Объясните что свидетельствовало о начале становления абсолютизма во франции в 16
Ребят, помогите.Что свидетельствовало о начале становления абсолютизма во франции в XVI
Ребят, помогите.
Что свидетельствовало о начале становления абсолютизма во франции в XVI веке?
Политическую власть, существовавшую во Франции в XVI XVIII веках, характеризуют следующие слова: Кто рожден зависимым должен покоряться послушно, такая воля Бога.
С установлением во Франции абсолютизма Генеральные штаты утратили свое минувшее значение.
Если бы это зависело от королей, они бы уничтожали презентабельные органы. Но так как это было невероятно, они старались желая бы ослабить их влияние на политическую жизнь страны. И они добивались этого. В отличие от британского парламента, Генеральные штаты Франции созывались иногда, только при острой необходимости, и слабо оказывали влияние на политическую
жизнь страны. Начиная с 1614 года, на протяжении всего XVII века Генеральные штаты ни разу не созывались. Этот факт свидетельствует о том, что королевская власть во Франции была сильнее царской власти Великобритании. Невзирая на это, парламент не считался распущенным. На местности Франции существовали и региональные парламенты. Граждане страны имели право обращаться туда с жалобами на региональные суды. Большим воздействием воспользовался Парижский парламент. Его возможности распространялись на 1/3 территории страны. Парижский парламент обладал правом назначать регента в случае несовершеннолетия преемника престола.
ГДЗ история нового времени 7 класс Дмитриева Русское Слово Задание: § 15 Франция на пути к абсолютизму
Стр. 131. Ключевые вопросы
№ 1. Какие противоречия и конфликты наполняли политическую жизнь Франции в XVI веке?
Одним из источников конфликтов во Франции стала борьба дворянских группировок. Родовитая аристократия и дворянство, постоянно испытывали материальные затруднения. Короли не могли обеспечить придворными должностями и жалованьем всех, и это порождало острое соперничество дворянских группировок. Львиная доля милостей доставалась принцам крови, а также королевским фаворитам, которые имели большой политический вес. По числу чиновников Франция опережала все европейские государства: если в начале XVI века. их было около 8 тысяч., то к середине ХVII столетия — уже 46 тысяч.
В 1494-1559 годах французы участвовали в Итальянских войнах, соперничая с испанцами. Однако военная кампания закончилась для Франции неудачно. Тысячи французских дворян вернулись в свои замки разочарованными.
Также важное значение имели религиозные противоречия. На юге Франции среди дворян преобладали гугеноты. Король Карл IX и его мать Екатерина Медичи проводили политику веротерпимости, что вызывало возмущение католиков.
№ 2. Как утверждалась сильная королевская власть в этой Стране?
В XVI—ХVII веках во Франции складывалась абсолютная монархия, но путь к ней оказался сложным. В XVI веке короли Людовик ХII и Франциск I не только завершили объединение французских земель, но и добились политической централизации — распространили единое право, упразднили привилегии отдельных земель и городов, установили контроль над местным управлением. Франциск I и его сын Генрих II прекратили созыв Генеральных штатов и правили как абсолютные государи. Генриха II первым из французских королей стали называть «ваше величество», что отражало рост престижа монарха. Однако во второй половине ХVI века престиж королевской власти упал, в Стране начались Религиозные войны.
Стр. 139. Вопросы к рубрике «Изучаем источник»
ИЗ «ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗАВЕЩАНИЯ» РИШЕЛЬЕ
№ 1. В чём Ришелье видел важнейшие проблемы внутренней и внешней политики Франции в то время, когда он был привлечён к управлению Страной?
Аристократы соперничали за власть и влияние на юного короля Людовика XIII. Дворяне постоянно затевали дуэли, уносившие большое количество жизней. Чиновники, начавшие передавать свои должности в наследственные, злоупотребляли властью. В результате религиозных войн на юге Франции сложилось гугенотское «государство в государстве», что мешало централизаторской политике кардинала. Страна стала утрачивать свои позиции в Европе
№ 2. Какие главные цели кардинал ставил перед собой?
