Обсудите с другом как вы понимаете что такое честность трудолюбие смелость
Беседа «Что такое честность и зачем человеку быть честным?»
Беседа «Что такое честность и зачем человеку быть честным?»
Объяснить истинное понятие слова «честность».
Формировать представление о честности (быть честным по отношению ко всем, уметь признавать и исправлять свои ошибки, выполнять правила).
Воспитывать в подростках необходимость отказа от лживости, п обуждать подростков к проявлению честности в делах, поступках, высказываниях.
П омочь воспитанникам в процессе самопознания и самовоспитания характера, содействовать их стремлению стать лучше.
«Величайшая обида, которую можно причинить
честному человеку, – это заподозрить его в нечестном.»
/Вильям Шекспир/
(Сл. 1) Воспитатель : Сегодня мы попробуем с вами быть искренними в исследования понятия «честность». Мы с детства говорим об этом, казалось бы, всё уже по «полочкам» разложили. Однако часто нам приходится возвращаться к вопросам, связанным с честностью в наших поступках.
I. Ребята, а как вы понимаете смысл слова «честность»?
Говорить правду, независимо от того, что она обрадует или огорчит собеседника.
Жизнь преподносит разные ситуации, и я не всегда говорю правду.
Это жизнь со спокойной совестью.
II. А может ли быть сопоставимой честность и чуткость?
Думаю, что не бывает грубой честности и чуткой, правда – значит правда и нечего юлить.
А я считаю, что нет. Зачем говорить заике, что у него плохая дикция. Ведь это хоть и правда, но не зависит от человека и может его ранить.
Надо сказать правду, подготовив к этому вопросу человека, тогда и обид не будет.
(Слайд 2) Быть честным – это совсем не означает постоянно выплескивать все то, что у вас на уме. Голая правда может вызвать напряжение в дружеских отношениях, и даже зародить злость.
Воспитатель: Некоторые воспринимают прямоту легче, другие – труднее. Предлагаю вам некоторые практические советы, как быть честным и не испортить отношения с людьми. (Слайд 3)
Общайтесь с людьми от первого лица. Поскольку честность является открытием и выражением ваших мыслей и чувств. Например, говорите: «Я обеспокоен твоими проблемами», вместо: «Ты меня достал со своими проблемами».
Не говорите сразу всю правду, начинайте с малого, постепенно увеличивая обороты. Подготовьте человека.
Как можно скорее избавьтесь от прошлой лжи. Признайтесь другому человеку в своей неправоте, скажите, что вы цените ваши отношения и хотите их сохранить.
(Слайд 4) Работа с эпиграфом «Величайшая обида, которую можно причинить
честному человеку, – это заподозрить его в нечестном.»
/Вильям Шекспир/
III. Как себя чувствуешь, когда тебе лгут? (Слайд 5)
Пропадает доверие к человеку.
Появляется чувство обиды.
IV. А бывает ли «невинная ложь»?
Конечно, бывает, в мелочах.
Можно соврать, чтобы не огорчать человека, но потом часто узнают о правде и тогда…
Это незначительная ложь, но она иногда перерастает в крупную.
Но ведь это же неправда и может ввести в заблуждение.
V. Как вы думаете, что значит быть честным перед собой? (Слайд 6)
Всегда и везде говорить правду.
Не врать самому себе.
Это когда ты не врешь себе, своим чувствам, когда твоя совесть чиста.
VI. А как тогда понимать «самообман»?
Это когда человек нечестен перед собой.
Когда сам себя обманываешь.
Внушение себе желаемого за действительное.
VII. Давайте с вами разберем некоторые ситуации.
Воспитатель: Классный руководитель собирает ваши дневники, чтобы проверить, все ли оценки, полученные вами за неделю, выставлены в дневник. И неоднократны случаи, когда некоторые из вас говорят, что забыли в надежде, что учитель и сам завтра забудет об этом факте. Как расценивать этот факт?
Воспитатель: Воспользовавшись хорошим знанием интернета, некоторые умудряются находить решение письменной работы там и спокойно переносить найденное в тетрадь. Как посмотреть на это?
Ну, переписал и хорошо, главное, чтобы дома не ругали.
Стыдно, когда заметит учитель.
Совесть, конечно, мучает, но так хочется получить хорошую оценку.
