Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия

Представления

Настроить шрифт

Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть картинку Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Картинка про Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятияПредставления — это возникаю­щие в мозгу образы предметов и явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств. Физиологической основой представлений являются следы, ос­тавшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, кото­рые были раньше. Под воздействием раздражителя старые нерв­ные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ.

Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.

Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Они отражают характерные, наглядные признаки предметов и явлений. Например, в представлении реки отражается текущая между двумя берегами полоса воды. Мы воспринимаем много рек, разной ширины, с разными берегами, с разной скоростью течения. В представлении же отражаются наглядные признаки, характерные для всякой реки. 6 представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные, имеющиеся в отдель­ных восприятиях.

В представлениях, как и в восприятиях, действительность отра­жается в виде наглядных образов. Представлять — значит мыс­ленно видеть или мысленно слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать.

Представление — более высокая ступень познания, чем вос­приятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли. Это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Главная особенность представ­ления — взаимопроникновение в нем наглядного и обобщенного. Это результат взаимодействия двух сигнальных систем: исход­ными в образовании представлений являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), но пред­ставления становятся обобщенным образом благодаря участию второй сигнальной системы (произнесенное или написанное сло­во) в их формировании.

Общие и единичные представления

Представления бывают единичными и общими, в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Представление, основанное на восприятии одного определенного предмета, будет единичным, так как оно отражает единичный предмет. Представление, обобщенно отра­жающее ряд сходных предметов, является общим. В формирова­нии общих представлений важнейшую роль играет речь, назы­вание одним словом ряда предметов.

В единичном представлении отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета. В общем пред­ставлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, т. е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы.

Сравните, например, образ Невы — реки, закованной в гра­нит, с образом реки вообще. Образ Невы — это единичное пред­ставление, образ реки — общее. Но даже единичное представле­ние, в сравнении с образом восприятия, является обобщенным, так как оно обобщает ряд восприятий изменяющегося предмета. Образ Невы, т. е. единичное представление, складывается на осно­ве отражения ее в разное время: в ледоход, подо льдом, в жаркий летний полдень, когда цвет воды отражает голубое небо, в серый осенний день, при сильном ветре, когда на Неве появляются волны, в наводнение, когда вода выходит из берегов.

Меняющееся отражение содержит и постоянные, характерные признаки предметов и явлений, которые становятся определяющими в представлении. Единичные представления обобщаются, в результате чего возникают общие представления.

В учебном процессе представления формируются на основе знакомства учащихся с отдельными явлениями, на основе обра­зования единичных представлений и последующего их обоб­щения.

Общее представление, в отличие от единичного, лишено ин­дивидуальных черт, которые характерны только для отдельного представления. В общем представлении собраны лишь те черты, которые относятся ко всем явлениям этого рода. Однако и общие представления носят наглядный характер — это отражение на­глядных особенностей предметов, явлений, процессов.

Виды представлений

Представления разделяют по видам восприятий, на которых они основаны. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), вкусовые (представление вкуса лимона), осязательно-двигательные (представление положения своего тела при прыж­ке) представления. Деление представлений по видам условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто пред­ставления возникают на основе деятельности двух или несколь­ких анализаторов и носят синтетический характер.

Представления формируются в процессе деятельности челове­ка, поэтому в зависимости от профессии развивается преиму­щественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балери­ны — двигательный, у химика — обонятельный, у дегустатора — вкусовой.

Мышечно-двигательные представления вызывают так назы­ваемые зачаточные движения. Они невидимы, но могут быть фик­сированы специальными приборами. Когда мы представляем себе, как именно надо совершить какое-то определенное движе­ние, в этот момент в двигательных центрах коры больших полу­шарий возникают нервные возбуждения, приводящие к слабым двигательным импульсам. Такие зачаточные движения получили название идеомоторных актов.

Можно провести опыт, при котором эти движения становятся заметными. Если человек возьмет двумя пальцами шнурок с привязанным к нему небольшим грузом и будет напряженно ду­мать о том, что груз раскачивается, то груз действительно начнет медленно раскачиваться. Связанный с представлением о каком-нибудь движении, процесс возбуждения приводит к едва замет­ному движению рабочего органа. Напряженно представляя себе движение, человек бессознательно начинает осуществлять его, хотя и в очень слабой форме.

В настоящее время доказано, что представление о движении вызывает в мышцах токи действия, или биотоки. Эти токи могут быть использованы при конструировании механической руки, соединенной проводами с браслетом-токосъемником, надетым на руку. Механическая рука выполняет те движения, которые человек только представляет себе. Он мысленно сжимает руку— механическая рука сжимается в кулак.

Идеомоторными актами объясняют и так называемое «чтение мыслей» (опыты Вольфа Мессинга и Михаила Куни): отгадчик «угадывает» идеомоторные сигналы, которые невольно подает ему проводник, напряженно думающий о том, какие движения и в каком направлении должен произвести, чтобы выполнить заду­манное. Отгадчик не «читает мысли», а ощущает идеомоторные сигналы мышц руки проводника. Биотоки возникают и в мышцах органов речи. Специальными приборами можно записать движе­ния, которые производят речевые органы при решении мыслитель­ной задачи. Это показывает, что мышление всегда происходит в речевой форме.

Источник

Подумайте, почему в познании недопустим разрыв его чувственных и рациональных моментов (ступеней, сторон)?

В самом процессе познания учёные-философы выделяют две формы: чувственное, эмпирическое (опыт­ное) познание и рациональное (логическое) познание.

Диалектика про­цесса познания

Чувственная и рациональная ступени познания.

Эмпирическое и теоретическоепознание называ­ют ступенями познания. А чувственное и рациональное — это способности человека, на базе которых формируется эмпи­рическое и теоретическое. Хотя я не считаю ошибкой упо­требление понятий «чувственное и рациональное позна­ние».

Вопрос аудитории:

Начальным этапом всякого познания является чувст­венное, эмпирическое познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств.

Различают три формы чувственного познания: ощуще­ние, восприятие, представление.

Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кис­лый или сладкий).

Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимают­ся нами все качества яблока).

Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления— образы, возникающие в памя­ти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосред­ственного воздействия на внешние чувства человека.

С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чув­ственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полу­денной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.

Говоря о значении чувственного познания, коротко можно сформулировать следующие положения:

— органы чувств связывают человека с внешним миром;

— без органов чувств человек не способен ни к позна­нию, ни к мышлению. Более того, потеря части органов чувств осложняет познание;

Вопрос аудитории:

Каковы границы чувственного познания? Что может человек познать на этом этапе познания?

Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратим вни­мание на свойство восприятия. Человек может воспринимать единичное, конкретное, но не общее и не сущность. Чувственными органами мы познаем внешние, поверхностные стороны предмета и явления. Чувственное познание не дает возможности заглянуть в глубь явления, познать внутренние законы существования явлений и предметов. Это означает, что для создания целостной картины мира, для процесса познания недостаточно одного чувственного созерцания мира. Чувственный уровень освоения дейст­вительности является необходимым, но недостаточным условием в процессе познания.

Второй этап познания — это (рациональное познание), оно неможет состояться, если он не базируется на материале, полученном от органов чувств; органы чувств дают необходимый минимум первич­ной информации, переработка и осмысление которой даёт научное знание, научную теорию.

Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключе­ния.

Элементарной единицей рационального мышления является по­нятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выра­жается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент — это понятие, обозначающее любого человека, обучающего­ся в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индиви­дуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение.

Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между пред­метами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все уча­щиеся в университете — студенты».

Третьей ступенью рационального познания является умозаключе­ние. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов ло­гики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.

Умозаключением будет, например, такое рассуждение: «Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я — студент».

Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — это система знаков, передающих информацию. Знак является средством познания, а иногда онможет быть и объектом познания.

Итак, можно подытожить сказанное: в процессе познания одинаково важны и рациональное и чувственное познание субъектом объекта исследования. Причём, внешние характеристики объекта познаются чувственным путём, а внутренние — при помощи понятий, мышлением.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия

Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения

М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО

Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»

Издание третье, дополненное и исправленное

Педагогическое общество России

Гамезо М.В., Домашенко И.А.

Учебное пособие соответствует программе курса «Психология человека». Большую часть атласа составляет иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями. Заключает атлас «Психологический практикум».

Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека».

© Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 © Педагогическое общество России, 2004

Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями. 5

Информационно-методические материалы по темам

II. Задачи и методы современной психологии. 24

III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека. 43

IV. Личность. Теория личности. 60

XI. Мышление и воображение. 172

Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.

Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.

Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.

Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также

при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.

Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума — само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладева-ния психологией.

Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.

В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность:

кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги;

Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов;

Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач;

Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.

И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и созданные ими предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.

По мере овладения родным (естественным), а затем и специальными языками наук (математики, физики, химии и т. д.) возможности человеческого познания возрастают, они выходят далеко за рамки личного опыта, Для человека открывается доступ к сокровищам знаний, накопленных человечеством на протяжении всей истории.

Естественные национальные языки, языки наук, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято рассматривать как с и с т е м ы знаков. Важность знаков заключается не только в том, Чт ° они замещают реальные предметы и явления мира, но и в том, что они Ыступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных Данных восприятия.

Под знаком в современной семиотике 1 понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.

Источник

Познание: его ступени и виды

Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть картинку Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Картинка про Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть картинку Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Картинка про Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть картинку Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Картинка про Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть картинку Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Картинка про Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия

Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть картинку Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Картинка про Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия

Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть картинку Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Картинка про Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия

ПОЗНАНИЕэто интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.

Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.

Познание достаточно сложное явление. В своей основе оно представля­ет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познава­тельную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, от­личающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:

— познание не может быть объяснено посредством его сведения к неко­торым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как являет­ся идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;

— познание как отражение действительности не носит зеркального харак­тера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосред­ственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспри­нимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.

Различают две основные ступени познания — чувственную и рациональ­ную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведе­ния познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной — общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.

К основным форма чувственного познания относятся ощущения, вос­приятия и представления, а рационального познания — понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.

ОЩУЩЕНИЕэто отражение отдельных свойств предмета, воз­никающее при его воздействии на органы чувств человека.

Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свой­ства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он об­ладает — тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каж­дый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах восприни­маемого предмета.

ВОСПРИЯТИЕэто форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вме­сте или отдельных групп ощущений.

Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не толь­ко то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс от­ражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «до­рисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспри­нимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., форми­руем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕэто форма отражения, формирующая на­глядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.

Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Смотреть картинку Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Картинка про Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия. Фото Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия

Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня ор­ганизации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.

Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального позна­ния присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умо­заключения.

ПОНЯТИЕ представляет собой результат выделения из совокупно­сти свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повто­ряющегося в целом ряде предметов данного класса.

Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством по­нятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, ди­станцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характе­ристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.

Например, понятие «стол», в котором отражается наиболее су­щественное свойство или признак данного класса предметов, абстрагирует­ся от целой совокупности вторичных его свойств и признаков, таких, как быть круглым или квадратным, деревянным или пластиковым, белым или желтым, высоким или низким и т.д. Теперь представьте себе, что нам бы приходилось передавать кому-либо сведения об интересующем нас предмете (столе) посредством перечисления хотя бы основного набора его признаков: это четыре (три, две) ножки, плоское плато сверху, и на нем можно обедать, писать, рисовать и т. д.

СУЖДЕНИЕформа рационального познания, посредством кото­рой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.

Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают по­нятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утвержда­ющих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение пред­ставляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.

Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает се­бя в умозаключении.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕэто процедура непосредственного выведе­ния из двух или нескольких суждений нового суждения.

Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводит­ся новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познаватель­ный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представлен­ная в них непосредственно.

Например:

«Иван есть человек» — первая посылка.

«Человек обладает сознанием» — вторая посылка.

«Иван обладает сознанием» —заключение.

На этом примере видно, что информация, полученная в результате умоза­ключения, не содержится в явном виде в исходных посылках. Она является выводом, который получен посредством логической операции в один шаг. Именно на уровне умозаключения мы впервые в чистом виде сталкиваемся с ситуацией, иллюстрирующей творческие ресурсы сознания, продуцирующего новое знание.

Названные две ступени познания : чувственная и рациональная представ­ляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодоста­точной, без искажения сущности и содержания процесса познания.

В тео­рии познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм призна­ет единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допу­щением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма,наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.

Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности челове­ческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное со­держание, способы и формы проявления.

Интуиция. Интуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — присталь­но смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения уста­новленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.

Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного по­знания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание пред­стает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозре­ния и постижения глубинной сути вещей.

К характерным чертам интуиции принято относить:

— неожиданность решения познавательной задачи;

— неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяс­нения алгоритма движения к истине;

— непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;

— безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процес­са, ведущего к данному знанию;

— однократность, невозможность повторного проникновения в «лабора­торию» производства полученного знания;

— субъективность, означающую исключительную индивидуальность со­прягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.

Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каж­дой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вно­сит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.

В научном познании интуитивное и рациональное мышление вза­имно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобрете­ния им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущен­ная последовательность этапов познания и система аргументации.

Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания яв­ляется обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков иссле­довательской работы.

ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий сво­ей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обес­печения жизни.

Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыден­ный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и мно­гозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контек­сте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-эти­ческими значениями.

Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического исполь­зования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины ми­ра. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, вос­полняющего в доступных формах целостность мироощущения.

Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизирова­ны и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.

Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс по­знания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.

САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от дру­гих явлений действительности.

Начало самопознания связано с первичными этапами социализации чело­века и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сло­жившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На осно­ве самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оце­нок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».

Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекват­ных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.

Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмо­ционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особен­ностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных худо­жественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстети­ческих взглядов созерцателя.

Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные при­вязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.

Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чи­стым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетиче­ское познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *