Объясните своими словами что изучают археология антропология этнография
Археология, антропология и история
Археология, антропология и история
Антропология — это научное изучение человечества в самом широком смысле. Антропологи изучают человека как биологический организм, обладающий уникальным явлением — культурой. Они исследуют развитие человека, как биологическое, так и культурное, с самых древних времен до наших дней. Эта огромная область делится на подобласти, перечисленные в разделе «Практика археологии».
Многие из целей археологов совпадают с задачами антропологов культуры. Главное различие состоит в том, что археологи изучают древние сообщества. Вот пример. Археолог Пейсон Шитс (Payson Sheets) производил раскопки поселения народа майя Серен в Сальвадоре, засыпанное пеплом после извержения вулкана приблизительно в 580 году до н. э. В результате было раскрыто настолько хорошо сохранившееся поселение, что ему удалось найти маис в садах вокруг домов и инструменты в жилищах (рис. 4.9) (Шитс — Sheets, 1992). Шитс со своими коллегами изучают жизнь этой общины с помощью вещественных остатков ее жизни. В отличие от этнологов они не могут поговорить с предметом своих исследований. Можно описать археолога как особого рода антрополога, изучающего прошлое. Такое определение, безусловно, не совсем точное, поскольку археологи используют множество теоретических схем с тем, чтобы связать обнаруженные свидетельства с реальным поведением человека. Они делают намного больше, чем просто используют данные, отличные от тех, какими оперируют антропологи культуры.
Археология является частью антропологии, которая сама включает много соприкасающихся между собой подобластей и специальностей. Вот главные из них.
Физическая антропология занимается изучением биологической эволюции и различиями между существующими ныне народами. Специалисты этого направления изучают также поведение других приматов, таких как шимпанзе, гориллы. Эти исследования могут пояснить поведение первых людей.
Культурная антропология занимается анализом социальной жизни человека как в прошлом, так и в настоящем. Основная ее задача — изучение культуры человека и того, как культуры адаптируются к окружающей среде. К культурной антропологии относится ряд специальностей:
этнография — описывает культуру, технологии и экономическую жизнь живущих и исчезнувших сообществ;
этнология — занимается сравнительным изучением сообществ, включая попытки воссоздать общие принципы поведения человека.
Социальная антропология анализирует социальную организацию сообщества, а именно то, как люди сами себя организуют.
Лингвистика изучает язык. Первые археологи глубоко занимались такими серьезными проблемами, как возникновение индо-европейцев, носителей первобытных европейских языков (Ренфрю, 1987).
Археология и изучение доисторических эпох
Термин археология первоначально охватывал изучение древней истории вообще, но его значение постепенно сужалось до его современной трактовки: изучение материальных остатков и культур на основе археологических методик и теории. Доисторическая эпоха — период дописьменной истории человечества, охватывающий гигантский промежуток времени культурной эволюции, насчитывающий, по крайней мере, 2,5 миллиона лет.
Археология и история
Археология является основным источником информации о 99 % истории человечества. Письменная история описывает менее 0,1 % этого огромного промежутка времени. Хотя письменным документам Юго-Восточной Азии 5000 лет, они более чем скудно освещают тот период времени. В других частях света доисторическая эпоха закончилась много позднее. Постоянная письменная история в Британии появилась вместе с римским завоеванием 2000 лет назад; древний народ майя в Центральной Америке, там, где возникли первые цивилизации, выработал сложную письменность за столетия до встречи с испанцами. Европейские исследователи достигли внутренних частей Восточной и Центральной Африки только в середине XIX века, а некоторые регионы Новой Гвинеи и бассейна Амазонки до сих пор находятся вне эпохи письменной истории.
Документальная история сильно отличается от археологии. Во-первых, историки имеют дело с точными хронологиями. Они могут датировать событие с точностью до года, а то и до минуты или секунды. Во-вторых, это история отдельных людей, групп, правительств или даже народов, взаимодействующих между собой, участвующих в каких-то событиях и сражающихся за власть. Историки могут взглянуть на борьбу умов, так как главные действующие лица писали о своих мыслях и делах. Но в исторических хрониках часто случаются пробелы. Политические события описывались подробнее, нежели тривиальная повседневная жизнь, менее интересная для наблюдателей тех времен. Разные предметы, о назначении которых никто и не помнит, или остатки пищи, найденные во время раскопок, могут пролить свет на то, как жили простые люди в переполненных городах или на рабовладельческих плантациях (Орсер — Orser, 2004).
Археологи выстраивают теории, применяют научные методики и теоретические концепции при изучении вещественных остатков человеческой культуры (Ренфрю и Бан — Renfrew and Bahn, 2004; Шэрер и Эшмор — Sharer and Ashmore, 2002; Томас — Thomas, 2003). Они изучают всю историю человечества, от самых первых людей до наших дней. Для того чтобы понять, что включает в себя археология, нужно иметь некоторые познания о тех вещественных свидетельствах, которые мы изучаем. В главе 4 мы увидим, что некоторые материалы намного долговечнее других. Каменные и глиняные сосуды почти неразрушимы, а дерево, металлы, кожа и кость более хрупки. Во многих археологических памятниках сохраняются только самые долговечные остатки материальной культуры, пригодные для изучения. Любая картинка жизни из древних времен, полученная в результате археологических исследований, скорее всего, будет односторонней. В итоге, горемыке-археологу, подобно следователю, по крупицам свидетельств приходится восстанавливать общую картину доисторической культуры и общества. Часто это выглядит так — возьмем, например, несколько разнородных предметов, скажем огниво, фрагмент фарфоровой чашки, иголку, точило и подсвечник, и постараемся реконструировать на основании только этих предметов культуру людей, их изготовивших.
Некоторые люди считают, что археология — это набор таких методик, как точная запись, четкие раскопки и подробный лабораторный анализ. Такое узкое определение, однако, относится лишь к практической стороне, а конкретно — непосредственно к извлечению материала из почвы. Современная археология — это намного больше, чем комбинация методик. В нее входит не только извлечение, восстановление и описание предметов прошлого, но также и истолкование этих свидетельств. Фактически, археология — это интерактивная дисциплина, направленная на достижение равновесия между практическими раскопками, описанием и теоретическим истолкованием археологических материалов.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Фантастическая антропология
Фантастическая антропология Довольно долго человеческая природа была не двойственной, а тройственной. Самец «был отпрыском солнца, самка — земли, а вид, происходивший от них, — отпрыском луны». Проблема заключалась в том, что эти существа решились пойти против богов.
II. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
II. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ [Глава I. Исторические науки опущена]Сам Поршнев считал предметом своей основной специальности проблематику антропогенеза:«Многие годы я слышу кастовые упреки: зачем занимаюсь этим кругом вопросов, если моя прямая специальность история
Нордическая антропология
Нордическая антропология На переломе веков началось возрождение расовой идеи и осознание ее как нордической идеи, новой идеи, выходящей за рамки мира идей XIX века. Именно нордическая идея встретила упорное сопротивление всех идейных масс и массовых идей, задававших тон
Европейская археология и история венедов
Европейская археология и история венедов Эволюция развивавшихся параллельно и приходивших на смену друг другу культур индоевропейских народов к XIII в. до н. э. привела к тому, что хорошо нам знакомые из более поздней истории кельты, германцы, балты, венеды-славяне и иные
III. Психоанализ и антропология
III. Психоанализ и антропология 1. Разрыв между психоанализом и социологией Психоаналитическая теория Эдипова комплекса была изначально сформулирована вне какого бы то ни было социологического или культурного контекста. И это понятно, поскольку психоанализ начинался
Антропология Гипербореи
Антропология Гипербореи Современная историческая наука считает, что непрерывная череда родственных культур евразийской степной полосы, включая земли Северного Причерноморья, позволяет сделать вывод об однородности этногенетических корней основной массы древнего
Историософия или антропология?
Историософия или антропология? История не в том, что мы носили, А в том, как нас пускали нагишом. Б. Пастернак Наверное, у каждого поколения, у каждой эпохи существует потребность в историческом самоопределении, историософской рефлексии. Но бывают времена, когда эта
II. Философская антропология
II. Философская антропология Сам Поршнев считал предметом своей основной специальности проблематику антропогенеза:«Многие годы я слышу кастовые упреки: зачем занимаюсь этим кругом вопросов, если моя прямая специальность — история Европы XVII–XVIII веков. Пользуюсь случаем
Сетианская антропология
Сетианская антропология Философия сетианства формируется вокруг психе. Она возвращает внимание субъекта (исполнителя) любого волевого действия назад, к самому субъекту, выполняющему действие. Для обозначения структуры этого субъекта используются слова «психе»,
АНТРОПОЛОГИЯ, ЭТНОГРАФИЯ, МИФОЛОГИЯ О ДРЕВНЕЙШЕМ ПРОШЛОМ ЧЕЛОВЕКА
Проблема происхождения человека постоянно интересовала людей. Издавна по этому вопросу идёт непрерывная борьба между идеалистами и материалистами. Существует масса теорий, объясняющих, как появился человек и как он развивался.
Ещё в начале XIX века люди считали, что их облик оставался неизменным с момента появления человека. Конечно, было известно, что по культуре, образу жизни, обычаям разные народы отличаются друг от друга. Но всех их считали потомками первого мужчины и первой женщины, которых создали боги, независимо от того, были ли это боги христиан, мусульман или последователей учения Будды. Когда при раскопках находили человеческие кости, отличающиеся от современных, их считали останками особенно сильных людей или, наоборот, больных. В 40-е гг. в Германии XIX века были найдены кости одного из предков современного человека неандертальца, которые приняли за останки русского казака, участника наполеоновских войн, а один почтенный учёный сказал, что это кости больного старика, которого к тому же несколько раз ударили по голове.
В 1859 г. была издана книга Ч. Дарвина «Происхождение видов», в которой не говорилось о происхождении человека, но высказывалось предположение, что человек, подобно другим живим существам, тоже мог изменяться, развиваться от более простых форм к более сложным. С этого момента начинается борьба между теми, кто считал возможным происхождение человека от обезьяны, и их противниками. Конечно, речь шла не об известных нам гориллах, шимпанзе или орангутангах, а о каких-то вымерших видах, предках, общих для человека и обезьян.
С точки зрения антропологии существует три признака, развитие которых показывает, что мы имеем дело с человеком:
— развитие кисти руки
— объём и строение мозга.
Эти признаки появляются не одновременно, а последовательно, в процессе эволюции. Скажем, по сравнению с совершенствованием прямохождения развитие кисти запаздывало. Предполагается, что формирование типа кисти, близкого к современному, совпадает с появлением ручных рубил; к этому же времени относится и заметное увеличение массы мозга.
Во время существования Homo erectus начался ледниковый период. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделёнными прежде водой участками суши возникли сухопутные «мосты», по которым люди смогли проникнуть, например, на уже упоминавшийся остров Ява.
Около 250 тыс. лет назад появилась древняя разновидность Homo sapiens («человека разумного») – неандертальца (по названию немецкой долины Неандерталь, где впервые были обнаружены его останки). Он уже мало отличался от современного человека, хотя был грубо сложен, имел низкий лоб и скошенный подбородок. Но эти люди лучше приспосабливались к тяжёлым природным условиям ледниковой эпохи, чем их предшественники – питекантропы, которые, в конце концов, вымерли.
Неандертальцы стали заселять прежде безлюдные области юга Европы, Азии, Африки. Они осмеливались бороться за жилища с пещерными медведями, высота которых достигала 2,5 м, длина – 3 м. Огромные скопления костей медведей найдены в пещерах Германии, Швейцарии, Австрии и других стран.
Более правильной и разнообразной стала форма орудий труда. Орудия в разных областях Земли, заселённых неандертальцами, уже не были такими одинаковыми, как прежде. Появляется большое количество мелких орудий. На стоянках найдены предметы, украшенные узорами. Появляются захоронения, что говорит о возникновении идеологических представлений. Именно в это время начинает складываться одна из особенностей культуры человека – её разнообразие. Тогда же появляются некоторые признаки физических отличий обитателей разных областей, формируются расы.
Очень высокого уровня достигает техника изготовления каменных орудий. Многие из них теперь делались из пластин правильной формы, которые отделяли, «отжимали» от ядрищ призматической формы. Пластины разных размеров подвергали дополнительной обработке, притупляя края или снимая с помощью костяного либо деревянного инструмента тонкие чешуйки с поверхности. Некоторые ножевидные пластины были настолько острыми, что ими можно было бриться. Стали широко применяться костяные орудия – шилья, иглы.
Ещё в период древности человек начинает осознавать, ощущать своё отличие от животных. Он пытается объяснить это отличие в меру своих представлений о мире. У различных народов возникают мифы о происхождении человека. Несмотря на огромную разницу между ними, всё же есть две общие идеи, встречающиеся в мифах практически всех народов. Это идея развития мира и идея творения человека. Мир, в представлении древних людей, не возникает внезапно и из ничего, он постепенно развивается из чего-то (хаоса, яйца и т. д.)
— Согласно древнеегипетской мифологии, первые люди были созданы богом плодородия из глины на гончарном круге.
— В аккадских мифах говорится, что боги сотворили людей попарно, а затем через пуповину вдохнули в них жизнь.
— Скандинавские мифы повествуют о том, как боги нашли на берегу моря незавершённые фигуры первой пары людей и оживили их. Так появились на свет Аск (Ясень) и Эмбла (Ива).
— Некоторые народы Бирмы и Бангладеш считают, что люди произошли от птиц.
— Индийцы из племени джавайте полагали, что они произошли от бога обезьян Ханумана.
— Некоторые племена Тибета так же считают своими предками обезьян.
— С точки зрения древних китайцев, мир произошёл из частей умершего существа Пань-гу. Его дыхание стало ветром и облаками, голос – громом, кровь – реками и водоёмами, волосы и усы – созвездиями, пот – дождём и росой; люди произошли от насекомых, живших на теле Пань-гу.
Вопросы:
1. Укажите признаки человека. Как вы думаете, почему именно эти признаки выделяются в качестве основных для человека.
2. Попытайтесь объяснить, почему многие народы воспинимали в качестве своих предков животных.
Исторические источники. Что изучает археология, антропология, этнография
История как наука возникла очень давно.
В V в. до н. э. в Греции жил мудрец Геродот, задумавший написать повесть о греко-персидских войнах. Греки очень гордились своей победой над персами. Гордиться и вправду было чем: враг был очень силён, победа над ним — почётна. Поэтому Геродот мечтал прославить на долгие времена подвиги своего народа. Он начал собирать воспоминания свидетелей событий, рассказы о них. Много путешествуя, собирал сведения о прошлом всех народов, воевавших против греков. Наконец Геродот создал большой научный труд, названный «История», что по-гречески означает «рассказ об узнанном». Исторические описания создавались и раньше, но Геродот первый попытался описать исторические события длительного периода жизни многих народов. Так возникла наука история, изучающая события прошлого, их взаимосвязь, причины и следствия. Без этой науки человечество не знало бы своего прошлого и потому хуже понимало бы современность. Знания о прошлом помогают странам и народам выбирать лучший путь развития, не повторяя ошибок прошлых поколений.
Но как же историки узнают о далёком прошлом? Они пользуются источниками знаний о древности, или историческими источниками. О событиях прошлого можно узнать из письменных источников — надписей на камнях, книг, древних хроник и летописей, религиозных текстов, государственных документов и т. д.
Прошлое человечества, отражённое в письменных источниках, называется историческим временем.
Известно, что письменность возникла лишь несколько тысяч лет назад. История же человечества насчитывает миллионы лет. Как же можно узнать о том, чего нет в письменных источниках, что произошло задолго до того, как люди научились писать?
На Земле и сегодня существуют племена, живущие как бы в далёком прошлом; изучая их жизнь, учёные узнают о том, как жили люди каменного века тысячи лет тому назад. Это область этнографии — исторической науки об особенностях жизни, быта, хозяйства, преданиях, верованиях разных народов. Она изучает этнографические источники. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Археология, антропология, этнография |
Сведения о развитии и внешнем виде наших далёких предков историкам дает антропология — наука, изучающая происхождение и развитие человека, остатки ископаемых существ. Методы антропологов дают возможность восстановить внешность древних людей. Эта наука исследует антропологические источники.
События прошлого не являются историческим фактом, если они не определены во времени. Датировку событий прошлого, определение их последовательности во времени осуществляет историческая наука хронология. Её интересуют хронологические источники.
Псевдоархеологии. Археология, антропология и история
Псевдоархеологии
Современная археология является наукой высокотехнологичной и, будем честны, достаточно рутинной. В противоположность ей появившиеся в последние годы псевдоархеологии источают романтику и нечто мистическое, там есть неразгаданные тайны, затерянные цивилизации и величайшие храмы, скрытые в густых джунглях. Исчезнувший континент Атлантида, десять колен Израилевых, экспедиции в поисках Ноева ковчега — прекрасный исходный материал для «диванного» искателя приключений (Федер — Feder, 2001). Популярный писатель Эрих фон Деникен (Erich von Daniken) (1970, 1998) создал известную псевдоархеологию, утверждая, что люди из других миров обитали на Земле задолго до возникновения нашей цивилизации.
Необычность псевдоархеологии фон Деникена лишь в том, что своих героев он нашел в космосе. Как и значительная часть его предшественников и как многие другие люди, охваченные желанием уйти от действительности и увлеченные космической фантастикой, он отравлен мистикой и притягательной силой исчезнувших племен и поглощенных водоворотами туманов городов (Уоушхоуп — Wauchope, 1972). Конечно, не все псевдоархеологи ищут истину в космосе. Британский журналист Грехэм Хэнкок (Graham Hancock) (1995) утверждал, что 12 000 лет назад великая цивилизация процветала подо льдами Антарктики. (Разумеется, изумительные города похоронены под ледяными пластами, и поэтому мы не можем произвести раскопки!) Колонисты разбредались по всему миру из своего антарктического дома, селились в таких известных местах, как Тиванаку, в горах Боливии, они же возвели сфинкса на берегах Нила. Хэнкок, искусно сплетая основу для доказательства своего подхода, собирая воедино противоречивые геологические наблюдения и отдельные археологические находки, отбрасывает закономерные вопросы археологов, вопрошающих, где же в Египте и иных местах искать следы этих древних колоний и цивилизаций. Хэнкок истово верит в свою «притянутую за уши» теорию и, будучи отменным популяризатором, «ваяет» бестселлер, который читается как детектив, написанный сыщиком.
Такого рода псевдо археология образует специфический литературный жанр, в котором автор является гидом читателя, проводящим его сквозь «жалкие» препоны, возведенные наукой на пути к Настоящей Исторической Истине. Намного более коварными являются псевдоархеологии, маскирующиеся под серьезную «альтернативную» историю. Несколько лет назад лингвист Мартин Бернал (Martin Bernal) (1987) опубликовал насыщенный деталями наукоподобный анализ египетской цивилизации, в котором он утверждал, что она является самым древним государством и по этой причине западная цивилизация в большом долгу перед черным африканским духовным подъемом. Гипотеза «Черной Афины», выдвинутая Берналом, вызвала сенсацию в афро-американских кругах и стала важной объединяющей идеей афроцентристов — историков, полагающих, что Африка была центром мировой истории, источником не только человечества, но и вообще цивилизации. По утверждениям египтологов и специалистов, хорошо знакомых с лингвистическими аргументами Бернала, гипотеза «Черной Афины» серьезно хромает в методологической и исторической областях. Египетская цивилизация являлась исключительно местным явлением, имевшим место в узких границах долины Нила, ниже первого водопада. Единичные, обычно коммерческие контакты с черными африканскими королевствами, расположенными выше по течению, происходили вплоть до поздних периодов истории Египта.
В то время как фон Деникен и Хэнкок работают в рамках четко определенного эскпапистского жанра, труд Бернала обращен к совершенно другой аудитории, к людям, взгляд которых на историю связан с определением культурной идентичности в современном мире.
К сожалению, популистские позиции по отношению к археологии носят романтический и экзотический характер. Публика, воспитанная на телевизионных передачах и на быстром и легком получении попкорна удовольствий, предпочитает таинственные приключенческие истории об утерянных цивилизациях научной действительности, несмотря на то что журнал «Скептикэл Инкуйайер» (Скептичный исследователь) регулярно развенчивает наиболее крайние псевдоархеологии и археологам часто приходится буквально сражаться, для того чтобы убедить широкую аудиторию в том, что их труд имеет ценность. Сегодняшняя археология, может, и далека от экзотики и высокотехнологична, но все же по-прежнему чрезвычайно увлекательна. Эта книга поможет понять вам, как истиные ученые-археологи выполняют свою работу и то, как они пытаются реконструировать прошлое.
Археология, антропология и история
Антропология — это научное изучение человечества в самом широком смысле. Антропологи изучают человека как биологический организм, обладающий уникальным явлением — культурой. Они исследуют развитие человека, как биологическое, так и культурное, с самых древних времен до наших дней. Эта огромная область делится на подобласти, перечисленные в разделе «Практика археологии».
Многие из целей археологов совпадают с задачами антропологов культуры. Главное различие состоит в том, что археологи изучают древние сообщества. Вот пример. Археолог Пейсон Шитс (Payson Sheets) производил раскопки поселения народа майя Серен в Сальвадоре, засыпанное пеплом после извержения вулкана приблизительно в 580 году до н. э. В результате было раскрыто настолько хорошо сохранившееся поселение, что ему удалось найти маис в садах вокруг домов и инструменты в жилищах (рис. 4.9) (Шитс — Sheets, 1992). Шитс со своими коллегами изучают жизнь этой общины с помощью вещественных остатков ее жизни. В отличие от этнологов они не могут поговорить с предметом своих исследований. Можно описать археолога как особого рода антрополога, изучающего прошлое. Такое определение, безусловно, не совсем точное, поскольку археологи используют множество теоретических схем с тем, чтобы связать обнаруженные свидетельства с реальным поведением человека. Они делают намного больше, чем просто используют данные, отличные от тех, какими оперируют антропологи культуры.
Археология является частью антропологии, которая сама включает много соприкасающихся между собой подобластей и специальностей. Вот главные из них.
Физическая антропология занимается изучением биологической эволюции и различиями между существующими ныне народами. Специалисты этого направления изучают также поведение других приматов, таких как шимпанзе, гориллы. Эти исследования могут пояснить поведение первых людей.
Культурная антропология занимается анализом социальной жизни человека как в прошлом, так и в настоящем. Основная ее задача — изучение культуры человека и того, как культуры адаптируются к окружающей среде. К культурной антропологии относится ряд специальностей:
этнография — описывает культуру, технологии и экономическую жизнь живущих и исчезнувших сообществ;
этнология — занимается сравнительным изучением сообществ, включая попытки воссоздать общие принципы поведения человека.
Социальная антропология анализирует социальную организацию сообщества, а именно то, как люди сами себя организуют.
