Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия
Представления
Настроить шрифт
Представления — это возникающие в мозгу образы предметов и явлений, не воздействующих в данный момент на органы чувств. Физиологической основой представлений являются следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые были раньше. Под воздействием раздражителя старые нервные связи в коре головного мозга оживляются, возникает образ.
Представления — это результат переработки и обобщения прошлых восприятий. Без восприятий представления не могли бы сложиться: у слепорожденных нет представлений о цветах и красках, у глухих от рождения нет звуковых представлений.
Отличие представлений от восприятий состоит в том, что представления дают более обобщенное отражение предметов. Они отражают характерные, наглядные признаки предметов и явлений. Например, в представлении реки отражается текущая между двумя берегами полоса воды. Мы воспринимаем много рек, разной ширины, с разными берегами, с разной скоростью течения. В представлении же отражаются наглядные признаки, характерные для всякой реки. 6 представлениях обобщаются отдельные восприятия, подчеркиваются постоянные признаки вещей и явлений и опускаются случайные, имеющиеся в отдельных восприятиях.
В представлениях, как и в восприятиях, действительность отражается в виде наглядных образов. Представлять — значит мысленно видеть или мысленно слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать.
Представление — более высокая ступень познания, чем восприятие, оно является ступенью перехода от ощущения к мысли. Это наглядный и вместе с тем обобщенный образ, отражающий характерные признаки предмета. Главная особенность представления — взаимопроникновение в нем наглядного и обобщенного. Это результат взаимодействия двух сигнальных систем: исходными в образовании представлений являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), но представления становятся обобщенным образом благодаря участию второй сигнальной системы (произнесенное или написанное слово) в их формировании.
Общие и единичные представления
Представления бывают единичными и общими, в отличие от восприятий, которые всегда бывают единичными. Представление, основанное на восприятии одного определенного предмета, будет единичным, так как оно отражает единичный предмет. Представление, обобщенно отражающее ряд сходных предметов, является общим. В формировании общих представлений важнейшую роль играет речь, называние одним словом ряда предметов.
В единичном представлении отражаются особенные черты, характерные для данного отдельного предмета. В общем представлении отражаются черты, общие для многих сходных предметов, т. е. черты, имеющиеся в каждом предмете этой группы.
Сравните, например, образ Невы — реки, закованной в гранит, с образом реки вообще. Образ Невы — это единичное представление, образ реки — общее. Но даже единичное представление, в сравнении с образом восприятия, является обобщенным, так как оно обобщает ряд восприятий изменяющегося предмета. Образ Невы, т. е. единичное представление, складывается на основе отражения ее в разное время: в ледоход, подо льдом, в жаркий летний полдень, когда цвет воды отражает голубое небо, в серый осенний день, при сильном ветре, когда на Неве появляются волны, в наводнение, когда вода выходит из берегов.
Меняющееся отражение содержит и постоянные, характерные признаки предметов и явлений, которые становятся определяющими в представлении. Единичные представления обобщаются, в результате чего возникают общие представления.
В учебном процессе представления формируются на основе знакомства учащихся с отдельными явлениями, на основе образования единичных представлений и последующего их обобщения.
Общее представление, в отличие от единичного, лишено индивидуальных черт, которые характерны только для отдельного представления. В общем представлении собраны лишь те черты, которые относятся ко всем явлениям этого рода. Однако и общие представления носят наглядный характер — это отражение наглядных особенностей предметов, явлений, процессов.
Виды представлений
Представления разделяют по видам восприятий, на которых они основаны. Различают зрительные (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), вкусовые (представление вкуса лимона), осязательно-двигательные (представление положения своего тела при прыжке) представления. Деление представлений по видам условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие признаки. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов и носят синтетический характер.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один вид представлений: у художника — зрительный, у композитора — слуховой, у спортсмена и балерины — двигательный, у химика — обонятельный, у дегустатора — вкусовой.
Мышечно-двигательные представления вызывают так называемые зачаточные движения. Они невидимы, но могут быть фиксированы специальными приборами. Когда мы представляем себе, как именно надо совершить какое-то определенное движение, в этот момент в двигательных центрах коры больших полушарий возникают нервные возбуждения, приводящие к слабым двигательным импульсам. Такие зачаточные движения получили название идеомоторных актов.
Можно провести опыт, при котором эти движения становятся заметными. Если человек возьмет двумя пальцами шнурок с привязанным к нему небольшим грузом и будет напряженно думать о том, что груз раскачивается, то груз действительно начнет медленно раскачиваться. Связанный с представлением о каком-нибудь движении, процесс возбуждения приводит к едва заметному движению рабочего органа. Напряженно представляя себе движение, человек бессознательно начинает осуществлять его, хотя и в очень слабой форме.
В настоящее время доказано, что представление о движении вызывает в мышцах токи действия, или биотоки. Эти токи могут быть использованы при конструировании механической руки, соединенной проводами с браслетом-токосъемником, надетым на руку. Механическая рука выполняет те движения, которые человек только представляет себе. Он мысленно сжимает руку— механическая рука сжимается в кулак.
Идеомоторными актами объясняют и так называемое «чтение мыслей» (опыты Вольфа Мессинга и Михаила Куни): отгадчик «угадывает» идеомоторные сигналы, которые невольно подает ему проводник, напряженно думающий о том, какие движения и в каком направлении должен произвести, чтобы выполнить задуманное. Отгадчик не «читает мысли», а ощущает идеомоторные сигналы мышц руки проводника. Биотоки возникают и в мышцах органов речи. Специальными приборами можно записать движения, которые производят речевые органы при решении мыслительной задачи. Это показывает, что мышление всегда происходит в речевой форме.
Подумайте, почему в познании недопустим разрыв его чувственных и рациональных моментов (ступеней, сторон)?
В самом процессе познания учёные-философы выделяют две формы: чувственное, эмпирическое (опытное) познание и рациональное (логическое) познание.
Диалектика процесса познания
Чувственная и рациональная ступени познания.
Эмпирическое и теоретическоепознание называют ступенями познания. А чувственное и рациональное — это способности человека, на базе которых формируется эмпирическое и теоретическое. Хотя я не считаю ошибкой употребление понятий «чувственное и рациональное познание».
Вопрос аудитории:
Начальным этапом всякого познания является чувственное, эмпирическое познание. Чувственное познание осуществляется с помощью органов внешних чувств.
Различают три формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущения возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека. Ощущения передают только отдельные свойства предмета: цвет, вкус, запах, форму, звучание. Например, мы воспринимаем цвет яблока (красный или зеленый) и его вкус (кислый или сладкий).
Целостный образ предмета создают восприятия, представляющие собой совокупность ощущений (так воспринимаются нами все качества яблока).
Более высокой ступенью чувственного познания выступают представления— образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий (в нашем примере воспоминание об отсутствующем яблоке). Представления возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека.
С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов. Для постижения сущности вещей и явлений, выяснения общих закономерностей их существования чувственного опыта недостаточно. Задачу обобщения информации, полуденной чувственным путем, выполняет рациональное (рассудочное) познание.
Говоря о значении чувственного познания, коротко можно сформулировать следующие положения:
— органы чувств связывают человека с внешним миром;
— без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Более того, потеря части органов чувств осложняет познание;
Вопрос аудитории:
Каковы границы чувственного познания? Что может человек познать на этом этапе познания?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, обратим внимание на свойство восприятия. Человек может воспринимать единичное, конкретное, но не общее и не сущность. Чувственными органами мы познаем внешние, поверхностные стороны предмета и явления. Чувственное познание не дает возможности заглянуть в глубь явления, познать внутренние законы существования явлений и предметов. Это означает, что для создания целостной картины мира, для процесса познания недостаточно одного чувственного созерцания мира. Чувственный уровень освоения действительности является необходимым, но недостаточным условием в процессе познания.
