Обюссонский ковер что это
Французские ковры: ковры мануфактур Савонери и Обюссон
История французских ковров простирается на три столетия и начинается с правления Генриха IV Великого. Еще в 1536 Франция установила дипломатические и торговые отношения с Османской империей, и французы стали падкими на восточный стиль, а именно на мебель и ковры. Это и стало толчком для создания известных на весь мир марок французских ковров.
История и особенности дизайна ковра Савонери
Генрих Великий понимал, что каждый восточный ковер обходился казне очень дорого, поэтому обязал Пьера Дюпона и ткача Симона Лурда заняться производством ворсовых ковров в мастерской Лувра, исключительно для королевского двора.
Дело расширялось и в 1627 Луи XIII, сын Генрих Великого, распорядился открыть новую фабрику в помещении мыловаренной мануфактуры. Ковры, которые ткали здесь стали называться Савонери (от франц. Savon – мыло, Savonnerie – мыловарня). Хотя первоначально дизайн этих ковров подрожал дизайну классических восточных ковров, очень быстро возник новый французский стиль, в котором переплелись такие элементы из стилей барокко, рококо, неоклассики, как: гербовые и цветочные медальоны, барочные и пышные цветочные орнаменты. Они намного больше подходили убранствам французских дворцов Лувру, Тюильри и позднее Версалю.
Ткали французские ковры Савонери из шерсти с вкраплениями шелка, используя симметричный узел, при этом средняя плотность ковра составляла приблизительно 140 тыс. узлов на метр квадратный. Одному мастеру приходилось работать целый год, чтобы сплести приблизительно 3 кв. м. ковра с более простым рисунком, намного больше времени уходило на сложные узоры.
Первые дизайны ковров Савонери во Франции были разработаны под руководством Симона Лурде. Они обильно украшены цветами, часто в вазах и корзинах, на темно синем или коричневом фоне с четкими темными бордюром (тонкой рамкой, которая обрамляет весь ковёр).
Самыми известными коврами Савонери являются ковры из серии, сделанной для Большой Галереи и Аполлоновой галереи в Лувре с 1665 по 1685. Эти 105 шедевров, сделанные под руководством Шарля Лебрёна (руководителя Королевской академии живописи и скульптуры и Мануфактуры Гобеленов), так и не были установлены на предполагаемые места, поскольку Луи XIV переехал со своим двором в Версаль. Их дизайн совмещает в себе листья аканта, архитектурные обрамления, мифологические сценки с регалиями королевской власти Луи XIV.
В 1683 году был издан указан о запрете импорта восточных ковров, что послужило хорошим толчком для развития не только мастерской Савонери, но и нескольким независимым французским производителям ковров. В 18 столетии были предприняты попытки обновить устарелый дизайн. С 1715 по 1750 орнаменты разрабатывал придворный дизайнер Пьер-Жосс Перро, он внедрил элементы рококо, осветлил фон, добавил цветочные гирлянды, центральные розетки, изображение ракушек. Самой знаменитой его работой является ковер в тронном зале Версаля.
Под патронатом Наполеона в 1805 году было заказано производство ковров Савонери в стиле ампир, дизайн разработали Персье и Фонтен, но это не помогло компании, упадок которой начался после Французской революции. В 1826 году мануфактура переехала обратно в Лувр и была объединена с мануфактурой Гобеленов.
Роскошные французские ковры Обюссон
Вдохновленные дизайном ковров Перро в стиле рококо независимые ткачи шпалерных мануфактур в Обюссоне и Бове тоже начали заниматься изготовлением ковров. Хотя они также плели узелковые ковры, большей популярностью пользовались коврики, выполненные в технике гладкого плетения.
Первые станки в Обюссоне появились еще в 13 столетии с фламандскими переселенцами, но безумно популярны ковры, произведенные в Обюссоне, стали лишь в начале 19 столетия. В те времена только король Франции мог иметь (очень редко продавать или дарить) ковер Савонери, за производством которого следили придворные художники и ткачи. Ковры из Обюссона, копируя дизайн ковров Савонери, стали доступными для каждого, кто мог его себе позволить, то есть высший класс и аристократия всей западной Европы, они стоили меньше чем продукция мануфактуры Гобеленов в Париже.
В дизайне ковров использовалась нейтральная пастельная палитра, доминирующими оттенками фона были кремовый, цвет слоновой кости или светло коричневый. Из античности использовали изображение лозы и свитков, большая часть поля была чистая, изображения располагались в центре (своеобразный медальон) и по краям (бордюр). Ковры плелись с натурилистичскими цветочными узорами, гербами, геральдическими элементами и фресками, которые можно было увидеть на потолке помещения, в которое предназначался ковер. Обюссонские ковры очень тонкие и имеют простой дизайн.
Оригинальным обюссонским ковром может считаться только тот, который был произведен до 1870 г., так как в этом году прекратилось производство ковров в мануфактуре Обюссон.
Французские ковры на протяжении 17 и 18 столетий были самыми популярными коврами в Европе и оказали большое влияние на Испанских производителей ковров 18 и 19 столетий.
В 20 столетии дизайн ковров оставил позади цветочные элементы стиля рококо в пользу абстрактных ковров, вдохновленных работами французских кубистов и Василия Кандинского. Французское ковроделие продолжило развиваться и в 20 столетии, отражая влияние стилей модерн и баухауз, арт деко. Пионер модерна Ле Корбюзье популяризировал минималистические берберские ковры из Северной Африки.
Сейчас все еще можно стать обладателем французского ковра с классическими дизайнами Савонери или Обюссон, так как их продолжают копировать производители ковров из Китая, Индии и Пакистана.
Мануфактура Обюссон
История французской мануфактуры берет начало со времени правления Людовика ⅩⅠⅤ де Бурбона. После возобновления «королем-солнце» дипломатических и торговых взаимоотношений с Османским халифатом восточные ковры и изысканные шпалеры стали непременным атрибутом интерьера дворцовых покоев. Текстильный символ роскоши обходился государственной казне очень недешево, что способствовало принятию решения о создании собственных мастерских.
Двор французских монархов снабжала утонченными предметами меблировки, ткаными коврами и безворсовыми шпалерами парижская мануфактура Гобеленов и мастерская Бове. В 1664 году в ведении министра финансов Жана-Батиста Кольбера перешла мануфактура Савоннери. В следующем, 1665 году, в результате слияния ткацких цехов коммуны Обюссон, расположенной в регионе Лимузен, и мастерских соседнего поселения Феллетен была образована Королевская шпалерная мануфактура.
Упоминания о декоративном текстильном искусстве Обюссона относятся к ⅩⅢ веку. Становление ковроткачества в тех местах неразрывно связано с периодом переселения в регион Лимузен выходцев из северных районов Бельгии — потомственных фламандских ткачей. Спустя 4 столетия сравнительно более доступные «копии» эксклюзивных королевских ковров производства мастеров Обюссона появились в имениях придворных монаршего двора и богатых представителей французской аристократии.
Для ранних гобеленов характерны восточные узоры и сюжетные композиции, насыщенные красками. С течением времени в палитре возымела верх благородная пастель. Доминирующими оттенками фона безворсовых ковров стали кремовый, светло-коричневый и слоновая кость. С помощью плетения вручную создавались натуралистичные цветочные ансамбли и изображения геральдических символов. По центру располагался своеобразный медальон, по краям — бордюр со сплошным орнаментом.
Французские безворсовые ковры ткали из шерстяной и шелковой пряжи. Безусловное признание на территории Европы продукция Обюссона получила благодаря особой технике гладкого плетения. Плотность изделий достигала 140 тыс. симметричных узлов на 1 м 2 и более. Мастерам приходилось работать на протяжении целого года, чтобы сплести 3 м 2 стенного гобелена с относительно простым рисунком. На сложные, замысловатые узоры уходило гораздо больше времени.
На рубеже ⅩⅤⅡ и ⅩⅤⅢ веков сформировался новый стиль ковроткачества, включающий жанровые элементы доминирующих в искусстве того периода барокко и рококо. В цехах мануфактуры создавали шпалеры с цветочными орнаментами или сюжетными композициями по произведениям выдающихся художников — Жана Антуана Ватто, Франсуа Буше, Клода Жилло, Никола Ланкре и Жана-Батиста Удри. Популярными были изображения пасторальных и романтических сцен, сюжетов древнеримской мифологии.

Оригинальным текстилем Обюссона считаются гобелены, изготовленные исключительно до остановки производства в 1870 года. Новый этап истории шпалер французской мануфактуры приходится на 1939 год и связан с появлением на фабрике художника-реформатора Жана-Мари Огюста Люрсы. Новаторская продукция, более известная как «новая таписерия», изобилует яркими красками и абстрактными формами живописи в сочетании с символами времен Средневековья и традиционными флоральными мотивами.
Галерея «BersoAntik» предлагает вниманию ценителей уникального декоративного текстиля антикварные гобелены ⅩⅤⅡ-ⅩⅠⅩ веков. У нас вы сможете приобрести изысканные произведения мастеров Обюссона для собственной коллекции или в качестве изысканного подарка. Все французские шпалеры, представленные в салоне «BersoAntik», оригинальны! С удовольствием поможем вам сделать выбор из нашего каталога или найдем желаемый экземпляр в индивидуальном порядке.
Ковры из Обюссона
Исключительное право ступать на восточные ковры, которые обходились государственной казне в круглую сумму, было только у членов королевской семьи и редких приближенных. Любовь к коврам оказалась дорогим удовольствием, но отказаться от символа роскоши король Франции уже не мог. Да и не хотел, уж больно красиво и элегантно выглядели интерьеры королевских дворцов и соборов с изысканными коврами на полах и гобеленами на стенах.
И потому Генрих Великий дал указание создать при Лувре ковровую мастерскую. С нее и началась история французского ковроткачества. Однако изделия, производимые при дворе, были недоступны даже придворным и богатым дворянам — ковры ткали только для короля.
В 1683 году был введен запрет на ввоз восточных ковров, и оказалось, что во Франции есть независимые мануфактуры, готовые развивать отрасль, да еще и продавать свою продукцию за вменяемые деньги аристократам и богатым буржуа.
Одно из таких предприятий находилось в Обюссоне, куда еще в XIII веке переселились фламандцы вместе с ткацкими станками и организовали изготовление шпалер. Постепенно они переориентировались на производство ковров и достигли в этом деле необычного мастерства. Заслуженная награда за такие усилия — признание Обюссона в 1743 году центром французского ковроткачества.
Обюссонские мастера копировали дизайн королевской мануфактуры Савонери. Изделия выполняли преимущественно в стиле рококо, барокко и неоклассицизм, ведь восточные мотивы диссонировали с интерьерами французских особняков.
Как делали ковры: в центре располагали изображение, а по краям выплетали своеобразный бордюр, оставляя большую часть полотна чистой. Из орнаментов пользовались популярностью пышные цветочные гирлянды, виноградная лоза, свитки. Чтобы ковер гармонировал с интерьером, в его узоре повторяли отдельные детали из отделки потолка — гербы, геральдические элементы, фрески.
И если ранние обюссонские ковры окрашивали, копируя восточную манеру, в яркие и насыщенные цвета, то со временем палитра приобрела нейтральность. Орнаменты стали выдерживать в приятной пастели, а основной фон — в благородном кремовом, в светло-коричневых оттенках или в цвете слоновой кости.
Коллекционерам стоит знать, что производство на мануфактуре Обюссона остановилось в 1870 году. Только ковры, изготовленные до этого года, считаются оригинальными. Дизайн и технологию производства обюссонских ковров переняли мастера из Китая, Пакистана и Индии, однако это уже «не тот» Обюссон.
Обюссоновские ковры, подушки, мебель. Aubusson Tapestry
Мы часто сталкиваемся в книгах с фразами типа:» на полу лежал роскошный обюссоновский ковер». и похожими. Обюссоновский ковер был символом роскоши и богатства, особенно до изобретения машинного массового ткачества.
Обюссон- название ковроткацкой мануфактуры во французском городе Обюссон, получившей в 1665 году статус королевской. Эти ковры стоили меньше, чем те, что производились на фабрике Гобеленов в Париже. Продукция этой мануфактуры использовалась для изготовления тонких ковров и мебельной обивки.
Картон- по нему ткался ковер.
В средневековой Европе ковер представлял собой неотъемлемую принадлежность церкви и короля. В соборах коврами завешивали стены, их стелили перед алтарем. При Бурбонах никто не смел ступить на ковер без разрешения короля, и Людовик XIII, семилетним принце принимая турецкого посла, строго следил за тем, чтобы гость не ступал на ковер. О королевском величии свидетельствовали и затканные в ковер символы власти.
18th Century Aubusson Tapestry
XVIII Aubusson tapestry
French Aubusson Tapestry Panel ( 348 ) ( France c. 1850 )
Королевские ковровые мануфактуры во Франции.
————
Даже слово «гобелен» произошло от названия французской мануфактуры Гобеленов, которая делала не только ковры, но и мебель, мозаику.
Ещё одним центром ковроткачества во Франции был Обюссон, город в 320 км к югу от Парижа. В этом районе в течении веков ткали гобелены, и в 1743 году власти решили создать в городе ковровую мануфактуру. Три года спустя исключительное право на производство ковров в Обюссоне получили два парижских купца, и с тех пор различные частные мастерские в городе находились под контролем властей. Некоторые обюссонские ковры были ручной работы, но значительная их часть ткалась в технике гладкого переплетения. По сравнению с коврами мануфактуры Савонери узор обюссонских ковров был менее броским, но достаточно сложным.
Вознагражденный пастушок
Франция. Обюссон. 1880-1900
Прелести сельской жизни
Франция. Обюссон 1880-1900
Разорители гнезд
Серия «Пасторальные сцены»
Шерсть, шелк; шпалера. 240х204 см
Филиал мануфактуры Бракенье (Бельгия)
Франция. Обюссон. 1880-1900
обюссон
Смотреть что такое «обюссон» в других словарях:
Обюссон — (фр. Aubusson) топоним. Обюссон (кантон) кантон во Франции, находится в регионе Лимузен. Обюссон (коммуна) коммуна во Франции, находится в регионе Лимузен. Обюссон (округ) округ во Франции, один из округов в регионе Лимузен … Википедия
ОБЮССОН — (от собств. им.). Род ковров, изготовляемый на фабрике в городке того же имени, в средней Франции. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Обюссон — (Пьер d Aubusson) знаменитый гроссмейстер ордена иоаннитов, (1423 1503), из знатного французского рода. В молодости принимал участие в походах венгров против турок, затем в экспедиции дофина Людовика против швейцарцев (1444). Время поступления О … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Обюссон (кантон) — Обюссон фр. Aubusson кантон Франции (АЕ 3 го уровня) … Википедия
Обюссон (округ) — Обюссон Aubusson Страна Франция Регион Лимузен (регион) Департамент Крёз Супрефектура Обюссон Количество кантонов 12 Количество коммун 118 Население (2006) … Википедия
Обюссон (коммуна) — Коммуна Обюссон Aubusson Герб … Википедия
Д’Обюссон, Пьер — У этого термина существуют и другие значения, см. Обюссон. Пьер д Обюссон Pierre d Aubusson Пьер д Обюссон … Википедия
д’Обюссон, Пьер — У этого термина существуют и другие значения, см. Обюссон. Пьер д Обюссон фр. Pierre d Aubusson … Википедия
Д’Обюссон Арриета, Роберто — Роберто д’Обюссон Арриета Roberto d Aubuisson Arrieta Дата рождения 23 августа 1944(1944 08 23) Место рождения Санта Текла, Сальвадор Дата смерти … Википедия
Роберто д’Обюссон — д’Обюссон Арриета, Роберто (1943 1992). Политический деятель Сальвадора. Карьерный военный, выпускник военной академии Сальвадора (1963), прошел курс обучения в Школе Америк. Уволился из армии в 1979 в знак протеста против реформ, проводимых… … Википедия
















%20%D0%98%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F%20%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%83%D1%84%D0%B0%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%9E%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD.jpg)
%20%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%20%D0%B8%D0%B7%20%D0%9E%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0(1).jpg)
%20%D0%9E%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%2C%20%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82.jpg)
%20%D0%9E%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%2C%201820.jpg)
%20%D0%9E%D0%B1%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%BE%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%2C%20%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%20%D0%B8%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D1%8F.jpg)
%20%D0%AD%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B0%20%D0%9D%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D0%B0%20%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B3%D0%BE.jpg)
%20%D0%91%D0%BE%D1%80%D0%B4%D1%8E%D1%80%20%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%80%D0%B0.jpg)