Обстоятельство что это 4 класс

Обстоятельство в русском языке: определение, виды, примеры

Содержание:

Обстоятельство – второстепенный член предложения

Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака, зависит от сказуемого.

Обстоятельство отвечает на наречные вопросы: Где? Когда? Почему? Откуда? Зачем? С какой целью? Как? Каким образом? и т.д.

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс

Значение обстоятельств

ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
ВидВопросыПримеры
Местагде? куда? откуда?Хорошо (где?) тут.
Образ действия, меры и степеникак? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько?Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело.
Сравнениякак? подобно кому? подобно чему?Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась на краешке.
Причиныпочему? отчего? по какой причине?Я молчал (почему?) из вежливости.
Условияпри каком условии?Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде?
Уступкивопреки чему? несмотря на что?Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили продолжать работать.

Примеры предложений с обстоятельствами разных значений

Способы выражения обстоятельств

Обстоятельства могут быть выражены разными частыми речи:

существительное с предлогом и без предлогаПосле дождя выглянуло солнце. (обстоятельство времени).
деепричастиеОт Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки.
деепричастный оборотСтоя под парами, тяжелые пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают.
наречиеИздалека слышались раскаты грома.
инфинитивСоседский дедушка сел отдохнуть на лавочку около калитки.
фразеологизмыЕго выгнали с предприятия за то, что он работал спустя рукава.
устойчивые словосочетанияОт тебя нет покоя ни днем ни ночью.

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс

Обособление обстоятельств

Как и с другими второстепенными членами, с обстоятельствами связано несколько пунктуационных правил.

Деепричастный оборот (деепричастие с зависимыми словами)

Два или несколько деепричастий, относящихся к одному глаголу

Обстоятельства места и времени, уточняющие смысл предшествующего обстоятельства

Обстоятельства уступки, выраженное существительным с предлогом несмотря на

Деепричастия в составе фразеологических оборотов и устойчивых словосочетаниях.

Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, в роли обстоятельства образа действия

В отдельную категорию второстепенных членов предложения необходимо отнести уточняющие обстоятельства. Они всегда выделяются запятыми.

В подобных случаях можно задать дополнительный вопрос с использованием слова ИМЕННО: Как именно? Когда именно? Где именно? Куда именно? Сколько именно?

В основном, уточняющее значение могут иметь обстоятельства времени, места, степени, образа действия.

План разбора обстоятельства

Образец разбора

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс

Синтаксический разбор предложений

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс

(Повеств., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом и однородными сказуемыми)

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс
(Повеств., невосклиц., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено: 1 – однородными сказуемыми, обособленными и однородными деепричастными оборотами)

Источник

Что такое обстоятельство в русском языке?

Обстоятельство в рус­ском язы­ке — это вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния, пояс­ня­ю­щий сказуемое.

В соста­ве пред­ло­же­ния, как пра­ви­ло, име­ют­ся глав­ные чле­ны и вто­ро­сте­пен­ные. Главные чле­ны пред­ло­же­ния, под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое, состав­ля­ют его грам­ма­ти­че­скую осно­ву. В пред­ло­же­нии могут быть и дру­гие члены:

Перечисленные чле­ны пред­ло­же­ния явля­ют­ся вто­ро­сте­пен­ны­ми. Если в пред­ло­же­нии име­ет­ся хотя бы один вто­ро­сте­пен­ный член, такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся рас­про­стра­нен­ным.

Обстоятельство — второстепенный член предложения

В пред­ло­же­нии обсто­я­тель­ство чаще все­го харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Понаблюдаем:

Бабушка нас наве­стит (когда?) сего­дня (вре­мя).

Туристы идут (как?) гусь­ком по лес­ной тро­пе (образ действия).

У меня на гла­зах сле­зы высту­пи­ли (поче­му?) от радо­сти (при­чи­на).

Подружка при­шла (с какой целью?) узнать зада­ние на зав­тра (цель).

Мама очень (в какой мере?) сер­ди­та на кош­ку (мера).

К сосе­ду нель­зя идти (при каком усло­вии?) без пре­ду­пре­жде­ния (усло­вие).

Что выражает обстоятельство

Как вид­но из при­ве­ден­ных при­ме­ров, обсто­я­тель­ство описывает

Обстоятельство может ука­зы­вать на интен­сив­ность или сте­пень при­зна­ка дей­ствия: в какой мере или сте­пе­ни совер­ша­ет­ся дей­ствие или про­яв­ля­ет­ся при­знак, состо­я­ние предмета:

На этот раз я был (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но спо­ко­ен на экзамене.

Мне немно­го (в какой мере?) жаль эту глупышку.

Настолько (в какой сте­пе­ни?) ярко сия­ет солн­це, отра­жен­ное от сне­га, что неволь­но зажмуришься.

Определение

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс

Как выражаются обстоятельства

Второстепенный член пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство выра­жа­ет­ся сло­ва­ми, при­над­ле­жа­щи­ми к раз­ным частям речи:

3. суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них

5. инфи­ни­ти­вом (неопре­де­лен­ной фор­мой глагола)

Девушка испи­са­ла всю тет­радь от кор­ки до кор­ки сво­и­ми стихами.

От каких слов зависит обстоятельство

В пред­ло­же­нии этот вто­ро­сте­пен­ный член пояс­ня­ет сло­ва со зна­че­ни­ем дей­ствия, состо­я­ния, при­зна­ка и обо­зна­ча­ет раз­лич­ные усло­вия ( вре­мя, место, при­чи­ну, цель и пр.), при кото­рых выпол­ня­ет­ся это дей­ствие или суще­ству­ет признак.

Обстоятельство зави­сит, в первую оче­редь, от гла­го­ла, а так­же от при­ла­га­тель­но­го или наре­чия, обо­зна­чая интен­сив­ность признака:

Виды обстоятельств

В свя­зи с этим по зна­че­нию раз­ли­ча­ют сле­ду­ю­щие виды обсто­я­тельств:

1. обсто­я­тель­ства места

2. обсто­я­тель­ства времени

3. обсто­я­тель­ства причины

4. обсто­я­тель­ства цели

5. обсто­я­тель­ства обра­за действия

6. обсто­я­тель­ства меры и степени

7. обсто­я­тель­ства сравнения

8. обсто­я­тель­ства уступки

9. обсто­я­тель­ства условия

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс

Синтаксический разбор обстоятельства

План разбора

Пример разбора обстоятельства

А в осен­ние дни в дом при­но­сят ябло­ки из здеш­них садов (С. Гейченко)

В этом пред­ло­же­нии ука­жем несколь­ко обстоятельств:

Видеоурок

Источник

Что такое обстоятельство в русском языке

Обстоятельство выполняет функцию второстепенного члена предложения и обозначает условие, цель, место, время, направление, образ и степень действия. Кроме того, характеризует сказуемое и отвечает на соответствующие вопросы: при каком условии? зачем? где? куда? как? и под.

Как определить обстоятельство

Чтобы правильно определять этот второстепенный член, необходимо установить его грамматическое и синтаксическое значение.

Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, то такая синтаксическая конструкция будет называться распространённой:

Дети играли – грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).

Предлог со словом «на площадке» зависит от сказуемого, которое обозначает действие. Слово «на площадке» поясняет глагол «играют», обозначает место действия. Значит, это распространённое предложение с обстоятельством – «на площадке».

Виды обстоятельств

Этот второстепенный член выражает не одно, а несколько значений, поэтому в русском языке выделяются разные виды обстоятельств. Понять, какой вид используется в предложении, можно с помощью правильно поставленного вопроса, который задаётся от наречия, глагола или имени прилагательного.

Рассмотрим эти группы обстоятельств по значению подробнее.

Обстоятельство места

Указывает на место действия, направление.

Обычно это существительные с предлогами, словосочетания или наречия. Вопросы: откуда? где? куда? докуда?

Примеры предложений с обстоятельством места:

Обстоятельство причины

Раскрывает причину совершения действия или проявления его признака.

В данном качестве употребляются имена существительные (в непрямых падежах), сочетания слов или наречия причины (неспроста, сгоряча, со зла и т.д.). Вопросы: по какой причине? отчего? почему?

Обстоятельство времени

Указывает на время действия, длительность его протекания.

В таком качестве могут употребляться имена существительные, сочетания слов или наречия времени (теперь, утром, допоздна, уже и т.д.). Вопросы: когда? до каких пор? с каких пор? как долго?

Обстоятельство цели

Указывает на то, с какой целью совершилось определённое действие.

В такой роли используются неопределённые формы глаголов, наречия цели (специально, назло, нечаянно и т.д.) или имена существительные в непрямых падежах. Вопросы: с какой целью? зачем? для чего?

Обстоятельство меры и степени

Указывает на степень проявления признака или действия.

В этой роли используются фразеологические конструкции, наречия меры и степени (еле-еле, крайне, чересчур и т.д.) или имена существительные (в Р.п. с предлогом). В синтаксической конструкции соотносится с именами прилагательным, глаголам и наречиям. Вопросы: в какой степени? в какой мере? насколько? сколько раз?

Обстоятельства образа действия

Указывают на способ совершения действия.

В таком качестве выступают фразеологические конструкции, деепричастия и деепричастные обороты, наречия образа действия (впотьмах, хорошо, набело и т.д.) или имена существительные в непрямых падежах. Они относятся только к глаголам. Вопросы: каким образом? как?

Примеры с обстоятельствами образа действия:

Обстоятельство сравнения

Выражает сопоставление действия, признака или состояния с каким-либо другим.

В такой роли выступают сравнительные обороты, наречия или имена существительные (в Тв. п.). Вопросы: подобно чему? как? подобно кому?

Обстоятельство уступки

Указывает на условия, вопреки которым совершается действие, обозначающееся сказуемым.

Выражаются предложно-именными конструкциями сущ. + предлог:

Вопросы: несмотря на что? вопреки чему?

Обстоятельство условия

Указывает, при каком условии могут совершаться или совершаются действия.

В этой роли используются деепричастия и деепричастные обороты, имена существительные в непрямых падежах. Вопрос: при каком условии?

Выделяется также обстоятельство обстановки, характеризующее протекание действия в целом. Обычно используются при описании окружающей среды, погоды, природы и проч. В их роли чаще всего используют предложные формы существительных (при свете, на ветру, в дыму и т.д.).

Что выражает обстоятельство

Обстоятельство выражает временное, причинное и целевое значение. Описывает, где совершается действие, каким образом и вопреки чему (подобно чему) оно происходит. Также оно может характеризовать интенсивность или степень признака действия:

Как выражаются обстоятельства

Обстоятельства выражаются разными морфологическими классами слов.

Обособляются
ВыражаютсяПримеры
Именами существительными в непрямых падежах.стоял (где?) в воде;
пел (как?) с душой.
Наречиями (знаменательными)танцевал (как?) смешно;
улыбался (как?) снисходительно;
стремился (как?) бессознательно;
горел (как?) вечно.
Наречиями (местоименными)забыл (где?) здесь;
не получит (когда?) никогда;
перееду (куда?) туда.
Фразеологическими сочетаниямини свет ни заря;
с минуты на минуту;
за тридевять земель.
Инфинитивомпришёл (с какой целью?) передать;
прилёг (с какой целью?) поспать.
Деепричастиями и деепричастными оборотамисидел, прислонившись к стене;
бежал спотыкаясь;
открыв окно, вдохнул.
Словосочетаниямис того времени не общались;
через два года встретились.

Нужно обратить внимание, что имена существительных в непрямых падежах, могут употребляться в паре с предлогом или без него. А также что падежный и синтаксический вопросы у них иногда не совпадают:

(как? подобно кому?) зайцем – синтаксический вопрос

(кем? чем?) зайцем – падежный вопрос

От каких слов зависит обстоятельство

В синтаксической конструкции анализируемый член предложения зависит от лексем, характеризующих действие, признак, состояние и обозначающих различные условия (цель, время, условие и т.д.), при которых совершается действие или существует признак.

На какие вопросы отвечают и как подчеркиваются обстоятельства

В синтаксической конструкции обстоятельства отвечают на определённые вопросы, которые указывают на признак действия или другого признака.

Синтаксический разбор обстоятельства

Чтобы выполнить синтаксический разбор обстоятельства, необходимо следовать плану:

из-за болезни – обстоятельство причины; выражено предлогом и существительным в форме родительного падежа.

сегодня – обстоятельство времени; выражено наречием времени.

на тренировку – обстоятельство места; выражено предлогом и существительным в форме винительного падежа.

Источник

Открытый урок русского языка по теме «Обстоятельство. Закрепление». 4 класс

Тема: Обстоятельство. Закрепление.

Оборудование: Компьютер, компьютерная презентация (находится у автора), разноуровневые карточки, схемы-опоры: “Разбор предложения”, “Части речи”, карточки для блиц-опроса, перфокарты “Оцени свою деятельность на уроке”.

На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да – да.

II. Сообщение темы урока. Постановка задач.

— Найдите лишнее слово:

— Тема урока “Обстоятельство. Закрепление”.

— Чего ждёте от сегодняшнего урока? Поставьте перед собою цель. (Высказывания детей)

— Закрепим знания о члене предложения – обстоятельстве, научимся находить его в предложении и употреблять в устной и письменной речи. От вас требуется предельное внимание, активная работа на уроке и, конечно же, безупречные знания. В конце урока у вас будет возможность оценить свою деятельность на уроке.

III. Актуализация знаний.

— Прежде, чем приступить к достижению целей, проверим теоретические знания по теме “Обстоятельство” и проведём блиц-опрос.

Задание. Если вы согласны с моим утверждением, то обведите цифру, обозначающую № вопроса, если нет, то зачеркните эту цифру.

— Назовите правильные ответы.

— Кто допустил ошибки?

— Кто испытывал трудности при ответе на мои вопросы?

— Какие знания помогли справиться с заданием? (Дети рассказывают всё, что знают об обстоятельстве)

— Поставьте себе оценку.

IV. Работа в паре. Деление слов на группы.

— Прочитайте слова в воскресенье, наглухо, из чащи, певуче, зимой, без остановки, здесь, поздно, под солнцем.

— Что вы можете о них сказать? (Могут быть в предложении обстоятельством)

— На какие группы можно поделить эти слова? (Обстоятельства места, времени, образа действия)

— Работая в паре, запишите слова в три столбика, определите часть речи. При необходимости пользуйтесь памяткой.

Самопроверка с экрана, 3 тетради беру на проверку – 6 оценок – каждой паре.

— Кто выполнил работу без ошибок?

— Какие знания помогли вам справиться с заданием? (Знания о группах обстоятельств (называют), знания об имени существительном и о наречии)

— Поставьте себе оценку.

V. Выборочный диктант.

— Запишите под диктовку словосочетания, в которых есть

2 ряд – обст. времени,

3 ряд – обст. образа действия.

Виднелись на снегу, выпал в январе, пронизывал насквозь, выглянул в окно, продолжалась до вечера, кружатся легко, светит высоко, начнётся вскоре, падают медленно

— Составьте предложение с одним из словосочетаний.

— На какие вопросы отвечает обстоятельство места, времени, образа действия?

— Кто хочет прочитать своё предложение?

— Поменяйтесь тетрадями и оцените знания друг друга по теме “Обстоятельство” по ответам на экране.

— Кто получил оценку 5, 4, 3, 2?

VI. Работа над предложением. Самостоятельная работа по вариантам.

— Выполнить полный разбор предложения по членам и по частям речи, выписать словосочетания. При необходимости пользуйтесь памятками.

Лучи солнца весело играли на крышах домов.

С верхушки старого дерева быстро вспорхнула птица.

Индивидуальный опрос. Полный разбор появляется по ходу ответа детей на экране.

Ответ: В этом предложении говорится о лучах. Что? лучи, это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено существительным в им. падеже; лучи что делали? играли, это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом прош. вр.; лучи чего? солнца, это дополнение, подчёркиваем пунктирной линией, выражено сущ. в род. падеже; играли как? весело, это обстоятельство образа действия, подчёркиваем точкой-тире, выражено наречием; играли где? на крышах, это обстоятельство места, выражено существительным с предлогом в предл. падеже; на крышах чего? домов, это дополнение, выражено существительным в род. падеже. Словосочетания: лучи чего? солнца, играли как? весело, играли где? на крышах, на крышах чего? домов. (Второе предложение – аналогично) лучи чего?, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом прош.вм в им.

Учитель: У кого будут замечания? Кто допустил ошибки? Поставьте себе оценку.

VII. Творческая работа. Коллективно-индивидуальная работа по картине “Зимний лес”.

— Напишите как можно больше слов по картине, которые будут являться в предложении обстоятельством, или словосочетания, в которых есть обстоятельства. У детей разноуровневые карточки с заданиями.

Карточка №1

Напиши как можно больше слов по картине, которые будут являться в предложении обстоятельствами, или словосочетания, в которых есть обстоятельства.

Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку № 2.

Карточка № 2

Назови слова или словосочетания, которые подходят к данной картине, отвечающие на вопросы:

Когда? Как долго? До каких пор?

и являющиеся в предложении обстоятельством.

Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку № 3.

Карточка № 3

Выпиши только те слова и словосочетания, которые подходят к данной картине и отвечают на вопросы:

Когда? Как долго? До каких пор?

и являются в предложении обстоятельством: зимой, кругом, всё сверкает, везде, на деревьях, на холмах, вдалеке, на снегу, здесь, прозрачно, высоко в небе, низко, однажды, на поляне, в лесу, на верхушках, вдалеке, вблизи.

1) Аукцион “Кто больше?”. Кто назовёт последнее слово, тот и выиграл.

2) Подчеркните, на ваш взгляд, самое точное, самое красивое слово или словосочетание.

3) Составьте с одним из них предложение, запишите его на полоске бумаги, а потом все вместе, соединив эти предложения, постараемся составить рассказ – описание зимнего леса.

Прослушать составленные предложения, составить последовательный, связный рассказ, прочитать.

Вот, что у нас получилось:

VIII. Домашнее задание творческого характера, дифференцированное.

— Используя опорные слова, свои наблюдения, жизненный опыт, напишите мини-сочинение “Почему я люблю или не люблю зиму”, или выполните упражнение 247 из учебника о разных временах года. (Русский язык, А.В. Полякова, 4-й класс)

1) Какую пользу принёс вам этот урок? Достигли ли вы своей цели?

2) Оцени свою работу на уроке знаком +. (У детей перфокаты с записанными словами)

3) Кто получил 4 плюса и меньше? 5, 6, 7

4) А теперь найдите среднее арифметическое своих оценок, полученных в течение урока, и проверьте, подтвердилась ли ваша самооценка.

5) Кто на уроке работал на пять, четыре, три?

Источник

Определение, дополнение, обстоятельство

Определение, допол­не­ние, обсто­я­тель­ство — это вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Объясним, как най­ти в пред­ло­же­нии эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, на какие вопро­сы они отве­ча­ют и как их под­чер­ки­вать при син­так­си­че­ском раз­бо­ре предложения.

Члены пред­ло­же­ния, кото­рые пояс­ня­ют глав­ные или дру­гие чле­ны пред­ло­же­ния и свя­за­ны с ними под­чи­ни­тель­ной свя­зью, назы­ва­ют­ся второстепенными.

Наличие вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния дела­ет пред­ло­же­ние рас­про­стра­нен­ным. По грам­ма­ти­че­ским зна­че­ни­ям и син­так­си­че­ской функ­ции вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс

Таблица с вопросами и примерами

НазваниеЧто обо­зна­ча­етВопросОт како­го чле­на пред­ло­же­ния зави­ситСпособ выра­же­ния
ОпределениеПризнак пред­ме­таКакой?
Чей?
от под­ле­жа­ще­го, допол­не­ния или обстоятельстваСуществительное
Прилагательное
Местоимение
Порядковое числительное
Причастие
ДополнениеПредметКого? Чего?
Кому? Чему?
Кого? Что?
Кем? Чем?
О ком? О чем?
от ска­зу­е­мо­гоСуществительное
Местоимение
Количественное числительное
ОбстоятельствоМесто, вре­мя, спо­соб дей­ствия и т.д.Где? Когда?
Как? Каким обра­зом? и др.
от ска­зу­е­мо­гоНаречие
Существительное с предлогом
Глагол
Деепричастие

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс

Определение

Обычно в пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние пояс­ня­ет под­ле­жа­щее или дру­гой вто­ро­сте­пен­ный член со зна­че­ни­ем пред­ме­та. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет раз­лич­ные при­зна­ки пред­ме­тов (какой?) или при­над­леж­ность (чей?). В пред­ло­же­нии опре­де­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся вол­ни­стой линией.

Крупные мох­на­тые (какие?) сне­жин­ки закру­жи­лись в воз­ду­хе (Г. Скребицкий).

Способы выражения определения

Определения выра­жа­ют­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Медведь (какой?) сред­ней вели­чи­ны возил­ся око­ло липы (В. Арсеньев).

Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть фото Обстоятельство что это 4 класс. Смотреть картинку Обстоятельство что это 4 класс. Картинка про Обстоятельство что это 4 класс. Фото Обстоятельство что это 4 класс

Дополнение

Чтобы понять, что такое допол­не­ние, вспом­ним немно­го осно­вы рус­ско­го син­так­си­са.

В дву­со­став­ном про­стом пред­ло­же­нии суще­ству­ет обыч­но два состава:

Вот поче­му такое пред­ло­же­ние назы­ва­ет­ся дву­со­став­ным в отли­чие от одно­со­став­ных пред­ло­же­ний.

Дополнение харак­те­ри­зу­ет ска­зу­е­мое. Этот вто­ро­сте­пен­ный член обо­зна­ча­ет пред­мет и отве­ча­ет на вопро­сы кос­вен­ных падежей:

Шорник Антип Калачиков ува­жал (в ком?) в людях душев­ную (что?) чут­кость (В. Шукшин).

Под зеле­нев­ши­ми дуба­ми зем­ля была усы­па­на (чем?) листья­ми (В. Вересаев).

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния допол­не­ние под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной линией.

Прямое и косвенное дополнение

В зави­си­мо­сти от того, какой падеж­ной фор­мой суще­стви­тель­но­го (место­име­ния) выра­жен рас­смат­ри­ва­е­мый вто­ро­сте­пен­ный член и какой гла­гол (пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный) управ­ля­ет им, в пред­ло­же­нии раз­ли­ча­ют пря­мое или кос­вен­ное допол­не­ние.

Если дей­ствие, обо­зна­чен­ное ска­зу­е­мым, пере­хо­дит непо­сред­ствен­но на пред­мет, то такое допол­не­ние явля­ет­ся пря­мым. Грамматически это выра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: пере­ход­ный гла­гол управ­ля­ет суще­стви­тель­ным (место­име­ни­ем) в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га или роди­тель­но­го паде­жа, если сло­во име­ет зна­че­ние части от целого.

Горные хреб­ты пере­се­ка­ли при­мор­скую (что?) доли­ну (К. Паустовский).

Остальные допол­не­ния явля­ют­ся кос­вен­ны­ми. Сравним:

Обстоятельство

Что такое обстоятельство?

Обстоятельство при­над­ле­жит к груп­пе ска­зу­е­мо­го и харак­те­ри­зу­ет раз­лич­ные усло­вия совер­ше­ния дей­ствия или про­яв­ле­ния при­зна­ка предмета.

Вопросы к обстоятельству

В зави­си­мо­сти от того, какой при­знак дей­ствия или дру­го­го при­зна­ка обо­зна­ча­ет обсто­я­тель­ство, этот вто­ро­сте­пен­ный член отве­ча­ет на вопросы:

При син­так­си­че­ском раз­бо­ре пред­ло­же­ния обсто­я­тель­ство под­чер­ки­ва­ет­ся пунк­тир­ной лини­ей с точ­ка­ми меж­ду её штри­ха­ми, например:

На реке (где?) еще было про­хлад­но и тихо (И. Бунин).

Зимой (когда?) Балтика пустын­на и угрю­ма (К. Паустовский).

Виды обстоятельств

Таблица «Виды обстоятельств»

ВидыВопросыЧто обо­зна­ча­ютПримеры
1. МестаГде? Куда? Откуда?Место дей­ствия, направ­ле­ние, путь движенияОн купил кни­гу в мага­зине.
2. ВремениКогда? Как дол­го? С каких (до каких) пор?ВремяВчера он купил книгу.
3. Образа действияКак? Каким образом?Качественная харак­те­ри­сти­ка дей­ствия, спо­соб его совершенияОн дол­го выби­рал книгу.
4. ПричиныПочему? На каком основании?Причина, повод, мотив, осно­ва­ние совер­ше­ния действияИз-за спеш­ки он не купил книгу.
5. ЦелиЗачем? С какой целью?Цель совер­ше­ния действияОн купил кни­гу для учё­бы.
6. УсловияПри каком условии?Условие совер­ше­ния действияПри жела­нии он мог купить эту книгу.
7. УступкиВопреки чему? Несмотря на что?Условие, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся действиеНесмотря на нехват­ку денег, он купил книгу.
8. Меры и степениНасколько? В какой степени?Степень про­яв­ле­ния при­зна­ка или действияОн купил слиш­ком доро­гую книгу.

Способы выражения обстоятельств

Этот вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния выра­жа­ет­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи:

Быстро (как?) под­ни­ма­лось и рос­ло белое обла­ко (отку­да?) с восто­ка (С. Аксаков).

Но стаи тете­ре­вов выле­та­ли (как?) с шумом из люби­мой рощи ( с какой целью?) искать ноч­ле­га (где?) на высо­ких и откры­тых местах … (А. Аксаков).

Этот вто­ро­сте­пен­ный член выра­жа­ет­ся также

Примеры:

Бабушка до сих пор любит его без памя­ти и сер­дит­ся, если гово­рят об нём с неува­же­ни­ем (А. С. Пушкин. Пиковая дама).

Что-то на ред­кость фаль­ши­вое и неуве­рен­ное чув­ство­ва­лось бук­валь­но в каж­дой строч­ке этих ста­тей, несмот­ря на их гроз­ный и уве­рен­ный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).

Видеоурок

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *