Обучению детей выразительному чтению подготовке их к драматизации помогает что
Статья «Обучение дошкольников выразительному чтению»
Содержимое публикации
воспитателя Бесспаловой Светланы Геннадьевны
«Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений»
Цель: Повысить свой профессиональный уровень; формировать интонационную выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста.
— Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, самообразование; ознакомиться с инновационными методиками;
— выработка четкой дикции, овладение средствами интонационной выразительности (интонация, ударение, темп, ритм, мелодика речи, тембр);
— развитие творческих способностей ребенка;
Актуальность темы моего самообразования «Обучение дошкольников выразительному чтению стихотворений» для меня важна, потому что речь ребенка является ключевым моментом в его развитии.
Как по разному люди читают стихи! Один – монотонно, вяло. Другой – выделяя особенности стихотворного размера. Третий – громко, эмоционально и неестественно. Но с удовольствием мы слушаем того, кто читает так, как разговаривает в жизни, с живой выразительностью, четкой речью, переживает эмоции, затронутые данным произведением.
Трудно или легко для дошкольника выразительно прочитать стихотворение? Одни считают, что выразительное чтение – дело легкое, настолько легкое, что учить выразительности не надо. Другие считают, что выразительно прочесть стихотворение может только талантливый, остальные, как ни учи, будут в лучшем случае, читать, соблюдая знаки препинания. Оба эти мнения не верны!
Творческая деятельность, а выразительное чтение – один из видов творческой деятельности, доступна и необходима всем детям. Педагогическая деятельность должна быть направлена на формирование умений, которые необходимы для плодотворной творческой деятельности. Опираясь на федеральный государственный стандарт дошкольного образования, мы должны понимать, что развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, это одна из составляющих структурной единицы, представляющей речевое развитие.
Таким образом, формировать навыки интонационно – логического анализа поэтических литературных произведений и их исполнений, то есть обучать выразительному чтению не только можно, но и нужно всех детей. Поэтому эта тема для меня актуальна и это побудило меня значительно больше уделять внимания обучению дошкольников выразительному чтению стихотворений.
Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений»
Ольга Грибова
Описание опыта работы «Приёмы обучения детей старшего дошкольного возраста выразительному чтению поэтических произведений»
Возраст 5-6 лет часто называют «библиотечным». Это время «влюбить детей в книгу». Дети 5-6 лет уже обладают достаточным литературным багажом, отличают сказку от рассказа, безошибочно отличают поэтические произведения. Идёт заметное возрастание интереса к поэтическому слову.
Ведущая роль в обучении выразительному чтению принадлежит чтецу, то есть взрослому, а ребёнок выступает в роли слушателя. При чтении стихотворения воспитателем ребёнок должен насладиться услышанным, избегайте излишне подробного анализа. Чтение должно быть эмоциональным, ничем не украшенный, обнажённый голос воспринимается хуже.
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчётливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.
Обучение выразительному чтению стихотворений у дошкольников-это игра в стихи и со стихами. Как же научить играть в стихи и со стихами?Очень просто: их нужно читать и знать наизусть, иначе игра не состоится, не во что будет играть. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании.
Какие же поэтические литературные жанры популярны в этом возрасте? Это скороговорки, считалки, дразнилки, смешилки и прочая стихотворная «шумиха». И вот они то очень эффективно способствуют развитию навыков выразительного чтения. Кроме этого рекомендуется отрабатывать навыки выразительного чтения при знакомстве со стихотворениями о природе, юмористическими стихотворениями, стихотворениями в которых доминирует диалог. Стихи о животных позволят вам научить ребёнка имитировать их голоса, здесь как нельзя кстати, могут подойти басни.
Следует иметь в виду, что для детей 5-6 лет не только усложняется содержание и увеличивается объём стихотворения, но значительно повышаются требования к манере исполнения. Детей учат декламировать выразительно, соблюдая смысловые паузы, ударения, интонации, соответствующие характеру произведения, настроению героев.
Перед началом знакомства с тем или иным поэтическим произведением, в «центр книги» или мини-библиотеку нужно разместить книгу или сборник с этим стихотворением или стихотворениями, а перед заучиванием или чтением обязательно рассмотреть иллюстративный материал к ним, в связи с преобладанием наглядно-образной памяти.
Чтение стихотворения может предворять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению, а также аудиозаписей чтения этого стихотворения или автором, или актёром.
Способствует запоминанию текста и выразительному его прочтению, поставленная перед ребёнком цель. С большим интересом ребята учат стихи на детские утренники, чтобы выступать перед родителями или перед ребятами в группе, на различные конкурсы чтецов, проходящие в детском саду или на других площадках, нравится им делать видео записи и на дистанционные конкурсы.
Образец выразительного рассказывания стихотворения даёт взрослый (как основной приём).
Поза (использование движения тела (плечами пожимать, ногой топнуть, повороты туловища влево – вправо,мимика (радость, удивление, гнев, злость,жесты очень важны (но не следует ими злоупотреблять).Если стихотворение детям хорошо знакомо, можно предложить им рассказать его жестами, воспитатель медленно читает, а дети практически на каждое слово реагируют жестом.
Словарная работа проводится до первого прочтения или после первого знакомства со стихотворением.
Стихотворение для заучивания читается три-четыре раза, при этом обязательно меняются приёмы чтения:
1. Хором, вторя чтению воспитателя;
2. Вместе с воспитателем-первое четверостишие читают-девочки, второе-мальчики, а третье-все вместе;
3. Стихотворение читают все хором вместе с воспитателем;
4. Дети выходят втроём и читают по одному четверостишию каждый;
! РЕБЁНОК, КАК МОЖНО ЧАЩЕ ДОЛЖЕН СЛЫШАТЬ ТЕКСТ. Слушать поэтическое произведение можно предложить с закрытыми глазами и представлять, о чём в нём говорится.
Способствует выразительному чтению и атрибутика (костюмы, детали костюма, можно использовать игру-драматизацию с привлечением игрушек и театральной атрибутики. Например, читая стихотворения о весне, на ребёнка можно надеть венок из зелёных листьев или дать ему в руки зелёный зонтик. Читая стихотворения о зиме, мы используем серебряную мишуру, лёгкие белые шарфы или косынки.
• Доверьте первую декламацию текста, после заучивания, ребёнку с хорошей памятью;
• Пусть дети иллюстрируют прочитанное. При заучивании используйте музыкальное сопровождение;
• Напомните случай из жизни ребёнка, похожий на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;
• Следите за звукопроизношением, за звуконаполняемостью слов, употреблением предлогов;
• Учите выделять голосом значимое слово в строчке;
• Соблюдайте правильный темп и ритм стиха при воспроизведении (т. е. быстрый, медленный, нормальный);
• Читайте стихи-диалоги по ролям;
Воспитатель должен читать детям свои любимые стихотворения. Если ребёнок выучил стихотворение дома и хочет прочесть его в группе, не оставьте его просьбу без внимания, предварительно заслушав его. Посещение театра способствует овладению исполнительскими умениями. Со своими ребятишками я часто посещаю конкурсы чтецов,как у себя в детском саду,так и в городе. Мы неоднократно являлись призёрами и победителями.
Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы) Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.
Обобщение опыта работы «Развитие песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста» Ориентация современного образования основана на идее гуманизации, гуманитаризции, личностной ориентации и предполагает создание условий.
Описание опыта педагогической деятельности «Формирование здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста» Формирование культуры здоровья у детей среднего дошкольного возраста средствами приобщения к здоровому образу жизни Давно известно, что.
Описание опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД» Обеспечение безопасности детей становится всё актуальнее. Для маленького гражданина повседневная жизнь таит множество опасностей. Чаще это.
Описание опыта работы «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей младшего и среднего дошкольного возраста» Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими.
Описание опыта работы «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» Описание опыта работы по теме: «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста». Проект «Светлая Пасха» с детьми средней.
Описание педагогического опыта работы «Развитие познавательно-исследовательской активности детей младшего возраста» Ребенок – это добродушный, пытливый, любознательный человечек. Он каждую минуту открывает для себя что-то новое, его интересует все и везде.
Организация работы по развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение опыта работы) Основная цель ДОУ заключается в создании условий для развития образа «Я» ребёнка, гармоничном становлении его ценностно-эмоциональных и.
ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Одним из учебных приемов, способствующих активизаций учебной работы учащихся на уроках чтения, является прием драматизации. Тот факт, что драматизация в какой-то мере это практика чувств, перевод их в действия, определяет характерную воспитательную особенность приема. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаем базу для действий не только эмоциональных, словесных, но и физических.
Восприятие художественного произведения, развитие речи учащихся, отработка мимики, интонация и пластика произведения, «живые картины», драматическое воплощение произведения.
Прием драматизации помогает детям непосредственно увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающей воображение учащихся, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Умение живо представлять себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего «видения», из опыта реальных представлений.
Прием драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению себя с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения. Привлекая детей к театральной деятельности, мы развиваем в них активное отношение к миру, создаем базу опыта реальных представлений.
Прием драматизации обеспечивает яркость внешних представлений, которые можно рассматривать как важную форму наглядности. Драматизация для детей, способствуя их отождествлению себя с героями произведения, служит средством, которое обостряет восприятие морального опыта, отраженного в книге. Участвуя в инсценировании, ученики приобретают опыт не только моральных чувств и оценок, но и поведения.
Драматизация способствует также развитию речи учащихся, являясь одним из способов воспитания ребенка, действенным компонентом его общего развития. Она влияет на речь детей в силу двух причин: использования в качестве основы для инсценирования лучших образцов детской литературы и создания на уроке естественной ситуации речевого общения.
С соображением о том, что дети еще в детском саду ставят и спектакли и что это им по силам, так как драматизация близка ролевой игре, мы не можем не согласиться. Конечно, не будучи ограничены во времени и при условии проведения специальной подготовки, первоклассники способны ставить небольшие спектакли на основе доступных их возрасту литературных произведений. Однако если проводить инсценирование на уроке, то это займет много учебного времени и вызовет нецелесообразную трату сил учащихся. Вот почему постановка законченного спектакля в школе возможна в основном во внеурочное время при подготовке к утреннику или на занятиях драмкружка.
При использовании приёма драматизации уроках чтения (классного и внеклассного) нужно иметь в виду, что существуют формы драматизации различной сложности, которые следует вводить постепенно, все более усложняя их с учетом возрастных возможностей детей и целей урока. Назовем основные формы драматизации в порядке нарастания их сложности: анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев; постановка индивидуальных (участвует один человек) и групповых (участвуют несколько человек) «живых картин»; подготовка и произнесение отдельной реплики героя произведения с установкой на использование не только интонационной, но и пласти ческий выразительности (мимики, жестов, движений); чтение по ролям; драматизация развернутой формы.
Рассмотрим перечисленные формы драматизации подробнее.
Анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев нужно начинать с подготовительного этапа обучения грамоте. Для того чтобы учащиеся более остро почувствовали эмоциональное состояние героя иллюстрации, можно усложнить работу, предложив им Задание: «Попробуйте сделать так же, как на картинке. Что вы при этом чувствуете?» Все дети, сидя на своих местах, воспроизводят жест, позу или мимику. Затем учитель уточняет: «Так каково же герою? Почему?» Последний вопрос обращает Внимание детей на содержание иллюстрации или текста, к которому она имеет отношение, и тем самым разговор переключается на решение следующих учебных задач: на работу по развитию речи на основе иллю страции или на анализ содержания текста.
На уроках классного чтения в целях усложнения работы анализ иллюстраций чаще всего является не самостоятельным видом работы, а подготовительным этапом перед проведением более сложной формы драматизации.
На уроках внеклассного чтения, руководствуясь методом чтения- рассматривания учитель также должен использовать возможности, предоставляемые иллюстрациями книг для анализа эмоциональных состояний героев литературных произведений.
Данная форма драматизация более сложна, чем «живые картины», за счет воспроизведения выразительной речи героев произведения. Однако из-за того, что в драматизации участвует лишь один исполнитель (затем по очереди пробуют сделать то же самое еще 2- 3 ученика), произнесение отдельной реплики можно проводить уже начиная с уроков обучения грамоте. Продолжается эта работа и на уроках чтения, однако на смену простым формам драматизации, описанным выше, постепенно приходят более сложные: чтение по ролям и развернутая драматизация.
Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором имеются диалоги. Оно используется и в период обучения грамоте, но из-за недостаточной сформированности у первоклассников техники чтения в меньшей мере, чем на уроках классного чтения. На первых порах при проведении чтения по ролям нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям. Когда дети овладеют перечисленными навы ками, больше внимания следует уделить характеристике действующих лиц и выразительности их интонации. Некоторые учителя, усложняя прием чтения по ролям, предлагают учащимся не только произносить слова каждого из героев произведения, но и, читая, показывать, как они выглядели, какими были выражения их лиц. В этом случае чтение по ролям проводится у доски. Сидящие за партами ученики не «следят» по тексту, а слушают исполнителей и смотрят на них.
В зависимости от целей урока, этапа обучения, подготовленности класса развернутой драматизации может подвергаться один эпизод, несколько связанных между собой эпизодов, небольшое произведение целиком.
Све тловская Н. Н., Джежелей О. В. Внеклассное чтение в I классе. М., 1981
Обучение выразительному чтению учащихся начальной школы
Перед современной школой остро стоит вопрос о развитии личности учащихся. В этой связи большую актуальность приобретает вопрос о повышении учебно-воспитательной значимости уроков чтения в начальной школе, так как чтение обязательно предполагает общение с книгой, ее героями, и, наконец, общение самим с собой.
Но для того, чтобы учащиеся эмоционально воспринимали и воспроизводили письменную речь других людей, необходимо, прежде всего, чтобы их речь, а также и чтение было выразительным. Продуктивное чтение-общение детей с книгой невозможно без обучения их выразительному чтению, т.к. выразительное чтение помогает лучше понять и осознать опыт, заключенный в каждом произведении.
Обучение выразительному чтению является школой воспитания у учащихся эстетического восприятия произведений художественной литературы, средством формирования и развития художественного вкуса.
Педагогический опыт показывает, что многие учащиеся просто не понимают смысла читаемого текста не только потому, что читают медленно, а главным образом потому, что их чтение невыразительно.
Причиной же неумения читать выразительно следует признать несовершенство обучения чтению в массовой школе и отсутствие понимания учителем необходимости целенаправленного формирования у младших школьников читательской деятельности.
Нами была разработана анкета и предложена десяти учителям начальных классов нашей школы для ответов на вопросы, касающиеся выразительного чтения младших школьников. (Приложение 1)
Проанализировав результаты данного анкетирования, можно сделать следующие выводы: учителя начальных классов отмечают образовательный, развивающий и воспитывающий потенциал выразительного чтения, понимают они необходимость серьезной работы по формированию навыка выразительного чтения, но на практике мало внимания уделяют формированию этого важного умения.
Проблема развития и формирования выразительной речи школьников, имеющая высокую степень актуальности особенно сегодня, имеет историю своего развития.
О значимости выразительного чтения для учащихся начальной школы говорил Н.А. Корф – педагог и организатор народных школ. Он высоко оценивал выразительное чтение в аспекте народного образования. Выразительное чтение этого педагога интересовало как средство и результат уровня понимания учениками народных школ чужой письменной речи.
Общие положения, выдвинутые Н.А. Корфом, по отношению к начальному обучению еще в 19 веке, сохраняют свою значимость и в наши дни.
Второй важной фигурой в разработке вопросов обучения младших школьников выразительному чтению является Д.И. Тихомиров. Его называют “учитель учителей”, т.к. он дал учителю начальной школы не общие (педагогические), а частные (методические) рекомендации. Каждую рекомендацию он расписал в деталях. Именно Тихомиров Д.И. впервые обратил внимание учителя народной школы на то, где нужно повышать и понижать голос при чтении, как правильно ставить логическое ударение. “Чтобы дать ученику почувствовать, какое значение имеет логическое ударение, необходимо в первое время упражнять для этой цели ученика на отдельных фразах, перенося ударение поочередно на каждое слово, и обращая внимание на изменение оттенка в смысле фразы, вследствие перемены места ударения” В качестве материала для упражнений в выразительном чтении, Д.И. Тихомиров предлагает использовать пословицы. По его мнению “…именно учитель показывает детям образец правильного произношения пословиц”.
Чтобы отрабатывать с детьми нужный тон, интонацию, постепенное повышение и понижение голоса, замедление и ускорение произносимых слов и фраз. Д.И. Тихомиров впервые выбрал басню. Главным упражнением, вырабатывающим выразительность передачи ребенком “чужих мыслей” и чувств, служит чтение по ролям. “Эти упражнения приводят к осознанию ребенком того, что изображено в книге с помощью искусства слова”.
Самыми активными пропагандистами выразительного чтения были В. П. Острогорский и В. П. Шереметевский.
Острогорский В.П. отмечал большое воспитательное значение выразительного чтения. Оно, приучая владеть голосом и дыханием, не только развивает голос, но и укрепляет легкие; оно исправляет недостатки произношения; заставляя обращать внимание на каждое выражение и слово в предложении, оно является лучшим средством изучения литературного произведения. Выразительное чтение помогает изгнанию из школы “долбни и бессмысленного зубрения уроков…накопляет, развивая в то же время вкус, чувство и воображение”. Выразительное чтение Острогорский В.П. определял как толковое и приятное произнесение наизусть и чтение по книге стихов и прозы. Выразительное чтение – искусство, “которому подобно музыке и рисованию в значительной степени можно выучиться”.
Выразительность речи является, одним из критериев оценки произнесенного текста с точки зрения культуры речи Б.Г. Головин дает такое определение выразительности: “Если речь построена таким образом, что самим подбором и размещением средств языка воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной”
“Чем богаче система языка, тем больше возможностей варьировать речевые структуры, обеспечивая наилучшие условия коммуникативного речевого воздействия. Чем обширнее речевые навыки человека, тем лучше речевые коммуникативные качества – точность, правильность, выразительность. Культура речи – это, прежде всего, владение языковыми нормами в области произношения, ударения, словоупотребления”.
Так, например, Ф.И. Буслаев писал, что “…первое и важнейшее дело развить практическую способность, состоящую в том, чтобы понимать выраженное формами речи, и пользоваться ими правильным образом, то есть так, как говорят люди образованные, изустной речью о предметах действительности, внимательным чтением. Изустными и письменными упражнениями образуем в ученике способность с надлежащей легкостью правильно понимать формы речи в разговоре и на письме”
Эту же мысль проводил в своих работах К.Д. Ушинский, который одной из главных задач обучения русскому языку считал развитие у школьников “дара слова”
С.Т. Никольская и другие авторы книги “Выразительное чтение” считают такое чтение проникновением читателя в авторский текст особым, специфическим методом, с помощью которого данное художественное произведение в устах исполнителя становится новым явлением искусства, оставаясь одновременно и авторским, писательским. При этом, подчеркивают они, выразительное чтение подчиняется общим законам устной речи, когда читающий не только передает слушателям какую-то информацию и чувства, но и воздействует на слушателя, на его воображение, эмоции и волю”.
М.А. Рыбникова называет выразительное чтение “первой и основной формой конкретного, наглядного обучения литературе”.
О.В. Кубасова раскрывает это понятие таким образом: “Выразительным принято называть чтение, при котором исполнитель с помощью специальных языковых средств передает свое понимание и свою оценку читаемого. Подготовка к выразительному чтению и само исполнение и есть та практическая деятельность с текстом художественного произведения, которая помогает ученику понять содержание прочитанного и выразить свое отношение к этому содержанию, приблизившись тем самым к внутреннему миру героя, воспринимая настроение и чувства, волнующие его, как свои личные.
Умение выразительно читать является составной частью навыка чтения младших школьников. В свою очередь, это сложное умение само представляет систему умений. Составными частями этой системы, по мнени М.И. Омороковой, являются следующие умения:
1. Умения, связанные с технической выразительностью чтения:
– умение правильно распределять свое дыхание при произнесении текста вслух (короткий вдох, длительный выдох в процессе речи при условии естественного, ритмического протекания этого процесса);
– умение ясно, четко, “полетно” произносить звуки, находить естественно и органично степень громкости;
– умение орфоэпически грамотно читать текст.
2. Умения, связанные с логической выразительностью чтения:
– умение пользоваться различными видами пауз: логическими и психологическими;
– умение грамотно выделять логические ударения при произнесении текста вслух;
– умение реализовать в чтении самые разнообразные оттенки логической мелодии;
3. Умения, связанные с эмоционально-образной выразительностью чтения:
– умение воссоздать в своем воображении сложные подвижные видения;
– умение проявлять свое отношение к читаемому;
– умение воздействовать своим чтением на слушателей;
Обучение выразительному чтению рассматривается нами с позиции развивающей и учебной деятельности, поэтому в начале работы мы определяем вместе с учащимися способы действия. Они – ориентир, как нужно работать. Затем учащиеся работают самостоятельно, без помощи учителя.
Главный инструмент читающего – голос, который следует развивать. Но прежде чем начать работу над голосом, нужно научиться владеть дыханием.
Мастерство управления дыханием во время чтения заключается в том, чтобы оно никак и ничем не мешало чтецу читать, а слушателю слушать. Однако для выразительности речи важны не одно дыхание.
Не менее важен голос
Надо сесть, плечи развернуть. Голову держать прямо. Сделав глубокий вдох произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки м, л, н: ммм…ллл…ннн…
К согласным звукам м, л, н поочередно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы и произнести плавно и протяжно: мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы.
При чтении важна хорошая дикция.
Для артикуляционной гимнастики необходимо использовать следующие упражнения:
1. Четко произнесите гласные звуки, широко открывая рот.
2. Чтение прямых слогов.
3. К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:
Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчеркнуто четкой артикуляцией, потом медленно шепотом, тихо, громче и, наконец, громко и быстро. Если произношение какого – либо звука дается с трудом, нужно упражняться на специально подобранных скороговорках, в которых этот звук часто повторяется.
О.В. Кубасова предлагает специальные упражнения для того, чтобы дети не нарушали правильность речи, без которой невозможна выразительность.
1. Доскажи словечко.
Дети при выполнении этого упражнения произнести договариваемое слово не могут с неверным ударением. Такие стихотворные отрывки можно заучивать наизусть.
2. Прочитать с доски слова, в которых “опасные” места подчеркнуты или выделены цветным мелом: чтобы, счастье, моего, улыбаться.
3. Параллельное применение двух видов чтения орфографического и орфоэпического. Детям предлагается прочитать предложение дважды: сначала, так как пишем, второй раз так, как говорим.
“Увидев своего лучшего друга, он начал радостно смеяться”.
От технической стороны устной речи перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с интонационными средствами выразительности.
Именно интонация, с точки зрения Кубасовой О.В., “фактически организует устную речь в целом, в том числе и чтение. С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения. Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора. Если читающий в процессе работы над текстом правильно воспримет предлагаемые автором обстоятельства и верно определит свою исполнительскую задачу, то интонация его во время чтения будет естественной и выразительной”.
Сила голоса проявляется не только в общей громкости звучания, но и в выделении наиболее значимых слов.
По мнению Кубасовой О.В, логическое ударение – это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.
“Ударение, – писал К.С. Станиславский,– указательный палец, отмечающий” самое главное слово во фразе или в тексте!”. “Ударение, попавшее не на свое место, – писал К.С. Станиславский, – искажает смысл, калечит фразу, тогда как оно, напротив, должно помогать творить ее!” Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь.
Осмысленное произношение предложения требует правильного членения его на звенья, такты. Членение речи обозначается паузами.
Паузы (логические и психологические) – остановки, перерывы в звучании. Паузы, с помощью которых предложение, текст делятся на смысловые части, называются логическими. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связанны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее паузы.
Рассматривая смысловые паузы, следует обратить внимание учащегося на то, что эти паузы не всегда совпадают со знаками препинания, особенно когда необходимо произнести словосочетания.
Построчные паузы обязательно должны быть, но соблюдать их нужно не механически, а с учетом смысла. Именно смыслом будет продиктована длительность паузы, ее характер. Однако часто педагоги, борясь с механической расстановкой построчных пауз, требуют расстановки пауз только в соответствии со знаками препинания. Это ошибка; такое чтение превратит стихи в прозу.
Например: Ложился на поле туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу. (А.С. Пушкин)
Здесь после слова “караван” нужна пауза. Во-первых, короткая, а во-вторых, наполненная содержанием, предлагающая продолжение.
Наряду с логической паузой, существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза, по словам Кубасовой О.В., “всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца, к тому, что он говорит”
Станиславский писал: “Красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения” Он замечал, что она, “непременно всегда активна, богата внутренним содержанием”. Пауза может иметь место: а) в начале фразы или перед каким – то словом; б) внутри фразы, между словами – тогда она подчеркивает зависимость между предыдущей и последующей мыслями; в) в начале фразы, после прочитанных слов – тогда она задерживает внимание на отзвучавших словах.
Отдельными видами психологических пауз можно считать паузы начальные и финальные.
Начальная пауза готовит чтеца к исполнению, а слушателя к восприятию.
Финальная пауза предполагает нахождение в той психологической атмосфере, которая была создана чтением, в течение нескольких секунд.
Учитывая все вышесказанное, педагог должен приучать учащихся к тому, что прежде чем сделать остановку при чтении, надо хорошо подумать, нужна ли эта пауза, какой смысл приобретает эта фраза, если в ней снять какие – то паузы, что произойдет с текстом, если в нем обозначить новые паузы. Постепенно ученики привыкают проверять правильность постановки пауз, анализируя текст. Эти упражнения дети выполняют на доске, на карточках и при чтении материалов учебника.
В третьем классе уже можно обращать внимание учащихся на такой прием выразительной речи и чтения, как психологическая пауза. Детям необходимо показать, что это особая эмоциональная остановка, с помощью которой чтец передает сильное внутреннее волнение, напряженность событий рассказа. Автор предлагает брать для практической работы с учащимися самые простые случаи определения места психологической паузы, которые дети могут осмыслить без труда.
Темп и ритм – обязательные компоненты, участвующие в создании определенной интонации. Эти выразительные средства связаны между собой. Станиславский объединял их в единое понятие темпо – ритма.
Темп чтения может быть медленным, замедленным, средним, ускоренным, быстрым. Изменение темпа чтения – прием, помогающий передать в устном слове характер читаемого текста и намерения чтеца. Выбор темпа зависит от того, какие чувства, переживания воспроизводит чтец, от эмоционального состояния, поведения персонажей, о которых (или слова которых) рассказывают или читают. Следует обращать внимание детей на то, что внимание слушателей легче сосредоточить на тех местах, которые произносятся медленнее. Несколько замедленно нужно читать начальную фразу, чтобы сосредоточить внимание, а так же последнюю, чтобы слушатель почувствовал окончание чтения.
Ритм есть в любой, в том числе прозаической речи. Однако особенно отчетливо он проявляется в чтении стихов. “Ритм, – говорил В.В. Маяковский, – основа всякой поэтической вещи. Ритм – это основная сила, основная энергия стиха”
Кубасова О.В. называет интересный прием, показывающий разницу между ритмичной стихотворной и прозаической речью, и таким образом, значение ритма в поэзии. Учитель записывает на доске небольшое стихотворение в прозаической форме (в строчку). Учащиеся читают текст по книге и с доски и сравнивают их. Для работы над ритмическим слухом детей Мы предлагаем следующие упражнения: прочитав стихотворение “Поезд”, дети пробуют в движениях одиночкой или большой группой идти ритмическими шагами под свое чтение:
Шпалы гнутся, шпалы стонут,
Рельсы в светлом море тонут…
Кроме ударения, темпа и ритма, в понятие интонации входит так же мелодика. Мелодика речи – это движение голоса вверх и вниз по звукам разной высоты. Именно с работы над мелодикой чтения (в совокупности с паузами) начинается формирование выразительности речи в начальных классах. Уже с периода обучения грамоте дети учатся пользоваться интонациями повествовательной, вопросительной, перечислительной, пояснительной, обращения. При чтении художественного произведения мелодика служит одним из ярких выразительных средств звучащей речи, она воздействует на слушателя, облегчает восприятие произведения, раскрывает его эмоциональную сторону.
М.И. Оморокова предлагает специальные упражнения, которые развивают гибкость голоса, умение повышать и понижать его в нужный момент, говорить тихо или громко. Учащиеся, читая текст, должны пояснить, почему читать нужно именно так.
1. Прочитайте диалог. Проследите за повышением и понижением голоса.
При выразительном чтении важен тон голоса.
Тембр – это природная окраска голоса, которая в той или иной степени остается постоянной, выражает ли говорящий радость или печаль, спокойствие или тревогу. Это обусловлено особенностью устройства речевого аппарата. Несмотря на достаточную устойчивость этого интонационного средства, тембр в определенной степени можно менять. Организовать наблюдение за изменением тембра голоса можно на материале русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.
Тон голоса – это эмоциональная окраска речи, которая помогает лучше передать свои и авторские чувства, мысли, отношение к тому, о чем говоришь или читаешь.
Учитель, хорошо владеющий технической стороной речи и интонацией, должен осознавать, что простой инструктаж – как надо произносить – часто мало помогает делу. Учащимся нужен пример. Дети прекрасно подражают. Но показ учителя с подражанием ему учеников, ни в коем случае не может быть единственным средством обучения интонации. Читается ли диалог, басня, стихотворение, всегда надо исчерпать возможности самостоятельного нахождения учениками подходящей интонации. Для этого ведется наводящая беседа и о том, кто говорит, и, значит, каким голосом он должен говорить, что переживает говорящий и как это надо передать голосом.
Для организации работы с детьми над эмоциональным тоном необходимо использовать следующие задания:
1. Скажите “здравствуйте” с оттенком удивления, недоумения, радости равнодушия, уверенности, возмущения.
2. Игра “Чья интонация богаче?” Участники по очереди произносят фразу типа “иди сюда”, стараясь не повторить ранее звучащую интонацию. Участник, не сумевший сказать фразу с новой интонацией, выбывает из игры. Дети вместе с учителем подводят итоги.
3. Использование речевой ситуации – важнейший прием в работе над эмоциональной интонацией. Именно она обеспечивает эмоциональную уверенность учащегося, т.к. его речевое поведение в этом случае регулируется не общими, а ситуативными установками личности, возникающими под влиянием конкретных условий
4. Большие возможности для организации работы над формированием эмоциональной интонации, на наш взгляд, заложены в сюжетных картинках, иллюстрациях (рисунках) к детским произведениям и мультфильмам. С ними связаны задания высокого уровня сложности. Поэтому мы беседу по рисункам дополняли: 1) вопросами, формирующими умение определять эмоциональное состояние персонажа по мимике, жестам, позе; и 2) побуждением к высказыванию от лица персонажа. Для этих целей мы использовали раздаточный изобразительный материал для уроков развития речи.
Рисунок – один из эффективных речевых стимулов, особенно если изображено что-то близкое, интересное детям, если эти рисунки динамичны, выразительны, содержат элементы юмора. Поэтому учащиеся охотно рассказывают о персонажах мультфильмов.
5. Работа с памяткой: “Слова-наименования эмоциональных состояний”.
Таким образом, используя только методический аппарат учебника, представляется трудным результативное развитие выразительной стороны чтения. Нам представляется бесспорным дополнение методического аппарата учебников по чтению речевыми тренировочными упражнениями, разнообразными вопросами и заданиями, требующими от учащихся внимания к интонационной стороне речи, осмысления тех интонационных элементов, с помощью которых достигается выразительность речи, упражнениями на интонационно выразительное продуцирование речи.
Как показали наши наблюдения, речь учащихся стала более целенаправленна и организованна, т.е. учащиеся стали поправлять друг друга при неправильном произнесении слова или постановке словесного ударения. Это свидетельствует о том, что техника речи хорошо развивается за счет тренировочных упражнений с целью разминки речевого аппарата. На уроках стараются говорить громко, отчетливо и интонационно выразительно. Усвоение интонационной выразительности идет практическим путем и имеет ярко выраженную динамику развития от формирования интонационного слуха к правильному самостоятельному пользованию разнообразной интонацией в различных речевых ситуациях. Значительно расширился активный словарный запас школьников за счет употребления элементарных лингвистических терминов и, особенно, за счет прилагательных и наречий, обозначающих эмоциональные состояния человека.