Обслуживание вэд и валютный контроль что это
Лучшие банки для ВЭД в 2021 году
Почти во всех банках есть услуги ВЭД (валютный контроль, постановка контракта на учет и прочие), но на нашей практике рекомендуем только системообразующие банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Росбанк, Альфа Банк, Райффазен банк, т.к. при возникновении трудностей с оплатой контракта, в этих банках Вы действительно найдете ответственных лиц.
Ниже приведена сравнительная таблица тарифов на ВЭД в банках России:
Нормативная база ВЭД
C 20 ноября 2018 вступает в силу Указание Банка России от 05.07.2018 № 4855-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16.08.2017 № 181-И», ознакомиться с нормативным документом Банка России можно по ссылке).
Изменения устанавливают контроль за возвратом резидентами от нерезидентов предоставленных займов и процентов по ним на свои счета в уполномоченных банках.
Обязанность резидентов по возврату займов и процентов установлена Законом № 64-ФЗ с 14.04.2018 для следующих договоров займа:
Ожидаемые сроки рассчитываются в соответствии с Инструкцией № 181-И (Приложение 3):
Ведомость банковского контроля по кредитным договорам дополняется разделом:
При переводе контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк резидент обязан предоставить в новый банк Учета контракта (далее – банк УК) дополнительно следующую информацию6:
При оформлении справки о подтверждающих документах по договорам о предоставлении займа с кодом вида контракта 5 – «предоставление займа нерезиденту» необходимо в поле «Примечание» указать признак:
Указанием № 4855-У утвержден порядок представления заимодавцами- физическими лицами в Банк документов и информации по договорам займа, в том числе:
Валютный контроль в 2021 году для юридических и физических лиц
Что относится к операциям с валютой
Валютные операции регулируются федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. По этому закону к валютным операциям относятся следующие сделки:
Далее поясним, кто относится к резидентам в контексте рассматриваемого закона, а кто — к нерезидентам.
Резидентами могут быть как физлица, так и организации-юрлица:
Нерезидентами также выступают и юрлица, и физлица:
Из вышесказанного можно сделать вывод, что валютному контролю в 2021 году подвержены не только организации, но и обычные граждане.
Если стороны валютной операции резидент и нерезидент, то она производится без ограничений.
В общей формулировке валютные операции между резидентами — вне закона (п. 1 ст. 9 закона № 173-ФЗ). Однако предусмотрено достаточно большое количество исключений, то есть перечень валютных операций, которые могут производить между собой резиденты. Полный список исключений указан в п. 1 ст. 9 закона 173-ФЗ. Приведем самые распространенные случаи допустимых валютных операций:
Подробности о валютных операциях между резидентами и нерезидентами — в статье.
Ниже рассмотрим, как происходит валютный контроль для юридических лиц и валютный контроль для физических лиц.
Кто принимает участие в контроле операций с валютой
Валютный контроль — это процесс слежения за соблюдением валютного законодательства.
Органы валютного контроля — это Центральный банк РФ, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба. Агенты налогового контроля — уполномоченные банки.
Валютный контроль за валютными договорами кредитных и некредитных финансовых предприятий осуществляет Центральный банк РФ.
Резидентов и нерезидентов, не относящихся к финансовым организациям, контролируют органы и агенты валютного контроля в РФ: ФТС, ФНС и уполномоченные банки. Уполномоченные банки участвуют в этом процессе, так как только через них организации могут совершать валютные операции.
Уполномоченные банки — это кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензии Центробанка совершать банковские операции в иностранной валюте.
Центральный банк координирует действия уполномоченных банков в валютном контроле. Правительство, в свою очередь, координирует работу органов валютного контроля и Центрального банка.
Права тех, кто осуществляет валютный контроль:
Также те, кто проводит валютный контроль, обязаны:
За несоблюдение правил валютного законодательства, выявленное валютным контролем в 2021 году, штрафы назначаются по КоАП РФ.
Как заполнить платежку при валютном переводе, мы рассказывали в статье «Образец заполнения валютного платежного поручения».
Суть валютного контроля
В чем же заключается процедура валютного контроля? В запросе документов валютного контроля.
Посмотрите, что относится к подтверждающим документам для валютного контроля:
Порядок представления подтверждающих документов регулирует Инструкция Банка России от 16.08.2017 № 181-И.
Согласно этой Инструкции полному валютному контролю подвержены не все контракты. Важна договорная сумма для валютного контроля. По контрактам с суммой ниже 200 тыс. руб. в банк достаточно сообщить лишь код операции. Коды всех операций приведены в приложении № 1 к Инструкции, их перечень достаточно обширен.
Если сумма контракта превышает 200 тыс. руб., то пакет необходимых документов валютного контроля для банков значительно расширяется. Резиденты при совершении операций по зачислению иностранной валюты на транзитный валютный счет в уполномоченном банке или при списании иностранной валюты должны представить в банк документы, связанные с проведением этих операций. Таковыми документами могут быть инвойсы, акты, накладные, счета-фактуры.
