Обязанности куратора в колледже что входит
Положение о кураторах учебных групп
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует и определяет нормативно-правовую и организационно-методическую основу деятельности кураторов учебных групп в колледже.
1.2. В своей работе куратор учебной группы руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка», Типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2008 г. № 543, правовыми и программными документами в системе образования Российской Федерации, Уставом колледжа, настоящим Положением, а также решениями Совета кураторов учебных групп, приказами директора и распоряжениями учебной части.
Данное положение разработано в целях эффективной организации педагогического и воспитательного процесса, в котором значительное место принадлежит куратору студенческой группы. Деятельность куратора подчинена общим целям обучения, воспитания и развития личности студента и студенческой группы.
Куратор проводит учебно-воспитательную работу, создает более тесные контакты между администрацией, общественными организациями, учебным персоналом техникума и студентами группы. В своей деятельности куратор опирается на актив группы, содействуя развитию его инициативы
1.3. Куратор учебной группы назначается приказом директора на период обучения студентов с I по Ш курс из числа штатных преподавателей, способных решать задачи воспитания студентов.
1.4. Куратор учебной группы непосредственно подчиняется заместителю директора и отвечает за организацию и координацию образовательного процесса в закрепленной за ним студенческой группе.
1.5. Основными требованиями к личности куратора учебной группы и его деятельности являются социальная и профессиональная компетентность, личностная готовность к воспитательной работе, высокая нравственная культура, гражданственность, ответственность и коммуникабельность.
1.6. Основными принципами деятельности куратора учебной группы являются личностно-ориентированный (индивидуальный) подход к каждому студенту, взаимодействие со студенческим активом, включенность в дела и проблемы группы, развитие студенческого самоуправления, доброжелательность в отношениях со студентами.
2. Организационные основы деятельности и обязанности руководителя учебной группы:
2.1. Формирование личности, интеллектуальное и физическое развитие каждого студента, его становление как гражданина, профессионала и семьянина.
2.2. Формирование у студентов учебной группы общечеловеческих норм, гуманистической морали, культуры взаимоотношений, потребности в духовных ценностях.
2.3. Воспитание национального самосознания, содействие усвоению студентами общечеловеческих и национальных культурных ценностей, формированию патриотизма и политической культуры, активной гражданской позиции.
2.4. Развитие традиций колледжа, усвоение норм и правил внутреннего распорядка, прав и обязанностей студентов, профессиональная ориентация.
2.5. Содействие самопознанию и самовоспитанию, творческому саморазвитию студента на основе его всестороннего изучения. Поддержание постоянной связи с воспитателями общежития, преподавателями с целью координации воспитательных воздействий.
2.6. Создание в учебной группе доброжелательных, дружеских отношений и благоприятного психологического климата. Забота о создании условий для успешной учебной деятельности студентов, внесение предложений по организации учебного процесса.
2.7. Забота о безопасности жизнедеятельности, моральной и социальной защите студентов, формирование отношения к своему здоровью, как социальной ценности, профилактика вредных привычек и СПИДа. Содействие организации питания и медицинского обслуживания студентов.
2.8. Ведение установленной в колледже документации студенческой группы.
2.9. Планирование воспитательной работы исходя из специфики и особенностей учебной группы и на основе плана воспитательной работы колледжа на учебный год.
3. Обязанности и права куратора учебной группы
3.1. Куратор учебной группы обязан:
3.1 Знакомить студентов учебной группы с рабочим учебным планом на текущий учебный год и семестр, консультировать студентов по вопросам организации учебного процесса; знакомить студентов с приказами и распоряжениями руководства техникума, касающимися студентов.
3.2. Организовать и лично участвовать в собраниях студенческой группы, основных общественных мероприятиях;
3.3. Оказывать студентам и обучающимся в планировании самостоятельной работы, выполнения ими учебного графика;
3.4.Поддерживать связь с преподавателями, ведущими занятия в группе;
3.5. Знать каждого студента: его материальное положение и духовные потребности, индивидуальные особенности, склонности и увлечения, способность формированию у него высоких моральных качеств, чувства личной ответственности, самостоятельности;
3.6. Знать условия жизни и быта студентов, не реже одного раза в месяц посещать студентов группы, проживающих в общежитии;
3.7. Осуществлять контроль за работой старосты в соответствии с Положением «О старосте студенческой группы»; за посещаемостью студентами учебных занятий и их успеваемостью, выполнением графика учебного процесса, совместно с активом группы подводить итоги промежуточной аттестации и зачетно-экзаменационных сессий, проводить собрания с группой для рассмотрения достигнутых результатов;
3.8. Контролировать проведение аттестационной недели, заполнение журнала;
3.9. Оказывать особое внимание и помощь детям-сиротам, инвалидам, малообеспеченным студентам, обучающимся в группах;
3.10. Оказывать помощь в подготовке, проведении и принимать непосредственное участие в культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, субботниках, воскресниках, других мероприятиях, в которых участвуют студенты группы;
3.11. Знакомить студентов и учащихся с правилами внутреннего распорядка и режима в учебных зданиях и общежитии;
3.12. Регулярно поддерживать связь с родителями студентов.
3.13. Всесторонне изучать индивидуально-личностные особенности и морально-психологические качества каждого студента, коллектива студенческой группы в целом, принимать участие в диагностировании уровня воспитанности студентов.
3.14. Формировать в студенческой группе систему идеологической и информационно-воспитательной работы.
3.15. Не реже одного раза в месяц проводить воспитательный час, на котором анализировать состояние воспитательной работы в группе, успеваемость студентов, посещаемость ими занятий, участие в культурной и общественной жизни колледжа.
3.16. Оказывать помощь студентам (в особенности первого курса) в адаптации к условиям обучения в колледже.
3.17. Организовывать встречи студентов с преподавательским составом, руководителями различных уровней, творческой интеллигенцией, юридическими лицами и т.п.
3.18. Способствовать созданию условий для успешной учебной и научной исследовательской работы студентов, укрепления учебной дисциплины, развития умений и навыков самостоятельной учебной работы. Знакомить студентов с научно-исследовательскими работами кафедры, вовлекать их в НИР.
3.19. Вносить предложения по организации учебного процесса, анализировать текущую и итоговую успеваемость студентов и информировать их родителей.
3.20. Проводить работу по правовому просвещению студентов, профилактике противоправного поведения, недопущению их вовлечения в организации деструктивного характера. Проводить индивидуальную профилактическую работу со студентами, склонными к антиобщественным действиям. Изучать характер каждого студента и составлять его индивидуальный портрет.
3.21. Разъяснять студентам нормы и правила внутреннего распорядка, их права и обязанности.
3.22. Принимать участие в формировании, оказывать постоянную помощь в работе органам студенческого самоуправления, другим общественным молодежным организациям, деятельность которых не противоречит законодательству Российской Федерации.
3.23. Способствовать формированию личности, интеллектуальному и физическому развитию каждого студента, его становлению как гражданина, профессионала и семьянина. Проявлять заботу о моральной и социальной защите студентов, их семейном благополучии, формировать у них навыки здорового образа жизни.
3.24. Содействовать вторичной занятости студентов, их творческой, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности, привлекать к участию в работе кружков, клубов, любительских объединений, трудовых студенческих отрядов.
3.25. Разрабатывать планы воспитательной работы в учебной группе с отражением вопросов формирования профессиональных навыков, эстетического воспитания студентов, физкультурно-оздоровительной работы, работы с активом, трудового воспитания.
3.26. Вести установленную в колледже документацию студенческой группы; план и отчет работы, журнал успеваемости и др.
3.27. Организовывать работу по уборке, мелкому ремонту закрепленного за учебной группой кабинета.
3.28. Собирать данные о выпускниках по их трудоустройству и (или) обучению в высших учебных заведениях.
3.29. Постоянно совершенствовать свой профессиональный и методический уровень.
3.2.8. Участвовать в конкурсах педагогических работников учреждений образования, имеющих высокие достижения в воспитательной работе.
3.29. Вносить предложения по совершенствованию учебного процесса, улучшению условий жизни, быта и отдыха студентов;
3.30. Участвовать в принятии решений по персональным делам студентов;
3.31. Вносить предложения об оказании материальной помощи малообеспеченным студентам, об установлении надбавок и премировании за отличную учебу и активное участие в научной, культурно- массовой или спортивно-массовой работе.
3.32. Присутствовать на занятиях и экзаменах курируемой группы (по согласованию с преподавателем, ведущим занятия);
3.33. Получать информацию, касающуюся академической успеваемости и дисциплинированности студентов от преподавателей, ведущих занятия в курируемой группе;
4. Организация работы и взаимодействиеруководителя учебной группы с органами внутриколледжного управления
4.1. Общее руководство работой кураторов учебных групп в колледже осуществляет заместитель директора. Координацию и методическое обеспечение деятельности кураторов осуществляет Совет кураторов учебных групп.
