Объясни в чем проявляется естественный характер прав
Объясни, в чем проявляется естественный характер прав человека
— дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;
— может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);
— вправе с согласия родителей совершать любые сделки;
— вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
— вправе осуществлять права автора охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
— вправе вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
Имеет право на получение паспорта.
Законом субъекта федерации может быть разрешено вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).
Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.
Имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе.
Несовершеннолетние родители вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.
Может обучаться вождению мотоцикла.
Имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам.
Может вступать в молодежные общественные объединения.
Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.)
Подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда.
Может быть исключен из школы за нарушения.
Аналогия. Основана на сравнении. Это Франсуа Кенэ, врач по профессии, занявшейся политэкономией в 60 лет, сравнил экономический процесс движения товарно-денежных потоков в экономике с системой кровообращения в человеческом организме и на этой основе создал свою знаменитую Экономическую таблицу, первую макроэкономическую модель. А Курно, изучая равновесие механическое, догадался о существовании равновесия экономического.
Проблема. Может быть привести пример, связанный с экономическим ростом и социальной справедливостью, т.е. что первично? Можно. Только лучше сформулировать так: экономическая эффективность или социальная справедливость.
В основе проблемы всегда лежит противоречие. Например, как товары, различные вещи, могут обмениваться друг на друга, ведь обмен – это экономическое равенство? Маркс решил эту проблему, показав двойственный, противоречивый характер труда, создающего товар, выделив в труде конкретную и абстрактную стороны.
Метод научной абстракции. Метод единства логического и исторического.
Объясни в чем проявляется естественный характер прав
Подробное решение параграф § 18 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
Почему люди не могут обойтись без права?
Потому что право, регулятор общественных отношений, право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого. Государство должно стремиться к полной реализации им же установленных норм.
Откуда право берёт силу?
Право берет силу из законодательных актов правительства, федеральных и региональных законов, Конституции, правоприменительной практики.
Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?
Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей. Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность. Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.
Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом. Право в таком значении принято называть позитивным правом.
Ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Право, как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.
Вопросы и задания к документу
1. Какую идею (или идеи) стремится выразить автор этого фрагмента?
Автор выражает идею о том, что право должно являться границей свободы каждого человека, должно регулировать отношения между людьми.
2. Как вы думаете, какой смысл вкладывает учёный в слово «лицо»?
В слово «лицо», автор вкладывает особое значение, подразумевающее наличие у личности ответственности и способности правомерно и разумно владеть своей свободой.
3. Что, по мнению автора, служит причиной, вследствие которой человеку «присваивается право»?
По мнению автора, человеку присваивается право вследствие наличия у индивида свободы воли, которая определяет человека, как разумного существа.
4. Какими причинами обусловлено происхождение права?
Каждое лицо стремится расширить область своей свободы; но так как все они действуют на общем поприще, то они приходят в беспрерывные столкновения друг с другом. Отсюда необходимость определить, что принадлежит каждому, и установить известные правила для решения споров.
5. Какое определение автор даёт праву? Что лежит в основе этого определения?
Право – взаимное ограничение свободы под общим законом. В основе данного определения лежит правомерное взаимодействие индивидов и их стремление урегулировать свободу.
6. Сравните подход Чичерина к определению права с теми, что даны в предыдущем параграфе. Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните своё мнение.
Нормативный подход ближе к предложенному философом, т. к. право, как взаимное ограничение свободы под общим законом составляет неотъемлемую принадлежность всех человеческих обществ.
1. Какие признаки права составляют его основное отличие от других социальных регуляторов?
Право прежде всего есть система норм социального поведения. Все элементы внутренне взаимосвязаны и направлены на достижение единой цели — правовое регулирование социальных отношений во всех основных сферах жизни общества — экономической, политической, социальной, культурной.
Право — это система норм, которые устанавливает только государство. Это уникальная черта права. Система правовых норм исходит от государства, и с этой особенностью права связаны многие другие его черты.
Поскольку нормы права устанавливаются государством, они носят общеобязательный характер. Это значит, что действие норм права должно распространяться не только на граждан, но и на само государство, его органы, должностных лиц государственных органов.
Право охраняется государством. Устанавливая правовые нормы, государство гарантирует их реализацию. Оно обязано осуществлять контроль за их соблюдением, исполнением и применением, а в случае нарушения применять государственное принуждение.
Право закрепляет существующий государственный и общественный строй. Вводя определённые нормы поведения, право тем самым вносит юридический порядок в жизнедеятельность человека, общества и государства, устанавливает границы возможной и допустимой активности каждого.
2. Объясните, в чём заключается взаимосвязь права и закона и какие существуют между ними различия.
Право есть вся совокупность, а точнее, система существующих в данном государстве законов. Право становится, властной общеобязательностью (т. е. общеобязательной системой норм, охраняемых силой государства) только в форме закона — позитивного права. Однако закон, как известно, есть творение власти. Он может соответствовать или противоречить праву. Правовым закон становится только тогда, когда целиком отвечает требованиям права, т. е. в том случае, когда естественные права человека получают официальное признание и защиту государства.
3. Что сближает право и мораль? В чём проявляется «суверенность» права?
Большинство норм права, содержащих запреты, напрямую восходит к морали: не совершать насилия над личностью, не оскорблять человека, не лгать, не клеветать, не лжесвидетельствовать, не брать чужого, не нарушать правил общежития, общественного порядка и т. д.
У морали и права общая цель — способствовать общественному согласию, порядку, гармонизации отношений между людьми, а также между людьми по поводу окружающей среды.
Сближает их также духовная, идейная основа: и мораль, и право исходят из принципа справедливости, призваны проводить его в жизнь. Защищая интересы и права человека, призывая к гуманным взаимоотношениям, как мораль, так и право стремятся прежде всего обеспечить справедливость.
Есть основание говорить и о близости воспитательной роли морали и права. Их нормы, воздействуя на наше сознание, способствуют выработке внутреннего убеждения в необходимости добровольного соблюдения правовых и моральных предписаний.
Суверенность права проявляется в праве на жизнь, свободу и стремление к счастью.
4. Что такое система права?
Системой права можно назвать обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, включающее взаимосвязанные между собой части (элементы) — нормы, отрасли, институты.
Система права: выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права; предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей; показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.
5. Охарактеризуйте основные признаки нормы права и дайте ей определение.
Норма права представляет собой установленное государством общеобязательное правило поведения, действие которого поддерживается силой государственного принуждения.
Правовые нормы имеют следующие признаки
• Общий характер. Неконкретность адресата, не персонифицированный характер (в отличие от правоприменительных актов). Они регулируют типичные отношения и рассчитаны на многократное применение.
• Общеобязательность. Нормы права обязательны для всех, кому они адресованы.
• Конкретность содержания. Достигается простотой изложения текста нормы, а также широким использованием общеизвестных и специальных юридических терминов.
• Формальная определённость. Нормы права, как правило, фиксируются в правовых актах государства и закрепляют права и обязанности.
• Микросистемность. Нормы права взаимосвязаны и, как правило, не противоречат друг другу.
6. Как классифицируют нормы права?
Существуют различные классификации норм права. Наиболее типичная определяется характером предписаний, содержащихся в нормах
Выделяют: 1) нормы уполномочивающие — это труднопроизносимое словообразование имеет вполне ясный смысл и обозначает нормы-разрешения, дающие право на то, что можно делать; 2) нормы обязывающие, т. е. содержащие предписания, строго обязательные для исполнения; 3) нормы запрещающие — это нормы-запреты, устанавливающие, чего делать нельзя.
7. Дайте определение отрасли права. Как классифицируют отрасли российского права?
Отрасль права — это самая крупная часть системы права. Она представляет собой совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих целую сферу однородных общественных отношений. В системе права РФ насчитывается более 30 отраслей.
8. Что представляет собой правовой институт?
Институт права представляет собой объективно обособившуюся внутри той или иной отрасли группу взаимосвязанных однопорядковых юридических норм.
В отличие от отрасли, охватывающей целую сферу однородных общественных отношений, институт права регулирует только отдельный участок (сторону) родственных общественных отношений внутри какой-нибудь сферы. Причём внутри отрасли права могут выделиться сразу несколько правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д.
Из понятий выходит, что закон порой может быть использован с коварством, так как ничем не угрожает ему, а право же, в свою очередь, не допускает злоупотреблением своих возможностей, то есть влечет за свое нарушение неотвратимое наказание.
2. Известный российский правовед С. С. Алексеев при раскрытии вопроса о праве приводит такой пример. В вагон электрички, перед самым её отходом, влетает женщина с тяжёлыми сумками в руках. Все места заняты, причём в основном мужчинами. Тогда она подходит к одному из них и решительно говорит: «Встаньте!» Мужчина встаёт, а женщина садится на его место. Смущённый мужчина уходит в тамбур, но по дороге успевает удивлённо спросить, почему его согнали с места. Женщина тут же громко парирует: «Потому что я, женщина, имею право, и вы, мужчины, обязаны уступать нам».
Как вы думаете: кто прав в этой ситуации? О каких правах женщины можно вести речь? Имеет ли она право требовать уступить ей место? Объясните с точки зрения права и морали.
Женщина неправа в данной ситуации. Она не имеет права требовать уступить место. Это только вопрос морали.
С точки зрения права – нигде такого закона нет, она имела право, если была бы инвалидом, беременной или с ребенком, а место было отмечено соответствующим знаком. С точки зрения морали – женщинам должны уступать места, это вопрос хорошего воспитания.
3. Опираясь на известную вам классификацию правовых норм, укажите, какую форму действия предписывают изложенные ниже нормы права (приведите название нормы и объясните её смысл): «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются» (Конституция РФ, ст. 15); «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (Конституция РФ, ст. 45); «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58).
2) «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом» (Конституция РФ, ст. 45) – Управомочивающая норма (Управомочивающие нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении субъектам со стороны государства, фиксируемого в нормах поведения. Социальный смысл управомочивающих норм – предоставление гражданам и другим субъектам права определенной возможности поведения, гарантированной соответствующими обязанностями других лиц. К ним относятся нормы о праве на трудовую деятельность, на вознаграждение, на отдых, на образование, на материальное обеспечение, нормы правах автора, об имущественных правах и другие.)
3) «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (Конституция РФ, ст. 58) – Обязывающая норма (Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обвязывание является одним из решающих рычагов целенаправленного воздействия на социальные процессы.)
4. Опираясь на текст учебника, заполните таблицу «Мораль и право».
Объясни,в чём проявляется естественный характер прав человека.
Человек всегда мечтает. Маленький – о новой игрушке, о том, чтобы мама и папа всегда были рядом. Подросток – о хороших друзьях, интересных встречах, о новом велосипеде или роликовых коньках, о том, чтобы родители были рядом. Юноша – о любви, о будущей профессии, новых встречах, о том, чтоб в родительском доме «много лет горел… в окнах добрый свет». Взрослый – о своей «нужности» для кого-то, о семье, детях и о том, «чтоб жили на свете мама и папа, сколько нужно им – жили»… И неважно, сколько тебе лет, 15 или 35, важно верить в то, что будущее твоё будет прекрасным, что ты будешь счастливым человеком. И детство – прекрасная пора для этого. Я тоже часто задумываюсь о своем будущем, о том, каким оно будет, кем и какой буду я. Мне почему-то кажется, что человек не может быть в полной мере счастлив, если рядом с ним кому-то плохо, неуютно, холодно. И я очень хочу, чтобы окружающим меня людям со мной было хорошо и уютно.
Время летит быстро… Учёба, друзья, увлечения. Я учусь в 10 классе, поэтому всё чаще задумываюсь о том, кем я буду, какой путь выберу для себя через неполных два года. Раньше о выборе профессии я думала редко. Но я всегда точно знала, что мне интересно! Это участие в жизни школы, подготовка и проведение мероприятий, пение, украшение дома, кабинета, зала для проведения вечеров и мероприятий. Многое занимает моё внимание. И мне всё это очень нравится. Я поняла, что без этих увлечений мне неинтересно жить!
Но пока для меня важнее всего учёба! У меня нет нелюбимых предметов, каждый по-своему интересен! Я очень люблю учиться, хотя иногда и хочется полениться, но я себе пытаюсь не позволять этого, и у меня получается!
Я чётко знаю: будущее моей любимой Родины зависит и от меня тоже! Обществу, в котором мы сейчас живём, нужны люди самостоятельные, способные принимать ответственность за свое будущее, творческие, относящиеся к собственному развитию, как к ценности. Я пытаюсь вглядываться в этот мир и все чаще и чаще задаю себе вопрос: «Что ждёт меня в будущем? Кем я стану, когда вырасту?» Чем старше я становлюсь, тем чаще задумываюсь над этими вопросами. Иногда в моём сознании рождаются удивительные мечты о лёгкой ибеззаботной жизни. Но я хорошо понимаю, что взрослая жизнь полна забот, проблем и требует от нас ответственности в принятии самостоятельных решений. Именно от этих решений и будет зависеть моё будущее.
А будущее начинается сегодня, сейчас. Именно сейчас мы творим будущее. Своими руками. Своей учёбой. Своим самовоспитанием. От нас, молодых или совсем ещё юных, зависит будущее моей деревни, страны, мира.
Какими мы будем через пять или десять лет? Я считаю, что каждый из нас, прежде всего, должен стать личностью, которая постоянно стремится к развитию, которая не подражает кому-либо, а в первую очередь, хочет проявить своё «я», чтобы сделать «завтрашний день» моей страны хоть немного лучше.
Пока мы учимся в школе, именно здесь формируются наши взгляды, характер, мировоззрение. Школа прочно вошла в жизнь каждого из нас, в мою жизнь. А почему? Потому что я прихожу сюда не только за знаниями, я учусь здесь быть активным гражданином своей страны. У нас, школьников, есть главное – сотрудничество. Мы как дети из одной семьи. Маленькая школа, мало учеников, мало учителей. Но мы – едины. Мы вместе организуем и проводим праздники, поздравляем наших ветеранов труда и тружеников тыла, осенью и весной мы очищаем нашу школьную «планету» от мусора, приводим в порядок все вокруг: школьный двор, территорию возле памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны, возле школы. Мы делаем доброе дело! И таких дел у нас на счету довольно много. Я всегда принимаю участие в таких мероприятиях. И это на сегодня – мой маленький вклад в будущее.
Объясни,в чём проявляется естественный характер прав человека.
Человек всегда мечтает. Маленький – о новой игрушке, о том, чтобы мама и папа всегда были рядом. Подросток – о хороших друзьях, интересных встречах, о новом велосипеде или роликовых коньках, о том, чтобы родители были рядом. Юноша – о любви, о будущей профессии, новых встречах, о том, чтоб в родительском доме «много лет горел… в окнах добрый свет». Взрослый – о своей «нужности» для кого-то, о семье, детях и о том, «чтоб жили на свете мама и папа, сколько нужно им – жили»… И неважно, сколько тебе лет, 15 или 35, важно верить в то, что будущее твоё будет прекрасным, что ты будешь счастливым человеком. И детство – прекрасная пора для этого. Я тоже часто задумываюсь о своем будущем, о том, каким оно будет, кем и какой буду я. Мне почему-то кажется, что человек не может быть в полной мере счастлив, если рядом с ним кому-то плохо, неуютно, холодно. И я очень хочу, чтобы окружающим меня людям со мной было хорошо и уютно.
Время летит быстро… Учёба, друзья, увлечения. Я учусь в 10 классе, поэтому всё чаще задумываюсь о том, кем я буду, какой путь выберу для себя через неполных два года. Раньше о выборе профессии я думала редко. Но я всегда точно знала, что мне интересно! Это участие в жизни школы, подготовка и проведение мероприятий, пение, украшение дома, кабинета, зала для проведения вечеров и мероприятий. Многое занимает моё внимание. И мне всё это очень нравится. Я поняла, что без этих увлечений мне неинтересно жить!
Но пока для меня важнее всего учёба! У меня нет нелюбимых предметов, каждый по-своему интересен! Я очень люблю учиться, хотя иногда и хочется полениться, но я себе пытаюсь не позволять этого, и у меня получается!
Я чётко знаю: будущее моей любимой Родины зависит и от меня тоже! Обществу, в котором мы сейчас живём, нужны люди самостоятельные, способные принимать ответственность за свое будущее, творческие, относящиеся к собственному развитию, как к ценности. Я пытаюсь вглядываться в этот мир и все чаще и чаще задаю себе вопрос: «Что ждёт меня в будущем? Кем я стану, когда вырасту?» Чем старше я становлюсь, тем чаще задумываюсь над этими вопросами. Иногда в моём сознании рождаются удивительные мечты о лёгкой ибеззаботной жизни. Но я хорошо понимаю, что взрослая жизнь полна забот, проблем и требует от нас ответственности в принятии самостоятельных решений. Именно от этих решений и будет зависеть моё будущее.
А будущее начинается сегодня, сейчас. Именно сейчас мы творим будущее. Своими руками. Своей учёбой. Своим самовоспитанием. От нас, молодых или совсем ещё юных, зависит будущее моей деревни, страны, мира.
Какими мы будем через пять или десять лет? Я считаю, что каждый из нас, прежде всего, должен стать личностью, которая постоянно стремится к развитию, которая не подражает кому-либо, а в первую очередь, хочет проявить своё «я», чтобы сделать «завтрашний день» моей страны хоть немного лучше.
Пока мы учимся в школе, именно здесь формируются наши взгляды, характер, мировоззрение. Школа прочно вошла в жизнь каждого из нас, в мою жизнь. А почему? Потому что я прихожу сюда не только за знаниями, я учусь здесь быть активным гражданином своей страны. У нас, школьников, есть главное – сотрудничество. Мы как дети из одной семьи. Маленькая школа, мало учеников, мало учителей. Но мы – едины. Мы вместе организуем и проводим праздники, поздравляем наших ветеранов труда и тружеников тыла, осенью и весной мы очищаем нашу школьную «планету» от мусора, приводим в порядок все вокруг: школьный двор, территорию возле памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны, возле школы. Мы делаем доброе дело! И таких дел у нас на счету довольно много. Я всегда принимаю участие в таких мероприятиях. И это на сегодня – мой маленький вклад в будущее.