Объясните чем завершилась история союза королей и философов
Конспект урока+презентация «Философы на троне»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Вдовкина Н._презентация.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
«Философы на троне» или Просвещенный абсолютизм
Урок истории 8 класс
Автор: учитель истории и обществознания МОАУ «СОШ №39» Вдовкина Н.В.
Описание слайда:
Просвещенные монархи
Австрийская императрица
Мария Терезия
Описание слайда:
Просвещенные монархи
Российская императрица Екатерина II
Описание слайда:
Просвещенные монархи
Прусский король Фридрих II
Описание слайда:
Просвещенные монархи
Австрийский император Иосиф II
Описание слайда:
Просвещенный абсолютизм
Рациональность
Справедливость
Решение проблем:
-медленный эволюционный путь развития – просвещение народа и его воспитание;
революционный путь;
правление монарха, воспитанного в духе Просвещения
Описание слайда:
Просвещенный абсолютизм – это идеология и политика, призванные приспособить абсолютную монархию к новым условиям общественной жизни
Описание слайда:
Идеология просвещенного абсолютизма
Государство считалось главным инструментом достижения общего блага;
Сохранить неприкосновенность полноты власти государя-мудреца;
Монарх,в свою очередь, установит справедливые законы в обществе;
Его важная задача – просвещение своих подданых
Выбранный для просмотра документ Вдовкина Н_конспект урока истории.docx
Тема: «Философы на троне» или Просвещенный абсолютизм.
Цель: раскрытие сущности понятия «просвещенный абсолютизм», выделение общего и особенного в политике просвещенных монархов Европы, определение значения этого явления в истории
— узнать об основных деятелях эпохи
— понять, что такое просвещенный абсолютизм
— познакомиться с выдающимися монархами Европы и их реформами
— закрепить изученный материал
— развитие речемыслительной деятельности
— развитие умений воспринимать информацию зрительно, на слух
— развитие умений сотрудничать во время работы в группах, парах; умений слушать и слышать
— развитие внимания учащихся, наблюдательности
— научиться черпать информацию из разных источников
— воспитание культуры речи и общения; толерантности, внимательного отношения к окружающим людям
— привить уважение и интерес к европейской культуре
Тип урока: Комбинированный
Оборудование: учебники, компьютерная презентация, видеоролик «Просвещенный абсолютизм»
Возможная личностно значимая проблема: научиться понимать противоречивость и сложность исторического процесса критически оценивать идеи, личности, реформы, уважать чужой и свой труд и культуру
Планируемые результаты изучения материала
Учащиеся получают знания о просвещенном абсолютизме, о наиболее выдающихся европейских монархах и их реформах, которые являются попыткой модернизации абсолютизма сверху с использованием идей просветителей
Методы обучения и формы организации учебной деятельности
Проблемный или частично поисковый метод.
Проблемные задания: Чем завершилась история союза королей и философов?
Форма урока: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: руководство учащимися во время подготовки сообщений, постановка проблем вначале занятия, вступительное слово, организация и коррекция работы (модераторство), подведение итогов
Развитие умений учащихся
Учатся планировать свою деятельность по подготовке сообщения, работать с разными источниками, развивать свои исследовательские умения, высказывать и доказывать свою точку зрения, выслушивать альтернативную, задавать вопросы одноклассникам и отвечать на них, актуализировать ранее изученный материал, выделять главное и систематизировать выделенное, заполняя таблицу в карточке
Основные понятия и термины
Эпоха Просвещения, просветители, просвещенный абсолютизм, просвещенные монархи, модернизация
Источники информации: школьные и внешкольные
Учебник: Н.В. Загладин, Л.С.Белоусов, Л.А.Пименова
Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем изучать события европейской истории 18 столетия, как развивались общественно-политическая мысль и государства Европы в этот период и какую политику вело их правительство. Мы рассмотрим характерные особенности эпохи Просвещения и понятия просвещенного абсолютизма, обсудим личности и реформы наиболее выдающихся европейских монархов, проводящих политику просвещенного абсолютизма. При этом будем выполнять самые различные задания.
— Вспомните, благодаря чему идеи Просвещения получили особенно значительное развитие во Франции?
Ответ обучающихся: благодаря тому, что было развито книгопечатание и большинство населения были грамотными.
— Какими были взгляды на государство французских просветителей?
Ответы обучающихся о взглядах на государство Монтесткье, Вольтера, Руссо.
Сообщение Бибиковой Ады «Концепция разделения властей: от Локка к Монтесткье»
Сообщение « Особенности идей Просвещения в разных странах.» Юрченко Дмитрий.
3. Актуализация новых знаний.
Проблема урока: Чем завершилась история союза королей и философов?
— В продолжение нашего разговора о философах Просвещения, мы не можем не сказать о философах на троне.Проблемы, которые поднимали просветители,не могли оставить равнодушными правителей государств.
Слайды 1-5 (показ слайдов сопровождается кратким рассказом)
Работа с документом стр.17 «Император Иосиф II о своих реформах»
— Каким путем проводил Иосиф II свою политику?
— Как вы считаете, что означает термин «Просвещенный абсолютизм»?
Обучающиеся записывают термин в тетрадь
Работа в группах ( учебник стр.20)
1. Что в Просвещеном правлении привело к реальным результатам?
— Большие успехи в области законодательства;
— Приняты своды законов, уголовные и гражданские кодексы
2. Что в Просвещенном правлении осталось лишь заявлением?
— Монархи заимствовали лишь то, что служило развитию государства и укреплению власти;
— Строили не то общество, о котором мечтали философы.
После выступления групп делают вывод :
— Чем завершилась история союза королей и философов? Ответы обучающихся.
5. Подведение итогов.Выставление оценок. Домашнее задание: параграф 3
ГДЗ история нового времени 8 класс Загладин, Белоусов Русское Слово Задание: 3 Просвещённый абсолютизм
Стр. 16. Вспомните
Чем объяснялось обращение части европейских монархов к идеям философов-просветителей, известных своей критикой существовавших в то время порядков?
Решение некоторых европейских монархов (в частности Екатерины ІІ, Фридриха ІІ, Иосифа II и др.) реализовать некоторые идеи просветителей, с одной стороны, было продиктовано искренним желанием ускорить развитие возглавляемых ими государств, а с другой – попыткой укрепить собственное положение и ослабить потенциальных конкурентов центральной власти (прежде всего церковь и крупное дворянство).
Что в «просвещённом» правлении привело к реальным результатам?
Реальные результаты принесла политика «просвещённых» монархов, которая была направлена на обновление законодательства и упорядочивания системы государственного управления (т.н. административные реформы), развитие торговли и ремесел, поддержку науки, искусства и предпринимательства. Также огромное значение имело существенное ограничение влияния церкви на процессы внутри общества государства (например, запрет деятельности ордена иезуитов, отмена инквизиции и церковных судов, провозглашение свободы вероисповедания).
Что осталось лишь заявлениями?
Крайне незначительные результаты принесла политика «просвещённых» монархов по отношению к крестьянскому сословию. С одной стороны, делались заявления о необходимости улучшения быта и условий их жизни и защите от произвола землевладельцев. Однако на кардинальное решение проблемы – отмену крепостного права, решился только австрийский император Иосиф ІІ. В некоторых странах (например, в России) положение крестьян только ухудшилось.
Стр. 17. Документ №1
1. Определите на основе первого из приведённых текстов, как представлял смысл «просвещённого правления» Ж.Ж. Руссо.
Жан Жак Руссо считал «просвещённым правлением» такое, при котором монархи оказывают покровительство наиболее одаренным учёным, а те в свою очередь помогают правителям своими мудрыми советами. При таких условиях в наибольшем выигрыше окажется народ, поскольку принимаемые «просвещенными монархами» решения будут именно в их пользу.
2. Проанализируйте высказывание императора Иосифа II, осуществившего в своих владениях значительные реформы в духе «просвещённого абсолютизма». Каким путём он предпочитал проводить свою политику?
Согласно отрывку с данного документа, Иосиф ІІ не считал необходимым обсуждать свои планы с широкими народными массами, а просто ставить их перед фактом. Свою позицию император объяснял тем, что простые люди, в силу своей невежественности, не в состоянии понимать решения государственного масштаба и поэтому просто должны их послушно исполнять. Соответственно монарх должен руководствоваться исключительно собственными убеждениями и советами своего ближайшего окружения.
3*. Сопоставьте точки зрения мыслителя и монарха. В чём состояли различия? Как в связи с этим вы оцените попытки установления «союза философов и королей»?
И Руссо, и Иосиф ІІ считали, что «просвещенный» правитель не должен принимать решения самовольно, а предварительно спросив мнения у компетентных лиц. Только для Руссо такими лицами были исключительно талантливые учёные, а для Иосифа II – ближайшие слуги. Поэтому «союз философов и королей» мог быть успешным, только при условии, что такие учёные смогли завоевать доверие монарха и стать лично преданными ему советниками. В противном случае, в окружение правителей попали бы лица, которые руководствовались своими корыстными интересами и не думали о народном благе (таких среди привилегированных сословий было большинство).
Стр. 19. Документ №2
1. Как вы охарактеризуете стиль данного текста?
Данное письмо написано в дружественном тоне. Сразу видно, что Фридрих ІІ дорожит дружбой Вольтера и не хочет её потерять. Таким образом, стиль переписки не официальный, а сугубо личный, доверительный.
2*. Какими личными качествами и деяниями прославился в истории прусский король Фридрих II? (см. параграф 9 учебника.) Как можно объяснить и оценить его позицию в отношениях с Вольтером?
Если верить суждениям современников, то Фридрих ІІ Великий как личность характеризовался высоким уровнем интеллекта, любовью к искусству и наукам, склонностью к веротерпимости и гуманным отношением к подданным, а также педантичностью и рационализмом. Если оценивать его как короля, то прежде всего следует отметить его склонность к захватническим войнам и пренебрежение к существующим на то время международным принципам и порядкам. Соответственно крайне дружелюбная позиция Фридриха ІІ по отношению к Вольтеру, на мой взгляд, могла объясняться только одним – прусский король действительно восхищался личностью французского просветителя и испытывал глубокий интерес к его идеям.
Стр. 21. Вопросы в конце параграфа
1. В чём можно видеть причины интереса некоторых европейских правителей к идеям Просвещения?
Причины интереса европейских монархов к идеям Просвещения были двоякими. Во-первых, они стремились путем определенных реформ модернизировать свои страны, более активно развивать торговлю и ремесла, в некоторых случаях – даже улучшить условия жизни широких народных масс. Во-вторых, монархи желали укрепить свою власть и уменьшить влияние привилегированных слоев общества (прежде всего, крупного дворянства и духовенства). Идеи просвещения прекрасно подходили для такой задачи.
2. Используя материал учебников по всеобщей и отечественной истории, ответьте на следующие вопросы: как создавался в XVIII в. образ «просвещённого монарха»? Каков был стиль общения правителей (например, Фридриха II, Екатерины II) с известными просветителями? Можно ли сказать, что этот стиль переносился на обращение монархов с их подданными?
Моя точка зрения заключается в том, что образ «просвещённого монарха» создавался исключительно в произведениях философов-просветителей (Монтескьё, Вольтера, Руссо), был скорее плодом их мечтаний, очень часто оторванным от реальности. В действительности идеального «просвещённого монарха», каким они себе его представляли, просто не существовало. Политика Екатерины ІІ, и Фридриха ІІ, и Иосифа ІІ имели много отклонений от замыслов просветителей. Однако это все же не уменьшает их заслуг и достижений.
Если судить исключительно по переписке, то стиль общения «просвещённых монархов» был открытый, дружественный и даже иногда просящий. Правители общались с философами как равный с равным, не допускали надменности или какого-нибудь презрения. Однако такой подход не работал в обращении монархов со своими подданными, особенно с крестьянским сословием, которое традиционно занимало низшую ступеньку в социальной пирамиде тех времен. Поскольку деление людей на сословия не было отменено ни в одном государстве Европы, то можно с уверенностью говорить о том, что идеи Просвещения принципиально не повлияли на отношения «просвещённых монархов» к низшим слоям населения.
3. Систематизируйте в таблице информацию об основных мероприятиях политики «просвещённого абсолютизма» в разных сферах жизни общества.
Сферы | Мероприятия |
---|---|
Государственное управление | Упорядочивание и централизация органов власти, административные реформы, усиление власти монарха |
Социальные отношения |