо неложно обещался еси быти до скончания века, Христе! Егоже, вернии, утверждение надежды имуще, радуемся!» (тропарь 9-й песни пасхального канона).
Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.
Сщмч. Ириней Лионский
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
В конце Евангелия Марк говорит: И так Господь, после беседования с нижи, вознесся на небо и воссел одесную Бога. Это соответствует сказанному пророком: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих (Пс. 109:1). Один и тот же Бог и Отец предсказан пророками и засвидетельствован истинным Евангелием. Его, Создателя неба и земли и всего, что есть на них, мы, христиане, чтим и любим всем сердцем.
Против ересей.
Блж. Августин
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Послания.
Толкование Псалмов.
Блж. Феофилакт Болгарский
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Еп. Михаил (Лузин)
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
После беседования с ними: в продолжение 40 дней Господь являлся своим ученикам по воскресении своем и открывал им тайны Царствия Божия (Деян. 1:3). Евангелисты вообще передают немногое об этом времени; точно так же и ев. Марк.
Вознесся на небо: подробнее это событие описывает ев. Лука, частью в своем Евангелии (Лк. 24:50—51), но особенно в книге Деяний Апостольских (Деян. 1:2—11).
На небо: в ту премирную область, где по преимуществу являет присутствие свое Бог, и где по преимуществу в Его присутствии пребывают святые чистые духи — ангелы и святые Божии человеки.
И воссел одесную Бога: выражение образное, основывающееся частью на видениях сверхъестественных (Деян. 7:36), частью на обетовании самого Господа (Ин. 14:3). Собственно же это образное выражение — седение одесную Бога — означает то, что Господь Иисус Христос и по человечеству приял божественную власть над всем миром вместе с Богом Отцом, так как сидение по правую руку на образном языке библейском означает именно разделение власти посаждаемого так с сидящим.
Толковое Евангелие.
Аврелий Пруденций
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Хвала Судье мертвых (ср. Деян. 10:42), хвала Царю живых! Сидящий одесную Отца в сиянии силы на небе, Ты грядешь воздать справедливо за всякий наш грех.
Гимны на всякий день.
Беда Достопочтенный
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Гомилии на Евангелия.
Тертуллиан
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога
Против Праксея.
Лопухин А.П.
Ст. 19-20 И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь
«После беседования с ними…» Не тотчас после беседы за трапезой (стих 14), а спустя 40 дней по воскресении Своем Господь Иисус Христос вознесся на небо (см. Деян. 1:2–11) и воссел одесную Бога, т. е. и по вознесении Своем получил власть, равную с властью Бога Отца. Но через это Он сделался источником чудесных сил для Своих апостолов, которые пошли, согласно повелению Христа, проповедовать Евангелие по всему свету, совершая, где нужно, чудесные знамения (ср. 1Кор. 1:6, 2:4).