При импорте валютный контроль так же, как и валютный контроль экспортных операций, имеет особенности. Какие должны быть лимиты сумм контракта для учета в валютном контроле экспорта и импорта:
В этих случаях предусмотрен учет контрактов валютного контроля.
Порядок документооборота при валютном контроле
Итак, мы обозначили три разновидности действий при валютном контроле:
ВАЖНО! Сумма переводится в рубли и исчисляется на дату заключения договора по курсу ЦБ РФ.
Сроки представления документов в 2021 году для валютного контроля
Для контрактов свыше 200 тыс. руб. документы представляют:
Сроки постановки контракта на учет валютного контроля аналогичные. Только помимо того, что резидент должен представить в уполномоченный банк необходимые документы, сопровождающие сделку, банк после получения этих документов не позднее следующего рабочего дня присваивает контракту уникальный номер валютного контроля. Применяемые раньше паспорта сделки валютного контроля не используются, теперь вместо них — УНК валютного контроля (уникальный номер контракта).
Кроме того, резидент должен самостоятельно осуществлять контроль за репатриацией валютной выручки и сообщить о ее сроках в банк.
Также необходимо представить подтверждающие документы и справку о подтверждающих документах для валютного контроля в 2021 году в следующих случаях:
ВАЖНО! Если речь идет о периодических платежах, например по договорам аренды, лизинга и прочее, то в этом случае на периодические платежи справку и документы представлять не надо.
Информацию о том, как заполнить справку о подтверждающих документах, вы найдете в готовом решении «КонсультантПлюс», если оформите пробный бесплатный доступ к системе.
Подведем итоги в таблице:
Итоги
При осуществлении валютных операций резиденты могут использовать только уполномоченные банки. Также они обязаны отчитываться по совершаемым валютным операциям путем представления подтверждающих документов. Перечень документов и порядок валютного контроля зависят от суммы контракта и от его содержания.
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Автор: Екатерина Кищук Юрист 1С-WiseAdvice
Валютный контроль 2021: что нужно знать
Автор: Екатерина Кищук
Юрист 1С-WiseAdvice
Все бизнесмены, которые работают с иностранными партнерами, должны хорошо разбираться в валютном законодательстве. Ведь цена ошибки здесь весьма велика: штрафные санкции могут достигать 100% от суммы сделки. Если же размер невозвращенных средств превысил 9 млн руб., то виновные попадут под уголовное преследование. Рассмотрим, как предотвратить проблемы при проведении операций с валютой и как быть, если нарушение уже допущено.
Законодательная база
Основной документ в этой области – закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании. ».
Положения, которые касаются операций с валютой, можно найти и в других законодательных актах. В первую очередь – это нормативные документы, регулирующие деятельность тех организаций, которые должны осуществлять валютный контроль. Примером может служить закон «О ЦБ РФ».
Кроме того, Центральный банк и другие государственные органы могут издавать собственные нормативные акты в этой области. Здесь в первую очередь нужно упомянуть инструкцию ЦБ РФ от 16.08.2017 № 181-И, которая подробно регламентирует порядок документального оформления операций с валютой.
Также необходимо помнить, что если международные договоры, заключенные РФ, касаются валютных операций, то положения таких договоров имеют приоритет перед нормами внутреннего законодательства.
Формы и принципы валютного контроля
Организация контрольной работы ориентирована на то, чтобы вмешательство государства в экономическую деятельность было минимальным и не создавало препятствий для добросовестных бизнесменов:
Валютный контроль делится на следующие формы:
Кто осуществляет валютный контроль?
Регулирование в этой области осуществляют:
В функции АВК входит текущий контроль, а в случае необходимости они передают материалы проверок в ОВК.
Сделки, подлежащие валютному контролю
К «подконтрольным» операциям в этой области относятся:
Нужно отметить, что расчеты между резидентами с использованием иностранной валюты в общем случае запрещены. Однако из этого правила закон предусматривает три десятка исключений: расчеты по агентским договорам, при покупке ценных бумаг, оплате командировочных расходов и т.п. Поэтому валютные расчеты между резидентами правильнее назвать «условно-разрешенными».
А вот операции в валюте между резидентами и нерезидентами можно проводить практически без ограничений. Однако эта «свобода» касается только самого факта осуществления операции. Порядок ее оформления, напротив, жестко регламентирован. Основной целью контроля здесь является обеспечение своевременного поступления валютной выручки за товары (работы, услуги) или возврат выданного аванса либо займа.
Причем после изменений, внесенных в законодательство с 1 марта 2018 года, бизнесмены должны при оформлении внешнеторговых сделок сообщать банкам точные сроки поступления валютных средств.
Документы для валютного контроля и сроки подачи СПД
Перечень документов для предоставления в банки зависит от суммы сделки, определяемой в рублях по курсу ЦБ РФ, а также от ее категории.
Сумма
Экспорт
Импорт или кредитование
Как видно из таблицы, при крупных суммах сделки бизнесмен должен зарегистрировать в банке контракт, при этом кредитная организация присваивает документу уникальный номер. Эта операция заменяет составление паспорта сделки, отмененное с 01.03.2018.
Для регистрации можно использовать и проект контракта, в этом случае готовый документ нужно предоставить в банк в течение 15 дней после его подписания.
По всем контрактам, подлежащим обязательной регистрации, в банк предоставляется справка о подтверждающих документах (СПД), заполняемая бухгалтерией в соответствии с приложением 6 к инструкции № 181-И Т.к. ведомость по паспорту сделки теперь не оформляется, то СПД по новым правилам является основной формой отчетности по исполнению контрактов, заключенных с нерезидентами.
СПД представляет собой реестр документов, подтверждающих исполнение контракта, с указанием суммы, и, в случае необходимости, – срока возврата валютных средств.
Срок для оформления СПД – 15 рабочих дней с последнего дня месяца, когда российской стороной был исполнен контракт, например – отгружен товар или оказана услуга. При возврате займа 15 дней нужно отсчитывать от завершения того месяца, когда были возвращены деньги. Такие же правила действуют для возврата иностранным партнером аванса при импорте товаров (п. 8.2 инструкции № 181-И).
Штраф за нарушение валютного контроля
Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.
Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.
Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:
Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.
За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.
При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:
Просрочка
Юридические лица
Должностные лица и ИП
При повторном нарушении сумма санкций существенно возрастает и может достигнуть 150 тыс. руб. для юридических лиц и 15 тыс. руб. – для должностных лиц и ИП.
Если эквивалент невозвращенных средств в российской валюте превысил лимит в 9 млн руб., то начинает работать ст. 193 УК РФ. Тяжесть наказания здесь зависит от суммы «зависших» валютных средств и наличия отягчающих обстоятельств.
Максимальные санкции применяются, в частности, при достижении особо крупных размеров (45 млн руб.) или при использовании «подставного» юридического лица. В этом случае сумма штрафа может достичь 1 млн руб., а срок лишения свободы – 5 лет.
Что делать, если уже нарушил?
Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.
Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.
Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.
Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.
КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.
Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.
Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.
Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.
В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.
Также избежать наказания (или, как минимум, получить больше времени для решения проблемы) можно, если продлить срок действия договора. Но важно заключить соответствующее дополнительное соглашение до истечения первоначального срока поступления денежных средств.
Однако, даже приняв все перечисленные выше меры, бизнесмен не может быть полностью уверен в том, что наказания удастся избежать. Судебная практика по данному вопросу противоречива.
Например, письмо с требованием об оплате в одном случае учитывается судом (Постановление 9 ААС от 29.07.2011 г. № А40-29737/11-154-218), а в другом – признается недостаточным (Постановление 18 ААС от 16.12.2015 г. №18АП-14087/2015).
А в Постановлении АС СЗО от 08.11.2017 г. по делу N А42-273/2017 был признан недостаточным целый ряд мер, включающих не только претензии, но и подачу иска. Судьи отметили, что меры были приняты несвоевременно и в итоге цель не была достигнута.
Мы несем полную ответственность за соблюдение правил валютного контроля. При возникновении проблем мы можем провести переговоры с контрагентом, а в случае необходимости – представлять интересы наших клиентов в суде.
Вывод
Основной целью валютного контроля в РФ является обеспечение своевременного поступления в страну сумм, предусмотренных условиями контрактов (экспортная выручка, возврат заемных средств, авансов и т.п.).
Санкции за нарушения в этой области могут равняться всей сумме сделки, а при крупном размере – возможно и уголовное преследование.
Если иностранный партнер не выполнил свои обязательства, то нужно принять все меры к тому, чтобы заставить его исполнить контракт. Так как нельзя заранее предугадать, какие именно действия российской компании будут признаны проверяющими и судом достаточными, следует сделать максимум возможного в рамках законодательства и условий контракта.
Сопровождение внешнеторговых сделок юридических лиц с оформлением всей необходимой документации входит в пакет бухгалтерского обслуживания. Специалисты нашей компании знают все тонкости валютного контроля и несут ответственность за оформление полного пакета документов для проведения валютных операций.
Наши клиенты ведут бизнес с зарубежными партнерами, а мы строго соблюдаем все правила валютного контроля для юридических лиц и отвечаем за безупречность оформления внешнеторговых контрактов и проведения валютных операций для наших клиентов.
В сложных и запутанных ситуациях мы предлагаем нашим клиентам помощь высококлассных юристов 1С-WiseAdvice, которые имеют богатый опыт сопровождения внешнеторговых сделок и еще на этапе заключения контракта смогут исключить риски для бизнеса клиента.
Я много лет работал специалистом по ВЭД
Кто это такой, как им стать и сколько можно заработать
Я специалист по внешнеэкономической деятельности — ВЭД. Работаю в российской компании, которая занимается международной торговлей.
Компания поставляет за границу — то есть экспортирует — молочные продукты, а оттуда привозит — импортирует — оборудование для производства. Я помогаю проводить сделки с иностранными партнерами: отвечаю за то, чтобы товары добрались из одного государства в другое и прошли таможню.
Еще у меня есть подработка: фирма, которая возит из Китая и Кореи сырье для косметики, а в Европу продает лаки и средства для ухода за кожей.
Я расскажу, кто такой специалист по ВЭД, чем он занимается, как им стать и сколько можно заработать.
Что такое внешнеэкономическая деятельность
ВЭД — это все, что связано с коммерческими сделками предприятий из разных стран. К внешнеэкономической деятельности относятся и международные выставки, и инвестиции, и совместное производство. Но основная часть ВЭД — это международная торговля. Чтобы торговать, компании должны перемещать товары через таможенные границы государств. Специалисты по ВЭД как раз отвечают за такие сделки.
Вот чем они занимаются:
Как проходит внешнеэкономическая сделка
Торговая сделка между компаниями из разных государств делится на несколько этапов.
Заключение контракта. Сделка начинается с того, что поставщик и покупатель подписывают договор поставки. Такой договор называется внешнеэкономическим контрактом, в нем прописаны условия сотрудничества.
Выставление инвойса. Затем поставщик выставляет покупателю счет — инвойс. В этом документе указывается наименование и количество товаров, их стоимость, стороны сделки, условия оплаты и поставки по Инкотермс.
Инкотермс — это список правил поставки. Каждое из них определяет, какие права и обязанности есть у покупателя и продавца, а также кто будет отвечать, если с грузом что-то случится. Инкотермс помогает партнерам понимать друг друга. Без него участники ВЭД могли бы трактовать термины по-своему — и были бы постоянные споры из-за формулировок в контрактах и инвойсах.
Например, в инвойсе указано EXW Шанхай — ex works. Это значит, что поставщик передает покупателю товары на своем заводе, фабрике или складе в Шанхае. А все остальное — погрузка, доставка, таможенное декларирование на ввоз и вывоз — расходы покупателя. Фактически это самовывоз.
А вот если в инвойсе написано DAP Москва — delivered at place, — тогда поставщик за свой счет доставляет товары в Москву. Покупатель должен сам их разгрузить и задекларировать на таможне.
Подробнее обо всех правилах поставки Инкотермс можно прочитать на сайте компании «Альта-Софт».
Отгрузка и доставка. Далее поставщик упаковывает и отгружает товары: сразу или после предоплаты, если она предусмотрена контрактом. Он составляет специальный документ — упаковочный лист, — где указывает количество грузовых мест, вид упаковки, объем и вес товаров.
Затем поставщик передает груз перевозчику: компании, которая доставит товары покупателю. Передача оформляется через транспортную накладную. Это трехсторонний документ: его подписывают поставщик, покупатель и перевозчик.
Таможенные процедуры. Груз должен преодолеть иностранную и российскую таможни, прежде чем попадет к покупателю. Как правило, зарубежная компания решает вопросы со своей таможней, а российская — со своей. Но все зависит от условий контракта.
Например, у меня были сделки, когда обязанности по таможенным процедурам в другой стране лежали на моей фирме. Тогда я находил таможенного представителя за рубежом и договаривался, чтобы он задекларировал наш груз.
Как происходит декларирование на российской таможне
Чтобы таможня пропустила товары, их нужно задекларировать. Но перед этим российская компания оплачивает таможенные платежи: пошлину, акциз, НДС и сборы.
Затем она подает в таможню письменное заявление: таможенную декларацию, где указывает, какие товары импортирует или экспортирует, в каком количестве и сколько они стоят.
Чтобы правильно задекларировать товары, нужно выяснить, из чего они изготовлены, указать их характеристики и назначение, рассчитать таможенные платежи и подобрать код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности — ТН ВЭД.
Товарная номенклатура — это список разных видов товаров и их кодов. Например, для парфюмерии код ТН ВЭД будет 3303001000, 3303009000 или 2207100000, в зависимости от химического состава, объема тары и назначения.
Важно точно подобрать код: он влияет на условия ввоза и вывоза, ставку пошлины и правила декларирования. Если указать неправильный код, можно получить административный штраф, конфискацию товаров и даже судимость.
Как-то раз мы привезли из Китая контейнер с картинами. Таможенный инспектор оказался знатоком живописи: одно полотно он мгновенно опознал как оригинал за авторством Куинджи.
На таможню сразу же вызвали специалиста из областного управления культуры и назначили экспертизу. Оказалось, что это обыкновенная дешевая мазня с китайского рынка, но мы страшно перенервничали. Если бы это оказался оригинал, нам грозила бы уголовная ответственность за контрабанду культурных ценностей.
Кроме того, есть товары, которые нельзя ввозить или вывозить из страны без сертификатов, деклараций соответствия, разрешений, лицензий и согласований с госорганами.
Например, для импорта обуви и бытовой мебели нужно получить разрешение санэпидемстанции и оформить декларацию соответствия — документ, который подтверждает, что товары безопасны для покупателей. Если же обувь и мебель предназначены для детей, то вместо декларации нужно получить сертификат соответствия.
Такие ограничения называются мерами нетарифного регулирования. Специалист по ВЭД должен в них ориентироваться и заранее подготавливать разрешительные документы, если они нужны.
Ошибки недопустимы: любая неточность может привести к тому, что груз задержат на таможне, покупатель не получит его в срок и понесет убытки.
В мае 2019 года Росаккредитация отозвала свидетельства об аттестации у 200 лабораторий, которые выдавали сертификаты и декларации соответствия. В результате тысячи разрешительных документов резко стали недействительными.
Из-за этого мы не смогли растаможить наш груз — пришлось заново оформлять декларацию соответствия в другой лаборатории. Это заняло 20 дней, которые обошлись компании в 300 000 Р : столько она заплатила за хранение груза на таможенном складе.
Чем занимаются и сколько зарабатывают специалисты по ВЭД
Специалист по ВЭД — очень условное название, которое объединяет несколько профессий. В одной организации этот человек может заниматься таможенным декларированием грузов, в другой — искать партнеров за рубежом и заключать с ними договоры, в третьей — готовить кофе руководителю и работать переводчиком на международных переговорах.
Иногда работодатели нанимают специалиста по ВЭД и считают, что получили еще и переводчика-синхрониста. Или, наоборот, берут на работу переводчика и надеются, что он без проблем разберется с внешнеэкономической деятельностью. Часто бывает, что название вакансии или должности в штатном расписании не отражает функций специалиста. Поэтому на собеседовании лучше уточнить: «А что конкретно нужно делать? За что я буду отвечать? Какие возможности и полномочия у меня будут?»
Осенью 2019 года я активно искал работу в сфере внешнеэкономической деятельности в Москве. Я много общался с работодателями: ездил на собеседования, проходил интервью по «Скайпу». Поделюсь наблюдениями и расскажу, как работодатели могут называть специалистов по ВЭД в вакансиях, какие задачи поручают и сколько платят в каждом случае.
Это лайтовая версия специалиста по ВЭД — подойдет для старта в профессии. На этой должности я в основном встречал вчерашних студентов, которые уверенно говорили на нескольких европейских языках, но не особо разбирались в международной торговле.
Такой специалист помогает более опытным коллегам: переводит документы, отправляет почту и ведет несложную переписку по дежурным вопросам. Еще он может участвовать в переговорах, международных выставках и деловых мероприятиях в качестве переводчика. Немного разбирается в коммерческой и юридической областях, но на начальном уровне.
Требования: высшее образование и уверенное знание нескольких иностранных языков на уровне В2 или С1. Опыт работы, как правило, желателен, но необязателен.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Еще одна должность, которая не требует большой ответственности и глубоких познаний в таможенном законодательстве. Работа монотонная и низкооплачиваемая — подходит, чтобы получить опыт и двигаться дальше.
Этот специалист контролирует отгрузку товаров по уже заключенным контрактам. Он согласовывает поставки, собирает документы, общается с логистами и перевозчиками — в основном по электронной почте. Как правило, такие работники сами не декларируют товары, а готовят бумаги для людей, которые это умеют: таможенных декларантов.
Некоторые предприятия-экспортеры доверяют специалистам по ВЭД самое примитивное таможенное декларирование. Когда компания поставляет одну и ту же продукцию одним и тем же покупателям, то ничего изобретать не требуется. Работникам выдают типовой шаблон таможенной декларации, где нужно только менять номера транспортных средств, инвойса и накладной. Это монотонная работа, которую в будущем будут делать роботы-декларанты.
Требования. На такую работу берут и без высшего образования. Нужно уметь оформлять коммерческие документы: инвойсы, упаковочные листы, транспортные накладные. Обычно работодатели требуют хотя бы базового знания английского или немецкого языка: на уровне А2—В1.
Сколько платят. Уровень зарплат примерно такой же, как и у ассистентов менеджеров по ВЭД.
Р в месяц» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Логистические компании перевозят грузы не для себя, а для своих клиентов.
Например, российская кондитерская фабрика хочет продавать шоколад в Китае и Южной Корее, но у нее нет специалистов, чтобы организовать поставки. Тогда фабрика нанимает логистическую компанию, которая возьмет это на себя. В таких организациях тоже трудятся специалисты по ВЭД.
Сотрудники логистических компаний работают с импортерами и экспортерами: ищут для них транспорт, оформляют документы, контролируют отгрузку и доставку груза до конечного получателя. Бывает, что они же предлагают дополнительные услуги: подбирают варианты страхования груза при перевозке, консультируют клиентов на этапе согласования контракта, как лучше оформить сделку.
Например, типичная задача для логиста может выглядеть так:
А в некоторых компаниях специалисты по ВЭД еще и сами ищут себе клиентов. Умение разговаривать с людьми, договариваться и сглаживать острые ситуации — полезный навык для логистов.
Требования. Логистические компании предпочитают нанимать работников с высшим образованием в области международной логистики и коммерческого права. Для этой должности обычно требуются опыт и знания в сфере международных перевозок морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.
Специалист должен разбираться в международном законодательстве и тарифных ставках на перевозку. Есть множество способов доставить груз из одной точки в другую — нужно выбрать самый выгодный. Можно отправить товары по суше, воздухом или морем, купить место на транспортном средстве или арендовать его целиком — зафрахтовать весь корабль или самолет.
При этом тарифы постоянно меняются, поэтому нужно ориентироваться в сезонных коэффициентах. Перед Новым годом пик авиаперевозок: расценки взлетают в несколько раз. А вот в середине лета деловая активность обычно снижается.
Пики нагрузок в морских перевозках совпадают со сбором урожая в странах-экспортерах зерновых и бобовых культур, фруктов. В апреле 2020 года стоимость фрахта морского судна упала в два раза, а стоимость авиаперевозок выросла в два с половиной раза. Умелый логист способен значительно снизить расходы на перевозку, если убедит клиента подождать груз пару лишних недель.
Среди других обязательных требований — хотя бы средний английский или немецкий на уровне В1 или В2, знание профессиональной терминологии и понимание логики построения транспортных маршрутов. Важно уметь правильно заполнять международные транспортные документы — транспортные накладные и счета за перевозку — на английском или немецком языках.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Вот чем занимается такой специалист:
Работу таможенных декларантов регулирует федеральный закон № 289-ФЗ «О таможенном регулировании». Раньше стать декларантом было сложнее. Чтобы трудиться на этой должности, нужно было пройти аттестацию в таможне и получить именное свидетельство. Но в 2018 году Федеральная таможенная служба решила, что с этим справится любой желающий, и отменила экзамены и свидетельства.
Я работаю таможенным декларантом в компании, которая занимается экспортом и импортом для собственных нужд. Но многие специалисты работают на посредников — таможенных представителей.
Это специализированные организации, которые помогают другим компаниям пройти все таможенные процедуры. Услугами таможенных представителей в основном пользуется малый и средний бизнес, потому что у крупных предприятий есть собственные декларанты в штате.
Требования. Для этой должности нужно юридическое, экономическое, логистическое или таможенное высшее образование. Работодатели отдают предпочтение соискателям с опытом работы от 3 лет. Хорошие шансы на трудоустройство у специалистов, которые закончили Российскую таможенную академию при ФТС РФ.
Для себя я составил краткий чек-лист знаний и умений.
Что нужно, чтобы работать таможенным декларантом
Знать | Уметь |
---|---|
Таможенное законодательство Евразийского экономического союза, особенно пригодится Таможенный кодекс ЕАЭС | Подбирать коды ТН ВЭД и обосновывать свой выбор |
Методы расчета таможенной стоимости | Разбираться в Инкотермс и в международных внешнеэкономических терминах |
Правила заполнения таможенных деклараций | Заполнять и подавать таможенные декларации в электронном виде |
Меры нетарифного регулирования: какие сертификаты, лицензии и свидетельства нужно оформлять и как их получить | Рассчитывать таможенные платежи: пошлины, акцизы, НДС и сборы |
Как составлять контракты и какие у них существенные условия | |
Международные конвенции в области внешней торговли |
Например, нужно привезти из Италии оборудование для молокозавода стоимостью 150 млн евро. Молокозавод состоит из различных узлов и составных агрегатов. Для таможенного декларирования необходимо описать каждый узел и присвоить ему правильный код ТН ВЭД. Но можно подготовить документы так, чтобы оформить завод одним кодом, например 8434200000. Причем по этому коду установлена нулевая ставка пошлины на ввоз. Не все специалисты по ВЭД об этом знают.
Опытный таможенный декларант может так оформить документы и подобрать коды, что его компании не придется платить пошлины, а в некоторых случаях — даже и НДС.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Менеджеры по экспорту работают на всех крупных предприятиях, которые поставляют свою продукцию за границу. Но в малом и среднем бизнесе эта специальность тоже востребована: многие предприниматели пытаются выходить на иностранные рынки и продавать товары в других странах.
Менеджер по экспорту — это смесь специалиста по продажам и эксперта по внешнеэкономической деятельности. Он ищет покупателей за границей, договаривается с ними, заключает контракты, организует отправку и доставку грузов.
Такие специалисты часто ездят в командировки за границу, участвуют в международных выставках, делают холодные и горячие звонки зарубежным коллегам. Им часто приходится готовить презентации и коммерческие предложения на иностранных языках.
Требования. Нужно владеть навыками продаж и переговоров, знать культурные особенности и деловые обычаи разных народов, разбираться в международном праве, ориентироваться в таможенном и налоговом законодательствах разных стран. Потребуется уверенное владение хотя бы одним иностранным языком, а лучше — несколькими. Как правило, в переговорах используют английский, испанский, французский, китайский или японский языки.
Р в месяц и регулярные командировки за границу. Нужен свободный английский и опыт в продажах B2B» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Условия работы
Как правило, у специалиста по ВЭД зарплата белая и состоит только из оклада. Премии — это редкость: лишь у менеджеров по экспорту встречается переменная часть заработка с привязкой к результатам деятельности.
Если рассчитываете на постоянные зарубежные командировки за счет работодателя, то, возможно, зря: они бывают только у экспорт-менеджеров и у ассистентов-переводчиков. Например, за все время работы я не уезжал в командировки дальше СНГ.
До пандемии коронавируса большинство специалистов работали по трудовым договорам. Но сейчас наниматели сокращают издержки: переводят сотрудников на удаленку и выводят за штат. Многие мои коллеги уже работают из дома по договорам ГПХ сразу на несколько компаний.
Как стать специалистом по ВЭД
Хорошее знание иностранных языков — это входной билет в профессию. Например, я знаю английский и китайский. На английском разговариваю свободно: выучил еще в университете и сейчас занимаюсь с преподавателем, чтобы поддерживать уровень. Китайский учу для работы, но пока могу объясняться только на несложные бытовые темы и переписываться с помощью «Гугл-переводчика».
Вообще, с языками странная история: при трудоустройстве работодатели требуют, чтобы соискатель знал английский на уровне профессора из Кембриджа. Но когда начинаешь работать, выясняется, что достаточно и среднего уровня, а все коллеги без стеснения пользуются переводчиком.
У меня два высших образования: экономическое по специальности «международная торговля» и юридическое. Но я считаю, что все знания, опыт и навыки, которые нужны для работы, можно получить самостоятельно. Никто из потенциальных работодателей не интересовался моими дипломами. Зато почти на каждом собеседовании меня просили подобрать коды ТН ВЭД, составить контракт или заполнить таможенную декларацию.
В интернете есть множество курсов по ВЭД: очных и дистанционных. Каждый год я прохожу обучающие курсы и участвую в семинарах от российских поставщиков программ для таможенного декларирования. Например, у компании «Альта-Софт» есть обучающий центр. Еще рекомендую курсы по таможенным операциям от компании «ТКС».
Полезную информацию по теме ВЭД можно найти в «Телеграме» — я подписан на каналы:
Бесплатные уроки по внешнеэкономической деятельности смотрю на ютуб-канале Корпоративного университета.
Как я стал специалистом по ВЭД. После окончания университета я 3 года служил в таможенных органах: сначала в аэропорту, потом в отделе, который оформлял грузы юридических лиц.
Служба в таможне — это мощный ускоритель для карьеры специалиста по ВЭД: меня охотно взяли на крупное мебельное предприятие. Я занимался экспортом и импортом: мы везли из-за границы детали для мебели и химию для производства, а готовую продукцию отправляли в Европу, Центральную Азию и СНГ.
Я менял работодателей и изучал новые отрасли промышленности, специфику перевозки разными видами транспорта, узнавал особенности законодательства и деловые обычаи новых стран.
В профессиональном опыте у меня был пробел, когда я занимался только внутренними продажами и ездил в командировки по всей России. Но в 2018 году я почувствовал, что страшно устал от постоянных разъездов, и поэтому вернулся во внешнеэкономическую деятельность. Немного подучился и освоил специальность таможенного декларанта.
Как я работаю
У меня нет одинаковых рабочих дней. Я веду деловую переписку с иностранными поставщиками и логистическими компаниями, согласовываю инвойсы, заполняю транспортные документы.
Пару раз в неделю мы с зарубежными партнерами созваниваемся по «Скайпу», чтобы обсудить рабочие вопросы и просто поболтать о новостях. Я стараюсь поддерживать деловые контакты: у меня есть знакомые и приятели почти во всех странах Европы.
Много времени и усилий уходит на заполнение деклараций и подготовку других документов для таможенного контроля. Часто условия сделок меняются, и приходится пересчитывать таможенные платежи или переделывать документы. Я стараюсь не перерабатывать, но как минимум раз в неделю сижу до полуночи.
Когда проходят сделки с Китаем, то из-за разницы в часовых поясах приходится созваниваться с китайскими партнерами в 5 утра: в Пекине уже 10. Пытаться что-то решить после 11 утра по московскому времени очень сложно: китайские партнеры уже вовсю отдыхают.
Иногда груз прибывает к вечеру. Тогда я отправляю таможенную декларацию, а потом сижу перед компьютером до 9 вечера, пока работает таможня. Если груз прибывает в выходной день, тоже приходится трудиться. Нужно, чтобы товар как можно быстрее прошел таможню: простои дорого стоят. Наниматель возмещает мне переработку, но бывает, что я тружусь без выходных.
Плюсы и минусы профессии
Работа мне нравится. Я выбрал ее осознанно, в ней много плюсов: прокачка языковых навыков, знакомства с людьми по всему миру, нет изматывающих командировок по всей России.
Специалисты по ВЭД могут трудоустроиться за границей — знаю по себе. В 2018 году я нашел работу в Китае и уже собирался уезжать, но китайское посольство в последний момент отказало мне в визе.
Другой важный плюс для меня заключается в том, что можно перейти на удаленную работу: обязанности специалиста по ВЭД не требует постоянного пребывания в офисе.
В основном я работаю из дома: провожу переговоры по «Скайпу», обмениваюсь с партнерами электронными документами, подаю декларации с помощью электронной подписи. А офис посещаю изредка, по мере необходимости. Точно так же работают практически все мои коллеги.