Воспитатель: Вы помните, что у нас всегда и везде три способа общения: не врать, не брать без разрешения и не выражаться нецензурными словами. И вы обязаны все это выполнять не задумываясь. А сейчас я буду приводить факты из школьной жизни таких же ребят. Давайте обсудим их.
Володя списал у соседки по парте задание и, подняв руку, ответил по нему. Учитель заметил, что у соседки записано то же. Девочку обвинили в списывании, а мальчик промолчал. В результате он получил 5, а соседка 2. Допустимо ли такое?
Витя решил уйти с уроков. Умудрился пройти без регистрации через турникет. Классный руководитель стала искать его. Каков же был ужас, когда выяснилось, что ученик неизвестно куда исчез, т.к. он даже мобильник выключил. Обстановка прояснилась в 16 часов, когда удалось связаться с дедушкой мальчика. А чем компенсировать переживания отвечающего за его здоровье в учебное время классного руководителя?
После самостоятельной работы к учителю подошли две девочки и сказали, что им поставили тройки за работу, а 4 девочки получили пятерки, списав решение из интернета через мобильник. В результате воспользовавшиеся интернетом начали каждодневно издеваться над теми, кто сказал правду. Так кто же поступил нечестно?
(После непродолжительной тишины ребята начинают обсуждать перечисленные поступки. И это хорошо, значит доброе зерно не засохло в душах.)
Видеозапись отрывка из мультфильма “Честное слово”.
– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма.
Вопросы для обсуждения.
– Как называется рассказ?
– Кто написал рассказ?
– Чем закончилась эта история?
– Что можно сказать об этом мальчике?
– Давайте послушаем, что о нём говорит автор.
Вопросы для обсуждения.
– Как автор относится к мальчику?
– Какова главная мысль рассказа?
– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”? Честный человек всегда держит слово.
– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.
VIII. Задание «Неоконченный рассказ»
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. Закончилась первая четверть, и подошло время для написания контрольной работы по математике. Учительница вошла в класс, записала задание на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой, и, видя, что Гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена поднял её – а на бумажке вся задача была решена…»
Как вы думаете, что произойдет дальше? Спишет или не спишет?
(выслушав мнения ребят, продолжаю читать рассказ)
«…Гена не знал, как поступить, но все-таки списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена»,- сказала она и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в глаза учительнице не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо плакала девочка Катя, она получила «2». Урок почти закончился, Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне «2», пятерка-это не моя оценка, я работу списал». Учительница сказала: «За правду спасибо, Гена, это очень хорошо, что ты понял все». Она исправила оценку на «2», а Гена нес тетрадь так, будто он получил пятерку, а не двойку.
Вопросы для обсуждения:
Что вы можете сказать о поступке Гены, правильно он поступил, признавшись в обмане?
Легко ли ему было признаться в своем поступке? Почему?
Какие качества характера он проявил? (смелость, храбрость, честность)
А как бы вы поступили в подобной ситуации?
IX. Крылатые слова о честности. (слайд 8)
Ближе всего к великому стоит честность. /Виктор Гюго/
Честный человек душой возвышен, поэтому его счастье глубоко и неизбывно. На всех делах его лежит печать свободы. /Хун Цзычен/
Честность умирает, когда продается. /Жорж Санд/
Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. /Сократ/
Не говори дурно об отсутствующих, ибо это бесчестно. /Джорж Вашингтон /
1. Кировский школьник сдал экзамен на честность.
Важный экзамен пришлось сдать кировским школьникам – это экзамен на честность и порядочность.
В период работы электронных проездных в «тестовом режиме» было принято решение выдавать школьникам карты централизовано в школах. Однако, до этого некоторые родители успели получить электронную карту в «ЦДС». Таким образом, у некоторых детей оказалось по две карты, а у других – ни одной.
Конечно, кто-то может сказать: «Подумаешь, какое дело – вернул какую-то карточку. Мелочь какая-то». Но из таких мелочей некоторые дети остались без карт.
Директор «ЦДС» Д.Г.Никулин и директор ООО «Электронный проездной» лично поблагодарили Никиту Шевченко за благородный поступок и вручили ему в подарок электронную книгу.
2. Абсолютно непонятыми своими сверстниками остались два австрийских подростка, которые сдали в бюро находок около десяти тысяч евро наличными. Столь немалую сумму школьники обнаружили во время поездки на экскурсию с классом. По словам работников бюро находок, это первый случай в их практике, когда им приносят деньги. И если в течение года владелец потерянных десяти тысяч не объявится, то молодые люди с чистой душой смогут забрать их себе. Впрочем, этот пример бескорыстности меркнет на фоне поступка немецкого военнослужащего, примерно в то же время нашедшего и вернувшего инкассаторам три чемодана с миллионом евро, которые были потеряны на дороге.
XI. Так что же такое «честность»? (Слайд 9)
Это согласие между мыслями и убеждениями человека, его словами и поступками. Честность мысли – это желание следовать фактам, не скрывая и не искажая их, и не делая выводов на основании ложных сведений. Честность поступков включает точность в денежных делах, искренность во взаимоотношениях.
А вот как дается определение честности в Википедии (Слайд 10):
«Честность – избегание обмана, и в частности мошенничества, в отношениях с другими людьми. По сравнению с правдивостью, понятие честности подчеркивает отсутствие корыстных мотивов дезинформации и вместе с тем снисходительней относится к непредумышленному введению в заблуждение, т.е. человек может оставаться честным, если сообщает другому неправду, в которую верит сам.
Честность – это выдающееся качество, проникающее в самую глубину человеческой сущности. Честность (или отсутствие ее) будет отчетливо проявляться в каждом вашем слове и поступке. Честность, твердость характера, незапятнанная репутация и уважение тесно взаимосвязаны и идут рука об руку по пути к выдающемуся успеху».
Воспитатель : Так в чем же преимущество честности, зачем человеку быть честным?
XII. Во все времена. (Слайд 11) Народный фольклор о честности.
Честность – это одно из непременных проявлений благородного человека.
Честность – это серьезная причина для уважения к человеку.
Честность – это убеждение в том, что собеседник настолько духовно развит, что сумеет понять и принять самую горькую правду.
Честность – на удивление полезная вещь. Она может освободить нас от тяжелого бремени стресса и тревог; она делает спокойным наш сон по ночам; она дает уверенность в собственных силах; она улучшает наше душевное самочувствие; благодаря ей люди больше ценят наше мнение.
XIII . Подведём итоги. Как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: зачем человеку быть честным?
— Если мы честны, то нам доверяют, верят, уважают, любят, мы никогда не возьмем чужого, мы обладаем смелостью, прямотой, мы искренни и правдивы.
— Честность – такое качество характера, которое связано с тем, что есть правда. Честные люди правдивы и в своих словах, и в своих делах. Они делают мир лучше, чище.
Воспитате ль:
В жизни можно по-разному жить,
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
Пусть честность станет вашим спутником по жизни, даст возможность получить уважение и понимание окружающих, и ведет вас к успеху!
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру : честность, трудолюбие, совестливость, доброту?
Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, и возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру : честность, трудолюбие, совестливость, доброту.
Схема предложения нужна!
Запишите предложения, проанализируйте их, составьте схемы?
Запишите предложения, проанализируйте их, составьте схемы.
Хорошие книги любят все : взрослые, старики, дети.
Умная книга научит тебя многому : доброте, честности, справедливости.
Старайся читать разные книги : сказки, фантастику, приключенческую литературу.
Сочинение Три качества которые я больше всего ценю в людях (доброта честность забота)?
Сочинение Три качества которые я больше всего ценю в людях (доброта честность забота).
Соченение на тему доброта милосердие качества не нужные в современном мире?
Соченение на тему доброта милосердие качества не нужные в современном мире.
Разбор под цифрой 4.
Назови сказки разных народов в которых прославляется трудолюбие?
Назови сказки разных народов в которых прославляется трудолюбие.
[ ], и [ ] схема по русскому нужно придумать предложение к этой схеме?
[ ], и [ ] схема по русскому нужно придумать предложение к этой схеме.
Выберите любое из ниже указанных и напишите соченение : 1)группа?
Выберите любое из ниже указанных и напишите соченение : 1)группа.
Какие качества необходимы людям данных профессий?
Какие качества необходимы людям данных профессий?
аккуратность, внимательность, воображение, смелость, честность, общительность, доброжелательность, Трудолюбие, ответственность, выносливость.
Проблема совести и честности1 аргументкроме(Д?
Проблема совести и честности
С. Лихачёв писал : «Честь, порядочность, совесть – это качества, которыми дорожить нужно».
Прежде всего, потому что, кроме того, поэтому.
Оба могут иметь краткие полные формы.
Корень [плет] + окончание [ёт] + постфикс [ся] Основа(ы) слова : плет.
Корень плет суффикс ёт и ещё суффикс (постфткс) ся основа плетётся.
Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух Пастух.
Тема урока «Честность и искренность». 4-й класс
Класс: 4
– формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;
– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;
– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
Личностные:
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.
Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.
– Метапредметные:
– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.
Ресурсы: презентация, карточки с синонимами и антонимами к слову “честность”, плакат “Честность и порядочность”, листы с заданиями для индивидуальной работы.
1. Организационный момент.
Звучит фонограмма песни “Вместе весело шагать по просторам”. Ученики входят в класс парами.
– Надеюсь, что эта весёлая мелодия зарядила вас позитивной энергией, которая поможет активно работать на уроке. (Презентация. Слайды 2–3)
2. Проверка домашнего задания.
– Чему нас учат уроки ОРКСЭ?
– С какими важными понятиями мы уже познакомились на этих уроках?
Вежливость, добро, любовь к Родине, дружба, порядочность.
– Какую тему изучали на предыдущем уроке?
Дружба и порядочность. (Слайд 4)
– Дайте определение понятию “дружба”.
Дружба – одна из высших нравственных ценностей.
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в результате взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов, совместной деятельности.
– Дайте определение понятию “порядочность”.
Порядочность – это строгое соблюдение человеком всегда и во всём установленных в обществе норм поведения, неспособность человека к плохим (низким) поступкам.
– Какое творческое задание вы получили к этому уроку?
Написать эссе на тему “Мой друг”.
(Ученица читает эссе. Чтение сопровождается показом презентации к данной творческой работе.)
– Подведём итог. Какие качества помогают дружбе?
Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность. (Слайд 5)
3. Объявление темы урока.
– Сегодня я хочу обратить особое внимание только на 2 качества, которые помогают дружбе. Это честность и искренность. Тема нашего урока “Честность и искренность”. (Слайд 6)
4. Результаты исследования и уточнение целей урока.
– Готовясь к этому уроку, 2 ученицы нашего класса провели исследование. О результатах исследования девочки сейчас нам расскажут.
1) Определить, кого учащиеся считают честным человеком.
2) Узнать, всегда ли четвероклассники говорят правду.
3) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, если им приходится кому-нибудь солгать.
4) Выяснить, какие чувства испытывают ребята, когда их кто-нибудь обманывает.
5) Узнать, хотят ли четвероклассники поговорить о честности.
(Девочки сообщают цели исследования и результаты анкетирования учащихся класса.)
– По результатам исследования видно, что тема урока ребятам интересна, она их волнует.
Поэтому сегодня на уроке мы постараемся понять, что обозначает слово “честность”, будем учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться, зачем людям нужна честность.
5. Работа над новой темой.
– Как вы считаете, что такое честность?
– Прочитаем, что же обозначат слово “честность”. (Слайд 7)
Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение. (Данное правило есть в учебнике).
Проверка восприятия. (Слайд 8)
1) Что обозначает слово “честность”?
2) Что честность подразумевает в отношениях с другими людьми?
3) Что отрицает честность?
– Обратите внимание, что составной частью честности является искренность.
– Прочитайте, что обозначает слово “искренность”. (Слайд 9)
Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями. (Данное правило есть в учебнике.)
– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
– Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье. (Слайд 10)
6. Работа над фразеологическим оборотом “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”.
– О честности люди задумывались всегда. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.
– Рассказ подготовленного ученика. (Слайд 11)
В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективным. Для этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет. (Данная информация есть в учебнике.)
– Что обозначает фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”?
(Учащиеся записывают значение фразеологического оборота на листах для индивидуальной работы.)
7. Выражения со словом “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Со словом “честность” существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.
– Как вы понимаете выражение “ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ”?
Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.
– Подберите синоним к слову долг.
Беседа о том, как люди разных профессий исполняют свой долг. (Слайды 12–15)
– В народе есть выражение “ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ”. Когда так говорят?
– Давайте посмотрим клип, посвящённый памяти павших в годы ВОВ. (Слайд 16) Видеофрагмент можно получить у автора статьи.
– Выражение “ДАЮ ЧЕСТНОЕ СЛОВО” довольно распространённое. Очень часто люди с лёгкостью дают честное слово и тут же о нём забывают.
В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.
Рассказ подготовленного ученика. (Слайд 17)
В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит. (Данная информация есть в учебнике.)
– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.
8. Видеозапись отрывка из мультфильма “Честное слово”.
(Рассказ Л. Пантелеева “Честное слово” был прочитан учащимися на уроке внеклассного чтения в 3 классе.)
– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. Постарайтесь вспомнить автора и название произведения. (Слайд 18)
(Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”).
Вопросы для обсуждения. (Слайд 19)
– Как называется рассказ?
– Кто написал рассказ?
– Чем закончилась эта история?
– Что можно сказать об этом мальчике?
– Давайте послушаем, что о нём говорит автор. (Слайд 20)
(Показ отрывка из мультфильма по мотивам рассказа Л. Пантелеева “Честное слово”.)
Вопросы для обсуждения. (Слайд 21)
– Как автор относится к мальчику?
– Какова главная мысль рассказа?
– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”?
Честный человек всегда держит слово. (Слайд 22)
9. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”. (Слайд 23)
– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
– Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.
10. Анализ ситуаций.
– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.
Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующей ситуации.
1-я ситуация. (Слайд 24)
– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае?
– Сейчас мы послушаем историю, которая произошла с мальчиком Томми.
Вопросы для обсуждения. (Слайд 26)
– В чём проявилась честность Томми?
– Почему Томми не взял кошелёк себе?
– Давайте составим следующее правило честного человека. (Слайд 27)
Честный человек никогда не берёт чужого.
2-я ситуация. (Слайд 28)
Представьте, что ваш лучший друг кого-то обманул, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?
– Промолчите.
– Поссоритесь.
– Поговорите с ним, чтобы он больше не лгал, в противном случае перестанете с ним дружить.
(Ответы учащихся.)
– Сформулируем третье правило честного человека. (Слайд 29)
Честный человек не боится сказать правду.
– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.
11. Пословицы о честности. Работа в парах.
– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы. (Слайд 30)
(Учащиеся работают на листах для индивидуальной работы.)
Кто вчера солгал, Как бы ни пряталась ложь, Ложь до добра Маленькая ложь Ложь | дружбу губит. за собой большую ведёт. правда её отыщет. тому и завтра не поверят. не доведёт. |
Проверка выполненной работы. (Слайд 31)
Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.
(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)
12. Подбор синонимов и антонимов к слову “ЧЕСТНОСТЬ”.
– Сегодня на протяжении всего урока мы говорили о честности. Я хочу проверить, как вы поняли, что обозначает слово “честность”. (Слайд 32)
В первый столбик запишите синонимы к слову “честность”, а во второй – антонимы к этому слову.
(Два ученика работают у доски, остальные на листах для индивидуальной работы.)
Проверка выполненной работы. (Слайд 33)
– Назовите антонимы к слову “честность”.
Подлость, хитрость, бесчестность, жульничество, мошенничество.
– А какие качества надо воспитывать в себе всю жизнь? (Слайд 33)
Обучающиеся называют синонимы к слову “честность”.
Искренность, правдивость, добросовестность, безупречность, надёжность.
– А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.
13. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. (Слайд 34)
– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”.
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?
– Давайте послушаем об этом стихотворение.
14. Стихотворение Андрея Ковтуна о честности.
Вкус у неё совсем не сладкий,
Скорее горький, будто дым,
Но честность не растят на грядке,
Чтоб пожинать её плоды.
Не обещая мзды за верность,
Она нам приговор несёт:
Не оскверняться там, где скверна,
И не сгибаться там, где гнёт.
Она всегда неприручима,
Её колючие углы
Не чтут ни имени, ни чина
И разрывают все чехлы.
Она из тех лишь измерений,
Где только “да” и только “нет”,
И слов не ищут безразмерных
На промежуточный ответ.
15. Подведение итогов урока.
– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)
Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.
Честность помогает добиться торжества справедливости.
Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.
Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”. (Слайд 36)
16. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника, выучить правила.
Найти пословицы о честности, записать их в тетради.
На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.