Лингвистика изучает язык. Первые археологи глубоко занимались такими серьезными проблемами, как возникновение индо-европейцев, носителей первобытных европейских языков (Ренфрю, 1987).
Археология и изучение доисторических эпох
Термин археология первоначально охватывал изучение древней истории вообще, но его значение постепенно сужалось до его современной трактовки: изучение материальных остатков и культур на основе археологических методик и теории. Доисторическая эпоха — период дописьменной истории человечества, охватывающий гигантский промежуток времени культурной эволюции, насчитывающий, по крайней мере, 2,5 миллиона лет.
Археология и история
Археология является основным источником информации о 99 % истории человечества. Письменная история описывает менее 0,1 % этого огромного промежутка времени. Хотя письменным документам Юго-Восточной Азии 5000 лет, они более чем скудно освещают тот период времени. В других частях света доисторическая эпоха закончилась много позднее. Постоянная письменная история в Британии появилась вместе с римским завоеванием 2000 лет назад; древний народ майя в Центральной Америке, там, где возникли первые цивилизации, выработал сложную письменность за столетия до встречи с испанцами. Европейские исследователи достигли внутренних частей Восточной и Центральной Африки только в середине XIX века, а некоторые регионы Новой Гвинеи и бассейна Амазонки до сих пор находятся вне эпохи письменной истории.
Документальная история сильно отличается от археологии. Во-первых, историки имеют дело с точными хронологиями. Они могут датировать событие с точностью до года, а то и до минуты или секунды. Во-вторых, это история отдельных людей, групп, правительств или даже народов, взаимодействующих между собой, участвующих в каких-то событиях и сражающихся за власть. Историки могут взглянуть на борьбу умов, так как главные действующие лица писали о своих мыслях и делах. Но в исторических хрониках часто случаются пробелы. Политические события описывались подробнее, нежели тривиальная повседневная жизнь, менее интересная для наблюдателей тех времен. Разные предметы, о назначении которых никто и не помнит, или остатки пищи, найденные во время раскопок, могут пролить свет на то, как жили простые люди в переполненных городах или на рабовладельческих плантациях (Орсер — Orser, 2004).
Археологи выстраивают теории, применяют научные методики и теоретические концепции при изучении вещественных остатков человеческой культуры (Ренфрю и Бан — Renfrew and Bahn, 2004; Шэрер и Эшмор — Sharer and Ashmore, 2002; Томас — Thomas, 2003). Они изучают всю историю человечества, от самых первых людей до наших дней. Для того чтобы понять, что включает в себя археология, нужно иметь некоторые познания о тех вещественных свидетельствах, которые мы изучаем. В главе 4 мы увидим, что некоторые материалы намного долговечнее других. Каменные и глиняные сосуды почти неразрушимы, а дерево, металлы, кожа и кость более хрупки. Во многих археологических памятниках сохраняются только самые долговечные остатки материальной культуры, пригодные для изучения. Любая картинка жизни из древних времен, полученная в результате археологических исследований, скорее всего, будет односторонней. В итоге, горемыке-археологу, подобно следователю, по крупицам свидетельств приходится восстанавливать общую картину доисторической культуры и общества. Часто это выглядит так — возьмем, например, несколько разнородных предметов, скажем огниво, фрагмент фарфоровой чашки, иголку, точило и подсвечник, и постараемся реконструировать на основании только этих предметов культуру людей, их изготовивших.
Некоторые люди считают, что археология — это набор таких методик, как точная запись, четкие раскопки и подробный лабораторный анализ. Такое узкое определение, однако, относится лишь к практической стороне, а конкретно — непосредственно к извлечению материала из почвы. Современная археология — это намного больше, чем комбинация методик. В нее входит не только извлечение, восстановление и описание предметов прошлого, но также и истолкование этих свидетельств. Фактически, археология — это интерактивная дисциплина, направленная на достижение равновесия между практическими раскопками, описанием и теоретическим истолкованием археологических материалов.