Объясните в чем состояла кодификация законов

§ 10. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I

Вопрос к III пункту. Как ограничения в наследовании крупных имений, введённые Николаем I, сдерживали процесс обнищания дворянства?

Ограничивался процесс дробления крупных имений – оно просто запрещалось законодательно. Таким образом, старшие сыновья богатейших дворян оставались богатыми. Но это не остановилось процесс обнищания мелких и средних дворян, а ведь в основном их имения оказывались заложены в банках, в основном именно они находились в группе риска.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какие цели преследовало правительство, создав III отделение императорской канцелярии?

Данное отделение было создано для поиска и обезвреживания политически неблагонадёжных лиц. Напуганный восстанием декабристов император решительно боролся с любыми намёками на революционность или просто критику политического режима, с которой, как он знал, в Европе и начинались революции.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Чем занималось II отделение?

Это отделение занималось исключительно кодификацией существовавших законов Российской империи.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Объясните, в чём состояла кодификация законов.

Первой задачей было собрать все законы, начиная с Соборного уложения 1649 года, ведь они часто хранились в разных архивах у которых не было каталогов в современном смысле этого слова. Второй задачей стала систематизация существовавших актов, прежде всего – распределения их по сферам права (имущественное, семейное и т. д.).

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Почему в правление Николая резко возросла численность чиновников?

Потому что возросла бюрократизация государственного аппарата. Появилось много новых ведомств, штат существовавших значительно расширился – всё для наиболее полного контроля над всеми сферами жизни государства и общества.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Какие меры предпринимались с целью контроля за «состоянием умов»?

— ужесточение цензуры, которую проходила вся продукция типографий;

— установления жёсткого чиновничьего контроля над учебными заведениями;

— выявление полицией (включая полицию тайную) всех тайных обществ и наказание их участников;

— целый ряд негласных мер, включая прочтение тайной полицией личных писем.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Дайте общую оценку внутренней политики Николая I.

В результате правления Николая I Российская империя стала скатываться на уровень Турции или Китая, перед ней встала опасность превращения в полуколонию.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. В связи с чем последние годы правления Николая I называют «мрачным семилетием»?

Именно в последние семь лет правления этого императора в связи с революциями в Европе ужесточилась цензура, усилилась деятельность тайной полиции и другие меры по контролю над «состоянием умов». В результате серьёзно пострадала общественная мысль и публицистика, литература и остальное искусство переживали кризис – в условиях отсутствия свободы творцы не могут работать. По этим причинам данное семилетие и названо мрачным.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему в 1840-е гг. были проведены реформы, касавшиеся государственных крестьян и крестьян, живших на западных окраинах страны, а помещичьих крестьян реформы не затронули? Как это сочеталось с политикой укрепления дворянского сословия?

Положение крепостных крестьян напрямую было увязано с силой дворянского сословия, потому что крепостные являлись главным богатством помещиков. Уменьшение гнёта со стороны дворян неизбежно ослабило бы этих самых дворян. При этом государственные крестьяне не приносили дохода дворянам, потому касавшиеся их реформы не влияли на это сословие; а на западных окраинах крепостные принадлежали в основном потенциальным бунтовщикам – полякам, усиления которых правительство не хотело.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Дайте характеристику указа 1842 г. об обязанных крестьянах. Почему, на ваш взгляд, им воспользовалось очень малое число помещиков?

Данная мера мало чем отличалась от Указа о вольных хлебопашцах Александра I: помещики добровольно освобождали крестьян, которые за это обязаны были выполнить для них те или иные повинности – по договорённости между помещиком и крестьянами. Данный указ никак не стимулировал владельцев крепостных отпускать их. При этом экономически для страны в целом было бы выгодно отменить крепостное право, но для отдельных помещиков в условиях сохранения крепостнических порядков отказ от владения крепостными как правило означал лишь убытки. Поэтому данным императором правом воспользовались очень немногие дворяне.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Узнайте, используя дополнительные источники информации, какие писатели и журналисты подверглись гонениям цензуры в 1830-1840-е гг. Подготовьте сообщение на эту тему.

Цензура существовала в Российской империи и до правления Николая I, и после него. Однако именно при этом императоре её деятельность достигла наибольшего размаха, причём особо она усерствовала во время мрачного семилетия 1848-1855 годов. Особенно «отличился» в этот период так называемый Бутурлински комитет.

Данный комитет был назван так по фамилии своего председателя Дмитрия Петровича Бутурлина – боевого офицера и чиновника высокого ранга, сенатора, кроме того занимавшегося также и военной историей. Официально орган назывался Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений и встал во главе цензурного ведомства империи.

В 1848-1849 годах по Европе пронеслась волна революций. Россия, всеми силами стремившаяся не допустить подобной ситуации на своей территории, чувствовала себя единственным островком стабильности в бушующем море или осаждённой крепостью. Предпринимались соответствующие меры. Теперь авторов гораздо чаще наказывали на написание неблагонадёжных произведений. Две жертвы таких гонений впоследствии стали наиболее известны в русской литературе.

В 1852 году писателя выслали в имение (незадолго до этого он получил богатое наследство). Пропустивший в печать выходившие как раз тогда «Записки охотника» князь Владимир Владимирович Львов был уволен с поста цензора Московского цензурного комитета без права на пенсию (правда, потом получил прощение, но без возвращение к деятельности цензора).

В ссылке Тургеньев не пал духом. Он продолжал писать. В частности, именно в то время появился знаменитый рассказ «Му-му». Писатель жил хоть и вдалеке от столицы, но в собственной усадьбе, в созданном им самим мире и через 2 года получил прощение благодаря ходатайству графа Алексея Константиновича Толстого (также литератора, автора более половины произведений, вышедших под псевдонимом Козьмы Пруткова). Гораздо тяжелее переживал свою ссылку Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Салтыков-Щедрин был гораздо более острожен, чем Тургеньев. В рассказе «Запутанное дело» он всего лишь выразил мысль, что в России не всё в порядке. За несколько месяцев до этого подобные взгляды ещё не считались вольнодумием. Но публикация рассказа (даже не написание) пришлось как раз на начало «мрачного семилетия» и писатель стал одной из первых жертв реакции на парижские революционные события.

Ссылку писатель позже вспоминал как сплошной кошмар. Он жил не просто далеко от столицы, но в волоките местных бумажных дел без конца и смысла, а также среди непролазности местных дорог, потому что часто вынужден был выезжать с инспекторскими поездками. Дороги русской глубинки запомнились ему особенно ярко. Все эти злоключения для писателя не смогли скрасить ни улучшения в личной жизни (именно в ссылке он встретил горячо любимую жену), ни основа для возможного карьерного роста в будущем (его женой стала дочь местного вице-губернатора. Именно впечатления от ссылки послужили материалом для «Истории одного города», да и большей части сатиры Салтыков-Щедрина.

Источник

Кодификация законов в России

Кодификация законов в России

Кодификация законов В первые годы царствования Николая I была организована работа по кодификации российских законов. Единый свод законов последний раз принимался в России в 1649 г. С тех пор накопились тысячи законодательных актов, нередко противоречивших друг другу. Работа по составлению свода законов была поручена группе юристов под руководством М.М. Сперанского. Все российские законы, изданные после 1649 г., были собраны и расположены в хронологическом порядке. Они составили 47 томов Полного собрания законов Российской империи. В 1832 г. был издан 15-титомный Свод законов Российской империи, в который вошли все действующие законы. Издание Свода позволило упорядочить деятельность государственного аппарата.

