Общий отдел городского суда чем занимается
Районный суд (городской суд)
Районный (городской) суд – орган судебной власти Российской Федерации, который входит в систему судов общей юрисдикции. Районный (городской) суд осуществляет судебную власть на уровне субъекта. В иерархической структуре районный (городской) суд стоит ниже областного суда, но находится выше судебных участков мировых судей. Районные суды образуются в районах, районах городов (для крупных городов) и городах на всей территории России.
Компетенция Районного суда
Районный суд является судом первой инстанции для большинства уголовных, гражданских и административных дел.
Районный суд является судом апелляционной инстанции в отношении мировых судей.
Районные суды не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.
Районным судам приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.
На районные суды также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях.
Районные суды призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).
В связи с этим и принято считать что, районные суды являются основным звеном судебной системы
Отметим, что решения (приговоры) районного суда, вынесенные им по первой инстанции, но не вступившие в силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в суде общей юрисдикции уровня субъекта РФ.
Организация районных судов
Организация районных судов определяется:
Законом о судебной системе;
Законом о судах общей юрисдикции в Российской Федерации;
Законом о статусе судей и другим законодательством.
Порядок создания и упразднения судов этого уровня определен Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Принципы деятельности районных судов
Деятельность районных судов по осуществлению правосудия проводится в соответствии с принципами, общими для всех органов судебной власти РФ.
Такими принципами являются:
единство судебной системы;
обязательность судебных постановлений;
несменяемость и неприкосновенность судей;
равенство всех перед законом и судом;
гласность в деятельности судов;
самостоятельность судов и независимость судей.
Полномочия районных судов
В соответствии со статьей 21 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные федеральным конституционным законом.
Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.
В соответствии со ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд рассматривает:
все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции (по подсудности).
дела об административных правонарушениях.
апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района.
дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
Таким образом, в настоящее время районные суды перестали быть судами лишь первой инстанции.
То есть районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций:
второй (апелляционной) инстанции;
инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Полномочия судей районных судов
Полномочия судей районных судов при осуществлении ими правосудия конкретизированы в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (УПК РФ), Гражданско-процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ), Кодексе Российской Федерации об административных правонарушений (КоАП РФ), иных нормативных актах.
Состав районных судов
Районный суд состоит из федеральных судей, которые назначаются на должность указами Президента РФ в соответствии с порядком, установленном на законодательном уровне.
В соответствии со статьей 33 ФКЗ «О судах общей юрисдикции» районный суд формируется в составе:
председателя районного суда;
его заместителя (заместителей);
судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия.
Таким образом, в каждом районном суде есть председатель и заместитель председателя, назначаемые Президентом РФ сроком на 6 лет.
При этом, одно и то же лицо может быть назначено председателем (заместителем председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда.
Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.
Аппарат районного суда
Аппарат районного суда обеспечивает деятельность судей по совершению правосудия и состоит из:
помощников председателя суда, помощников заместителя председателя и помощников судей;
начальников отделов (общий отдел, отделы по обеспечению судопроизводства по гражданским и уголовным делам);
специалистов и консультантов;
секретарей судебного заседания;
администратора суда, подчиняющегося непосредственно председателю и не включённого в штат суда;
технического персонала по обслуживанию зданий суда.
Функции председателя районного суда
Председатель районного суда выполняет следующие функции:
председательствует в судебных заседаниях;
распределяет другие обязанности между судьями;
назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях;
руководит работой аппарата суда;
организует работу по распространению правовых знаний и разъяснению законодательства;
руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики;
организует работу по повышению квалификации работников суда;
вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;
ведёт личный приём, организует работу суда по приёму граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
В случае, если районный суд состоит из одного федерального судьи, он одновременно исполняет полномочия председателя этого суда.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Городской суд
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие городского суда
Под городским судом понимают особый судебный орган, входящий в состав системы судов.
Городские суды приравниваются к районным судам, так как реализуют одинаковые с ними функции, различаясь только от места организации. Необходимо отличать городские суды от судов городов федерального значения, так как в указанных городах суды приравниваются к судам субъектов РФ. В частности, такие суды имеются в таких городах федерального значения, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.
Основной функцией городских судов является реализация правосудия, а именно реализация тех судейских функции, которые возложены на них действующим законодательством. При этом необходимо соблюдать ряд определенных принципов, которыми суд должен руководствоваться в своей деятельности:
В теории также выделяют ряд других принципов, более подробно характеризующих судебную систему и городские суды в целом.
Чаще всего городские суды имеют место в небольших городах, в которых не всегда имеет смысл разделения их на районы. В более крупных городах существуют районные суды, распространяющие свое подсудность на определенный район города. Однако такая модель применима далеко не ко всем городам.