4.2. Работа куратора учебной группы осуществляется на плановой основе. Планирование включает в себя разработку планов воспитательной работы колледжа на учебный год и ежемесячных планов работы куратора. Содержание работы куратора учебной группы отражается в журнале.
4.4. Куратор учебной группы отчитывается перед Советом кураторов учебных групп о проделанной работе не реже 1 раза в семестр.
4.5. С целью оказания помощи куратору учебная часть организуют совещания по методическим, теоретическим и практическим вопросам работы в группе, на курсе и отделении, а также обмену опытом кураторов.
4.6. Оценка работы куратора производится учебной частью (совместно с кафедрой) на основе комплексного анализа учебных и общественных показателей студенческой группы по следующим показателям:
4.7. Итоги работы куратора учебной группы подводятся по отделению после окончания текущего семестра.
4.8. Куратор, недобросовестно работающий в учебной группе, может быть отстранен от выполнения обязанностей с применением мер дисциплинарного воздействия.
4.9. В том случае, если куратор не пользуется авторитетом, слабо организует свою работу, студенты имеют право заявить ходатайство в учебную часть о замене руководителя.
4.10. Работа куратора учебной группой является составной частью педагогической деятельности и включается в индивидуальный план работы преподавателя как учебно-методическая из расчета:
4.11. Выполнение настоящих обязанностей в полной мере предполагает за собой оплату работы куратора учебной группы.
4.12. Неполное выполнение обязанностей предусматривает право администрации снизить оплату или поставить вопрос о наказании вплоть до отстранения преподавателя от кураторства группой.
5. Делопроизводство куратора учебной группы:
Колледж информатики и дизайна Москва, 2004 — 2021
Обязанности куратора в колледже что входит
Частное профессиональное образовательное учреждение
«Колледж гостиничной индустрии и туризма на КМВ»
ПОЛОЖЕНИЕ О КУРАТОРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ
2. Обязанности и права куратора группы
Основными задачами куратора группы являются проведение работы по реализации системы воспитательной деятельности колледжа, организация участия студентов в общественной деятельности, а также систематическое оказание помощи в обретении знаний, социальной адаптации студентов в колледже и их подготовке к профессиональной деятельности.
– планировать работу (на учебный год, семестр, месяц, неделю) в соответствии с основными положениями комплексного плана воспитательной работы колледжа и плана мероприятий;
– уделять особое внимание формированию в учебной группе студенческого коллектива, изучая с этой целью внутриколлективные и межличностные отношения в группе;
– обеспечивать педагогическое руководство студенческим самоуправлением, координировать работу общественных организаций в группе, осуществлять подготовку проводимых группой воспитательных мероприятий;
– совместно с общественными организациями участвовать в подборе руководящего актива группы (старосты, профорга, организатора), способствовать укреплению их авторитета, поддерживать требовательность актива к группе;
– изучать индивидуальные особенности студентов группы, знать их социальное (семейное) положение, интересы и запросы, знать состояние бытовых условий студентов, проживающих в общежитии и на квартирах, проявлять заботу об их улучшении;
– систематически осуществлять контроль посещаемости и успеваемости студентов, ведение книжки общественно полезной деятельности, выяснять причины снижения академической и общественной активности и своевременно принимать меры по их устранению;
– по результатам анализа успеваемости и социально бытовых условий жизни и учебы студентов группы вносить предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса;
– способствовать внедрению эффективных форм индивидуального планирования самостоятельной учебной работы, общественно полезного труда и отдыха студентов;
– осуществлять работу по усилению в учебно-воспитательном процессе колледжа профессиональной направленности студентов, повышению их культурного уровня и общественной активности, развитию эстетических вкусов, формированию гражданской зрелости и ответственности перед обществом как будущих специалистов.
Куратор имеет право:
– посещать в случае необходимости все виды занятий по любой дисциплине в своей студенческой группе, присутствовать на зачетах и экзаменах в том числе;
– обращаться за информацией или помощью к преподавателям, зам. директору по УМР;
– ставить перед администрацией колледжа вопрос об улучшении учебно-воспитательной работы колледжа;
– принимать участие в работе учебной части при решении вопросов об отчислении студентов и установке сроков пересдачи зачетов и экзаменов;
1) должность куратора является общественным поручением; 2) кураторство устанавливается распоряжением по колледжу; 3) координацию деятельности кураторов в колледже осуществляет
администрация в лице заместителя директора по УМР;
4) активно работающие кураторы могут быть представлены к материальному поощрению.
3. Инструкция куратора студенческой группы
Требования к куратору
1.1.Постоянное участие в жизни группы в течение экзаменационной сессии: помощь в решении вопросов взаимодействия с сокурсниками, с преподавателями, личных проблем студентов, работа по созданию дружеской атмосферы в группе, интерес к личности каждого студента.
1.2. Контроль за посещаемостью и успеваемостью студентов:
посещение учебных занятий, беседы с преподавателями.
1.3.Оказание помощи в вопросах, связанных с учебной, научной,
социокультурной и другими видами деятельности.
1.4. Знание бытовых условий и состояния здоровья каждого студента в
1.3.Привлечение студентов к исследовательской работе, изучение их
1.3.Приобщение студентов к студенческой жизни, предоставление
возможности для самореализации.
1.4.Индивидуальная работа со студентами: как с теми, у которых
возникают проблемы с адаптацией в колледже, так и с теми, кто стремится к более
глубокому изучению учебных дисциплин.
1.5. Этическое и эстетическое воспитание студентов в группе: контроль
за внешним видом, поведением студентов группы, соблюдением ими правил
внутреннего распорядка в колледже; привитие интереса к культуре и
Куратор группы в университете/колледже: обязанности и функции
После поступления первокурснику предстоит столкнуться с множеством новых понятий: коллоквиум, аудитория, сессия и т. д. Вместо учителей в университете работают преподаватели, а вместо классного руководителя группе назначается куратор. Мы поможем разобраться в том, кто этот человек и что входит в обязанности куратора студенческой группы.
Быстрее войти в ритм студенческой жизни помогут советы, которые получают подписчики нашего телеграм-канала. А еще они первыми узнают о конкурсах и акциях.
Кто такой куратор учебных групп
Куратор группы в вузе или техникуме — это аналог классного руководителя в школе, просто его подопечные взрослее и самостоятельнее.
Куратор — это один из преподавателей, который выполняет роль связующего звена между руководством кафедры, факультета или вуза и студентами группы.
Он тесно сотрудничает со старостой группы, передает необходимую информацию. Зато, в отличие от школы, он практически не общается с родителями студентов (только если они сами проявят инициативу).
Другое название куратора — руководитель академической группы.
Куратор группы в университете
Одна из основных задач куратора группы студентов — помочь первокурсникам адаптироваться в вузе и влиться в учебный процесс:
К нему можно обратиться с любым вопросом, который касается учебной деятельности.
Куратор группы в колледже
Функции куратора учебной группы в колледже похожи: он тоже помогает поступившим влиться в учебный процесс. Но поскольку его подопечные еще несовершеннолетние, уровень ответственности выше. Он старается контролировать их успеваемость и, в крайнем случае, может связаться с родителями. Обычно это происходит, если студент начал пропускать пары без уважительной причины или его оценки резко снизились.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Хорошо, когда куратор — наставник и друг
Функции куратора студенческой группы
В большинстве вузов и колледжей действует специальное положение, в котором перечислены обязанности куратора студенческой группы. Вот основные из них.
Обратите внимание: если куратор плохо справляется с обязанностями, не общается со студентами и игнорирует их просьбы, группа имеет право написать коллективное заявление с просьбой его заменить.
Кроме куратора группы у студента есть и другие помощники. Например, сервис помощи студентам. Его эксперты проконсультируют и помогут подготовить любую учебную работу.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Оренбургский государственный университет
1.1 Настоящее Положение устанавливает порядок назначения, обязанности, права и ответственность педагогических работников, назначаемых кураторами студенческих групп (далее — куратор), в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Оренбургский государственный университет» (далее — университет).
1.2 Целью назначения кураторов является оказание помощи студентам 1–3-х курсов в адаптации к условиям обучения в университете.
1.3 Задачей куратора является организация деятельности студентов по успешному освоению образовательных программ, участию в университетских и факультетских культурно-творческих мероприятиях, проведение воспитательной работы среди студентов студенческой группы.
1.4 Куратором назначается работник, занимающий должности профессорско-преподавательского состава, имеющий стаж педагогической работы в университете не менее 3 лет и обладающий высокими моральными убеждениями, чувством ответственности и способностью к конструктивному общению с другими людьми.
1.5 Назначение кураторов, закрепление за ними студенческих групп и их освобождение от исполнения возложенных на них обязанностей осуществляется распоряжением декана факультета (директора института).
Кандидатуры для назначения в качестве кураторов из числа педагогических работников кафедры обсуждаются и утверждаются на заседании кафедры. Копию решения заседания кафедры заведующий кафедрой представляет в деканат факультета (учебную часть института) не позднее 10 сентября текущего учебного года. Обсуждение кандидатуры производится одновременно с распределением учебной нагрузки между педагогическими работниками кафедры на очередной учебный год.
1.6 Работа куратора в студенческой группе является составной частью педагогической деятельности и включается в индивидуальный план педагогического работника на учебный год в соответствии с установленными нормами времени.
1.7 Куратор в своей деятельности руководствуется Конвенцией о правах ребёнка, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента и Правительства Российской Федерации, организационно-распорядительными документами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом университета, приказами и распоряжениями руководства университета, в том числе распоряжениями декана факультета (директора института), иными локальными нормативными актами университета и настоящим Положением.
2 Права и обязанности куратора
2.2 Куратор имеет право:
3 Отчётность и контроль за деятельностью куратора
3.1 Отчёт о работе в закреплённой студенческой группе включается педагогическим работником в общий отчёт по выполнению им индивидуального плана.
3.2 Контроль за деятельностью куратора осуществляет заместитель декана (директора института), осуществляющий контроль за социальной и воспитательной работой на факультете (в институте) и заведующий кафедрой.
4.1 Куратор несёт ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами университета.
4.2 Заведующий кафедрой несёт ответственность за работу кураторов, которые являются педагогическими работниками данной кафедры.
5 Заключительные положения
5.1 Настоящее Положение вступает в силу со дня введения его в действие приказом ректора университета.
5.2 В данное Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые утверждаются решением Учёного совета университета и вводятся в действия приказом ректора университета.
Обязанности куратора в колледже что входит
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Разъяснения Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2021 г. «Разъяснения об организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения»
В Министерство просвещения Российской Федерации и Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации поступают обращения о применении постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных организаций за выполнение функций классного руководителя, а также педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за выполнение функций классного руководителя (куратора)» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2006 г. N 548, от 10 ноября 2020 г. N 1800, от 7 июля 2021 г. N 1133), а также о применении положений, вытекающих из Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и г. Байконура, муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2021 г. N 1133 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
В целях единообразного применения указанных нормативных правовых актов Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования сообщают следующее.
2. Обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения педагогических работников за классное руководство (кураторство) в группах СПО в размере 5 тысяч рублей осуществляется из федерального бюджета путем предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура. Выделение средств на выплату ежемесячного денежного вознаграждения организациям СПО, расположенным в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с учетом районных коэффициентов, а также надбавок к заработной плате, установленных решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с особыми климатическими условиями.
Из этого следует, что если в местностях с особыми климатическими условиями для расчета заработной платы работников, включая ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство), применяются районные коэффициенты, превышающие размеры, установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР, то дополнительные расходы в связи с имеющейся разницей в размерах коэффициентов должны осуществляться за счет бюджета субъекта Российской Федерации, а отчет об исполнении условий предоставления иного межбюджетного трансферта на обеспечение финансирования ежемесячного денежного вознаграждения должен предоставляться с учетом применения размеров районных коэффициентов, установленных Правительством Российской Федерации или органами государственной власти СССР.
3. При введении с 1 сентября 2021 года выплаты педагогическим работникам, осуществляющим классное руководство (кураторство), ежемесячного денежного вознаграждения в размере 5 тысяч рублей должны сохраняться ранее установленные выплаты за осуществление классного руководства.
При этом формирование таких выплат в отдельную ведомость не должно влиять на учет ежемесячного денежного вознаграждения при исчислении среднего заработка во всех случаях его определения педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций, финансовое обеспечение которых осуществляется из средств субъектов Российской Федерации.
5. При регулировании вопросов, связанных с осуществлением педагогическими работниками классного руководства (кураторства) в группах СПО, в том числе с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждую группу, необходимо учитывать следующее.