Второй этап познания — это (рациональное познание), оно неможет состояться, если он не базируется на материале, полученном от органов чувств; органы чувств дают необходимый минимум первичной информации, переработка и осмысление которой даёт научное знание, научную теорию.
Рациональное познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления. Основными ступенями рационального познания являются понятия, суждения, умозаключения.
Элементарной единицей рационального мышления является понятие. Из понятий строятся все логические рассуждения. Понятия отражают общие, существенные признаки предметов. Понятие выражается с помощью слова или словосочетания (так, например, слово студент — это понятие, обозначающее любого человека, обучающегося в среднем или высшем учебном заведении, независимо от индивидуальных различий: возраста, пола, специальности и т. п.). Следующая ступень рационального познания — суждение.
Суждением называют совокупность понятий, отражающую связи и отношения между предметами и их свойствами. Суждение утверждает или отрицает что-либо. Выражаются суждения в форме предложений. Например: «Все учащиеся в университете — студенты».
Третьей ступенью рационального познания является умозаключение. Умозаключение представляет собой процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики. Умозаключения не зависят непосредственно от чувственного опыта, они являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления.
Умозаключением будет, например, такое рассуждение: «Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я — студент».
Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык — это система знаков, передающих информацию. Знак является средством познания, а иногда онможет быть и объектом познания.
Итак, можно подытожить сказанное: в процессе познания одинаково важны и рациональное и чувственное познание субъектом объекта исследования. Причём, внешние характеристики объекта познаются чувственным путём, а внутренние — при помощи понятий, мышлением.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Объясните почему представления считают более высокой ступенью познания чем восприятия
Выдающиеся деятели российской психологии, стоявшие у истоков ее зарождения
М.В. ГАМЕЗО, И.А. ДОМАШЕНКО
Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека»
Издание третье, дополненное и исправленное
Педагогическое общество России
Гамезо М.В., Домашенко И.А.
Учебное пособие соответствует программе курса «Психология человека». Большую часть атласа составляет иллюстративные и схематизированные материалы, позволяющие создать у студентов наглядные представления о содержании курса. Каждая глава снабжена кратким словарем понятий, справочными материалами, а также вопросами и заданиями. Заключает атлас «Психологический практикум».
Учебное пособие предназначено для студентов педагогических учебных заведений, а также для всех, кто изучает курс «Психология человека».
© Гамезо М.В., Домашенко И.А., 2001 © Педагогическое общество России, 2004
Введение. Знаковое моделирование и преобразование учебной информации как условие и средство овладения знаниями. 5
Информационно-методические материалы по темам
II. Задачи и методы современной психологии. 24
III. Развитие психики в животном мире и становление сознания человека. 43
IV. Личность. Теория личности. 60
XI. Мышление и воображение. 172
Данная книга является учебным пособием к курсу «Психологии человека» для студентов, изучающих психологию, поэтому, естественно, ее содержание соотнесено с программой по психологии человека.
Узловые вопросы и основные понятия, а также вопросы и задания по каждой теме определяют круг знаний и практических умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения курса психологии. Фактическое содержание информации, включенной в атлас, порой выходит за рамки программы и призвано удовлетворить запросы студентов с учетом их специализации, а иногда и просто любознательности в познании себя и других людей.
Выбор формы атласа для решения сформулированных задач объясняется двумя причинами. Во-первых, тем, что приемы знакового моделирования, в том числе и графического, широко использованного в книге, являются весьма эффективным средством освоения учебной информации. Во-вторых, с помощью фотографий и других иллюстративных материалов мы стремились по возможности полнее связать теоретические положения психологической науки с прикладными задачами, с практикой общения и деятельности в педагогической сфере. Нельзя не учитывать и тот факт, что психологический материал может и должен быть живым, привлекательным не только по содержанию, но и по форме.
Практическое использование атласа возможно в ходе аудиторных занятий как непосредственно, так и путем создания по материалам атласа диапозитивов и диафильмов, а также
при самостоятельной работе студентов. Поскольку печатные иллюстративные материалы к курсу общей психологии отсутствуют, атлас может быть полезным пособием и для преподавателей психологии.
Поиски ответов на вопросы и выполнение заданий, которые даны в пособии по каждой теме, а также решение задач психологического практикума — само по себе увлекательное занятие, но в то же время это существенный элемент глубокого овладева-ния психологией.
Хотелось бы обратить внимание еще на одну деталь пособия. Художественные заставки к каждой главе, как и многие другие иллюстративные материалы, по идее должны нести особый смысл. Отнеситесь к ним заинтересованно и в меру критично. Если вы найдете свой способ выражения соответствующей информации — зарисуйте его. Это лучший прием постижения истины.
В заключение считаем своим приятным долгом выразить искреннюю благодарность:
кандидату психологических наук Анатолию Васильевичу Бычкову за помощь в разработке графических моделей ряда разделов книги;
Александру Сергеевичу Орлову за техническую помощь в подготовке и печати иллюстративных материалов;
Мирону Владимировичу Сагалову за выполнение натурных фотографий и решение режиссерских задач;
Ирине Серафимовне Климовой и Инне Валентиновне Зыриной за творческий труд по созданию образцов различных эмоциональных состояний, представленных в книге.
И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ
КАК УСЛОВИЕ И СРЕДСТВО ОВЛАДЕНИЯ ЗНАНИЯМИ
Человек с первых дней своей жизни включается в социальный, общественно-исторический мир. Его окружают, прежде всего, люди и созданные ими предметы. Это уже с самого начала выводит человеческого индивидуума за рамки чисто биологического существа, делает его существом социальным, формирует его как человеческую личность. Особенно интенсивно процесс социализации ребенка начинается с того момента, когда он приобщается к человеческой речи, овладевает человеческим языком, несущим в себе общественно-исторический опыт.
По мере овладения родным (естественным), а затем и специальными языками наук (математики, физики, химии и т. д.) возможности человеческого познания возрастают, они выходят далеко за рамки личного опыта, Для человека открывается доступ к сокровищам знаний, накопленных человечеством на протяжении всей истории.
Естественные национальные языки, языки наук, как и другие способы передачи информации, в современной науке принято рассматривать как с и с т е м ы знаков. Важность знаков заключается не только в том, Чт ° они замещают реальные предметы и явления мира, но и в том, что они Ыступают как орудия познания, как средство добывания знаний, выходящих за пределы непосредственных Данных восприятия.
Под знаком в современной семиотике 1 понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.
Познание: его ступени и виды
ПОЗНАНИЕ — это интеллектуальная деятельность, направленная на воспроизведение действительности идеальным образом.
Посредством познания и на его основе человек осваивает и преобразует окружающий природный мир, самого себя, формирует свой социальный и духовный мир, свою культуру. Анализом сущности познания и построением общей теории познания занимается такая сфера философского знания, как гносеология (от греч. gnosis — знание, познание), которую иногда называют также эпистемологией.
Познание достаточно сложное явление. В своей основе оно представляет собой активное восприятие человеком внешнего мира, осуществляемое посредством особого вида деятельности, которую определяют как познавательную деятельность. Определение познания как высшей формы отражения действительности предполагает, что ему присущи некоторые особенности, отличающие его от более простых форм отражения, доступных всем уровням организации материального мира:
— познание не может быть объяснено посредством его сведения к некоторым нейрофизиологическим или химическим процессам, так как является идеальной функцией мозга. Эта функция мозга проявляется и начинает функционировать лишь в обществе, т. е. присуща «общественному» человеку;
— познание как отражение действительности не носит зеркального характера, а представляет собой творческое восприятие отражаемого, т. е. выход познающего субъекта за рамки непосредственного восприятия. На непосредственное восприятие влияет накопленный в прошлом познавательный опыт человека, а также наличие у него интересов. Человек избирательно воспринимает и воспроизводит те или иные свойства познаваемого явления.
Различают две основные ступени познания — чувственную и рациональную (логическую). Каждой из них свойственны свои формы воспроизведения познаваемого объекта: наглядные образы и абстрактные констатации, из которых складывается целостное знание. На уровне чувственной ступени познания мы фиксируем конкретные, индивидуальные признаки и свойства предмета, а на уровне рациональной — общие, повторяющиеся и устойчивые признаки предмета, указывающие на включенность его в те или иные классы предметов. Эти две ступени познания внутри себя разграничиваются на ряд форм, из последовательного восхождения которых от простого к сложному формируется познавательный процесс.
К основным форма чувственного познания относятся ощущения, восприятия и представления, а рационального познания — понятия, суждения и умозаключения. За каждой из названных форм стоит тот или иной орган и соответствующие биофизиологические ресурсы человека.
ОЩУЩЕНИЕ — это отражение отдельных свойств предмета, возникающее при его воздействии на органы чувств человека.
Инструментом, посредством которого человек отражает отдельные свойства предмета, служат пять основных рецепторов чувств, которыми он обладает — тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. Каждый из этих рецепторов обеспечивает соответствующие ощущения, которые доставляют в мозг человека информацию о первичных свойствах воспринимаемого предмета.
ВОСПРИЯТИЕ — это форма отражения, формирующая целостное воспроизведение предмета на основе полученных ощущений, всех вместе или отдельных групп ощущений.
Как более сложную форму отражения восприятие характеризует не только то, что оно дает более сложную «картину», слепок объекта, но и то, что целостный образ предмета возникает как следствие вовлечения в процесс отражения прошлого опыта, закрепленного в памяти. Именно этот опыт «дорисовывает» комплекс ощущений, «реконструируя» целостный образ воспринимаемого предмета. Например, увидев кусочек сахара или комок ваты, мы почти безошибочно определяем его тяжесть, сладость, и т.д., т.е., формируем представление о нем даже при отсутствии тактильных или вкусовых ощущений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ — это форма отражения, формирующая наглядные образы предметов, не воздействующих в данный момент непосредственно на органы чувств человека.
Это отражение основано на ресурсах памяти, достигшей такого уровня организации, что позволяет автономно, без непосредственной связи с предметом воспроизводить наглядные образы как предмета в целом, так и отдельных его свойств.
Последовательное развитие сознания на определенном этапе приводит к появлению рациональных форм мыслительной деятельности, основанных на абстрактной модели отражения действительности. Для рационального познания присущи такие формы отражения, как понятия, суждения и умозаключения.
ПОНЯТИЕ представляет собой результат выделения из совокупности свойств предмета наиболее существенного, устойчивого, повторяющегося в целом ряде предметов данного класса.
Понятие являет собой первичную клеточку мыслительного процесса, на которой основывается собственно познавательный процесс. Посредством понятий процесс познания получает возможность выстроить свой логотип, дистанцироваться от всего бесконечного многообразия качественных характеристик предмета и сосредоточить внимание на его существенных сторонах и признаках.
Например, понятие «стол», в котором отражается наиболее существенное свойство или признак данного класса предметов, абстрагируется от целой совокупности вторичных его свойств и признаков, таких, как быть круглым или квадратным, деревянным или пластиковым, белым или желтым, высоким или низким и т.д. Теперь представьте себе, что нам бы приходилось передавать кому-либо сведения об интересующем нас предмете (столе) посредством перечисления хотя бы основного набора его признаков: это четыре (три, две) ножки, плоское плато сверху, и на нем можно обедать, писать, рисовать и т. д.
СУЖДЕНИЕ — форма рационального познания, посредством которой нечто утверждается или отрицается относительно чего-либо.
Атомарными (далее не делимыми) элементами суждения выступают понятия. Любое суждение образуется из двух или более понятий, утверждающих или отрицающих что-либо относительно чего-либо: «Утро холодное», «Иван есть человек» и т. д. Как видно из этих примеров, суждение представляется результатом обобщения данных наблюдения. При этом следует помнить, что суждение предполагает не простое, произвольное соединение ряда понятий, а сопряжение этих понятий по определенным правилам.
Еще более явным «процессуальный» контекст познания обнаруживает себя в умозаключении.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ — это процедура непосредственного выведения из двух или нескольких суждений нового суждения.
Суждения, лежащие в основании умозаключения и из которых выводится новое суждение, называются посылками, а суждение, которое выводится из посылок — заключением. Умозаключение представляет собой познавательный прием, с помощью которого осуществляется логическое преобразование информации, содержащейся в неявном виде в посылках, но не представленная в них непосредственно.
Например:
«Иван есть человек» — первая посылка.
«Человек обладает сознанием» — вторая посылка.
«Иван обладает сознанием» —заключение.
На этом примере видно, что информация, полученная в результате умозаключения, не содержится в явном виде в исходных посылках. Она является выводом, который получен посредством логической операции в один шаг. Именно на уровне умозаключения мы впервые в чистом виде сталкиваемся с ситуацией, иллюстрирующей творческие ресурсы сознания, продуцирующего новое знание.
Названные две ступени познания : чувственная и рациональная представляют собой единый и взаимоувязанный механизм отражения внешнего мира в форме познания. Они не могут быть оторваны друг от друга. Ни одна из ступеней не может быть признана самодовлеющей, а тем более самодостаточной, без искажения сущности и содержания процесса познания.
В теории познания известны философские подходы, игнорирующие взаимосвязь чувственного и рационального познания. Так, например, эмпиризм признает единственным достоверным источником наших знаний лишь чувственный опыт, лишь то, что доступно для непосредственного ощущения и восприятия. Все прочие продукты знания, по их мнению, являются в лучшем случае допущением. Оппоненты эмпиризма из лагеря рационализма,наоборот, данные чувственного опыта находят «обманом зрения». Поэтому истинные знания могут быть получены лишь посредством интуиции и логического анализа данных надындивидуального опыта.
Кроме названных ступеней познания, принято также выделять и виды познания. Их перечень обусловлен формами творческой активности человеческого сознания, в зависимости от которых складывается их реальное содержание, способы и формы проявления.
Интуиция. Интуиция (от лат. intuitio — созерцание, intueor — пристально смотреть) — одна из специфических форм познания, возникающая как некоторое сопряжение чувственного и рационального познания. Результатом интуитивного познания является знание, механизм получения которого не осознается. Это способность сознания непосредственно, без соблюдения установленной процедуры познания получать знания о познаваемом объекте.
Если цепь логических умозаключений или научный эксперимент могут быть воспроизведены человеком и аргументированы, то акт интуитивного познания не может быть воспроизведен и обоснован. Интуитивное знание предстает непосредственно данным в виде готовой истины, как результат прозрения и постижения глубинной сути вещей.
К характерным чертам интуиции принято относить:
— неожиданность решения познавательной задачи;
— неосознанность хода мыслительного процесса и невозможность объяснения алгоритма движения к истине;
— непосредственную данность полученного результата и очевидность его истинности;
— безотчетность и недоступность реконструкции мыслительного процесса, ведущего к данному знанию;
— однократность, невозможность повторного проникновения в «лабораторию» производства полученного знания;
— субъективность, означающую исключительную индивидуальность сопрягаемых элементов: чувственного опыта и рационального мышления.
Интуиция может присутствовать во всех формах и актах человеческого познания. Можно выделить такие виды интуиции, как научная, религиозная, художественная, техническая, философская, обыденно-практическая. В каждой из форм проявления она имеет важное познавательное значение и вносит существенный вклад в обогащение человеческого познания и социальной практики.
В научном познании интуитивное и рациональное мышление взаимно дополняют друг друга. Интуитивно полученное знание для приобретения им статуса научного положения или гипотезы должно быть рационально интерпретировано и обосновано, т. е., должна быть восстановлена пропущенная последовательность этапов познания и система аргументации.
Одной из наиболее распространенных и повседневных видов познания является обыденное познание. Оно естественно и присуще всем индивидам, одаренным сознанием. Обыденное познание осуществляется человеком в процессе его постепенного вхождения в культуру общества и не требует от него, в отличие от научного познания, специального образования и навыков исследовательской работы.
ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ представляет собой способ духовно-творческого воспроизведения человеком непосредственных условий своей жизнедеятельности, сообразуясь с практическими запросами обеспечения жизни.
Способом его выражения является язык обиходного общения, или обыденный язык. Обыденный язык оперирует преимущественно нечеткими и многозначными понятиями. Их точный смысл обнаруживается лишь в контексте повседневного языкового общения. В таком языке отражаются не столько смысловые значения познаваемых явлений, сколько знаковые, символические представления, обогащаемые, к тому же, эмоциональными и культурно-этическими значениями.
Обыденное познание, как правило, прагматично, поскольку направлено на постижение явлений реального мира с целью их практического использования. Оно вбирается субъектом опытно, индуктивно, не требует логико-гносеологических обоснований и составляет основу обыденной картины мира. Такое познание носит фрагментарный, отрывочный характер, предстает мозаичным, неожиданным и нередко требует религиозного дополнения, восполняющего в доступных формах целостность мироощущения.
Результаты обыденного познания, по преимуществу, не систематизированы и представляют собой конгломерат, свод сведений, предписаний, рецептов деятельности и поведения, накопленных и обобщенных обыденным опытом тех или иных социальных сообществ.
Существенный контекст познания связан с самопознанием. Процесс познания внешнего мира самым тесным образом сопряжен с самопознанием, объектом которого является собственное «Я» человека.
САМОПОЗНАНИЕ представляет собой познание человеком своей индивидуальности, «Я» как автономной сущности, отличной от других явлений действительности.
Начало самопознания связано с первичными этапами социализации человека и осуществляется «зеркально», через восприятие реакций других людей на себя. Постепенно, на основе сформировавшихся представлений о мире и людях, становится возможной саморефлексия, соотнесение своего «Я» со сложившимися нормами и правилами окружающего социального мира. На основе самопознания формируется самооценка человека, отклоняющиеся формы которой могут выражаться либо в эгоцентризме, когда самооценка завышена и собственное «Я» воспринимается не критически и без учета внешних оценок со стороны социальной среды, либо в виде «комплекса неполноценности».
Последнее является результатом заниженной оценки своих возможностей и способностей, часто вследствие завышенных требований среды, неадекватных санкций за неуспех, или завышенной оценки внешних ожиданий и страха не соответствовать им.
Эстетическое познание представляет собой форму чувственно-эмоционального постижения мира и осуществляется с помощью художественных образов, созданных творческим воображением человека. Одной из особенностей эстетического познания является его глубоко личностный характер. Как в произведении искусства всегда присутствует его автор, неповторимый в своей уникальности, так и акт последующего восприятия созданных художественных образов характеризуется неповторимой уникальностью эстетических взглядов созерцателя.
Другой особенностью эстетического познания является то, что оно не копирует предметы познания, не воспроизводит их свойства и признаки в угоду утилитарным запросам, а конструирует новую реальность на основе художественных обобщений действительности. Созданный художественный образ имеет значительно более свободные пространственно-временные привязки, чем это присуще таким формам познания, как научное или обыденное познание.
Он может соотноситься как с прошлым и будущим, так и с чистым вымыслом, что мы можем наблюдать в сказках, былинах, в сюжетах картин и т. д. Еще более свободным и отдаленным от реальности эстетическое познание предстает в музыкальных произведениях. Поэтому благодаря эстетическому познанию, человек творит свой мир, сообразуясь не только со своими утилитарными потребностями и законами природы, но и по законам красоты, удовлетворяя свои духовные запросы.