Объясните что являлось причиной устаревания выписанных вами историзмов
Устаревшие слова в русском языке
Устаревшие слова — это слова, которые не используются в современной повседневной речи. Такие слова обозначают исчезнувшие понятия или заменяются современными словами-синонимами.
Что такое устаревшие слова?
Узнаем, что такое устаревшие слова в русском языке, если примем во внимание, что лексика складывается из слов активного употребления и слов пассивного запаса. Это значит, что в словарном составе русского языка различают активную и пассивную лексику. Одни слова востребованы в речи говорящими каждый день:
Значение этих слов понятно всем владеющим русским языком. Они не отличаются оттенком архаичности или новизны и составляют активный словарный запас. А другими словами мы не пользуемся ежедневно. Они существуют в русском языке, зафиксированы в словарях, но не востребованы в повседневной живой речи и поэтому принадлежат к пассивной лексике. Это устаревшие слова, которые можно разграничить на две группы:
Рассмотрим более детально каждый тип устаревших слов.
Историзмы
Лексика русского языка все время изменяется: с одной стороны, она пополняется новыми словами, а с другой стороны, некоторые слова устаревают. Слова могут стареть по-разному. К примеру, с течением времени исчезает предмет, явление или понятие, которое обозначало слово:
Само слово сохраняется в лексике, но не используется ежедневно в речи. Оно принадлежит уже истории и поэтому называется соответствующим термином.
Такие слова связаны с историей. Если взглянуть на некоторые слова с точки зрения времени, то установим, что они были востребованы когда-то в прошлом:
Предметы и явления, которые обозначают историзмы, не сохранились до нашего времени, а устаревшие слова остались и пополнили пассивный запас лексики. Историзмы не имеют синонимов в русском языке. Это единственные названия исчезнувших из обихода предметов и понятий. Их значение не всегда ясно современному человеку. Чтобы понять, что значит тот или иной историзм, следует обратиться к историческому прошлому, например:
Примеры историзмов
По значению историзмы можно разграничить на несколько семантических групп:
Архаизмы
Некоторые слова с течением времени потеряли свою актуальность и были вытеснены из активного употребления современными словами с тем же значением. Предмет или явление существует в реальности, а слово, называющее его, устарело и вышло из активного употребления.
Термин «архаизм» восходит к греческому слову archaios, что значит «древний».
В русском языке архаизмы всегда имеют современные слова-аналоги, или синонимы, которые называют то же явление, понятие или предмет:
Устаревшие названия частей тела человека
Некоторые современные слова совпадают в одном из своих значений с архаизмами. Так, современное слово «живот», кроме общеизвестного названия части тела человека, имеет архаичное значение «жизнь».
Примеры архаизмов
Архаизмы неоднородны по своему составу. Некоторые устаревшие слова полностью были заменены соответствующими современными словами с другим корнем. Значение таких слов иногда трудно понять современному человеку без помощи словаря. Ряд архаизмов отличаются некоторыми морфемами или отдельными звуками от их синонимов. С этой точки зрения архаизмы делят на группы:
1. лексические архаизмы — устаревшие слова с другим корнем:
2. лексико-словообразовательные архаизмы — устаревшие слова с другим суффиксом:
3. лексико-фонетические архаизмы отличаются одним или несколькими звуками:
4. лексико-семантические архаизмы — слова, имеющие другое значение в современном языке:
Итак, архаизмы вышли из активного употребления из-за замены их современными словами с тем же значением. Они используются в научных трудах и художественной литературе как стилистическое средство для создания колорита исторической эпохи, характеристики речи персонажей.
Видеоурок «Новые слова. Устаревшие слова»
Историзмы — это устаревшие слова из прошлого
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык – это в некотором роде живой организм. Он растет, взрослеет, видоизменяется, впитывает в себя что-то новое.
В нашей повседневной речи постоянно появляются новые слова. Как правило, они заимствуются из других языков. Например, одни из самых последних нововведений – «праймериз», «криптовалюта», «блокчейн», «роуминг».
А некоторые слова, наоборот, навсегда уходят из лексикона. И встретить их можно только на страницах книг или в фольклоре (песнях, поговорках, анекдотах и так далее).
Их делят на две категории – это историзмы и архаизмы (что это?). В этой статье мы подробно расскажем о первой группе, но и поясним, чем она отличается от второй.
Что такое историзм
Историзмами называют слова, вышедшие из употребления в связи с тем, что предметы или явления, которые они обозначали, стали неактуальны для настоящего времени.
Чтобы лучше понять это определение, давайте в качестве примера вспомним известный советский фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Когда царь Иван Грозный попал в XX век, он разговаривал на таком непонятном языке, что окружающие его не всегда понимали. Ну, например:
Чей холоп спрашиваю?
Ты пошто боярыню обидел, смерд?
Здесь наибольшее непонимание могут вызвать слова «ХОЛОП» и «СМЕРД». Так в XVI веке называли соответственно «крепостных, которые полностью зависят от хозяев» и «крестьян-землепашцев, которых впоследствии также закрепостили».
Во времена того же Ивана Грозного эти слова ни у кого не вызывали вопросов и были привычной частью русского языка. Но с отменой крепостного права они потеряли свою актуальность и постепенно ушли из лексикона. В современном понимании это и есть историзмы.
Историзмы и архаизмы – в чем принципиальная разница
А вот теперь приведем определение архаизмов:
Архаизмы – это устаревшие слова, которые вышли из повседневного лексикона, но были заменены современными синонимами.
В качестве примера можно вспомнить еще пару фраз из того же фильма «Иван Васильевич меняет профессию»:
Эх, лепота-то какая!
Молви еще раз, ты не демон?
Как челобитную царю подаешь?
Здесь также есть устаревшие слова, которые мы уже почти не употребляем. Это «лепота», «молви» и «челобитная». Но в современном русском языке им легко можно найти замену – «красота», «скажи» и «докладная, прошение».
И в этом принципиальная разница между этими понятиями. У архаизмов есть современные синонимы, а у историзмов нет.
Принцип возникновения историзмов
Все историзмы соответствуют какому-нибудь историческому периоду.
Например, раньше в России была такая монета как «алтын», равнявшаяся трем копейкам. Сейчас это слово уже не употребляется, так как и денег таких нет. Или возьмем для примера различные чины – граф, князь, боярин. Таких званий в современной России уже не существует, а потому и слова можно также считать историзмами.
Но не надо думать, что к историзмам относятся только термины, которым уже несколько веков. Есть и более современные примеры. Например, многие слова, которые были в ходу в Советском Союзе, сейчас уже стали частью истории. Например:
А можно привести и еще более современный пример историзмов. Всего 10-20 лет назад существовали предметы, которые сейчас также стали частью истории.
И если взрослые понимают, что означают слова «ДИСКЕТА», «ПЕЙДЖЕР», «АУДИОКАССЕТА», «ТАКСОФОН», то у молодежи они вызовут откровенное удивление.
Примеры историзмов
Как мы уже говорили, историзмы – это названия предметов или явлений, которые существовали в прошлом.
Общественный уклад жизни:
Название воинских чинов:
Название вооружения и экипировки воинов:
Старинные меры измерения:
Интересно, что некоторые историзмы через какое-то время могут вернуться в активную лексику. И тогда они перестают считаться устаревшими.
Вместо заключения
Понятие «историзм» используется не только в языкознании, но и в литературе, но там оно имеет совершенно другое значение. Это способность автора в мельчайших деталях и наиболее ярких образах передать облик различных исторических событий.
Яркими примерами могут быть такие произведения, как «Слово о полку Игореве» (автор неизвестен), «Война и мир» Льва Толстова или «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Не соглашусь насчет князей и графов, сейчас столько обществ развелось, которые присваивают всякие титулы, что и в современном русском языке эти слова вполне актуальны. С забралом тоже не понял, у шлема мотоциклиста эта деталь тоже забралом называется.
Хотя многие историзмы вышли из обихода, от них все еще есть польза. Например, можно понять, что человек любит читать классику, если в его речи встречаются подобные слова.
. овно полное это не историзмы, а архаизмы.
Лексика. О чем говорят устаревшие слова
Цели урока: 1) познакомить учащихся с понятием «устаревшие слова», с причинами устаревания слов в русском языке;
2) учить пользоваться толковым словарем и извлекать информацию из текстов;
3) воспитывать интерес к истории родного языка, родной страны.
Оборудование: картины с изображением старинного быта русских крестьян, предметы русского быта (лапти, прялка, светец, лучина и т.д.) или их рисунки, фотографии.
1. Объяснение нового материала.
Слово учителя. Словарный состав русского языка непрерывно изменяется: исчезают одни слова, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала оно становится малоупотребительным, а потом и вовсе исчезает.
Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например кафтан, то слово постепенно забывается.
Давайте найдем слово кафтан в словаре. Что оно обозначает?
Носят ли кафтаны сейчас? Как помечаются устаревшие слова в словаре?
Почему устаревают слова?
Во-первых, из жизни уходят называемые словом предметы, явления действительности.
Но есть и другая причина устаревания слов. Найдите в словаре слово кушак. Пользуемся мы сейчас этим предметом? А словом? То есть место слова кушак заняло другое слово – пояс – с тем же значением. Итак, многие слова перестали употребляться, потому что они были вытеснены новым словом-синонимом.
Слова, которые устаревают потому, что исчезают обозначаемые ими явления действительности, называются историзмами.
Слова, которые устарели потому, что их сменили синонимы, называют архаизмами.
2. Тренировочные упражнения.
Задание 1. Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.
Задание 2. Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя «потомков». От каких старинных слов ведут происхождение слова:
перстень; наперсток; перчатка; челка; устный?
Задание 3. Найдите устаревшие слова в отрывке из стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.
Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.
Давайте и мы побываем в крестьянской избе.
Задание 4. Работа с текстом.
Текст для мальчиков
Долгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами наверху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов лучина, светец. Запишите ответ в виде словарной статьи.
Прялка. В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за нее садились уже 6–7-летние девочки.
Назначение прялки – превратить лен или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на гребне укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.
Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить.
1. Определите тему текста, озаглавьте его.
2. Объясните с помощью текста лексическое значение слов прялка, кудель, веретено. Запишите ответ в виде словарной статьи.
Слово учителя. С прялкой связана не только работа, однообразная и утомительная, но и первые девичьи волнения и переживания.
Если парень дарил девушке прялку, а та принимала ее, это означало, что она к нему неравнодушна. Естественно, что такой молодой человек старался сделать «парадную часть» прялки – гребень – покрасивее. Вырезал узоры, выпиливал, красил. Он знал, что, получив подарок, его избранница тут же позовет подруг. И тогда все узнают, как он любит свою ненаглядную, коль сумел своими руками сотворить такую красоту.
Задание 5. Отгадайте загадки.
Мышка ходит по брусочку, роняет по кусочку. (Горящая лучина.)
Белое ест, черное роняет. (Лучина горит.)
Стоит Трошка на одной ножке, крошит крошки. (Светец.)
На осине (липе) сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу. (Прядение.)
Задание 6. Распределите устаревшие слова по тематическим группам, пользуясь толковым словариком.
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.
Задание 7. Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.
1. Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.
2. Баба-яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом.
3. Входит в светлицу – видит: красота невообразимая.
4. Здравствуйте, купцы чужеземные!
5. Заприметил король и стал его выспрашивать:
– Что с тобой сделалось? Аль кручина какая?
6. Да вот тебе мое рукоделье: где бы ни был, а как станешь умываться – завсегда утирай лицо этой ширинкою.
7. Я по коробу метен, по сусеку скребен, на сметане мешен, на окошке стужен.
8. Приходит стрелец к большому великолепному дворцу; клубок докатился до ворот и пропал.
3. Подведение итогов урока.
Какие слова называют устаревшими?
Почему слова устаревают?
О чем рассказывают устаревшие слова?
Нужно ли собирать, беречь устаревшие слова?
Василиса Прекрасная и другие сказки. Русские народные сказки из сборника А.И. Афанасьева. М.: Стрекоза-пресс, 2006.
Волков В.М. Русская деревня. Труд, быт и нравы наших предков. М.: Белый город, 2005.
Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по Стране слов. М.: Просвещение, 1991. С. 238.
С.И. ЖУРАВЛЕВА,
дер. Ивановская,
Селивановский р-н,
Владимирская обл.
Будь умным!
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10
;text-decoration:underline»>Урок русского языка
«>Познакомить учащихся с понятиями «устаревшие слова», «архаизмы», «историзмы», причинами устаревания слов,
«>Помочь определить роль устаревших слов в речи,
«>Научить пользоваться словарями, извлекать из них необходимую информацию,
«>Воспитывать интерес к слову, его истории.
«>Презентация, толковые словари С.Ожегова, В.Даля.
«>Стадия вызова “Верные и неверные утверждения”. (Индивидуальная работа учащихся)
«>А сейчас надо поработать в группах и сверить свои предположения с предположениями других ребят.
«>Давайте проверим, что у вас получилось. Сколько верных утверждений? Сколько неверных?
«>А сейчас докажите свой выбор. Для этого каждая группа выбирает одно высказывание и доказывает его верность или неверность.
«>(По одному человеку от группы выслушиваются с ответом)
«>Не согласились вы с 10 высказыванием. Почему?
«>А почему возможна ошибка в объяснении этой фразы?
«>Как бы вы назвали подобные слова?
«>А что ещё было неясным?
«>Сомнения вызвали слова «архаизм», «историзм». Некоторые учащиеся имеют какие то сведения об этих словах, они пытаются объяснить их значение. Однако вы пока не можете уверенно объяснить, какое отношение эти понятия имеют к лексике. А может, и не надо знать нам эти слова? Часто ли вы употребляете слово «аршин»?
«>Согласны ли вы с теми ребятами, кто считает, что необходимо знакомиться с подобными словами, так как они встречаются в речи, в пословицах, поговорках, в художественных произведениях?
«>Так, может, сегодня и посвятим этому вопросу урок?
;text-decoration:underline»>Архаизмы и историзмы.
«>Что знаем о них, что надо узнать, чтобы эти «незнакомцы» стали нам известны и понятны (архаизм и историзм)?
«>Составим таблицу (Слайды 3)
«>Что вы знаете об этих словах?
«>Возможно, кто-то из ребят, основываясь на лексическом значении слов, сумеет предположить, что эти слова как-то связаны с историей (историзм), обозначают что-то древнее (архаизм напоминает архаичный).
«>Пришло время познакомиться с этими словами поближе.
«>Перед вами текст. Выпишите слова с пропущенными буквами, заполните пропуски, подчеркните и объясните орфограммы (подберите проверочные слова, где это необходимо).
«>«Ув…жая выг…дность пол…жения Ягошихинского завода и сп…собность места сего для учреждения в нем губернского города, …Мы предписываем Вам город губернский для Пермского намес…ничества назначить в сем месте, наим…новав оный город Пермь».
«>Это указ императрицы Екатерины » xml:lang=»en-US» lang=»en-US»>II «> об учреждении города Перми. 26 ноября 1780 г. Екатерина II подписала «Указ об учреждении губернского города Пермь». Так Екатерина II решила судьбу Егошихинского поселка, который получил название Пермь и стал губернским городом, административным центром огромной территории.
«>Что затрудняло чтение текста? Почему? Да. В тексте есть слова, формы слов, которые мы сейчас практически не употребляем. Назовите их.
«>Ребята. Такие слова называют в науке устаревшими словами. «>
«>Где можно узнать значение устаревших слов?
«>Работа с толковым словарём. Слайд 8,9,10,11.
«>Как словарь показывает, что слово устарело? (Обращаем внимание на особую помету, говорящую о том, что слово устаревшее.) Какие пометы в словарной статье указывают на устаревшее слово?
«>Найдите в словарике учебника подобные словарные статьи.
«>Заполнение таблицы: столбик «Узнал», пункт 4.
«>Почему эти слова исчезли из нашей речи? Почему некоторые слова устаревают?
«>Из жизни уходят называемые словом предметы, явления действительности.
«>Заполнение таблицы: столбик «Узнал», пункт 2.
«>Все ли причины устаревания слов мы назвали?
«>Прочтите текст. Выпишите слова с пропущенными буквами, заполните пропуски, подчеркните орфограммы, объясните написание слов. Слайды 12,13,14.
«>Мать меня в школу не пускала, говорила, что я маленький еще, а мне так с ребятами в школу ходить хотелось. Вот как-то я остался один дома, скучно мне стало. Нат…нул порты, рубаху накинул, влез в лапти, подп…ясал тулуп кушаком, шапку отцовскую на голову надел и побежал по своей слободе к школе. Бегу, собаки за мной гонят…ся, боязно мне. Добежал до школы, в сенцах шапку снял и отворил дверь в класс. А учитель строго спр…сил, кто я такой, как меня з…вут. Раст…рялся я, еле имя своё по сл…гам выг…ворил…
«>Кто это герой? (Филиппок из произведения Л.Н. Толстого)
Как вы думаете, этот мальчик наш с вами современник. ( Он жил почти 100 лет назад).
Что подчеркивает это? (Его одежда.) Назовите слова, обозначающие детали его одежды. На доске фиксируются таблички со словами: «>порты, лапти, тулуп, кушак. «> Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова? (Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают). Слайды 13,14. Дайте толкование значений этих слов. Какой способ толкования вы применили?
«>Почему устарели эти слова?
«>Дополним таблицу, столбик «узнал», пункт 2. (Предметы остаются, а их названиям на смену приходят более современные.)
«>Какие предметы называют устаревшие слова?
«>Мы обнаружили слова, которые называют предметы, ушедшие из нашего обихода, и слова, которые обозначают предметы, продолжающие существовать, но получившие новые названия. Поэтому среди устаревших слов произошло разделение: одни слова называются историзмами, а другие архаизмами.
«>Кто то может предположить, какие слова что обозначают? И почему?
;text-decoration:underline»>Ушли в историю предметы, а вместе с ними и слова. Такие устаревшие слова называют ;text-decoration:underline»>историзмами.
;text-decoration:underline»>А некоторые слова исчезли, но вместо них появились новые слова синонимы. Это ;text-decoration:underline»>архаизмы. Слайд 15, 16.
«>Распределите в 2 столбика историзмы и архаизмы. Это задание выполняется в группах. Учащиеся работают со словорями.
«>Злато, боярин, тиун, ведать, осьмнадцать, алтын, околоток, шелом, вече, лепота, молвить, волость. Слайды 17,18.
«>А известно ли вам, как называли в старину части тела человека? Знаете ли вы эти устаревшие слова? Историзмы это или архаизмы? Почему? Слайды 19,20.
«>А зачем знать устаревшие слова, ведь они уже устарели, значит, уже не являются современными? «> (Учащиеся отвечают.) слайды 21, 22,23,24.
«>Да, нередко в исторических литературных произведениях мы встречаем такие слова. Не поймём их от нас ускользнёт и смысл фразы, фрагмента.
«>Прочтите отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». Найдите в нём устаревшие слова. Попытайтесь «перевести» фрагмент на современный язык. Есть ли разница? Что утратил текст? Слайд
«>«Я вижу терем отдалённый, Где витязь томный, воспалённый Вкушает одинокий сон; Его чело, его ланиты Мгновенным пламенем горят; Его уста полуоткрыты…» (Устаревшие слова являются здесь примером высокой лексики, придают сказочную атмосферу.)
«>А вот ещё один фрагмент стихотворения, в котором тоже есть устаревшие слова. Найдите их. Замените эти слова современными. Смысл изменился? Но что исчезло?
«> «Червяк, насаженный умело на крючок, восторженно изрек:
«>- Как благосклонно провидение ко мне, я независим, наконец, вполне…»
«>(Н. Мизин) (В данном тексте устаревшие слова использованы для создания комического эффекта, иронии.)
«>Так нужны ли нам сегодня устаревшие слова? Почему? «>(Короткие ответы учащихся.)
«>Устаревшие слова помогают протянуть нить между прошлым и настоящим, помогают сохранить историю нашего народа.
«>Обратимся к нашей таблице. Что мы знали? Какие задачи перед собой ставили? Что узнали?
«>Заполняем таблицу, столбик «Узнал». Индивидуальная работа.
«>Какова была тема нашего разговора на уроке?
«>Какие вопросы мы поставили перед собой?
«>На какие вопросы мы сумели ответить на этом уроке?
«>Какие вопросы остались открытыми? Почему?
«>Домашнее задание. Слайд 26.
«>§42 рассказать об устаревших словах, упр. 336 (задания 1 (устаревшие слова и их толкования выписать в тетрадь),2). Ответить на вопрос. От каких старинных слов ведут происхождение слова: НАПЕРСНИК, ТУЧНЫЙ, ВАЖНЫЙ, ПЕРСТЕНЬ, НАПЕРСТОК, ПЕРЧАТКА, ЧЁЛКА, УСТНЫЙ? Каким словарём вы воспользовались? (Название, автор.)
«>Для любознательных: сделать словарик одного устаревшего слова. Оценивается оригинальность дизайна, научность, содержательность, полнота информации. (Тематика: одежда, еда, части тела, органы человека, обувь, строения, домашняя утварь, домашние принадлежности, орудия труда и т.п
«>Для «теоретиков»: написать сочинение, составить таблицу, иллюстрированную схему на тему « «>Нужны ли нам сегодня устаревшие слова?»
Материалы собраны группой SamZan и находятся в свободном доступе