5.2. Классное руководство (кураторство) является для педагогических работников видом дополнительной работы, которая может выполняться ими только с их письменного согласия и за дополнительную оплату, что предусматривается в трудовом договоре (дополнительном соглашении к трудовому договору), в котором указывается ее содержание, срок выполнения и размер оплаты.
5.3. Дополнительные выплаты педагогическим работникам за осуществление классного руководства (кураторства), включая выплату в размере 5 тысяч рублей, именуемую «ежемесячное денежное вознаграждение», относятся к выплатам компенсационного характера.
5.4. Регулирование опросов, связанных с возложением на педагогических работников дополнительных обязанностей по классному руководству, целесообразно осуществлять в том же порядке, который применяется при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре организации среднего профессионального образования (СПО).
5.5. Применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства (кураторства) в группах:
а) недопущение в течение учебного года и в каникулярный период отмены классного руководства (кураторства) в конкретной группе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества групп с соблюдением законодательства о труде;
б) недопущение изменений или отмены педагогическим работникам размеров ранее установленных выплат за классное руководство (кураторство);
в) преемственность осуществления классного руководства (кураторства) в группах на следующий учебный год;
г) определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство (кураторство) в группах одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в какой группе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство (кураторство);
д) временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство), другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство (кураторство) пропорционально времени замещения, что предусматривается в дополнительном соглашении к трудовому договору;
е) возможность отмены выплат за классное руководство (кураторство) за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству;
6. Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) в размере 5 тысяч рублей является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:
а) выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;
б) выплачивается ежемесячно за полностью отработанное в календарном месяце время;
в) учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;
г) учитывается при расчете фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» при определении отношения средней заработной платы этих категорий работников к средней заработной плате по субъекту Российской Федерации;
д) учитывается при определении страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
е) учитывается для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях;
ж) учитывается при расчете среднего заработка для всех случаев его определения независимо от источников этих выплат, в том числе при оплате за ежегодные основные удлиненные оплачиваемые и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, определяемого в соответствии со статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (с изменениями и дополнениями).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, тогда как выплата денежного вознаграждения будет осуществляться с 1 сентября 2021 года.
Несмотря на то, что в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по временной нетрудоспособности, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы, размер пособия по временной нетрудоспособности определяется с учетом страхового стажа, других особенностей, влияющих на его размер по сравнению с размером оплаты труда в период работы.
7. При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство (кураторство) в двух группах, в том числе временно в связи с заменой другого педагогического работника, отсутствующего по болезни или иным причинам.
8. В случае необходимости классное руководство (кураторство) в группах СПО может также осуществляться преподавателями из числа руководителей и других работников организаций СПО, ведущих в них учебные занятия.
9. Периоды каникул, установленные для обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования или профессионального обучения, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем.
За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом ежемесячного денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство (кураторство).
10. Деятельность педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство), регулируется локальным нормативным актом организации СПО, определяющим права, обязанности, ответственность классного руководителя (куратора) группы.
Список педагогических работников, осуществляющих классное руководство (кураторство) с номером курируемой группы, размещается на официальном сайте организации СПО.
11. Образовательная организация, реализующая образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья, формирует социокультурную среду, создает условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствует развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
В свою очередь, организация классного руководства (кураторства) в группах таких образовательных организаций предусматривает создание условий эффективной воспитательной деятельности при реализации целей и задач воспитания и социализации обучающихся, установленных нормативными правовыми актами федерального и регионального уровней, а также дополнительных задач с учетом социально-экономической, социокультурной, демографической, криминогенной ситуации в конкретных муниципальных образованиях и образовательных организациях среднего профессионального образования.
12. Воспитание обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, осуществляется на основе включаемых в образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные образовательные программы среднего профессионального образования примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
Педагогические работники, осуществляющие классное руководство (кураторство) в группах, принимают участие в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации, а после ее утверждения формируют на ее основе календарный план воспитательной работы группы (месячный, годовой и пр.). Содержанием воспитательной работы педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство) в группах, является воспитательная работа, осуществляемая образовательной организацией в рамках утвержденных программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
13. Для проведения воспитательной работы преподаватели, иные педагогические работники организации должны использовать весь имеющийся аудиторный и внеаудиторный потенциал воспитательной работы организации, определяемый с учетом интересов и потребностей обучающихся, в том числе различных форм (спортивные секции, кружки, творческие объединения, наставничество и пр.).
Перед педагогическим коллективом организации поставлена задача подготовить не только квалифицированного специалиста, но и воспитать гражданина, патриота, человека с наименьшим количеством или полным отсутствием вредных привычек. При этом педагогические работники, осуществляющие классное руководство (кураторство) в группах во взаимодействии со всеми педагогическими работниками организации, решают следующие задачи:
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности студента путем гуманизации межличностных отношений, формирование навыков общения обучающихся, основанных на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, особенно обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и утративших контакт с родителями (их представителями);
формирование необходимых качеств у обучающихся для достижения высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
формирование внутренней позиции личности обучающегося, однозначно осуждающей негативные явления окружающей социальной действительности;
взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся, повышение их педагогической компетентности, в том числе в вопросах информационной безопасности детей;
формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества, развитие творческого потенциала обучающихся; их организационно-коммуникативных навыков;
профилактики правонарушений и употребления психотропных средств.
14. В реализации воспитательных задач особенно важным для педагогических работников, осуществляющих классное руководство (кураторство) в группах, является оказание помощи и поддержки тем студентам, которые нуждаются в укреплении собственной жизненной и социальной позиции, в приобретении навыков организаторской, управленческой и других видов деятельности. К специфическим особенностям задач воспитательной деятельности в группах организаций СПО относятся также ориентация обучающихся на формирование их социальной и профессиональной мобильности, на развитие способностей к самоопределению, саморазвитию и самореализации, а также принятие адекватных мер, направленных на компенсацию недостаточной роли семьи в воспитании.
Ключевое место в воспитательной работе педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство) в группах организаций СПО, должно занимать мотивирование обучающихся к обучению и освоению содержания образовательной программы в полном объеме, а также к их участию в мероприятиях рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы образовательной организации.
15. Важной работой педагогических работников, осуществляющих классное руководство (кураторство) в группах, зависящей от количества запросов, является составление характеристик (портфолио) обучающихся, выполнение которой возможно только в тесном взаимодействии с родителями, педагогическими работниками образовательной организации (заместителями директора, другими преподавателями, мастерами производственного обучения, социальным педагогом, педагогом-психологом и прочими специалистами).
16. В перечень документации педагогического работника, осуществляющего классное руководство (кураторство) в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, включается набор документации:
журнал учебной группы;
материалы личного дела обучающихся группы;
учет посещаемости обучающихся группы;
документация по организации ежедневного питания обучающихся;
план воспитательной работы группы (годовой, месячный);
документация классных часов;
индивидуальные планы работы и сопровождения (социальные паспорта) обучающихся разных категорий (сироты, ОВЗ, малообеспеченные и иные категории).
В целях обеспечения максимальной эффективности деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство (кураторство), соответствующим региональным органам власти рекомендуется включать в программы ДПО специализированные модули, связанные с повышением квалификации педагогических работников в сфере организации воспитательной деятельности в группах обучающихся организаций СПО.
17. При реализации воспитательной деятельности в рамках организации классного руководства (кураторства) в группах образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения, в целях конкретизации нормативного правового обеспечения, формирования единых подходов к пониманию целей и задач классного руководства (кураторства), принципов и видов деятельности по осуществлению педагогическими работниками классного руководства (кураторства) вне зависимости от уровня образования, предлагается руководствоваться «Методическими рекомендациями органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях» (письмо Минпросвещения России от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»).
Первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации | А.В. Бугаев |
Председатель Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации | Г.И. Меркулова |
1 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 октября 2010 г., регистрационный N 18638) с изменением, внесенным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2011 г. N 448н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 июля 2011 г., регистрационный N 21240)
Обзор документа
С 1 сентября 2021 г. за классное руководство (кураторство) в колледжах и техникумах выплачивается ежемесячное вознаграждение в размере 5 тыс. руб. В связи с этим Минпросвещения подготовило разъяснения об организации классного руководства (кураторства). В частности, отмечаются следующие моменты:
— сохраняются ранее установленные выплаты за классное руководство;
— выплаты формируются в отдельную ведомость;
— вознаграждение за классное руководство (кураторство) является составной частью зарплаты.
Разъяснено также, как производятся выплаты в местностях с особыми климатическими условиями, где применяются районные коэффициенты.