Обвини меня хоть в чем

Обвини меня хоть в чем

Обновление 02.09.2020 — добавлено видео.

Обвинения — одна из самых распространенных игр, в которые играют люди, как на индивидуальном, так и на общественном уровне.

И если ты когда-либо интересовался саморазвитием, то наверняка ты слышал идею о том, что обвиняя ты только наносишь вред, как себе, так и другим людям.

Обвинение работает в плотной сцепке с обидами. Когда ты обижаешься, ты при этом автоматически обвиняешь кого-то. Верно и обратное, как только ты обвиняешь кого-то в чем бы то ни было, ты начинаешь удерживать в себе обиду, которую ты, возможно, даже не осознаешь.

Поэтому, раз уж ты хочешь избавиться от обиды раз и навсегда, то тебе придется избавиться также и от обвинений, и я расскажу тебе, почему и как этого добиться.

Вначале я скажу пару слов о том, почему обвинение для большинства людей — это норма, потом назову 5 причин, почему ты обвиняешь, затем назову тебе 5 обоснований, почему обвинения — это плохо, и наконец, скажу, как ты можешь наконец перестать обвинять других, раз и навсегда.

Обвинение — это перенос ответственности на людей или обстоятельства за все сложности, которые с нами приключаются. Они являются неотъемлемыми атрибутами менталитета жертвы — одного из фундаментов чувства обиды.

Есть в психологии такой термин, как своекорыстное атрибутивное искажение. Также известный как “поведенческая конфирмация”.

Поведенческая конфирмация — это склонность присваивать себе авторство всего хорошего, что происходит с нами и обвинять обстоятельства, когда дела идут плохо.

Делается это для того, чтобы искусственным образом поднять свою самооценку и лучше себя чувствовать.

Примеров этому масса.

Представь, что ты сейчас пытаешься сдать экзамен по вождению. Если ты его успешно сдашь, то, вероятно, припишешь себе эту заслугу — ты долго и тяжело готовился, учил правила, часами занимался с инструктором. Может даже, ты хороший водитель от природы.

Но если ты завалишь экзамен, ты вдруг найдешь внешнее оправдание — погода была плохая, машина была не та, на которой ты учился, инспектор попался предвзятый, ты мало спал и пр.

Но винить обстоятельства — это одно. Куда хуже винить людей, особенно близких.

Почему ты обвиняешь людей?

Обвини меня хоть в чем. Смотреть фото Обвини меня хоть в чем. Смотреть картинку Обвини меня хоть в чем. Картинка про Обвини меня хоть в чем. Фото Обвини меня хоть в чем

Есть ряд причин, почему ты и подавляющее большинство людей по умолчанию обвиняют.

Обвинения — это легкий путь. Ты не должен ни над чем работать, если есть, кого обвинить. Не нужно брать ответственность на себя и что-то менять в себе.

Обвинения — это противоположность взятию ответственности на себя, со всей вытекающей из этого работой над собой.

2. Обвиняя, ты избегаешь уязвимости.

Если не нужно нести ответственность за все плохое в жизни, это значит, что тебе не нужно быть уязвимым.

Взятие на себя ответственности — уязвимый шаг. Это очень хорошо видно в интимных отношениях. Если ты говоришь своему парню, будто что-то в его поведении оскорбило твои чувства, и тебе больно, ты тем самым демонстрируешь свою уязвимость. Ты показываешь, что тебя можно задеть.

3. Обвиняя, ты удовлетворяешь потребность эго в контроле.

Что будет, если ты перестанешь обвинять кого бы то ни было в чем бы то ни было? Вообще, навсегда, насовсем…

Ты тогда будешь вынуждена признать, что у тебя нет никакого контроля над другим человеком.

Когда ты не обвиняешь никого, ты лишаешь себя иллюзии контроля. Когда ты не обвиняешь, ты вынужден выслушивать то, как другой человек воспринял конфликтную ситуацию, в которой вы оказались. А поскольку ты никак не контролируешь его восприятие этой истории, ты вынужден примиряться с отсутствием контроля. Это бьет по твоему эго.

У тебя есть контроль. Вернее, у тебя есть иллюзия контроля, а это все, что нужно твоему эго.

4. Обвиняя, ты вымещаешь подавленные чувства.

Есть ли у тебя тенденция редко показывать эмоции?

Может быть, у тебя есть ограничивающее убеждение о том, что ты “никогда не расстраиваешься” или, что ты “спокойный человек, без особых эмоций”?

Но если присмотреться, ты склонен обвинять, если ситуация обостряется?

Значит, вероятно, ты используешь обвинения, чтобы попытаться разгрузить эмоциональную боль, которую ты подсознательно чувствуешь, но подавляешь, предпочитая не замечать ее в себе.

Разгружая эту боль посредством обвинений, тебе хотя бы на время становится легче.

Конечно, при помощи обвинений от боли не избавишься. Но радость облегчения в моменте настолько приятна, что на фоне общего низкого уровня осознанности ты не замечаешь, что делаешь и довольствуешься временным облегчением, вместо того, чтобы работать над собой и добиваться перманентного избавления от эмоциональной боли внутри.

5. Обвинения защищают твое эго.

Тут важно если не осознавать, то хотя бы постараться принять следующее.

Используешь ли ты обвинения для того, чтобы возвеличить себя, или же, чтобы играть в жертву — и то, и другое проистекает из низкой самооценки. Следует задаться не вопросом “Почему я обвиняю?”, а “Почему я считаю себя настолько ничтожным, что вынужден обвинять других, чтобы лучше думать о себе?”

Игры в обвинения обязательно необходимо прорабатывать.

Чтобы себя замотивировать, полезно знать, чем на практике вредны обвинения, и почему от них следует избавляться как можно скорее.

Чем плохи обвинения?

Вот, что происходит, когда ты обвиняешь.

1. Ты тормозишь свой рост.

Обвинения — это защитный механизм. Чем чаще ты защищаешься, тем реже ставишь себя в уязвимое положение. Но больше всего ты учишься и растешь как раз в позиции уязвимости, открытости и готовности совершать ошибки, а не в позиции обороны и закрепощенности, с которыми ассоциируются обвинения.

2. Ты лишаешься могущества.

Обвиняя других, ты, сам того не осознавая, делаешь себя беспомощным. В этом вся суть менталитета жертвы. Из-за этого жертва и бессильна.

Подумай — если все плохое в твоей жизни — вина другого, то это значит, что у тебя нет никакой возможности ничего изменить, верно?

3. Ты утрачиваешь контакт со своими эмоциями.

Избегая ответственности за все плохое в своей жизни, ты тем самым вынужден приучать себя не обращать внимание на то, как ты себя чувствуешь в связи со своими обвинениями и, закономерно, игнорировать чувства других. Обвиняя, ты избегаешь уязвимого процесса обсуждения своих и чужих чувств, а это залог подавления эмпатии и развития нарциссизма.

4. Ты отравляешь отношения.

Обвинения и здоровая коммуникация несовместимы. Без здоровой коммуникации здоровые отношения невозможны.

Поэтому, обвиняя других, не удивляйся, если в какой-то момент обнаружится, что у тебя ни с кем нет крепких отношений.

Обвинения — это способ опустить других людей, и это также способ оттолкнуть их от себя. А если ты человека и не оттолкнешь, ты создашь опасную среду, в которой между вами нет доверия, и человек не сможет рядом с тобой расслабиться. Ему вечно будет казаться, что его осуждают и принижают.

5. Ты распространяешь свой ментальный мусор, как болезнь.

Фактически, ты распространяешь тенденцию снятия с себя ответственности среди своего ближайшего окружения — как на работе, так и дома. Даже если тебе наплевать на себя и свою жизнь, подумай о других. Особенно это касается маленьких детей, которые учатся у старших и заимствуют их игры. Также это касается любой позиции лидерства, оказавшись в которой, ты будешь подавать пример другим, хочешь ты этого или нет, осознаешь ты это, или нет.

Наконец, обвиняя, ты гадишь в собственное ментальное пространство. Обвинители, как правило, обладают более хрупким эго, и они хронически закомплексованы.

Чем больше ты обвиняешь, тем ниже твое чувство собственного достоинства.

Как перестать обвинять?

Лучший способ перестать обвинять — это устранить из своего подсознания все то, что вынуждает тебя это делать:

Все эти факторы твоего желания обвинять являются подсознательными.

А учитывая, что они тесно переплетены друг с другом, и то, насколько они фундаментальны для твоего мышления, самовосприятия и реагирования, следует полностью перелопачивать подсознание и устранять оттуда все эти факторы скопом.

Обвини меня хоть в чем. Смотреть фото Обвини меня хоть в чем. Смотреть картинку Обвини меня хоть в чем. Картинка про Обвини меня хоть в чем. Фото Обвини меня хоть в чем

Турбо-суслик: очисти свой ум, отпусти все обиды и обрети эмоциональную свободу!

Подпишись на БЕСПЛАТНУЮ рассылку о системе Турбо-суслик и получи на почту книгу руководство.

Никакого спама или болтовни! Рассылка состоит из восьми писем, в которых раскрываются аспекты применения замечательной системы Турбо-Суслик (отношения, деньги, освобождение от прошлого и пр.). Ссылка на скачивание будет доступна сразу после оформления подписки.

Спасибо, подписка успешно оформлена! Проверь свой адрес эл. почты и подтверди подписку. Чтобы скачать книгу Турбо-суслик, кликни по этой ссылке.

Эта техника — идеальный инструмент для работы над собой для тех, кто готов избавиться от всех своих обусловленностей, комплексов, ограничений и негатива из прошлого и меняться полностью.

Работай по ней с намерением максимально очистить свой ум от мусора, и очень скоро ты раз и навсегда прекратишь обвинять, себя и других.

Если же ты считаешь, что имеешь право обвинять в чем-то кого-то, пиши в комментариях, в чем ты обвиняешь, кого и почему.

А я тебе объясню, в чем ты не прав.

Обвини меня хоть в чем. Смотреть фото Обвини меня хоть в чем. Смотреть картинку Обвини меня хоть в чем. Картинка про Обвини меня хоть в чем. Фото Обвини меня хоть в чем

Турбо-суслик: очисти свой ум, отпусти все обиды и обрети эмоциональную свободу!

Подпишись на БЕСПЛАТНУЮ рассылку о системе Турбо-суслик и получи на почту книгу руководство.

Никакого спама или болтовни! Рассылка состоит из восьми писем, в которых раскрываются аспекты применения замечательной системы Турбо-Суслик (отношения, деньги, освобождение от прошлого и пр.). Ссылка на скачивание будет доступна сразу после оформления подписки.

Источник

Как перестать обвинять и начать общаться

Ната­лья Яра­со­ва для «Азбу­ки супружества»

Профилактика ссор: «Я‑высказывания»

Отно­ше­ния меж­ду людь­ми зача­стую напо­ми­на­ют про­ти­во­бор­ство. Даже супру­ги – каза­лось бы, любя­щие друг дру­га люди – вме­сто парт­нер­ства слов­но ведут непре­кра­ща­ю­щу­ю­ся вой­ну – за свои пра­ва, за свои пра­ви­ла, за свою правоту.

При воз­ник­но­ве­нии спор­ных вопро­сов мож­но дей­ство­вать по-раз­но­му: узна­вать, обсуж­дать, про­щать, не оце­ни­вать, не осуж­дать и т.д.

Одна­ко часто в про­блем­ных ситу­а­ци­ях люди выби­ра­ют совер­шен­но некон­струк­тив­ную двой­ствен­ную стра­те­гию пове­де­ния: защи­щать­ся и обви­нять. Они слов­но руко­вод­ству­ют­ся иро­нич­ным деви­зом «луч­шая защи­та – нападение».

При­чем, подоб­ная реак­ция неред­ко вовсе не явля­ет­ся отве­том на чужую агрес­сию. Наобо­рот, обыч­но это пер­во­на­чаль­ный посыл, кото­рый слов­но исхо­дит из како­го-то глу­бин­но­го ожи­да­ния уда­ра, обвинения.

Но что же лежит в осно­ве подоб­ной реак­ции? От чего и поче­му вме­сто «раз­го­во­ра по суще­ству» люди защи­ща­ют­ся? Поче­му вооб­ще в отно­ше­ни­ях воз­ни­ка­ет эта потреб­ность защититься?

Война амбиций: «лучшая защита – нападение»?

На самом деле, на про­тя­же­нии жиз­ни у чело­ве­ка накап­ли­ва­ет­ся мно­же­ство пере­жи­ва­ний, свя­зан­ных с ситу­а­ци­я­ми, где тво­ри­лась несправедливость.

И не все­гда чело­век в этих ситу­а­ци­ях жерт­ва. Ино­гда у ребен­ка с ран­не­го дет­ства неосо­знан­но поощ­ря­ют хит­рое пове­де­ние, когда в слож­ных ситу­а­ци­ях он сва­ли­ва­ет вину на дру­гих, изво­ра­чи­ва­ет­ся. Это такая внут­рен­няя лжи­вость и трусость.

И даже если ребе­нок не сва­ли­ва­ет вину на дру­гих, то он может быть вос­пи­тан в чрез­мер­ном само­мне­нии. Роди­те­ли неред­ко иде­а­ли­зи­ру­ют сво­их детей и раз­ви­ва­ют в них ощу­ще­ние соб­ствен­но­го пре­вос­ход­ства и пра­ва на агрес­сию и капри­зы. В ито­ге чело­век несет через свою жизнь потреб­ность ощу­щать соб­ствен­ную правоту.

Одна­ко совесть, даже если она силь­но замут­не­на стра­стя­ми, испод­воль посы­ла­ет сиг­на­лы непра­виль­но­сти. Чело­век испы­ты­ва­ет непо­нят­ное бес­по­кой­ство и под­спуд­ный страх того, что ста­нет вид­на его внут­рен­няя ущерб­ность. Это тре­вож­ное чув­ство вынуж­да­ет чело­ве­ка все­ми сила­ми защи­щать соб­ствен­ный образ пра­во­го чело­ве­ка. В том чис­ле, защи­щать агрессивно.

Чаще же жизнь чело­ве­ка скла­ды­ва­ет­ся так, что он боит­ся ока­зать­ся вино­ва­тым или пло­хим из-за стра­ха осуж­де­ния в чужих гла­зах. Созда­ние и сохра­не­ние обра­за бла­го­по­луч­но­го, пра­виль­но­го, «хоро­ше­го чело­ве­ка» – имен­но обра­за, ими­джа, – при­чи­ня­ет серьез­ное бес­по­кой­ство, кото­рое воз­рас­та­ет тем боль­ше, чем мень­ше чело­век в соб­ствен­ных гла­зах соот­вет­ству­ет это­му образу.

Но боять­ся чело­век может не толь­ко кру­ше­ния соб­ствен­но­го обра­за. У мно­гих людей есть сво­е­го рода трав­ма­ти­че­ский опыт. Напри­мер, если ребе­нок был жерт­вой непо­мер­ных роди­тель­ских нака­за­ний в ран­нем дет­стве, то этот страх перед нака­за­ни­ем глу­бо­ко уко­ре­ня­ет­ся в созна­нии, и чисто физио­ло­ги­че­ски в про­блем­ных ситу­а­ци­ях мозг чело­ве­ка акти­ви­зи­ру­ет этот страх. А посколь­ку страх подав­ля­ет рас­су­доч­ность, то, несмот­ря на отсут­ствие насто­я­щей угро­зы, чело­век боит­ся и защищается.

Страх нака­за­ния (пусть это и ирра­ци­о­наль­ный страх из про­шло­го), страх перед кру­ше­ни­ем соб­ствен­но­го «обра­за Я» перед дру­ги­ми людь­ми (страх осуж­де­ния) и защи­та соб­ствен­ной непо­гре­ши­мо­сти в ито­ге при­во­дят к одной и той же стра­те­гии – защи­щать­ся, нападая.

Для хри­сти­а­ни­на все эти стра­хи побеж­да­ют­ся Стра­хом Божи­им – бла­го­го­вей­ным отно­ше­ни­ем к Богу, верой в Его Любовь и Милость. Но по мало­ве­рию чело­век под­да­ет­ся житей­ским стра­хам, поз­во­ляя им пол­но­стью управ­лять сво­ей жизнью.

В повсе­днев­ных кон­флик­тах пове­де­ние, бази­ру­ю­ще­е­ся на бес­по­кой­стве, на стра­хе, часто выра­жа­ет­ся в том, что чело­век не хочет быть вино­ва­тым и ста­ра­ет­ся изба­вить­ся от сво­ей реаль­ной или пред­по­ла­га­е­мой вины не пока­я­ни­ем и надеж­дой на любовь, а пере­не­се­ни­ем этой вины на дру­го­го, назна­че­ни­ем виноватого.

Это может быть, когда чело­век дей­стви­тель­но вино­ват и испы­ты­ва­ет непе­ре­но­си­мое чув­ство вины, с кото­рым не может спра­вить­ся, или про­сто не хочет чув­ство­вать себя хоть в чем-то вино­ва­тым. Тогда сра­ба­ты­ва­ют защит­ные меха­низ­мы его пси­хи­ки. Напри­мер, чело­век может слов­но пере­не­сти образ той самой вино­ва­той части себя на дру­го­го чело­ве­ка (обыч­но само­го близ­ко­го) и начать обви­нять уже его. Или не обви­нять откры­то, но при этом подо­зре­вать в нега­тив­ном отно­ше­нии. В таком слу­чае он не ждет и не про­сит про­ще­ния, а начи­на­ет защи­щать­ся. И посколь­ку под­спуд­но ожи­да­ет пло­хо­го отно­ше­ния, то защи­ща­ет­ся агрессивно.

Но дале­ко не все­гда чело­век вино­ват в кон­крет­ной ситу­а­ции. Про­сто его багаж про­шлой, накоп­лен­ной на про­тя­же­нии жиз­ни нерас­ка­ян­ной вины отя­го­ща­ет его душу слож­ны­ми нега­тив­ны­ми эмо­ци­я­ми. При­чи­ны внут­рен­не­го бес­по­кой­ства чело­век не осо­зна­ет, его совесть под­чи­не­на пра­ви­лам совре­мен­ной жиз­ни и не при­вык­ла к само­уко­ре­нию. Поэто­му и боль­шую часть соб­ствен­ных гре­хов чело­век не заме­ча­ет. Одна­ко его душа пора­же­на стра­стя­ми, и поэто­му отно­ше­ние к ближ­не­му услож­ня­ет­ся предубеждением.

И если чело­век не зна­ет за собой вины в кон­крет­ной ситу­а­ции, то он может в сво­ем «пра­вед­ном» стрем­ле­нии «най­ти вино­ва­то­го» взва­лить всю ответ­ствен­ность за про­бле­мы на дру­го­го чело­ве­ка. Тогда в его пове­де­нии будет пре­об­ла­дать имен­но напа­де­ние, а защит­ная часть стра­те­гии будет реа­ли­зо­вы­вать­ся про­фи­лак­ти­че­ски – как спо­соб улуч­шить свое само­ощу­ще­ние. Ведь «если вино­ват дру­гой, я точ­но не вино­ват». Вдо­ба­вок осо­зна­ние себя напа­да­ю­щей сто­ро­ной дис­ком­форт­но для мно­гих, и для спо­кой­ствия необ­хо­ди­мо самооправдание.

Обви­не­ние (напа­де­ние) может быть не толь­ко по адре­су непо­сред­ствен­но парт­не­ра по вза­и­мо­дей­ствию, но и в отно­ше­нии дру­гих лиц и даже внеш­них обсто­я­тельств. Одна­ко само содер­жа­ние обще­ния при этом ста­но­вит­ся деструк­тив­ным, атмо­сфе­ра вза­и­мо­дей­ствия про­пи­ты­ва­ет­ся нега­ти­вом и отя­го­ща­ет эмо­ци­о­наль­ное само­чув­ствие общающихся.

Подоб­ная уста­нов­ка «если я не вино­ват, то обя­за­тель­но вино­ват дру­гой» осно­ва­на на одной из иллю­зий, воз­ни­ка­ю­щих в кон­фликт­ных ситу­а­ци­ях: иллю­зии «выиг­ры­ша-про­иг­ры­ша», суть кото­рой в том, что одна сто­ро­на обя­за­тель­но выиг­ры­ва­ет, а вто­рая про­иг­ры­ва­ет. Одна­ко в любой про­блем­ной ситу­а­ции могут быть и дру­гие исхо­ды: “про­иг­рыш-про­иг­рыш”, или же самый бла­го­при­ят­ный “выиг­рыш-выиг­рыш”. А забы­вая об этом, чело­век соб­ствен­ны­ми уси­ли­я­ми обост­ря­ет про­ти­во­сто­я­ние, и порой даже выиг­рыш (успеш­ное отста­и­ва­ние соб­ствен­ной право­ты) уже не при­но­сит удо­вле­тво­ре­ния, вызы­вая ирра­ци­о­наль­ное жела­ние реванша.

Есть и дру­гие иллю­зии, пре­пят­ству­ю­щие пози­тив­но­му обще­нию, напри­мер, иллю­зия кам­ня пре­ткно­ве­ния. Это ощу­ще­ние, что при­ми­ре­ние невоз­мож­но, при­чем, кажет­ся, что это дру­гой не хочет идти на уступки.

Весь­ма инте­рес­но в подоб­ных ситу­а­ци­ях попро­бо­вать понять – а где же тут любовь?

Пси­хо­ло­ги неред­ко реко­мен­ду­ют свои кли­ен­там отве­тить на вопрос: вы хоти­те быть пра­вым или счаст­ли­вым? И, к сожа­ле­нию, все чаще в ответ слы­шит­ся: я не могу быть счаст­лив, если попи­ра­ют мою правоту.

Насто­я­тель­ная потреб­ность быть пра­вым, неспо­соб­ность при­нять даже воз­мож­ность соб­ствен­ной неправо­ты, иска­жен­ный, болез­нен­ный образ соб­ствен­но­го иде­аль­но­го «Я», жаж­да «быть хоро­шим», потреб­ность най­ти или назна­чить вино­ва­то­го (непра­во­го) во внеш­нем про­стран­стве и снять ответ­ствен­ность с себя само­го при­во­дят к серьез­ным слож­но­стям в отношениях.

Эти стра­те­гии пове­де­ния, кото­рые пред­став­ля­ют собой борь­бу болез­нен­ных амби­ций, спо­соб­ны не толь­ко услож­нить семей­ную жизнь, но и при­ве­сти к пол­но­му кра­ху супру­же­ства. Или же к раз­ры­ву дру­гих отношений.

Одна­жды я услы­ша­ла от одной кли­ент­ки страш­ную в сво­ем жесто­ко­сер­дии фра­зу: «Если он не согла­сит­ся, что я пра­ва, зачем мне нужен такой муж?».

Принципы бесконфликтного общения

Зна­ние о том, что наше мыш­ле­ние под­вер­же­но раз­лич­ным иллю­зи­ям, спо­соб­ность допу­стить воз­мож­ность соб­ствен­ной неправо­ты, навык разум­но­го само­уко­ре­ния могут зна­чи­тель­но улуч­шить общение.

Вооб­ще, для того, что­бы усо­вер­шен­ство­вать соб­ствен­ные стра­те­гии пове­де­ния в кон­фликт­ных ситу­а­ци­ях, нуж­но про­ве­сти серьез­ную «пере­оцен­ку цен­но­стей» в сво­ем внут­рен­нем мире.

Мож­но пред­ло­жить несколь­ко дей­ствий, неко­то­рые из кото­рых тре­бу­ют духов­ной рабо­ты, а дру­гие явля­ют­ся пси­хо­ло­ги­че­ски­ми, пове­ден­че­ски­ми тактиками.

«Я‑высказывания» – конструктивная «обратная связь»

Под обрат­ной свя­зью в пси­хо­ло­гии пони­ма­ют сооб­ще­ние о том, как чело­век вос­при­ни­ма­ет инфор­ма­цию, ситу­а­цию или какие-то дей­ствия. В част­но­сти – как один чело­век вос­при­ни­ма­ет дру­го­го чело­ве­ка, какую реак­цию (чув­ства, мыс­ли) вызы­ва­ют его сло­ва, его поведение.

Обрат­ную связь мож­но давать по-раз­но­му. Чаще в быту вни­ма­ние скон­цен­три­ро­ва­но на дей­стви­ях и пове­де­нии дру­го­го. При­выч­ным обра­зом дей­ствия, неволь­но поощ­ря­е­мым в нашем само­лю­би­вом обще­стве, явля­ет­ся оце­ноч­ное сооб­ще­ние, в кото­ром опи­сы­ва­ет­ся, интер­пре­ти­ру­ет­ся и даже осуж­да­ет­ся пове­де­ние дру­го­го чело­ве­ка. Это так назы­ва­е­мое «ты-сооб­ще­ние». Одна­ко для про­дук­тив­но­го вза­и­мо­дей­ствия реко­мен­ду­ет­ся поль­зо­вать­ся фор­му­лой «Я‑высказываний».

«Я‑высказывание» – это прин­цип постро­е­ния фраз, при кото­ром вни­ма­ние сфо­ку­си­ро­ва­но на соб­ствен­ных пере­жи­ва­ни­ях и жела­ни­ях чело­ве­ка. Для того что­бы гово­рить в сти­ле «я‑высказываний», необходимо:

Глав­ное пра­ви­ло обрат­ной свя­зи – доб­ро­та. «Голос долж­но сораз­ме­рять с потреб­но­стию. Не долж­но отве­чать кому-либо, или делать что-нибудь, дерз­ко или пре­зри­тель­но, но надоб­но пока­зы­вать во всем скром­ность, и ко всем почти­тель­ность» (свт. Васи­лий Вели­кий).

Фор­му­лу «я‑высказывания» мож­но изло­жить сле­ду­ю­щим образом:

Вооб­ще, заме­на тре­бо­ва­ний прось­ба­ми очень про­дук­тив­на для дости­же­ния жела­е­мо­го резуль­та­та. Ведь часто про­бле­ма вызва­на не жела­ни­ем сде­лать вам непри­ят­но, а забыв­чи­во­стью, или же недо­оцен­кой важ­но­сти ситу­а­ции для вас (исполь­зу­ем уже опи­сан­ную «брит­ву Хэнлона»).

В при­ве­ден­ном при­ме­ре рас­смат­ри­ва­ет­ся свет в ван­ной. Не менее часты­ми пово­да­ми для семей­ных сты­чек явля­ют­ся немы­тая и раз­бро­сан­ная обувь, немы­тая посу­да, крош­ки на сто­ле, неуб­ран­ная постель. И «гвоз­дем про­грам­мы», дово­дя­щим неко­то­рых жен­щин «до бело­го кале­ния», явля­ет­ся неопу­щен­ная крыш­ка уни­та­за. Подоб­ные быто­вые пово­ды для недо­воль­ства лишь отра­жа­ют скры­тые внут­рен­ние пре­тен­зии по пово­ду неоправ­дан­ных ожи­да­ний, ответ­ствен­ным за кото­рые назна­ча­ет­ся дру­гой член семьи.

Фор­му­ла «я‑высказывания» помо­га­ет про­яс­нить про­блем­ные ситу­а­ции, най­ти, в чем на самом деле повод для недо­воль­ства. Пото­му что если про­бле­ма лишь в самом быто­вом дис­ком­фор­те, то она реша­ет­ся про­стым дей­стви­ем по при­ве­де­нию места в поря­док. Одна извест­ная писа­тель­ни­ца как-то ска­за­ла, что ее муж посто­ян­но раз­бра­сы­ва­ет обувь, а ей тре­бу­ет­ся поря­док, что­бы все сто­я­ло по полоч­кам. И она при­зна­ет за ним пра­во на его «меня так устра­и­ва­ет». Она пони­ма­ет, что поря­док в обу­ви – не тре­бо­ва­ние семей­ной жиз­ни, обя­за­тель­ное для всех, а про­сто ее лич­ная потреб­ность, и имен­но она как взрос­лый ответ­ствен­ный чело­век несет ответ­ствен­ность за реа­ли­за­цию сво­ей потреб­но­сти. Поэто­му, когда она видит раз­бро­сан­ную обувь, она не злит­ся, а про­сто наво­дит поря­док, полу­чая удо­воль­ствие от того, что сде­ла­ла так, как ей нравится.

При­ве­ден­ная подроб­ная фор­му­ла «Я‑высказывания» реко­мен­ду­ет­ся для исполь­зо­ва­ния в слож­ных ситу­а­ци­ях – кон­фликт­ных или же тре­бу­ю­щих глу­бо­ко­го погру­же­ния в соб­ствен­ные эмо­ци­о­наль­ные реак­ции. Мож­но ска­зать, что она под­хо­дит для выяс­не­ния отно­ше­ний в целом – нега­тив­но­го или же позитивного.

В оби­хо­де же реко­мен­ду­ет­ся поль­зо­вать­ся более про­стой фор­му­лой, ее чаще назы­ва­ют «я‑сообщение». Суть «я‑сообщений» в той же кон­цен­тра­ции на соб­ствен­ных ощу­ще­ни­ях, одна­ко при этом зна­чи­тель­но мень­ше вни­ма­ния уде­ля­ет­ся поис­ку при­чин эмо­ци­о­наль­ных реак­ций. А ино­гда и вовсе игно­ри­ру­ет­ся этот пункт. В «я‑сообщениях» мож­но менять места­ми опи­са­ние соб­ствен­ных чувств.

Напри­мер: «Меня злит не выклю­чен­ный тобой в ван­ной свет. Выклю­чи его, пожалуйста».

«Я‑сообщения» – это кон­струк­тив­ный спо­соб обрат­ной свя­зи (изве­ще­ния о ваших чув­ствах и реак­ци­ях на жиз­нен­ные ситу­а­ции). Они долж­ны стать частью сти­ля пове­де­ния – если вы хоти­те ком­форт­но­го обще­ния с мини­му­мом кон­флик­тов. А «ты-сооб­ще­ния» явля­ют­ся одним из кон­флик­то­ге­нов, кото­рых сле­ду­ет избегать.

Одна­ко для того, что­бы «я‑сообщения» ста­ли при­выч­ной стра­те­ги­ей пове­де­ния, необ­хо­ди­мо при­ло­жить усилия.

Для нача­ла нуж­но вооб­ще разо­брать­ся с тем, какие быва­ют эмо­ции. Как ни стран­но, но мно­гие люди затруд­ня­ют­ся назвать что-то, кро­ме радо­сти, боли, оби­ды и горя. Для того, что­бы сфор­му­ли­ро­вать свои чув­ства, нуж­но знать, какие чув­ства бывают.

Мож­но поль­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим списком:

радость, вос­торг, смех, удо­вле­тво­рен­ность («тихая радость»), изум­ле­ние, удив­ле­ние, сомне­ние, недо­уме­ние, скорбь/горе, тос­ка, уны­ние, печаль, грусть, ярость, злость/гнев, воз­му­ще­ние, оби­да (мяг­кая фор­ма гне­ва), отвра­ще­ние, пре­зре­ние, ужас, страх, тревога/беспокойство, вина, совесть, стыд, зависть (часто мас­ки­ру­ет­ся под пло­хое настро­е­ние, раз­дра­жи­тель­ность, пре­зре­ние, гнев), ауто­агрес­сия (злость на себя).

Затем сле­ду­ет наедине с собой попро­бо­вать сфор­му­ли­ро­вать в пись­мен­ном виде несколь­ко «я‑сообщений» или даже «я‑высказываний» на вол­ну­ю­щие вас темы. Через день-два вер­нуть­ся к запи­сям и оце­нить их с точ­ки зре­ния удач­но­сти – нет ли в них упре­ков, интер­пре­та­ций, обви­не­ний, оце­нок, мани­пу­ля­ций. В иде­а­ле – хоро­шо бы полу­чить кон­суль­та­цию пси­хо­ло­га по это­му пово­ду, но это воз­мож­но не все­гда. Одна­ко у мно­гих людей есть дру­зья, кото­рых мож­но попро­сить оце­нить свой труд – поза­бо­тив­шись о том, что­бы там не было инфор­ма­ции, кото­рую вы не хоте­ли бы откры­вать. Посте­пен­но отта­чи­вая свое мастер­ство, мож­но сде­лать «я‑сообщения» при­выч­ны­ми для себя.

Одна­ко для того, что­бы без­оце­ноч­ные «я‑сообщения» ста­ли есте­ствен­ной частью ваше­го обще­ния, соеди­ня­ясь с при­выч­кой не осуж­дать, нуж­но разо­брать этот вопрос с духов­ной точ­ки зрения.

Поче­му же вооб­ще имен­но «ты-сооб­ще­ния» явля­ют­ся неосо­знан­ным выбо­ром боль­шин­ства людей? Поче­му нам так при­выч­но защи­щать­ся, обвиняя?

Истоки привычки самооправдания

Вспом­ним исто­рию Гре­хо­па­де­ния. Ева соблаз­ни­лась сло­ва­ми змия, и, в свою оче­редь, соблаз­ни­ла на нару­ше­ние запо­ве­ди Адама.

«Пагуб­ные след­ствия пре­ступ­ле­ния Божи­ей запо­ве­ди не замед­ли­ли обна­ру­жить­ся. Пред­ска­за­ние змия сбы­лось: у пре­ступ­ни­ков дей­стви­тель­но откры­лись очи, но не для свой­ствен­но­го Богу разу­ме­ния добра и зла без порабоще­ния злу, а для горь­ко­го ура­зу­ме­ния сво­ей нрав­ствен­ной пор­чи» (епи­скоп Вис­са­ри­он (Неча­ев)).

В резуль­та­те Адам и Ева впер­вые испы­та­ли неве­до­мый им досе­ле стыд. В этом мучи­тель­ном, непе­ре­но­си­мом сты­де соче­та­лись ощу­ще­ние наго­ты внеш­ней, тре­бу­ю­щей одеж­ды, и внут­рен­ней, кото­рая «соеди­не­на была со стра­хом и жела­ни­ем скрыть­ся от Бога» (свт. Фила­рет (Дроз­дов)).

Когда они «услы­ша­ли голос Гос­по­да Бога, ходя­ще­го в раю во вре­мя про­хла­ды дня» ( Быт.3:8 ), то испу­га­лись. «Поели­ку ощу­ще­нию наго­ты сопут­ству­ет страх Бога, то сие ощу­ще­ние отно­сить мож­но непо­сред­ствен­но к дей­ствию сове­сти» (свт. Фила­рет (Дроз­дов)).

Там, где начи­на­ет дей­ство­вать совесть, у чело­ве­ка есть выбор: в первую оче­редь, быть ли чест­ным перед Богом и с самим собой, после­до­вать веле­нию души, при­не­сти пока­я­ние, упо­вая на Любовь Божию, – или же увяз­нуть в сво­ем грехе.

«Пад­шие наши пра­ро­ди­те­ли не доволь­ны были собою и спо­соб­ны были к рас­ка­я­нию, кото­рое впро­чем, как уви­дим, не вдруг и не с пол­ною искрен­но­стию обна­ру­жи­ли» (епи­скоп Вис­са­ри­он (Неча­ев)).

Адам и Ева вме­сто пока­я­ния ста­ли защи­щать­ся перед Гос­по­дом – защи­щать­ся, обви­няя дру­го­го вме­сто себя. Ева ска­за­ла, что ее обо­льстил змий, поэто­му она нару­ши­ла запо­ведь, Адам же ска­зал, что его соблаз­ни­ла на нару­ше­ние запо­ве­ди жена.

То есть уже у пер­вых людей мы видим эту вот реак­цию – ощу­ще­ние бес­по­кой­ства и скор­би, свя­зан­ное с соб­ствен­ным пре­ступ­ле­ни­ем запо­ве­ди, вызы­ва­ет жела­ние изба­вить­ся от них. Но вме­сто един­ствен­но вер­но­го, исце­ля­ю­ще­го душу пока­я­ния наши пра­ро­ди­те­ли не при­зна­ют в тот момент свою вину. Пове­рив иску­ше­ни­ям змия, они пока­за­ли тем самым свое неве­рие сло­вам Бога. А укло­нив­шись от само­уко­ре­ния, они усу­гу­би­ли свое богоотступничество.

«Укло­нив­шись от мыс­лен­на­го устрем­ле­ния к Еди­но­му и Суще­му (разу­мею Бога) и от люб­ви к Нему, вда­лись уже в раз­лич­ныя и част­ныя поже­ла­ния тела. Потом, как обык­но­вен­но быва­ет, допу­стив в себя вожде­ле­ние каж­дой вещи и вдруг мно­гих вещей, нача­ли иметь при­вя­зан­ность и к самым вожде­ле­ни­ям; а пото­му ста­ли боять­ся оста­вить их. Отсе­го про­изо­шли в душе и боязнь, и страх, и удо­воль­ствие, и мыс­ли свой­ствен­ныя смерт­но­му. Душа, не желая оста­вить вожде­ле­ний, боит­ся смер­ти и раз­лу­че­ния с телом; сно­ва же вожде­ле­вая и не дости­гая подоб­на­го преж­не­му, науча­ет­ся уби­вать и делать неправ­ду» (свт. Афа­на­сий Вели­кий).

Полу­ча­ет­ся, что при­чи­ной агрес­сив­ных реак­ций, при­чи­ной оску­де­ния люб­ви явля­ет­ся не что иное, как ощу­ще­ние соб­ствен­ной нрав­ствен­ной пор­чи, сво­е­го богоотступничества.

«Поги­бель наша совер­ши­лась через уни­что­же­ние обще­ния наше­го с Богом и через вступ­ле­ние в обще­ние с пад­ши­ми и отвер­жен­ны­ми духа­ми. Спа­се­ние наше заклю­ча­ет­ся в рас­тор­же­нии обще­ния с сата­ной и в вос­ста­нов­ле­нии обще­ния с Богом» (свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)).

Таким обра­зом, истин­ной осно­вой кон­струк­тив­но­го обще­ния – обще­ния, в осно­ве кото­ро­го лежит Любовь, – явля­ет­ся рабо­та над собой, стрем­ле­ние сле­до­вать веле­ни­ям сове­сти, борь­ба со стра­стя­ми, избе­га­ние гре­ха, соблю­де­ние Заповедей.

Повсе­днев­ное вза­и­мо­дей­ствие с дру­ги­ми людь­ми со все­ми его быто­вы­ми про­бле­ма­ми – часть нашей жиз­ни. И если вести жизнь духов­ную, то обще­ние ста­но­вит­ся важ­ней­шим про­стран­ством, в кото­ром про­яв­ля­ют­ся и пре­об­ра­зу­ют­ся наши душев­ные каче­ства, – про­стран­ством само­вос­пи­та­ния, само­со­вер­шен­ство­ва­ния, полем борь­бы с гре­хов­ны­ми стра­стя­ми и путём Спасения.

Ната­лья Ярасова,
пси­хо­лог-кон­суль­тант Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Туль­ской епар­хии РПЦ МП

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *