Объясни своими словами что такое летопись откуда появилось название зачем создавались летописи
Что такое летопись? Русские летописи. Первая русская летопись. Кто был первый летописец?
Что такое летопись? Определение летописи. Когда появились летописи? Что содержалось в летописях? Первая русская летопись. Летописец Нестор. Повесть временных лет.
У любого государства или народности есть историческая память – череда событий, предшествующих современности. Именно на нее опираются люди, так как историческая память содержит в себе опыт предков. Ранее все важные события из жизни населения фиксировались в летописях. В этой статье мы расскажем, что такое летописи и как они появились на Руси.
Что такое летопись? Определение летописи
Летопись – это запись исторических событий, связанных с жизнью государства. Летопись можно назвать оригинальным жанром древнерусской литературы. На Руси летописи велись с XI по XVII век. Люди стали фиксировать важные события в летописях со времен появления письменности.
Наиболее древние русские летописи не сохранились, однако благодаря летописцам последующих веков мы можем узнать о наиболее значимых событиях из жизни государства. Они не только вели запись своего времени, но и переписывали старые летописи для более надежного их сохранения.
Обычно летописи составляли монахи по распоряжениям князей. В них содержалась информация о войнах, переворотах, стихийных бедствиях, существенных изменениях во внутренней и внешней политике.
Летописцы при составлении летописей опирались не только на документы, но и на рассказы других людей или на собственные впечатления от того или иного события.
Первая русская летопись. Первый русский летописец
Письменность на Руси появилась в Х веке. Уже в XI веке появилась первая летопись под названием «Повесть временных лет». Точная дата появления летописи неизвестна, но историки утверждают, что это произошло примерно в 1113 году.
Создателем первой летописи на Руси был Нестор – монах из Киево-Печерского монастыря. «Повесть временных лет» легла в основу всех последующих летописей. Разумеется, ее оригинальный текст не сохранился, но благодаря последующим редакциям содержание летописи удалось восстановить.
Летопись состояла из двух частей – вводной и аналитической. Во вводной части летописец описал зарождение и становление славянской народности. Вводные статьи не датировались и не делились по годам.
Аналитическая часть летописи начинается со статьи 852 года. Именно эта часть летописи положила начало датированию русской истории.
«Повесть временных лет» охватывала такие события, как призвание варягов, захват Киева князем Олегом, правление князей Игоря и Ольги, междоусобицу сыновей князя Святослава, убийство сыновей князя Владимира, победу Ярослава над Святополком и другие значимые для людей происшествия.
Несмотря на подробное изложение всех событий, происходящих на Руси, правдивость «Повести временных лет» была поставлена под сомнение историками. По их мнению, летопись была собрана из разновременных отрезков, фольклорных произведений и церковной публицистики.
К тому же, каждый из авторов летописи вносил в нее свое идейное содержание, опираясь в том числе и на собственные домыслы о тех или иных событиях.
Летопись — что это такое
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Об этом старинном жанре (что это?) русской историографии приходилось слышать каждому.
В начальной школе ученикам объясняют, что слово «летопись» происходит от старославянского «лето», то есть «год».
Получается, летопись – это описание годовых событий? Давайте узнаем, так ли это.
Летопись — это.
Летопись – это жанр древнерусской литературы, который представляет собой развёрнутое изложение исторических событий в хронологической (погодовой) последовательности.
На Западе подобные письменные свидетельства о событиях истории назывались хрониками или анналами.
Летописанием занимались монахи, так как монастырские школы были единственными центрами письменной культуры в Древней Руси. Наиболее мощный пласт дошедших до нас летописных документов датируется 14-17 веками.
Однако известны и более ранние источники, к которым относится первая киевская летопись «Повесть временных лет» (11-12 века).
События последней восходят к временам сотворения мира, исчисляют начало русской государственности от 862 года и завершаются 1117 годом.
Если сформулировать, что такое летопись, кратко, то можно дать следующее определение:
это исторический документ, сборник письменных свидетельств о государственно значимых событиях каждого года.
При первой встрече с термином на вопрос «Что такое летопись?» в 4 классе допустимо ответить:
«Письменный рассказ об исторических событиях прошлого».
Самые древние летописные списки
В зависимости от того, в каком монастыре составлялась летопись, кем она была обнаружена, какие стилистические отличия от первоисточника имеет, летописания делятся на списки, редакции и изводы.
Наиболее известными среди источников, дошедших до наших дней, считается Лаврентьевская летопись. Она датируется 1377 годом и приписывается монаху Лаврентию.
