Обзор нпа что это

Федеральное законодательство

Новое в российском законодательстве (ежедневно)

Обзор документов федерального законодательства: законов, указов, ведомственных актов и др.

Новое в российском законодательстве (еженедельно)

Обзор документов федерального законодательства: законов, указов, ведомственных актов и др.

Новости для бухгалтера

Новости о важных для бухгалтера документах, актуальные разъяснения ведомств по налогам, бухучету, кадрам

Новости для бухгалтера бюджетной организации

Новости о важных для бухгалтера бюджетной организации документах, актуальные разъяснения ведомств по налогам, бюджетному и бухгалтерскому учету, кадрам, госслужбе

Новости для юриста

Новости о важных для юриста изменениях законодательства, актуальные разъяснения судов и госорганов

Новости для специалиста по закупкам

Информация об изменениях законов N 44-ФЗ (о контрактной системе) и N 223-ФЗ (о закупках отдельными видами юрлиц), новых подзаконных актах в этих сферах, ведомственных разъяснениях и правоприменительной практике в форме кратких обзоров

Новости для специалиста по кадрам

Новости о важных для специалиста по кадрам изменениях законодательства. Актуальные разъяснения судов и госорганов по трудовому праву и кадровым вопросам.

Документы на регистрации в Минюсте РФ (подборка подготовлена специалистами компании «КонсультантПлюс»)

Перечень документов, представленных на регистрацию в Минюст РФ, а также зарегистрированных, возвращенных без регистрации и т.д.

Перечень измененных документов, введенных в систему КонсультантПлюс

Все документы, упоминаемые в списке, включены в информационный банк по федеральному законодательству «Российское законодательство (Версия Проф)» с учетом внесенных в них изменений и дополнений

Источник

Что такое нормативный правовой акт

Обзор нпа что это. Смотреть фото Обзор нпа что это. Смотреть картинку Обзор нпа что это. Картинка про Обзор нпа что это. Фото Обзор нпа что это

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Источник

Обзор нпа что это

6. Независимая антикоррупционная экспертиза

Представляет собой узконаправленный специфический механизм общественного участия, целью которого является выявление в тексте действующих НПА и их проектов факторов, отнесенных к категории коррупциогенных. Порядок ее проведения регулируется Федеральным законом от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 года №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» и Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 года №373 «О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг».

Рассмотрим более подробно результаты функционирования этих ресурсов.

Интернет-ресурс «Российская общественная инициатива» был создан в 2013 году в соответствии с Указом Президента РФ от 4 марта 2013 года №183 «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива».
Необходимость разработки концепции такого ресурса впервые была закреплена чуть раньше в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления».

Оператором интернет-ресурса РОИ является Фонд развития информационной демократии и гражданского общества «Фонд информационной демократии» (некоммерческая организация, созданная в 2012 году).

При использовании данного интернет-ресурса можно подать собственную инициативу по вопросам социально-экономического развития страны и совершенствования государственного и муниципального управления, ознакомиться с другими инициативами и проголосовать за или против них, узнать о ходе и результатах реализации общественных инициатив.
Пользователями РОИ могут быть граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, зарегистрированные в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (Госуслуги).

Размещению общественной инициативы на интернет-ресурсе предшествует обязательная предварительная экспертиза, проводимая «Фондом информационной демократии». Срок проведения предварительной экспертизы не должен превышать два месяца. При ее проведении «Фонд информационной демократии» вправе запрашивать и получать сведения, необходимые материалы от федеральных органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

По результатам рассмотрения общественной инициативы экспертная рабочая группа в срок, не превышающий двух месяцев, готовит экспертное заключение и решение о разработке соответствующего нормативного правового акта и (или) принятии иных мер по реализации инициативы, которые подписываются председателем соответствующей экспертной рабочей группы.

На Портале проектов НПА не публикуется целый ряд проектов федеральных законов и проектов НПА (например, по вопросам федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, правового режима госграницы, охраны гостайны, ратификации международных договоров, военно-технического сотрудничества, антитеррористической деятельности государственных органов, стандартов бухучета и др.

Следует заметить, что помимо вышеуказанных исключений, Правила (прим.-утверждены Постановлением Правительства РФ №851), в соответствии с которыми осуществляется опубликование проектов НПА, содержат в себе ряд оговорок, позволяющих не проводить общественное обсуждение проектов НПА по решению руководителя органа исполнительной власти, являющегося их разработчиком (например, об установлении цен (тарифов).

Таким образом, сначала проходит процедура общественного обсуждения уведомления о разработке проекта НПА, по результатам которого органом исполнительной власти принимается решение о необходимости разработки самого проекта НПА и его текст также публикуется для общественного обсуждения, либо об отказе от дальнейшей разработки.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии к проектам НПА. Для регистрации необходимо ввести адрес электронной почты, придуманный пароль и его подтверждение, имя и фамилию, либо можно авторизоваться с использованием учетной записи на портале госуслуг (ЕСИА). После регистрации (авторизации) у пользователя появляется возможность подписки на изменения в конкретных интересующих проектах НПА или на публикации выбранных органов власти.

Поисковая форма Портала проектов НПА предусматривает возможность поиска по следующим критериям (из выпадающих списков):
— процедура (раскрытие информации о подготовке проектов НПА, оценка регулирующего воздействия, независимая экспертиза проектов административных регламентов, независимая антикоррупционная экспертиза, оценка фактического воздействия, оценка применения);
— разработчик (министерства, ведомства, госкорпорации и др.);
— статус (подготовка к обсуждению, идет обсуждение, обсуждение завершено, разработка завершена, отказ от продолжения разработки);
— период публикации;
— вид документа (проект федерального закона, проект ведомственного акта и т.д.);
— этап (уведомление, текст, оценка, завершение, принятие);
— вид экономической деятельности;
— поиск по ключевым словам.

Таким образом, поисковая система Портала проектов НПА – regulation.gov.ru (и большинство региональных интернет-ресурсов на его базе) содержит максимальное количество возможных фильтров поиска. Для сравнения, региональные интернет-ресурсы, созданные на других платформах, как правило содержат меньшее количество критериев для поиска интересующих проектов или поисковая система распространяется на сайт целиком и только по ключевым словам, что значительно усложняет поиск.

Всего по состоянию на 1 сентября 2021 года на Портале опубликовано 84 112 проектов НПА. За период мониторинга (с 1 апреля по 31 июля 2021 года) опубликовано 2 774 проекта НПА, к 322 из которых поступили комментарии.

Наибольшее количество комментариев получили проекты НПА в следующих сферах:

Портал проектов НПА удобен для использования, информативен (есть различные статистические данные), однако, на его общей положительной оценке негативно сказываются несколько обстоятельств:

— частые и продолжительные сбои функционирования как сайта в целом, так и формы поиска;

— дублирование одного и того же проекта НПА в нескольких паспортах: отдельно обсуждение уведомления о его разработке, отдельно обсуждение текста, что затрудняет отслеживание проекта НПА;

— в паспортах многих проектов НПА информация о его принятии публикуется с запозданием либо не публикуется вообще.

Ещё одним общефедеральным ресурсом общественного обсуждения проектов НПА является «Государственная автоматизированная информационная система «Управление».

Несмотря на то, что данный ресурс функционирует с 2017 года и по состоянию на 1 сентября 2021 года на нем опубликовано уже 13 959 проектов НПА всех уровней, он не известен так широко как regulation.gov.ru и упоминания о нем практически не встречаются на ресурсах органов исполнительной власти, которые разрабатывают и размещают на нем проекты НПА.

Для направления предложений к проектам НПА на данном интернет-ресурсе необходимо заполнить электронную форму: ФИО, адрес электронной почты, род занятий, субъект РФ, дата рождения и пол, текст предложения.‎‎

За период мониторинга (с 1 апреля по 31 июля 2021 года) для общественного обсуждения были опубликованы 704 проекта НПА, среди которых не было выявлено ни одного, к которому были бы направлены предложения и замечания.

Причины такого «неафиширования» интернет-ресурса, созданного для общественного обсуждения проектов НПА, не понятны.

Мониторинг был проведен в период с 1 апреля по 31 июля 2021 года. В рамках мониторинга осуществлялся поиск официальных интернет-ресурсов (сайтов, платформ) органов законодательной и исполнительной власти всех 85 субъектов Российской Федерации, на которых осуществляется размещение проектов НПА для их общественного обсуждения.

В процессе поиска региональных интернет-платформ (сайтов, ресурсов), имеющих механизмы общественного обсуждения проектов НПА (публичных слушаний, независимой антикоррупционной экспертизы, оценки регулирующего воздействия) получены следующие результаты:

В ходе мониторинга выявлены несколько интернет-ресурсов, которые функционируют, но из-за отсутствия хронологической или иной структурированности опубликованных проектов НПА и документов к ним (документы, относящиеся к одному проекту НПА могут публиковаться в разных разделах сайта), они крайне неудобны в использовании как для участия граждан и НКО в процедуре общественного обсуждения, так для анализа результатов таких общественных обсуждений (Республика Калмыкия, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край).

Источник

Нормативный правовой акт

Это официальный документ госорганов или должностных лиц с правилами поведения

Нормативный правовой акт может быть в форме закона, постановления, приказа.

Разобрались, как устроена система нормативных правовых актов и как искать нужный документ.

Что такое нормативный правовой акт

Нормативные правовые акты, или НПА, регулируют жизнь в стране: как платить налоги, какие есть льготы для бизнеса, когда отдыхать на Новый год или что будет за работу без лицензии. Дадим определение нормативно правового акта.

НПА — это документы с правилами поведения для общества, которые принимают государство, региональные и муниципальные власти, уполномоченные организации, например Роскосмос, и должностные лица.

Такие документы могут принимать Госдума, правительство, президент, министерства, службы. Но не все акты госорганов и должностных лиц нормативные. Правительство может принять постановление о ставках платы за пользование лесными участками на всей территории России — и это будет НПА, а может выпустить внутреннюю инструкцию по закупке канцелярии — это не НПА.

Еще НПА нужно отличать от индивидуальных правовых актов. Индивидуальные правовые акты — это тоже официальные документы, которые принимают госорганы и должностные лица, только они рассчитаны на однократное применение и на конкретного человека или организацию.

Назначение на должность министра Носова, назначение административного штрафа нарушителю Маркову, приказ о награждении чемпионки Савиной почетным знаком за развитие спорта — это индивидуальные правовые акты.

Отличить НПА можно по следующим признакам.

НПА носит официальный характер. Это значит, что НПА принимают только государственные и региональные власти, уполномоченные организации или должностные лица. Также НПА принимают в определенном порядке: присваивают дату и номер, печатают на бумаге, ставят печать, публикуют на портале pravo.gov.ru.

Федеральный закон рассматривает госдума в трех чтениях, затем его одобряет Совет Федерации, подписывает президент и публикуют. Только после этого новый закон нужно обязательно исполнять.

НПА действует не для одного человека или организации, а для всех: группы людей, либо компаний, либо и тех и других. Например, нельзя принять закон только для ИП Петрова, но можно принять закон для предпринимателей.

НПА можно применять много раз. Например, суд принимает решение по делу — это решение в моменте определяет права сторон и его нельзя применять повторно.

Посмотрим примеры НПА и документов, которые к ним не относятся.

НПАНе НПА
Конституция РФПриказ об увольнении инженера Карпова из коммунальной службы госдумы
Постановление правительства о сроках службы фискальных накопителей ККТПисьмо правительства и любого другого ведомства, например Минфина
Указ президента о выплатах семьям с детьмиУказ президента о присвоении звания Героя Труда гражданину Романову
Приказ МЧС о правилах противопожарной безопасностиПредписание МЧС для ООО «Ромашка» об устранении нарушений противопожарных норм
Устав Ростовской областиДоговор аренды с комитетом по имуществу Ростовской области
Федеральный закон о банкротствеРешение суда по делу о признании ИП Каменской банкротом
Постановление мэрииОбъявление итогов проведения торгов на земельный участок администрацией города

Форм нормативных правовых актов много: законы, постановления, инструкции, приказы, указы. И эти названия нельзя путать. Назвать приказ Минфина письмом, а указ президента постановлением — ошибка.

Чтобы не запутаться в названиях, правильно определять силу документа, быстрее искать нужный, все НПА можно делить на разные группы. Посмотрим две основные классификации: по силе действия и по территории.

По силе действия

У НПА есть сила действия — это помогает выбрать более важный документ. В идеале НПА не должны противоречить друг другу, но в реальности такое все же случается. И вот сила действия определяет, каким документом руководствоваться.

Конституция. Самый главный НПА в России — Конституция, ее еще называют основным законом страны. Все остальные НПА должны ей соответствовать.

Если в Конституции написано, что в России действует единое экономическое пространство, значит, нельзя принять закон о пошлинах за перемещение товаров из региона в регион. Такая норма противоречила бы статье 8 Конституции.

Федеральные законы — это документы, которые принимает Госдума — законодательный орган России. Законы определяют самые важные вопросы в стране: размер пенсии, процедуру банкротства, штрафы за нарушения и прочие. Процедура создания и принятия закона сложная и многоступенчатая, потому что он влияет на всю страну.

Примеры законов: ФЗ «О рекламе», ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ «О защите прав потребителей». Также законы — это Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс. Их называют кодексами, потому что они содержат много правил в одной сфере.

Подзаконные акты. В одном законе невозможно прописать все детали. В них стараются закрепить общие правила, а вот о частностях рассказывают в подзаконных актах. На юридическом языке говорят: «Подзаконные акты принимают во исполнение законов», то есть подзаконные акты объясняют, как правильно действовать в конкретных случаях и ситуациях. Узнать подзаконные акты можно по названиям: указ, постановление, письмо, приказ, инструкция.

Есть закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», а его дополнят постановления правительства «О лицензировании образовательной деятельности» и «О медицинской деятельности». Закон установил общие правила, а постановления определили порядок его исполнения в конкретных сферах.

Еще важно проверить, где нужно применять НПА: по всей стране, только в одном регионе или в одном городе.

По территории

Есть правила, которые действуют для всех жителей России, а есть — только для жителей конкретного региона и даже города. Например, если в соседнем регионе предприниматель платит 3% налога с доходов на УСН «Доходы», это еще не значит, что вы будете платить столько же. Так бывает, потому что в регионах принимают свои уставы, законы, инструкции.

Все НПА делят на федеральные, региональные, муниципальные, а еще есть международные. Поговорим о каждой группе.

Федеральные, региональные и муниципальные НПА. Россия — это федерация. Это значит, что страна состоит из самостоятельных субъектов. Такие субъекты могут сами управлять своей территорией в пределах полномочий, данных Конституцией и федеральными законами, иметь отдельный от центра бюджет.

Получается, в России официальные документы могут принимать на общегосударственном уровне и уровне регионов. Федеральные законы действуют на всей территории страны, а региональные — только в одном субъекте. Например, если власти Самарской области приняли региональный закон, то исполнять его в Рязани не обязаны.

Еще собственные НПА принимают в городах федерального значения, такие города тоже относят к регионам. В России три города-региона: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Получается, жители Московской области не должны соблюдать законы Москвы, и наоборот.

Для региональных актов есть два правила:

Система региональных НПА копирует федеральную, поэтому регионы принимают свои конституции, законы, подзаконные акты.

Есть еще один уровень ниже актов регионов — акты городов, деревень, поселков. Такие акты называют муниципальными НПА. Они регулируют вопросы местного значения, например льготы по земельному налогу или правила посещения парка.

Например, постановление мэрии Ярославля «О мерах по обеспечению безопасности людей на водных объектах» или постановление администрации Екатеринбурга «Об автоматизации закупок малого объема».

Международные акты. Государства могут договариваться о правилах и фиксировать их в договорах, резолюциях, конвенциях. Эти правила не действуют на все страны автоматически: каждое государство само решает, участвовать в договоре или нет. В договор можно как вступить, так и выйти из него.

Россия участвует в Конвенции о защите прав человека 1953 года, в Бернской конвенции о защите литературных и художественных произведений 1887 года.

Если страна соглашается исполнять правила по международному договору, она должна принять новые внутренние законы или скорректировать старые внутренние законы под эти правила. Например, когда Россия в 1997 вступила в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, она приняла мораторий на смертную казнь — таково было правило для стран-участниц.

Международные договоры, в которых участвует наша страна, в основном учли во внутренних законах, поэтому напрямую обращаться к международным НПА вам вряд ли придется. Исключение — соглашения или конвенции об избежании двойного налогообложения, например с Кипром или США.

Иерархия нормативных правовых актов

Нормативные правовые акты имеют иерархию из восьми уровней. Чем уровень выше, тем главнее акт. На практике это значит, что акты нижних уровней должны соответствовать верхним. То есть законы не должны противоречить Конституции, указы президента и прочие акты — законам, а постановления правительства — всему вышеперечисленному.

Случается, что два акта противоречат друг другу, — такую ситуацию называют правовой коллизией. Выбрать правильный акт помогает иерархия — будут применять правила из документа более высокого уровня.

Артем собирается подавать заявление в налоговую инспекцию. В федеральном законе он прочитал, что нужно успеть подать его за 20 дней, а в приказе ФНС, что за 10 дней. Так как закон выше ведомственного акта, то правильный срок — 20 дней.

Иерархия нормативных правовых актов

Уровень 1Конституция РФ
Уровень 2Международные договоры
Уровень 3Федеральные законы
Уровень 4Указы президента
Уровень 5Постановления правительства
Уровень 6Приказы федеральных министерств, постановления главного санитарного врача РФ, указания и положения Банка России
Уровень 7Приказы служб
Уровень 8Региональное законодательство и муниципальные акты

Начинайте искать ответ на вопрос со второго уровня. На первом уровне в Конституции нет конкретных правил — только принципы работы государства и жизни общества.

Предприниматель может узнать из Конституции, что Россия поддерживает конкуренцию и свободную экономическую деятельность, но не узнает, как открыть бизнес и какие платить налоги. Конкретные правила будут в законах и подзаконных актах. Например, как зарегистрировать бизнес, можно узнать в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а про все налоги России — в Налоговом кодексе.

Как искать нормативный правовой акт в системе

Виды и иерархия актов помогают быстрее найти нужный документ.

Предприниматель Ярослав открывает кафе в Москве. Все уже готово, и осталось сделать вывеску на фасад. Он слышал, что соседний магазин оштрафовали за неправильную вывеску. Ярославу нужно разобраться, какие требования есть к вывескам, чтобы его тоже не оштрафовали.

Посмотрим, как можно найти документ о требованиях к вывескам.

Где искать. Искать законы, постановления, письма можно в интернете, главное — на официальных порталах. Например, на государственном портале pravo.gov.ru или в коммерческих Консультанте и Гаранте.

Если пользоваться неизвестным сайтом, нельзя быть уверенным в актуальности: документы оттуда могут быть устаревшими или вовсе утратившими силу.

Как искать. Искать нужный акт можно по дате опубликования, названию документа или словам из текста. В разных системах могут быть и другие фильтры.

В работе с правовыми системами есть нюанс: можно найти документ, а он окажется закрытым — смотреть можно только в платной версии. В этом случае можно скопировать название документа и поискать в других сервисах, например Docs.cntd.ru. Еще можно посмотреть на сайте государственного органа, который принял акт.

Проверить, действует ли НПА. Пользоваться можно только действующими НПА. Срок действия документа может истечь сам или его могут отменить.

Еще закон может действовать, но только в новой редакции. Это значит, что сам НПА не отменили, но изменили текст или даже одно слово. Предыдущей версией пользоваться нельзя.

Госдума повысила МРОТ на 2022 год с 12 792 до 13 890 ₽. Для этого она не приняла новый закон «О минимальном размере труда», а внесла изменения в прежнюю версию. Теперь работодатели не смогут платить сотрудникам за полный рабочий день меньше 13 890 ₽ — прежний МРОТ больше не актуален.

Проверять статус НПА важно, чтобы не получить штраф или другое наказание за ошибку по невнимательности. На правовых порталах статус документа можно посмотреть на первой странице документа.

На самом деле не всегда просто найти нужный документ. Например, может не получаться подобрать правильную фразу для поиска или не выходит вспомнить реквизиты акта. Тогда лучше задать вопрос юристу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *