Объясните с чем связаны события подводной войны и укажите даты
Подводная война.
Глава XXVII
Подводная война <55>
Из очерка общего хода Мировой войны известно, какую громадную роль сыграла подводная война, явившись, наряду с блокадой, одной из важнейших операций кампании 1914-1918 гг.
Рассмотрим теперь этот вопрос несколько подробнее, чтобы проследить, как развивалась идея подводной войны, как были использованы немцами ее возможности, какие, наконец, меры борьбы с ней были предприняты государствами Антанты.
Подводная война в 1914-1915 гг.
После того, как крейсерские операции не увенчались успехом и привели в общем лишь к ослаблению германского флота, у Германии не оставалось средств воздействия на морские пути Антанты.
Английский флот блокировал Германию, прекратив подвоз в нее продовольствия. Та же задача в отношении Англии могла быть возложена на подводные лодки немцев. Их шанс был в том, что Англия еще более нуждалась в сообщениях с миром, в подвозе сырья и продовольствия, что она неизмеримо менее, чем Германия, была бы способна вести войну будучи заблокированной.
Однако, подводная война с целью прекращения подвоза была сопряжена с большими трудностями, а именно:
1) Подводные лодки не могли, без риска быть потопленными, производить в море подробный осмотр встреченных пароходов, будучи ограничены перевозочными средствами, даже состояние моря могло не позволить этого.
Торговля же шла преимущественно под нейтральным флагом, причем поднимать флаг чужой национальности допускалось как военная хитрость.
Всякое стеснение торговли вызывало тотчас протесты со стороны нейтральных государств, прежде всего, Америки. Если Англия могла урегулировать этот вопрос, благодаря тщательному осмотру пароходов, организации мореплавания, системы определенных фарватеров, по которым они плавали, и создать специальные организации, следившие за ходом нейтральной торговли, то германцам, в особенности в виду неблагожелательной к ним позиции Америки, так определившейся с самого начала, эти меры были недоступны.
2) Чтобы вести подводную войну, стремясь достичь решительного результата, Германия должна была собрать значительное число подводных лодок и сразу начать операции в крупном масштабе. Это было тем более важно, что в период 1914-1915 гг. фактически не только торговые, но в значительной мере и военные суда, не имели средств борьбы с подводными лодками. Первые моменты были особенно, в этом смысле, выгодными.
Таким образом, сама обстановка диктовала условия, при которых подводная война могла сыграть решающую роль в войне. Это были: а) принцип беспощадной подводной войны, когда всякое судно, встреченное в военной зоне, независимо от его флага и назначения, безоговорочно топится лодкой, считаясь со всеми последствиями, которые могут проистечь отсюда в отношении политических осложнений с нейтральными государствами; б) сосредоточение сразу больших подводных средств.
Германским морским генеральным штабом еще в конце 1914 года был выработан проект беспощадной подводной войны, как протест против английской голодной блокады. Но лишь в феврале 1915 года вопрос о подводной войне был Германией поставлен практически: морское командование сообщило главному германскому командованию, что оно готово начать подводную войну, рассчитывая в течение нескольких месяцев вывести Англию из войны, если подводным лодкам будет предоставлена полная свобода действий и в основу их будет положен принцип беспощадности.
4 февраля 1915 года Германия объявила воды, омывающие Англию, военной зоной, и сообщила что с 18-го февраля все встреченные германскими военными судами (подводными лодками) в этих водах английские торговые суда будут уничтожаться; правительства извещались, что нейтральные суда, встреченные в той же зоне, ввиду злоупотребления англичанами нейтральным флагом, подвержены большой опасности.
Таким образом, Германией был дан двухнедельный срок, предупреждающий о начале подводной войны.
Подводную войну Германия начала, располагая весьма скромными средствами. К 1 февраля 1915 года находилось в строю всего 27 лодок, из них 8 старых. Строились 26 лодок по 800 т, 4 больших подводных заградителя и 32 малых лодки (120 т), для действий в юго-западной части Северного моря и у отмелевого побережья Фландрии. Фактически, в первую неделю после объявления войны было готово к походу лишь 5 лодок.
Таким образом, первые дни действовало весьма незначительное количество лодок. Несмотря на это, успех лодок был весьма действеннным главным образом потому, что против них еще не было выработано надлежащих средств.
Лодки действовали главным образом, в Немецком море, изредка проникая в район Канала и в Средиземное море.
Германское командование принуждено было, под давлением нейтральных держав, еще сузить масштаб войны, хотя количество лодок возросло, и уже летом 1915 года действовало их 44.
В мае 1915 года был потоплен большой английский трансатлантический пароход Лузитания, везший много пассажиров и некоторое количество военных грузов в Англию. Погибла масса граждан, женщин и детей, в том числе несколько американцев.
Это вызвало резкий протест и прямую угрозу войны со стороны Америки и повлекло за собой запрещение командирам лодок топить большие пассажирские пароходы, даже английские. Несколько спустя, то же запрещение было подтверждено и в отношении малых пассажирских пароходов.
С лета под влиянием этих условий центр тяжести подводной борьбы был перенесен в Средиземное море и высылка лодок к западным берегам Англии и в Ирландское море прекратилась.
Вслед за тем (в сентябре) было приказано еще более ограничить подводную войну в Северном море и Канале.
Таким образом, хотя обстановка для действий лодок в 1915 году была вначале благоприятна, они были поставлены в столь стесненные рамки, что не могли использовать всех представлявшихся им возможностей.
Несмотря на это, потери торгового тоннажа от действий подводных лодок в 1915 году были весьма внушительны, а именно:
Указанную потерю тоннажа Англия выдержала, тем более, что тотчас было развернуто новое торговое судостроение. Эти потери, хотя и были тяжелы, но не являлись катастрофическими для 20-миллионного торгового тоннажа Англии.
Подводная война в 1916 г.
За зиму 1915-1916 гг. подводные операции в Северном море затихли. Лишь несколько минных заграждений, поставленных лодками, и единичные случаи их крейсерства имели место на этом театре. На Средиземном море число лодок возросло до 6: действия их в виду более выгодных географических и климатических условий шли довольно успешно.
В феврале 1916 года были готовы первые малые лодки, предназначенные для действий против фландрского побережья, и вступили в строй новые большие подводные заградители.
В конце 1915 года немцы узнали, что англичане, ставя на коммерческие пароходы орудия и назначая к ним военную прислугу, дали инструкции действовать не только оборонительно, но и наступательно, т.е. при встрече с подводными лодками атаковать их. Это вызвало объявление германского правительства о том, что вооруженные пароходы оно рассматривает как военные корабли. Но и тут было сделано послабление: приказано пассажирские пароходы не топить и в том случае, если они будут вооружены.
Вопрос о беспощадной войне будировался морским генеральным штабом, который, тщательно исследуя вопрос о влиянии подводной войны на экономику Англии, доказывал, что только беспощадная война может привести к решающему результату, что в таких условиях Англия не продержится более 6 месяцев.
Тот же вопрос усиленно обсуждался и в германских правительственных кругах. Затруднения на западном фронте, срыв Верденской операции, заставляли Германию искать решительного средства для воздействия на Англию. Таковым средством оставалась лишь подводная война. Несмотря на возражение министерства иностранных дел, предвидевшего осложнения с Америкой, кайзер решил с 1 апреля начать беспощадную войну, хотя бы даже это угрожало выступлением Америки. До того продолжать крейсерскую войну, топя вооруженные пароходы без предупреждения.