Более двух столетий этот ценнейший документ хранился в Рождественском монастыре г.Владимира, затем перешёл в частную коллекцию русских древностей, откуда был выкуплен графом Мусиным-Пушкиным.
В историографических очерках Лаврентьевскую летопись иногда называют Пушкинской, но к великому русскому поэту А.С.Пушкину это прямого отношения не имеет).
Мусин-Пушкин передал рукопись в дар императору Александру I, который отправил её на хранение в Публичную библиотеку (ныне – Российскую национальную библиотеку). Там она находится и сегодня.
У документа имеется 6 списков, самый известный из которых — Ипатьевская летопись. Она получила своё название благодаря тому, что была обнаружена в Ипатьевом монастыре под Костромой.
В 1809 году историк Н.М.Карамзин нашёл рукопись в Библиотеке Академии Наук. Документ хранится там доныне. Графологи распознали в тексте документа пять различных почерков, принадлежавших разным переписчикам, так что единого мнения о происхождении списка нет.
Помимо Ипатьевской летописи, официально существуют следующие списки Лаврентьевской летописи:
Первоисточником летописи монаха Лаврентия было киевское летописание, но записи об исторических событиях создавались и в других городах.
Свои летописи велись в Новгороде, Пскове, Чернигове. Позже были обнаружены белорусские, молдавские, казацкие, Сибирские и Башкирские летописи.
Жанровые особенности летописей
Летопись отличается от других жанров древнерусской литературы несколькими стилистическими и содержательными особенностями:
Установка на достоверность предполагала отсутствие вымысла, но не лишала летописца права на собственную трактовку того или иного события.
Правила монашеской жизни исключали институт авторства.
Писательство считалось делом богоданным: тот, чьей рукой водил Бог, должен был остаться в тени. Скромность и смирение не позволяли летописцу присваивать произведение себе, поэтому указания имён переписчиков встречаются в текстах (что это?) рукописей редко.
Христианская картина мира предполагала безусловную веру в то, что происходящие события продиктованы волей Божьей, что они являются частью Замысла, начало которого явлено в событиях Ветхого и Нового Завета.
В изложении летописцев годы неурожаев и болезней соотносятся с нашествием саранчи и другими библейскими испытаниями, посланными народам, прогневавшим Господа.
Несмотря на стремление к объективности, авторы летописей наделяли свои произведения чертами собственного мировоззрения (что это?).
Одним князьям они симпатизировали, других награждали нелестными характеристиками. Всё «своё» оценивалось положительно, «чужое» — как правило, отрицательно. Многие летописцы расходятся в оценках одного и того же события, особенно это характерно для описания недавнего прошлого или настоящего (по отношению к пишущим) времени.
Заключение
Стоит хотя бы однажды почитать русскую летопись, чтобы понять, что это за документ.
Любопытно познакомиться с особой летописной интонацией, проникнуться размеренным и величавым духом сменяющих друг друга столетий, вчитаться в события смутного прошлого, из которых складывались судьбы страны, полюбоваться простотой и прозорливостью родного языка, находящего верное имя каждому явлению и лицу.
Летопись – это слепок истории государства в том виде, какой хотели бы видеть её хранители национальной культуры (что это?). Здесь много поводов для размышлений над русской душой и характером народа.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Не думаю, что через летопись можно почерпнуть достоверную историческую информацию. Ведь события переданы через субъективное восприятие автора.
Можно уверенно сказать, что новостные порталы — тоже летопись, только современного образца))
откуда появилось название летопись
Летопись – это жанр древнерусской литературы, который представляет собой своеобразный дневник, или сборник записей по годам о самых значимых, или менее значимых исторических событиях на русской земле. Летописцы-наблюдатели год за годом записывали свои наблюдения на пергаменте, а начиная с XV века и на бумаге.
Летопись – это жанр древнерусской литературы, который представляет собой своеобразный дневник, или сборник записей по годам о самых значимых, или менее значимых исторических событиях на русской земле. Летописцы-наблюдатели год за годом записывали свои наблюдения на пергаменте, а начиная с XV века и на бумаге.
Естественно, что некоторые события в таких писаниях были несколько переоценены летописцами, в описании многих событиях отсутствовала объективность, те мне менее эти исторические документы более чем помогают прояснить картину жизни древних славянских предков. Так же не редко члены правящей семьи или сам князь, использовал этот вид документирования как способ запечатлеть свою жизнь, свои достижения в истории. В таких случаях писарь должен был описывать события, которым поспособствовал князь. Это могло быть описание как военных действий или заключения крупных торговых договоров, так и описание повседневной жизни или праздника. Иногда летописец должен был показывать роль князя в истории так, как это нужно было самому князю, либо изображать не слишком удачное решение правителя как мудрое и дальнозоркое решение. В таких случаях, естественно, в летописях могут встречаться некоторые, скорее всего умышленные, «приукрашивания» события и роли князя в них.
Откуда появилось название «летопись»?
То, что мы сейчас называем календарным годом, раньше именовалось летом. Свое нынешнее значение год получил в 16-ом веке. Летописи же ведут с 11-ого, а это значит, что в корне «летопись» заложен смысл года, не иначе + глагол «писать» без суффикса. Также я встречала информацию, согласно которой можно сделать вывод, что раньше глагола «писать» не было, а было слово «пиаса», которое имело то же значение.
В современном языке слово ЛЕТО однозначное – это одно из четырёх времён года, самое тёплое и поэтому многими очень любимое.
Но когда-то очень давно, ещё в Древней Руси, это слово употреблялось и в другом значении – год. Собственно, лексема эта и сейчас сохранила это устаревшее значение, но только во множественном числе: мне 15 лет, много лет назад, в церковном языке сохраняется – многая лета.
Получается интересная ситуация, своеобразный «развод по-русски»: формы единственного числа лексемы обозначают теперь время года, а формы множественного числа сохранили значение ГОДЫ и получили ещё одно значение – ВОЗРАСТ, то есть вместо одной лексической единицы мы имеем две, причём одна не имеет множественного числа, а другая – единственного.
В те времена, когда создавались летописи, слово ЛЕТО употреблялось именно в значении ГОД. Летопись – описание событий по годам. «В лето такое-то (указывается цифра, обозначающая год)» – так начинает летописец повествование о каком-либо событии, то есть: «В год такой-то…», а точнее – «В таком-то году…», как сказали бы мы сейчас. ПОГОДНЫЕ ЗАПИСИ, то есть записи, ведущиеся из года в год, повествующие о событиях в хронологическом порядке, – так ещё называют летописи.
Так что слово ЛЕТОПИСЬ – собственно русское по происхождению, а возникло оно в древнерусском языке и образовано было путём сложения корней: лето (год) + пись (от писать, запись).
Вообще хронографию вести было принято и в семьях богатых людей, так сказать, для потомков, чтобы помнили.
До нашего времени дошли только списки летописей( то есть копии), в которых много событий передано уже так, как сделал это переписчик: где-то он мог слово не разобрать или не понять смысл события и тогда он мог истолковать его по-своему, либо заказчик, который хотел иметь «список» мог потребовать что-то изменить для более выгодного изображения событий.
Так или иначе, древние летописи составляют определенную научную (лингвистическую, историческую, хронологическую)ценность, поэтому отношение к ним бережное и трепетное. Летописи связывают нас с далеко ушедшими временами, помогают узнать о тех » лѣтахъ»,которые уже никогда не вернутся.
Слово «летопись» пришло к нам из глубокой древности, и если разбирать данное слово на современный лад, то это бы означало своеобразный жанр древней литературы на Руси. Как правило, люди которые день за днем, год за годом, следили за развивающимися событиями и становления государства российского назывались летописцами. Писали на обычном пергаменте, так как это было основное средство, куда заносили важные исторические моменты, происходящие на Руси. Только благодаря этим письменам, мы можем знать свою историю, исторические факты, как становилось наше государство, через какие войны и трудности пришлось ему пройти, чтобы в настоящее время стать великой страной под названием Россия.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
пятница, 30 июля 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к разделу «Летописи. Былины. Жития» для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 33-34.
Раздел «Летописи. Былины. Жития». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. С какими произведениями ты познакомился в данном разделе? Какое из них тебе особенно запомнилось? Почему?
Особенно мне понравилась летопись «И вспомнил Олег коня своего» потому, что это правдивый рассказ о реальном событии, которое кажется фантастическим и заставляет задуматься о судьбе человека и возможности её избежать.
2. Вспомни, что ты знаешь о русских народных волшебных сказках. Чем похожи сказки и былина об Илье Муромце? А чем они, по твоему мнению, различаются?
И сказки, и былина являются произведениями устного народного творчества. В них всегда есть главный положительный герой, который выходит на борьбу со злом и побеждает его.
Но в сказках героем может оказаться любой человек: богатырь, царевич, дурак. А в былинах главными героями всегда являются богатыри.
Ещё одним важным отличием былины от сказки является то, что в ней герой-богатырь сражается за русскую землю, за свой народ, а не пытается достичь личного счастья.
3. Рассмотри репродукцию картины Васнецова «Богатыри». Определи, кто здесь Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. Как изобразил их художник? Совпадает ли образ Ильи Муромца с тем, который ты мысленно представлял себе, читая былину?
Богатыри изображены могучими, смелыми, решительными воинами, которые готовы встретить любого врага.
Я именно так себе и представляла Илью Муромца, когда читала былину. Он очень сильный и уверенный в себе. Он спокойный, потому что никого не боится. Он стар, но ещё крепок, он напоминает собой вековой дуб, который не повалить никакому ветру.
4. Расскажи о герое, который тебе понравился.
Мне очень понравился князь Олег. Это был великий воин и талантливый полководец. Он мог победить врага не только силой, но и хитростью, военной смекалкой, как поступил тогда, когда поставил корабли на колёса и взял Царьград.
Олег мне нравится и за то, что он думал о своём народе, заботился о безопасности государства, стремился крепить его границы и достигать важных союзов. Он был не только воином, но и политиком.
Это личность, которую я уважаю.
5. Объясни своими словами, что такое летопись? Откуда появилось это название? Зачем создавались летописи?
Летописи появились с обретением письменности. Их кропотливо записывали из года в год или, как тогда говорили, из лета в лето.
От этого слова «лето» и появилось название «летопись».
6. Почему летописец посчитал важным сохранить память о князе Олеге?
Князь Олег был фактическим основателем Киевской Руси, человеком, который создал наше государство. Нам важно помнить о том, как и кем всё начиналось, и это понимал летописец. А потому он и сохранил до наших дней память о великом князе.
7. Тебе уже известно, что летописи и жития записывались, а потом многократно переписывались от руки. Составь план и расскажи о рукописных книгах. Как ты озаглавишь свой рассказ? Почему?
План рассказа о рукописных книгах
Я назову свой рассказ «Рукописные шедевры», потому что эти книги действительно представляли собой шедевры и были вершиной мастерства переписчика.
Пример рассказа о рукописных книгах по составленному плану можно посмотреть, перейдя по ссылке.
8. Обратил ли внимание на то, что авторы летописи и жития не названы? Как ты думаешь, почему они не указаны? Приведи примеры произведений, в которых автор не указывается.
Имена многих летописцев не дошли до наших времён. Да и сами первые летописи не сохранились. Мы читаем только те летописи, которые переписывались другими людьми в более позднее время.
Так же происходило и с житиями. Они составлялись множеством авторов, каждый из которых дополнял и изменял первоначальный текст.
Получается, что летописи и жития писались множеством авторов. Поэтому было бы несправедливо указывать у них какого-то одного автора.
Сейчас многие энциклопедии, справочники, учебники пишутся коллективом авторов. Каждый из авторов пишет отдельный фрагмент, статью. У таких книг не принято указывать авторов.
Другой пример: сборник рассказов разных писателей. Нельзя указать какого-то одного автора на его обложке, ведь авторов у него множество.
9. Составьте с другом сообщение «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений». Какими новыми сведениями вы дополните свой рассказ?
Я дополню свое сообщение сведениями о том, что у произведений устного народного творчества нет автора, его невозможно установить.
Сообщение на тему «Чем отличаются произведения устного народного творчества от авторских произведений» для 4 класса
Сочинять истории, песни, сказки люди начали очень давно. В те далёкие времена, когда письменности ещё не существовало, или она была доступна очень ограниченному кругу лиц.
Эти истории люди передавали из уст в уста, запоминали и пересказывали из поколения в поколение.
Каждый новый рассказчик что-то менял в исходном произведении, добавлял что-то своё. История обрастала новыми деталями и нередко мало напоминала исходный вариант.
Мало того, одна и та же история, рассказанная разными рассказчиками, начинала меняться. И получалось, что одна история существует во множестве вариантов, отличающихся в незначительных деталях.
У всех этих произведений нет автора. Мы говорим, что их сочинял народ, потому что очень многие люди приложили руки к их созданию.
У авторских литературных произведений автор есть всегда. Они записаны изначально и не могут изменяться. «Илиада» Гомера дошла до нас в том же виде, в каком написал её великий поэт. Произведения Шекспира сохранили свой первозданный вид.
В этом основное отличие устного народного творчества от авторской литературы.
Устное народное творчество не имеет автора и любое произведение доходит до нас во множестве вариантов. Авторское произведение имеет автора и его сюжет неизменен.