Обстоятельство что это 4 класс
Обстоятельство в русском языке: определение, виды, примеры
Содержание:
Обстоятельство – второстепенный член предложения
Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак другого признака, зависит от сказуемого.
Обстоятельство отвечает на наречные вопросы: Где? Когда? Почему? Откуда? Зачем? С какой целью? Как? Каким образом? и т.д.
Значение обстоятельств
ВИДЫ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ | ||
Вид | Вопросы | Примеры |
Места | где? куда? откуда? | Хорошо (где?) тут. |
Образ действия, меры и степени | как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? | Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело. |
Сравнения | как? подобно кому? подобно чему? | Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась на краешке. |
Причины | почему? отчего? по какой причине? | Я молчал (почему?) из вежливости. |
Условия | при каком условии? | Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде? |
Уступки | вопреки чему? несмотря на что? | Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили продолжать работать. |
Примеры предложений с обстоятельствами разных значений
Способы выражения обстоятельств
Обстоятельства могут быть выражены разными частыми речи:
существительное с предлогом и без предлога | После дождя выглянуло солнце. (обстоятельство времени). |
деепричастие | От Урала до Дуная, до большой реки, колыхаясь и сверкая, движутся полки. |
деепричастный оборот | Стоя под парами, тяжелые пароходы свистят, шипят, глубоко вздыхают. |
наречие | Издалека слышались раскаты грома. |
инфинитив | Соседский дедушка сел отдохнуть на лавочку около калитки. |
фразеологизмы | Его выгнали с предприятия за то, что он работал спустя рукава. |
устойчивые словосочетания | От тебя нет покоя ни днем ни ночью. |
Обособление обстоятельств
Как и с другими второстепенными членами, с обстоятельствами связано несколько пунктуационных правил.
Обособляются | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Выражаются | Примеры |
Именами существительными в непрямых падежах. | стоял (где?) в воде; пел (как?) с душой. |
Наречиями (знаменательными) | танцевал (как?) смешно; улыбался (как?) снисходительно; стремился (как?) бессознательно; горел (как?) вечно. |
Наречиями (местоименными) | забыл (где?) здесь; не получит (когда?) никогда; перееду (куда?) туда. |
Фразеологическими сочетаниями | ни свет ни заря; с минуты на минуту; за тридевять земель. |
Инфинитивом | пришёл (с какой целью?) передать; прилёг (с какой целью?) поспать. |
Деепричастиями и деепричастными оборотами | сидел, прислонившись к стене; бежал спотыкаясь; открыв окно, вдохнул. |
Словосочетаниями | с того времени не общались; через два года встретились. |
Нужно обратить внимание, что имена существительных в непрямых падежах, могут употребляться в паре с предлогом или без него. А также что падежный и синтаксический вопросы у них иногда не совпадают:
(как? подобно кому?) зайцем – синтаксический вопрос
(кем? чем?) зайцем – падежный вопрос
От каких слов зависит обстоятельство
В синтаксической конструкции анализируемый член предложения зависит от лексем, характеризующих действие, признак, состояние и обозначающих различные условия (цель, время, условие и т.д.), при которых совершается действие или существует признак.
На какие вопросы отвечают и как подчеркиваются обстоятельства
В синтаксической конструкции обстоятельства отвечают на определённые вопросы, которые указывают на признак действия или другого признака.
Синтаксический разбор обстоятельства
Чтобы выполнить синтаксический разбор обстоятельства, необходимо следовать плану:
из-за болезни – обстоятельство причины; выражено предлогом и существительным в форме родительного падежа.
сегодня – обстоятельство времени; выражено наречием времени.
на тренировку – обстоятельство места; выражено предлогом и существительным в форме винительного падежа.
Открытый урок русского языка по теме «Обстоятельство. Закрепление». 4 класс
Тема: Обстоятельство. Закрепление.
Оборудование: Компьютер, компьютерная презентация (находится у автора), разноуровневые карточки, схемы-опоры: “Разбор предложения”, “Части речи”, карточки для блиц-опроса, перфокарты “Оцени свою деятельность на уроке”.
На вопросы: где? когда?
Как? откуда? и куда?
Обстоятельства всегда
Дадут ответы вам, да – да.
II. Сообщение темы урока. Постановка задач.
— Найдите лишнее слово:
— Тема урока “Обстоятельство. Закрепление”.
— Чего ждёте от сегодняшнего урока? Поставьте перед собою цель. (Высказывания детей)
— Закрепим знания о члене предложения – обстоятельстве, научимся находить его в предложении и употреблять в устной и письменной речи. От вас требуется предельное внимание, активная работа на уроке и, конечно же, безупречные знания. В конце урока у вас будет возможность оценить свою деятельность на уроке.
III. Актуализация знаний.
— Прежде, чем приступить к достижению целей, проверим теоретические знания по теме “Обстоятельство” и проведём блиц-опрос.
Задание. Если вы согласны с моим утверждением, то обведите цифру, обозначающую № вопроса, если нет, то зачеркните эту цифру.
— Назовите правильные ответы.
— Кто допустил ошибки?
— Кто испытывал трудности при ответе на мои вопросы?
— Какие знания помогли справиться с заданием? (Дети рассказывают всё, что знают об обстоятельстве)
— Поставьте себе оценку.
IV. Работа в паре. Деление слов на группы.
— Прочитайте слова в воскресенье, наглухо, из чащи, певуче, зимой, без остановки, здесь, поздно, под солнцем.
— Что вы можете о них сказать? (Могут быть в предложении обстоятельством)
— На какие группы можно поделить эти слова? (Обстоятельства места, времени, образа действия)
— Работая в паре, запишите слова в три столбика, определите часть речи. При необходимости пользуйтесь памяткой.
Самопроверка с экрана, 3 тетради беру на проверку – 6 оценок – каждой паре.
— Кто выполнил работу без ошибок?
— Какие знания помогли вам справиться с заданием? (Знания о группах обстоятельств (называют), знания об имени существительном и о наречии)
— Поставьте себе оценку.
V. Выборочный диктант.
— Запишите под диктовку словосочетания, в которых есть
2 ряд – обст. времени,
3 ряд – обст. образа действия.
Виднелись на снегу, выпал в январе, пронизывал насквозь, выглянул в окно, продолжалась до вечера, кружатся легко, светит высоко, начнётся вскоре, падают медленно
— Составьте предложение с одним из словосочетаний.
— На какие вопросы отвечает обстоятельство места, времени, образа действия?
— Кто хочет прочитать своё предложение?
— Поменяйтесь тетрадями и оцените знания друг друга по теме “Обстоятельство” по ответам на экране.
— Кто получил оценку 5, 4, 3, 2?
VI. Работа над предложением. Самостоятельная работа по вариантам.
— Выполнить полный разбор предложения по членам и по частям речи, выписать словосочетания. При необходимости пользуйтесь памятками.
Лучи солнца весело играли на крышах домов.
С верхушки старого дерева быстро вспорхнула птица.
Индивидуальный опрос. Полный разбор появляется по ходу ответа детей на экране.
Ответ: В этом предложении говорится о лучах. Что? лучи, это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, выражено существительным в им. падеже; лучи что делали? играли, это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом прош. вр.; лучи чего? солнца, это дополнение, подчёркиваем пунктирной линией, выражено сущ. в род. падеже; играли как? весело, это обстоятельство образа действия, подчёркиваем точкой-тире, выражено наречием; играли где? на крышах, это обстоятельство места, выражено существительным с предлогом в предл. падеже; на крышах чего? домов, это дополнение, выражено существительным в род. падеже. Словосочетания: лучи чего? солнца, играли как? весело, играли где? на крышах, на крышах чего? домов. (Второе предложение – аналогично) лучи чего?, подчёркиваем двумя чертами, выражено глаголом прош.вм в им.
Учитель: У кого будут замечания? Кто допустил ошибки? Поставьте себе оценку.
VII. Творческая работа. Коллективно-индивидуальная работа по картине “Зимний лес”.
— Напишите как можно больше слов по картине, которые будут являться в предложении обстоятельством, или словосочетания, в которых есть обстоятельства. У детей разноуровневые карточки с заданиями.
Карточка №1
Напиши как можно больше слов по картине, которые будут являться в предложении обстоятельствами, или словосочетания, в которых есть обстоятельства.
Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку № 2.
Карточка № 2
Назови слова или словосочетания, которые подходят к данной картине, отвечающие на вопросы:
Когда? Как долго? До каких пор?
и являющиеся в предложении обстоятельством.
Если не можешь справиться с заданием, смотри карточку № 3.
Карточка № 3
Выпиши только те слова и словосочетания, которые подходят к данной картине и отвечают на вопросы:
Когда? Как долго? До каких пор?
и являются в предложении обстоятельством: зимой, кругом, всё сверкает, везде, на деревьях, на холмах, вдалеке, на снегу, здесь, прозрачно, высоко в небе, низко, однажды, на поляне, в лесу, на верхушках, вдалеке, вблизи.
1) Аукцион “Кто больше?”. Кто назовёт последнее слово, тот и выиграл.
2) Подчеркните, на ваш взгляд, самое точное, самое красивое слово или словосочетание.
3) Составьте с одним из них предложение, запишите его на полоске бумаги, а потом все вместе, соединив эти предложения, постараемся составить рассказ – описание зимнего леса.
Прослушать составленные предложения, составить последовательный, связный рассказ, прочитать.
Вот, что у нас получилось:
VIII. Домашнее задание творческого характера, дифференцированное.
— Используя опорные слова, свои наблюдения, жизненный опыт, напишите мини-сочинение “Почему я люблю или не люблю зиму”, или выполните упражнение 247 из учебника о разных временах года. (Русский язык, А.В. Полякова, 4-й класс)
1) Какую пользу принёс вам этот урок? Достигли ли вы своей цели?
2) Оцени свою работу на уроке знаком +. (У детей перфокаты с записанными словами)
3) Кто получил 4 плюса и меньше? 5, 6, 7
4) А теперь найдите среднее арифметическое своих оценок, полученных в течение урока, и проверьте, подтвердилась ли ваша самооценка.
5) Кто на уроке работал на пять, четыре, три?
Определение, дополнение, обстоятельство
Определение, дополнение, обстоятельство — это второстепенные члены предложения. Объясним, как найти в предложении эти второстепенные члены, на какие вопросы они отвечают и как их подчеркивать при синтаксическом разборе предложения.
Члены предложения, которые поясняют главные или другие члены предложения и связаны с ними подчинительной связью, называются второстепенными.
Наличие второстепенных членов предложения делает предложение распространенным. По грамматическим значениям и синтаксической функции второстепенные члены предложения делятся на следующие виды:
Таблица с вопросами и примерами
Название | Что обозначает | Вопрос | От какого члена предложения зависит | Способ выражения |
---|---|---|---|---|
Определение | Признак предмета | Какой? Чей? | от подлежащего, дополнения или обстоятельства | Существительное Прилагательное Местоимение Порядковое числительное Причастие |
Дополнение | Предмет | Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? | от сказуемого | Существительное Местоимение Количественное числительное |
Обстоятельство | Место, время, способ действия и т.д. | Где? Когда? Как? Каким образом? и др. | от сказуемого | Наречие Существительное с предлогом Глагол Деепричастие |
Определение
Обычно в предложении определение поясняет подлежащее или другой второстепенный член со значением предмета. Этот второстепенный член обозначает различные признаки предметов (какой?) или принадлежность (чей?). В предложении определение подчеркивается волнистой линией.
Крупные мохнатые (какие?) снежинки закружились в воздухе (Г. Скребицкий).
Способы выражения определения
Определения выражаются словами разных частей речи:
Медведь (какой?) средней величины возился около липы (В. Арсеньев).
Дополнение
Чтобы понять, что такое дополнение, вспомним немного основы русского синтаксиса.
В двусоставном простом предложении существует обычно два состава:
Вот почему такое предложение называется двусоставным в отличие от односоставных предложений.
Дополнение характеризует сказуемое. Этот второстепенный член обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей:
Шорник Антип Калачиков уважал (в ком?) в людях душевную (что?) чуткость (В. Шукшин).
Под зеленевшими дубами земля была усыпана (чем?) листьями (В. Вересаев).
При синтаксическом разборе предложения дополнение подчеркивается пунктирной линией.
Прямое и косвенное дополнение
В зависимости от того, какой падежной формой существительного (местоимения) выражен рассматриваемый второстепенный член и какой глагол (переходный или непереходный) управляет им, в предложении различают прямое или косвенное дополнение.
Если действие, обозначенное сказуемым, переходит непосредственно на предмет, то такое дополнение является прямым. Грамматически это выражается следующим образом: переходный глагол управляет существительным (местоимением) в форме винительного падежа без предлога или родительного падежа, если слово имеет значение части от целого.
Горные хребты пересекали приморскую (что?) долину (К. Паустовский).
Остальные дополнения являются косвенными. Сравним:
Обстоятельство
Что такое обстоятельство?
Обстоятельство принадлежит к группе сказуемого и характеризует различные условия совершения действия или проявления признака предмета.
Вопросы к обстоятельству
В зависимости от того, какой признак действия или другого признака обозначает обстоятельство, этот второстепенный член отвечает на вопросы:
При синтаксическом разборе предложения обстоятельство подчеркивается пунктирной линией с точками между её штрихами, например:
На реке (где?) еще было прохладно и тихо (И. Бунин).
Зимой (когда?) Балтика пустынна и угрюма (К. Паустовский).
Виды обстоятельств
Таблица «Виды обстоятельств»
Виды | Вопросы | Что обозначают | Примеры |
---|---|---|---|
1. Места | Где? Куда? Откуда? | Место действия, направление, путь движения | Он купил книгу в магазине. |
2. Времени | Когда? Как долго? С каких (до каких) пор? | Время | Вчера он купил книгу. |
3. Образа действия | Как? Каким образом? | Качественная характеристика действия, способ его совершения | Он долго выбирал книгу. |
4. Причины | Почему? На каком основании? | Причина, повод, мотив, основание совершения действия | Из-за спешки он не купил книгу. |
5. Цели | Зачем? С какой целью? | Цель совершения действия | Он купил книгу для учёбы. |
6. Условия | При каком условии? | Условие совершения действия | При желании он мог купить эту книгу. |
7. Уступки | Вопреки чему? Несмотря на что? | Условие, вопреки которому совершается действие | Несмотря на нехватку денег, он купил книгу. |
8. Меры и степени | Насколько? В какой степени? | Степень проявления признака или действия | Он купил слишком дорогую книгу. |
Способы выражения обстоятельств
Этот второстепенный член предложения выражается словами разных частей речи:
Быстро (как?) поднималось и росло белое облако (откуда?) с востока (С. Аксаков).
Но стаи тетеревов вылетали (как?) с шумом из любимой рощи ( с какой целью?) искать ночлега (где?) на высоких и открытых местах … (А. Аксаков).
Этот второстепенный член выражается также
Примеры:
Бабушка до сих пор любит его без памяти и сердится, если говорят об нём с неуважением (А. С. Пушкин. Пиковая дама).
Что-то на редкость фальшивое и неуверенное чувствовалось буквально в каждой строчке этих статей, несмотря на их грозный и уверенный тон (М. Н. Булгаков. Мастер и Маргарита).
Видеоурок
- рено симбол обшивка двери
- Не получается водить машину в автошколе что делать