Смотреть что такое «Кодификация законов в России» в других словарях:

КОДИФИКАЦИЯ ЮСТИНИАНА — (Corpus juris civilis Корпус гражданского права) систематическое изложение византийского права 6 в. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа кодификации Юстиниана римское право, переработанное с учетом новых экономических… … Большой Энциклопедический словарь

Кодификация — выражение, употребляемое со времени Бентама (см.) для обозначения законодательной деятельности, направленной на приведение в известность, упорядочение, систематическое объединение и выражение в виде общего закона права страны в целом его объеме… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

КОДИФИКАЦИЯ — один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего нормативно правового материала,… … Энциклопедия юриста

Кодификация военных законов — в России впервые произведена в 1838 г., когда был издан свод военных постановлений, вступивший в действие с 1 января 1840 г. В 1859 г. вышло второе издание свода, по тому же плану, в 1869 г. третье, но уже по иной системе. Дело К. военных законов … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Кодификация Юстиниана — (Corpus juris civilis Свод цивильного права), систематическое изложение византийского права VI в. Включает Институции, Дигесты и Кодекс Юстиниана. Основа Кодификации Юстиниана римское право, переработанное с учётом новых экономических условий.… … Энциклопедический словарь

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОНОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ — (ПСЗ) наиболее полный сборник законодат. актов, расположенных в хронологич. порядке, по номерам и датам утверждения каждого акта царем. Кодификация законов в России началась во 2 й четв. 19 в. и связана с попытками царизма в условиях кризиса феод … Советская историческая энциклопедия

Полное собрание законов Российской империи — (ПСЗ) наиболее полный сборник законодательных актов, расположенных в хронологическом порядке, по номерам утверждения каждого акта царём. Кодификация законов в России началась во 2 й четверти 19 в. и связана с попытками царизма в условиях… … Большая советская энциклопедия

Министерство юстиции России — Эмблема Минюста Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных … Википедия

Минюст России — Эмблема Минюста Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных … Википедия

Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… … Энциклопедия инвестора

Источник

Кодификация законодательства при Николае I

Суть понятия «кодификация законодательства»

С момента принятия Соборного уложения (1649 г.) в Российской империи принималось множество правовых актов, которые порой взаимоисключали друг друга. Создать упорядоченный свод законов удалось лишь Николаю I. Он смог заменить все существующие правовые документы, систематизируя и усовершенствуя их. С этой целью в 1826 году было создано II Отделение Собственной Его Величества канцелярии, которым фактически руководил М. Сперанский.

Итогом работы стал манифест 1833 года, провозгласивший принятие Свода законов, отменившего Соборное уложение.

Деятельность по систематизации и упорядочиванию текстов, кодексов и любых других документов носит название кодификации. Если речь идёт о правовых актах, можно говорить о кодификации законодательства, которая была осуществлена во время правления Николая I.

Предыстория вопроса

Попытки предпринимались ещё во времена Петра I (XVIII в.), издавшего огромное количество новых указов. Он даже создал Палату об Уложении, выработавшую Новоуложенную книгу. Документ не удовлетворил императора, хотя до своей кончины он предпринимал ещё не одну попытку вернуться к этому вопросу.

В 1766 году Екатерина II вновь занимается вопросом кодификации законодательства, создав Уложенную комиссию. Её отличие – это состав участников. В комиссию входят как чиновники, так и представители всех сословий, избранные из числа депутатов. Под влиянием французских просветителей императрица подготовила «Наказ», который так и не был выполнен из-за отсутствия чёткости полномочий и структуры комиссии, а также начавшейся войны с Турцией (1768 г.).

Ещё одну неудачную попытку предпринял Павел I, создав новый уполномоченный орган в 1796-м. Однако недостаточная компетентность её членов не позволила достигнуть каких-либо результатов, поэтому за дело взялся Александр II. Перед первой комиссией 1801 года была поставлена задача – собрать все законы воедино, выбрать действующие, которые предстояло подкорректировать и упорядочить.

С 1808 по 1812 гг. в комиссию входил М. Сперанский. К 1822 году был подготовлен Систематический свод, представлявший собой реестр хранившихся в архивах и департаментах актов. Он был взят за основу продолжившейся работы при Николае I.

Работа над созданием Свода законов при Николае I

Столкнувшийся в начале своего правления с восстанием декабристов, российский монарх считал одной из его причин низкий уровень правовой культуры, нестабильность и противоречивость законодательной базы. В стране действовала комиссия по составлению законов под руководством П. Лопухина, с чьей деятельностью император познакомился крайне подробно.

Задачи, поставленные императором

М. Сперанский, фактически осуществляющий руководство комиссией, подготовил предложения по систематизации законодательства:

Николай I посчитал необходимым сосредоточиться не на составлении уложений, как это делалось раньше, а на приведении в порядок существующей законодательной базы. Главной задачей стала кодификация законодательства – разработка свода законов под личным контролем императора. С этой целью комиссия П. Лопухина была упразднена, а создано особое отделение при его канцелярии.

Создание II Отделения

Решение было принято в январе 1826 года, после чего Сенату на утверждение был представлен список из 20 чиновников высшего ранга. Во главе Второго отделения был поставлен М. Балугьянский, статский советник. М. Сперанскому, члену Госсовета, официальной должности не выделялось, но фактически он осуществлял общее руководство всеми проводимыми работами по кодификации.

Издание Полного собрания российских законов

Создание Свода было бы невозможно без издания всех российских правовых документов, собранных в 56 томов. Кодификация шла одновременно с формированием Полного собрания законов. Это была трудоёмкая работа, ибо законодательные акты ранее хранились в различных архивах и не были полностью собраны в единый реестр. Грандиозная работа была закончена к 1 марта 1830-го.

Правила Бэкона

Для работы за основу был взят кодекс Юстиниана, а также правила английского философа и политика Ф. Бэкона, состоящие из 8 пунктов:

Правила были подкорректированы для российской действительности и официально приняты в 1831-м.

Составление Свода законов

Работа началась в апреле 1826-го и разделилась на 2 этапа: сначала готовились выписки по каждой области законодательства, затем формулировалось изложение правовых актов с учётом исторического источника. По ходу работы вырабатывались правила в соответствии с рекомендациями Ф. Бэкона. Каждый из чиновников руководил своим направлением, М. Сперанский лично знакомился с проектами и возвращал их на доработку с замечаниями. Первые главы увидели свет уже в июле 1826-го, а основные своды были завершены к январю 1830 года.

Введение в действие Свода законов

Свод был подвергнут ревизии, для чего был создан комитет из числа представителей Министерства юстиции и Сената. За период с апреля 1828 по 1832 гг. было сделано более 2 тысяч замечаний, после чего книги были направлены в печать. 1200 экземпляров были представлены в Госсовет уже к концу 1832-го.

М. Сперанский сопроводил Свод пояснительной запиской и «Обозрением исторических сведений», представив результат усилий на заседании в январе следующего года. Николай I прямо на слушании надел на чиновника высшую награду – орден Андрея Первозванного.

31 января был подписан Манифест о введение Свода в законную силу с первого дня 1835 года.

Краткая характеристика Свода законов

Он состоял из 15 томов и был разделён на 8 разделов.

Раздел I. Учреждения

Тома I–III. Основные государственные учреждения и законы.

Раздел II. О повинностях

Том IV. Уставы о рекрутских и земских повинностях.

Раздел III. Казённое управление

Тома V–VIII. Уставы о пошлинах, податях, питейном сборе, акцизе. Уставы и учреждения таможенные. Монетный и горный уставы, о соли, а также лесной, арендных и старостинских имений, оброчных статей.

Раздел IV. Законодательные акты о состояниях

Том IX. О состоянии людей в государстве.

Раздел V. Законодательные акты гражданские и межевые

Том X. Свод законов межевых и гражданских.

Раздел VI. Государственное благоустройство

Тома XI–XII. Уставы и учреждения кредитных установлений, торговые, постановления о промышленности, путей сообщения, строительный и пожарный, постановления о благоустройстве в селениях и городах.

Раздел VII. Уставы благочиния

Тома XIII–XIV. Устав о продовольствии, общественном призрении, а также врачебный. О беглых и паспортах, о пресечении и предупреждении преступлений, о ссыльных и содержащихся под стражей.

Раздел VIII. Законы уголовные

Том XV. Свод уголовных законов.

Историческое значение проделанной работы

Кодификация законодательства Российской империи явилась значительным шагом к прогрессу. Она пришла на смену запутанному, разрозненному и противоречивому праву. Чёткая система изложения законодательных актов, выработанная М. Сперанским, сделала доступным к использованию и систематизировала обширный материал, включая новые понятия.

Это способствовало повышению правовой культуры населения России и укреплению государственности.

Пожалуй, главным делом в жизни Михаила Сперанского, величайшего администратора и просто умнейшего человека всё же является кодификация законов Российской империи.

Источник

Объясните в чём состояла кодификация законов при Николае I

Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть фото Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть картинку Объясните в чем состояла кодификация законов. Картинка про Объясните в чем состояла кодификация законов. Фото Объясните в чем состояла кодификация законов

Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть фото Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть картинку Объясните в чем состояла кодификация законов. Картинка про Объясните в чем состояла кодификация законов. Фото Объясните в чем состояла кодификация законов

Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть фото Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть картинку Объясните в чем состояла кодификация законов. Картинка про Объясните в чем состояла кодификация законов. Фото Объясните в чем состояла кодификация законов

Среди типов поселений, в которых жили крестьяне, можно выделить следующие:

а) село – 20–30 дворов, центр церковного прихода. Как правило, село было центром вотчины;
б) слобода – поселение крестьян, призванных на льготных условиях из других земель;
в) деревня – 3–5 дворов. Название происходит от слова «дерть» – целина. Деревни обычно возникали в результате перехода крестьян на новые земли;
г) починок – 1–3 двора. Термин возник от слова «почну» – начать. Это маленькое поселение на свежевозделанной земле;
д) пустоши, селища, печища – запустевшие, брошенные поселения. Они различались по степени опустошенности. Земля пустошей еще вносилась в земельные переписи как пригодная для сельскохозяйственного использования, а печище считалось совсем погибшим – от него оставались только сгоревшие остовы печей.

Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть фото Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть картинку Объясните в чем состояла кодификация законов. Картинка про Объясните в чем состояла кодификация законов. Фото Объясните в чем состояла кодификация законов

Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть фото Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть картинку Объясните в чем состояла кодификация законов. Картинка про Объясните в чем состояла кодификация законов. Фото Объясните в чем состояла кодификация законов

Основу економіки складало сільське господарство. Селяни становили майже 80 % населення країни. Господарем усієї землі був султан. Селяни, отримавши наділ, мали право його обробляти і передавати у спадок дітям. Близько 1/10 частини врожаю (продуктами або грошима) вони віддавали як податок до скарбниці султана або як оброк його кінним воїнам.

Стабільний розвиток сільського господарства Османської імперії значною мірою був обумовлений існуючою військово-ленною, або тімарною, системою землеволодіння.

У XVI ст., крім традиційних сільськогосподарських культур, в Османських володіннях набули поширення американські кукурудза і тютюн, африканська кава.

Влада підтримувала розвиток торгівлі, надавала купцям усілякі пільги. Серед торговців і ремісників було багато немусульман – греків, вірмен, євреїв, слов’ян та ін.

Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть фото Объясните в чем состояла кодификация законов. Смотреть картинку Объясните в чем состояла кодификация законов. Картинка про Объясните в чем состояла кодификация законов. Фото Объясните в чем состояла кодификация законов

Легенда впервые приводится в «Повести временных лет», но историки считают, что она является мифом и использовалась летописцами для объяснения названия киевских местностей. Летописцы также считали Кия и его братьев родоначальниками полянского племени славян.

Многие исследователи сходятся во мнении, что легенда была написана в летописи специально для братьев Аскольда и Дира, для того чтобы объяснить им историю города, в котором они хотели править. Точно время правления Кия в легенде не указано, поэтому очень сложно определить точный возраст города Киева.

Далее легенда повествует о том, что после смерти братьев Киев начинает притесняться окрестными племенами (в особенности древлянами) и вынужден платить непомерную дань хазарам. К концу седьмого века нашей эры поляне и другие славянские племена действительно попадают под власть Хазарского каганата, которому платили дань почти два столетия.

Но еще до власти Хазарского каганата славянские племена входили в состав империи гуннов под предводительством Атиллы в период с 376 по 453 годы нашей эры. Именно после начала распада империи в 453 году, по мнению историков, мог появиться легендарный Кий, основатель Киева и первый князь славян. Некоторые летописи говорят о том, что в шестом-седьмом веке нашей эры у славянских племен в управлении была своеобразная «демократия», поэтому один человек не мог править единолично, но это пока еще не подтвержденная информация.

Источник

Объясните в чем состояла кодификация законов

Подробное решение параграф § 10 по истории для учащихся 9 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А. 2016-2020

Вопрос к III пункту. Как ограничения в наследовании крупных имений, введённые Николаем I, сдерживали процесс обнищания дворянства?

Ограничивался процесс дробления крупных имений – оно просто запрещалось законодательно. Таким образом, старшие сыновья богатейших дворян оставались богатыми. Но это не остановилось процесс обнищания мелких и средних дворян, а ведь в основном их имения оказывались заложены в банках, в основном именно они находились в группе риска.

Вопрос для работы с текстом параграфа №1. Какие цели преследовало правительство, создав III отделение императорской канцелярии?

Данное отделение было создано для поиска и обезвреживания политически неблагонадёжных лиц. Напуганный восстанием декабристов император решительно боролся с любыми намёками на революционность или просто критику политического режима, с которой, как он знал, в Европе и начинались революции.

Вопрос для работы с текстом параграфа №2. Чем занималось II отделение?

Это отделение занималось исключительно кодификацией существовавших законов Российской империи.

Вопрос для работы с текстом параграфа №3. Объясните, в чём состояла кодификация законов.

Первой задачей было собрать все законы, начиная с Соборного уложения 1649 года, ведь они часто хранились в разных архивах у которых не было каталогов в современном смысле этого слова. Второй задачей стала систематизация существовавших актов, прежде всего – распределения их по сферам права (имущественное, семейное и т. д.).

Вопрос для работы с текстом параграфа №4. Почему в правление Николая резко возросла численность чиновников?

Потому что возросла бюрократизация государственного аппарата. Появилось много новых ведомств, штат существовавших значительно расширился – всё для наиболее полного контроля над всеми сферами жизни государства и общества.

Вопрос для работы с текстом параграфа №5. Какие меры предпринимались с целью контроля за «состоянием умов»?

— ужесточение цензуры, которую проходила вся продукция типографий;

— установления жёсткого чиновничьего контроля над учебными заведениями;

— выявление полицией (включая полицию тайную) всех тайных обществ и наказание их участников;

— целый ряд негласных мер, включая прочтение тайной полицией личных писем.

Вопрос для работы с текстом параграфа №6. Дайте общую оценку внутренней политики Николая I.

В результате правления Николая I Российская империя стала скатываться на уровень Турции или Китая, перед ней встала опасность превращения в полуколонию.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №1. В связи с чем последние годы правления Николая I называют «мрачным семилетием»?

Именно в последние семь лет правления этого императора в связи с революциями в Европе ужесточилась цензура, усилилась деятельность тайной полиции и другие меры по контролю над «состоянием умов». В результате серьёзно пострадала общественная мысль и публицистика, литература и остальное искусство переживали кризис – в условиях отсутствия свободы творцы не могут работать. По этим причинам данное семилетие и названо мрачным.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №2. Почему в 1840-е гг. были проведены реформы, касавшиеся государственных крестьян и крестьян, живших на западных окраинах страны, а помещичьих крестьян реформы не затронули? Как это сочеталось с политикой укрепления дворянского сословия?

Положение крепостных крестьян напрямую было увязано с силой дворянского сословия, потому что крепостные являлись главным богатством помещиков. Уменьшение гнёта со стороны дворян неизбежно ослабило бы этих самых дворян. При этом государственные крестьяне не приносили дохода дворянам, потому касавшиеся их реформы не влияли на это сословие; а на западных окраинах крепостные принадлежали в основном потенциальным бунтовщикам – полякам, усиления которых правительство не хотело.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №3. Дайте характеристику указа 1842 г. об обязанных крестьянах. Почему, на ваш взгляд, им воспользовалось очень малое число помещиков?

Данная мера мало чем отличалась от Указа о вольных хлебопашцах Александра I: помещики добровольно освобождали крестьян, которые за это обязаны были выполнить для них те или иные повинности – по договорённости между помещиком и крестьянами. Данный указ никак не стимулировал владельцев крепостных отпускать их. При этом экономически для страны в целом было бы выгодно отменить крепостное право, но для отдельных помещиков в условиях сохранения крепостнических порядков отказ от владения крепостными как правило означал лишь убытки. Поэтому данным императором правом воспользовались очень немногие дворяне.

Думаем, сравниваем, размышляем: вопрос №4. Узнайте, используя дополнительные источники информации, какие писатели и журналисты подверглись гонениям цензуры в 1830-1840-е гг. Подготовьте сообщение на эту тему.

Цензура существовала в Российской империи и до правления Николая I, и после него. Однако именно при этом императоре её деятельность достигла наибольшего размаха, причём особо она усерствовала во время мрачного семилетия 1848-1855 годов. Особенно «отличился» в этот период так называемый Бутурлински комитет.

Данный комитет был назван так по фамилии своего председателя Дмитрия Петровича Бутурлина – боевого офицера и чиновника высокого ранга, сенатора, кроме того занимавшегося также и военной историей. Официально орган назывался Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений и встал во главе цензурного ведомства империи.

В 1848-1849 годах по Европе пронеслась волна революций. Россия, всеми силами стремившаяся не допустить подобной ситуации на своей территории, чувствовала себя единственным островком стабильности в бушующем море или осаждённой крепостью. Предпринимались соответствующие меры. Теперь авторов гораздо чаще наказывали на написание неблагонадёжных произведений. Две жертвы таких гонений впоследствии стали наиболее известны в русской литературе.

В 1852 году писателя выслали в имение (незадолго до этого он получил богатое наследство). Пропустивший в печать выходившие как раз тогда «Записки охотника» князь Владимир Владимирович Львов был уволен с поста цензора Московского цензурного комитета без права на пенсию (правда, потом получил прощение, но без возвращение к деятельности цензора).

В ссылке Тургеньев не пал духом. Он продолжал писать. В частности, именно в то время появился знаменитый рассказ «Му-му». Писатель жил хоть и вдалеке от столицы, но в собственной усадьбе, в созданном им самим мире и через 2 года получил прощение благодаря ходатайству графа Алексея Константиновича Толстого (также литератора, автора более половины произведений, вышедших под псевдонимом Козьмы Пруткова). Гораздо тяжелее переживал свою ссылку Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Салтыков-Щедрин был гораздо более острожен, чем Тургеньев. В рассказе «Запутанное дело» он всего лишь выразил мысль, что в России не всё в порядке. За несколько месяцев до этого подобные взгляды ещё не считались вольнодумием. Но публикация рассказа (даже не написание) пришлось как раз на начало «мрачного семилетия» и писатель стал одной из первых жертв реакции на парижские революционные события.

Ссылку писатель позже вспоминал как сплошной кошмар. Он жил не просто далеко от столицы, но в волоките местных бумажных дел без конца и смысла, а также среди непролазности местных дорог, потому что часто вынужден был выезжать с инспекторскими поездками. Дороги русской глубинки запомнились ему особенно ярко. Все эти злоключения для писателя не смогли скрасить ни улучшения в личной жизни (именно в ссылке он встретил горячо любимую жену), ни основа для возможного карьерного роста в будущем (его женой стала дочь местного вице-губернатора. Именно впечатления от ссылки послужили материалом для «Истории одного города», да и большей части сатиры Салтыков-Щедрина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *