Объясните на примере газпрома в чем экономическая целесообразность естественных монополий и почему
2.1 Газпром как естественная монополия
Естественная монополия представляет собой крупную корпорацию, которая занимает ведущее положение в определённой сфере национального хозяйства. [6 стр. 173]
К основным признакам естественных монополий относятся:
-резко выраженная экономия на масштабах производства и сбыта в длительном периоде: снижение затрат на производство и сбыт с увеличением объема производства, а также экономия от разнообразия или экономия от охвата производства;
-свойство субаддитивности издержек. Функция издержек обладает свойствами естественной монополии, если фирма с этой функцией имеет более низкие издержки, чем, если бы общий выпуск был распределен между двумя или более фирмами (это и именуют субаддитивностью издержек);
-экономическая эффективность естественной монополии. При этом под эффективностью структуры рынка понимается эффективное число фирм на рынке (в случае монополии оно равно единице); [ 10 стр.284]
-высокие барьеры входа на рынок. Постоянные издержки столь высоки, что создание подобной параллельной системы вряд ли окупится;
-низкая эластичность спроса. Спрос на продукцию или услуги, производимые субъектами естественной монополии, в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие виды продукции, поскольку продукция, производимая субъектами естественных монополий, не может быть заменена в потреблении другими товарами;
-сетевой характер организации рынка. Наличие целостной системы протяженных в пространстве сетей, в том числе организованной сети, требует диспетчирования из единого центра в реальном масштабе времени. [13 стр. 387]
РАО «Газпром» создано в феврале 1993 г. Путем преобразования Государственного газового концерна, в 1999 г. Оно преобразовалось в ОАО «Газпром» в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет.
Жесткая вертикальная организационная структура «Газпрома» позволяет ему разрабатывать и реализовывать перспективную программу развития. Наряду с активной внешней экспансией она предусматривает крупные инвестиции в отечественную обрабатывающую промышленность, по некоторым оценкам, составляющие сотни миллионов долларов. Стратегия конкуренций на внешних рынках требует независимости от поставок оборудования по импорту.[23 стр. 66]
Нецелесообразность реструктуризации «Газпрома», в частности, выделения из его состава «Газэкспорта», подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал «поставщиком до границы». Как только «Газпром» стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.[22стр. 57]
Естественные монополии на примере ОАО «Газпром». Пути решения проблем и перспективы развития
Понятие и сущность монополии. Изучение состояния и проблем функционирования естественных монополий в России на примере газовой промышленности. Место «Газпрома» в мировой добыче газа. Долгосрочные перспективы дальнейшего развития газовой отрасли.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.11.2014 |
Размер файла | 1,3 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Долгосрочные перспективы развития отрасли связаны с освоением месторождений, которые располагаются на российском шельфе: к 2025 году годовая добыча газа на шельфе может достичь порядка 216 миллиардов мі. В частности, речь идет о разработке и освоении таких месторождений, как Обская и Тазовская губа, Сахалин-2, Сахалин-3, Приразломное месторождение. При условии развития судоходства по Северному морскому пути поставка природного газа, добытого на месторождениях шельфа, будет возможна на Европейский, Азиато-Тихоокеанский и Североамериканский рынки. естественная монополия газовая
Умеренные прогнозы предсказывают увеличение потребления природного газа к 2035 году по сравнению с 2000 годом на 78%. В структуре продаж российского природного газа внутренний рынок составляет 60%. В российском энергетическом балансе природный газ занимает 52%. К 2030 году годовое потребление газа в Российской Федерации превысит 550 млрд куб. м, а потребление газа в электроэнергетике к 2030 году увеличится примерно на 40% и достигнет 214 млрд. куб. м.
К числу важнейших событий 2010 года в газовой промышленности Минэнерго РФ относит:
— строительство первой нитки газопровода «Северный поток» пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м газа в год, запуск которой намечен на 2011 год;
— строительство газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» вступило в завершающую фазу. В настоящее время сварено 1176 км из 1350 км линейной части газопровода, входящей в состав первого пускового комплекса;
— взаимодействие с зарубежными партнерами по продвижению проектов строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток»;
— продолжение сотрудничества ОАО «Газпром» с французской «Тоталь» и норвежской «Статойл» в целях успешной реализации проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения;
Перспективы развития газовой отрасли нашли отражение в рассмотренном, и в целом одобренном на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, проведенном в г. Новый Уренгой 11 октября 2010 года, проекте Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года.
Специалистами Министерства энергетики РФ были подготовлены следующие статистические данные на 02.10.2011 г.:
Добыча нефти с газовым конденсатом (всего)
Поставка нефтяного сырья на переработку в России
Экспорт российской нефти (всего)
Первичная переработка нефтяного сырья на НПЗ России
ПРОИЗВОДСТВО ОСН-НЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ, (тыс. т)
Внутреннее потребление газа
Поставка российского газа за пределы России
В современной России, впрочем как и в других странах, естественные монополии оказывают огромное влияние на качество жизни населения. А необходимость их регулирования неоднократно подтверждена в прошлом и также неоднократно будет подтверждаться в будущем.
Монополия представляет собой такую отрасль, где вся информация сосредоточена «в руках» единственной фирмы производителя, продукция которой уникальна, а барьеры, стоящие на пути возникновения являются непреодолимыми.
Сущность естественных монополий заключается в том, что их дробление никому не выгодно, монополия является «естественной» в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки за счет роста производства. Способы регулирования должны охватывать всю отрасль, начиная с производства и заканчивая установлением «потолка» цен, конечно, предварительно необходимо учесть и то, что цена должна покрывать все издержки производства.
В процессе работы была рассмотрена сущность понятия «естественная монополия», установление цен в условиях естественной монополии. Также было проанализировано текущее состояние крупнейшего естественного монополиста ОАО «Газпром».
На основании данных, приведенных в таблицах, было рассмотрено место России в газовой промышленности мира, место Газпрома в мировой добыче газа. Вследствие чего удалось рассмотреть и проанализировать проблемы и перспективы дальнейшего развития отрасли естественной монополии. В результате был выявлен высокий уровень развития газовой отрасли в настоящее время, и, чтобы он оставался таким в дальнейшем, нужно уделять должное влияние газовой отрасли со стороны правительства.
Естественные монополии на примере ОАО «Газпром». Пути решения проблем и перспективы развития
Понятие и сущность монополии. Изучение состояния и проблем функционирования естественных монополий в России на примере газовой промышленности. Место «Газпрома» в мировой добыче газа. Долгосрочные перспективы дальнейшего развития газовой отрасли.
Долгосрочные перспективы развития отрасли связаны с освоением месторождений, которые располагаются на российском шельфе: к 2025 году годовая добыча газа на шельфе может достичь порядка 216 миллиардов мі. В частности, речь идет о разработке и освоении таких месторождений, как Обская и Тазовская губа, Сахалин-2, Сахалин-3, Приразломное месторождение. При условии развития судоходства по Северному морскому пути поставка природного газа, добытого на месторождениях шельфа, будет возможна на Европейский, Азиато-Тихоокеанский и Североамериканский рынки. естественная монополия газовая
Умеренные прогнозы предсказывают увеличение потребления природного газа к 2035 году по сравнению с 2000 годом на 78%. В структуре продаж российского природного газа внутренний рынок составляет 60%. В российском энергетическом балансе природный газ занимает 52%. К 2030 году годовое потребление газа в Российской Федерации превысит 550 млрд куб. м, а потребление газа в электроэнергетике к 2030 году увеличится примерно на 40% и достигнет 214 млрд. куб. м.
К числу важнейших событий 2010 года в газовой промышленности Минэнерго РФ относит:
— строительство первой нитки газопровода «Северный поток» пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м газа в год, запуск которой намечен на 2011 год;
— строительство газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» вступило в завершающую фазу. В настоящее время сварено 1176 км из 1350 км линейной части газопровода, входящей в состав первого пускового комплекса;
— взаимодействие с зарубежными партнерами по продвижению проектов строительства газопроводов «Северный поток» и «Южный поток»;
— продолжение сотрудничества ОАО «Газпром» с французской «Тоталь» и норвежской «Статойл» в целях успешной реализации проекта освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения;
Перспективы развития газовой отрасли нашли отражение в рассмотренном, и в целом одобренном на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, проведенном в г. Новый Уренгой 11 октября 2010 года, проекте Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года.
Специалистами Министерства энергетики РФ были подготовлены следующие статистические данные на 02.10.2011 г.:
Добыча нефти с газовым конденсатом (всего)
Поставка нефтяного сырья на переработку в России
Экспорт российской нефти (всего)
Первичная переработка нефтяного сырья на НПЗ России
ПРОИЗВОДСТВО ОСН-НЫХ НЕФТЕПРОДУКТОВ, (тыс. т)
Внутреннее потребление газа
Поставка российского газа за пределы России
В современной России, впрочем как и в других странах, естественные монополии оказывают огромное влияние на качество жизни населения. А необходимость их регулирования неоднократно подтверждена в прошлом и также неоднократно будет подтверждаться в будущем.
Монополия представляет собой такую отрасль, где вся информация сосредоточена «в руках» единственной фирмы производителя, продукция которой уникальна, а барьеры, стоящие на пути возникновения являются непреодолимыми.
Сущность естественных монополий заключается в том, что их дробление никому не выгодно, монополия является «естественной» в том смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующую издержки за счет роста производства. Способы регулирования должны охватывать всю отрасль, начиная с производства и заканчивая установлением «потолка» цен, конечно, предварительно необходимо учесть и то, что цена должна покрывать все издержки производства.
В процессе работы была рассмотрена сущность понятия «естественная монополия», установление цен в условиях естественной монополии. Также было проанализировано текущее состояние крупнейшего естественного монополиста ОАО «Газпром».
На основании данных, приведенных в таблицах, было рассмотрено место России в газовой промышленности мира, место Газпрома в мировой добыче газа. Вследствие чего удалось рассмотреть и проанализировать проблемы и перспективы дальнейшего развития отрасли естественной монополии. В результате был выявлен высокий уровень развития газовой отрасли в настоящее время, и, чтобы он оставался таким в дальнейшем, нужно уделять должное влияние газовой отрасли со стороны правительства.
Правительство пытается лишить «Газпром», «Ростелеком» и РЖД контроля за инвестпрограммами
Идея правительства дать инвесторам ощущение стабильности – гарантировать неизменность тарифной формулы и тарифов по соглашениям о защите инвестиций (СЗПК) – встретила сопротивление естественных монополий. Уже два месяца они добиваются для себя полного исключения из законопроекта о защите инвестиций, поправки в который правительство и депутаты сейчас готовят ко второму чтению.
Письма об этом в декабре и январе в Минэкономразвития направили «Газпром», «Ростелеком» и «Транснефть», а в Минтранс – РЖД. С копиями писем ознакомились «Ведомости», подлинность подтвердили чиновники и сотрудник одной из компаний.
Участие в соглашениях – принудительное для таких компаний, по законопроекту оснований для отказа от участия в СЗПК у естественных монополий нет, а если тариф все-таки придется поднять, они обязаны компенсировать ущерб инвесторам. Компенсация выпадающих доходов возможна только за счет повышения тарифов на услуги для других потребителей, в том числе граждан, говорится в письме РЖД, а сокращение выручки создаст риск невыполнения РЖД инвестиционной программы. (Тарифы, и не только естественных монополий, но и, например, ЖКХ, регулирует Федеральная антимонопольная служба, тарифы монополий не могут расти быстрее инфляции.)
Напугавший бизнес законопроект о защите инвестиций прошел первое чтение
Ничуть не меньше напугала естественные монополии еще одна идея законопроекта: деньгами их инвестиционной программы правительство в первую очередь будет финансировать еще и инфраструктурные потребности инвестора.
Неизменность правил технического регулирования – таков еще один пункт законопроекта о защите капиталовложений, пугается «Транснефть»: в ее письме этот пункт назван угрозой безопасности, предполагаются катастрофические последствия. Поправка может остановить работу над более строгими требованиями к содержанию сероводорода в нефти, сданной на прокачку, опасается монополия, под вопросом окажутся и более жесткие правила сдачи нефти в частных пунктах приема – их монополия разрабатывает после прошлогоднего инцидента с попаданием в трубопровод «Дружба» хлорорганических соединений.
Естественные монополии утратят контроль над своими инвестпрограммами, если поправки станут законом, предупреждают «Ростелеком» и РЖД. Человек, близкий к «Газпрому», согласен с оценкой: «Газпром» действительно может утратить самостоятельность в формировании инвестпрограммы, а необходимость включать в нее несогласованные траты может привести к снижению надежности и безопасности системы газоснабжения».
В том, чтобы монополии содействовали созданию инфраструктуры, рациональное зерно есть, бизнесу бы это помогло, говорит сотрудник компании, инвестирующей в промышленность и инфраструктуру. Нередко случается, что не только инвесторам, но и губернаторам, и даже администрации президента сложно добиться технического присоединения будущего предприятия к сетям «Газпрома», и тогда сроки проектов срываются, инвестиционная активность падает, говорит человек, которому жаловалось на эти сложности несколько региональных чиновников. Такое часто бывает, соглашается федеральный чиновник.
«Газпром» единственный из монополий не согласовывал инвестпрограмму с правительством.
В письме в Минэкономразвития «Газпром» предупреждает, что наделение правительства новыми полномочиями, позволяющими устанавливать обязательные условия в интересах инвесторов – получателей господдержки, недопустимо. В предложенном регулировании «Газпром» видит ограничение экономической свободы и даже возврат к директивной экономике, говорится в письме.
Монополии рассчитывают, что реформа их не затронет, в рабочей версии поправок формулировки смягчены, рассказали сотрудники двух монополий. Дискуссия идет в двух направлениях, рассказывает участник обсуждений: монополиям не нужно навязывать участие в проектах, которые им невыгодны, а из-за сдерживания тарифов не должно возникать перекрестного субсидирования за счет остальных участников рынка. Доводы монополий слышат, признает он, но пока финальных поправок нет, не может быть и никакой гарантии: над ними работает слишком много людей на разных этажах власти.
Речь об исключении из законопроекта естественных монополий на совещании у первого зампреда правительства Андрея Белоусова не шла, знают три человека, близких к разным участникам совещания. Результаты совещания учитываются при подготовке окончательной версии поправок, но и в Госдуме работа над текстом продолжается, предупреждают они.
«Ведомости» ознакомились с копией проекта протокола этого совещания (прошло 4 февраля), достоверность сведений подтвердили участники. Согласно документу министры экономического развития и финансов Максим Решетников Антон Силуанов, а также президент РСПП Александр Шохин получили поручение предложить, как можно распространить соглашения о защите капиталовложений и на тарифное регулирование, а для этого – учесть уже существующий опыт, например, регуляторных контрактов.
Есть масса режимов установки тарифов, но возник запрос на стабилизацию, на их неизменность – весь вопрос в том, как это сделать и возможно ли это в принципе, объясняет проблему федеральный чиновник. В проекте протокола предполагается, что замораживание тарифов будет компенсироваться не из средств монополий или других участников рынка, а из федерального бюджета.
Представитель Минэкономразвития сообщил, что мнение министерства о законопроекте не сформировано; представитель Минфина сказал, что давать комментарии преждевременно. Отказался комментировать законопроект и Сергей Жигарев, председатель комитета Госдумы по экономической политике, профильного для документа. При прежнем составе правительства представители монополий приняли участие в совещании в Минэкономразвития (оно прошло 17 декабря, «Ведомости» ознакомились с копией протокола, достоверность подтвердили участники совещания и чиновник) и сетовали, что меры их дискриминируют, способа компенсации выпадающих из-за неизменных тарифов доходов нет, а обязанность строить инфраструктуру по соглашениям может обернуться убытками или упущенной выгодой. Но о компенсации монополиям за участие в СЗПК в проекте протокола совещания у Белоусова ничего не сказано.
На этой неделе в правительстве ожидается обсуждение непосредственно текста поправок в законопроект.
Тарифы растут по экономическим причинам, чтобы заморозить их, бюджет должен компенсировать инвесторам рост тарифов, говорит партнер KPMG Михаил Орлов. И все же предельный уровень индексации устанавливался решением правительства, замечает замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников: «Хорошо бы прийти к постоянной формуле, чтобы инвесторы могли закладывать ее в свой бизнес-план».
Представители «Газпрома», «Транснефти» и РЖД отказались от комментариев, представители правительства и «Ростелекома» не ответили на запрос «Ведомостей».
В подготовке статьи участвовала Анна Червонная.
Естественные монополии на примере ОАО «Газпром». Пути решения проблем и перспективы развития
Понятие и сущность монополии. Изучение состояния и проблем функционирования естественных монополий в России на примере газовой промышленности. Место «Газпрома» в мировой добыче газа. Долгосрочные перспективы дальнейшего развития газовой отрасли.
Рубрика | Экономика и экономическая теория |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 21.11.2014 |
Размер файла | 1,3 M |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Теории экономики»
по дисциплине «Экономическая теория»
«Естественные монополии на примере ОАО «Газпром». Пути решения проблем и перспективы развития»
Выполнила: студентка гр. 13108М
Маруева Элина Витальевна
Научный руководитель: Самочадин А.М.
Глава 1. Монополия и ее основные характеристики
1.1 Понятие и сущность монополии
1.2 Естественные монополии
Глава 2. Естественные монополии на примере на примере ОАО «Газпром
2.1 Место России в газовой промышленности мира
2.2 Место «Газпрома» в мировой добыче газа
2.3 Основные проблемы ОАО «Газпром»
Глава 3. Пути решения проблем и перспективы развития газовой промышленности
3.1 Перспективные направления решения проблем добычи газа
3.2 Перспективы дальнейшего развития газовой отрасли
Одной из разновидностей чистой монополии, играющей заметную роль в современной экономике, является естественная монополия. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики. Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости, а также экономической эффективности приобретает особую важность.
От действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно не стабильно социально-экономическое положение. Для обеспечения стабильного уровня жизни и построения стабильной экономике в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий, а значит необходимо правильно регулировать действия этих экономических субъектов.
Цель работы состоит в изучении состояния и проблем функционирования естественных монополий в России на примере газовой промышленности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:
рассмотреть экономическую сущность монополий: виды и особенности;
проанализировать состояние газовой промышленности России в настоящее время и ее место в мире;
рассмотреть проблемы газовой отрасли в современной экономике России
наметить пути решения поставленных проблем и перспективы дальнейшего развития газовой промышленности в России.
Данная курсовая работа содержит введение, три главы основной части, заключение с выводами о проделанной работе, а также список используемых литературных источников.
Глава 1. Монополия и её основные характеристики
Проблема монополизма в стране на сегодня является наиболее актуальной темой, как и конкуренция на товарных рынках, монополии привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широкие слои населения. Рассмотрим подробнее понятие монополии.
1.1 Понятие и сущность монополии
Отношение общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обуславливает усиление неравенства доходов. Монополия снижает жизненный уровень населения. Не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения НТП (научно-технического прогресса). Монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.
Характерными чертами монополии являются следующие:
Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.
Современная экономическая теория выделяет три типа монополий:
1)монополия отдельного предприятия;
2)монополия как соглашение;
3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичь монопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можно считать “порядочным”, поскольку он предусматривает постоянное повышение эффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм. Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители) выступают на рынке едино, когда сводится на «нет» конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Виды монополий и их характеристика
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
1. Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
В отличие от совершенного конкурента, принимающего рыночную цену как данную извне, монополия сама определяет свои цены, исходя из объема рыночного спроса и величины своих издержек. Монополизация рынка ведет, как правило, к относительному сокращению объемов производства и более высоким рыночным ценам на реализуемые монополией товары и услуги. Вот почему во всех развитых странах мира государство проводит более или менее жесткую политику регулирования деятельности монополий, особенно естественных, и поощрения сил конкуренции на рынке.
2. Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.
3. Естественная монополия (подробнее будет рассмотрена ниже).
Ценовая политика монополистов. Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в расходах на доставку и хранение в различных регионах.
Ценовая дискриминация, практика применения различных цен со стороны фирмы-монополиста.
Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится необходимым для получения максимальной прибыли вследствие различной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, и готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше средней рыночной.
Ценовая дискриминация возможна при обязательном выполнении трех условий:
1. Фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы контролировать производство и ценообразование;
3. Способность производителя к определению структуры рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов, пола, возраста, семейного положения, вкусов, места жительства и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из которых готова платить разную цену за товар.
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на три типа.
Совершенная ценовая дискриминация (первый тип дискриминации)
Цель любой ценовой дискриминации состоит в том, чтобы перевести потребительский излишек в прибыль фирмы (чем в большем размере, тем лучше). Совершенная ценовая дискриминация происходит тогда, когда фирме удается назначить такие цены, чтобы совершенно весь потребительский излишек данного рынка перешел к ней.
Ценовая дискриминация в зависимости от объема покупки (второй тип дискриминации)
В тех случаях, когда фирма не может точно установить предельную ценность каждой единицы товара для каждого потребителя и, следовательно, она не может проводить дискриминационную политику первого типа, возможно разделение совокупного спроса на группы потребителей с одинаковой предельной ценностью товара. Тогда фирма при условии невозможности арбитража может назначать разные цены для разных групп потребителей. Этот вид называется третьим типом ценовой дискриминации. Примерами такого вида дискриминации могут служить разные цены подписки на газеты и журналы для организаций и для частных лиц, разные тарифы на электроэнергию для фирм и для индивидов.
Третий тип ценовой дискриминации на практике применяется при проведении политики стимулирования спроса путем выпуска купонов на покупку товара со скидкой. Поскольку скидки обычно не столь значительны, чтобы перепродавать товар, купленный с помощью купона, другому потребителю, основная проблема для фирмы, выпускающей купоны, заключается в том, чтобы определить, кто именно воспользуется купоном, и, следовательно, какова должна быть эффективная скидка. Так как купоны дают возможность потребителю купить товар по более низкой цене, купоны, как правило, предоставляются потребителям с относительно высокой ценовой эластичностью спроса.
1.2 Естественные монополии
Одной из наиболее значимых разновидностей монополии является естественная монополия.
концентрация производства в пределах одной фирмы приводит к снижению издержек производства единицы продукции (средних издержек);
объем производства фирмы, при котором достигается минимум средних издержек, превышает общую емкость рынка или близок к ней.
В этом случае расширение фирмы до пределов всего рынка экономически целесообразно: происходит удешевление производства.
Существуют два типа естественных монополий:
а) природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-за барьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистом может стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезных ископаемых и которая купила права на земельный участок, где располагается это месторождение. Теперь никто другой это месторождение использовать не сможет: закон защищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом (что не исключает регулирующего вмешательства государства в деятельность такого монополиста).
б) технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
Особенностями естественной монополии являются: высокие единовременные капитальные затраты и значительное сезонное колебание предельных затрат. Поэтому фирмы такого типа часто практикуют так называемый двухкомпонентный(гибкий) тариф. Он включает:
б)плату за потребление дополнительных услуг
Естественной монополией обладают собственники и иные хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы, особые земельные участки, пригодные для возделывания и выращивания на них чая, виноградников), а также сюда относятся целые отрасли инфраструктуры, которым свойственны особо важное и стратегическое значение для всего общества: коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Как правило, подобные естественные монополии находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Государство, опираясь на общее понятие естественных монополий, само решает, какие конкретно отрасли народного хозяйства или виды отдельные виды хозяйственной деятельности надлежит отнести к естественным монополиям.
Естественная монополия может создаваться длительное время: фирмы либо объединяются добровольно, либо одна поглощает другую, либо изначально существует единственная фирма и расширяется вместе с увеличением масштабов рынка. Однако, если естественная монополия возникла, разрушить ее очень сложно. Она чрезвычайно устойчива. Даже перестав быть эффективной, она сохраняет непреодолимый барьер для потенциальных конкурентов, каковыми является масштаб необходимых капиталовложений для достижения экономически эффективного объема производства. Естественная монополия, как правило, требует гораздо больших усилий для завладения рынком, нежели для его удержания.
Главное отличие естественной монополии от обычной заключается в том, что на протяжении всей кривой спроса кривые LMC и LAC имеют отрицательный наклон. Рассмотрим модель естественной монополии.
Рис.1 Определение оптимальной цены в условиях естественной монополии
Глава 2. Естественные монополии на примере ОАО «Газпром»
Российский топливно-энергетический комплекс играет заметную роль в обеспечении мирового экономического развития, а также в создании условий для восстановления экономик в посткризисный период. Газовый сектор нашей страны является одним из ведущих по объемам энергии, поставляемой потребителям, и наиболее полно отвечает требованиям к энергетике будущего.
2.1 Место России в газовой промышленности мира
Добыча газа в 2010 году в России относительно аналогичного показателя 2009 года увеличилась на 11,6% и достигла 650 млрд. куб. м. Экспорт российского газа в 2010 году составил около 185 млрд. куб. м газа и почти 3 млн. т сжиженного углеводородного газа. Практически достигнут докризисный уровень добычи.
К 2030 году Россия ежегодно будет поставлять на внутренний и международные рынки до 1 трлн. куб. м природного газа. Для достижения этой цели разработаны и выполняются долгосрочные стратегические программы. Это Энергетическая стратегия на период до 2030 года, Генеральные схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года и газовой отрасли до 2030 года, программы комплексного освоения российских северных месторождений, включая создание крупного производства сжиженного природного газа на полуострове Ямал, План развития газохимии и нефтехимии России на период до 2030 года.
На протяжении последних лет ежегодное увеличение запасов газа опережает добычу, что создаёт «горизонт энергетического спокойствия» примерно в 84 года. На сегодня запасы природного газа в России оцениваются в 48 трлн. куб. м, то есть составляют четверть мировых.
Достоверные запасы природного газа (трлн. куб. м).
В целом доля промышленно развитых стран с рыночной экономикой в мировых запасах природного газа намного меньше, чем развивающихся. Однако основная часть добычи сосре-доточена именно в промышленно развитых странах, а также в странах СНГ, что связано в большой степени с особенностями транспортировки газа. Далее обратимся к таблице 2.
Производство газа (млрд. куб. м)
Мировая добыча природного газа ежегодно растет и с 1995 г. превышает 2,2 трлн. куб. м (или в пересчете 2790 млн. тонн условного топлива). География добычи природного газа существенно отличается от гео-графии добычи нефти.
США потребность в природном газе удовлетворяют за счет добычи в Техасе, Луизиане, Оклахоме, Нью-Мексико, Вайоминге, а также за счет импорта из Канады. По добычи природного газа (свыше 500 млрд.куб. м) страна уступает лишь России.
В Азербайджане разрабатывается Карадагское месторождение природного газа на Апшеронском полуострове. Однако своих запасов газа уже не хватает, поэтому Азербайджан покупает природный газ в Туркменистане, который поступает по газопроводам через территорию России.
В Казахстане большие перспективы для дальнейшего развития имеет газовая промышленность в связи с открытием и разработкой крупного Карачаганского газоконденсатного месторождения. Кроме того, используется попутный газ, который получают при добычи нефти. В городе Новый Узень его перерабатывают в сжиженный газ для потребления в юртах на овцеводческих пастбищах.
Рис.1 Запасы перспективных районов газодобычи
Практически во все страны Восточной Европы (кроме Албании), а также в ряд стран Западной Европы (в Германию, Австрию, Италию, Францию, Грецию, Финляндию) природный газ поступает из России (по газопроводам), являющейся крупнейшим в мире экспортером этого сырья.
Растут межгосударственные морские перевозки сжиженного природного газа (СПГ) с использованием специальных газовозных танкеров. Крупнейшими поставщиками СПГ являются Индонезия, Алжир, Малайзия, Бруней. Около 2/3 всего экспортируемого СПГ ввозится в Японию.
2.2 Место «Газпрома» в мировой добыче газа
В 2011 г. Группой «Газпром» добыто 513,2 млрд куб. м природного и попутного газа, что на 0,9% больше, чем в 2010 г. На долю «Газпрома» пришлось более 76% российского объема добычи газа.
Рис.2 Добыча газа Группой «Газпром»
В период 2001-2010 гг. «Газпром» ввел в эксплуатацию Заполярное, Вынгаяхинское, Еты-Пуровское, Ен-Яхинское и Южно-Русское месторождения, Таб-Яхинскую Песцовую, Западно-Песцовую площади и второй участок ачимовских залежей Уренгойского месторождения, Анерьяхинскую и Харвутинскую площади Ямбургского месторождения, Ярейскую площадь Ямсовейского месторождения. Суммарная годовая проектная производительность этих объектов превышает 224 млрд куб. м газа.
Рис. 3 Место «Газпрома» в мировой добыче газа
2.3 Основные проблемы ОАО «Газпром»
Несмотря на вышеперечисленные показатели по добычи газа в мире, у естественного монополиста не все складывается наилучшим образом. Существует ряд проблем, препятствующих нормальному функционированию, среди них:
— сокращение «Газпромом» объемов добычи газа;
— повышение себестоимости добычи газа;
— нехватка у «Газпрома» финансовых ресурсов;
Наличие данных проблем свидетельствует о необходимости разработки предложений по реформированию ОАО «Газпром» и развитию рынка газа в стране. Также требуется изменение подходов к разведке и разработке перспективных месторождений газа с целью обеспечения ресурсной базы.
Рассмотрим вышеперечисленные проблемы подробнее.
В ближайшую трехлетку газ будет дорожать по 15 процентов в год. По крайней мере, эта цифра заложена в предложениях минэкономразвития по индексации тарифов естественных монополий, которые на днях озвучило министерство. Судя по звонкам в «Российскую газету», это вызывает у граждан возмущение.
Да, действительно, последние годы газ постоянно дорожает, причем значительно выше, чем темпы инфляции. Но если раньше мы это переносили сравнительно легко, поскольку сами цены были заметно ниже, то сейчас индексация становится все более и более чувствительной. Поэтому народ кипятится и готов выражать протест. Мы являемся страной, которая обладает огромными запасами газа, но, тем не менее, должны платить огромные цены за газ, при этом зарплаты рабочих остаются прежними.
Какой же шаг мы должны сделать? Дать возможность газовикам держать как минимум точку безубыточности и постепенно повышать цены. Но при этом должны подниматься зарплаты. Но пока это решение не принято, должен ставиться вопрос о том, чтобы «Газпром» усилил свою работу по снижению издержек, чтобы темпы роста тарифов были уменьшены. Потому что они должны сообразовываться с динамикой зарплат.
Вопрос о реформировании «Газпрома» поднимался уже давно, но реформа была отложена на неопределенный срок, и, как говорится, слава богу. Пока среди всех участников проекта нет не только консенсуса, но и единого понимания того, какие цели может преследовать эта реформа и какие риски для экономики страны при этом возникают.
Концепция реформирования «Газпрома» начала разрабатываться в МЭРТ параллельно с программами реструктуризации железнодорожного хозяйства и электроэнергетики. Неудивительно, что все эти концепции предусматривают реформирование естественных монополий по одному шаблону. Исходной предпосылкой и главным обоснованием необходимости реформы является идея о приближающемся кризисе отрасли, сулящем национальной экономике страшные потрясения. Так, отправным тезисом в концепции реструктуризации электроэнергетики стали заявления реформаторов о том, что начиная с 2003 года Россию ожидает массовый выход из строя генерирующих мощностей ввиду выработки их ресурс. В концепции реформирования «Газпрома» исходным тезисом стало заявление о предстоящем дефиците газа.
Ключом к решению проблемы отрасли, по замыслу МЭРТ, должно стать повышение ее инвестиционной привлекательности, для чего необходимо повышение отраслевых тарифов на продукцию естественных монополий до рыночного уровня. А чтобы тарифы не росли до слишком уж заоблачных высот, необходимо запустить естественные ограничители в виде механизмов конкуренции. Для этого существующие большие единые компании необходимо разделить на несколько маленьких, которые будут конкурировать друг с другом. А потребитель, в свою очередь, будет выбирать того поставщика, который предложит ему наиболее привлекательные условия. Та часть монополий, которая по определению не может быть конкурентной, то есть транспортная составляющая, должна быть выделена в отдельную государственную компанию.
Вторая концепция реформирования «Газпрома» принадлежит перу Союза независимых производителей газа («Союзгаз»). Она была представлена летом этого года. Интересы и цели независимых газодобытчиков прозрачны: они стремятся в результате реформы газовой отрасли получить доступ к трубе, чтобы иметь возможность экспортировать свой газ.
А что же сам «Газпром»? Он тоже разработал свою концепцию реформирования, значительная часть которой один в один скопирована с концепции МЭРТ (или наоборот). О выделении газотранспортной структуры в отдельную компанию газовый монополист в своей концепции, естественно, не упоминает, но отмечает мимоходом, что «отрасль планировалась, создавалась и функционирует как централизованно управляемая Единая система газоснабжения, охватывающая все звенья технологической цепи от разведки и добычи газа до его поставки в газораспределительные сети».
Проанализировав все четыре варианта реформ, можно сделать три важных вывода.
Вывод второй. Ни радикальная концепция МЭРТ, ни аналогичные предложения «Союзгаза» не разъясняют внятно, почему для достижения всех изложенных целей следует выделять из «Газпрома» магистральные газопроводы в отдельную структуру. Но если не замыкаться на этом спорном и бессмысленном предложении, то реформу газовой отрасли в части создания нерегулируемого сектора газового рынка, изменения тарифов с учетом инвестиционной составляющей, организационного разделения видов деятельности внутри «Газпрома» можно начинать хоть завтра.
Глава 3. Пути решения проблем и перспективы развития газовой промышленности
3.1 Перспективные направления решения проблем добычи газа
1. Добыча и экспорт природного газа растут чуть более высокими темпами, чем нефти.
Добыча и экспорт природного газа растут чуть более высокими темпами, чем нефти. В 2003 г. общая добыча газа в мире превысила 2600 млрд. м3 и продолжает расти. Торговля природным газом сохраняет региональный характер из-за особенностей его транспортировки.
Однако очень быстро растет (на 6-7% в год) торговля сжиженным газом (СПГ), которая в 2003 г. превысила 150 млрд. м3, что составляет 25% всей мировой торговли.
2. С 2004 г. продолжается либерализация газового и электроэнергетического рынков Европы
В США цена на газ у скважины составляла в 2003 г. 170 долл. за 1000 м3, в 2004 г. ожидается ее снижение до 140 долл./1000 м3. Средняя цена на газ, импортируемый в Европу в 2003 г. составила 120 долл./1000 м3, а в 2004 г. она может снизиться до 110 долл./1000 м3.
3. Увеличение планируемых объемов добычи и экспорта газа
Компания «Газпром», учитывая перевыполнение плана добычи за 2003 года, повысила годовой прогноз добычи газа. Также правление компании приняло решение увеличить планируемые уровни добычи газа в 2020 году с 530 до 580-590 млрд. куб. м. газа и до 610-630 к 2030 году, что предполагает среднегодовые темпы роста добычи газа на уровне 0,5%. Ранее компания предполагала поддерживать добычу в 2010-2020 гг. на уровне 530-540 млрд. кубометров. Увеличение доли экспорта газа позволит финансировать потребность значительных инвестиций в разработку новых месторождений, добыча газа на которых, способна заместить падение на существующих месторождениях-гигантах: Ямбургском, Уренгойском и Медвежьем.
4. Инвестиции в добычу газа будут расти в мире в среднем на 105 млрд. долл. в год ближайшие три десятилетия, чтобы удовлетворить постоянно увеличивающийся спрос на топливо
5. Активизация деятельности малых компаний
В газовой промышленности наступает новая эра. В стране фактически исчерпаны запасы газа «на поверхности». Теперь требуется осваивать глубокие пласты, что требует увеличения затрат при снижении доходов. «Газпрому» эти месторождения ныне представляются малоинтересными. Освоение глубоких пластов привлекательно для независимых газодобывающих компаний. Но их активность в этом напрямую связана с транспортировкой, высокие цены на которую сводят рентабельность бизнеса к нулю. Если «Газпром» не снизит тарифы, плавное снижение добычи газа в стране может перейти в обвальное падение, считают в независимых газовых компаниях.
Согласно данным Министерства природных ресурсов, независимые организации владеют примерно 30% лицензий на освоение запасов газа. Однако их доля в совокупных объемах добычи и поставке газа на рынок составляет чуть более 10%. А геологические запасы независимых производителей составляют от 3 до 4,5 триллионов кубометров «голубого топлива».
По данным Союза независимых производителей газа, более глубокие пласты вполне способны компенсировать общее падение добычи. В частности, газовые ресурсы Западной Сибири в глубоких пластах оцениваются в 4,8 трлн кубометров. В независимых компаниях признают, что «Газпром» еще достаточно долго будет контролировать ситуацию в части транспорта и сбыта. Тем не менее, в Союзе независимых производителей считают, что именно в интересах монополиста будет открытие доступа к транспортным системам и рынкам сбыта всем прочим производителям, поскольку концерн все равно не сможет компенсировать снижение добычи собственными силами. В «Газпроме» этот тезис не стали ни подтверждать, ни опровергать.
6. Компании, занимающиеся добычей нефти, планируют захватить рынок добычи газа.
В сложившихся условиях важнейшими направлениями деятельности газовой отрасли промышленности являются:
1. восстановление и поддержание технического состояния газотранспортной системы;
2. предотвращение ее дальнейшей деградации;
3. повышение технически возможной производительности газопроводов;
4. надежности, промышленной и экологической безопасности объектов транспорта газа.
В условиях дефицита капитальных вложений наиболее эффективным средством для достижения поставленных целей, является своевременная реконструкция и техническое перевооружение объектов транспорта газа.
Существующая газотранспортная система, даже с учетом ее реконструкции и намеченного нового строительства, не сможет транспортировать газ независимых производителей в полном объеме. Это обуславливает необходимость
1. либо уменьшения перспективных уровней добычи газа ОАО «Газпром» и независимых производителей по Западной Сибири;
2. либо увеличения технически возможной производительности газотранспортной системы с долевым инвестиционным участием независимых производителей.
3.2 Перспективы развития газовой отрасли
В рамках проходящей в Вене «Европейской газовой конференции 2011» заместитель Председателя Госдумы РФ Валерий Язев выступил с докладом, посвященным актуальным проблемам и долгосрочным перспективам развития газовой отрасли России. В частности, было подчеркнуто, что около 40% запасов российского природного газа находится в труднодоступных и малоосвоенных районах, и именно эти месторождения в скором времени будут играть важную роль в газодобыче.