Более подробно правовой статус судов регламентирован нормами Конституции Российской Федерации, которая устанавливает основные стандарты правосудия.
Значение городского суда
Городской суд выступает в качестве важнейшего звена судов общей юрисдикции. К его полномочиям относится разбирательство большой категории гражданских и уголовных дел по первой инстанции. Городской суд разбирает широкую категорию уголовных дел кроме тех, которые отнесены к подведомственности судов субъектов и мировых судов. Кроме того, отдельную подведомственность имеют краевые и военные суды.
Готовые работы на аналогичную тему
В частности, городские суды могут разрешать следующие вопросы:
Если районные суды образуются в каждом районе, городские образуется в городах. Если мы говорим о сельских районах, то здесь, как правило, суд объединяет несколько поселений и находится в районном центре.
Периодически в связи с пересмотром действующего законодательства России, меняется функция городских судов, что вполне обоснованно в связи с тем, что Российская Федерация ищет свой путь как правовое государство и в связи с этим далеко не все функции правоохранительных органов в полной мере устоялись.
В большинстве случаев районные и городские суда перегружены, так как на сегодняшний день судами рассматриваются очень большое количество споров в связи с участившимися случаями обращения граждан по факту нарушения их прав и свобод. В связи с факторами перегрузки, изменениями действующего законодательства, изменением обстановки возможно и перемена функций.
Характеристика городских судов
Городские суды формируются в городах и призваны осуществлять здесь ряд определённых функций. Указанные функции осуществляют в суде круг лиц, являющихся государственными служащими, а также помогающие обеспечить деятельность суда. Важную роль занимает председательствующий судья. Кроме того, председательствующий судья назначается в рамках конкретного судебного заседания. Если объем работ при разбирательстве какого-либо дела сравнительно небольшой, назначается один судья. Однако решение может приниматься и коллегией судей, состоящих из 3 человек а, коллегии, как правило, формируются по делам особой сложности.
Раньше существовали народные заседатели, которые помогали судьям осуществлять правосудие. В рамках одного суда существовало не менее 70 народных заседателей. Судебные заседатели пользовались всеми функциями и полномочиями судей, также осуществляя правосудие. В настоящее время данная должность упразднена.
Если в городском суде работает несколько судей, один из них назначается председательствующим. Председательствующий осуществляет руководство судом, на него также возлагается обязанность по юридической подготовке кадров, изучению и обобщению судебной практики, подготовке отчётности суда и так далее.
Судьи могут закрепляться за определённой территорией. Кроме того, возможна специализация по каким-либо категориям дел, например один судья может рассматривать только гражданские дела, другой уголовные, третий заниматься вопросами заключения под стражу и так далее. Некоторые судьи дежурят, то есть в указанный день осуществляет прием граждан, дают соответствующие разъяснения, принимают какие-либо срочные меры. Председательствующий обобщает деятельность суда и направляет указанные сведения в вышестоящий суд, а также местные исполнительные органы, при необходимости данная практика обобщается в правоохранительных органах. Председательствующий участвует также в совещаниях с представителями других правоохранительных органов, обобщается статистика раскрытия, расследования преступлений, наиболее частые ошибки, допускаемые правоохранительными органами с целью их последующего устранения.
Кроме того, важное место занимает вспомогательный аппарат суда, которым руководит также председатель суда. Это, например, судебные исполнители, секретари, работники канцелярии, работники делопроизводства и так далее. Данные категории работников играют особую роль в реализации деятельности судов. Например, они ведут корреспонденцию, регистрацию и учет принимаемой документации, следят за правильностью а, несут за это ответственность. Кроме того, секретари судебного заседания фиксируют в соответствующем протоколе ход судебного заседания, доводы сторон, показания потерпевших, подсудимого и так далее.
Районный суд: состав и структура
При определении структуры и штатного расписания районного суда необходимо руководствоваться Инструкцией по организационно-штатной работе в федеральных судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Данная Инструкция была утверждена приказом № 61 Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде (02.04.2011г.)
Структура суда представляет собой организационное устройство суда, в котором отражена схема подчиненности подразделений и должностей, а также принципы их взаимодействия.
Под штатным расписанием суда понимают документ, содержащий описание структуры суда, в частности, наименования и количество должностей, соответствующие им должностные оклады, тарифные ставки, допустимые должностные поощрения и надбавки, классные чины.
Разработанные структура и штатное расписание должны соответствовать определенной численности штата и не превышать лимиты выделенного бюджета на оплату труда. Утверждение документов осуществляет председатель суда после согласования с начальником соответствующего управления Судебного департамента в субъекте РФ.
Структура суда
Основные должностные единицы районного суда представлены председателем суда, его заместителем или заместителями и судьями. Очевидно, что конечная структура районного суда будет зависеть от численности работников.
Предположим, что количество работников районного суда составляет 15-25 единиц. Тогда структура суда будет выглядеть следующим образом:
Такой районный суд будет представлен следующими отделами:
Помимо указанного свою деятельность осуществляет администратор суда, не включаемый в штат, находящийся в подчинении у председателя суда и исполняющий его указания.
Для численности сотрудников 26-45 единиц структура районного суда изображена ниже на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура районного суда (26-45 сотрудников)
В свою очередь, численность работников, задействованных в деятельности районного суда, устанавливается из принципа достаточности для содействия реализации прав всех граждан, по месту проживания относящихся к территории конкретного судебного района.
При определении штатной численности судей в районном суде, в том числе, руководствуются общим, закрепленным бюджетными показателями, количеством судей всех федеральных судов общей юрисдикции: численность судей районного суда должна находиться в границах запланированных финансовых данных. Количество судей районного суда устанавливает Судебный Департамент, согласовывая этот показатель с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.
Законодательно предусмотрена возможность при необходимости организовать постоянное судебное присутствие.
Судебное присутствие представляет собой обособленное подразделение районного суда, реализующее его полномочия, образованное с целью приблизить правосудие к отдаленно расположенному месту пребывания или проживания лиц-участников дела.
Должности председателя суда, его заместителя и судей районного суда замещаются по назначению Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда, при этом должно иметь место положительное заключение квалификационной коллегии судей, действующей на территории соответствующего субъекта России. Сроки пребывания в должностях следующие:
Председатель районного суда
Председатель районного суда – должностное лицо, деятельность которого направлена на исполнение процессуальных и административных функций в рамках реализации возложенных на районный суд полномочий.
К управленческой деятельности председателя районного суда относится:
К числу иной деятельности председателя, не связанной непосредственно с управлением судом, относится:
В ситуации, когда председатель районного суда временно отсутствует, согласно его поручению реализация полномочий председателя возлагается на заместителя. Если же у председателя отсутствует заместитель, полномочия передаются одному из судей этого районного суда.
Аналогично, в ситуации, когда полномочия председателя были приостановлены или прекращены, они передаются на исполнение заместителю или, в случае отсутствия такового, одному из судей районного суда (согласно решению Председателя Верховного Суда РФ).
Обеспечение функционирования районного суда с точки зрения организации (реализация мероприятий информационного, финансового, кадрового, материально-технического и пр. характера) является задачей Судебного Департамента при Верховном суде РФ и аппарата конкретного районного суда.
Аппарат районного суда
Под аппаратом районного суда понимают структуру в составе районного суда, деятельность сотрудников которой направлена на организационное обеспечение деятельности судей.
Руководство аппаратом районного суда осуществляет его председатель. Выделяют две группы работников аппарата районного суда (Закон о судах общей юрисдикции, ст.38, ч.6 и 8):
Помимо непосредственного руководства аппаратом председатель районного суда также определяет структуру, численность сотрудников и штатное расписание аппарата подведомственного районного суда. При этом данные организационные моменты должны быть согласованы с Судебным департаментом, и численность сотрудников аппарата не может превышать заложенных в федеральный бюджет плановых показателей.
Параметры аппарата районного суда (количество сотрудников, отделы и их названия) не обязательно совпадают у районных судов разных судебных районов, определяются организационно-штатным расписанием суда. Указ Президента РФ № 1574 «О реестре должностей федеральной гражданской службы» (31.12.2005г.) закрепляет перечень должностей работников аппаратов судов.
Функции аппарата районного суда
Деятельность аппарата суда направлена на реализацию следующих функций:
Полномочия помощника председателя суда
Данная должность замещается (осуществляется освобождение от нее) по назначению председателя районного суда. Перечень полномочий помощника председателя суда (судьи) зависит от вида судопроизводства. Для помощника судьи районного суда в гражданском судопроизводстве определены следующие обязанности:
В настоящее время процессуальный статус помощника судьи не установлен процессуальными кодексами РФ. Исполнение должностных полномочий помощником осуществляется согласно должностной инструкции, а также Типовым должностным регламентам, определенным приказом Судебного департамента № 272 (06.12.2010г.).
Администратор районного суда
Данное должностное лицо не включено в штат районного суда. Назначение на эту должность (освобождение от нее) осуществляет начальник управления Судебного управления на основании представления председателя суда.
Администратор исполняет распоряжения председателя соответствующего районного суда, освобождая его от деятельности, которая не имеет непосредственного отношения к отправлению правосудия. Ключевой обязанностью администратора является обеспечение организации функционирования суда, в том числе:
Консультант районного суда
Такая должность вводится в случае наличия значительного объема судебной работы в районном суде. К обязанностям консультанта относится:
Заведующий канцелярией районного суда
Для устройства районного суда характерно наличие одной канцелярии, многосоставного суда – две канцелярии: по гражданским делам и уголовным делам. Деятельность заведующего, в том числе, опирается на Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, определенную приказом Судебного департамента № 36 от 29.04.2003г. Заведующий канцелярией в рамках своей служебной деятельности выполняет следующие функции:
Секретари
Секретарь районного суда исполняет служебные обязанности такие как:
Секретарь судебного заседания, в свою очередь, в рамках служебной деятельности выполняет следующие действия:
Задача по поддержанию определенного порядка функционирования районного суда подлежит исполнению Федеральной Службой Судебных Приставов РФ в лице судебных приставов. Относительно обеспечения порядка деятельности районного суда судебный пристав обязан:
Организация работы районного (городского) суда
Организация работы районного (городского) суда возлагается на председателя. Кроме него в этом участвуют все судьи и работники аппарата суда.
Председатель суда, прежде всего, является судьей, поэтому в его функции входит рассмотрение уголовных, гражданских и административных дел. Как руководитель органа судебной власти председатель районного (городского) суда: распределяет дела и другие обязанности между судьями; ведет личный прием граждан, организует работу по приему и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; образует при необходимости специализированные составы суда для рассмотрения отдельных категорий дел. Например, о несовершеннолетних, семейных и иных дел; руководит изучением и обобщением судебной практики, ведение судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные объединения и должностным лицам об устранении нарушений закона; ходатайствует перед Верховным Судом о внесении предложений в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов; представляет к назначению судебных исполнителей и организует их работу; руководит работой аппарата суда; осуществляет прием и увольнение работников суда и технического персонала; организует работу по повышению квалификации работников суда.
Руководство работой суда осуществляет также заместитель председателя в соответствии с распределением обязанностей между ним и председателем. В случае отсутствия последнего или невозможности выполнения им своих обязанностей функции председателя районного (городского) суда полностью исполняет его заместитель (ч. 2 ст. 23 Закона).
Распределение обязанностей по рассмотрению дел между судьями осуществляется на основе следующих принципов:
1) территориального (зонального), при котором весь район (город) делится на зоны по количеству судей и за каждым из них закрепляется определенная зона. Все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории, рассматривает соответствующий судья;
2) предметного (функционального), когда существует специализация судей по рассмотрению либо уголовных, либо гражданских дел. Возможна и более узкая специализация по отдельным категориям уголовных (о хищениях, об автотранспортных преступлениях, по делам о несовершеннолетних) и гражданских дел (по трудовым, жилищным, семейным спорам и т.д.).
3) предметно-зонального, в соответствии с которым судья рассматривает определенную категорию дел (уголовных или гражданских), поступающих из закрепленной за ним территории;
4) беззонального или текущего, когда уголовные дела рассматриваются судьями по поручению председателя суда, а гражданские – все те, по которым судья принял жалобы и заявления во время приема граждан.
Решение о применении одного из перечисленных принципов распределения дел принимается председателем суда и зависит от количества судей, их деловых качеств и профессионального объема работы и других обстоятельств, отражающих специфические особенности данного района (города).
У всех судей районного (городского) суда имеются календарные планы судебных заседаний, в которые заносятся уголовные, гражданские и административные дела по мере их поступления. Рассмотрение дел в судебных заседаниях планируется с учетом сроков, установленных законом на их разбирательство, и назначается на определенный день и час. При отложении слушания дела оно снова заносится в календарный план рассмотрения.
Также в суде составляется общий план на квартал, где предусматривается вся организационная работа: обобщение судебной практики, проверка работы канцелярии и судебных исполнителей, чтение лекций, повышение квалификации кадров и т.д. В квартальном плане указываются сроки выполнения каждого мероприятия с указанием даты и ответственных лиц. Итоги его выполнения подводятся на оперативном совещании всех сотрудников районного (городского) суда, на котором составляется и обсуждается и новый квартальный план.
Председатель, судьи и судебные исполнители районного (городского) суда ведут прием граждан, который осуществляется по графику в строго установленное время. Учет приема посетителей осуществляется в специальном журнале, где регистрируются поданные жалобы и заявления, отражается их движение, сроки и результаты рассмотрения.
В каждом районном (городском) суде регулярно проводятся обобщения судебной практики в целях улучшения его деятельности, выявления и устранения допущенных ошибок и выработки предупредительных мер. Для обобщения выбирается наиболее актуальное в данный период и в данной местности категория дел с целью анализа качества их судебного рассмотрения. Она избирается с учетом предложений вышестоящих судов, органов Министерства юстиции, распространенности тех или иных правонарушений в районе (городе) и т.д.