В отсканированном контракте в начале статьи:
«. в случае обнаружения брака» | «. in case of detection of marriage»
Видимо не только коллеги без стеснения пользуются переводчиком 😉
Alek2ander, там в целом перевод на английский ужасен, ошибка на ошибке
Alek2ander, а вы вбейте в словаре Мультитран фразу «marriage act» и выйдет перевод «закон о браке», но из области бизнеса. Бизнеса, подчеркиваю! Так что не всё ещё потеряно! 😊
Проработала в ВЭДе 5 лет, но топовым спецом так не стала по чисто психологическим причинам. Вокруг сплошной негатив, все хотят обдурить друг друга. Сейчас справляюсь с выгоранием ( Зато запомнились поездки в Китай и практика китайского языка.
Аня, да, это неотъемлемый элемент работы.
Роман, Можете помочь новичкам в ВЭД сопроводить небольшую закупку товаров?
lemeshko85, Здравствуйте! Пишите на the.2267779@gmail.com
Статья хорошая и интересная. Но полезно добавить, что функциональные обязанности очень сильно зависят от размеров компании.
В небольшой организации ВЭД менеджер это «универсал-многостаночник» в полном смысле этого слова. Он и продукт-менеджер (решает, что и в каких количествах покупать), и специалист по работе с поставщиками (формирует заказы и проводит оплаты) и логист (доставляет и растамаживает грузы).
В средних компаниях объем поставок больше, а значит спектр задач сужается: работник отвечает только за работу с поставщиками, например, а логистикой заведует уже другой человек.
Ну и наконец, в крупных компаниях разделение труда самое глубокое: человек может отвечать за работу по одной товарной категории или вообще за один завод или страну.
Работа в каждом типе компаний довольно сильно отличается и по разному влияет на профессиональный опыт. И, конечно, у каждого типа работы есть свои плюсы и минусы.
Маргарита, благодарю Вас. К сожалению, такие ощущения, что нашей профессии осталось лет 5 от силы
Роман, я в ВЭДе 10 лет. И все 10 лет слышу (от таможни), что вот-вот все автоматизируют и не нужен будет инспектор выпускающий.
А воз и ныне там.
Так что, я думаю, на наш свами век работы нам хватит.
Amstera, плюсом добавить портовую логистику и какое-то представление о фрахте.
Валютный контроль это непаханое поле. Мне где-то жаль бухгалтеров. Они делают нужную, но зачастую бесполезную работу из-за нашего несовершенного, постоянно меняющегося зак-ва.
Amstera, не поспоришь.
Тоже вот, уже более 10 лет в ВЭД. Начинал декларантом, оформлял металл в Китай. Потом переехал в Мск, и также работал в этой сфере. Импорт и экспорт оборудования.
Потом ушел в фэшн, таскал шмотки из Европы в крупной европейской компании с крутым менеджментом.
Теперь занимаюсь медицинским оборудованием, в маленькой компании.
Также, кто то из комментаторов заметил, что работа сильно отличается, в зависимости от размеров компании, это и правда так. Притом отличается, кардинально.
Но честно, ВЭД уже надоел, хочется сменить эту деятельность. Ибо тут требуются довольно большие и обширные знания, язык, практические знания, а зп при этом, абсолютно не соответствуют требованиями.
Очень запомнился опрос в том же тинькофф журнале, когда нужно было угадать зп по професии в мск.
так вот, нужно было угадать зп танцовщиц го-го в мск, я не угадал, указав ниже, и когда высветился правильный ответ, комментарий запомнился и порадовал: «менеджеры по ВЭД плачут горькими слезами)))»
>>> Опытный таможенный декларант может так оформить документы и подобрать коды, что его компании не придется платить пошлины, а в некоторых случаях — даже и НДС.
Денис, ну я имел в виду законные способы снижения совокупного таможенного платежа
Miroslav, ничего принципиально не изменилось: трещат чубы у декларантов.
Роман, спасибо, то есть зря на меня босс обижался, что типа я никак с таможней не договорюсь о «хорошей цене» на товар, а я со зла на это написал заявление на увольнение. Этот момент (цены на товар) официально не обойдешь. Просто потом они (моя компания) транспортной компании за таможенные процедуры стали платить, а те видимо уже сами тёрли с инспекторами. В общем вы понимаете о чём я. Эта система не совершенна и видимо её специально так настроили. Удачи вам!
Miroslav, цену прямого контракта можно доказать в таможне, предоставлением документов при ответе на запрос.
Miroslav, что за чушь)?
т.е. вы поставщику платили по 7 долларов за мяч, хотя стоил он 2?) ахахах
Борис, ну да, статья сильно упрощена. Но писалась для людей, которые не часто сталкиваются с темой.
Pashok, ну экзамены уже не сдают. Теоретически любой человек с Альтой или ТКС декларант своих грузов и под свою ответственность
Статья интересная.
Я заканчиваю РТА, начала работать менеджером ВЭД где-то с третьего курса.
Работа, конечно, классная, но постоянный стресс и необходимость браться за тридцать дел сразу выматывает.
Поэтому пришлось закончить курсы логистики, еще один курс по мировой экономике и думать о курсах декларанта, поскольку ДТ я заполнять умею благодаря своей основной специальности, но многие работодатели требуют «корочку» еще и с курсов.
В общем, нужно думать, прежде, чем идти работать, подводных камней много, все не так гладко, как кажется на первый взгляд.