Однако, решение начать беспощадную подводную войну опять сорвалось. В марте был ошибочно утоплен французский пассажирский пароход (принятый лодкой за заградитель): новые протесты Америки, все настойчивее угрожавшей войной, если не будут ограничены действия подводных лодок, привели к тому, что германское правительство издало приказ (24 апреля) о ведении подводной войны лишь по призовому праву (т.е. с предварительным осмотром груза и документов парохода). Но так как ведение подводной войны по призовому праву граничило с невозможностью ведения ее вообще, то германский генеральный штаб издал приказ об ограничении действий лодок лишь против военных и вспомогательных судов.
Это дискредитировало подводную войну совершенно. Лодки, в большинстве, были сняты с торговых путей и сосредоточены для действий против военного флота на театрах Северного, Балтийского и Средиземного морей.
А пока, до конца 1916 года продолжалась крейсерская война с соблюдением ограничений.
Потери тоннажа Антантой за 1916 г. от подводной войны:
В 1916 году уже получили значительное развитие средства борьбы против подводных лодок, применявшиеся на всех театрах. В течение этого года они были выработаны и уже широко применялись, а беспощадную войну 1917 года Антанта встретила подготовленной (см. ниже).
Подводная война в 1917-1918 гг.
В декабре 1916 года начальник германского морского генерального штаба подал докладную записку, в которой, исследуя экономическое положение Англии, доказывал необходимость беспощадной войны во что бы то ни стало. Гинденбург всем своим авторитетом стал на сторону сторонников ее. Это было поддержано и кайзером как единственное средство, чтобы воздействовать на Англию.
В середине января подводные лодки вышли в море. Правительство опять заколебалось. Но на этот раз военное командование осталось непреклонным.
Все лодки, оперировавшие на второстепенных театрах, были сосредоточены в Северном море, Фландрии и в Средиземном море. К 1 февраля действовало 103 лодки, через месяц их было уже 130.
Помимо подлодок, крупнейшую роль играли подводные заградители, которые ставили мины в самых разнообразных местах разбрасывая их по 3-9 штук, весьма осложняя работу траления.
Примечание. 3200 тральщиков были заняты тралением у английских берегов. Часто, только что протраленные фарватеры заграждались вновь и бывали случаи, когда лодка шла за тральщиками, возвращавшимися с работы, и снова ставила мины на фарватере.
Успех беспощадной войны был громадным. Два раза в апреле и июне цифра потопленного союзного тоннажа превзошла 1000000 т в месяц. Положение Англии сразу стало близким к катастрофическому. Джеллико вначале беспощадной войны высказал, что Англия проиграет войну, и очень скоро, если не будут уменьшены потери в тоннаже.
Почему же беспощадная война не дала победы Германии?
Во первых, потому, что Англия усовершенствованием противолодочных средств сумела приостановить головокружительные успехи немцев.
Во вторых, потому, что Англия и Америка сумели организовать постройку коммерческих судов, покрывших потери, а германская дипломатия не сумела помешать передаче коммерческих судов нейтральных стран в распоряжение Англии. Ряд американских республик объявил войну Германии только ради того, чтобы иметь возможность извлечь выгоду из захвата интернированных там германских судов.
Потери торгового тоннажа Англии в период беспощадной подводной войной (1917-1918 гг.) и постройка новых судов:
Примечание. Последняя графа показывает, какие громадные усилия были проявлены Антантой в деле восстановления тоннажа. В 1918 г. число потопленных менее числа вновь выстроенных.
В третьих, потому, что германский морской генеральный штаб, готовя беспощадную подводную войну, не озаботился постройкой достаточного числа подлодок на будущее время.
В четвертых, потому, что о катастрофическом положении Англии никто не знал. В то же время Германия не могла скрыть своего тяжелого положения и сама давала карты в руки своим врагам. <56>
Беспощадная подводная война продолжалась до 15 октября 1918 года. Прекращение ее было первым требованием, поставленным Антантой перед началом мирных переговоров.
Противолодочная защита к 1917-1918 гг. была весьма усовершенствована и получила вполне прочную организацию, только при наличии которой и было возможно избежать катастрофических последствий подводной войны.
Меры противолодочной защиты сводились к следующему:
1) Важнейшей мерой, составившей определенный этап в борьбе с потерями от подводных лодок, было введение так называемой конвойной системы.
Система эта заключалась в том, что коммерческие суда сводились в группы (караваны), которые были дисциплинированы назначением военного командования и организацией плавания (строи, переменные курсы и пр.) и, кроме того, конвоировались военными судами (миноносцами и сторожевыми судами). Подходы к берегам Англии специально охранялись и тралились. Подход и выход был строго нормирован соответствующими правилами. Фарватеры часто менялись, чтобы немецкие лодки не могли установить путей движения. В особенности тщательно охранялись транспорты с войсками.
Конвойная система была неудобна тем, что больше терялось времени чем при свободном плавании, но зато потери в конвоях были сравнительно ничтожны.
4) Постановка минных заграждений на путях к германским базам. Заграждения ставились в несколько рядов по глубине, чтобы не дать возможность лодке пройти под ними. Помимо минирования подходов к базам, в 1918 году было поставлено грандиозное заграждение, перекрывавшее Северное море между Норвегией и Шетландскими островами (оно состояло из 70000 мин поставленных в ряде глубин, до 300 метров). Значение этого заграждения было особенно велико, так как оно пересекало главное направление для выхода лодок. Канал был минирован.
5) Противолодочные бомбы с гидростатическим взрывателем, которые могли будучи сброшены с корабля, взрываться на заданной глубине поражая значительный объем. Лодка, будучи обнаружена, настигалась сторожевыми судами, которые забрасывали такими бомбами район ее вероятного нахождения, часто поражая ее.
6) Были введены гидрофоны, которые давали возможность, слушая шум движения лодки в воде, устанавливать место ее нахождения, куда затем устремлялись сторожевые суда. Лишь при остановке, или самом малом ходе, лодка могла укрыться от гидрофона. Гидрофоны были действенны на сравнительно небольших расстояниях.
7) Специально назначенные подводные лодки, которые крейсеровали в море, ища случая атаковать всплывшую на поверхность для зарядки или ориентировки неприятельскую лодку.
8) Многочисленные сторожевые суда и моторные катера, несшие охранную службу на фарватерах, посылались сторожить лодки.
9) Специальные типы сетей (сигнальных и взрывающих), которые устанавливались в районах вероятных появлений лодки, (впрочем, последние лодки были снабжены приспособлениями, разрезающими эти сети).
Несколько грандиозны были эти средства, можно судить из того, что на работу против подводных лодок (личный состав и прислуга наблюдения, охраны и орудий, сторожевых судов, обслуживающих мастерских и пр.) было поставлено в Англии 770000 человек, что составляло уже внушительную цифру оторванных от фронта бойцов.
Потери лодок, в связи с увеличением средств борьбы с ними, видны из следующей таблицы:
Германия заявляет о начале тотальной подводной войны
После Ютландского сражения между германским и британским флотом 31 мая–1 июня 1916 года германский флот больше не пытался выходить в море, а положение германской армии сделалось чрезвычайно тяжелым. Постепенно в Германии пришли к убеждению, что следует возобновить «беспощадную» подводную войну. В основном расчет германцев был очень прост: англичане к 1917 году располагали тоннажем примерно до 16 млн. тонн. Из них 7 млн. были нужны для военных потребностей, остальные 9 млн. были необходимы для жизни страны в течение года. Если удастся уничтожить большой процент из общего тоннажа, а нейтральные суда из боязни быть потопленными прекратят свои рейсы в Англию, то дальнейшее продолжение войны станет для Великобритании невозможным.
Поэтому с 1 февраля 1917 года германцами вновь была начата неограниченная подводная война: в первый же месяц одними подводными лодками было потоплено судов общим тоннажем в 781 500 тонн против 439 500 тонн, потопленных за январь. В дальнейшем количество потопленных судов быстро росло. В марте – 885 000 тонн, а в апреле тоннаж достиг максимума – 1 091 000 тонн (за весь 1916 год было 1 125 000 тонн). Потери в тоннаже создали серьезную угрозу и вынудили британского адмирала Джеллико заявить, что если только «темп подводной войны» не изменится для Англии к лучшему, то предел её выносливости будет достигнут к 1 ноября. В то же время германская «фландрская миноносная флотилия» оказывала поддержку подводным лодкам, производя набеги на союзные порты. На действия подводных лодок англичане ответили целым рядом мер, в том числе бомбардировками германских баз. Из таких бомбардировок можно отметить жестокую воздушную бомбардировку Зеебрюгге и Остенде.
Однако это мало влияло на деятельность подводных лодок, и только вступление в войну Соединенных штатов изменило «темп подводной войны». Дело было не в увеличении сильным американским флотом и без того могущественных морских сил Антанты, а в тех мерах, которые приняла Америка по отношению к подводной войне: было организовано конвоирование транспортов и наложены аресты на грузы, идущие в нейтральные страны, откуда Германия приобретала продукты питания. В результате такого ареста Швеция не только не могла больше снабжать Германию, но и сама начала испытывать недостаток продовольствия. В результате подводной войны голод в Германии стал ощущаться острее. Опять начались колебания в характере ведения подводной войны, что сказалось и на тоннаже потопленных судов, который в мае снизился до 809 000 тонн, а в июне вновь поднялся до 1 016 000 тонн.
С июля же подводная война по многим причинам начинает идти на убыль: во-первых, Германия начинает терять веру в победу; во-вторых, подлодки неудачно действуют против конвоирующих американских судов; в-третьих, в Норвегии проваливается шпионская организация, которая снабжала германские подлодки сведениями о судах; в-четвертых, лучше организовываются и усиливаются меры борьбы с подлодками. Все эти причины привели к положительным для Антанты результатам, и в конце года число потопленного тоннажа уменьшилось до 700 000 тонн в месяц, а к сентябрю 1918 года до 300 000 тонн. Таким образом, надежды Германии на подводную войну не оправдались, и как орудие победы это средство войны было окончательно скомпрометировано.
Неограниченная подводная война
Неограни́ченная подво́дная война́ (нем. uneingeschränkter U-Boot-Krieg ) — тип военных действий на морском театре военных действий, при котором подводные лодки топят гражданские торговые суда без соблюдения Правил ведения морской войны, установленных Гаагскими конвенциями и Женевской конвенцией (II).
Возникла как неизбежное следствие изобретения подводных лодок — обладая существенно меньшей броневой защищённостью, чем надводные корабли, и малым запасом плавучести, они не могли противостоять последним в открытом бою, что приводило к необходимости действовать в обход принятых конвенций о войне на море. Кроме того, на подводной лодке просто не было достаточно места, еды и проч. для спасения людей.
В истории отмечены три основные военные кампании с применением неограниченной подводной войны:
После окончания Второй мировой войны с появлением противокорабельных ракет дальнего радиуса действия (в том числе загоризонтных), Лондонский морской протокол де-факто утратил силу. Несмотря на то, что эта конвенция 1936 года использовалась в обвинительном заключении против адмирала Карла Дёница (он был признан виновным в её нарушении), его приговор на Нюрнбергском процессе, по мнению некоторых критиков, не основывался на обвинении в нарушении каких-либо международных договоров о подводной войне. Ему, однако, ставился в вину приказ Тритон Нуль, запрещавший немецким подводникам рисковать своими субмаринами, спасая экипаж потопленных ими судов. Он был продиктован стремлением сохранить атаки подводных лодок в тайне как можно дольше, и избежать их преследования противолодочными силами. В отличие от решения о неограниченной подводной войне, приказ исходил непосредственно от Дёница. [1] [2]
Примечания
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Неограниченная подводная война» в других словарях:
Первая мировая война на Западном фронте — Первая мировая война Западный фронт Окопы на западном фронте Дата 1914 1918 … Википедия
Первая мировая война 1914-1918 — империалистическая война между двумя коалициями капиталистических держав за передел уже поделенного мира, передел колоний, сфер влияния и приложения капитала, порабощение др. народов. Сначала война охватила 8 государств Европы: Германию и … Большая советская энциклопедия
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914—18 — ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА 1914 18, война между двумя коалициями держав: Центральными державами (Германия, Австро Венгрия (см. АВСТРО ВЕНГРИЯ), Турция, Болгария) и Антантой (Россия, Франция, Великобритания, Сербия, позднее Япония, Италия, Румыния, США… … Энциклопедический словарь
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА — 1914 1918 Война между двумя коалициями европейских держав Тройственным Союзом и Антантой. Накануне войны наиболее острые противоречия существовали между Великобританией и Германией, интересы которых сталкивались во многих районах земного шара,… … Большой Энциклопедический словарь
Западный фронт Первой мировой войны — У этого термина существуют и другие значения, см. Западный фронт. Западный фронт Первая мировая война … Википедия
Западноевропейский театр военных действий Первой мировой войны — Первая мировая война Западный фронт Окопы на западном фронте Дата 1914 1918 … Википедия
Западный фронт Первой Мировой войны — Первая мировая война Западный фронт Окопы на западном фронте Дата 1914 1918 … Википедия
Битва в заливе Святого Лаврентия — Битва за Атлантику Дата май 1942 ноябрь 1944 Место Залив Святого Лаврентия, река Святого Лаврентия … Википедия
Первое счастливое время — Первое счастливое время это одна из фаз Битвы за Атлантику во время Второй мировой войны, когда немецкие подводные лодки добились значительных успехов в битвах с военно морскими силами Великобритании и их союзников. Этот период начался в… … Википедия
SMS Seydlitz (1912) — Линейный крейсер «Зейдлиц» Großer Kreuzer Seydlitz … Википедия
Итоги подводной войны
Итоги подводной войны
Несмотря на все указанные выше усовершенствования немецких подводных лодок, последние были бессильны изменить характер подводной войны в связи с колоссальным размахом строительства новых судов в США, а также в связи с огромным превосходством авиации противника над авиацией Германии.
Некоторое представление о борьбе, которую вел немецкий подводный флот, может дать следующая справка.
Количество подводных лодок, принятых на вооружение… 1153
Общая численность экипажей около… 40 000 человек
Количество погибших… 24 000
Количество подводников, попавших в плен… 5 000
Общие потери подводного флота… 659 лодок
Потери от бомбардировок в гаванях… 63
Потери от аварий, столкновений при обучении ит. п… 58
Затоплено при капитуляции… 219
Передано западным союзникам и СССР … 154
Подводными лодками было потоплено примерно 3000 судов общим тоннажем примерно 14,5 млн. брт, а также 178 военных кораблей и 11 вспомогательных крейсеров.
Строительство новых судов державами антигитлеровской коалиции по своему размаху намного превосходило их потери от действий подводных лодок Германии, Италии и Японии, вместе взятых. За время войны Англия построила суда общим тоннажем в 4,5 млн. брт, США — 56,5 млн. т дедвейта, что соответствует 35 млн. брт. Правда, значительная часть построенных судов была довольно низкого качества, и в послевоенный период от их использования пришлось отказаться, однако во время войны все эти суда сыграли весьма большую роль. В ходе военных действий произошло принципиальное изменение в соотношении между торговыми флотами: тоннаж флота США увеличился с 9,3 млн. т до 40,2 млн. т, а тоннаж флота Англии, наоборот, уменьшился с 21,5 млн. т до 14,5 млн. т!
Мужественные экипажи немецких подводных лодок не падали духом ни под влиянием собственных потерь, ни под влиянием тех ограниченных успехов, которыми им приходилось довольствоваться на более поздних этапах войны. И наши противники вынуждены сами признать это. Вот, например, что говорилось об этом в официальном английском отчете «Битва за Атлантику»:
«Немецкий подводный флот сохранял дисциплину и боеспособность до самого конца войны. Не замечалось ни ослабления усилий, ни стремления уклониться от опасности. Даже в ту ночь, когда Германия капитулировала, ее подводные лодки потопили два торговых парохода в заливе Ферт-оф-Форт и тральщик в заливе Лайм».
Общие результаты борьбы с торговым флотом противника
Потоплено (в млн. брт и в процентном отношении к общим потерям):
Подводными лодками… 14,5, или 69 %
Надводными кораблями… 1,5, или 7 %
Минами, установленными ВМС и ВВС … 1,5, или 7 %
Авиацией… 2,7, или 13 %
Погибло от аварий и по неизвестным причинам… 0,8, или 4%
Всего… 21,0 млн. брт, или 100 %
Несколько заключительных слов о войне на море
Немецкому Военно-морскому флоту с первых же дней войны пришлось столкнуться с превосходящими во много раз силами флота противника, а также со значительно более мощным военным потенциалом держав антигитлеровской коалиции. Несмотря на явную недостаточность собственных сил, немецкий флот до конца выполнил свой долг в ходе как наступательных, так и оборонительных действий.
Подобные же явления имели место и в более высоких сферах военного руководства Германии. Так, несмотря на создание главного штаба Вооруженных сил, который, кстати сказать, совершенно не оправдывал этого наименования, все три вида Вооруженных сил, не говоря уже о войсках СС, шли в своем развитии своим собственным путем. В странах «оси» никогда не могло возникнуть той организации командования, которую создали американцы для своих собственных Вооруженных сил на Тихом океане во главе с адмиралом Нимицем и генералом Макартуром. Не было у немцев и итальянцев и союзного комитета начальников штабов, имевшегося у англо-американцев. Немцы и их союзники занимались оригинальничанием, которое в войне на море привело лишь к ряду упущений и раздоров.
Оторванные от жизни идеологи часто утверждают: «Вооруженные силы виноваты и в войне, и в ее проигрыше». Это утверждение совершенно беспочвенно и является лишним доказательством того, что его авторы стали жертвой либо недобросовестности, либо других человеческих слабостей. Никогда вооруженные силы не были так бессильны по отношению к правительству своей страны, как это имело место в Германии и Италии во время Второй мировой войны. В обеих этих странах политическое руководство, избранное подавляющим большинством наций (и притом без участия Вооруженных сил), поставило перед своими армиями такие задачи, которые были им не по плечу, какой бы самоотверженностью, мужеством,
упорством, решимостью и профессиональным мастерством они ни отличались. Руководители держав «оси» довольствовались только тем, что сравнивали имевшееся у них количество дивизий, эскадрилий или кораблей различных типов и классов с теми же данными противника, оставляя без внимания военный потенциал, который в современной войне играет не меньшую роль, чем сама армия. Война на море явилась в этом отношении наиболее характерным примером.
Читайте также
Начало подводной войны
Начало подводной войны Еще до войны нацисты направили в Атлантику 2 броненосца и 18 подводных лодок. Если Британия вступит в войну, пусть они нападают на торговые суда Великобритании и союзных ей стран. Уже в день объявления войны, 3 сентября, германская подводная лодка U-30
4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией
4. Объявление беспощадной подводной войны. Предшествующая история подводной войны и противодействие Соединенных Штатов. Решение германского правительства. Выступление Вильсона. Разрыв дипломатических сношений между Соединенными Штатами и Германией В настоящее время,
Итоги войны
Итоги войны Предшествующее изложение сосредоточилось на событиях 1941–1942 гг., и это вполне естественно, ибо ход войны в 1943–1945 годах воссоздан в обширной литературе о ней гораздо более ясно и правдиво: победы под Курском, в Белоруссии (летом 1944 года) и т. д. незачем было
11. Провал планов подводной войны
11. Провал планов подводной войны После того как весной 1943 г. подводная война в Северной Атлантике в результате тщательного прикрытия этого района с воздуха и применения новых английских радиолокационных установок потерпела полную неудачу, оставалось еще несколько
18. КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ. ЯНВАРЬ-МАЙ 1943 ГОДА
18. КРАХ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ. ЯНВАРЬ-МАЙ 1943 ГОДА Назначение адмирала Хортона. – Я продолжаю подводную войну. – Сражение с конвоем. – Потери обеих сторон. – Слабость воздушной разведки. – Другие сражения с конвоями. – 19 марта. – Пик нашего успеха. – Усиление эскортных
Приложение 6 ДАННЫЕ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ НЕМЕЦКОГО ФЛОТА В 1939–1945 ГОДАХ
Приложение 6 ДАННЫЕ, КАСАЮЩИЕСЯ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ НЕМЕЦКОГО ФЛОТА В 1939–1945 ГОДАХ 1. По состоянию на 1 сентября 1939 года подводный флот Германии насчитывал 57 подводных лодок.2. В период между 1 сентября 1939 года и 8 мая 1945 года было принято в эксплуатацию еще 1113 подводных лодок. Из
Тайна германской подводной войны
Тайна германской подводной войны 22 сентября 1914 года немецкая подводная лодка У-9 потопила в базе британского флота Скапа Флоу броненосцы «Абукир», «Кресси» и «Хог». Помощник капитана У-9 Отто Веддигена лейтенант И. Шписс так описывал гибель «Кресси»: «У борта
11. Провал планов подводной войны
11. Провал планов подводной войны После того как весной 1943 г. подводная война в Северной Атлантике в результате тщательного прикрытия этого района с воздуха и применения новых английских радиолокационных установок потерпела полную неудачу, оставалось еще несколько
Итоги войны
Итоги войны Главный итог войны для БССР известен давно: очередная демографическая катастрофа. Правда, есть один весьма существенный нюанс. Когда говорят, что во время войны от рук немецко-фашистских захватчиков погиб каждый четвертый беларус (в последнее время стали уже
Итоги войны
Итоги войны Вторая мировая война — тягчайшее преступление в истории.Только убито на планете около 70 миллионов человек. Сколько искалечено — никто не считал. Психика множества выживших изуродована. Уничтожены десятки тысяч городов и сел. Загублена масса шедевров
Итоги войны
Итоги войны Об условиях мира кратко пишут только новгородские летописи. Немцы отказались от территориальных претензий к Северной Руси. Отказ немцев от Латгалии интерпретируется как признание русских прав на сбор дани с Восточной Латгалии. Псков брал с этих земель дань
Итоги войны
Итоги войны Все это оказалось возможным только благодаря морскому могуществу Англии, и ловкому и энергичному пользованию им. Все операции и вся деятельность, которые развивала Англия на всех морях в то же время развивали и расширяли собственную ее торговлю и
ГЛАВА XX РАЗВИТИЕ ПОДВОДНОЙ ВОЙНЫ И ГИБЕЛЬ LUSITANIA. КОНВЕНЦИЯ С ИТАЛИЕЙ. ОТСТАВКА АДМ. ФИШЕРА И ПЕРВОГО ЛОРДА АДМИРАЛТЕЙСТВА ЧЕРЧИЛЛЯ И ОБРАЗОВАНИЕ КОАЛИЦИОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Вторичная неудача попытки овладеть галлипольскими укреплениями явилась крупным событием,
Итоги войны
Итоги войны Всего за войну погибло 33 629 англосаксонских воина, сбито 4000 самолётов США. Русичи потеряли 315 чел. (168 офицеров и 147 рядовых ратников) и 335 самолётов, причём основная часть русских самолётов сбита при посадке. Почти все погибшие русские ратники похоронены на