Объясните в чем заключалось урегулирование германского вопроса в 1 половине 1970 годов
Германский вопрос 1945-1990: от раскола к объединению Германии
Под «германским вопросом» понимают ряд проблем военно-политического характера, которые возникли после раздела Германии на ФРГ и ГДР.
Германия после Второй мировой войны
Судьбу Германии после Второй мировой войны решали участники антигитлеровской коалиции на Потсдамской конференции в 1945 году. Страны-победительницы договорились о «принципе 4-х Д»:
Однако нарастающие противоречия между западными странами и СССР в виде «холодной войны» привели к усложнению решения германского вопроса. Весной 1949 года зоны французской, британской и американской оккупаций (бывшая «Тризония») были объединены в ФРГ — Федеративную Республику Германию.
Как ответ Советы образовали на подконтрольной территории ГДР — Германскую Демократическую Республику. Формально Советы выступали за постепенное воссоединение немцев посредством внутригерманского диалога.
Германия в 50-70-е годы
Западные партнеры стремились вовлечь ФРГ в соответственно западный вектор политики, а также организовать постепенное поглощение «советской» Германии ФРГ. Последующее вступление ФРГ в НАТО в 1955 году осложнило международную обстановку. В качестве ответной меры ГДР стала участницей ОВД — Организации Варшавского договора, подконтрольной Советскому Союзу.
Последующий Берлинский кризис и возведение Берлинской стены стали символом отказа от курса на объединение Германии со стороны СССР.
Накал международной обстановки заставил правительство Вилли Брандта в 1969 году пойти на ряд примирительных мер:
Несмотря на то что ФРГ фактически отказалась от решения германского вопроса силовыми методами, план поглощения ГДР все еще сохранял актуальность. Однако отныне делались ставки на культурные и экономические связи.
Германия в 80-90-е годы
Перестройка в СССР с середины 80-х годов означала наличие демократических веяний в ГДР. Воспользовавшись этим, Гельмут Коль, глава правительства ФРГ, поставил перед СССР вопрос об объединении двух Германий.
Правительство Горбачева дало понять, что не будет препятствовать волеизъявлению немецкого народа. После этого вопрос об объединении Германии был обсужден 12 сентября 1990 года в Москве и завершился подписанием соответствующего договора. По нему немецкая сторона обязывалась:
Страны-победительницы, в свою очередь, отказались от прав на Германию и признали ее независимым государством. 3 октября 1990 года положения соглашения вступили в силу, ознаменовав День германского единства.
ГЕРМАНСКИЙ ВОПРОС 1945-1990
В качестве ответного шага на включение ФРГ в НАТО в 1955 году ГДР была принята в Организацию Варшавского договора. СССР начал пересматривать свою позицию по вопросу объединения Германии. Параллельное существование двух германских государств стало рассматриваться им как залог мира и безопасности в Европе. После берлинского кризиса 1958-1963 годов (смотри Берлинские кризисы) и сооружения Берлинской стены лозунг восстановления германского единства был фактически снят советским руководством. Германский вопрос стал трактоваться Советским Союзом как проблема отказа правительства ФРГ от использования силы в международных отношениях, от претензий на обладание оружием массового поражения и на единоличное представительство немцев, признания им послевоенных границ в Европе и ГДР как второго германского государства.
Очевидная бесперспективность проведения жёсткого курса в Германскому вопросу заставила западные державы и правительство ФРГ внести серьёзные коррективы в свою политику. После образования в 1969 году коалиционного правительства, возглавляемого В. Брандтом, ФРГ присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия, урегулировала отношения (включая вопрос о границах) с СССР и восточно-европейскими государствами, признала, хотя и с оговорками, ГДР (смотри «Новая восточная политика»). В 1971 году СССР, США, Великобритания и Франция заключили Четырёхстороннее соглашение по Западному Берлину, которое способствовало нормализации обстановки в Центральной Европе и Германии. Правительство ФРГ подписало Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1973-1975 годов. Все эти перемены позволили руководству СССР считать Германский вопрос окончательно закрытым.
Отказавшись от военно-силового решения Германского вопроса, правительство ФРГ, тем не менее, продолжало преследовать прежние политические цели в отношении ГДР. Ставка была сделана на подготовку объединения Германии «снизу», через политику сближения и стимулирование демократических, прозападных настроений у населения ГДР. В рамках усиленно развивавшихся с начала 1970-х годов «германо-германских отношений» правительство ФРГ начало диалог с руководством ГДР, интенсивно развивало «внутригерманские» экономические и культурные связи. Активную пропаганду идей германского единства вели радио и телевидение ФРГ, передачи которых принимались фактически на всей территории ГДР.
Публикации:
СССР и германский вопрос. 1941-1949 годы. Документы из Архива внешней политики Российской Федерации. М., 1996-2003 годы. Тома 1-3.
На пути к нормализации (1961-1972)
На пути к нормализации (1961-1972)
В 1960-е гг. дискуссия по германскому урегулированию постепенно сошла на нет. Фактически была прекращена разработка планов объединения ФРГ и ГДР. В США и странах Западной Европы, а также в СССР стало преобладать мнение, что первостепенное значение имеет обеспечение европейской и глобальной безопасности, что лишь она может быть условием перехода к решению германского вопроса, а не наоборот. Результатом этого подхода стала смена внешнеполитического курса, в том числе и в ФРГ.
С проведением «новой восточной политики» Брандта началась новая эра в германо-германских отношениях, в них были внесены существенные коррективы. Социал-демократы стремились всячески продемонстрировать отход от прежней линии на игнорирование ГДР как незаконного и несамостоятельного образования, подлежащего аншлюсу со стороны ФРГ. Одним из первых шагов Брандта стала ликвидация министерства по внутригерманским отношениям, что означало признание равноправия обеих сторон в германском вопросе. Из названия ежегодных докладов правительства «О положении нации в разделенной Германии» исчезли три последних слова.
19 марта 1970 г. в Эрфурте (ГДР) состоялась первая встреча глав правительств обоих германских государств — Вилли Брандта и Вилли Штофа (1914-1999), затем она была продолжена 21 мая того же года в Касселе (ФРГ). Инициатива встреч исходила от западногерманского лидера, предложившего обсудить «практические вопросы, способные облегчить жизнь людей в разделенной Германии».
Особое значение имело подписание в сентябре 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину, которое закрепило отказ от применения силы в решении берлинского вопроса, свободный доступ в Западный Берлин союзников и положение о том, что Западный Берлин не является частью территории ФРГ. Однако на Западный Берлин были распространены международные соглашения и договоренности, заключенные ФРГ. Федеративная республика получила право на представительство интересов жителей Западного Берлина в международных организациях по вопросам, не касающимся безопасности и статуса города. Это соглашение не только зафиксировало статус Западного Берлина и тем самым положило конец многолетнему кризису вокруг этого города, но и сделало возможным новое оформление германо-германских отношений на договорной основе. Устанавливался механизм взаимоотношений между органами ГДР, ФРГ и Западного Берлина по вопросам регулирования транзитных перемещений граждан, транспортного, телефонного и телеграфного сообщения. Особое значение приобрели торговые отношения между Восточной и Западной Германией.
Фактическое признание было оформлено договором между ГДР и ФРГ, подписанным 21 декабря 1972 г. Стороны обменялись постоянными представительствами и выразили готовность к урегулированию практических и гуманитарных задач. В германо-германских отношениях место «доктрины Хальштейна» заняла «доктрина Шееля» (по фамилии министра иностранных дел правительства Брандта), в основу которой был положен принцип «сообщающихся сосудов»: в той мере, в какой правительство ГДР будет либерализировать отношения между двумя германскими государствами, в такой и правительство ФРГ пойдет на расширение равноправных связей с ГДР. Дополнительные протоколы регулировали торгово-экономические отношения, вопросы транспортного сообщения, сотрудничество в области науки и техники, связи, здравоохранения, культуры, спорта, охраны окружающей среды и др. Договор об основах отношений открывал для людей в обеих частях Германии возможность налаживания контактов, восстановления родственных связей.
В мае 1974 г. состоялся обмен постоянными представительствами и был подписан ряд новых соглашений о контактах между спортивными организациями ГДР и ФРГ, о пассажирском сообщении, новое торговое соглашение и др.
После взаимного признания ФРГ и ГДР, руководство СССР и ГДР посчитали, что германский вопрос закрыт, германская проблема решена: существуют два самостоятельных, суверенных и не зависимых друг от друга немецких государства. Фактически германский вопрос был надолго снят с повестки дня и даже не поднимался в отношениях между странами Запада и СССР.
Читайте также
1961 От поражения к триумфу (Анатолий Тарасов) В самом начале 1961 года в центре скандала оказался тренер хоккейной команды ЦСКА и сборной страны Анатолий Тарасов – его сняли с обеих должностей. Произошло это не случайно. Весной 60-го сборная СССР под руководством Тарасова
1. ПРИЧИНЫ НОРМАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И ЯПОНИЕЙ
1. ПРИЧИНЫ НОРМАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И ЯПОНИЕЙ Этот период охватывает пять лет — со времени установления межгосударственных отношений до начала мирового экономического кризиса, выход из которого Япония стала искать в резком усилении своей экономической и
1972. Май
1972. Май Премьера фильма «Бумбараш» ознаменовалась скандалом. У Владимира Конкина родились близнецы. Нападение на инкассаторов в Ташкенте. Умер Виктор Драгунский. Переполох в ЦК. Бродского вызывают в ОВИР. Победа советской сборной по футболу. Умер Александр Корнейчук.
Глава 12 Бийск-1961, или бунт в базарный день (25 июня 1961 г.)
Глава 12 Бийск-1961, или бунт в базарный день (25 июня 1961 г.) «Пьяный базар» в Бийске и его завсегдатай Лето 1961 г. было урожайным на пьяные бунты и волнения. Среди них (наряду с Муромом и Александровым) оказались события в Бийске (Алтайский край). В этом городе типичный для
Другие действующие лица и путь к нормализации
Другие действующие лица и путь к нормализации После ухода чумы из Европы ограничивающий фактор, связанный с микробами, не становится менее разрушительным, хотя главное, самое зловещее действующее лицо покидает сцену. Я уже упоминал выше о появлении в современную эпоху
Глава 12. КНДР В 1961-1972 ГОДАХ: УГЛУБЛЕНИЕ КУРСА НА НЕЗАВИСИМОЕ РАЗВИТИЕ И ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА
Глава 12. КНДР В 1961-1972 ГОДАХ: УГЛУБЛЕНИЕ КУРСА НА НЕЗАВИСИМОЕ РАЗВИТИЕ И ПОСТРОЕНИЕ СОЦИАЛИЗМА Период 1960-х — начала 1970-х годов можно определить как второй большой этап послевоенного развития Северной Кореи. Во-первых, это время характеризовалось усилением
106. Упущенные альтернативы 1930-х годов. Заговор Сталина-хозяина против Сталина-лидера нормализации
106. Упущенные альтернативы 1930-х годов. Заговор Сталина-хозяина против Сталина-лидера нормализации — Все наше месиво судеб и страшно свершившихся фактов можно рассмотреть под углом зрения отсутствия выбора. Тему Сталина можно назвать катастрофой выбора.— Отсутствие
1961. № 6. С. 168.
1961. № 6. С. 168. 16 См.: Переписка… С. 105. 16 Локтев А. Торжество земледельца // Отчизна. 1991. № 2. С. 22. 17 Барашков-Эпчелей Ив. Указ. соч. С. 153. 18 Косаванов А. Тимофей Бондарев и Лев Толстой. Абакан, 1958. С. 12. 19 Владимиров Е.И. Тимофей Бондарев и Лев Николаевич Толстой. Красноярск, 1938.С. 28.20
1961 ГОД
1961 ГОД В январе первая шестерка кандидатов на полет сдала экзамены, и им присвоили звания «Космонавт ВВС».9 и 23 марта были успешно произведены запуски космических кораблей «Восток» по полной программе.В тоже время отряд космонавтов понес и свою первую боевую потерю. 22
1972 ГОД
1972 ГОД 4 ЯНВАРЯ.Лучко должен был отправить акт испытаний, но позвонили разработчики, попросили придержать. Завтра приедут на разговор. Из-за плохого акта у них «горит» 13-я зарплата.Я оформлял акт закрытия темы капитальных работ и испытаний тренажера. Обсудили все с
1961 Анкета № 350 / 99 // Личн. архив автора.
1961 Булдакова В.Г. Национальная политика КНР…
Германский вопрос
Политический статус Германии – одна из основных геополитических проблем Европы, которая была решена лишь в 1990-х гг. Впервые о Германском вопросе упоминается в 1647-1648 гг., когда был подписан Вестфальский мир. Он закрепил раздробленность земель, сделал их более уязвимыми во внешнеполитическом вопросе.
Попытки объединения Германии
После ликвидации Священной Римской империи в 1806 году остро встал вопрос о политическом статусе Германии. Прусская династия Гогенцоллернов в 1813 году во время освободительной войны против Наполеона I Бонапарта попыталась поднять вопрос единства немецкого народа.
В 1815 году образовался Германский союз. Он мог решить проблему разрозненности земель, но, по сути, союз стал альтернативой Римской империи. Как политическое, так и экономическое единство достигнуто не было.
В середине XIX века после революции рассматривалось два пути объединения Германии:
Временно вопрос был решен в 1870-1871 гг., когда образовалась Германская империя. Поражение в Первой мировой войне привело к возникновению германского национализма. Правые националисты за короткое время привлекли к своей идеологии бедных и богатых. В 1933 году они пришли к власти. Националисты поставили цель – объединить все земли, населенные немцами. Это подразумевало аншлюс Австрии, присоединение Судетской области.
Германский вопрос после Второй мировой войны
Поражение националистов в 1945 году привело к образованию на территории Германии двух государств – ФРГ и ГДР. Правительство первой страны поддерживало НАТО. Правительство второй страны находилось под опекой Организации Варшавского договора.
В 1960-х гг. ГДР рассматривала теорию «двух германских государств». Это была попытка снять с повестки дня вопрос объединения.
В 1971 году ФРГ и ГДР подписали Договор об основах взаимоотношений. Это стало возможно благодаря «восточной политике» канцлера В. Брандта. ФРГ признала границу по Одеру – Нейсе. Это поспособствовало активизации внутригерманского диалога.
В 80-х гг. вновь поднялся вопрос о воссоединении Германии. Для этого в мире складывались подходящие условия: в Восточной Европе происходили демократические преобразования, СССР занимался перестройкой.
18 мая 1990 года ГДР и ФРГ подписали договор о валютном, экономическом и социальном союзе. С 5 мая велись переговоры об объединении стран. В них участвовали США, СССР, Франция, Великобритания, ФРГ и ГДР. 31 августа 1990 года ФРГ и ГДР подписали договор об объединении. С 3 октября 1990 года ГДР подчинилась Основному закону ФРГ. На этом Германский вопрос считается решенным.
Политика разрядки в первой половине 1970-х гг. Хельсинкский процесс.
Активизация советско-американского сотрудничества позволила значительно продвинуться в урегулировании «германского вопроса». В 1969 г. после присоединения ФРГ к «Договору о нераспространении ядерного оружия» СССР согласился на начало переговоров с США, Великобританией и
Францией о статусе Западного Берлина, а также использовал свое влияние на ГДР, чтобы начать политический диалог руководства двух немецких государств. 12 августа в Москве состоялось подписание советско-западногерманского договора о стремлении обеих стран к миролюбивой политике и признании ими нерушимости послевоенных границ в Европе. Тем самым, ФРГ фактически признала существование восточногерманского государства, а также отсутствие территориальных претензий к Польше и СССР. Эта линия была закреплена в польско-западногерманском договоре о нормализации отношений от 7 декабря 1970 г. К сентябрю 1971 г. при участии американской дипломатии удалось подготовить и соглашение четырех держав по Западному Берлину. Его участники договорились не применять в районе Западного Берлина силы или угрозы силой, решать все споры только мирными средствами, обеспечить нормальное функционирование связей между Западным Берлином и ФРГ. Сами западные сектора города безусловно признавались территорией ФРГ, что предполагало распространение на них всех международных соглашений и договоренностей Западной Германии. Нормализация отношений ГДР и ФРГ завершилась подписанием 21 декабря 1972 г. договора о взаимном признании границ, уважении ими территориальной целостности и международной субъектности друг друга. В сентябре 1973 г. оба немецких государства были приняты в ООН.
В мае 1972 г. состоял исторический визит американского президента Р.Никсона в СССР. В ходе его были заключены «Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО)» и «Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1)». В соответствии с первым из них СССР и США взяли на себя обязательство не развертывать такие системы, которые обеспечивали бы защиту всей территории страны от ракетного нападения. Запрещалось испытывать и развертывать противоракетные системы морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования. Каждому участнику договора разрешалось разместить системы ПРО в двух районах (прикрыть столицу и одну базу МБР) радиусом не более 150 км с наличием в каждом районе не более 100 противоракет. Договор предусматривал возможность строительства радиолокационных станций слежения за пусками ракет (РЛС) только в периферийных районах и с «ориентацией вовне».
Во время московских переговоров 1972 г. была подписана и политическая декларация «Основы взаимоотношений между СССР и США». В этом документе провозглашалось, что различия в идеологии и социальных системах не должны были служить препятствием для мирного сосуществования капиталистических и социалистических стран. Обе стороны признавали принцип равной безопасности, брали на себя обязательства делать все возможное для предотвращения военной конфронтации и возникновения ядерной войны, заявляли о своей готовности урегулировать разногласия мирными средствами с учетом интересов обеих сторон, развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры. В развитие этих договоренностей в октябре 1972 г. было подписано советско-американское соглашение о торговле. Оно предусматривало предоставление другой стороне статуса наибольшего благоприятствования и отказ от какой-либо дискриминации в торговых отношениях. Тогда же был урегулирован вопрос о расчетах по ленд-лизу. Москва согласилась выплачивать долг (600 млн долл.), но только после получения режима наибольшего благоприятствования в торговле.
Несмотря на охлаждение советско-американских отношений европейские страны выступали за сохранение курса на укрепление мира и безопасности. Советская и французская дипломатия еще с конца 1960-х гг. выступали за проведение общеевропейского совещания, призванного не только урегулировать спорные вопросы, но и внести во взаимоотношения всех стран континента дух сотрудничества. После решения международно-правовых проблем, связанных с «германским вопросом», стало возможным проведение общеевропейского форума по этим проблемам. На предварительных переговорах, проходивших в Хельсинки в два раунда в ноябре-декабре 1972 г. и январе-июне 1973 г.. была разработана концепция Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).
С сентября 1973 г. по июль 1974 г. в Женеве проходил второй этап совещания, посвященный детальному анализу предварительных проектов и выработке итогового текста договора СБСЕ. Еще год понадобился для окончательного согласования всех деталей и дипломатической подготовки завершающего этапа совещания, который должен был пройти на высшем уровне. 30 июля 1975 г. в Хельсинки собрались главы государств и правительств 35 стран. Они подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (получивший неофициальное название «Зеленая книга» по цвету переплета подписанного экземпляра).
Заключительный акт СБСЕ включил три группы вопросов. К первой были отнесены договоренности в сфере безопасности, в том числе обязательство стран-участниц осуществлять предварительное уведомление о крупных военных учениях (под «крупными» понимались учения войск общей численностью более 25 тыс. чел.), на добровольной основе обмениваться наблюдателями на военных учениях. Эта же часть Заключительного акта включила «Декларацию принципов», на которых предполагалось строить впредь отношения между странами Европы: суверенное равенство стран (т.е. право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, на свободу и политическую независимость; право выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы); неприменение силы или угрозы силой; нерушимость существующих границ (за исключением изменений, происходящих «в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности»); территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров посредством переговоров, посредничества, примирения, арбитража и судебных разбирательств; невмешательство во внутренние дела (прямое или косвенное, индивидуальное или коллективное); уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами на основе полного равноправия и в целях укрепления мира и безопасности; добросовестное выполнение обязательств по международному праву и соответствующих этому праву договоров и соглашений.
Вторая часть хельсинкского Заключительного акта была посвящена вопросам сотрудничества в области экономики, науки, техники и окружающей среды. Было признано «благотворное воздействие на развитие торговли режима наибольшего благоприятствования» и целесообразность постепенного снижения таможенных ограничений, развития промышленного сотрудничества между организациями, предприятиями и фирмами различных стран, важность совершенствования европейской системы транспортных коммуникаций и энергообмена. Подтверждалась готовность стран- участниц способствовать защите окружающей среды. В третьем разделе Заключительного акта содержались положения о сотрудничестве в гуманитарной области, в том числе в расширении контактов между людьми, обмене информацией, в области культуры и образования. Сотрудничество в гуманитарной сфере было определено как важный фактор укрепления мира и взаимопонимания между народами. Конкретные обязательства в этой сфере подразумевали принятие мер для облечения воссоединения семей и заключение интернациональных браков, поощрение личных контактов граждан разных стран.
На Женевских переговорах 1989 г. Брежнев и Картер подписали договор ОСВ-2 и опубликовали совместное заявление о принципах и основных направлениях последующих переговоров об ограничении стратегических вооружений. Договор ОСВ-2 в целом соответствовал Владивостокским соглашениям, но изменял общий потолок сокращений с 2400 до 2250 носителей для каждой стороны, а также конкретизировал различные подуровни сокращений. В частности, в категорию носителей с разделяющимися боеголовками были включены бомбардировщики с крылатыми ракетами большой дальности, на все ракеты с разделяющими боеголовками неземного базирования устанавливался общий потолок в 1200 единиц для каждой стороны, а для таких ракет наземного базирования этот показатель составил 820 единиц. Однако ратификация договора ОСВ-2 была сорвана по вине американской стороны. Уже в январе 1980 г. Картер дезавуировал его подписание, заявив в послании Конгрессу о «необходимости заплатить любую цену, чтобы оставаться самой могучей страной в мире».