Объясните что такое алеаторика

Алеаторика

Алеато́рика (вероятно, из англ. aleatoric [1] — случайный aleatorius — игорный aleator — игрок alea — игральная кость) — метод композиции в музыке XX—XXI веков, допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани (в том числе нотного текста) и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения.

Как метод композиции алеаторика развилась в противовес строгому варианту сериальной музыки, в технике которой элементы во всех параметрах музыкальной композиции (гармония, ритм, форма, штрихи, динамика, тембр и т. д.) были строго детерминированы теми или иными прекомпозиционными алгоритмами (формулами, моделями).

Содержание

История возникновения и развития

Прецеденты

Элементы случайности в музицировании определённым образом были характерны для музыки разных эпох и направлений. Например, вариативным по своей сути является музыкальный фольклор, для которого фиксация музыкального материала вообще не свойственна. В европейской музыке Средневековья и Возрождения практиковались произвольная замена вокальных голосов на инструментальные и цифрованный бас, который позволял исполнителю произвольно подбирать расположение аккордов; в эпоху Просвещения — незафиксированные в нотной записи каденции солиста в инструментальных концертах. Предпосылкой к возникновению алеаторики была так называемая Musikalisches Würfelspiel (музыкальная игра в кости).

Современное развитие

Интуитивные подходы к алеаторическому методу (без его широкого теоретического обоснования) были предприняты ещё в 1952 г. американским композитором Джоном Кейджем. В своём фортепианном концерте Music of Changes — «Музыка перемен» он использует всевозможные элементы случайности и вариабельность формы. Основоположником в строгом смысле алеаторики как метода композиции принято считать немецкого композитора Карлхайнца Штокхаузена. Его «Фортепианную пьесу XI» (1957) во время концерта обычно исполняют несколько раз, в разных вариантах. Графически партитура выглядит следующим образом: на большом нотном плакате (53х93 см) отпечатано 19 абсолютно независимых друг от друга нотных групп различной продолжительности, которые композитор сопровождает комментариями для исполнителей. Музыкант должен выбрать произвольный фрагмент и играть его в любом темпе, в любой динамике и артикуляции, затем наступает очередь других фрагментов. Комментарии столь сложны и вычурны, что требуют долгого и внимательного изучения.

В том же 1957 году, но несколькими месяцами позже, французский композитор Пьер Булез сочиняет Третью фортепианную сонату, используя алеаторический метод композиции, и пишет важнейшую для теоретического обоснования алеаторики статью, зачитывая её на курсах композиции в Кранихштайне. В этом же году статья издается под названием «Алеа» в «Обзоре новостей Франции» («Alea», «Nouvelle Revur Francaise»), а в следующем — в «Дармштадтском вестнике новой музыки» («Darmstadter Beitrage zur Neuen Musik»).

Классификация

Полностью свободная алеаторика

Алеаторику по принципу её организации принято делить на две группы. К первой относится так называемая абсолютная (вольная), ортодоксальная, ничем не ограниченная алеаторика. Здесь реализуются экстремистские опыты и замыслы, построенные на использовании чистой случайности. В эту группу можно включить и не организованную инструментальную импровизацию.

Ограниченная алеаторика

В другой группе — музыкальные произведения, предполагающие использование алеаторики управляемой и контролируемой. Технику «ограниченной и контролируемой алеаторики» в конце 50-х гг. разработал польский композитор Витольд Лютославский. Необходимо также различать два способа управления — алеаторика творческого процесса и алеаторика исполнительского и продукционного процесса. В большинстве случаев оба способа комбинируются.

Пример творческой алеаторики по Джону Кейджу: на чистый лист нанесено 4 пары пятилинейных нотоносцев так, что между ними есть расстояние, позволяющее использовать 9 верхних и 6 нижних дополнительных линеек. Ключ на нотоносце определяется произвольно (с помощью подбрасывания монеты). Примерно посередине для правой и левой руки нанесена линия для записи звуков, возникающих от ударов по внутренней и внешней стороне резонатора фортепиано и т. д.

«Открытая форма» случайной музыки

Термин открытая форма иногда используется для «мобильной» или «поливалентной» музыкальных форм, где порядок частей или секций не определён или остаётся на усмотрение исполнителя. Роман Хаубеншток-Рамати опубликовал серию подобных «мобильных» форм, таких как Интерполяция (1958).

Однако термин «открытая форма» в музыке используется также в значении, данном искусствоведом Генрихом Вёльфлином (Renaissance und Barock, 1888) для композиции в основе своей неполной, представленной как незаконченное произведение, или выходящей за очерченные рамки. В этом смысле «мобильная форма» может быть как «открытой», так и «закрытой». Примером закрытой мобильной музыкальной композиции может служить произведение «Zyklus» (англ.) (1959) Карлхайнца Штокхаузена. Произведение Terry Riley (англ.) «In C» (1964) состоит из 53 коротких последовательностей; каждый из исполнителей ансамбля может повторять любую последовательность столько, сколько хочет перед началом следующей, делая каждое исполнение «In C» уникальным, хотя, поскольку общее направление является фиксированнным, это — закрытая форма.

Популярная музыка

Произвольность может также быть использована в популярной музыке, но широкая произвольность весьма отлична от алеаторики. Дуэт The Books (англ.) упоминает алеаторику в конце своей песни «Read, Eat, Sleep», повторяя семплы слова aleatoric, и затем в семпле «Оцифровывая грохот и шум транспорта, Джорджия могла сочинять алеаторическую музыку».

См. также

Литература

Теория современной композиции. — М.: Музыка, 2007. — ISBN 5-7140-0887-1

Источник

Алеаторика

Г. M. Шнеерсон.

Полезное

Смотреть что такое «Алеаторика» в других словарях:

АЛЕАТОРИКА — (от латинского alea игральная кость; жребий, случайность), метод музыкальной композиции 20 в., предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов. Алеаторику использовали П. Булез … Современная энциклопедия

АЛЕАТОРИКА — (от лат. alea игральная кость случайность), метод музыкальной композиции 20 в., использующий элементы случайности как формообразующий фактор … Большой Энциклопедический словарь

Алеаторика — (от лат. alеa игра в кости, случайность, жребий) Метод музыкальной композиции с незакрепленным звуковым текстом; как самостоятельный способ сочинения музыки оформился в XX в. А. означает полный или частичный отказ композитора от жесткого контроля … Энциклопедия культурологии

алеаторика — сущ., кол во синонимов: 1 • композиция (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Алеаторика — (от латинского alea игральная кость; жребий, случайность), метод музыкальной композиции 20 в., предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов. Алеаторику использовали П. Булез … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Алеаторика — (вероятно, из англ. aleatoric[1] случайный Википедия

алеаторика — (от лат. alea игральная кость; жребий, случайность), метод музыкальной композиции XX в., предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов. Алеаторику использовали П. Булез,… … Энциклопедический словарь

Алеаторика — (от лат. alea игра в кости, случайность, жребий) распространенная во 2 й пол. 20 в. техника композиции, опирающаяся на использование в процессе соч. или исполнения музыки фактора случайности. В рамках т. н. абсолютной, или тотальной А. орг ция… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Алеаторика — (от лат. alea игральная кость; случайность) течение в современной музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства … Музыкальный словарь

Источник

Алеаторика

Полезное

Смотреть что такое «Алеаторика» в других словарях:

АЛЕАТОРИКА — (от латинского alea игральная кость; жребий, случайность), метод музыкальной композиции 20 в., предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов. Алеаторику использовали П. Булез … Современная энциклопедия

АЛЕАТОРИКА — (от лат. alea игральная кость случайность), метод музыкальной композиции 20 в., использующий элементы случайности как формообразующий фактор … Большой Энциклопедический словарь

алеаторика — сущ., кол во синонимов: 1 • композиция (19) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Алеаторика — (от латинского alea игральная кость; жребий, случайность), метод музыкальной композиции 20 в., предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов. Алеаторику использовали П. Булез … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Алеаторика — (вероятно, из англ. aleatoric[1] случайный Википедия

Алеаторика — (от лат. alеa игральная кость; случайность) течение в совр. музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства. Элемент случайности вносится в музыку разл. методами. Так, муз.… … Музыкальная энциклопедия

алеаторика — (от лат. alea игральная кость; жребий, случайность), метод музыкальной композиции XX в., предполагающий мобильность музыкального текста, когда элементы случайности возводятся в ранг формообразующих факторов. Алеаторику использовали П. Булез,… … Энциклопедический словарь

Алеаторика — (от лат. alea игра в кости, случайность, жребий) распространенная во 2 й пол. 20 в. техника композиции, опирающаяся на использование в процессе соч. или исполнения музыки фактора случайности. В рамках т. н. абсолютной, или тотальной А. орг ция… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Алеаторика — (от лат. alea игральная кость; случайность) течение в современной музыке, провозглашающее принцип случайности главным формирующим началом в процессе творчества и исполнительства … Музыкальный словарь

Источник

Объясните что такое алеаторика

Применяется и иной метод: внесение элементов случая в процессе исполнения пьесы. Это достигается перестановкой по воле исполнителя отдельных её кусков (К. Штокхаузен, Klavierstьcke, XI), перетасовкой перед каждым исполнением карточек, на к-рых написано по несколько тактов музыки (Б. Нильсон, Квартет для деревянных духовых) и т.п. В этих случаях принцип А. по существу снимает с композитора всякую ответственность за своё произведение, перекладывая её на исполнителей, вольных каждый раз по-своему реализовать намеченную схему.

Нередко нотная запись произв. представляет собой лишь ряд намёков-символов, та или иная реализация к-рых предоставляется на усмотрение исполнителя. Обычно в подобных записях композиторы частично или полностью отказываются от пятилинейной нотной системы. Используются также одновременная несогласованная игра неск. оркестров (К. Штокхаузен, «Группы»), коллективная импровизация орк. музыкантов, играющих «кто во что горазд». Основой подобного рода «творчества» является «не то, что должно быть, но то, что может случиться» (П. Булез). Теоретики А. видят её преимущество в том, что случай, определяющий структуру произведения, вызывает к жизни «новую форму», неожиданную, независимую от намерений, вкуса и воображения автора. Однако эти «новые формы» не несут в себе к.-л. жизненного содержания и по существу являются мёртвыми формами.

А. возникла в 1957 почти одновременно в ФРГ (К. Штокхаузен) и во Франции (П. Булез) как своего рода реакция на «тотальную организованность» серийной техники. Первые попытки использования элементов случайности в муз. творчестве предпринимались и ранее: в 1951 в Нью-Йорке композитор Дж. Кейдж организовал эксперимент. концерты, в к-рых использовались 12 радиоприёмников, настроенных на 12 разл. радиостанций. Сидевшие у каждого приёмника 2 оператора регулировали настройку и силу звука по указанию «автора-дирижёра» Кейджа.

Стремясь обосновать историч. преемственность A., нек-рые теоретики ссылаются на древнее иск-во муз. импровизации, на особенности импровизационного принципа инд. музыки, наконец, на опыт Моцарта, предложившего шуточную инструкцию «Как сочинять контрадансы без всякого знания музыки при помощи двух игральных костей». В действительности же А. имеет очень мало общего с подлинно творч. импровизацией в народном и проф. иск-ве, и Моцарт отнюдь не рассматривал свою шутку с игральными костями, как метод создания настоящей, полноценной музыки, способный заменить «менее удобный» и трудоёмкий обычный метод её сочинения.

«Ограничительные» тенденции, исходившие от Булеза и от Лютославского, не определили дальнейшего развития A., не приостановили увлечения её представителей «стихией случая». Господствующее положение занял метод «абсолютной», «тотальной» A., что привело к полному распаду муз. формы, к неподдающемуся художеств. контролю хаосу. Метод «тотальной» А. на Западе всё чаще подвергается критике (высказывания И. Ф. Стравинского, назвавшего композиторов-алеаториков «ходячими врагами искусства», и др.).

Как частный приём А. используется в отд. эпизодах произведений и композиторами (в том числе советскими), не разделяющими осн. принципов этого течения.

Источник

Алеаторика

Объясните что такое алеаторика. Смотреть фото Объясните что такое алеаторика. Смотреть картинку Объясните что такое алеаторика. Картинка про Объясните что такое алеаторика. Фото Объясните что такое алеаторикаКомпозитор разбрызгивает чернила по нотной бумаге, а затем представляет то, что получилось, как свое новое музыкальное произведение… «Что за абсурд! – скажете вы. – Разве можно так сочинять музыку?» Нет, это не безумие – это явление искусства, у которого есть определенное название в арсенале музыкальных терминов: алеаторика.

Это название происходит от латинского слова alea, у которого два значения – «случайность» и «игральная кость». Как известно, в этой азартной игре выигрыш определятся случайностью, вот и в музыкальной алеаторике во главу угла ставится случайность… Что же до игральных костей как таковых, то Вольфганг Амадей Моцарт написал инструкцию «Как сочинять контрдансы без всякого знания музыки при помощи двух игральных костей». Конечно, великий композитор пошутил, но если говорить серьезно, то случайные факторы всегда играли важную роль в облике музыкальных произведений. Разве не были случайными те изменения, которые претерпевали народные песни, передаваясь из уст в уста? В профессиональной музыке еще в эпоху венских классиков музыканты импровизировали сольные каденции в инструментальных концертах. В XIX веке подобным вольностям был положен конец, и все же некоторые элементы случайности остались – одни и тоже произведение может совершенно по-разному звучать у различных музыкантов… а что, если «расширить полномочия» исполнителя, предоставив ему больше свободы в интерпретации произведения?

Алеаторика возникла в ХХ веке как своеобразный «противовес» строгости серийной техники. Та впечатляющая «картина», с которой мы начали разговор об алеаторике – это, разумеется, крайность, хотя бывало всякое – и разбрызгивание чернил, и те же игральные кости, и иные «эксперименты», но они не могли стать нормой композиторской практики. Алеаторика предполагает превращение исполнителя в соавтора. Основателем этого метода считается немецкий композитор Карлхайнц Штокхаузен. В 1957 г. он создал произведение, озаглавленное очень просто – «Пьеса для фортепиано XI». Обычно композитор выписывает нотный текст от начала до конца в том порядке, как он должен звучать, но Штокхаузен поступил иначе: он написал девятнадцать относительно обособленных фрагментов, последовательность которых должен определить сам пианист, руководствуясь исключительно собственным чутьем и желанием (для удобства все они расположены на огромном листе). И это еще не все: композитор не указал ни темпов, ни динамических оттенков, ни штрихов – все это он тоже оставил на усмотрение исполнителей. Поистине, это основа, на которой можно создать множество произведений, не похожих друг на друга! Как правило, пианисты именно так и поступают, исполняя на одном концерте несколько вариантов этой пьесы.

Подобный метод (создание музыкальных фрагментов, порядок следования которых определяют сами исполнители) использовали и другие композиторы – иногда даже более радикально. Например, шведский композитор Бу Нильсон в своем Квартете для деревянных духовых требует даже не продумывать последовательность фрагментов, а… тасовать перед исполнением карточки, на которых они написаны (таким образом, принцип случайности достигает предельного выражения). Используя технику алеаторики, композитор может даже отказываться от традиционной нотной записи – и тогда партитура превращается в некий ряд «символов-намеков», в истолковании которых исполнителю предоставляется полная свобода.

Одним из самых распространенных методов алеаторики можно считать введение в партитуру наряду с выписанным текстом указаний, когда тот или иной инструмент должен импровизировать. Тут можно вспомнить музыкантов XVIII столетия, импровизировавших сольные каденции, но композиторы Новейшего времени заставляют исполнителей идти намного дальше – тем более, что ХХ век породил музыкальное направление, для которого импровизация наиболее естественна… конечно же, речь идет о джазе! Элементы джаза прижились в академической музыке со времен Джорджа Гершвина, но Альфред Шнитке в своей Симфонии № 1 не ограничился его ритмическими или тембровыми особенностями, а применил его коренную черту – импровизационность: во второй части симфонии композитор предусмотрел весьма обширный эпизод импровизации в джазовом духе. В одном из Пяти этюдов для арфы, контрабаса и ударных София Асгатовна Губайдулина предоставила исполнителю на ударных право свободно импровизировать на основе заданной ритмической формулы. Встречаются и более радикальные примеры, когда импровизируют не отдельные музыканты, а целые инструментальные группы.

Главную сущность алеаторики блестяще сформулировал французский композитор Пьер Булез: «Не то, что должно быть, но то, что может случиться».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *