Обстановочное судно что это
Лоцманские и обстановочные суда
Лоцманские суда относятся к служебно-вспомогательному флоту, предназначены для оперативного лоцманского обслуживания транспортных кораблей в портах, а также на акваториях с длинной протяженностью лоцманской проводки при любой погоде.
Лоцманские суда имеют высокую манёвренность и мореходность, представляют из себя плавающую самоходную станцию со всеми нужными судовыми запасами, различными жилыми и служебными помещениями.
Лоцманские суда выполняют следующие функции:
— доставка лоцманов на проходящие мимо корабли;
— передача лоцманов на корабли и снятие их с кораблей;
— лоцманская проводка кораблей;
— регулярное патрулирование района.
Обстановочные суда предназначены для выполнения следующего комплекса работ:
— контроля состояния судового хода на внутренних водных путях и акваториях портов;
— контроля состояния навигационного ограждения судового хода, контроля горения огней на знаках освещаемой обстановки;
— изучения руслового и гидрологического режимов с целью выявления источников и причин заносимости землечерпательных прорезей;
— промерных и тральных работ на судовом ходу;
— расстановки и снятия знаков, а также их перемещения при изменении границ судового хода;
— обслуживания знаков судоходной обстановки и ремонта светосигнальной аппаратуры;- постановки боновых заграждений при участии в операциях по ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов др.;
Лоцманский катер (проект А1711)
Лоцманский катер с одноярусной надстройкой, смещенной в носовую часть, кормовым машинным отделением и открытой кормовой палубой. Представленные варианты отличаются маркой главного двигателя или типом движителя. Конструкция корпуса меняется в кормовой части в зависимости от двигательного комплекса
Лоцманский теплоход. Переоборудование теплохода Р376 или новая постройка (проект 9002)
Теплоход для лоцманской службы и судовой инспекции. Судно спроектировано с учетом особенностей эксплуатации в любых погодных условиях: хорошая остойчивость, утолщенная обшивка днища, носовое и кормовое якорные устройства, кормовая площадка для подъема на суда.
Обстановочный катер (проект 82140)
Одновинтовой катер с П-образной насадкой предназначен для обслуживания судоходной обстановки по бригадному методу в акватории категории «Р» и «Л» с битым льдом толщиной не более 0,1 м
Лоцманский катер (проект 9021)
Однокорпусный катер имеет, палубу и рубку из судостроительной стали или алюминиевых сплавов, с корпусом глиссирующего типа с обводами типа глубокое V в носовой части и с умеренной килеватостью днища в кормовой части корпуса, со сплошной палубой, средним расположением рубки, увеличенным открытым пространством палубы для свободного прохода вдоль бортов катера.
Катер может эксплуатироваться круглогодично по своему назначению в незамерзающих морях и в летний период в замерзающих морях в умеренном морском климате.
Лоцмейстерский теплоход (проект 9022)
Лоцмейстерский теплоход (проект 9023)
Судно обеспечения и специального назначения.
Судно предназначено для выполнения следующих задач:
— установки, снятия, транспортировки навигационных знаков, в том числе вех и буев речных и озерных до типоразмера 3;
— обслуживания и ремонта средств навигационной обстановки в местах их установки;
— контроля состояния судового хода на внутренних водных путях и акваториях портов;
— контроля состояния навигационного ограждения судового хода и др;
Лоцмейстерский теплоход (проект 9024)
Судно обеспечения и специального назначения.
Судно предназначено для выполнения следующего комплекса работ:
— контроля состояния судового хода на внутренних водных путях и акваториях портов;
— контроля состояния навигационного ограждения судового хода, контроля горения огней на знаках освещаемой обстановки;
— изучения руслового и гидрологического режимов с целью выявления источников и причин заносимости землечерпательных прорезей;
— обслуживания знаков судоходной обстановки;
— промерных и тральных работ на судовом ходу;
— расстановки и снятия знаков, а также их перемещения при изменении границ судового хода и др.
Лоцманский теплоход (проект 9026)
Теплоход для лоцманской службы и судовой инспекции.
Район эксплуатации:
Бассейны разряда «М-СП» по классификации Российского Речного Регистра, в т.ч. Азовское море и Керченский пролив.
Обстановочные суда 3052 – изменения с учетом опыта
В конце июня 2020 года группа компаний «Морская Техника» заключила контракт с ФКУ «Речводпуть» на строительство десяти обстановочных судов проекта 3052 класса РРР *О-пр 2.0 (лед 20). Теплоходы строятся для администраций бассейнов внутренних водных путей по проекту «Внутренние водные пути» сразу на четырех площадках – в Благовещенске на «Благоверфи», в Томской области на Самусьском ССЗ, на иркутской Жигаловская РЭБ флота и совсем новой верфи «Р-Флот» в Нижегородской области. Первое обстановочное судно до конца 2021 года получит канал имени Москвы. В качестве проектанта выступает ГЦКБ «Речфлота», которое также входит в ГК «Р-Флот».
Уже отработанный проект
Проект обстановочного судна 3052 ведет свою историю еще с 2011 года, когда ГЦКБ «Речфлота» разработало документацию на строительство первой серии обстановочных судов на Московском ССЗ и «Верфи братьев Нобель». Тогда с 2012 по 2015 год предприятия построили 7 судов этого проекта.
Обстановочные суда проекта 3052 призваны выполнять важные функции по обеспечению безопасности судоходства на внутренних водных путях.
Проект судна учитывает возможность эксплуатации в разных условиях, в том числе в условиях Крайнего Севера. За счет простоты конструкции оно удобно для обслуживания и обладает высокой ремонтопригодностью, что актуально в бассейновых управлениях, которые не оснащены современными ремонтными базами.
Основное назначение судна – это постановка, снятие, транспортировка навигационных знаков, в том числе и буев, обслуживание и ремонт средств навигационной обстановки в местах их установки, контроль состояния судового хода на внутренних водных путях, буксировка несамоходных плавсредств, перевозка грузов на рабочей палубе, рейдовое снабжение судов.
По результатам эксплуатации первой серии судов ГЦКБ «Речфлота» внесло коррективы в проект, добавив туда несколько современных конструктивных решений. Так, было решено изменить форму рубки и сместить ее еще ближе к носовой оконечности судна. Таким образом с места рулевого удалось обеспечить круговой обзор и свести слепые зоны до минимума. Изменилась и схема остекления, на новой рулевой рубке установлены окна с подогревом, что упростило работу в холодное время года.
Из больших конструктивных изменений стоит также отметить появление подруливающего устройства, а в кормовой части появился диаметральный стабилизатор. Это было сделано для улучшения маневренности и управляемости на малых ходах.
Гребные винты на новом обстановочном судне проекта 3052 сделаны из нержавеющей стали, что увеличило стойкость винтов к работе в битом льду и к механическому воздействию камней, топляков.
Также, исходя из опыта эксплуатации, у нового варианта обстановочного судна проекта 3052 расширили функционал работы с перевозкой технологических грузов, буев, знаков. Разработчики расширили и увеличили грузовую палубу, выделили отдельную зону на палубе для того, чтобы можно было разместить большее количество знаков навигационной обстановки и обеспечить удобство их расположения, обслуживания и транспортировки. Изменилась конструкция палубного крана. Теперь здесь добавилась лебедка с тросом длиной 40 м.
Изменили и схему буксировки, заменив буксирную лебедку на буксирный гак с аркой, который позволяет работать при отклонении троса до 40 градусов на борт.
На новом варианте обстановочного судна в лучшую сторону изменились и условия обитаемости экипажа.
Об особенностях проекта и работе верфи «Р-Флот» рассказывает исполнительный директор ГК «Морская Техника» Денис Клемин:
«ГЦКБ «Речфлота», разработчик технического проекта обстановочных судов 3052, имеет за плечами огромный опыт. Коллектив КБ состоит исключительно из профессионалов, что позволяет выполнить работы по разработке РКД в короткие сроки и с максимальным качеством. Именно поэтому мы заключили контракт с нижегородским КБ, представили технический проект заказчику в рамках государственного контракта. Пока никаких нареканий в работе с проектантом у нас нет, все как раз наоборот – работаем плотно и плодотворно.
Отдельно бы хотелось сказать о верфи «Р-Флот», которая стала нашим партнером в западной части России. Руководство предприятия дало приемлемые условия постройки как по цене, так и по срокам, поэтому мы решили разместить там сразу три заказа, в том числе и головное судно.
Время показало, что и качество строительства здесь на высоком уровне. Строительство ведется в соответствии с графиком. Верфь стремительно развивается на наших глазах. Установлено современное технологическое оборудование, смонтирована кран-балка в среднем пролете. Активно строится спусковое устройство, монтируются лебедки, приобретены ролик-мешки. Ведется активная подготовка к спуску головного судна, который состоится в августе этого года».
Сразу на четырех верфях
Головное судно обновленной серии обстановочных судов проекта 3052 заложили 25 августа 2020 года на судоверфи ООО «Судостроительный комплекс «Р-Флот» в поселке Окском Богородского района Нижегородской области. Всего здесь строятся три судна серии. Примечательно, что одновременно с закладкой состоялось открытие и самой верфи. Теперь к полному спектру работ с конструкторской документацией, производству судового оборудования и дельных вещей компания добавила возможность строительства судов длиной до 100 метров и осадкой до 3 метров.
А в сумме вся серия теплоходов проекта 3052 строится на четырех площадках. Помимо «Р-Флота», в проекте задействованы Жигаловская ремонтно-эксплуатационная база Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства (филиал ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»), где строятся три судна серии, по два заказа размещены на Самусьском ССЗ и на «Благверфи» в Благовещенске.
В свое время такой же подход нескольких площадок был реализован при строительстве иной серии обстановочных судов проекта 3050.
Столь широкая география верфей объясняется местами поставок заказов, ближе к нужным бассейновым управлениям ВВП, где и будет работать судно. При этом генеральный подрядчик у проекта один – ГК «Морская Техника».
Несмотря на то что все заводы способны строить подобные суда, состояние у предприятий разное. Есть полноценные заводы, с крытыми цехами, большим объемом технологического оборудования, способные выполнять работы по строительству серии сложных судов, а есть и небольшая верфь, суда на которой строятся под открытым небом. Оснащение верфей также разное. Соответственно, подход к реализации проекта, как и технологическая документация, должны варьироваться.
Рассказывает исполнительный директор ГК «Морская Техника» Денис Клемин:
«Технологии строительства на каждом предприятии отличаются. Верфи привыкли строить по-своему, начиная от сборки блоков, заканчивая спуском судов. Одни предприятия собирают блоки в кондукторах, другие вверх килем. Если говорить о спуске, то судостроительные заводы с большой историей используют для спуска классическое судоподъемное / судоспусковое устройство слип. Новые судостроительные предприятия, такие как «Р-флот» или «Благоверфь», не строят дорогостоящих сооружений для спуска, а идут инновационным для России путем спуска на пневматических ролик-мешках. Технологии на каждом заводе свои, различия есть, но в итоге мы получим унифицированную серию из десяти судов, построенных по единому проекту.
Для реализации этого масштабного проекта «Морская Техника» выбрала инновационный для России концепт распределенной верфи – управления проектом строительства судов одновременно на нескольких строительных площадках. Мы получаем возможность строить суда, не ограничиваясь привязкой к конкретным территориям. При этом ООО «МТ-Групп» взяло на себя не только руководство проектом, но и поставку оборудования на все десять судов.
При реализации проекта в рамках распределенной верфи плюсы есть как у нас, так и у заказчика. Мы разработали единый проект, по которому строятся все 10 судов, заказываем пакет оборудования сразу на серию, получаем огромный опыт, управляя проектом по всей стране. Заказчик же со своей стороны провел конкурс сразу на 10 судов, перед ним несет ответственность один генподрядчик. Все 10 судов будут построены по единому проекту, унификация пакета оборудования, единая номенклатура запасных частей.
Надеемся, что подобный опыт будет полезен и для реализации иных крупных серий».
Технические характеристики проекта 3052:
«Морская Техника» в этом году еще активнее взялась за судостроение. Очередным событием стало начало строительства серии из десяти обстановочных судов, где компания выступила генподрядчиком. Сегодня, 15 октября, состоялась очередная закладка в Благовещенске.
Как все начиналось
Официальное начало проекту было положено 23 июня этого года, когда состоялась рабочая встреча с ФКУ «Речводпуть», в ходе которой был подписан контракт на выполнение работ по строительству объекта «Обновление обслуживающего флота (строительство и приобретение). Обстановочный теплоход «Обстановочное судно проекта 3052 класса РРР «X О-ПР 2.0 (лед 20)» в количестве десяти единиц.
Отдельно хочется немного подробнее рассказать про новую площадку, где уже строится первое судно. 25 августа в поселке Окский Нижегородской области отметили двойное событие. В этот день прошло торжественное открытие судостроительного комплекса «Р-Флот», ставшего одной из площадок строительства новых судов, а также церемония закладки первого обстановочного судна проекта 3052. Судостроительный комплекс находится в поселке Окский Богородского района. Производственная площадка открыта на базе Группы компаний «Р-Флот» (ГК «Речфлот»). Всего здесь будет создаваться три судна проекта. Первый обстановочный теплоход будет эксплуатироваться ФГБУ «Канал имени Москвы».
А 28 августа в поселке Жигалово Иркутской области состоялась закладка второго судна на Жигаловской ремонтно-эксплуатационной базе Байкало-Селенгинского района водных путей и судоходства (филиал ФБУ «Администрация Байкало-Ангарского бассейна внутренних водных путей»). 22 октября здесь будет положено начало строительство еще одной единицы проекта 3052.
«Морская Техника», ГК |
16 сентября два обстановочных судна были заложены в Томской области на «Самусьском судостроительно-судоремонтном заводе». Сейчас здесь ведется процесс формирования корпуса, заканчивается строительство двух блоков каждого судна, строятся они параллельно. Сдача намечена на октябрь 2021 года. Первый заместитель директора по производству Самусьского завода Олег Ушаков рассказал нашей редакции, что предприятие располагает всеми техническими возможностями для строительства подобных судов, более того, проект аналогичного типа реализовывался здесь в 2012-2013 годах. Посему проблем с постройкой обстановочных судов не должно возникнуть.
Старший эксперт Амурского филиала Российского Речного Регистра Чупеев Константин и собственник судостроительной компании «Благоверфь» Жеребцов Сергей / «Морская Техника», ГК |
О судах проекта 3052
Модернизированный проект
Данный проект был создан на базе технического проекта, который был принят и согласован Российским Речным Регистром в 2011 году. Разработка принадлежит ГЦКБ «Речфлота». Сейчас в него внесли все новые корректировки действующих инстанций, добавили несколько современных решений и согласовали уже в обновленном виде. Изменения основывались в том числе на опыте строительства и эксплуатации судов оригинальной серии.
Изменения коснулись внешнего вида судна. В том числе рулевая рубка была смещена в нос, что позволило улучшить видимость в носовой части и обеспечить круговой обзор со сведением слепых зон до минимума. Грузовая палуба расширена и увеличена – разработчики решили выделить отдельную, свободную от прочих конструкций зону на палубе и таким образом разместить большее количество знаков навигационной обстановки и обеспечить удобство их расположения, обслуживания и транспортировки. Изменена компоновка буксирного устройства – исключили буксирную лебедку и добавили буксирный гак с аркой, позволяющей работать с гаком при отклонении троса до 40 градусов на борт.
специальные суда | обстановочные суда | обслуживающие суда | земснаряды (драгеры) | вспомогательные суда | |
---|---|---|---|---|---|
1 | дебаркадеры, плавпричалы | многофункциональные обстановочные суда | мотозавозни | землесосный дноуглубительный снаряд | лоцмейстерские катера |
2 | брандвахты | промерные | грунтоотводные шаланды | многочерпаковые дноуглубительные снаряды | портовые и рейдовые буксиры |
3 | плавучие гостиницы, общежития, магазины, хаусботы | тральные | плавучие перегружатели | одночерпаковые дноуглубительные штанговые снаряды | речные ледоколы |
4 | исследовательские | буевницы | плавучие нефтестанции | одночерпаковые грейферные | аварийно-спасательные катера |
5 | несамоходные понтоны | экологические суда | плавучие насосные станции | скалодробильные | противопожарные катера |
6 | катера-бонопостановщики | мусоросборщики | плавучие дноочистительные краны | служебно-разъездные | |
7 | станции подогрева | плавучие русло-выправительные механизированные агрегаты | очистные станции для механизированной зачистки нефтеналивных барж | ||
8 | плавучие ремонтные средства (кренователи, плавмастерские, плавдоки, плавкраны) | бункеровщики топливом и маслом, питьевой воды |
Технический водный речной транспорт предназначен для обеспечения безопасности движения по внутренним водным путям. Условно классифицируются на группы: для техобслуживания портов и транспортного флота, для работ по обеспечению безопасности судоходных путей, для добывания и перевозки строительных материалов, специального назначения.
Кроме того, по назначению выделяют следующие группы: вспомогательные, земснаряды, обслуживающие, суда для обстановки, специальные.
Они предназначены для обслуживания транспортного флота, обеспечения его безостановочного движения. Для безопасной проводки в опасных для плавания местах применяют лоцманское сопровождение. Доставку лоцмана на борт производят лоцманские катера.
При швартовке в портах в стесненных условиях, а также при отходе от причала используют помощь от портовых и рейдовых буксиров. Противопожарные и спасательные катера применяются при возникновении на борту аварийной ситуации или пожара.
Заправка, снабжение и очистка от грязных вод производится на ходу с помощью специальных судов: очистных станций, бункеровщиков воды и топлива, а для связи с берегом при необходимости, можно вызвать служебно-разъездной катер. Для продления навигации и вскрытия льдов применяют речные ледоколы.
Данный тип используется для обеспечения необходимой глубины судоходного пути для обеспечения безопасного движения. Когда дно реки песчаное или песчано-гравийное, то для работ по дноуглублению применяют землесосные снаряды или землечерпалки. Это могут быть многочерпаковые или одночерпаковые штанговые снаряды, снаряды грейферного типа.
Для разработки скальных грунтов применяют скалодробильные устройства. Для очистки фарватера от нагромождений применяют плавучие краны и русло-выправительные агрегаты.
Мотозавозни производят переустановку якорей землесосов, а грунтоотвозная шаланда осуществляет перевозку поднятой земснарядов пульпы к месту отвала. Мусоросборщики производят сбор отходов с плавательных средств, а также загрязненных подсланевых вод.
С помощью плавучих перегружателй выполняется выгрузка песка из барж на берег. А при возникновении каких-либо неисправностей, для устранения к борту могут подойти специальные плавмастерские.
Их главная функция – это слежение за глубинами судового хода, установкой буев и бакенов для навигационного ограждения, за гидрологическим состоянием рек. К ним относятся: промерные, тральные, буевницы, специальные катера для постановки буев, лодки для наблюдения за экологической обстановкой водного пути и обстановочные многофункциональные катера.
К судам специального назначения относятся те, которые должны постоянно стоять у берега, служить как причалы, для удовлетворения хозяйственных потребностей. К ним относятся: дебаркадеры и плавучие причалы, брандвахты для отдыха экипажа земснарядов, плавучие гостиницы, где все оборудовано для приема гостей. Для обслуживания проходящего грузового водного транспорта используются плавмагазины, а для перевоза крупногабаритных грузов несамоходные понтоны.
Транспортные речные суда – классификация
ТРАНСПОРТНЫЕ РЕЧНЫЕ СУДА
ТРАНСПОРТНЫЙ РЕЧНОЙ ФЛОТ
Транспортный флот это основа всего речного транспорта, он предназначен для перевозки грузов и пассажиров. Немалый объем в общем грузообороте занимают пассажирские перевозки.
Пассажирский водный транспорт
В зависимости от назначения и продолжительности поездки пассажирские суда классифицируют на 4 группы: для длительных поездок, для пригородных, для местных и для передвижения внутри города.
К пассажирскому транспорту относятся также паромы и плавучие дома. Паромы используют в тех местах, где нет мостов. Они предназначены для транзита пассажиров, автомобилей и прочего багажа с одного берега на другой. Транспортные средства размещаются на палубе, а пассажиры в надстройке.
Грузовой водный транспорт
Грузовой флот осуществляет основную транспортировку на внутренних водных путях и с выходом в море, для речного транспорта со смешанным районом плавания. Речной транспорт производит перевоз наливных (танкера) и других грузов (сухогрузные), на самоходных и несамоходных (баржах) транспортных средствах.
Сухогрузные самоходные суда или грузовые теплоходы
Теплоходы применяются для транспортировки леса, различных насыпных материалов: уголь, цемент, зерно, строительные материалы. Немалую долю в общем объеме перевозок составляют штучные вещи: автомобили, контейнеры, различные станки и оборудование машиностроительной отрасли и многое другое.
Грузовые трюмы могут закрываться специальными люками или быть открытыми. Теплоходы с открытыми трюмами применяют для транзита грузов не боящихся намокания.
Для уменьшения времени стоянки во время разгрузки применяют теплоходы-площадки. Они не имеют трюмов, а весь груз размещается на грузовой палубе.
Для транспортировки скоропортящихся продуктов используют теплоходы с закрытыми трюмами, оборудованные рефрижераторными установками. Они способны поддерживать в течение рейса определенную температуру, обеспечивающую сохранность.
Кроме того для перевоза некоторых вещей применяют теплоходы специального назначения: автомобилевозы, контейнеровозы и цементовозы.
Несамоходные сухогрузные суда, баржи
Грузоподъемность такого транспорта от 200 до 4500 тонн. По оснащению грузовых трюмов они могут быть открытого и закрытого типа. Широко используются баржи площадки и баржи тентового типа. Для уменьшения стоимости перевоза, они формируются в секционный состав и буксируются одним буксиром толкачем.
Еще один вид, это саморазгружающие баржи, их выгрузка производится способом кренования. Бункерные баржи используются для транспортировки леса, а также песка и гравия, который добывается со дна рек. Помещений для экипажа на них нет, для замены руля установлены стабилизаторы.
Наливные суда, танкера
Танкера используются для жидких и газообразных веществ: нефть, топливные смеси, мазут, а также воду, молоко. Танкера для транспортировки нефтепродуктов в зависимости от перевозимых грузов и пожарного оборудования бывают 2-х категорий: для продуктов с температурой вспышки до 45º С, для продуктов повышенной вязкости.
Немалый объем от перевозок жидких грузов занимают несамоходные наливные танкера, баржи. Требования по безопасности к наливным несамоходным танкерам такие же, как и к самоходным.
Речные танкера обычно изготавливают универсальными, чтобы они могли перевозить любые наливные вещества, только при транзите другого вида груза необходимо произвести зачистку.
На реках они в основном буксируются толканием, кроме плотов, которые буксируются на тросе. В зависимости от назначения они могут быть буксирами плотоводами, буксиры для сухогрузных и наливных барж и буксиры для толкания составов.
По условиям применения буксиры бывают рейдовые, местные и транзитные. А по времени работы – линейные, местные и шлюзовые.