Объясните как вы понимаете что такое первичное творение и вторичное творение

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Интересы

Постоянные читатели

Статистика

Первичное и вторичное творения

Существует два основных этапа творения: первичный (сарга) и вторичный (висарга). Шримад-Бхагаватам (2.10.3) говорит об этом следующее:

Брахма – это первое сотворенное существо во вселенной. Он уполномочен управлять гуной страсти в масштабах данной вселенной, и является вторичным творцом или конструктором своей вселенной. В данном материале мы будем рассматривать только первичное творение.

Понятие «Вишну-таттвы».

Верховный Господь Шри Кришна вечно погружен в наслаждение духовными развлечениями на Своих духовных планетах. Его называют словом «лила-майа», что значит «Тот, кто создан из духовных игр.» Ему не интересно иметь дело с внешней энергией, которая является бледной и тусклой тенью Его внутренней энергией. Тем не менее, Его решение создать мир материи, как альтернативу духовному миру, выполняется без всяких затруднений. Для выполнения этой задачи из Верховного Господа исходят три первичные экспансии, называемые Пуруша-аватарами. Все они принадлежат к категории Вишну, т.е. к категории Бога. Категория Бога называется на санскрите термином «Вишну-таттва». Слово «Вишну» буквально означает «всепроникающий». Все Существа из категории Вишну-таттвы (т.е. из категории Бога) обладают всепронизывающим трансцендентным сознанием, и представляют собой одну и ту же Личность Бога. Их следует отличать от индивидуальных живых существ (душ), которые составляют категорию «джива-таттвы». Души (или дживы), по своей изначальной природе, не обладают всепроникающим сознанием.

Бытие и вкус.

Для того чтобы глубже понять эту тему, необходимо рассматривать положение вещей одновременно с двух точек зрения:

1) с точки зрения бытия (таттвы)

2) с точки зрения вкуса (расы).

Помимо реальности с точки зрения бытия, реальность также состоит и в том, что Верховному Господу скучно просто «быть» и «пронизывать Собой все». В этом нет большого вкуса. Вкус, приносящий наслаждение, проявляется во взаимоотношениях.

Изначальная природа Кришны состоит в том, что Он – постоянно наслаждается разнообразием чистых и сладостных взаимоотношений. Он играет. Для Своих бесчисленных игр, Он распространяет Себя в бесчисленные личные экспансии. В этих экспансиях Он испытывает разнообразный духовный вкус (расу). При этом Он всегда остается неизменным Полным Целым (см. Шри Ишопанишад, Обращение).

То, что Бог один – это реальность. Однако, Его желание испытывать разнообразный духовный вкус – это также реальность. Поскольку желание Абсолютной Личности неотлично от реальности, реальность также состоит в том, что из Него исходят Его личные экспансии, а также отделенные экспансии – индивидуальные живые существа.

Индивидуальные живые существа, относящиеся к категории джива-таттвы, также являются экспансиями Верховной Личности, но с точки зрения бытия каждая из индивидуальных душ отличается от Личности Бога и друг от друга. Индивидуальные души наделены свободой выбора, и могут принимать свои собственные решения, которые могут не совпадать с желаниями и решениями Верховной Личности. В этом смысле, индивидуальная душа относится к категории существ, наделенных собственным бытием, и отделенных (вибхиннамша) от бытия Верховной Личности. С другой стороны, ничто не может существовать вне бытия Абсолютной Истины. Поэтому, заключение таково, что живые существа являются вечными неотъемлимыми частицами Кришны.

Предназначение индивидуальных душ заключается в том, чтобы иметь любовные взаимоотношения с Абсолютной Личностью. В действительности, обмен духовной любовью с Кришной – это все что нужно духовной душе. Машине материального тела нужно гораздо больше.

Итак, вернемся к личным экспансиям Верховного Господа. Есть 2 точки зрения. С точки зрения бытия – все Они неотличны от Изначальной Верховной Личности, Кришны. С точки зрения духовного вкуса – экспансии Бога следует различать друг от друга, но такое различение принесет благо только тем, кто находится на духовном уровне, где проявлены чистые взаимоотношения с Богом.

Данная тема выходит за рамки Базового курса, поэтому мы рассмотрели лишь начальные принципы науки о Боге (бхагавата-таттве).

В качестве заключения, повторим: Верховный Господь – один, однако для выполнения Своих разнообразных игр, Он выделяет бесчисленные экспансии Вишну. Эти экспансии онтологически ничем не отличаются от Него, кроме того, что Они не являются изначальными. Однако с точки зрения расы, Они играют разные роли в разных играх.

Сотворение материального мира – это одна из игр Абсолютной Личности. За сотворение материального мира непосредственно отвечают три экспансии Кришны:

1) Маха-Вишну или Каранодакашайи Вишну (букв. переводится как Вишну, находящийся в Причинном океане). Другое название – Каранарнавашайи Вишну.

2) Гарбходакашайи Вишну (букв. переводится как Вишну, находящийся в океане Гарбходака, который представляет собой огромный водный массив, заполняющий нижнюю часть каждой из сотворенных Вселенных)

3) Кширодакашайи Вишну (букв. переводится как Вишну, находящийся в молочном океане). Он же – Сверхдуша этой Вселенной.

Все эти три экспансии называются Пуруша-аватарами. «Пуруша» значит «наслаждающийся», «аватара» – «тот, кто нисходит из духовного мира». Ранее мы упомянули, что Господу неинтересно наслаждаться внешней энергией. Почему же тогда Его называют Пурушей, наслаждающимся?

Господь не наслаждается ничем материальным. Ему действительно неинтересна внешняя энергия. Поэтому все, что эти три Пуруша-аватары делают в материальном мире – это спят. Они погружены в мистический сон (йога-нидру).

Однако, все, что бы ни делал Личность Бога исполнено наслаждения. Мы поймем, в чем состоит это наслаждение по ходу изложения данной темы.

Источник

Смотрите, в мертвом теле тоже есть легкие и почки есть, почему же они там не работают? Какая разница между мертвым и живым телом? Шрила Прабхупада всегда задавал этот вопрос: «В чём разница? Чем отличается мертвое тело от живого?» Он всегда бросал этот вызов ученым: «Скажите в чём разница? Чего-то не хватает? И чего же не хватает? Вроде всё там есть. »

Мать, у которой умирает ребенок, кладет тело ребенка на колени и, рыдая, говорит: «Ах, сыночек мой, куда же ты ушел?» (Даже мать Мария (мать Иисуса Христа) говорила так: «Куда же ты ушел?») Ну, вот у нее лежит ее сыночек, тот, который сосал у нее молоко – руки здесь, всё здесь, но она почему-то говорит: «Куда же ты ушел?» Кто же ушел? Кто-то ушел! Поэтому она плачет. Но он вот, он лежит, но она почему-то говорит: «Ты ушел, ты ушел. Зачем ты покинул меня? На кого ты меня оставил?» А вот он же лежит!. Это то, о чем стоит подумать.

568 Костыли сознания

Тело работает только благодаря сознанию. Попытайтесь поглубже задуматься об этом. Глаза видят благодаря сознанию, нос ощущает запах благодаря сознанию, уши слышат благодаря сознанию, язык ощущает вкус благодаря сознанию, все наши тактильные ощущения только благодаря сознанию.

Таким образом, кто смотрит? Кто нюхает? Кто ощущает вкус? Кто имеет тактильные ощущения? Сознание! Разве трудно это понять? Я задаю вопрос: трудно понять? Вроде бы все просто? Только когда присутствует в теле сознание – можно видеть.

Перед операцией вам могут дать анестезию и потом вам ножницами будут кожу резать, но вы ничего не будете знать, но если кто-то будет отрезать вам куски кожи в нормальном состоянии – вы почувствуете. Так кто же видит? Кто же слышит? Кто же ощущает вкус и запах? Сознание! И поскольку сознание в обусловленном состоянии не способно видеть – ему даются глаза, чтобы оно могло видеть.

Например, если вы попадаете в аварию и у вас перелом ног – вам дадут костыли, и вы будете ходить на костылях, потому что ноги сломаны. Костыли – не ваше тело, костыли – не тот предмет, благодаря которому мы обычно ходим. Мы ходим ногами. Но до тех пор, пока процесс выздоровления не закончится, до тех пор, пока ваша нога не долечится и врач не скажет вам: «Выбрасывай костыли и ходи» – ногами вы не сможете ходить. Но пациент, который привык к костылям может сказать: «Я не могу ходить без костылей!», но ему врач ответит: «Давай сюда костыли и иди!», и, спотыкаясь, постепенно он начнет ходить.

Точно также все эти наши органы чувств и система восприятия – это не что иное как костыли, которые помогают нам, потому что все мы попали в аварию, мы отсоединились от Бога, поэтому кость сломалась, связь с Богом прервалась. И теперь нам дана механическая система, с помощью которой можно видеть. Но даже сейчас использовать эти механизмы, механические приспособления мы можем только благодаря сознанию.

Что заставляет действовать живых существ?

00:01:09 В прошлой лекции мы коротко поговорили о десяти темах «Бхагаватам», сейчас мы будем детально рассматривать каждую тему [бхута-матрендрийа-дхийам джанма сарга удахритах брахмано гуна-ваишамйад висаргах паурушах смритах (Шримад-Бхагаватам 2.10.3)]. Создание шестнадцати элементов материальной природы известны как «сарга», Господь – это Личность, Личность – означает качества, а качества – это определённые энергии. И Веды описывают Бога как Личность, обладающую всем множеством энергий. И в тоже время это Личность, которая полностью независима. Ему не нужно чего-то делать. [на тасья карьям каранам ча видйате на тат-самаш чабхйадхикаш ча дришьяте парасья шактир вивидхайва шруяте свабхавики джнана-бала-крийа ча (Шветашватара Упанишад 6.8)]. Он ничего не должен делать. Что это значит? Это значит, что у Него нет обязанностей выполнять какие-то действия. Не значит, что Он ленивый. Нет, Он очень деятельный, но Он не обязан что-то делать.

00:02:58 Давайте возьмем в качестве примера самих себя: мы должны есть, должны спать, мы так много что должны делать. И если у нас все есть – есть, где жить, есть одежда, есть еда, то мы можем стихи писать, можем танцевать. И тогда кто-то будет говорить, что это хорошо. Если критики нам скажут, что мы плохо танцуем, мы расстроимся. Мы должны делать многие вещи, но ничего, что должен бы делать Бог. И не только Бог не должен что-то делать, нет такой системы, которая бы его заставляла действовать каким-то определённым образом. У нас есть глаза, и они побуждают нас – «смотри сюда, смотри туда».

00:06:38 Так что эти пять органов чувств постоянно нас подталкивают, потому что мы в этом теле. И в этом механизме, состоящем из чувств есть ум, который представляет собой что-то вроде внутреннего чувства [мамаивамшо джива-локе джива-бхутах санатанах манах шаштханиндрийани пракрити-стхани каршати (Бхагават-Гита 15.7)]. Кришна говорит, что живое существо моя неотъемлемая частица, вечная, всегда, но из-за того, что у души есть пять чувств плюс ум, она завязла в материальной природе, и она трудится. И у нас есть внешний механизм – это чувства и «антахкарана», внутренний механизм, это ум. Когда глаза регистрируют какой-то объект – в уме записывается, что мы видим. И когда в ум попадает этот образ, то у нас возникает склонность ещё раз увидеть этот образ. То же самое касается всех других способов ощущать мир. И все это наслаивается, наслаивается – желание видеть, касаться, ощущать запах и так далее, и, в конце концов, все эти наслоения приводят к тому, что мы получаем новое материальное тело. Таким образом, у нас есть два механизма – внешний и внутренний. И внутренний механизм действует таким образом, что каждый раз нам приходится получать все новый и новый внешний механизм.

Если Богу нет необходимости действовать, почему Он действует?

00:09:22 Но Бог не действует по такой системе. Бог не связан никакими видами долга, никакими обязанностями и нет никакого механизма, который бы подталкивал Его к чему-то. Нет никого, кто был бы равен Богу, и кто был бы выше, чем Он. Он Верховный. Он не начальник, не президент, которому мы должны являться с докладами. Нет никого, кто был бы равен Ему и был бы выше. Святой Мухаммед очень красиво это выразил [Ла Иллаха Иль Аллах], никто даже близко не может к Нему приблизиться, что уж говорить о том, чтобы превзойти Его. Поэтому они называют Бога – Акбар, Верховным Правителем. Это значит, что Его команды выполняются везде, распространяются повсюду. [шлока] «Асья» – означает «Его», «пара» – означает «трансцендентный», «шакти» – означает «энергии». Все Его энергии трансцендентны. «Вивидхайва» – означает «многими путями», «шруяте» – означает «мы слышим». Под слушанием подразумевается слушание Вед. Веды известны как шрути. Шрути мы воспринимаем на слух. Шрути – значит слушать, это то, что воспринимается на слух. И мы слышим, что Бог обладает всеми видами энергий, и ни от чего не завися, совершенно естественно. «Джнана» – означает «знание», «бала» – означает «сила», «крийа» – означает «деятельность». Он естественным образом имеет все знание, всю силу и выполняет деятельность.

00:12:46 В самом начале говорится, что Он не обязан совершать никакой деятельности, но Он совершает деятельность. Он действует ради развлечения, это Его «лила», как люди ради развлечения играют в теннис или в крикет. Ему просто нравится, Он испытывает радость, занимаясь этим. И когда Господь занят деятельностью, то [неразборчиво] увлекаются и Его неотъемлемые частицы, поэтому Господь, который един, становится многим. «Я един, но я стал многим». Наслаждение – означает множественность, в одиночку – нет никакого наслаждения. Представьте себя одного, сидящего в Букингемском дворце, и в каждой комнате у вас шоколадки, мороженое и другие сладости. Будете вы там счастливы? Никого нет, только вы и шоколадки. Даже если у вас будет красивая одежда – вам захочется похвастаться перед кем-то. Естественно. Вам захочется показать: «Посмотрите, что у меня есть».

Внутренняя и внешняя энергии Господа

00:16:29 Господь – един, Он – Верховный Абсолют, но Он проявляет себя как экспансию в миллионах и миллионах живых существ только ради наслаждения, с тем, чтобы мог наслаждаться Он и они. Господь описывается как тот, кто обладает безграничным количеством энергий. Живое существо тоже частичка Его энергии. Шри Кришна – Верховный Наслаждающийся. Энергия, которая доставляет наслаждение Кришне, называется «хладини-шакти». «Хлад» – означает счастье, как «Прахлад», «пра» – означает полное, а «хлад» – счастье, Прахладу назвали «Прахладой», потому что он полностью счастлив. Поэтому мы и поем «Прахлада-хлада даине», тот, кто дает блаженство, счастье Прахладе. «Намасте Нарасимхайа Прахлада-хлада даине», «хлад» – означает счастье.

00:18:03 И когда Господь выводит из себя эту энергию, дающую наслаждение, то эта энергия становится известной под именем «хладини-шакти». В состав этой шакти входят «сандхини» и «самвит», эти энергии дают наслаждение Богу. И это наслаждение получается благодаря двум вещам: благодаря тому, что есть какие-то предметы и определённые отношения – «сандхини, самвит и хладини». С одной стороны – необходимые предметы, с другой стороны – необходимые отношения и с третьей стороны – дарящая наслаждение Личность. Живые существа, такие как мы с вами, являются частицами этой «хладини-шакти». Включая нас, вся эта дающая наслаждение энергия, известна под именем внутренней энергии. И та же самая внутренняя энергия может изменять свой собственный накал и таким образом превращаться во внешнюю энергию.

00:19:53 Итак, существуют две энергии – внутренняя и внешняя. Внутренняя энергия дает лишь блаженство «хладини», тогда как внешняя энергия дает счастье и страдание, иногда она приносит счастье, иногда – страдание, а иногда смесь того и другого. Это внешняя энергия. И эта внешняя энергия описывается как отделенная энергия. Кришна объясняет это Арджуне: [бхумир апо ‘нало вайух кхам мано буддхир эва ча аханкара итийам ме бхинна пракритир аштадха (Бхагават-Гита 7.4)]. «Бхинна пракритир» (говорит Кришна) – отделенная энергия, это эфир, воздух, вода, огонь, небо, земля, ум, разум и оскверненное сознание (ложное эго, ложное отождествление). Вот это отделенная энергия. И сочетание этого известно как внешняя энергия. Таким образом, Господь, который является источником всех энергий.

Трансформация энергий Господа

00:23:50 Господь выделяет шестнадцать энергий для того, чтобы дальнейшая была из них трансформация, Он их раскладывает по полочкам и говорит Брахме: «Как если бы брали продукты с базара и разложили по полкам, а потом сказали бы повару – вот, бери это и готовь». Брахма пользуется этими принесенными ингредиентами и готовит из этого вселенский суп – сыпет асафетиду, орегано. И вот это называется «висарга». Это первые два предмета «Бхагаватам». Поэтому что мы должны понять в первую очередь – это то, что творение является ничем иным как трансформацией энергии Кришны.

00:24:56 Почему у нас есть глаза, нос, уши, язык, потому что они есть у Бога. Но у Него нет механических ушей или носа, у Него не такие уши, и не такая кожа. В Его теле не происходит тех процессов, которые происходят в нашем теле: мы касаемся, сигнал по нервным каналам попадает в мозг, мозг дает сигнал, этот сигнал идет обратно, в соответствии с этим сигналом мы ещё что-то делаем. Это слишком грубо и в Боге эта система не действует, в Нем нет такой системы. Это что-то вроде того, чтобы сделать робота. Внутри робота тысяча всяких проводов, тысяча всяких чипов, вот наше тело что-то вроде этого робота. И вот такой вот сделанный нами робот, в конце концов, выйдет и принесет нам газету.

00:26:20 Есть в Америке один ресторан, где робот делает пиццу. Там написано, что такой-то сорт пиццы, мы жмем номер соответствующий и после того как кнопки нажаты, машина эта начинает работать, все это движется и, в конце концов, подается пицца. Но можно проще поступить – можно обратиться к кому-нибудь, сказать: «Сыром посыпь и перцем, пожалуйста». Это гораздо лучше. Но если хотя бы один проводок порвется он так и будет вам сыпать – сыр, сыр, сыр и ничего больше [смеется], потому что он не может думать. Таким образом, робот является плохой копией человека.

«По образу и подобию Своему»

00:27:40 Точно также и наше грубое материальное тело механическое является грубым отражением тела Бога. Но Бог создал человека по своему образу и подобию, это правда. Бог видит, поэтому Он дал нам глаза, Он ощущает запах, поэтому у нас есть нос, то же самое касается всех остальных чувств. Но в Боге нет тех вещей, которые есть в нашем теле – нет у Него ни почек, ни печени, ни кишечника, ни всего того, чем заполнено наше тело. Кто же выполняет работу всех этих легких, вен и других органов? Сознание. Все «чит», все сознание. Даже те же почки, легкие или другие органы, почему они действуют? Потому что в вас есть сознание.

В чем отличие между живым и мертвым?

00:29:15 В мертвом теле тоже есть легкие и почки есть, почему же они там не работают? Какая разница между мертвым и живым телом? Прабхупада всегда задавал этот вопрос: «В чем разница, чем отличается мертвое тело от живого?» Он всегда бросал этот вызов ученым: «Скажите в чем разница? Чего-то не хватает? И чего же не хватает? Все там есть». Мать, у которой умирает ребенок, кладет тело ребенка на колени и, рыдая, говорит: «Ах, сыночек мой, куда же ты ушел?» Даже мать Мария (мать Иисуса Христа) говорила так: «Куда же ты ушел?» Ну, вот у нее лежит её сыночек, тот, который сосал у нее молоко – руки здесь, все здесь, но она почему-то говорит: «Куда же ты ушел?» Кто же ушел? Кто-то ушел! Поэтому она плачет [смеется]. Но он же там лежит, он же не ушел, он же вот, он лежит, но она почему-то говорит: «Ты ушел, ты ушел. Зачем ты покинул меня? На кого ты меня оставил?» Вот он же лежит [смеется]. Это то, о чем стоит подумать.

00:31:18 Даже это механическое тело работает только благодаря сознанию. Попытайтесь поглубже задуматься об этом. Глаза видят благодаря сознанию, нос ощущает запах благодаря сознанию, уши слышат благодаря сознанию, язык ощущает вкус благодаря сознанию, все наши тактильные ощущения только благодаря сознанию. Таким образом, кто смотрит? Кто нюхает? Кто ощущает вкус? Кто имеет тактильные ощущения? Сознание! Разве трудно это понять? Я задаю вопрос: трудно понять? Вроде бы все просто? Только когда присутствует в теле сознание – можно видеть. Перед операцией вам могут дать анестезию и потом вам ножницами будут кожу резать, но вы ничего не будете знать, но если кто-то будет отрезать вам куски кожи в нормальном состоянии – вы почувствуете. Так кто же видит? Кто же слышит? Кто же ощущает вкус и запах? Сознание! И поскольку сознание в обусловленном состоянии не способно видеть – ему даются глаза, чтобы оно могло видеть.

Тело и Сознание

00:33:12 Например, если вы превышаете скорость и попадаете в аварию и будет перелом ног – вам дадут костыли, и вы будете ходить на костылях, потому что нога сломана. Костыли – не ваше тело, костыли – не тот предмет, благодаря которому мы можем ходить. Мы ходим ногами. До тех пор, пока процесс выздоровления не закончится, до тех пор, пока ваша нога не долечится и врач не скажет вам: «Выбрасывай костыли и ходи» – ногами вы не сможете ходить. И что потом скажет пациент, который привык к костылям: «Я не могу ходить без костылей», но ему врач ответит: «Давай костыли и иди», и, спотыкаясь, он начнет ходить. Точно также все эти наши органы чувств и система восприятия – это не что иное как костыли, которые помогают нам, потому что все мы попали в аварию, мы отсоединились от Бога, поэтому кость сломалась, связь с Богом прервалась. И теперь нам дана механическая система, с помощью которой можно видеть. Но даже сейчас использовать эти механизмы, механические приспособления мы можем только благодаря сознанию.

Предназначение первоэлементов

00:35:28 У внутренней энергии есть тоже глаза, нос, но это не представляет собой механизма, там это не сделано из эфира, воздуха, огня, воды или земли. Тонкая форма эфира – это звук, тонкая форма огня – это форма, тонкая форма воздуха – это прикосновение, тонкая форма воды – это вкус и тонкая форма земли – это запах. И поскольку наше сознание повреждено – нам даются эти огонь, вода, земля, воздух и эфир для того, чтобы мы могли ощущать вкус, видеть формы, использовать свои чувства. И эти пять стихий существуют благодаря пяти элементам. Из пяти элементов состоит все в этом мире, а тонкую сторону этих элементов представляют объекты чувств. Механизм, из которого состоит наше тело, тоже создан из этих элементов. Наши глаза сконструированы таким образом, что благодаря огню они могут видеть форму, то же самое касается и ушей – наши уши, воспользовавшись эфиром, могут слышать звук.

Монитор ума

00:37:39 Итак, существует пять элементов и пять действующих чувств и пять объектов чувств. И все это происходит из пяти элементов. И для того, чтобы ощутить это, ведь это же не сознание, нам нужен экран, на котором бы все это отражалось. И вот этим экраном является ваш ум. Экран ума. Формы, запахи, звуки, все остальное мы ощущаем с помощью вот этого ментального экрана. Если ум не соединен с объектом чувств, то он ничего не ощущает. Когда машины сталкиваются, почему люди попадают в аварии, почему машины врезаются друг в друга – потому что шофер смотрит, но ум его не направлен на то, куда надо и случается авария.

00:38:53 Вот сейчас вы слушаете перевод лекции, но если ваш ум находится в машине, которую вы вот здесь оставили – вы ничего не услышите, что здесь говорят, для вас будет просто что-то нечленораздельное звучать, потому что весь ваш ум уже в машине. Если ум не направлен на что-то что вы не можете не видеть, не слышать, не вкуса ощущать. Ваш ум вы оставили в офисе, а сами пришли домой и жена дает вкусные макароны, вы их едите, потом она спрашивает: – Ну как, тебе понравились макароны? Я новый кетчуп сделала». – Да? Томатный соус был? Съев кило макарон, он спрашивает: «Да? Там с томатным соусом было?» Потому что ум его остался в офисе – он ел, но ничего не чувствовал.

00:40:03 Таким образом, мы видим, что сознание ощущает вкус, а ум это то, что чувствует вкус и язык предназначен для того, чтобы взять этот вкус. Язык, берет вкус, ум чувствует вкус, но само сознание ощущает это. Это видит сознание, касается и остальные действия совершает сознание. То же самое относится и к действующим чувствам. Когда я в своем сознании думаю, чувствую и желаю взять эти караталы, то сознание, что пронизывает мою руку от мозга, получает приказ и, следуя приказу, рука берет караталы. Но этот механизм работает таким совершенным образом, что мы даже не задумываемся, как мы что-то берем, и как это происходит – мы принимаем это как естественное что-то.

00:41:42 Но если вас парализует, и вы захотите сделать что-то, вы увидите, что вы захотите чтобы рука действовала, но она не действует. Постарев, вы обнаружите, что почти не видите. Потому что сознание не проникает в этот состарившийся механизм, вы будете смотреть на своего внука, и будете называть его внучкой. Он скажет: «Но я не внучка, я внук. Ты что не видишь?» На ощупь вы скажете: «Да, правда». Может оказаться так, что сахар нам будет казаться соленым, а соль – сладкой, потому что сознание больше не пронизывает язык в достаточной мере. Если вам дадут яблоко, а потом апельсин, для вас не будет разницы, будет один и тот же вкус. Таким образом, главным действующим лицом является сознание.

Эволюция сознания

00:43:00 Во внутренней энергии все является «чит», и мы тоже часть этого. [ананда-чинмайа-расатматайа манахсу йах пранинам пратипхалан смаратам упетйа лилайитена бхуванани джайатй аджасрам говиндам ади пурушам там ахам бхаджами (Брахма-самхита 5.42)]. Блаженное сознание, из этого блаженного сознания состоят и пол, и стены, и потолок, и нос. И там постоянно происходит… Сознание течет там ничем не ограниченное. Когда сознание блокируется материей, то мы имеем дело с амебой. Если чуть спадет покрытие – мы будем иметь дерево, ещё более открытое сознание будет представлять что-то движущееся, ещё больше открывается сознание – можно летать. Вот это эволюция. Это не так что шимпанзе стало Дарвином. Для этого нужно слишком много мозгов [смеется].

00:44:33 Эволюционирует сознание, по мере того, как сознание все больше и больше расцветает, подобно раскрывающемуся цветку, когда оно полностью раскрывается, такое живое существо с таким сознание получает человеческую форму жизни. И когда от этого цветка начинает запах исходить, то это живое существо – полубог. И если живое существо упускает предоставленный ему шанс, то цветок закрывается и опять возвращается в состояние насекомого. Потому что если сознание раскрыто только до определённой степени, то вы можете ощущать только запах, и вы получите тело, которое способно ощущать только запах, вкус уже недостижим. Но иногда к запаху добавляют и вкус, и тогда сознание чуть-чуть раскрывается. И тогда следующее тело живого существа обретает на один чувствующий орган больше, оно может ощущать не только запах, оно может ощущать вкус. Таким образом тело конструируется в зависимости от того насколько раскрыто сознание.

00:47:03 Таким образом, обеспечив Вселенную вот этими шестнадцатью элементами, обеспечение шестнадцатью элементами, которыми снабжается Вселенная, появляется из Бога. И этот этап называют «саргой». И когда кто-то берет уже данные энергии, в нашем случае это Брахма, он творит из этого. И то, что творит Брахма называют «висаргой». Так что это первые два предмета, которые мы сегодня с вами обсуждали из «Бхагаватам».

00:47:47 Сейчас я готов ответить на вопросы. Мы и дальше будем разбирать одну тему за другой. Все ясно? Всем понятно? Вы не против если мы и дальше будем так продолжать каждый день, мы будем обсуждать один предмет? Благодаря этому у нас получится хорошее взаимодействие. Когда вернетесь домой, попытайтесь вспомнить то, что услышали и сделать какие-то заметки. Когда вы будете эти заметки писать, у вас возникнут вопросы, и на следующий день вы их сюда приносите. Таким образом, мы совершим «Бхагавата-ягья», и погрузившись в изучение «Бхагаватам», мы призовем благословение на весь мир. Благо получим не только мы, но и весь мир получит благо. Так что, пожалуйста, займитесь этой ягьей – изучением «Шримад-Бхагаватам».

Ответы на вопросы

В духовном мире преданное служение не прерывается

00:49:03 [Из зала] « В Бхагавад-Гите говорится, что преданное служение никогда не теряется, в следующей жизни оно будет продолжено, а почему тогда, мы знаем, что первые живые существа рождаются в великих формах жизни, потом они деградируют, ведь у них сознание в очень высокой степени раскрыто? »

00:49:20 [Атма Таттва дас] Во-первых, нужно понять, что не всегда живое существо нисходит сразу на высокий уровень. Шри Чайтанья сказал: «Удовлетворение чувств Кришны называется любовью, а попытки удовлетворять свои собственные чувства называются «камой» – вожделением». И когда человек изменяет сознание, сознание живого существа, меняется сознание Бога на его несознание, то в живом существе проявляется вожделение. И в соответствии с этим ему дается определённое место в материальном мире.

00:50:29 И когда мы говорим о том, что преданное служение никогда не теряется, то это касается того преданного служения, которое мы выполняем здесь. Те отношения, которые существуют в материальном мире, естественны, и когда живое существо хочет наслаждаться своими собственными чувствами, то оно, пользуясь свободой воли, помещает своё сознание в материю. И когда обретается Сознание Кришны вновь, даже, несмотря на то, что это живое существо провело миллионы и миллионы жизней в материальном творении, в духовном мире это существо продолжает действовать точно также, как оно действовало вывалившись оттуда, потому что время действует только в материальном мире, а в духовном мире времени не существует.

00:52:01 Я вам сейчас грубый пример приведу. Представьте, что я подношу цветок Кришне в духовном мире, и в этот момент подумал: «дай-ка я сам попробую насладиться», и в этот момент мое сознание погружается в материю. И здесь, в этом материальном мире, я появляюсь как Брахма, Индра и кто бы то ни было еще, и здесь я нахожусь миллионы и миллиарды лет, здесь я могу быть и деревом, и рыбой, кем только могу не быть. Из тела Маха-Вишну проявляются вселенные опять в него входят, опять проявляются, опять в него входят, и я с этот вселенной погружаюсь в него, опять выхожу, опять погружаюсь. Потом вдруг кто-то книгой меня по голове «хлоп» – «Шримад-Бхагаватам», и я, очнувшись понимаю, что вообще-то я должен быть с Кришной, то сознание начинает отрываться от материи и опять обращаться к духу, и таким образом, когда я возвращаюсь в духовный мир – там все продолжалось, там не произошло никаких перерывов, там все как происходило, так и происходит, нет перерывов. Там тоже было преданное служение, но то преданное служение никогда не прерывается.

00:53:54 Это очень грубый пример. Однажды Прабхупада нечто подобное объяснял. Матаджи одна смотрела на Прабхупаду, когда он объяснял, и говорит: «Что, и в этом весь фокус?» Прабхупада сказал: «Да». Она сказала: «И что?» Прабхупада сказал: «Просто пустая трата времени» [смеется]. Нужно было видеть её лицо. Она что-то такое очень важное поняла. Вот как раз в этом всё и есть. Всё это лишь пустая трата времени. Пустые усилия, не приводящие ни к какому результату. Столько усилий, столько работы, сил, столько Ромео, столько Джульетт, и, в конце концов, все это пустая трата времени [смеется].

00:55:17 В Америке кто-то может ехать на экспрессе по такой длинной-длинной ветке, и в каком-то месте надпись «выход», он думает: «Что-то я заехал, дай-ка я заверну», и он заезжает и выходит в город. Потом он думает: «Может подзаправиться нужно», приезжает на заправку. И пока заливается бензин – смотрит там билеты лотерейные, и он начинает играть в лотерею, и потом «бах» и ему выпадает пятьдесят миллионов долларов. Тут же приходят большие полицейские чины, чтобы посмотреть, чтобы его «черные» не убили, и его сопровождают в его собственную квартиру, а у этого полицейского чина есть красивая сестра. Он говорит: «У меня есть пятьдесят миллионов долларов», она говорит: «Я тебя люблю, почему нет. Столько денег» [смеется]. И он влюбляется.

00:56:53 Потом этот чин говорит: «Нет, ты не можешь жениться на моей сестре». И поздно ночью он приезжает за девушкой, они садятся в машину и убегают. Полиция с мигалками за ними едет, стреляют по машине, он попадает в больницу, кости переломаны, шесть месяцев лежит в больнице. И сестра этого полицейского чина так преданно за ним ухаживает, потом брат соглашается: «Ну, ладно, женитесь». Потом они отправляются в горы на медовый месяц, у них рождается трое детей и тут он вспоминает: « Я ехал с такой-то улицы, и он возвращается в этот же, который заехал и потом смотрит: «Ты глянь же, та же самая дорога, я на той же самой дороге, это все что со мной произошло». Он хотел всего лишь чуть-чуть передохнуть с дороги, и из-за того что он решил отдохнуть несколько часов, с ним произошла вся эта история с погонями, с деньгами, с влюбленностью и со всеми другими прелестями.

Всё здесь – пустая трата времени

00:58:36 Вот это очень похоже на то, о чем я сейчас говорил. Вернувшись в духовный мир мы продолжим ровно с того момента, с которого мы оттуда ушли. И здесь, живя в этом мире, если мы живем жизнью преданного, но ещё не достигли успеха, то в следующей жизни мы можем родиться либо в хорошей семье, где не нужно будет тяжело трудиться ради хлеба насущного, или мы родимся в семье великих философов, даже если мы не получим такого рождения, ничто не будет говорить, мы вдруг решим: «Все это здесь – пустая трата времени». Так с многими людьми случается. Со мной тоже так.

00:59:41 Однажды утром я подумал: «Глупость всё это!», и ушел. В девятнадцать лет я уже работал, у меня была высокая должность, я был шефом отдела по связям с общественностью в одной крупной фирме. Все мне завидовали: «Такой молодой парень, на таком ответственном посту». Но однажды я подумал: «Что это за ерунда такая, зачем я этим занимаюсь?» Я взял листок и написал: «Не ищите меня» и ушел [смеется]. Все удивились: «У него был успех, ладно если бы его постигла неудача, можно было бы понять, а то успешный человек, всё бросил». Плача они писали в стихотворной форме прославления в мой адрес: «Он был такой хороший, но он ушел».

01:01:07 И чем я занимался? Я спал на автобусных остановках, меня кусали комары, я побирался, чтобы было что есть. И я думал: «Зачем люди всем этим занимаются?» Люди думали: «Зачем он живет такой жизнью, он жил хорошо, все его прославляли, говорили, что он гениальный, а сейчас он спит по автобусным остановкам». Когда я спал, собаки мне лицо лизали, в Дели так было. И человек может думать: «зачем он так поступил?» Вы можете спросить: «Почему я собственный пример привожу?» Я вам мог про Прахладу, Бхишму рассказать, а кто я такой? [смеется]. Где сейчас эти великие личности? Они где-то там далеко! Но я сейчас сижу здесь и вот та щека, которую та собака лизала, поэтому я и привожу себя в качестве примера.

01:02:31 Даже если вы не родитесь в какой-то удачной обстановке, то в какой-то момент в вашем диске произойдут изменения, и вы зададитесь вопросом: «Чем я вообще здесь занимаюсь?» Может быть, когда-то кто-то великий пил чаринамриту, и, испив её, тряхнул рукой и капельки попали на какого-то жучка, в котором я тогда был, и благодаря этому сейчас я родился в человеческой форме и понял, что вся эта деятельность полностью бесполезна! Это называется «агьята-сукрити» – неосознанное благочестие. Сами не подозревая, могли совершить какое-то действие в преданном служении, даже это дает нам склонности, даже если никто извне вас не подталкивал, в вас самих рождается вопрос: «Я хочу узнать, что такое Абсолютная Истина».

01:04:01 Преданное служение никогда не прерывается, не теряется, и все эти многие рождения, что мы прожили в материальном мире, в телах людей, полубогов или собак – все это лишь было пустой тратой времени. Поэтому зачем тратить время понапрасну? Нужно отнестись к этому очень серьезно, прямо сейчас, в данный момент, надо очень серьезно отнестись к нашей сегодняшней человеческой форме жизни и практиковать Сознание Кришны. Шри Чайтанья Махапрабху сделал этот процесс очень легким, дав нам Святое Имя: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе!
Еще вопросы?

Где в теле находится душа?

01:05:04 [Из зала] « Когда срывают цветы, например, розы, в какую форму жизни переходит этот цветок после срывания? »
[Атма Таттва дас] Если кто-то срывает розу, телом живого существа является все растение, а не один цветок, это все равно, что мы ногти стрижем, ногти – это не есть я, это только часть. На розовом кусте цветы – это только часть, но в этом теле есть главное, доминирующее живое существо. В теле этого растения могут быть множество других живых существ, миллионы амеб, они тоже живут в этом теле, но у этих амеб есть своё тело, поэтому тело этого растения поддерживает жизнь этих амеб, они зависят от этого растения. В нашем кишечнике миллионы червей крошечных живет, и каждое из них индивидуальное живое существо. Поэтому если мы спросим – сколько в одном теле живых существ, ответ таков, что бесконечное множество.

01:06:54 Но живое существо, владеющее этим телом – это Он, а в Нем могут быть миллионы других живых существ. И когда вы срываете цветок с растения – живое существо там, в растении, остается. Это все равно, что ногти подстричь – мы стрижем ногти, но от этого тело мы не покидаем. Но если вы срежете все растение, то тогда живому существу, для которого это растение было телом, придется искать новое тело. Что случится, если вы отрежете ветку розового куста, если вы эту ветку посадите в землю, вырастет новый розовый куст. Как он вырастет, почему? Потому что есть определённое живое существо, которое ждало определённого тела, и когда вы создали условия, засунув веточку в землю, вы создали условие и это существо входит и становится хозяином этого растения и начинает расти и давать цветы.

01:08:23 Если кто-то сядет на мой стул, это не значит, что я умру, я возьму другой стул и на него сяду. Между мной и переводчиком миллионы живых существ, которые ждут момента, когда им будет предоставлено тело и как только возможность предоставляется они попадают в этот тело. Например, если порезать руку и не нанести лекарство, то постепенно внутри появится какая-то жидкость, и если вы будете смотреть на неё, вы увидите что, что-то движется, но это ваша собственная царапина, как она двигается, и вы увидите, там червячок завелся. Потому что жидкость, которая находилась в вашем теле, создала определённые условия, и живое существо, воспользовавшись этим, вошло, и из этих условий развился червячок. Поэтому, как только предоставляется возможность для существования, живое существо немедленно пользуется этим и входит в представившееся новое тело. Это относится к науке о душе и теле («чит» и «ачит»).

01:10:03 Если кто-то срезает цветок розы и предлагает его Кришне, то всё растение, та душа, которая находится в теле этого растения, переходит на более высокий уровень существования. И оно перепрыгивает много ступенек эволюции. Поэтому просто предлагая плод, листок, цветок, мы помогаем другим живым существам, эволюционировать, двигаться в направлении Бога. Если вы предлагаете хлеб, то та пшеница, из зерен которой была сделана мука, и из которой вы испекли хлеб, та пшеница, из которой это появилось, та душа возвысится. Так что представьте себе – какая благотворная эта деятельность. Если мы просто будем практиковать Сознание Кришны, таким образом, мы облагодетельствуем огромное количество живых существ.

01:11:49 Мы думаем, что мы совершаем великий поступок, великую благотворительность совершаем, спасая какой-нибудь исчезающий вид шимпанзе где-нибудь в Африке. В Америке по телевизору можно увидеть, они кричат: «Хватай трубку телефона прямо сейчас, спаси эту обезьяну, присылай нам доллары, один восемь сто и дальше номер». Я не думаю, что они занимаются великой благотворительной деятельностью, но просто предлагая пищу Кришне, вы помогаете миллионам душ. Непостижимо сколько людей могут обрести бхакти и возвысится благодаря этому. Просто вот так, как сейчас обсуждая «Шримад-Бхагаватам», вы даже не знаете, сколько живых существ, которые сейчас вот здесь в воздухе витают, отправятся на райские планеты благодаря тому, что слышат здесь это обсуждение. Когда они слышат вибрацию [произносит мантры]– серьезная очень для них эта вибрация, как молоточки начинают бить по ним, и благодаря этой энергии они отправляются прямо на высшие планеты.

01:13:48 Просто сказав: «О, Иисус, о, Мария», просто произнося это, мы даем освобождение многим, мы помогаем им возвыситься до более высоких уровней. Иногда мы говорим: «О, Господи», а англичане говорят: «Oh, Jesus» и только благодаря тому, что мы сделали что-то неправильно и произнесли в связи с этим имя Христа, мы даем большое благо другим живым существам, но представьте себе, что если мы скажем это с любовью. Когда биржа проваливается, они снимают шляпы и говорят «Ла Аллах», что же делать, но представьте себе, что он скажет это имя не просто так, а с любовью к нему, сколько живых существ получат благо от этого звука. Когда вы тянете колесницу с Господом Джаганнатхой по улице, что все преданные кричат: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, сколько живых существ улучшает своё положение в этом мире!

01:15:29 Шрила Прабхупада сказал, что высшая благотворительная деятельность – это проповедовать Сознание Кришны. И благо будут получать не только те люди, которых мы видим, благо получат и те, кого мы не видим. Когда повторяют Имена Бога, когда читают «Шримад-Бхагаватам» тела полубогов выздоравливают, они обретают достаточное могущество, чтобы защищать религиозные принципы, а демоны слабеют при этом. Для них это подобно стрелам в голову, они где-то прячутся во мраке. Все это происходит просто благодаря тому, что мы занимаемся преданным служением. И только глупец откажется от преданного служения став человеком, обретя человеческую форму. Не я это сказал, это сказал Вьяса в «Тайттирия-упанишад», он сказал: «Только глупец не станет преданно служить Богу».

Учиться у осознавшей себя души

01:17:02 [Из зала] « Уважаемый Атма Таттва прабху, вы часто говорите о слушании от самоосознавшей себя души, как вы применяете этот принцип в своей жизни? »
[Атма Таттва дас] Единственный процесс, которому я следую, я читаю книги Шрилы Прабхупады. На самом деле книги Шрилы Прабхупады не написаны, а надиктованы, он их не писал. Поэтому когда я открываю книгу, когда я читаю, я слышу, как Прабхупада говорит [изображает Шрилу Прабхупаду], я правда это слышу [смеется]. Может это у меня иллюзия такая, но я действительно слышу его. И, кроме того, Шрила Прабхупада оставил в Движении множество осознавших себя душ после себя. Некоторые из них готовят на кухне, некоторые из них духовные учителя, но я всех их слушаю.

01:21:53 В этом Движении нет недостатков в осознавших себя душах, но для того, чтобы признать, понять кто осознавшая себя душа, мы должны своё тело осознать. Хотя бы мы должны осознать, что это тело для меня – это препятствие и тогда, когда мы увидим осознавшую себя душу, мы сразу поймем: «Вот осознавшая себя душа». Однажды один ученик Шрилы Прабхупады спросил: «Как узнать чистый вы преданный или нет?» Хороший вопрос [смеются]. Шрила Прабхупада часто говорил: «Чистый преданный, чистый преданный». Парень был очень простой – никакой ревности, никакой зависти он не испытывал, он просто хотел узнать: «Как мне узнать чистый преданный или нет». Прабхупада ответил так: «Представь себе, что у тебя грязное дхоти, и ты относишь его в чистку, и ты знаешь, что такое чистое и что такое грязное. Вот ты грязный» [смеются]. И потом он спросил: «Ты понял, о чем я говорю?» [смеются].

01:23:46 Так что не так уж трудно понять кто такой чистый преданный, гораздо труднее понять, кто я не есть. Если вы не осознавшая себя душа, то если не такой же как вы…Вот я например не осознавшая себя душа, но я знаю какой я, и несмотря на то, что я лекции по «Бхагаватам» читаю, я то знаю, что у меня в уме там крутится. Когда я вижу другого человека, и у него нет таких проблем как у меня, я вижу действительно, что это осознавшая себя душа. Поэтому для того, чтобы узнать кто осознавшая себя душа, главное качество, которым должны обладать, что вы не должны быть осознавшим себя. И этого достаточно. Потому что вы не можете действовать как он и вы можете задаться вопросом: «Как это он так делает?»

01:25:05 Я вам уже рассказывал историю: весь день я спал, потому что ночью охранял комнату Прабхупады, но он работал весь день и вставал в два часа, а я так не мог, мне было двадцать один, ему было восемьдесят. И как ему удавалось так? Потому что он осознавшая себя душа. Поэтому. Все очень просто. Не надо проверять осознавшая себя душа или нет, пытаясь заставить человека лететь по воздуху не в самолете Аэрофлота, а так. Однажды Шрила Прабхупада сказал: «Вот я чистый преданный, но мне приходится билеты на самолёт покупать» [смеются]. Не так, что Прабхупада хлопнул в ладоши, призвал бы: «Гаруда», и на Гаруде отправился бы в Нью-Йорк. Ему приходилось иметь дело с иммиграционными службами, с таможней, с билетами, с самолетами, он садился в кресло.

01:26:37 На самом деле Шрила Прабхупада мог легко позвать Гаруду. Гаруда бы прилетел. Гаруда будет более счастлив, если ему удастся носить на себе чистого преданного. Но если вот такой вот как я прилетает в Москву, то что это значит если я хлопну в ладоши Гаруда прилетит? Если я хлопну в ладоши, ворона даже не прилетит [смеются]. Вот именно поэтому Прабхупада летал на самолетах, он хотел показать всем пример. Так что я вам из своей личной жизни даю гарантию – в этом Движении множество осознавших себя душ. Может быть, у них у всех было разное прошлое, кто-то может быть хиппи, джиппи, но сейчас они Бхагаваты. Поэтому для того, чтобы вычислить насколько другой человек осознал себя, прежде всего вы должны понять, насколько вы себя не осознали.

01:27:57 И после этого вы увидите, что в ИСККОНе есть сотни осознавших себя душ, и я всех их слушаю. Не важно, маленький ли это гурукуленок, может быть мой собственный ученик, но я вижу, это осознавшая себя душа. Потому что я не могу делать то, что может делать он, у меня нет таких желаний как у него. Как один гурукуленок сегодня подошел ко мне и сказал: «Пожалуйста, дайте мне благословение на преданное служение». Когда мне было столько лет, я задавал только один вопрос: «Дайте мне билет, я хочу в кино сходить». И я вижу, что это более осознавшая себя душа, чем я. Иначе как бы это девятилетний мальчишка подошел бы с таким вопросом: «Пожалуйста, благословите меня на преданное служение»?

01:29:00 И я очень внимательно слушаю таких осознавших себя душ, они могут быть маленьким, могут быть большими, они могут быть поварами, могут быть Гуру. Это не важно. Они могут быть внешне очень простыми преданными, но когда они говорят, когда они задают вопрос, вы можете почувствовать, вы можете видеть, это осознавшая себя душа. Так что благодаря Шриле Прабхупаде в нашем Движении существуют осознавшие себя души. И мы должны стать одними из них. Харе Кришна! Шрила Прабхупада, ки джая! Шри Атма Таттва прабху, ки джая!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *