Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе

Пять причин, почему сегодня инклюзивная среда актуальна как никогда

В то время как тема толерантности в разных ее проявлениях набирает популярность в мире, всё чаще возникают дискуссии о важности инклюзии. Большинство людей соглашается с тем, что с точки зрения социального равенства инклюзивная среда необходима. Однако не так просто ответить на вопрос почему. Каковы же преимущества инклюзивного подхода?

Мы перевели для вас статью с официального сайта Специальной Олимпиады. Читайте пять причин, почему сейчас так важна инклюзия.

Создание инклюзивной среды — приоритет Специальной Олимпиады

Всемирное движение Специальная Олимпиада поддерживает идею инклюзии. Наша организация была создана в 1968 году по инициативе Юнис Кеннеди Шрайвер в связи с тем, что люди с особенностями интеллектуального развития долгое время игнорировались обществом, были выключены из активного взаимодействия с ним и по сути находились в изоляции. С тех пор мы занимаемся продвижением идеи инклюзивного подхода и уверены, что спорт может кардинально изменить существующее положение вещей.

На сегодняшний день мы занимаемся организацией инклюзивной среды для людей с ментальной инвалидностью во всех сферах жизни: от здравоохранения и образования до лидерства и карьерного роста.

Людям необходимо объединиться на международном уровне, чтобы создать поистине доступную среду для всех жителей планеты вне зависимости от наличия инвалидности, этнической принадлежности, возраста, вероисповедания, половой принадлежности. Надеемся, вы присоединитесь к нашей Инклюзивной Революции! Сторонники этого движения, с одной стороны, отдают дань тому, что все люди разные и уникальные, а с другой — разделяют идеи классического гуманизма.

Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть картинку Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Картинка про Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе

«Мы создаём инклюзивную революцию, и мы не остановимся до тех пор, пока мир не примет каждого человека с интеллектуальными нарушениями с достоинством, которого они заслуживают. Каждый человек. Без исключений».

Тимоти Шрайвер, доктор философии, председатель правления Специальной Олимпиады

Причина 1: больше толерантности и меньше буллинга

Причина 2: инклюзия повышает уровень эмпатии

Причина 3: инклюзия помогает повысить самооценку

Юнис Кеннеди Шрайвер считала, что спорт помогает людям с ментальной инвалидностью «осознать свой потенциал для роста». Согласно данным, опубликованным в журнале «Исследование нарушений развития», наши атлеты имеют более высокую самооценку и более развитое чувство уважения к себе, чем люди с инвалидностью, не участвующие в Специальной Олимпиаде. Благодаря объединяющей силе спорта, наши спортсмены обретают более прочную веру в свои возможности.

«В детстве я был неуверенным в себе, мне было трудно открыто говорить с другими, выражая своё мнение. Занятия спортом, особенно, крикетом, очень помогли мне», — говорит Ритик, молодой человек с особенностями интеллектуального развития из Индии. — «Жизнь заиграла новыми красками в 2011 году, когда я встретил своего тренера на Специальной Олимпиаде. Я словно начал жить по-настоящему и очень изменился, стал более ответственным, независимым, смелым и уверенным в себе».

Для Акрити, девушки без ментальных нарушений, инклюзивный спорт стал открытием нового мира: атлеты Специальной Олимпиады произвели на неё глубочайшее впечатление. Она утверждает: «Благодаря Специальной Олимпиаде я познакомилась со многими спортсменами, которые вдохновили меня и показали пример решимости, уверенности в себе и стойкости».

Источник

Значение инклюзивного образования в современном мире

Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть картинку Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Картинка про Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе Яна Тирикова-Семенюк
Значение инклюзивного образования в современном мире

Данная тема является очень интересной для анализа и размышления, так как в настоящее время с каждым годом увеличивается число детей нуждающихся в создании особых образовательных условий.

Несомненно, любой человек как социальное существо нуждается в получении образования, шанс на познание себя, других людей и окружающего мира. Именно процесс обучения дает такую возможность человеку.

Конечно, в получении образования для людей с ограниченными возможностями таятся многочисленные трудности, процесс учения не всегда дается им легко, изучение новых предметов в школах, отношение учителей и одноклассников, новая среда, правила и режим дня, все это каждодневное испытание на прочность. Многие нормально развивающиеся ученики не могут адаптироваться к таким условиям, а детям с ограниченными возможностями это дается еще сложнее.

Безусловно, дети с ограниченными возможностями независимо от причины, природы и серьезности отклонений, имеют неотъемлемое право не только на уважение их человеческого достоинства, но и на получение образования, наравне с их нормально развивающихся сверстников.

Поэтому значение инклюзивного образования в современном мире велико. Вообще, под инклюзивным образованием понимают процесс обучения, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования [2].

Инклюзивное образование имеет огромное значение по всему миру, важно в каждой стране. Данную систему образования необходимо развивать, так как в настоящее время появляется все больше детей, нуждающихся в особом подходе не только в получении образования, но социализации к общественной жизни. Для того чтобы любой ребенок с индивидуальными особенностями и возможностями мог обучаться в школе, получая должное образование и внимание, как и все дети, необходимы особые условия, условия нетипичные для наших школ, инклюзивное образование как раз таки дает возможность и условия для обучения детей с ограниченными возможностями [1].

Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность [3].

К сожалению, на сегодняшний день проблема инклюзивного образования является актуальной. Общество стало гуманней и детей данной категории стали называть как «дети с особыми образовательными потребностями». С каждым годом количество детей с особыми образовательными потребностями увеличивается, и чтобы отвечать запросам общества, необходимо поддерживать культуру инклюзивного образования, реализовывать инклюзивную практику.

Инклюзивное образование позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья почувствовать себя таким же, как сверстники, позволяет получать не только образование наравне со всеми, но и социализироваться, развиваться, общаться.

Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть картинку Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Картинка про Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществеОрганизация работы с родителями в современном ДОУ Положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь при согласованных действиях педагогов и семьи, при условии развития интереса.

Образовательные и педагогические технологии в современном учебном процессе начальной школы ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ. Рязанова Т. П. МБОУ СОШ № 5 им. Ю. А. Гагарина.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников на современном этапе» «Нравственноев воспитание-это особая форма многогранного процесса развития человека: сознательное и систематическое культивирование в нем.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть картинку Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Картинка про Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществеОтчёт о проведении мероприятий недели инклюзивного образования «Равные возможности — равные права» в средней группе С 1 апреля по 5 апреля 2019года в средней билингвальной группе «Подсолнух» прошла Неделя инклюзивного образования «Равные возможности –.

Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть картинку Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Картинка про Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществеОтчёт о проведении Недели инклюзивного образования в младшей группе «Разные возможности — равные права» Со 2 апреля по 6 апреля в младшей группе «Подсолнух» прошла неделя инклюзивного образования «Разные возможности – равные права». Целью данной.

Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть картинку Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Картинка про Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществеПознавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования Познавательно-двигательное мероприятие «Ловкий грамотей» как форма инклюзивного образования. В настоящее время в связи с изменением в образовании,.

Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть картинку Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Картинка про Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществеПроект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту «Безопасность в современном мире». Но каждой группе нужно было взять.

Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Эссе «Образ воспитателя в современном кинематографе» Назарова Т. А. Воспитатель, если он желает счастья человеку, должен воспитывать его.

Источник

Инклюзия в понимании современного общества

Инклюзия в понимании современного общества. Пахолкина Т.М., Елина Д.Д., Задумкина Е.А., ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповец, Вологодская область, Россия.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос инклюзии. Подчеркивается актуальность проведенного исследования на эту тему.

Ключевые слова: инклюзия, гуманность, инвалиды, ограниченные возможности.

В современном обществе остро стоит проблема понимания инклюзии. Главное не то, как люди с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в обществе, а как человечество относится к таким людям. Ведь каждый человек нуждается в принятии и поддержке. В данной статье мы поднимаем вопрос о том, как современное общество относится к человеку с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни [1].

Инклюзия предусматривает для человека с особыми потребностями не ограничиваемое участие и свободу выбора его меры, форм и способов во всех социальных процессах, на всех ступенях образования, в процессе досуга, на работе, в реализации различных социальных ролей и функций [6].

Невозможно не заметить актуальность данной темы, ведь сейчас, к сожалению, в нашем мире количество людей, и зачастую детей, с ограниченными возможностями здоровья, растёт. Важно отметить, что идеи гуманизации, переосмысления человеческих ценностей, уникальности человеческой личности являются основными составляющими идеями инклюзивного миропонимания.

Данной проблемой занимались многие психологи, философы, социологи. Большой вклад в развитии данной темы внесли Е.И. Пурыгина, М.С. Староверова, Т.В. Тимохина. Авторы отмечают, что инклюзия достижима в той социальной среде, которая готова к восприятию самой этой идеи [3, 4, 5].

Каждый человек в нашей стране имеет право на образование, в том числе и человек с ОВЗ. Успешное введение инклюзивного образования возможно лишь в обществе, обладающем здоровой нравственной основой. А в данный момент, сложилась ли такая нравственная основа в нашем обществе? Готово ли сейчас молодое поколение к такому ответственному шагу, как инклюзия? Данными вопросами задаются многие социологи, психологи, педагоги, что говорит нам о повышенном интересе к данной теме. Исходя из вышесказанного, нами была поставлена цель – выяснить понимание проблемы инклюзии среди современной молодёжи.

Инклюзивное образование не считается синонимом лишь физического присутствия детей с различиями и дееспособностью вместе с другими детьми. Создание соответствующих условий в инклюзивном образовании и воспитании охватывает все аспекты, в том числе материального, физического, позиционного аспектов. Среда и возможности в такой системе должны быть на таком уровне, чтобы они охватили всех детей с различными ограниченными возможностями[4].

Многие образовательные учреждения переходят именно на иклюзивное образование, потому что сейчас происходит глобальные изменения в осознании общества с гуманной точки зрения. Гуманистическая идея общественного сознания строится на представлении о том, что современный мир является взаимозависимым и взаимодействующим, в котором признается равноправие всех жизненных взглядов, где уважают традиции и принимают инновации, устанавливаются диалогические и равноправные отношения между людьми вне зависимости от того, какими возможностями (интеллектуальными, физическими и др.) человек обладает.

За последнее время можно наблюдать, как идеи о ценности жизни медленно, но неуклонно овладевают общественным сознанием. Происходит поворот социального интереса к людям, не таким как все, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного [5].

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка. Государство должно обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека. Разрушение барьеров при получении доступности к качественному образованию приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека [2].

На наш взгляд, система инклюзивного образования, с точки зрения социокультурных возможностей, образовательного пространства, нравственных принципов общества расширяется с каждым днем. В связи с этим, на предмет изучения уровня готовности общества к инклюзии и осмысления проблемы отношения людей к человеку с ограниченными возможностями здоровья, нами было проведено исследование.

Экспериментальную базу составили студенты и преподаватели «Череповецкого государственного университета». В анкете предлагалось ответить на вопросы по блокам:

По результатам проведенного исследования, мы получили следующие данные: пилотажное исследование показало, что все респонденты положительно относятся к лицам с ограниченными возможностями, в том числе с интеллектуальными нарушениями; отмечают такие положительные черты личности как работоспособность, упорство в достижении цели, доброжелательность, терпение.

Многие респонденты видят людей с ограниченными возможностями своими соседями по дому, но затрудняются ответить, если это будет их родственник. Не желательно, по мнению участников опроса, если лица с ограниченными возможностями здоровья будут коллегами, подчиненными, врачами, учителями, представителями власти. Некоторые респонденты считают, что детям с нарушениями в развитии необходимо проходить обучение в специальном классе массовой школы, в школе индивидуального обучения. Необходимость льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов признаются практически всеми участниками опроса.

Полученные нами данные свидетельствую о том, что общество заинтересовано в проблеме инклюзии в нашем мире. Именно с позиций гуманизма и принятия оно ищет решения данной проблемы.

В настоящее время не каждый готов принять человека с ОВЗ. Но осознание того, что люди видят данную проблему, что общество готово говорить, размышлять и действовать, для решения проблемы инклюзии должно мотивировать каждого. Такая этическая концепция утверждает ценность жизни любого человеческого существа, как единственного и неповторимого в этом мире. Его безусловное право на полноценную жизнь вне зависимости от того, есть у человека дефекты в развитии или нет, а также его безусловное право на образование и специальную помощь в соответствии с его особыми потребностями, право на достойную жизнь среди людей, право на уважительное отношение к нему. Ведь человек с ОВЗ, это не какой – то другой человек, это уникальная личность!

Поэтому процесс инклюзии в современном мире, это не только техническое или информационное внедрение каких – либо изменений в общественной жизни, а прежде всего – это изменение взгляда на жизнь и её ценность.

Ссылки на источники

Статья — участник конкурса Лучшая молодежная статья 2017 года

Источник

Обоснование необходимости инклюзивного образования

Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть картинку Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Картинка про Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе

Инклюзивное или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.

Обоснование необходимости инклюзивного образования:

Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того чтобы не «импортировать» систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:

Принципы очень важны, потому что они помогают людям, работающим в этом направлении, проводить оценку своей работы.

Источник

Инклюзия: философия пространства современной жизни

Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Смотреть картинку Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Картинка про Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе. Фото Объясните чем вызвана необходимость развития процесса инклюзии в обществе

Рубрика: 7. Дефектология

Дата публикации: 30.06.2015

Статья просмотрена: 2224 раза

Библиографическое описание:

Брусянина, Е. Ю. Инклюзия: философия пространства современной жизни / Е. Ю. Брусянина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8454/ (дата обращения: 27.12.2021).

В статье рассматриваются вопросы инклюзии. Дается определение этого понятия. Инклюзия является необходимым процессом и частью нашего общества, а также образования в целом.

Ключевые слова: Инклюзия. Дети с особенностями развития. Система образования. Тьютор.

Все чаще в нашей жизни стали встречаться такие понятия как инклюзия, равные возможности, право на обучение.

В целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы.

Одним из направлений Стратегии является обеспечение равных возможностей для детей, нуждающихся в особой заботе государства.

В рамках реализации идей Стратегии разработан комплекс мер, направленных на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, среди которых важное место занимает законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.

Все дети, несмотря на свои этнические, интеллектуальные, физические, социальные и другие особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться и обучаться вместе со своими сверстниками по месту жительства. Инклюзивное образование не только повышает статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его семьи, но и способствует развитию толерантности и социального равенства в обществе. Инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными моделями образования. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм. Ребенок с особенностями в развитии должен иметь возможность реализовывать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь педагогов — специалистов. [3]

Что же такое инклюзивное образование? Обратимся к терминологии.

Инклюзивное (франц. inclusif — включающий в себя, от лат. include — заключаю, включаю) или включенное образование — термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Есть еще одно определение инклюзии.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурноэтнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, — в таких школах общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку. Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками– это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. [5, c.8]

Обоснование необходимости инклюзивного образования:

— возможности и обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

— анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых детей;

— анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми.

Ключевые принципы инклюзивного образования:

— дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;

— программы раннего вмешательства и диагностики осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;

— все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;

— индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;

— инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом. [1]

«Образование — право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан. 1998

Субъект инклюзии — это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями. Потребности в обучении детей с ОВЗ основной и первый объект инклюзивного образования. Необходимо изменить подход и организацию обучения этой категории детей, чтоб эта группа детей могла реализовать свои права в обучении и социализации. Ведь у этих детей такие же потребности в обучении, но есть особенности, не позволяющие получать образование по тем программам, которые на сегодняшний день предлагает современная средняя школа.

У детей c особенностями в развитии наблюдается:

— более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, развития;

— явные трудности управления своим поведением;

— трудности социальной адаптации;

— низкий темп работы и недостаточная продуктивность деятельности в целом.

В свете этой проблемы становится актуальным вопрос максимальной адаптации детей с ОВЗ в условия современной общеобразовательной школы. И не просто адаптации, а полного вовлечении и включения особого ребенка в школьную жизнь при помощи специальных адаптированных программ обучения.

Таким образом, одной из центральных фигур в процессе инклюзии становится педагог, однако стоит отметить, что не только в общественном сознании, но и в профессиональном педагогическом мышлении ценности инклюзивного образования пока не стали доминирующими. Поэтому, на современном этапе развития общества актуальное значение приобретают личностные формы качеств самого педагога, его ценностные ориентиры. Самому педагогу важно принять ребенка с особенностями развития, понять его потребности, его нужды. При возникающих трудностях на помощь учителю может прийти тьютор. В инклюзивном образовании тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательную и социальную среду школы. Перед тьютором в инклюзивном образовании стоит важная задача: помочь детям с особыми образовательными потребностями стать успешными в обществе. А это значит, что объектом сопровождения становится сама жизнь детей с особенностями в развитии, главным аспектом которой является создание условий для полноценной и качественной жизни человека со специальными нуждами в рамках нового образовательного пространства.

В условиях открытого образовательного пространства тьютор в условиях инклюзии становится держателем культурных основ и традиций тьюторства, которые сформировались еще в средневековой Англии. Тьютор может и должен сопровождать не только образовательный интерес ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и его семью, сформировать вокруг ребенка с особыми образовательными потребностями толерантную к нему социокультурную среду. [2]

Инклюзивная школа — это гарант конституционного права ребенка на образования. Наше государство на пути перехода от права к возможностям. Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

«Мы исключили эту часть людей из общества, и надо вернуть их назад, в общество, потому, что они могут нас чему-то научить». (Жан Ванье)

Писк наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество — это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.

1. Алехина, С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании/ С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова// Психологическая наука и образование.-2011.- № 1.-С.83–92

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *