Объясните в чем состояла кодификация законов кратко
Кодификация законов в России
Кодификация законов в России
Кодификация законов В первые годы царствования Николая I была организована работа по кодификации российских законов. Единый свод законов последний раз принимался в России в 1649 г. С тех пор накопились тысячи законодательных актов, нередко противоречивших друг другу. Работа по составлению свода законов была поручена группе юристов под руководством М.М. Сперанского. Все российские законы, изданные после 1649 г., были собраны и расположены в хронологическом порядке. Они составили 47 томов Полного собрания законов Российской империи. В 1832 г. был издан 15-титомный Свод законов Российской империи, в который вошли все действующие законы. Издание Свода позволило упорядочить деятельность государственного аппарата.
Смотреть что такое «Кодификация законов в России» в других словарях:
КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА — (Corpus juris civilis Корпус гражданского права) систематическое изложение византийского права 6 в. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа кодификации Юстиниана римское право, переработанное с учетом новых экономических… … Большой Энциклопедический словарь
Кодификация — выражение, употребляемое со времени Бентама (см.) для обозначения законодательной деятельности, направленной на приведение в известность, упорядочение, систематическое объединение и выражение в виде общего закона права страны в целом его объеме… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КОДИФИКАЦИЯ — один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего нормативно правового материала,… … Энциклопедия юриста
Кодификация военных законов — в России впервые произведена в 1838 г., когда был издан свод военных постановлений, вступивший в действие с 1 января 1840 г. В 1859 г. вышло второе издание свода, по тому же плану, в 1869 г. третье, но уже по иной системе. Дело К. военных законов … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Кодификация Юстиниана — (Corpus juris civilis Свод цивильного права), систематическое изложение византийского права VI в. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа Кодификации Юстиниана римское право, переработанное с учётом новых экономических условий.… … Энциклопедический словарь
ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ — (ПСЗ) наиболее полный сборник законодат. актов, расположенных в хронологич. порядке, по номерам и датам утверждения каждого акта царем. Кодификация законов в России началась во 2 й четв. 19 в. и связана с попытками царизма в условиях кризиса феод … Советская историческая энциклопедия
Полное собрание законов Российской империи — (ПСЗ) наиболее полный сборник законодательных актов, расположенных в хронологическом порядке, по номерам утверждения каждого акта царём. Кодификация законов в России началась во 2 й четверти 19 в. и связана с попытками царизма в условиях… … Большая советская энциклопедия
Министерство юстиции России — Эмблема Минюста Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных … Википедия
Минюст России — Эмблема Минюста Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных … Википедия
Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора
§ 10. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I
Вопрос к III пункту. Как ограничения в наследовании крупных имений, введённые Николаем I, сдерживали процесс обнищания дворянства?
Ограничивался процесс дробления крупных имений – оно просто запрещалось законодательно. Таким образом, старшие сыновья богатейших дворян оставались богатыми. Но это не остановилось процесс обнищания мелких и средних дворян, а ведь в основном их имения оказывались заложены в банках, в основном именно они находились в группе риска.
Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какие цели преследовало правительство, создав III отделение императорской канцелярии?
Данное отделение было создано для поиска и обезвреживания политически неблагонадёжных лиц. Напуганный восстанием декабристов император решительно боролся с любыми намёками на революционность или просто критику политического режима, с которой, как он знал, в Европе и начинались революции.
Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Чем занималось II отделение?
Это отделение занималось исключительно кодификацией существовавших законов Российской империи.
Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Объясните, в чём состояла кодификация законов.
Первой задачей было собрать все законы, начиная с Соборного уложения 1649 года, ведь они часто хранились в разных архивах у которых не было каталогов в современном смысле этого слова. Второй задачей стала систематизация существовавших актов, прежде всего – распределения их по сферам права (имущественное, семейное и т. д.).
Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Почему в правление Николая резко возросла численность чиновников?
Потому что возросла бюрократизация государственного аппарата. Появилось много новых ведомств, штат существовавших значительно расширился – всё для наиболее полного контроля над всеми сферами жизни государства и общества.
Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Какие меры предпринимались с целью контроля за «состоянием умов»?
— ужесточение цензуры, которую проходила вся продукция типографий;
— установления жёсткого чиновничьего контроля над учебными заведениями;
— выявление полицией (включая полицию тайную) всех тайных обществ и наказание их участников;
— целый ряд негласных мер, включая прочтение тайной полицией личных писем.
Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Дайте общую оценку внутренней политики Николая I.
В результате правления Николая I Российская империя стала скатываться на уровень Турции или Китая, перед ней встала опасность превращения в полуколонию.
Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. В связи с чем последние годы правления Николая I называют «мрачным семилетием»?
Именно в последние семь лет правления этого императора в связи с революциями в Европе ужесточилась цензура, усилилась деятельность тайной полиции и другие меры по контролю над «состоянием умов». В результате серьёзно пострадала общественная мысль и публицистика, литература и остальное искусство переживали кризис – в условиях отсутствия свободы творцы не могут работать. По этим причинам данное семилетие и названо мрачным.
Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему в 1840-е гг. были проведены реформы, касавшиеся государственных крестьян и крестьян, живших на западных окраинах страны, а помещичьих крестьян реформы не затронули? Как это сочеталось с политикой укрепления дворянского сословия?
Положение крепостных крестьян напрямую было увязано с силой дворянского сословия, потому что крепостные являлись главным богатством помещиков. Уменьшение гнёта со стороны дворян неизбежно ослабило бы этих самых дворян. При этом государственные крестьяне не приносили дохода дворянам, потому касавшиеся их реформы не влияли на это сословие; а на западных окраинах крепостные принадлежали в основном потенциальным бунтовщикам – полякам, усиления которых правительство не хотело.
Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Дайте характеристику указа 1842 г. об обязанных крестьянах. Почему, на ваш взгляд, им воспользовалось очень малое число помещиков?
Данная мера мало чем отличалась от Указа о вольных хлебопашцах Александра I: помещики добровольно освобождали крестьян, которые за это обязаны были выполнить для них те или иные повинности – по договорённости между помещиком и крестьянами. Данный указ никак не стимулировал владельцев крепостных отпускать их. При этом экономически для страны в целом было бы выгодно отменить крепостное право, но для отдельных помещиков в условиях сохранения крепостнических порядков отказ от владения крепостными как правило означал лишь убытки. Поэтому данным императором правом воспользовались очень немногие дворяне.
Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Узнайте, используя дополнительные источники информации, какие писатели и журналисты подверглись гонениям цензуры в 1830-1840-е гг. Подготовьте сообщение на эту тему.
Цензура существовала в Российской империи и до правления Николая I, и после него. Однако именно при этом императоре её деятельность достигла наибольшего размаха, причём особо она усерствовала во время мрачного семилетия 1848-1855 годов. Особенно «отличился» в этот период так называемый Бутурлински комитет.
Данный комитет был назван так по фамилии своего председателя Дмитрия Петровича Бутурлина – боевого офицера и чиновника высокого ранга, сенатора, кроме того занимавшегося также и военной историей. Официально орган назывался Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений и встал во главе цензурного ведомства империи.
В 1848-1849 годах по Европе пронеслась волна революций. Россия, всеми силами стремившаяся не допустить подобной ситуации на своей территории, чувствовала себя единственным островком стабильности в бушующем море или осаждённой крепостью. Предпринимались соответствующие меры. Теперь авторов гораздо чаще наказывали на написание неблагонадёжных произведений. Две жертвы таких гонений впоследствии стали наиболее известны в русской литературе.
В 1852 году писателя выслали в имение (незадолго до этого он получил богатое наследство). Пропустивший в печать выходившие как раз тогда «Записки охотника» князь Владимир Владимирович Львов был уволен с поста цензора Московского цензурного комитета без права на пенсию (правда, потом получил прощение, но без возвращение к деятельности цензора).
В ссылке Тургеньев не пал духом. Он продолжал писать. В частности, именно в то время появился знаменитый рассказ «Му-му». Писатель жил хоть и вдалеке от столицы, но в собственной усадьбе, в созданном им самим мире и через 2 года получил прощение благодаря ходатайству графа Алексея Константиновича Толстого (также литератора, автора более половины произведений, вышедших под псевдонимом Козьмы Пруткова). Гораздо тяжелее переживал свою ссылку Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.
Салтыков-Щедрин был гораздо более острожен, чем Тургеньев. В рассказе «Запутанное дело» он всего лишь выразил мысль, что в России не всё в порядке. За несколько месяцев до этого подобные взгляды ещё не считались вольнодумием. Но публикация рассказа (даже не написание) пришлось как раз на начало «мрачного семилетия» и писатель стал одной из первых жертв реакции на парижские революционные события.
Ссылку писатель позже вспоминал как сплошной кошмар. Он жил не просто далеко от столицы, но в волоките местных бумажных дел без конца и смысла, а также среди непролазности местных дорог, потому что часто вынужден был выезжать с инспекторскими поездками. Дороги русской глубинки запомнились ему особенно ярко. Все эти злоключения для писателя не смогли скрасить ни улучшения в личной жизни (именно в ссылке он встретил горячо любимую жену), ни основа для возможного карьерного роста в будущем (его женой стала дочь местного вице-губернатора. Именно впечатления от ссылки послужили материалом для «Истории одного города», да и большей части сатиры Салтыков-Щедрина.
Кодификация законодательства при Николае I
Суть понятия «кодификация законодательства»
С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.
Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.
Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.
Предыстория вопроса
Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.
В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).
Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.
С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.
Работа над созданием Свода законов при Николае I
Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.
Задачи, поставленные императором
М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:
Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства – разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.
Создание II Отделения
Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.
Издание Полного собрания российских законов
Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.
Правила Бэкона
Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:
Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.
Составление Свода законов
Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.
Введение в действие Свода законов
Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.
М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.
31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.
Краткая характеристика Свода законов
Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.
Раздел I. Учреждения
Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.
Раздел II. О повинностях
Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.
Раздел III. Казённое управление
Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.
Раздел IV. Законодательные акты о состояниях
Том IX. О состоянии людей в государстве.
Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые
Том X. Свод законов межевых и гражданских.
Раздел VI. Государственное благоустройство
Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.
Раздел VII. Уставы благочиния
Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.
Раздел VIII. Законы уголовные
Том XV. Свод уголовных законов.
Историческое значение проделанной работы
Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.
Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.
Пожалуй, главным делом в жизни Михаила Сперанского, величайшего администратора и просто умнейшего человека всё же является кодификация законов Российской империи.
Кодификация законов при Николае I
Со времени Соборного Уложения 1649 г. накопились десятки тысяч манифестов, указов и других нормативных актов, которые сплошь и рядом дублировали, а порой противоречили друг другу и в которых с трудом разбирались даже высшие правительственные чиновники. Какие законы сохранили свою силу, какие отменены, знали только немногие знатоки в судах и бюрократических канцеляриях.
Николай I хорошо понимал нетерпимость подобного положения: отсутствие свода законов уничтожало всякую возможность планомерного управления, затрудняло деятельность правительственного аппарата, создавало благоприятную почву для воровства и лихоимства чиновников. С этой целью со времен Екатерины II предпринимались попытки упорядочить законодательство, провести его кодификацию, но все они не были успешными.
Николай I организовал всю работу по кодификации российских законов на высоком государственном уровне.
Для ее проведения было специально создано II отделение Его Императорского Величества Канцелярии, за деятельностью которой постоянно и внимательно следил сам монарх. Более того, к этой работе император привлек М.М. Сперанского, правда, по началу с большой осторожностью. Сперанский вернулся из ссылки в Петербург в 1821 г., однако с тех пор не играл сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. Между тем, Николай I хорошо понимал, что Сперанский являлся одним из самых образованных и юридически опытных государственных сановников. Именно он был фактическим руководителем намеченной работы.
Сперанский представил Николаю I следующий план кодификационной работы: сначала собрать все законы, изданные после Уложения 1649 г., и расположить их в хронологическом порядке; затем произвести проверку этого историко-юридического материала — исключить законы отмененные, сопоставить между собой законы повторяющиеся и друг другу противоречащие, свести их воедино и расположить полученный материал в определенной системе; наконец, пересмотреть составленный свод с точки зрения требований современной жизни, отбросить устаревшие нормы, внести недостающие и, уточнив содержание статей, выработать окончательный текст нового уложения.
Николай I согласился с необходимостью первого и второго этапов, но отверг третий, по существу, основной акт кодификации — разработку нового юридического кодекса. Таким образом, задуманная реформа утрачивала преобразующее начало и превратилась в формально-техническое мероприятие, хотя и весьма крупного государственного масштаба.
Сперанский вынужден был подчиниться решению императора. Под его руководством И отделение провело поистине колоссальную работу по изысканию, систематизации и редакции различных законодательных актов, изданных с 1649 г. вплоть до 1825 г. Они были систематизированы в хронологическом порядке.
В результате к 1830 г. было подготовлено первое издание «Полного собрания законов Российской империи» (ПСЗ), которое состоит из 45 томов: 40 томов законов и 5 томов указателей к ним. В них вошло 30.600 законодательных актов. Последующие издания публиковались по царствованиям: 2-е издание охватывало законы, вышедшие с 1825 по 1855 гг.; 3-е — с 1855 по 1881 гг. итак далее.
ПСЗ соединяло все законы воедино, но пользоваться им. в юридической практике было очень трудоемко. В наши дни ПСЗ представляет интерес прежде всего как уникальный исторический источник.
Для практических нужд правительственных и судебных структур был подготовлен «Свод законов Российской империи». Туда вошли лишь действующие законы, систематизированные по областям права: уголовное, гражданское, торговое и т.д. «Свод», опубликованный в 1832 г., состоял из 15 томов. Он был признан единственным основанием при решении административных и судебных вопросов.
19 января 1833 г. состоялось заседание Государственного совета, обсудившее представленный «Свод законов». Вся работа комиссии получила полное одобрение чиновничьей элиты. На этом заседании растроганный Николай I, сняв с себя Андреевскую звезду, надел ее на Сперанского. 1 января 1835 г. «Свод» вступил в силу. За выполненную работу и заслуги пе ред Отечеством Сперанскому был пожалован графский титул. В 1839 г. великий русский реформатор скончался.
Кодификация законодательных актов облегчила ведение юридической практики и контроль за ней. Однако она имела и более глубинные и долгосрочные последствия. Законодательство стало доступным для изучения и критики. Это, в свою очередь, формировало политико-правовую культуру российского общества, подготавливало осознание необходимости судебно-правовой реформы.
Основные направления русской общественной мысли в 1830-1840-е гг. Доктрина «Официальной народности». Западники и славянофилы. Демократические взгляды В. Г. Белинского и А. И. Герцена.
В начале 1830-х гг. центром общественного брожения становится Московский университет. Среди его студентов возникают кружки, в которых разрабатываются планы ведения антиправительственной агитации (кружок братьев Критских), вооруженного восстания (кружок Н. П. Сунгурова). Группу сторонников республики и утопического социализма объединили вокруг себя в начале 1830-х гг. А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Все эти студенческие общества существовали недолго, были обнаружены и разгромлены.
Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. и П. В. Киреевские, И. С. и К. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин) идеализировали допетровскую Русь, настаивали на ее самобытности, которую они усматривали в крестьянской общине, чуждой социальной вражды, и в православии. Эти черты, по их мнению, могли обеспечить мирный путь общественных преобразований в стране. Россия должна была вернуться к земским соборам, но без крепостного права.
Западники (И. С. Тургенев, Т. Н. Грановский, С. М. Соловьев, К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин) были сторонниками европейского пути развития и выступали за мирный переход к парламентскому строю. Однако в главном позиции славянофилов и западников совпадали: они выступали за проведение политических и социальных реформ сверху, против революций.
Сторонники радикального направления (В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Некрасов и др.) также считали, что Россия пойдет по европейскому пути, но в отличие от либералов полагали, что революционные потрясения неизбежны.
Значительное место в истории общественного движения 1840-х гг. занимает общество петрашевцев, сложившееся вокруг социалиста-утописта М. В. Буташевича-Петрашевского. С 1845 г. по пятницам у него собирались знакомые для обсуждения философских, литературных и общественно-политических вопросов. Здесь бывали Ф. М. Достоевский, А. Н. Майков, А. Н. Плещеев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Г. Рубинштейн, П. П. Семенов. Постепенно вокруг кружка Петрашевского стали возникать отдельные нелегальные группы его сторонников. К 1849 г. часть петрашевцев, возлагавших надежды на крестьянскую революцию, начали обсуждать планы создания тайного общества, целью которого было бы свержение самодержавия. В апреле 1849 г. активные члены кружка были арестованы, их намерения следственная комиссия расценила как опаснейший «заговор идей», и военный суд приговорил 21 члена кружка к смертной казни. В последний момент приговоренным было объявлено о замене смертной казни каторгой и ссылкой на поселение.