общий стояк в квартире
Что такое стояк водоснабжения и из каких материалов может быть выполнен
Стояк водоснабжения в квартире – это вертикально расположенная труба, проходящая через все этажи многоквартирного дома. От нее в квартиры входит патрубок, на конце которого устанавливается запорное устройство: вентиль, кран или задвижка. После данного прибора прокладываются лежаки – трубы, расположенные горизонтально, которые подключаются к сантехническим приборам.
Кто за что отвечает
Ремонт и замену стояков водоснабжения должна осуществлять обслуживающая организация
Стояк относится к зоне ответственности организации, которая обслуживает дом. Все производимые с ним мероприятия — ремонт, замена и прочее — производится за счет квартплаты, которую ежемесячно платят владельцы квартир. Лежаки – это собственность хозяев квартир, поэтому все затраты по ремонту и замене ложатся на их плечи. Это касается и запорного устройства.
Если стояк водоснабжения требует ремонта, а управляющая организация с ним затягивает, его могут провести жильцы дома сами. Данное мероприятие необходимо согласовать с управляющей организацией. В договоре указываются сроки проведения работ, потому что на этот период будет отключаться водоснабжение нескольких квартир, расположенных друг над другом.
Для замены стояка необходимо согласовать вид трубы, чтобы в дальнейшем не случились непредвиденные ситуации. Материал трубы обычно указывается в паспорте здания.
Виды материалов для стояка
Существуют требования, которые касаются срока службы трубных изделий, изготовленных из разных материалов. Они указаны в СП 30.13330.2012. В этом документе четко обозначено, что трубы, устанавливаемые в систему горячего водоснабжения, должны прослужить не меньше 25 лет. В водопроводе холодной воды – не менее 50 лет.
Используемые ранее стальные изделия служили намного меньше. В ведомственных строительных нормах представлены данные о каждой разновидности труб в плане их долгосрочной эксплуатации.
Вид трубы | Срок службы в системе холодного водоснабжения, лет | Срок службы в системе горячего водоснабжения, лет |
Стальная газопроводная | 15 | 10 |
Оцинкованная | 30 | 20 |
Практика показывает, что в водопроводе холодной воды стальные трубы служат намного меньше заявленного срока. Причина – конденсат, который образуется на внешней поверхности. Он является катализатором процесса коррозии металлов.
Сегодня все чаще стояки возводят из пластиковых труб. Но при выборе последних необходимо учитывать их прочностные характеристики. Для холодного водоснабжения можно использовать полипропиленовые трубы марки PN10, для горячего не менее PN20. Металлопластиковые модели можно использовать без ограничений.
В многоквартирных домах, горячее водоснабжение которых формируется от элеваторного узла, присутствует большая вероятность отклонения параметров воды от нормативных. Рекомендуется использовать здесь стальные изделия.
Правила установки стояков
Соединение полипропиленовых труб
Прежде всего производится отключение подачи воды. Для этого в подвале закрывают запорное устройство. Если последнего нет, придется вызвать жилищно-коммунальную службу, которая перекроет подачу воды на весь дом или подъезд.
Замена стояка водопроводной трубы – это демонтаж старой и установка новой с обязательным подключением ее к лежакам в каждой квартире. В зависимости от типа используемой трубы соединения будут проведены по-разному:
Существуют нормативы расположения труб водопровода:
Если высота потолков в квартире не превышает 3 м, водопроводные трубы к стенам не крепятся. Цементная заделка в межэтажном перекрытие – отличная фиксация. Если высота превышает 3 м, устанавливается один крепеж посередине длины трубы. Это касается стальных изделий. Если водопровод собирается из пластиковых труб, независимо от ее марки крепление проводят с шагом 80-100 см.
Нельзя стыковать трубную разводку в перекрытиях. Начинать монтаж надо с подвала. В местах соединения пластикового стояка с лежаком монтируется тройник. В стальных водопроводах производится срезка патрубка для лежака с помощью газо- или электросварки. Соединение проводится этими же технологиями.
В квартире на последнем этаже лучше установить отвод, который соединяет лежак и стояк.
По СНиП система горячего водоснабжения всегда должна располагаться справа от водопровода холодной воды.
После сборки трубной разводки необходимо провести ее тестирование на предмет определения течи в стыках. Для этого открывают запорное устройство и проверяют места соединения.
Должна ли управляющая компания менять стояки в квартире бесплатно?
Большинство граждан получили статус прямых собственников квартир. Плата за различные нужды общедомового характера вносится ежемесячно. Но услуга по замене стояков и других компонентов водоснабжения – направление, за которое отвечает только управляющая компания. Такие действия регулируются нормативами РФ. Но многие жильцы не знают о своих правах в случае, когда требуется пройти такую процедуру.
Далее приводятся варианты поведения и некоторые другие нюансы решения вопроса.
Описание нормативной базы
Есть три вида документов, которые регламентируют и контролируют данную сферу:
Замена стояков: кто за неё отвечает?
ПП РФ №491 приводит описание, согласно которому в собственности владельцев жилья находятся все ответвления от стояков. Это касается любых разновидностей труб. Значит, собственники отвечают за оплату любых расходов и услуг, возникающих в данной сфере. В коммуникационных системах другие части представляют общее имущество дома. В данном случае ответственной за устранение любых дефектов и неполадок становится управляющая компания.
Кто должен менять стояки многоквартирного дома?
Не стоит думать, что, если общедомовыми стояками пользуются собственники квартир, что они и отвечают за любые виды ремонта. Из-за этого часто возникают дополнительные траты, от которых можно было защититься.
Поэтому ЖЭК обязан реагировать незамедлительно, без дополнительных сборов и требований.
Нормы по замене
Обычно замену проводят при двух видах обстоятельств. Либо когда проводят полный ремонт санузла, либо если закончился срок эксплуатации для металлоконструкции.
Замена труб также проходит в двух режимах, плановом и аварийном. Последний предполагает, что целостность изделия нарушилась, из-за чего появились течки.
В многоквартирных домах стандартный гарантийный срок труб – менее 25 лет. Замена необходима, даже если конструкция и спустя столько времени сохранила целостность.
Часто заменяют чугунные трубы полипропиленовыми. Это связано с преимуществами новых конструкций:
Что входит в услуги?
Предполагается, что старую конструкцию удаляют, а вместе неё ставят новую. Но это не единственные действия, которые составляют работу.
Обращение к сотрудникам Управляющей Компании относят к первым шагам. В её адрес пишут заявление, где подробно описывают необходимость заменить трубы. Если при составлении документа не выявлено каких-либо проблем, все оформлено правильно – ответ будет положительным.
Процедура выполняется в следующем порядке.
Все элементы, которым нужна замена, доставляют в квартиру собственника. Часто случается так, что владельцы отвечают в равной степени как за работу, так и за расходные материалы. Согласно закону, все расходы надо включить в квитанцию на следующий месяц.
Замена стояков для многоквартирных домов: пошаговая инструкция
Если у водопроводного стояка случился прорыв – требуется немедленная замена. Главное – собрать жителей верхних и нижних этажей, чтобы вместе с ними обговорить все действия. Прорыв может случиться только в одном месте, но это часто становится сигналом того, что трубы износились по всему периметру.
Следует провести полную замену, чтобы не беспокоиться на счёт надёжности конструкции. Если соседи не согласны с подобными действиями, ремонт организуют только в одной квартире.
Далее обращаются к специалистам Управляющей Компании, согласно стандартным требованиям. После этого монтируют новые трубы, полностью или частично.
О замене канализационных стояков
Стояки канализации тоже относятся к общедомовым владениям. Проходимость трассы частично по конкретной квартиры не играет роли. Общие правила подтверждают, что категория у остальной части канализации – такая же.
Значит, ремонт и монтаж подобных систем остаются в ведении Управляющих Компаний. Жильцы квартир вносят лишь дополнительную плату, которая расходуется на приобретение расходных материалов, сами ремонтные работы. Для этого в квитанциях предусматривают отдельную графу.
Если владелец ранее проводил подобные действия самостоятельно, то за прошлое время он не платит. Нужно компенсировать только операции, которые осуществляются в будущем.
Жильцу необходимо пройти несколько этапов перед тем, как восстановительные работы начнутся на практике.
Между управляющей компанией и мастерами составляют акт по приёму работы, когда процесс завершается. Копию этого акта рекомендуют оставлять у себя и собственникам.
О расчёте за замену
Правительственное Постановление №491 от 2006 года содержит подробный ответ на вопрос о том, как производится оплата в этом направлении. В документе даётся определение нескольким главным понятиям:
Ремонт и содержание всех домовых коммуникаций оплачивают сами владельцы квартир, об этом существующие правила говорят отдельно. В статье 158 Жилищного Кодекса приводится такая же информация. ЖКХ потом рассчитывается с исполнителями за услуги из тех средств, которые удалось собрать с жильцов.
Какие документы должны получить собственники жилья?
Когда монтаж новых труб завершён, составляют так называемый «Акт выполненных работ». Это документ, который должен содержать следующую информацию:
Документ нужен в разных количествах экземплярах – в зависимости от заинтересованных сторон, участвующих в процессе. В роли заказчика выступает управляющая компания, либо непосредственный владелец жилья. Исполнитель – мастера, которые меняют стояки.
Можно ли отказываться?
Закон говорит, что ни один из владельцев жилых помещений не имеет права создавать дополнительные препятствия для проверяющих, Управляющих Компаний. То же касается аварийных служб, органов Госконтроля. Частота контрольных осмотров – 1 раз каждые 90 дней. При аварийных ситуациях подобные мероприятия могут быть организованы в любое время.
Не стоит затягивать с решением конфликтных ситуаций, если они возникают. Если кто-то из участников отказывается проводить работы без уважительных на то причин – собственник квартиры имеет право обратиться в суд. Главное – собрать как можно больше доказательств в свою пользу. Можно попробовать организовать переговоры, но они далеко не всегда приводят к желаемым результатам.
Чьей собственностью являются стояки в квартире? Тонкости замены
В старых домах трубы, как правило, изготавливались из прочного, но не самого долговечного чугуна, который вряд ли как следует обслуживался, особенно в 90-е годы. К сегодняшнему дню хозяевам советских квартир давно пора задуматься о замене стояка, чтобы не доводить дело до аварии и до выплаты компенсаций своим залитым соседям.
Возникает закономерный вопрос – если труба проходит через весь дом от первого этажа до последнего, то кто отвечает за ее замену? О том, как и кем меняются стояки по закону, пойдет речь в материале.
Коммуникации по законодательству: чья собственность и обязанности?
Водоснабжение, канализация и электричество – это коммуникации, которые обслуживают всех жителей многоквартирного дома, а значит, они считаются общедомовой собственностью. Стояки, в том числе водоснабжения, которые находятся в квартире, как раз из их числа, и в соответствии со ст. 39 ЖК РФ содержатся они на средства жильцов по коммунальным счетам, которые собственники вносят каждый месяц.
Тут важно не перепутать: трубы, которые разветвляются от стояка до первого стыковочного соединения – это тоже общедомовое имущество, и за него отвечает УК, а после стыка – уже частное, ремонтировать который должен только хозяин.
В ст. 161 ч. 1.1 п. 5 ЖК РФ сообщается, что управление общедомовым имуществом должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого имущества из числа общей собственности жильцов квартир, а также давать гражданам возможность пользоваться коммунальными ресурсами, за которые они платят деньги.
Имущество, которое обеспечивает получение домовых услуг жильцами, закреплено в Приложении 1 Постановления Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». В числе прочих, общедомовой собственностью считаются:
Кто и когда должен менять трубы, в том числе канализации?
Вся общедомовая собственность должна ремонтироваться силами управляющей компании, на которую жильцы возложили обязательство следить за состоянием имущества общего пользования. Возможность отдавать управление в руки УК закреплена в статье ст. 161 ч. 2. п. 3 ЖК РФ, и, как правило, большинство жителей многоквартирных домов в России имеют отдельную организацию, которая ведет их коммунальные дела.
Ремонт и замена канализационных и водопроводных труб будет проводиться сотрудниками УК, ТСЖ, ЖКХ или другими ремонтными организациями по заявлению владельцев квартиры и с помощью акта, который свидетельствует, что какая-то часть трубы требует замены. Они же отвечают за ремонт по плану или за ликвидацию последствий аварии, которая была вызвана их попустительством.
Из видео узнаете, за чей счет должны обновляться трубы в квартире:
Каков срок службы по ГОСТ?
Срок службы труб, при условии их правильного обслуживания и своевременной очистки, сильно разнится в зависимости от того, из какого материала они были изготовлены. Каждые десять лет трубы должны подвергаться капитальному ремонту. Ниже приведем сроки эксплуатации коммуникаций из различных материалов по ГОСТу:
За чей счет проводят работы в квартире и подъезде?
Замена старых и прохудившихся стояков проводится за счет собственников многоквартирного дома. Именно они несут материальное бремя за содержание общедомового имущества. Деньги на ремонт коммуникаций будут браться из их коммунальных платежей, которые ежемесячно собирает управляющая компания на содержание дома.
В счете за «коммуналку» есть отдельная статья расходов «Содержание и ремонт жилья» – именно эти деньги должны идти на замену старой трубы стояка. Если проходит капитальная замена всей трубы во всем доме, то это уже другие средства, и берутся они из платежей жильцов по статье «Капитальный ремонт».
При замене здесь и сейчас платить ничего не нужно – житель и так каждый месяц вносит деньги на замену трубы общего пользования, и требовать с него платить за работу или оплачивать дополнительные расходы сотрудники УК не имеют права.
Исключением может быть личная вина жильцов квартиры. Если они ответственны за прорыв канализации по умыслу или по неосторожности, то выкладывать деньги за ремонт худой трубы они будут из своего кармана.
Если собственник квартиры захочет разобраться со стояком по своим личным причинам – например, если у него идет перепланировка – то платить за работу он будет из своих средств, а не из «коммуналки».
Совсем другая ситуация у собственников неприватизированного государственного жилья, которое находится в муниципальной собственности. Прописанный в ней гражданин считается нанимателем, а не владельцем, и оплачивать ремонт стояков обязан наймодатель – муниципальные органы.
Как бесплатно провести процедуру через УК/ЖКХ?
Если трубы уже давно отслужили свой срок эксплуатации и нуждаются в скорой замене или ремонте, то прежде чем начинать собирать бумаги и писать заявление, лучше первым делом вызвать на дом сантехника, который осмотрит трубы и вынесет решение: нужно ли менять стояк или же у хозяев просто разыгралось воображение и труба рабочая.
Специалист составит акт осмотра стояка, где опишет его состояние, перечислит повреждения и вынесет вердикт. Заключение эксперта – это важная бумага, которая может сыграть важнейшую роль во всей процедуре.
Куда обращаться?
Ответственность за замену труб, в том числе на кухне, лежит на управляющей компании, а значит, обращаться с заявлением на ремонт негодного стояка нужно туда же. В организации должен быть стол приема граждан, либо можно оставить бумагу можно в бухгалтерии. Составлять ее следует на имя главы УК и четко расписать в тексте причины ремонта и замеченные недостатки. Как это сделать правильно, мы рассмотрим ниже.
Необходимые документы
Для того чтобы операция прошла успешно, хозяевам квартиры придется позаботиться о следующем пакете документов на замену стояка:
Составление заявления в управляющую компанию
Заявление составляется в свободной форме, соблюдая ряд формальностей для типовых документов. Писать его можно как от руки, так и с помощью компьютера, потом распечатав на принтере. Нужен лист формата А4, чистый с двух сторон, без грязи и повреждений.
В тексте не должно быть:
Запрещено употреблять нецензурную лексику и угрожать сотрудникам УК.
Бумага составляется следующим образом:
Главное, не забыть попросить сотрудника поставить отметку, что в компании видели дубликат. Если УК без внятной причины откажется выполнять свои обязанности, на нее можно подать в суд и использовать экземпляр заявления как доказательство бездействия.
Сроки
Если с заявлением все в порядке, то руководство УК обязано рассмотреть бумагу и вынести решение. По ст. 31.к Постановление Правительства РФ № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» на работу с заявлениями отводится срок не более трех дней с момента регистрации документа.
В течение этого времени в компании должны определить, являются ли требования о замене стояка обоснованными, и если все справедливо, отправить хозяину письменное подтверждение и незамедлительно приступить к ремонту.
В квартиру могут направить собственного эксперта, который составит свое заключение о состоянии санузла, где он выскажется, требуется ли замена труб. Хозяевам придется предоставить ему доступ к коммуникациям.
Когда могут отказать и что делать в таком случае?
В УК могут отказаться от проведения ремонта стояка по следующим основаниям:
Личные расходы справедливы только для труб, которые отходят от стояка, но не для него самого.
Если хозяин считает, что решение УК нарушает его права или не согласен с выводами экспертов, то ему следует добиться отказа в письменной форме. Эта бумага послужит одним из доказательств в любой инстанции, в которую можно обратиться с жалобой на нерадивость сотрудников компании:
Здесь уже придется писать свое заявление на имя руководителя того органа, куда оно пойдет.
Сложности с законом при самостоятельных ремонтных работах
Запрета менять стояк самостоятельно как такового не существует, но есть нюансы. Жильцам разрешено своими силами ремонтировать общедомовое имущество на свои деньги, но прежде чем начинать работу, придется поставить УК в известность, что со своим стояком хозяин хочет справиться самостоятельно, а также заручиться разрешением соседей, через квартиры которых проходят коммуникации. Добро от УК получить сложно, ведь хозяин зачастую не является специалистом.
Если решиться менять стояк без ведома УК и других соседей, то такая операция будет считаться незаконной, и хозяин, проведший тайную замену, рискует получить повестку в суд от своей управляющей компании.
Ответственность в случае наступления аварийной ситуации
Наверняка последует иск в суд и от УК, и от соседей, и если будет доказана виновность, то хозяину поврежденного стояка придется оплатить весь ущерб, а также стоимость восстановительных работ общедомового имущества, которое было повреждено в результате аварии.
Подытоживая сказанное, сделаем несколько выводов:
Последствия отказа собственника заменить общий стояк в МКД
Собственно говоря, рано или поздно, но в любом доме начинается ремонт. И одним из его этапов является замена общего стояка трубопровода. Вроде бы ничего необычного.
Как ни странно, достаточно часто среди всех жильцов подъезда находится этакий «оппортунист», а иногда и не один, заявляющий, что он не будет менять стояк в своей квартире, или просто не открывающий дверь рабочим и представителям управляющей компании.
И дело здесь часто не в желании противопоставить себя остальным жильцам. Частенько такое случается по банальной причине: люди только что сделали дорогой евроремонт, установили сантехнические лючки, уложили плитку или другой дорогой отделочный материал, а тут придется все это ломать. И жильцы отказываются кого-либо допускать к своему участку стояка.
Стояк — общедомовое имущество
Однако далеко не все отказывающиеся понимают последствия такового шага. Все дело в том, что даже в приватизированной квартире не все принадлежит ее владельцам. Помимо имущества внутриквартирного, принадлежащего владельцам жилплощади, существует такое понятие, как «общедомовое имущество». И вот оно-то владельцам квартиры как раз и не принадлежит.
К общедомовому имуществу в частности относятся:
Они используются всеми квартирами через которые проходят, и потому их участки не могут быть переданы в частную собственность владельцам отдельных квартир.
И вот по отношению к общедомовому имуществу заявления таких «оппортунистов» в стиле «мой дом – моя крепость, кого хочу, того пускаю» не имеют никакой законной силы.
Следовательно, отказ в допуске к общедомовому имуществу рабочих с целю ремонта или замены, – это не что иное, как нарушение закона (пунктов 10–12 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491). А нарушение закона всегда влечет за собой определенные последствия.
Последствия отказа
1. Обязание через суд
Согласно пункту 85 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под поспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
Проще говоря, если управляющая компания в соответствии с законом заранее уведомила владельца квартиры о дате проведения работ, а тот, получив данное уведомление, не сообщил о том, что по уважительной причине он не может в этот день обеспечить доступ, а просто отказался допускать рабочих и представителей УК к общедомовому имуществу, то представители управляющей компании составляют «Акт об отказе в доступе в жилье».
После этого УК подает на владельца квартиры исковое заявление в суд, которое, как показывает судебная практика, практически всегда решается в пользу управляющей компании.
После того как решение суда вступит в законную силу, представители УК вместе с судебными приставами проходят в квартиру, уже не интересуясь мнением владельца.
Мало того, на проигравшую сторону (т.е. на владельца жилья), накладывается обязанность компенсировать УК все судебные издержки, а также обязанность выплаты исполнительского сбора в пользу приставов. Общая сумма может достигать 10 000 рублей. Но и это еще не все неприятности.
2. Обеспечение доступа к стояку (демонтаж препятствий)
Учитывая тот факт, что владелец недвижимости обязан обеспечить доступ к общедомовому имуществу, разбор всего того, что было установлено при дорогом ремонте и мешает доступу (короба, плитка, сантехнические лючки, дизайнерские перегородки, и т.п.) ему придется сделать за собственный счет.
Причем, требование об обеспечении доступа будет содержаться в решении суда. Но и это еще не все…
3. Ответственность за аварию
Если по вине владельца недвижимости, отказавшегося пустить рабочих к общедомовому имуществу, произойдет какая-либо авария и пострадает имущество других жильцов, то управляющая компания не будет нести за нее ответственность.
Единственный момент: представителям управляющей компании необходимо будет доказать несколько фактов. А именно:
а) что собственник был надлежащим образом уведомлен о необходимости замены труб в его квартире;
б) в согласованное время он не пустил представителей управляющей организации в квартиру;
в) причиной аварии действительно стал прорыв трубы в той части, которая относится к квартире ответчика.
Поэтому прежде чем не пускать в квартиру сотрудников УК, следует тщательно взвесить возможные последствия своего отказа.