Главной политической целью правления кардинала Ришелье было восстановление величия Франции и её лидирующего положения в Европе. Кардинал считал, что в сильном государстве ни у кого не должно быть особых политических прав и привилегий. Он распустил провинциальные сословные собрания и не собирал Генеральные штаты, полностью сосредоточив всё управление в своих руках. Ришелье привел в порядок местное самоуправление с помощью особых инспекторов — интендантов, которые осуществляли контроль чиновников и сборщиков налогов.
Ришелье не мог смириться с тем, что на юге Франции, где преобладали гугеноты, фактически сложилось «государство в государстве». Кардинал начал против них военные действия.
№ 3. Используя информацию параграфа, определите, чего сумел добиться Ришелье в своей государственной деятельности.
Кардинал видел в дворянах главную опору власти, и свою кровь они имеют право проливать лишь на службе королю. Поэтому дуэли, уносившие жизни сотен дворян, были запрещены под Страхом сурового наказания.
Кардинал сумел взять главную крепость гугенотов Ла-Рошель. Осада её длилась больше года, но в конце концов защитники сдались. За гугенотами осталось право свободы вероисповедания, но они были лишены всех политических привилегий, дарованных Нантским эдиктом.
При Ришелье стала выходить первая газета. Кардинал покровительствовал театру, литературе, искусствам и наукам. Он стал основателем Французской академии искусств.
В области внешней политики Франция во время Тридцатилетней войны смогла расширить свои территории за счёт испанских и немецких земель. Она стала самым могущественным европейским государством. Таким образом, политика Ришелье укрепила Францию и королевскую власть.
Стр. 139. Вопросы и задания после параграфа
№ 1. Объясните, что свидетельствовало о начале становления абсолютизма во Франции в XVI веке
№ 2. Кто такие гугеноты? Какой была позиция французских королей-католиков по отношению к гугенотам?
№ 3. Составьте характеристику Религиозных войн второй половины XVI в. во Франции (хронологические рамки; основные участники, лидеры двух враждебных лагерей; формы борьбы; ключевые события; итоги и последствия). Материал может быть оформлен в виде таблицы.
Хронологические рамки | Основные участники | Лидеры лагерей | Формы борьбы | Ключевые события | Итоги |
1562-1598 (с перерывами) | Католики | Семейство Гизов | Внезапное нападение и расправа над гугенотами | 1562 год — Резня в Васси. Франсуа Гиз нападает на гугенотов, собравшихся на богослужение | Католицизм остался государственной религией, но гугеноты получили право вести службы везде, кроме Парижа |
Гугеноты | Семейство Бурбонов, принц Конде, адмирал Гаспар де Колиньи | Уничтожение католических святынь | 24 августа 1572 года — Варфоломеевская ночь. Погибло около 30 тысяч человек | ||
Война Трех Генрихов: енриха Гиза, Генриха III и Генриха Бурбона | |||||
1598 год — Нантский эдикт |
№ 4. Раскройте, в результате каких обстоятельств и событий один из предводителей гугенотов Генрих Бурбон стал основателем новой королевской династии во Франции.
Генрих Бурбон был одним из лидеров гугенотов. В 1572 году он вступил в брак с Маргаритой Валуа. После событий Варфоломеевской ночи Генрих Бурбон был вынужден перейти в католичество. Однако вскоре он бежал и поднял восстание на юге Франции. В 1589 году смертельно раненый Генрих III, не имея наследников, назвал своим преемником Генриха Бурбона. Но будущему королю пришлось ещё долго воевать со сторонниками Католической лиги и испанцами. Париж отказывался принимать протестанта. Тогда Генрих, объявив, что Париж стоит обедни, вновь обратился в католичество и короновался как Генрих IV (1589—1610).
№ 5. Дайте характеристику (исторический портрет) Генриха IV (план составьте самостоятельно).
Генрих IV остался в исторической памяти французов добрым королём Анри, простым и обаятельным весельчаком. По воспоминаниям одного посла, король мог отложить государственные дела, чтобы поиграть с детьми. Генрих был тонким политиком, талантливым лидером и умелым военачальником, который умел воодушевить солдат такими словами: «Дети мои, если вам не достанет штандартов, следуйте за моим белым султаном, он приведёт вас к чести и победе!». С целью возродить Францию после многолетней разрухи и религиозных войн, Генрих IV решил отменить некоторые налоги, от которых страдало крестьянство. Суть его политики заключалась в фразе: «Я хочу, чтобы в моём королевстве не нашлось такого бедного крестьянина, у которого в котелке не варилась бы курица к воскресному обеду».
№ 6. Что предусматривал Нантский эдикт, изданный королём Генрихом IV в 1598 г.? Как вы оцените значение данного документа?
В 1598 году Генрихом IV в Нанте был издан эдикт, согласно которому католицизм сохранял статус официальной религии, но гугеноты получали право совершать богослужение по всей Стране в городах и замках (кроме Парижа). Ряд секретных статей гарантировал кальвинистам юга широкие политические привилегии: право собирать сословные собрания и направлять к королю своих представителей в случае необходимости. В качестве гарантии безопасности им передавались несколько десятков крепостей, в их числе Ла-Рошель — крупный портовый город на западе Франции. Этот компромисс дал Франции передышку в религиозных распрях, возможность залечить раны и заняться экономикой и другими неотложными делами.
№ 7. Проведите обсуждение на тему «Кардинал Ришелье: от служителя Церкви до государственного деятеля». Выскажите суждения о том, что позволило Арману Жану дю Плесси де Ришелье стать крупным государственным деятелем. Дайте оценку его личности и проводимой им политики.
Кардинал Ришелье, один из самых знаменитых исторических деятелей Франции политиков Франции, увековечен во множестве книг и фильмов. Будущий кардинал родился в Париже в 1585 году в семье судебного чиновника. Поначалу ему прочили военную карьеру. Ришелье маршалом так не стал, однако именно его знаниям французская армия обязана несколькими крупными победами в Тридцатилетней войне, а также взятием крепости Ла-Рошель.
В 1607 году Арман де Ришелье становится епископом Люсона. Папа Римски так охарактеризовал Ришелье: «Этот человек рожден, чтобы обманывать! Так пусть он направит свои таланты на пользу церкви!». Должность давала Ришелье возможность появиться при королевском дворе. Красноречивый и хитроумный епископ завоевал расположение Генриха IV. В 1622 Ришелье становится кардиналом, а через два года первым министром, постепенно сосредотачивая в своих руках всю власть. Политика Ришелье привела к укреплению Французского государства и королевской власти.
№ 8. Рассмотрите проблему. Чем можно объяснить крайне ожесточённый характер конфликта между католиками и гугенотами во Франции? Какие экономические и политические интересы и обстоятельства делали этот конфликт столь затяжным и острым? Можно ли утверждать, что лидеры одного и другого лагеря боролись исключительно за чистоту веры?
Протестанты считали, что истинный христианин должен много трудиться. Городские предприниматели ради этого отменяли католические праздники, вызывая у католиков недовольство. Большая часть населения Франции боялась перемен, нарушавших привычную жизнь. Католики фанатично защищали обряды своей церкви. Гугеноты наоборот стремились к новшествам, не боясь перемен. Возможность реформирования церкви мирным путем была отвергнута рьяными католиками, их силы были направлены на возвращение утраченных позиций и сохранение католических устоев. Католики простолюдины, под воздействием проповедников, истребляли протестантов «для чистоты веры». Гугеноты отвечали тем же, уничтожая святыни и символы веры католиков. Однако со временем объединения гугенотов стали носить политическую окраску, возникают антимонархические направления. Дворянство надеялось на возвращение привилегий и политических прав. Ослабление королевской власти давало возможность борьбы за религиозную свободу и власть.
Вопрос 18. Абсолютизм во Франции в 16-18 вв.
В XVI в. во Франции стала складываться абсолютная монархия.Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XV в. В стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности и сельском хозяйстве.
4. С укреплением абсолютизма вся государственная властьсконцентрировалась в руках короля. Деятельность Генеральных штатовпрактически прекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.). С начала XVI в. светская власть в лице короля усилила свой контроль над Церковью.
Центральные органы государственного управленияв рассматриваемый период делились на 2 категории: унаследованные от сословно-представительной монархии учреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировались знатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственного управления;учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должности не продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они со временем составили основу управления.
Интендантства делились на округа, реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом и подчиненным ему.
5. Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своему личному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любого суда. В судопроизводстве сосуществовали:королевские суды;сеньориальные суды;городские суды;церковные суды и др.
В период абсолютной монархии продолжалось усиление королевских судов. им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел. Сеньориальным судам — лишь функции органов предварительного дознания в уголовном судопроизводстве. В области гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшой суммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться в королевские суды.Общие королевские суды состояли из трех инстанций: судов превотальных, бальяжных и судов парламентов.Функционировали суды специальные, где рассматривались дела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата, палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские и таможенные. Особую значимость имели военные суды.
6. Создание постоянной армиипри абсолютизме завершилось. От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектации вооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев «третьего сословия», в том числе и уголовных элементов. Офицерские должности по-прежнему занимало лишь дворянство.
Феодальное право Франции Во Франции делается попытка распределить преступные деяния по разрядам. Известный юрист XIII в. Бомануар в своем трактате “Кутюмы Бовези” различает три вида прест: тяжкие, средние и лег-кие. К первым он относил ересь, измену, убийство, изнасил, поджог, кражу и др. Эти преступления наказывались строго, нередко смертью или изувечением. Средние преступления наказ штрафом, но судья мог присудить и заключение в тюрьму.
Развитие феодальных отношений привело к тому, что источники права, действовавшие в VI-IX вв., в частности варварские правды, потеряли свою силу. Реш роль перешла к обычному праву и притом местному. Во Франции эти обычаи носили название кутюмов.
С началом политического объединения Франции и с укреплением королевской власти всё больше ощущается неудовлетворённость правовыми источниками и делается попытка их упорядочения и официальной редакции. Во второй половине XV и в XVI в. появилось большое колич таких офиц сборников кутюмов. Наибольшей известностью пользовались кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобязательная сила. Сборники имели ограниченное местное применение.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Ребят, помогите. Что свидетельствовало о начале становления абсолютизма во франции в XVI веке?
Политическую власть, существовавшую во Франции в XVI — XVIII веках, характеризуют следующие слова: «Кто рожден зависимым — обязан подчиняться беспрекословно, такова воля Господа».
С установлением во Франции абсолютизма Генеральные штаты утратили свое прежнее значение.
Если бы это зависело от королей, они бы ликвидировали представительные органы. Но поскольку это было невозможно, они старались хотя бы ослабить их влияние на политическую жизнь страны. И они добивались этого. В отличие от английского парламента, Генеральные штаты Франции созывались изредка, лишь при острой необходимости, и слабо влияли на политическую
жизнь страны. Начиная с 1614 года, на протяжении всего XVII века Генеральные штаты ни разу не созывались. Этот факт свидетельствует о том, что королевская власть во Франции была сильнее королевской власти Англии. Несмотря на это, парламент не считался распущенным. На территории Франции существовали и региональные парламенты. Граждане страны имели право обращаться туда с жалобами на региональные суды. Большим влиянием пользовался Парижский парламент. Его полномочия распространялись на 1/3 территории страны. Парижский парламент обладал правом назначать регента в случае несовершеннолетия наследника престола.
Уже во время разорения Переяславля Русского и Чернигова один из татарских отрядов, предводимый двоюродным братом Батыя, Менгу-ханом, приблизился к Киеву, чтобы разведать о его положении и средствах обороны. Остановясь на левой стороне Днепра, в городке Песочном, Менгу, по сказанию нашей летописи, любовался красотой и величием древней русской столицы, которая живописно возвышалась на береговых холмах, блистая белыми стенами и позлащенными главами своих храмов. Монгольский князь попытался склонить граждан к сдаче; но те не хотели о ней и слышать и даже убили посланцев. В то время Киевом владел Михаил Всеволодович Черниговский. Хотя Менгу ушел; но не было сомнения, что он воротится с большими силами. Михаил не счел удобным для себя дожидаться татарской грозы, малодушно оставил Киев и удалился в Угрию. Вскоре затем первопрестольный город перешел в руки Даниила Романовича Волынского и Галицкого. Однако и этот знаменитый князь, при всем мужестве своем и обширности своих владений, не явился для личной обороны Киева от варваров, а поручил его тысяцкому Димитрию.
Зимой 1240 года несметная татарская сила переправилась за Днепр, облегла Киев и огородила его тыном. Тут был сам Батый со своими братьями, родными и двоюродными, а также лучшие его воеводы Субудай-Багадур и Бурундай. Летописец русский наглядно изображает огромность татарских полчищ, говоря, будто от скрипа их телег, рева верблюдов и ржания коней жители города не могли слышать друг друга. Свои главные приступы татары устремили на ту часть, которая имела наименее крепкое положение, т.е. на западную сторону, с которой к городу примыкали некоторые дебри и почти ровные поля. Стенобитные орудия, особенно сосредоточенные противу Лядских ворот, день и ночь били стену, пока не сделали пролома. Произошла самая упорная сеча, «копейный лом и скепание щитов»; тучи стрел омрачали свет. Враги, наконец, ворвались в город. Киевляне геройской, хотя и безнадежной обороной поддержали древнюю славу первопрестольного русского города. Они собрались вокруг Десятинного храма Богородицы и тут ночью наскоро огородились укреплениями. На следующий день пал и этот последний оплот. Многие граждане с семействами и имуществом искали спасения на хорах храма; хоры не выдержали тяжести и рухнули. Это взятие Киева совершилось 6 декабря, в самый Николин день. Отчаянная оборона ожесточила варваров; меч и огонь ничего не пощадили; жители большей частью избиты, а величественный город превратился в одну огромную груду развалин. Тысяцкого Димитрия, захваченного в плен израненным, Батый, однако, оставил в живых «ради его мужества».
Абсолютная монархия во Франции
Возникновение абсолютизма как новой формы монархии во Франции вызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовой структуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождением капиталистических отношений. Серьезным тормозом на пути возникновения абсолютной монархии становился архаичный, вступающий в противоречие с потребностями капиталистического развития сословный строй. К XVI в. французская монархия утратила существовавшие ранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу.
Положение сословий
Как и прежде, в период становления абсолютной монархии во Франции первым сословием в государстве было духовенство, которое, полностью сохраняя свою традиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкой церкви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенство проявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные, число феодальные привилегии (взимание десятины и др.). Более тесной стала связь духовенства с королевской властью и дворянством. Все высшие церковные посты, связанные с большим богатством и почестями, предоставлялись королем дворянской знати. В свою очередь представители духовенства занимали важные, а иногда и ключевые посты в государственном управлении (Ришелье, Мазарини и др.). Таким образом, между первым и вторым сословиями, имевшими ранее глубокие противоречия, сложились более прочные политические и личные узы.
Господствующее место в общественной и государственной жизни французского общества занимало сословие дворян. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, а поэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. В целом светские феодалы (вместе с королем и членами его семьи) держали 4/5 земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личный статус, приобретаемый главным образом по рождению.
Дворянство предоставлялось также в результате пожалования специальным королевским актом. Это было связано, как правило, с покупками богатыми буржуа должностей в государственном аппарате, в чем была заинтересована королевская власть, постоянно испытывавшая нужду в деньгах. Такие лица обычно назывались дворянами мантий, в отличие от дворян шпаги (потомственных дворян). Старое родовое дворянство (придворная и титулованная знать, верхушка провинциального дворянства) с презрением относилось к «выскочкам», получившим звание дворянина благодаря своим должностным мантиям. К середине XVIII в. было примерно 4 тыс. дворян мантий. Их дети должны были нести военную службу, но затем, после соответствующей выслуги (25 лет), становились дворянами шпаги.
Подавляющую массу населения во Франции в XVI-XVII вв. составляло третье сословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилилась социальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословия находились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхних его ступенях стояли лица, из которых формировался класс буржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.
Несмотря на рост городского населения и его увеличивавшийся вес в общественной жизни Франции, значительную часть третьего сословия составляло крестьянство. В связи с развитием капиталистических отношений в его правовом положении произошли изменения. С проникновением товарно-денежных отношений в деревню из крестьян выделяются зажиточные фермеры, капиталистические арендаторы, сельскохозяйственные рабочие. Однако подавляющее большинство крестьян было цензитариями, т.е. держателями сеньоральной земли с вытекающими отсюда традиционными феодальными обязанностями и повинностями. Цензитарии к этому времени почти полностью были освобождены от барщинных работ, но зато дворянство постоянно стремилось к увеличению ценза и других поземельных поборов. Дополнительными обременениями для крестьян были баналитеты, а также право сеньора охотиться на крестьянской земле.
Исключительно тяжелой и разорительной для крестьянства была система многочисленных прямых и косвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая к прямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откуп банкирам и ростовщикам. Откупщики проявляли такое рвение при взимании законных и незаконных сборов, что многие крестьяне были вынуждены продавать свои постройки и инвентарь и уходить в город, пополняя ряды рабочих, безработных и нищих.
Возникновение и развитие абсолютизма
Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада и начавшегося разложения феодализма было становление абсолютизма. Абсолютизм во Франции был необходим дворянству и духовенству, поскольку для них в связи с ростом экономических трудностей и политического давления со стороны третьего сословия укрепление и централизация государственной власти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время свои обширные сословные привилегии.
В абсолютизме была заинтересована и крепнущая буржуазия, которая не могла еще претендовать на политическую власть, но нуждалась в королевской защите от феодальной вольницы, вновь всколыхнувшейся в XVI веке в связи с Реформацией и религиозными войнами. Установление мира, справедливости и общественного порядка было заветной мечтой основной массы французского крестьянства, связывающего свои надежды на лучшее будущее с сильной и милосердной королевской властью.
Получившая широкую общественную поддержку и опирающаяся на возросшую государственную мощь королевская власть приобрела в условиях перехода к абсолютизму большой политический вес и даже относительную самостоятельность по отношению к породившему ее обществу.
Усиление королевской власти
Верховная политическая власть при абсолютной монархии всецело переходит к королю и не делится им с какими-то государственными органами. Уже в XVI в. Генеральные штаты практически перестают функционировать. В 1614 году они были созваны в последний раз, вскоре были распущены и уже не собирались до 1789 года. Некоторое время для рассмотрения проектов важных реформ и решения финансовых вопросов король собирал нотаблей (феодальную знать). В XVI в. король полностью подчинил себе католическую церковь во Франции.
В качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти в XVI-XVII вв. выступил Парижский парламент, который к этому времени превратился в оплот феодальной знати и неоднократно использовал свое право ремонстрации и отклонял королевские акты. В 1673 году королем парламент был лишен права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация могла быть заявлена лишь отдельно.
Создание централизованного аппарата управления
При абсолютизме центральные органы разрослись и усложнились. Однако сами феодальные методы управления препятствовали созданию стабильной и четкой государственной администрации.
В XVI в. появляются должности государственных секретарей, один из которых, особенно в случаях, когда король был несовершеннолетним, выполнял фактически функции первого министра.
Старые государственные должности ликвидируются (например, коннетабль в 1627 году) или теряют всякое значение и превращаются в простые синекуры. Сохраняет свой былой вес лишь канцлер, который становится после короля вторым лицом в государственном управлении.
Потребность в специализированной центральной администрации привела в конце XVI в. к возрастанию роли государственных секретарей, которым поручаются определенные сферы управления (иностранные дела, военные дела, морские дела и колонии, внутренние дела). При Людовике XIV государственные секретари, которые первоначально (особенно при Ришелье) играли чисто вспомогательную роль, приближаются к особе короля, выполняют роль его личных чиновников. Расширение круга функций государственных секретарей ведет к быстрому росту центрального аппарата, к его бюрократизации. В XVIII в. вводится должность заместителей государственных секретарей, при них создаются значительные по размерам бюро, которые в свою очередь делятся на секции, со строгой специализацией и иерархией чиновников.
Большую роль в центральном управлении играл сначала суперинтендант финансов (при Людовике XIV был заменен Советом по делам финансов), а затем Генеральный контролер финансов. Этот пост приобрел огромное значение начиная с Кольбера (1665 год), который не только составлял государственный бюджет и непосредственно руководил всей экономической политикой Франции, но практически контролировал деятельность администрации, организовывал работы по составлению королевских законов. При Генеральном контролере финансов со временем также возник большой аппарат, состоявший из 29 различных служб и многочисленных бюро.
Неоднократной перестройке подвергалась и система королевских советов, выполнявших совещательные функции. Людовик XIV в 1661 году создал Большой совет, куда входили герцоги и другие пэры Франции, министры, государственные секретари, канцлер, который председательствовал в нем в отсутствие короля, а также специально назначаемые государственные советники (главным образом из дворян мантий). Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы (отношения с церковью и т.д.), обсуждал проекты законов, в некоторых случаях принимал административные акты и решал важнейшие судебные дела. Для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхний совет, куда обычно приглашались государственные секретари по иностранным и военным делам, несколько государственных советников. Совет депеш обсуждал вопросы внутреннего управления, принимал решения, относящиеся к деятельности администрации. Совет по вопросам финансов разрабатывал финансовую политику, изыскивал новые источники поступления средств в государственную казну.
Управление на местах отличалось особой сложностью и запутанностью. Некоторые должности (например, бальи) сохранились от предшествующей эпохи, но их роль неуклонно падала. Появились многочисленные специализированные службы на местах: судебное управление, финансовое управление, надзор за дорогами и т.д. Территориальные границы этих служб и их функции не были точно определены, что порождало многочисленные жалобы и споры. Особенности местной администрации нередко проистекали из сохранения в некоторых частях королевства старой феодальной структуры (границ бывших сеньорий), церковной земельной собственности. Поэтому политика централизации, которую проводила королевская власть, не затронула в равной степени всю территорию Франции.
В начале XVI в. в качестве органа, проводившего политику центра на местах, были губернаторы. Они назначались и смещались королем, но со временем эти должности оказались в руках знатных дворянских семей. К концу XVI в. действия губернаторов в ряде случаев стали независимыми от центрального управления, что противоречило общему направлению королевской политики. Поэтому постепенно короли сводят их полномочия к сфере чисто военного управления.
Для укрепления своих позиций в провинциях короли, начиная с 1535 года, посылают туда комиссаров с разными временными поручениями, но вскоре последние становятся постоянными должностными лицами, инспектирующими суд, администрацию городов, финансы. Во второй половине XVI в. им дается титул интендантов. Они действовали уже не просто как контролеры, а как настоящие администраторы. Их власть стала приобретать авторитарный характер. В первой половине XVII в. полномочия последних были несколько ограничены, а в период Фронды должность интенданта вообще была упразднена. В 1653 году система интендантов была вновь восстановлена, и они стали назначаться в специальные финансовые округа. Интенданты имели прямые связи с центральным правительством, прежде всего с Генеральным контролером финансов. Функции интендантов были чрезвычайно широки и не ограничивались финансовой деятельностью. Они осуществляли контроль за фабриками, банками, дорогами, судоходством и т.д., собирали различные статистические сведения, относящиеся к промышленности и сельскому хозяйству. На них возлагалась обязанность поддерживать общественный порядок, наблюдать за нищими и бродягами, вести борьбу с ересью. Интенданты следили за набором рекрутов в армию, за расквартированием войск, обеспечением их продовольствием и т.д. Наконец, они могли вмешиваться в любой судебный процесс, проводить расследование от имени короля, председательствовать в судах бальяжа или сенешальства.
Централизация коснулась и городского управления. Муниципальные советники (эшвены) и мэры перестали избираться, а назначались королевской администрацией (обычно за соответствующую плату). В деревнях постоянной королевской администрации не было, а низовые административные и судебные функции возлагались на крестьянские общины и общинные советы. Однако в условиях всесилия интендантов сельское самоуправление уже в конце XVII в. приходит в упадок.
Судебная система
Несмотря на усиливающуюся централизацию судебной системы, она также оставалась архаичной и сложной. Она включала:
Крайне запутанной была система королевских судов. Низшие суды в превотствах к середине XVIII в. были ликвидированы. Сохранились суды в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играл Парижский парламент и судебные парламенты в других городах. Для разгрузки парламентов от растущих апелляционных жалоб королевский эдикт в 1552 году предусмотрел создание особых апелляционных судов в ряде наиболее крупных бальяжей по рассмотрению уголовных и гражданских дел.
Армия и полиция
В период абсолютизма завершилось создание централизованно построенной постоянной армии, которая была одной из крупнейших в Европе, а также регулярного королевского флота.
При абсолютизме создается разветвленная полиция: в провинциях, в городах, на крупных дорогах и т.д. В 1667 году была учреждена должность генерал-лейтенанта полиции, на которого возлагалась обязанность поддерживать порядок в масштабах всего королевства. В его распоряжении находились специализированные полицейские подразделения, конная полицейская гвардия, судебная Полиция, проводившая предварительное расследование.
Особое внимание уделялось укреплению полицейской службы в Париже. Столица была поделена на кварталы, в каждом из которых действовали особые полицейские группы, возглавляемые комиссарами и сержантами полиции. В функции полиции наряду с поддержанием порядка и розыска преступников входил контроль за нравами, в частности наблюдение за религиозными манифестациями, надзор за ярмарками, театрами, кабаре, трактирами, домами терпимости и т.п. Генерал-лейтенант наряду с общей полицией (полицией безопасности) возглавлял также политическую полицию с разветвленной системой тайного сыска. Был установлен негласный контроль за противниками короля и католической церкви, за всеми лицами, проявляющими свободомыслие.
Становление абсолютизма в XVI в. имело прогрессивный характер, поскольку королевская власть способствовала завершению территориального объединения Франции, формированию единой французской нации, более быстрому развитию промышленности и торговли, рационализации системы административного управления. Однако по мере усиливающегося упадка феодального строя в XVII-XVIII вв. абсолютная монархия, в том числе и в силу саморазвития самих ее властных структур, все более возвышаясь над обществом, отрывается от него, вступает с ним в неразрешимые противоречия. Таким образом, в политике абсолютизма с неизбежностью проявляются и приобретают первенствующее значение реакционные и авторитарные черты, в том числе открытое пренебрежение к достоинству и правам личности, к интересам и благу французской нации в целом. Хотя королевская власть, используя в своих корыстных целях политику меркантилизма и протекционизма, неизбежно подстегивала капиталистическое развитие, абсолютизм никогда не ставил своей целью защиту интересов буржуазии. Напротив, он использовал всю мощь феодального государства для того, чтобы спасти обреченный историей феодальный строй вместе с классовыми и сословными привилегиями дворянства и духовенства.
Историческая обреченность абсолютизма стала особенно очевидной в середине XVIII в., когда глубокий кризис феодальной системы привел к упадку и разложению всех звеньев феодального государства. Крайнего предела достиг судебно-административный произвол. Символом бессмысленного расточительства и времяпрепровождения (бесконечные балы, охоты и другие развлечения) стал сам королевский двор, который называли «могилой нации».